Игровые обучающие ситуации презентация на тему. "игровые технологии в образовательном процессе доу" Игровые обучающие ситуации

Классификация игровых ситуаций и характеристика основных видов Игровые ситуации - один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации. Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные. Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила – это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый – злой, честный – лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей. Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи: коммуникативное развитие детей; пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Для развития полноценного игрового общения педагоги активно используют такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Наряду с ситуациями-иллюстрациями мы успешно используем в образовательном процессе ситуации-упражнения. Теперь у нас ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций можно на любых уроках начальной школы. Участие младших школьников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний школьников и повышает эффективность обучения. В начальной школе можно использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Как уже показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация. а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения игровой ситуации; это разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи - коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют эти задачи, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет нашим педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» школьной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались». Это дает нам возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости - уходить от неприятных ситуаций. Игровые обучающие ситуации позволяют нам успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи. Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, педагоги при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. Игровые ситуации, которые решали задачи языкового развития, преобразуются нами так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми. Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация – драматизация. Для детей младшего школьного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Особое внимание педагогу следует обратить на организацию подготовительного периода работы над создаваемой пьесой, в процессе которого решаются не только художественные, но и воспитательные задачи. Именно здесь происходит первое проникновение в замысел автора, понимание типичности или исключительности ситуации, воспроизведение композиции, сюжетных, смысловых кульминаций и понимание героев. Учитель помогает ребятам овладеть культурой языка произведения, проанализировать основные его компоненты. Установка на игровую ситуацию – драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения. Для создания речевой ситуации, позволяющей правдиво раскрыть образ героя, учащемуся необходимо придумать и передать в действиях или слове то, что лишь намечено автором. Творческое воображение в этом случае также должно быть активным, но в строгом соответствии с замыслом автора. Игровая ситуация требует от детей поиска вариативности в применении выразительных средств в соответствии с характерами тех героев, с которыми им приходится общаться. О том, что игра-драматизация как средство формирования навыков выразительного чтения является эффективной, свидетельствует следующее: при работе над другими произведениями с более усложненными сюжетами и характерами персонажей подготовительные этапы занимают значительно меньшее время, так как опыт работы над произведениями у детей накапливается и помогает им проявлять возросшую самостоятельность и элементы творчества в работе над образами, сюжетом, текстами. На последнем этапе игры-драматизации ребята самостоятельно исполняют все роли в произведении. Воспитательная ценность игры-драматизации детей, построенной на максимальном проявлении их самостоятельности, сформулирована в следующих словах Л.С. Выготского: «Так же точно, как пьесу, нужно предоставлять детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребенку. Ребенка будут связывать и смущать подмостки и все внешние формы театра взрослых, прямо перенесенные на детскую сцену; ребенок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающее на долю ребенка со стороны взрослых». Игровая ситуация – соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности учащихся. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок – месяц, четверть. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением – соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным. Среди игровых ситуаций, которые могут применяться педагогами на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность ученика, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми. Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении коммуникативных задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования школьников. В арсенале банка игр каждого учителя, воспитателя группы продленного дня есть педагогически управляемые коллективные ролевые игры, воспитательный потенциал которых реализуется только при условии педагогического руководства ими. Самостоятельное развертывание их школьниками крайне затруднительно, поскольку они требуют подготовительного периода, продолжаются довольно долго во времени, многие из них предполагают экспертную функцию, осуществление которой не всегда по силам самим школьникам без педагога-руководителя. Как правило, эти игры нацелены на выполнение определенных педагогических задач. Деловая игровая ситуация – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности на уроке. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. (Много таких игровых ситуаций встречается на страницах учебника «Математика», автор Акпаева А.Б.) такие игры должны занимать достаточно большое место в учебном процессе, расширяя кругозор детей, повышая их интерес к учебе. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игровой ситуации. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игровой ситуации всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс. Многие игровые ситуации такого характера можно использовать на разных уроках, меняя лишь содержание. Используя игровые ситуации на уроках, учитель обучает детей, не переутомляя их, приковывает внимание к материалу урока, заставляет напряженно мыслить. Применение дидактических игровых ситуаций повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если игровая ситуация методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Дидактические игровые ситуации воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулирует и активирует познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся. В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.

Игровые ситуации

Игровые ситуации - один из методов активного обучения , отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия .

Учебные ролевые игры


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Игровые ситуации" в других словарях:

    Игровые приемы и процедуры (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие… … Википедия

    - (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих … Википедия

    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ - – основной объект исследования математических теорий конфликтных процессов как раздела математической теории игр. Самая элементарная конфликтная ситуация может наблюдаться на примере салонных игр. А с т. зр. наибольшей приближенности к реальности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МЕТОДЫ ИГРОВЫЕ (ИГРОТЕХНИКА) В СОЦИОЛОГИИ - игровые методы в социологии прикладной (см.) были созданы в ответ на затруднения, с к рыми столкнулись социологи, работающие на предприятиях народного хозяйства: как проводить исследования при часто меняющихся требованиях заказчика, как учитыть… … Российская социологическая энциклопедия

    Активные методы обучения - (АМО) методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и… … Российская энциклопедия по охране труда

    - (МАО) совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мафия (значения). Это статья о салонной ролевой игре 1986 года. Статья о компьютерной видеоигре 2002 года здесь М А Ф И Я Разработчик(и) Дмитрий Давыдов … Википедия

    F.E.A.R. 2: Reborn … Википедия

    Игра в снукер ведётся ударами битка по шарам на столе двумя (или более) игроками, которые, по очереди выполняя удары, пытаются набрать больше очков, чем противник в рамках правил игры. Игра пр … Википедия

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МБДОУ д/с №15 «Ручеёк»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Петровск

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырём основным видам речевой деятельности. Если справедлива пословица «По одёжке встречают, по уму провожают», то она, в первую очередь приемлема к человеческому общению, где слова - «одёжки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Конечно, было бы неверным судить о человеке только по его словам, но в тоже время не возможно правильно оценить человека, не принимая во внимание его речь. Люди знали это с древних времён, ещё Сократ говорил: «Заговори, что бы я тебя увидел».

Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

Педагогическая технология О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

  1. развиваем умение сотрудничать;
  2. развиваем умение активно слушать;
  3. развиваем умение высказываться;
  4. развиваем умение правильно перерабатывать информацию.

К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми относятся:

  1. ситуации общения;
  2. игровые обучающие ситуации;
  3. творческие мастерские;
  4. интегрированные занятия с элементами кооперации.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Игровые обучающие ситуации могут быть четырёх видов:

  1. ситуации – иллюстрации;
  2. ситуации – упражнения;
  3. ситуации партнёрского взаимодействия (ситуации – проблемы)
  4. ситуации – оценки.

В ситуациях – иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации – иллюстрации используются в младшей группе.

Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций – иллюстраций предлагаются игровые ситуации – упражнения . Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового действия.

Участие детей в ситуациях партнёрского взаимодействия способствует освоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их. Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение.

В старшей группе начинают использовать ситуации – оценки , предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать уже принятое решение, оценить его.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом.

Конспект НОД в средней группе «Лесенка доброты» с использованием сценария активизирующего общения (по О.М.Ельцовой)

Примерная основная образовательная программа

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

Возрастная группа средняя группа

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

«В гостях у сказки»

Тема НОД «Лесенка доброты»

Цель: Создание игровых обучающих ситуаций для развития коммуникативных способностей детей.

Задачи:

Формировать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей) , навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции.

Сформировать и расширить представление детей о доброте, как о ценном качестве человека.

Продолжать учить детей сравнивать предметы по размеру и обозначать результаты сравнения словами: верхний – нижний.

Совершенствовать умение аккуратно пользоваться клеем, прикладывать стороной намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Развивать коммуникативные навыки устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

В совместных играх развивать умение выполнять правила игры, а так же элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Воспитывать интерес к устной речи, настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, игра, практическая работа, беседа

Оборудование: колокольчик, мяч, картины «Лесенка доброты» со злой Бабой-Ягой и «Лесенка доброты» с доброй Бабой-Ягой, предметы: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; флеш-проигрыватель, аудиозапись песни «Если добрый ты» слова Пляцковского М., музыка Савельева Б. По количеству детей: заколдованные и расколдованные картинки (грязные ботинки, неубранная постель, мама несет тяжелую сумку, мальчик плачет, дети ссорятся, сидит мальчик, а рядом стоит бабушка, т.п.; чистые ботинки, застеленная постель, мальчик помогает нести сумку маме, мальчик смеется, бабушка сидит и улыбается, а рядом стоит мальчик, т.п.); ватман, заготовки для цветов, клей-карандаш, салфетки.

Предварительная работа:

Беседа о доброте, конкурс на самый добрый вопрос.

Чтение сказок и рассматривание иллюстраций.

Сценки-этюды «Поможем Пяточку», «Как помочь зайке и мишке», «Добрый мальчик», «Приветливые люди», «Доброе превращение », «Школа вежливости».

Дидактические игры и упражнения «Лесенка доброты», «Вежливо – невежливо», «Темные и светлые слова».

Дети играют, воспитатель берет колокольчик и, звеня им, читает стихотворение.

Мой колокольчик звенит, заливается,

И ребята вокруг собираются.

Мой колокольчик звенит и звенит,

Всем ребятам собираться велит.

Мой колокольчик звенит, заливается

И звоночек его всем нам нравятся.

Ребята, посмотрите в окошко и скажите какое сегодня утро? (ответы детей). Да, утро доброе, ласковое, ясное. И солнышко нам улыбается и протягивает свои лучики, приветствует всех нас.

Протяните к солнышку руки, улыбнитесь ему, а теперь повернитесь друг к другу и подарите свою улыбку. Ребята, я тоже вас всех приветствую, посылаю вам всем свою улыбку.

Посмотрите, что за стрелки на полу, куда они ведут?

(Дети подходят к картине «Лесенка доброты», садятся на стульчики)

Беседа по картинке «Лесенка доброты»

Каких героев сказок вы видите? Кто расположен на нижней (верхней) ступеньке? Как вы думаете, почему они изображены на разных ступеньках лестницы? Какие из героев добрые, а какие - нет? Почему вы так думаете? (Ответы детей).

Баба-Яга больше не хочет быть злой, а хочет стать хорошей, доброй. Поможем ей в этом? (Ответы детей).

Расскажите ей, что такое доброта? (Ответы детей)

А теперь все вместе скажем и внимательно вслушаемся в это слово - доброта (Слово «доброта» педагог произносит мягко, нежно).

Всегда, и в давние времена, как рассказывают книги, и сейчас это слово произносят мягко - доброта. Добро тебе, добро от тебя. Как это верно!

Что делает человека добрым: дела или слова? (Ответы детей) .

Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать? (Ответы детей: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении...).

Дети вместе с педагогом подходят к столу, где лежат разнообразные предметы: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер.

Посмотрите, как много здесь разных предметов. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? (Ответы детей: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку).

Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, забота о них. Если вы добрые, то у вас много друзей.

Расскажите про своего доброго друга.

Игра «Добрый друг»

Дети под музыку шагают по кругу, а когда она заканчивается, педагог вручает мячик одному из детей, и тот, называя по имени своего друга, говорит о его добрых делах и поступках.

Я знаю, что…(Ответы детей: Саша всегда убирает игрушки…).

А затем все дети хором произносят:

Станьте, дети! Станьте в круг!

Станьте в круг! Станьте в круг!

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, верный друг!

Ласковое, доброе слово душу согревает. Давайте изменим имя Бабы-Яги, назовем ее ласково нежно.

Игра « Ласковое слово»

(Бабушка-Яга, Бабушка-Ягуля, Бабуленька-Ягуленька…)

Игра «Добрые превращения»

Помогите расколдовать заколдованные Бабой-Ягой картинки и тогда ее злые чары исчезнут.

Дети проходят, садятся за столы. Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребенка по одной карточке - заколдованные картинки. Педагог показывает с противоположным действием картинку (расколдованную).

Надо накрыть соответствующую заколдованную картинку - расколдованной. И рассказать, почему именно эта картинка расколдованная.

В конце игры педагог накрывает картинку злой Бабы-Яги – доброй Бабуленькой-Ягуленькой .

Посмотрите, случилось волшебство, Бабуля-Ягуля стала доброй, нежной.

Рассматриваем картинку «Лесенка доброты», где Баба-Яга – добрая, веселая, а злая исчезла.

Все считают, что Яга хитрая и злая,

А мне кажется, она вовсе не такая.

Если ей прическу сделать,

Макияж ей нанести,

Зубы вставить побелее

И букет преподнести.

Станет доброй и красивой,

Вас не будет обижать.

Хочет быть Яга любимой,

Это надо понимать!

А чтобы бабушка не забыла, что такое доброта и больше никого не обижала, подарим ей букет цветов.

Коллективная аппликация «Букет цветов»

Во время работы детей звучит песня «Если добрый ты» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.

Я думаю, что и вас смело можно назвать всех без исключений добрыми детьми! Ведь вы помогли Бабе-Яге стать доброй! Хочется вам пожелать:

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли.

Чтобы добрыми словами,

Говорили вы с друзьями.

Использованные материалы и Интернет – ресурсы

1. Ельцова О. М., Терехова А.Н. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru

2. Смирнова И. «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» [Электронный ресурс] URL: http://pedagogie.ru/

3. Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», Детство-пресс, 2008

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
17 октября 2013 г. вышел в свет приказ N 1155 г
. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", где прописаны
основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Согласно ФГОС ДО, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались и использовать для этого разные педагогические технологии.
Что же такое педагогическая технология?
\ В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как:  Компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.  Инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость), а также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога.  Система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития
личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат. В ФГОС делается акцент на то, что игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности.
Игра
- наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева и др.). Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А.В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную актив- ность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно- ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают результаты исследования Л. А. Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции. Использование сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не
вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
 свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию педагога, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;  творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;  эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;  деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;  деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.  деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени. Важна и другая сторона явления: экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности. С. Л. Рубинштейн считает, что игра - это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности. « Людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». И.А.Комарова, предлагает использовать игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, и С.Н. Николаева, которая считает, что игровые обучающие ситуации способствуют формированию у дошкольников системы представлений о природе, а это в свою очередь является эффективным средством воспитания детей. Огромная роль в воспитании у детей осознанно-правильного отношения к природе принадлежит игровым обучающим ситуациям. Использовать сюжетно- ролевые игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н.Николаева и И.А.Комарова.
Что же такое ИОС?

Форму обучающей игры
воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
Цель игровой технологии
- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. 2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна

соответствовать следующим требованиям:
1.
Технологическая схема
– описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. 2
. Научная база
– опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. 3.
Системность
– технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. 4.
Управляемость
– предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. 5. Э
ффективность
– должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. 6.
Воспроизводимость
– применение в других образовательных учреждениях.
Игровая технология строится
как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.
Особенностью игровых технологий
является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.
Использование игровой обучающей ситуации

в педагогическом процессе

важно по целому ряду причин:
 они дают возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствуют становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствуют потребностям детей в общении и познании окружающей природы, поэтому они должны быть так же широко использованы в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;  непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;  непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;  все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;  в игровой комплекс включаются игры и игровые обучающие ситуации на развитие разных анализаторов (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);  экологические знания, полученные в игровой деятельности и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка. В работе по экологическому образованию детей важным является использование разных типов игровых обучающих ситуаций, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами, деятельность.
При подборе игровых обучающих ситуаций, прежде всего, необходимо

уделять внимание следующим вопросам:
 формированию понимания самоценности природы;  осознанию ребенком себя как части природы;
 воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;  формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;  пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;  формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;  формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе повседневной жизни.
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая

игра. Её характеризуют следующие моменты:
 она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;  оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;  в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;  игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;  воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Игровые ситуации основаны на следующих принципах:
 Отсутствии принуждения;  Поддержке игровой атмосферы, реальных чувств детей;  Взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;  Переходе от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным. Игровые обучающие ситуации (И.О.С.) – специальная форма сюжетно – ролевой игры, разработанная Светланой Николаевной Николаевой.
Она выделяет несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Игровые обучающие ситуации делятся на три типа:

Первый тип ИОС
- использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы.
Второй тип ИОС
связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.
Третий тип ИОС
- это различные варианты путешествий
1.Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных

группах
, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым
млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.
2.Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков. Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними. Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя
или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе. Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают. Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.
АЛГОРИТМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ С ЛИТЕРАТУРНЫМ

ПЕРСОНАЖЕМ

Построение ИОС:
имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
Организация ППРС для ИОС

Содержание игры:
дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.
Проведение игры
: объявление названия и сюжета от имени персонажа, распределение ролей, выступление персонажа в одной из двух функций: выполнение роли знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака, поддержание воображаемой ситуации в соответствии с сюжетом с помощью игрового персонажа
Руководство игрой:
постоянное поддержание специальными приемами воображаемой ситуации того пространства, в котором протекает игра, наблюдение за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевых взаимоотношений; Насыщение игры ролевыми диалогами и игровыми действиями, через
которые осуществляется дидактическая цель.
3.И

гровые обучающие ситуации типа путешествий
Еще один вид ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей.
Путешествия


в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия, Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).
Игра-путешествие
как разновидность игровой ситуации предполагает наличие единого сюжета, в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами. Игры-путешествия могут иметь разнообразное содержание – путешествие по стране и городу, миру величин, красок, звуков. Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. Важным является то, что игры путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.

АЛГОРИТМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ ТИПА

ПУТЕШЕСТВИЙ

Построение ИОС
: имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
Организация ППРС для ИОС
: наличие игрушек, атрибутов, специально организованного пространства и предметной среды
Содержание игры
: дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.
Проведение игры
: объявление названия и сюжета в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами, распределение ролей, принятие роли на себя, поддержание воображаемой ситуации в соответствии с сюжетом.
Руководство игрой
: постоянное поддержание специальными приемами воображаемой ситуации того пространства, в котором протекает игра, наблюдение за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевых взаимоотношений; Насыщение игры ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые осуществляется дидактическая цель.
Таким образом, делаем вывод что:
1.Все игровые обучающие ситуации требуют от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит игру с детьми. 2.Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т.к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. 3.Каждая тема игровых обучающих ситуаций должна иметь свою цель, содержание, не повторять предыдущую ситуацию, но быть связанной с ней. 4.Каждая игровая обучающая ситуация должна содержать небольшой объем новых знаний, которые позволят дошкольникам постепенно и более надежно усвоить материал;
5.Включать в содержание игровых ситуаций больше вопросов продуктивного характера, этим достигается умственная и речевая активность детей; 6.Для поддержания интереса к персонажу, в каждую встречу следует вносить элемент новизны: детали костюма, натуральные предметы, дидактические плакаты, наборы мелких картинок, видеоматериал, игрушечный телевизор, показ слайдовых презентаций и тд. 7.Для создания интереса, необходимо создать условия и обстановку для проведения игровых обучающих ситуаций, особенно ИОС типа путешествий. 8.Игровые обучающие ситуации будут давать положительный результат, если будут сочетаться с другими формами работы с детьми
Заключение
: Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра, как метод экологического воспитания, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников. Дети погружаются в игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации.
Благодаря использованию ИОС:
- решаются основные воспитательно-образовательные задачи; - повышается активность детей в процессе обучения; - снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности; - развивается эмоциональная отзывчивость. -игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Игровые обучающие ситуации, помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игровых обучающих ситуаций с другими формами работы, способствуют формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе и ко всему живому. При использовании игровых ситуаций на занятиях дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы, задают много дополнительных, интересующих их вопросов. В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками ИОС можно использовать не только в экологическом воспитании, но и во всех направлениях развития и образования детей (во всех о.о.), а также при организации самостоятельной деятельности детей.
Литература:
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42. 2. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с. 3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с. 4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с. 5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с. 6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49. 7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с. 8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил. 9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.

Мастер - класс

Игровая обучающая ситуация как метод активизации познавательно-речевого развития дошкольников

I. Теоретическая часть.

Одним из приоритетных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является познавательно-речевое развитие дошкольников. Речевое развитие происходит в процессе познания ребенком окружающего мира. Стараясь давать детям как можно больше разнообразных знаний, решаются задачи развития речевой функции, познавательные процессы, эмоционально-волевой и нравственной сферы. Так происходит гармоничное развитие ребёнка. А с учетом того, что в настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности, меняются функции педагога. Теперь мы должны выступать в роли организатора интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого приходиться осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль воспитанника.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного решения проблемы развития личности ребенка.

Особая роль в данной ситуации отводится игровой форме организации работы с детьми дошкольного возраста, т. к. ведущим видом деятельности для них является игра. Появляется необходимость активного использования новых игровых технологий.

Одной из наиболее приемлемых мы считаем использование игровых обучающих ситуаций (не путать с игровыми ситуациями, возникающими спонтанно по инициативе ребенка или воспитателя).

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

В чем же преимущества ИОС:

  1. Возможность использования практически во всех образовательных областях и их интеграции в ходе проведения ИОС;
  2. Возможность использования на любом возрастном этапе развития ребенка;
  3. ИОС способствуют активизации детей в процессе обучения, развитию интереса к умственной деятельности, снижают утомляемость,
  4. В процессе игровых обучающих ситуаций развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
  5. ИОС одновременно и параллельно решают задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми. Это достигается за счет изменения стиля взаимоотношений педагога и детей на партнерский.
  6. Способствуют речевому развитию ребенка.

Но для того, чтобы игровые обучающие ситуации решали поставленные задачи, необходимым условием является тщательная подготовка педагога к их проведению: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, эмоционального вхождения в роль.

На сегодняшний день в педагогике выделены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями:

. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами,

которые строятся на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Главный смысл использования такого рода игрушек - это сопоставление живого объекта с неживым аналогом по внешнему облику и способу функционирования (поведения).

Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

Игрушки - аналоги можно сопоставлять не только с живыми объектами, но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями.

. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами,

которые связаны с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания.

В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действую в новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.

Подбирать персонажей литературных произведений следует так, чтобы персонаж имел кукольное воплощение и соответствовал программе данной возрастной группы.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить - объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, т.е. из обучаемых детей превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.

  • Третий тип игровых обучающих ситуаций - это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и т.д.), в процессе которой дети в роли путешественников, экскурсантов, туристов узнают много нового. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму.

Сюжет и роли игры-путешествия допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний или систематизацию уже имеющихся знаний.

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Игровые обучающие ситуации - одна из эффективных форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. ИОС одновременно и параллельно решают задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми. Это достигается за счет изменения стиля взаимоотношений педагога и детей, на партнерскую.

II . Практическая часть.

Мастер - класс по использованию ИОС в экологическом воспитании дошкольников «Увлекательное путешествие».

(имитация совместной деятельности, педагоги выступают в качестве дошкольников).

Цель: познакомить педагогов с игровыми экологическими обучающими ситуациями, используемыми в развитии познавательной активности дошкольников.

Задачи:

1. познакомить с игровыми экологическими обучающими ситуациями, используемыми на разных возрастных этапах познавательно - речевого развития дошкольников;

2. продемонстрировать возможность интегрирования различных образовательных областей в процессе работы с использованием игровых экологических обучающих ситуаций;

3. способствовать приобщению педагогов к проблемам развития познавательно - речевой активности детей;

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Материалы: Демонстрационный: компьютерная презентация по теме; альбом «Лекарственные растения», игрушки: доктор Айболит, заяц из кукольного театра.

Раздаточный: разноплановые игрушки-аналоги (плоскостные, резиновые, пластмассовые); картинки, трафареты с изображением домашних, диких животных, животных жарких стран, насекомых, птиц, земноводных, рыб; емкости разного размера и материала; камни, желуди, ракушки, семечки подсолнечника, тыквенные семечки.

Ход деятельности:

Педагог: сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, оно будет необычным, увлекательным и познавательным. От вас требуется хорошее настроение, позитивный настрой. А куда мы с вами отправимся, вам подскажет правильный ответ на мою загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

одна седая, другая молодая,

третий скачет, а четвертая плачет. (Времена года)

Да, сегодня мы отправляемся к временам года.

Начнем мы наше путешествие с самого долгожданного и любимого всеми времени года: лета. Хочешь поглядеть на лето?

В лес пускают без билета!

Пойдем мы с вами в летний лес: но для начала, давайте вспомним правила безопасного поведения в лесу (ядовитые грибы, незнакомые ягоды, не разжигать огонь, сильно не шуметь, быть внимательными, осторожными, смотреть под ноги, запоминать приметы). Представьте, идем мы по лесу, кругом деревья, под ногами растут грибы, ягоды, щебечут птицы, мелькнула за деревом чья-то тень. Слышен плач, за деревом сидит зайка.

Участник: «Заинька, что же с тобой случилось?»

Педагог в роли зайца: «Лапку порезал, а как остановить кровь, не знаю».

Педагог, обращаясь к участникам: «Что делать, как можно помочь бедняжке?»

(Дети старшей, подготовительной групп могут объяснить способы помощи герою, выбирая нужное лекарственное растение, используемые в данной ситуации, из альбома. Для детей младших групп предлагается пригласить доктора Айболита, который расскажет, как помочь зайцу. Но для того, чтобы доктор пришел, необходимо охарактеризовать его.)

Педагог в роли зайца: «Спасибо за помощь, я побежал к маме зайчихе, которая уже, наверное, волнуется». Уходит. Доктор Айболит тоже уходит, идет лечить зверюшек.

(В данной части интегрированы образовательные области: безопасность, коммуникация, познание)

Педагог: А нам пора продолжить наше путешествие.

Дождь, дождь целый день

Барабанит в стекла,

Вся земля, вся земля

От дождя намокла.

Вот и прибыли мы в самую сырую, унылую пору - осень.

Игра «Капельки»

Педагог: (предлагает участникам «превратиться» в капельки). Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (участники хаотично гуляют по залу).

Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (участники разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).

А теперь ручеек течет и впадает в море, (участники берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал).

А теперь подул холодный, северный ветер и заморозил капельки. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (участники обнимают друг друга).

Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами - частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Педагог делает выводы:

В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.

Вода в твердом состоянии - лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.) Данную игру можно проводить и на сплочение коллектива (интегрируются образовательные области: познание, социализация)

Капельки воды превратились в лед, листья с деревьев слетели, земля замерзла, выпал снег. Мы с вами пришли в какое время года?

Наступает вновь зима

В белом инее дома.

Скажите, а кому же очень трудно приходится зимой? (Животным, птицам). Я предлагаю вам выбрать животное, птицу, рыбу или насекомое и рассказать от их имени, как же они зимуют. (Рассказы участников). В зависимости от возраста детей, можно предлагать различные варианты: игрушки-аналоги, картинки, трафареты, зашифрованные картинки (интегрируются образовательные области: познание, коммуникация, социализация)

Посмотрите, на мордочках наших героев появилась улыбка, как вы думаете, чему они радуются? Солнышку, потому что оно нам не только светит, но и греет, что же это может значить? Что мы с вами переместились в весну.

Но как сказал поэт Ф. Тютчев:

Зима недаром злится, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

Происходит борьба между теплом и холодом, ночи холодные, дни теплые. Давайте мы с вами поиграем в игру: «Солнце и мороз». Смотрите внимательно, я вам буду показывать картинки с изображением солнышка и деда мороза. Когда вы увидите солнышко и услышите слова:

Если солнце появляется

То у нас все нагревается

вы должны пальчиками изобразить капель (стучат пальцами по столу), если деда мороза и услышите слова:

если холод наступает,

сразу все он охлаждает,

значит, водичка превращается в кусочек льда (показываем кулак). (Игру можно проводить с усложнением на внимание, с ориентацией или на текст, или на изображение.)

У нас за окном зима и очень редко появляется солнышко, а нам хочется его видеть, давайте мы попробуем его позвать, и поиграем в музыкальные инструменты. Вы видите музыкальные инструменты, нет, а давайте мы сами их смастерим из баночек, из камешков, косточек, семечек и ракушек. (Мастерят и играют мелодию).

Но теперь, я надеюсь, солнышко нас услышало и будет чаще появляться в небе. (игра способствует развитию мышления: подбор материалов, соразмерных баночкам, ракушки хрупкие, камни твердые). Интегрируются образовательные области: познание, музыка, труд.

А наше путешествие подходит к концу, мы с вами возвращаемся в сад.

Вереницею недель, как велит природа,

Кружит время-карусель временами года.

По листкам календаря ходят друг за другом

С января до декабря месяцы по кругу.

Вслед за осенью - зима, за весною - лето.

Там уж осень, чтоб опять зимушка настала...

Карусель свою вращать время не устало.

III . Подводятся итоги:

Мастер обращается к педагогам с вопросом: какие типы игровых обучающих ситуаций были представлены, в каких частях? (Обсуждение). Вывод: представлены все виды игровых ситуаций.

Использованная литература:

Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера. 2008. - 240 с. (Программа развития).

Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. - 188 с.

Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. - 116 с.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. - 128 с.

Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания //Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49

Использованные интернет - ресурсы:

www.doshvozrast.ru

www.vospitatel.com

Домино