Игры о море для начальной школы. Загадки, сказки, игры про море для детей

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

по теме: «Вода. Обитатели водоёмов»:

1. Дидактическая игра:

«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».

Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.

Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.

Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.

Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.

Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:

    а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
    б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)

    а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
    б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)

    а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)

б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)

4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)

5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)

б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

6) а) Еду, еду - следу нету,

Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)

7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)

б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)

8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,

С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)

б) Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы все умелые пловцы. (АКВАРИУМ)

9) а) Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (ЛЁД)
б) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (ЛЁД)

10) а) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.

А как ветер нападает, этот бархат опадает. (ИНЕЙ) б) Не колючий, светло-синий по кустам развешан.. .(ИНЕЙ)

Дети сравнивают пары загадок, говорят, чем они отличаются и чем похожи (похожи тем, что в них сказано об одном и том же).

2. Дидактическая игра: «Отгадай и сравни загадки о воде».

    В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.
    (ПРОРУБЬ)

    Шуба нова, на подоле дыра. (ПРОРУБЬ)

    Растёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Чуть солнце её припечёт,
    заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)

    С неба звёзды падают, лягут на поля.
    Пусть под ними скроется чёрная земля.
    Много-много звёздочек тонких, как стекло.
    Звёздочки холодные, а земле тепло. (СНЕЖИНКИ).

    Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты.
    Мы, как серебряные пчёлки, уселись на колючей ёлке.
    Мы полетели на поля, и стала белою земля. (СНЕЖИНКИ)

    На дворе горой, а в избе водой. (СНЕГ)

    Лежал, лежал, да и в реку убежал. (СНЕГ)

    Вился, вился целый рой, сел на землю, стал горой. (СНЕГ)

    Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.
    Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (СНЕГ)

    Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло - одеяло потекло. (СНЕГ)

11) Мостится мосток без досок, без топора, без клина. (ЛЁД)

12) По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда: из мешков
течёт

вода. (ТУЧИ)

    Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять. (ГРОМ)

    Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сады, и огороды всей округи полила. (ГРОЗА)

15) На дворе переполох - с неба сыплется горох. (ГРАД)

16) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём - ищем, ищем - не найдём. (РОСА)

17) Сито большое, сито голубое. Сеет, сеет белый пух на леса, дома, на луг.
(НЕБО И СНЕГ)

18) Кругом вода, а с питьём беда. (МОРЕ)

19) Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (ПРУД,
ОЗЕРО)

20) Все обходят это место - здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки,
мхи.

Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)

    Ни море, ни земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (БОЛОТО)

    Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (РЕКА)

    Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (ОЗЕРО)

    В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)

25) Бегу, я, как по лесенке по камешкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (РУЧЕЙ)

    Пушистая вата плывёт куда-то, вот вата ниже - и дождик ближе.
    (ОБЛАКО)

    Без пути и без дороги ходит самый длинноногий

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (ДОЖДЬ)

28) Он идёт, а мы бежим. Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (ДОЖДЬ)

29) На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.

В руках её не удержать и на коне не обогнать. (ВОДА)

3. Дидактическая игра: «О двух братцах».

Оборудование: Волшебная коробочка с двумя одинаковыми человечками и подписью «Два братства». Картинки: берега реки, очки, глаза, велосипед, гром и молния, дождь и снег, солнце и луна, лёд и прорубь, резиновые сапоги.

Правила игры: В загадках говорится о действиях « двух братцев». Братцев « двое», причём, они могут быть похожи и совершенно различны.

Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в волшебную коробочку. При правильном ответе из коробочки достаётся соответствующий рисунок.

Дети отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Потом сравнивают загадки о разных «братцах». Загадки:

    Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (ОЧКИ)

    Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (ГЛАЗА)

    Два братца по небу гуляют: одного все видят, но не слышат, другого всякий
    слышит, но не видит. (ГРОМ И МОЛНИЯ)

    Два братца по небу гуляют, один днём, другой ночью. (СОЛНЦЕ И ЛУНА)

    Два братца в одном в одном домике живут, но один белый, а другой
    прозрачный. (СНЕГ И ДОЖДЬ)

    Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (ВЕЛОСИПЕД)

    Два братца зимой родятся; у одного братца в круглом оконце днём стекло
    разбито, ночью другой братец его вставляет. (ЛЁД И ПРОРУБЬ)

    Два братца топают по лужам, если дождик на дворе,

Если солнышко сияет, то под вешалкой стоят. (РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ)

9) Два брата в воду глядят, век не сойдутся. (БЕРЕГА РЕКИ)

10) Два братца родных, два сына воды, друг друга не видят,

Почти никогда не встречаются. Один приходит летом, а другой - зимой. (ДОЖДЬ И СНЕГ)

4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»

Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»

Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к. другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.

Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.

5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».

Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.

6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».

Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.

Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.

7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.

Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-80частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.

8. Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»

Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр), (морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).

1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.

2-ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.

9. Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»

Цель:

Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, также им выдаются разрезные части картинок, они должны исправить ошибки художника. Исправляя ошибки, дети правильно называют части тела рыб и обитателей водоёмов.

10. Дидактическая игра: «Закончи рисунок».

Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одн ого рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.

    Дидактическая игра: «Определи по контуру».

Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.

Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.

    Дидактическая игра: «Определи по тени».

Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.

Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.

    Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.

Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:

1.Что такое вода? (Жидкость)

    Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)

3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).

4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)

5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)

    Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)

    Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).

    Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).

    Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).

    Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).

Дидактические игры придумала и подготовила

воспитатель ГБДОУ детский сад № 41

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Чеховская Вера Иосифовна

Воспитательное мероприятие на тему "Путешествие по черному морю"


Описание:
данный материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям, педагогам дополнительного образования; его можно использовать на уроках окружающего мира и природоведения, включать в экологические праздники, внеклассные занятия.

Цель:
- познакомить с краткой историей Чёрного моря, его особенностями, обитателями,экологией.
Задачи:
- развивать познавательную активность учеников, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к природе, умение заботиться о ней.

1. Доставить детям удовольствие в конкурсах и играх,соревнованиях.

2. Развитие экологического воспитания,бережного отношения к природе моря,отгадывание загадок, исполнение танцев,чтение стихов.

3. Создание эмоционального благополучия, коммуникативных навыков общения с другими детьми, радость встречи с прекрасной музыкой моря и её обитателями.

4. Рассказать об истории возникновения моря,дать детям познавательную информацию,развитие интеллектуальных,мыслительных способностей детей.

Ход классного часа

    Организационный момент.
    2. Введение в тему

    Начну наш классный час с загадки.

Направо вода и налево вода, Плывут здесь суда и туда и сюда, ...

Его не вычерпать ложкой, И не засыпать песком, ...

Оно бескрайнее, синее, И ветры его стерегут, ...

Оно, шумит, бурчит, поет, Здесь волны водят хоровод, ...

Тут лучший климат для ребят, ...


Наша страна – великая морская держава. Крым омывается 2 морями.И как вы уже поняли, тема классного часа посвящена морю.

Стихи о море. (Под видео)

1.«О море сказано не мало,

Но что там долго говорить,

Кто не бывал на нём не разу,

Мы предлагаем с нами плыть.»

2. ребёнок:

Море, утренней волной,

Принесёт на берег свой

И оставит для детей

Уйму нужных им вещей:

Камни гладкие, как мыло

(Ими море волны мыло);

Тину, словно прядь волос

С гребешка стряхнул утёс;

И принцесс морских игрушки –

Настоящие ракушки.

Н. Белостоцкая

3 ребёнок:

Море,

я к тебе бегу!

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

а волна

бежит ко мне!...

Э.Мошковская

4. ребёнок:

Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое

Волнами шумящее,

чайками кричащее,

чистое, солёное,

тёплое, рифлёное

С небом обнимается,

Солнцу улыбается!..
5. Море, море, море - дивный край!
Пенный берег, чайки, тёплый ветер, -
Ничего нет радостней на свете!
Море, море, это мы! Встречай!
3.Основная часть
Из всех морей,пожалуй, самым интересным является Черное море.С древних времен оно известно человечеству.Оно воспето многими поэтами.Его чудесные пейзажи,мягкий климат остаются в памяти у каждого,кто хоть раз побывал на черноморских берегах.
Это о Черном море писал А.С.Пушкин:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
А) Название
Прежде чем мы познакомимся поближе с этим морем, давайте разберемся почему Черное море называется «черным». Начну с того,что оно так называлось не всегда. На протяжении истории оно сменило несколько названий.
-Древние греки называли его Понт Эвксинский,то есть гостеприимное море.
-Наши предки назвали море Понтским или Русским.
-Турки называли Караден-гиз, что означало негостиприимное.
- Называли его и по имени народов, населивших его берега - морем Таврическим, Скифским, Сурожским, Греческим, Русским.

По поводу современного названия существует несколько предположений.
- Первое объяснение самое простое: во время шторма вода в море чернеет.
-Второе, наиболее вероятное,объяснение: происхождение названия основано на свойстве воды; люди заметили,что металлический предмет (якорь),опущенный в море,поднимается на поверхность почерневшим.
- Предполагают, что море так назвали за то, что после шторма иногда на его берегах остается черный ил.

Видео о Черном море. Б) Берега Черного моря
Отличительной особенностью берегов Черного моря является их своеобразность и исключительность.
Очень интересна гора Аю-Даг(Медведь-гора),похожая на наклонившегося к воде медведя. Легенда гласит, что некогда на полуострове бушевал огромный медведь. Утомившись разрушать, он наклонился к морю попить воды, после чего боги сделали его камнем.


В море в нескольких сотнях метров от берега высятся две скалы, прозванные в народе Адалары (Близнецы). По легенде в скалы превратились 2 брата, вздумавших быть сильнее самого бога.


Большой интерес вызывает живописная скала Золотые Ворота. Название связано с цветом скалы: она покрыта жёлтыми лишайниками.


Большой популярностью пользуется скала Парус. Эта плоская скала напоминает своим видом 4-х угольный парус, отчего и получила такое название.


Черноморское побережье славится большим количеством скал,хребтов,напоминающих какие-то фантастические сооружния. Причудливые формы скал отразились в их названиях: «Морской лев», «Маяк», «Король», «Трон», «Чертов палец», «Шапка Мономаха», « Каменные парусники» и др.
ФИЗМИНУТКА К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре!
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Вместе - раз, это – брас.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
В) Жизнь в море
Животный и растительный мир Черного моря разнообразен и богат.
Водоросли
Многообразие животного и растительного мира в морях поражает человека. В Черном море насчитывается свыше 250 видов водорослей.
Нет красивее чудес!
Это настоящий лес!
Только вырос он тайком,
Под водой на дне морском.


В таком лесу можно увидеть водоросль розового цвета- кораллину. На глубинах живет бурая водоросль цистозира. В ее зарослях живут мелкие обитатели морского дна.Обитают зеленые водоросли:ульва (морской салат) и лауренсия. Цистозира может служить удобрение для винограда в виде золы.
КОРАЛЛИНА

ЦИСТОЗИРА
Густые подводные луга образуют заросли морской травы (зостеры).Эта водоросль необычна тем,что цветет мелкими цветами,на зиму у нее опадают листья. Заросли зостеры служат укрытием для многих морских обитателей,которые имеют окраску этой водоросли – зеленую или бурую. Раньше этой водорослью, после высушивания, набивали матрацы и мебель.


Глубже всех живет филлофора.Она имеет темно-красный цвет. Эта водоросль во время первой мировой войны была единственным сырьем для добычи йода.


Есть в Черном море симпатичная, нежнейшего строения водоросль - ульва «морской салат» и оригинальная водоросль кодиум. Население многих приморских стран издавна употребляло ее в пищу.Ученые доказали, что по содержанию витаминов, водоросли не уступают апельсинам и ананасам.

УЛЬВА КОДИУМ

Что лежит на дне морском,
Чуть присыпано песком?
Может быть, звезда морская
В глубине лежит, сверкая?
Может, просто камбала,
Отдыхая, прилегла?
Может, раковина это
Непоймикакого цвета,
А внутри из перламутра
Жемчуг розовый, как утро?
Моллюски
Начну описание животного мира с самых мелких форм.Это ночесветки(ноктилюки). Они напоминают икринки рыб. Ночесветки – хищники,они быстро плавают с помощью своих жгутиков.Скопление ноктилюк создает незабываемое зрелище- свечение моря.Свет, исходящий от ноктилюк имеет голубоватый оттенок.


На дне моря живет несколько видов моллюсков: устрицы,мидии,литорина,модиолярии и др. Моллюски – пища многих рыб. Устрицы живут до 30 лет. Они могут обходится без воды до полумесяца.Мясо этих моллюсков используется в пищу. Ценные пищевые качества моллюсков были известны еще в древности. Их створки находят в остатках костров первобытных стоянок человека. В раковинах мидий иногда встречаются небольшие разноцветные жемчужины. Из перламутровых створок устриц и мидий изготавливают пуговицы.
УСТРИЦЫ

МИДИИ
Интересны гребешки(пектен). У морского гребешка около сотни глаз,причем не понятно,для какой цели они служат,потому что этот моллюск слеп. Если глаз удалить,на его месте вырастает новый


В Черном море водится рапан (напоминающий большую улитку).Рапана съедобна. Моллюск – пришелец. Считают, что рапану привезли случайно на днищах судов с Дальнего Востока. И он благополучно прижился в Черном море. Рапана –хищник, он уничтожает мидий и устриц. Но в то же время рапан – санитар моря, он поедает мертвую рыбу.


Интерес вызывают и усоногие раки-балянусы. Они ведут сидячий образ жизни, плотно прикрепляясь к чему-нибудь своими панцирями. Иногда балянусы прикрепляются к днищам судов, снижая их скорость. Чего только не пробовали моряки, чтобы избежать этих обрастаний! Они смазывали днища судов салом, воском,смолой…


Интересны также мшанки, по внешнему виду напоминающие мох. Их долгое время считали растениями. Мшанки селятся колониями на дне моря. Такие колонны могут достигать огромных размеров.

Медузы и другие
В Черном море водятся медузы с красивым названием аурелия,напоминающая по форме блюдечко и медуза корнерот похожей на купол. Аурелия не ядовита, а вот корнерот может нанести ожог,похожий на ожог крапивой. Пилема – хищник,уничтожающий червяков,рачков,рыбок.Медузы способны предсказывать появление шторма, заблаговременно уходят в глубь моря.
АУРЕЛИЯ

КОРНЕРОТ
Встречаются в Черном море и крабы: мраморный, каменный, травяной. Обитают морские ежи.Они –старички.Они жили на земле 500 млн лет назад,когда в морях еще не было рыб, а на суше наземных растений. Мясо морских ежей употребляют в пищу,особенно ценится их икра.

Рыбы
На Черном море известно 180 видов рыб. Поговорим о самых необычных и интересных рыбах.
Камбалу почему – то считают одноглазой,но у нее на самом деле два глаза. Живет камбала до 25 лет.Вероятно,не многие знают,что возраст рыб определяют по чешуе и по срезу костей.На этих частях тела рыбы есть годовые кольца,такие же,как на деревьях. Всем известно,что камбала умеет быстро менять окраску под цвет поверхности,на которой она находится.Проводили с рыбой опыт.Положили на дно аквариума шахматную доску.Через некоторое время камбала стала вся,как доска.Поэтому,когда в магазине камбалу продают,она вся разная.Желтая–значит,ее на песке поймали,серая –среди камней, коричневая –среди песка с камнями.


В Черном море есть рыбы с названием животных: есть здесь кот и мышь,конек,собачка,лисица,петух,волк.
Морская лисица и морской кот относятся к скатам. Скат морская лисица не ядовита,в отличии от морского кота. Морской кот подстерегает свою добычу среди водорослей,бросается на нее из засады,как кот на мышь,за что он и назван «котом».
МОРСКАЯ ЛИСИЦА

МОРСКОЙ КОТ
Луфарь самый яростный, диковинный в своей свирепости хищник Чёрного моря. На своём пути он уничтожает всех, порой поедает мелких моллюсков, которые не успели вовремя спрятать от него. За свою кровожадность его называют «морским волком».отличается неимоверной скоростью передвижения раскрывает пасть и со всей силы выпускает воздух из жабр – это моментально ускоряет его.


Морской черт или удильщик оправдывает свое название. Чрезвычайно непривлекательная рыба с большой зубастой пастью.Он прыгает по дну на передних плавниках или сидит притаившись и приманивает к себе рыбу извивающимся усиком,напоминающим червя. Морской черт может проглотить рыбу таких же размеров.как и он сам. Икру он мечет лентами длиной метров 10.


Встречаются в море угри. Питаются угри рыбой,раками,моллюсками. Угорь, необычная рыба. Большую часть жизни он проводит в реке,а потом выходит в море. Они отличаются прекрасным обонянием. Проведенные специально опыты показали,что угри,лишенные зрения,легко находят дорогу,а лишенные обоняния,теряют ориентировку. Угорь -сильная и выносливая рыба. Он может долгое время находится без воды,переползая по берегу сотни метров. У этой рыбы большая тяга к морю.Отвезенные от моря на 80 км,они безошибочно поворачиваются к нему головой и начинают ползти. Угорь-хитрая рыба. Он любит притворятся мертвым, а в удобный момент кусается.


Морской конек и морская игла отличаются от других рыб глазами. Каждый их этих глаз вращается самостоятельно.Эти рыбы могут смотреть одним глазом в одну сторону,а другим –в другую.
К сведению: установлено, что рыба во время шторма может «укачиваться».Если она не успеет уйти в глубину,она может «Заболеть морской болезнью» и даже погибнуть. Морские рыбы пьют воду, но в их организм поступает вода почти пресная,а избыток солей выделяется каплями из их жабр.Рыбы могут слышать и даже издавать звуки. Например, морской петух как бы «скрежечет зубами», если он «недоволен», горбыли «каркают», сельдь «шепчет», ставрида громко «басит». Выражение «нем как рыба» не всегда справедливо.
В Черном море водятся акулы.Но они не представляют опасности для человека.Здесь можно увидеть катрана(колючая акула,морская собачка) и маленькую пятнистую –сциллиум.

Морские звери
Не только рыбы,но и морские звери водятся в Черном море. За всю историю Черного моря в него дважды заплывали киты.
В Черном море встречается три вида дельфинов- афалин, азовка,белобочка.


Дельфины дышат легкими,используя запас воздуха,они могуть пробыть под водой до получаса.На берегу,дельфины быстро засыпают,но не потому,что им нечем дышать,как рыбам: дельфин погибает от избытка своего веса,который в воде значительно меньше. Кровь у них теплая,у рыб холодная. Дельфин быстро привыкает к человеку,привязывается к нему.И когда он болеет(они могут,например,простудиться), безбоязненно приплывает на уколы.
Дельфины издавна были друзьями человека.В древней Греции за убийство дельфина карали смертной казнью.Даже само слово «дельфин происходит от греческого «дельфос»,что значит «брат».
Птицы.
Расскажу немного и о черноморских птицах. Моряки очень любят птиц и никогда их на обижают.Говоря о морских птицах,прежде всего думаешь о чайках. В старину считали,что чайки –это души моряков,утонувших в море. С поведением чаек связана морская пословица: «Если чайка села в воду,жди хорошую погоду.Чайки бродят по песку,моряку сулит тоску»,то есть приближается шторм.


На берегу Черного моря можно встретить чайку с черной головой, которая издает громкие хохочущие звуки.Ее так и называют –черноголовый хохотун.
Интересна маленькая черноморская уточка-нырок. Нырками их называют за способность часто погружаться в воду и подолгу,до 5 минут, задерживаться там, а поганки –это научное название.
По преданию в нырка превратился греческий царевич Эсак после того,как по его вине погибла прекрасная нимфа.С горя Эсак бросился вниз со скалы,но боги не захотели его смерти,море вытолкнуло его обратно.Он снова бросился в море и опять не утонул.Так он и стал нырком.


Над морем можно часто видеть бакланов.Баклан –прекрасный летун и ныряльщик.Он способен несколько десятков метров преследовать добычу под водой и при этом плыть так быстро,что его не догнать лодке с хорошим гребцом.

Опасные для человека
В Черном море живет несколько ядовитых и опасных для человека организмов. Среди опасных для человека черноморских рыб можно отметить морского скорпиона. Это маленькая светлая рыбка,на спине у нее расположен острый черный плавник,напоминающий парус.В этом плавнике содержится яд.
Морской ерш или скорпена живет среди камней и водорослей. Уколы спинных плавников скорпены приводят к временной неработоспособности пораженной конечности. Несмотря на наличие яда в плавниках, эта рыба съедобна.
Из ракообразных «обжигают» балянусы. Могут «обжигать» медузы. Жгутся и актинии – небольшие, живущие на скалах и сваях организмы зеленого,красного или коричневого цвета.
Даже всем известные устрицы и мидии не всегда безопасня для здоровья человека.Если они добыты в загрязненных водах(например,у порта), то могут содержать болезнетворные микробы.
Чтобы не попасть в такие ситуации и не пострадать - прежде всего надо быть осторожными и внимательными с неизвестными морскими жителями. Не ходить босиком по воде в не оборудованных и малоизвестных местах моря.

Игра-Викторина. А Теперь мы немного поиграем.

1.Капитан Врунгель проводит игру «Морские команды».

Лево руля! - шаг налево.

Право руля! - шаг направо.

Нос! - шаг вперед.

Корма! - шаг назад.

Пушечное ядро! - все приседают.

Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.

Отдать швартовы! – попрыгать вокруг себя.

2.Загадки.

    Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где это бывает? (В море)

    По морю идет, идет,

А до берега дойдет,

Тут и пропадет. (Волна)

    Есть крылья – не летаю,

Ног нет, а гуляю,

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Звезд не считаю,

Людей избегаю. (Рыба)

    По волнам гуляет зонтик.

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива! (Медуза)

    Через море-океан

Плывет чудо-великан.

А из чудо-великана

Вырывается фонтан. (Кит)

    Страшная, зубастая,

Хищница опасная.

В море синем шмыг а шмыг,

Все подряд глотает вмиг. (Акула)

    Под водою быстро мчится,

Над волной парит как птица.

Житель теплых он морей,

Верный спутник кораблей. (Дельфин)

    Великан стоит в порту,

Освещая темноту.

И сигналит кораблям:

Заходите в гости к нам. (Маяк)

3. задание: Морской словарь. (Читает определение морских терминов, а дети отгадывают, за каждый правильный ответ получают наклейку с изображением штурвала и якоря) (муз.сопровождение:001Барбарики «Если друг»)

1 Задняя часть корабля (корма)

2 Кухня на корабле (камбуз)

3 Передняя часть корабля (нос)

4 Помещение для капитана или пассажиров (каюта)

5 Бок корабля (борт)

6 Доска для спуска с корабля, лестница на корабле (трап)

7 Рулевое колесо корабля (штурвал)

8 Окно на корабле (иллюминатор)

9 Пол на корабле (палуба)

11 главное лицо на корабле (капитан).

12 старший среди МОРЯКОВ (боцман)

13повар на судне (кок)

14 неопытный моряк, впервые попавший на судно (юнга)

Как называется головной убор моряков (бескозырка).

Полосатая одежда моряков (тельняшка).

Башня на берегу моря с сигнальными огнями (маяк).

Корабельный подвал (трюм).

Любимый танец моряков (яблочко).

В чем измеряется скорость корабля (в узлах).

Подводная мина (торпеда).

Что такое субмарина (подводная лодка).

Когда он нужен – его выбрасывают, когда не нужен – поднимают (якорь).

4. Игра. Спасательный круг. Лом проводит игру «СПАСЕНИЕ НА ШЛЮПКАХ» (м.с.№ 006 «спасатель».)

Необходимо обручем перевести всех участников с одного места (c корабля) на другое (на берег).

«Шлюпочник", захватывает в круг (шлюпку) своего товарища, бежит с ним до берега, "шлюпочник" остается, а "спасенный " становится "шлюпочником", захватывает другого участника и перетаскивает его на другой берег. Так, пока весь экипаж не окажется на берегу.

Командиры экипажей «ремонтируют» пробоину (оригами «кораблик»). Продолжают путь и попадают на «Необитаемый остров». Здесь команде нужно наловить рыб.

5. Отдыхаем. Песня караоке. Я на солнышке лежу.

6. К.В. проводит эстафету «Налови рыб» (м.с..008 «золотая рыбка»).

(На удочку прикрепляется скрепка, на рыбках - магнитики. Экипажи по очереди ловят рыбок.

7. Игра. Море-суша.

Капитан проводит игру "Вода - суша". Произносит слово "вода" или название водоема - дети прыгают вперед, если "суша" или название части суши - прыгают назад (№ 009 «Робинзон»).

4.Заключительная часть Охрана Черного моря
Человек может быть и лучшим другом, и злейшим врагом природы. В настоящее время Черное море нуждается в защите от действий человека.
Побережье Чёрного моря – место отдыха многих людей. Круглый год сюда приезжают туристы со всех концов света. Пик массового отдыха приходится, конечно же, на летний период. Песок, солнце, вода – все это манит даже искушённых путешественников. Однако вся эта первозданная красота страдает от тех же человеческих рук: загрязнение нефтепродуктами, отходами и минеральными удобрениями, чрезмерный вылов рыбы, изменения флоры и фауны.Именно с целью её охраны и защиты был учреждён всемирный праздник- Международный день Черного моря.


Торжественные мероприятия в честь Международного дня Чёрного моря проходят ежегодно 31 октября. Россия является одной из стран- организаторов этого праздника. В этот день проходят различные мероприятия, посвященные проблемам Чёрного моря и сохранению его уникальной экосистем - это и конференции, и круглые столы, и выставки, и различные видеопоказы, и конкурсы, и викторины и т.п.
Если мы не будем принимать мер по спасению Черного моря, то через несколько лет Черное море станет безжизненным, все живое в нем погибнет.
Вы еще маленькие, но вы уже можете своими действиями спасать Черное море.
- Кто готов беречь наше море от загрязнения?
Перед вами листовки «Что я могу сделать для защиты Черного моря».
1.Каждый раз, после посещения пляжа и берега моря, я буду забирать с собой весь мой мусор.
2.Попрошу всех своих родственников, чтобы они не оставляли мусор, не загрязняли воду, не ловили жителей моря.
3.Расскажу всем своим друзьям, почему надо беречь Черное море.
4.Буду следить за чистотой берегов рек, т.к. они впадают в море.
Ну а в конце нашего классного часа предлагаю вам нарисовать экологические знаки «Сбережем Черное море».

Черное море – вечное чудо!
Вольные чайки парят над волной,
Как здесь прекрасно, как здесь свободно,
Радуйся жизни сколько угодно!
Счастье и солнце, пена морская
С песней прибоя нас обнимают,
Играют дельфины под синей волной…
Черное море, останься со мной!

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи: Актуализация по теме “Животный мир морей и океанов”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых и сложных предложений). Развитие связной речи. Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения. Развитие творческого воображения, фантазии. Воспитание любви к природе.

Предшествующая работа: Рассматривание глобуса, беседы о морских обитателях, занятие оригами “Рыбка”, рассматривание иллюстраций о подводном мире, чтение художественной литературы.

Оборудование: Письмо от Нептуна, на магнитной доске – картина с подводным миром, на ней – магнитный крабик, макет корабля, ракушки, камешки, морские звезды, раковины, кораллы. Глобус, металлическая пластинка и коробочка, маечки с изображением краба, ската, осетра, бычка. Костюм Нептуна, аквариум с водой, конфеты “Морские камешки”, магнитофон, кассета с записью шума волн, ширма, украшенная водорослями.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в группу, которая оформлена для сказки. В группе расставлены и развешаны морские звезды, кораллы, морские раковины, камешки. На магнитной доске – картина с изображением морского дна, на ней прикреплен магнитный крабик. Стоит макет корабля.

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите вокруг?

Дети: Морскую звезду. Морские камешки. Морские раковины. Кораллы. Водоросли. Ракушки. Красивый корабль.

Воспитатель: Как вы думаете, почему все это оказалось у нас в группе?

Дети: Наверное, мы отправляемся в путешествие по морям и океанам.

Воспитатель: Да, действительно, мы едем в гости. Царь морей и океанов Нептун прислал нам приглашение, зовет нас в свое подводное царство. Хотите отправиться в путешествие?

Воспитатель: Это очень хорошо! Но сначала скажите мне, что это такое (показывает на глобус)?

Дети: Это глобус. Это наша планета Земля, только маленькая.

Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?

Дети: Голубым цветом изображена вода.

Воспитатель: Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?

Дети: На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.

Воспитатель: Вот наш корабль, на котором мы поплывем в подводное царство Нептуна. Но путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе.

Дети: А наш корабль не потонет?

Воспитатель: Нет. Давайте с вами выясним: почему в воде корабли не тонут? Для этого проведем опыты. Возьмем металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку. Все они сделаны из одного материала. Из какого?

Дети: Из металла.

Воспитатель: А пластинка какая?

Дети: Плоская.

Воспитатель: А коробочка какая?

Дети: Объемная.

Воспитатель: Назовите предметы, которые имеют объемную форму?

Дети: Мяч. Шарик. Банка с крышкой из-под кофе. Закрытый пластмассовый стаканчик. Бутылка из-под йогурта.

Воспитатель: Давайте проведем с вами опыт. Воспитатель опускает в воду металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку.

Воспитатель: Что мы видим?

Дети: Пластинка утонула. Коробочка осталась на воде.

Воспитатель:Как вы думаете, почему? А я вам расскажу. В коробочке, внутри, есть воздух. А если в предметах есть воздух – то они не тонут. Нам теперь не страшно плыть в гости к Нептуну. Мы можем спокойно разместиться на корабле, удобно усядемся и проведем гимнастику для ладошек “Рыбка”.

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком вильнула,
Рыбка быстро уплыла.

А теперь наши дети расскажут вам о некоторых жителях морей и океанов, которых мы сможем увидеть в нашем путешествии.

Выходят 5 детей. На груди у них маечки с изображением кита, дельфина, медузы, морского конька, морской звезды.

1 ребенок: Самое большое животное, хоть и живет в воде. Русские сказки иногда говорят про “чудо-юдо рыбу-кит”. Такое выражение, конечно, встретишь не только в сказках, ведь кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Киты- млекопитающие, они кормят детёнышей молоком.

2 ребенок: Это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках, они легко поддаются дрессировке.

3 ребенок: Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает.

4 ребенок: Живет он недалеко от берега, в морских зарослях. Очень хорошо прячется от врагов – зацепится хвостом за водоросли и меняет цвет. Хищники проплывают мимо. Морской конек – хороший папа – у папы на животе сумочка, как у кенгуру. Чуть опасность – мальки раз – и в них спрятались.

5 ребенок: Похожа на цветок. Шевелит морская звезда своими лучами и медленно ползет по дну за добычей. У нее нет глаз, а рот – снизу. Найдет ракушку, обхватит лучами, прикроет створки – и съест все, что внутри.

Воспитатель: Впрочем, на морском дне, и правда, столько всего интересного, удивительного, что лучше про это посмотреть сказку “Как крабик свой дом искал”. Усаживайтесь поудобнее на палубе нашего корабля, сказка начинается.

Дети и воспитатель встают из-за столов и усаживаются на ковер.

Воспитатель: Жил в море… краб не краб, так себе – крабик маленький. Сам с пятачок, ноги, как спички, клешни, как щипчики.

Из-за ширмы выходит ребенок в маечке с изображением краба, ходит, делает вид, будто что-то ищет.

Воспитатель: Пока крабик был маленьким – жил, где придется, а подрос – стал себе дом искать. Вылез крабик на мелководье, видит – камень, в камне – щель. Залез в щель, ерзает, ерзает, никак не устроится.

Крабик залезает между двумя стульями, покрытыми темной тканью.

Воспитатель: Плывет мимо бычок.

Я – бычок-старичок,
Голова с кулачок.

Славный у тебя дом крабик! Будто для тебя построен.

Крабик: Много ты понимаешь! Плохой дом – жесткий, темный, тесный.

Бычок: А тебе какой нужен?

Крабик: Нужен светлые, просторный и мягкий.

Бычок: Глупый! Дом должен быть безопасным!

Крабик: Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто не съел.

Бычок убегает за ширму.

Крабик: Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко и светло. Тут я буду жить.

Ложится на поролоновый мат.

Осетром меня зовут,
Ждет меня добыча тут.

Славная добыча, молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.

Крабик: Надо уносить ноги!

Крабик убегает за ширму, осетр – за ним.

Крабик вновь появляется из-за ширмы и залезает под стол.

Крабик: Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь – ка я здесь.

Не зря меня зовут морской лисицей,
Никто не сможет от меня укрыться.

Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу.

Скат пытается вытащить крабика, крабик убегает, скат – за ним. Крабик вновь появляется из-за ширмы.

Крабик: Не найти мен лучше жилища, чем в камнях на мелководье. Вот где хорошо! И жестко! И темно! И тесно! Как будто для меня, крабика, построен.

Бычок: Ну, что, прав я был?

Крабик: Прав, дедушка. Дом должен быть безопасным.

Бычок: То-то же, слушайся старших!

Идет обсуждение сказки. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

  1. Как называется сказка, которую показали наши ребята?
  2. Какой дом крабик искал сначала?
  3. Какой дом он нашел себе в конце концов?
  4. Почему крабик понял, что дом должен быть безопасным?

Воспитатель подводит итог обсуждения сказки: Да, дом должен быть безопасным, потому что у маленького краба много врагов: осетр, скат и другие морские животные.

Подвижная игра “На дне”

Воспитатель: Вставайте в круг, вспомним игру.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки на морскую тему.

  • По морю плывет трехэтажный… (пароход).
  • Белокрылые хозяйки, над водой летают… (чайки).
  • Большому судну не страшна… (океанская волна).
  • Что за звезды в глубине лежат на дне?

На вопрос ответить просто.
На песке … (морские звезды.

  • Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки –
Не рыбы – а булавки,
Не рыбы – а иголки? (Рыба - игла).

  • Через океан плывет великан

И выпускает фонтан (кит).

  • У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы).
  • Закаляют нас всегда солнце, воздух и … (вода).

Воспитатель: Ну вот, наше морское путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, каких обитателей, живущих в воде, вы знаете?

Дети: Кит, осьминог, дельфин, морской конек, акула, медуза, краб, морская звезда, осетр, бычок, скат, рыба-пила, рыба-игла, рыба-еж, рыба-меч и др.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы многое узнали во время путешествия, я очень довольна вами. Вот только одно огорчает – мы так и не встретились с Нептуном, который хотел показать нам свое подводное царство.

Неожиданно вбегает Нептун.

Нептун: Здравствуйте, дорогие мои гости. Я очень хотел вас увидеть, но у меня в море столько дел, что я опоздал, не успел показать мой подводный мир. Ох, ох, ох, как же я устал!

Воспитатель: Это к нам Царь морей и океанов пожаловал. Дорогой, Нептун, мы очень рады Вас видеть. Не волнуйтесь, пока мы путешествовали – мы сами очень много узнали. Мы собираемся домой, тоже очень устали и хотим отдохнуть. Присоединяйтесь, пожалуйста, к нам.

Дети и Нептун ложатся на ковер.

Звучит шум волн.

Радуга повисла разноцветным коромыслом,
Опустив один конец в зеленый океан.
Чуть пофантазируй и представь,
Что ветер свистнул, -
Словно над моей мечтой он разогнал туман.
Положу в карман себе я солнечный фонарик,
Выкрою из неба голубые паруса,
А из облаков себе я сделаю кораблик
И умчусь куда-нибудь, куда глядят глаза.
Над мостом, сияющим, кораблик раскачаю,
А потом, как с горки, вниз по радуге скачусь,
Заберусь повыше звезд, луну толкну плечами.
А когда захочется, на землю возвращусь.
А когда глаза свои немного приоткрою,
Не поверю никому, что это – только сон.
Улыбнусь мечте своей, ладошкой прикоснусь.
И увижу радугу я из своих окон.

Воспитатель: Вот мы и приплыли к берегу.

Нептун: Как, понравилось вам мое подводное царство?

Дети: Очень!

Нептун: Скажите, а чем вы занимались без меня во время путешествия?

Дети: Мы смотрели сказку. Отгадывали загадки. Наши ребята рассказывали нам об обитателях твоего царства. Делали пальчиковую гимнастику. Играли в подвижную игру. Ставили опыты. Слушали музыку.

Нептун: Молодцы. Вы справились и без меня. Вот только хочу вас спросить: Почему на вашей картине нет ни одной рыбки, а только крабик. Ему, наверное, скучно и грустно?

Дети: А мы на занятии аппликацией сделали много рыбок из бумаги, и можем украсить картину.

Нептун: Ну вот, теперь совсем другое дело. А мне пора в море, не могу я долго на берегу находиться. До свидания, ребята! Жду вас в следующий раз!

Нептун убегает.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, оно вам понравилось?

Воспитатель: Все вы очень хорошо занимались сегодня. Дома расскажите сказку своим близким, а потом постарайтесь ее изобразить в рисунке. А теперь посмотрите, какой сюрприз ждет вас в самой большой морской раковине. Это подарок Нептуна.

Дети подходят к морской раковине, в которую насыпаны конфеты “Морские камешки”.

Моют руки и угощаются.

Используемая литература

1. Нищева Н.В., Развивающие сказки: Учебно-методическое пособие-конспект., 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: “Детство-пресс, 2004. – 48 с. +цв. вкл.

2. Рунова М.А., Бутилова А.В., Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.

3. Рыжова Н.А., Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.

4. Сахарнов С., Морские сказки – Л., Художник РСФСР, 1989.

5. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Мы – программы экологического образования детей. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

Лилия Сафарова

Программное содержание

Закрепить знания детей о природных и морских явлениях: бушует море, дует сильный ветер, шторм.

Упражнять детей в распознавании морских и диких животных стран.

Работа по ориентировке в пространстве.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Обогатить словарный запас: морской узел, морской конек, палуба, матрос, спасательный круг, кок-повар, капитан, морские следопыты.

Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, и творческие способности ребенка.

Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря.

Развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.

Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

Пояснительная записка

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру. Детская игра- сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства обогащать впечатления об окружающем мире.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

В процессе игры создаются различные ситуации. Ребенок не только слушает и наблюдает, а активно действует. Включаясь в ситуацию, дети тренируются в выполнении игровых действий, связывании их в единый сюжет.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета.

Участвуя в сюжетно-ролевой игре «Морские следопыты» у детей возникают ситуации, которые способствуют усвоению ими основных социальных отношений: ребенок находит выход из создавшихся ситуаций, делает определенные вывод.




Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие на корабле под названием «Брик». По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием. Также ставится задача о выполнении маршрута по карте. На карте есть острова с интересными заданиями.

Первый «Заколдованный остров»

Дети отгадывают загадки на морскую тему.

Для неё волна – качели,

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

(Морская звезда)

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его дружок:

Рыбок друг …

(Морской конёк)

Как громадный пароход,

В океане он плывет,

Без трубы и без винта,

На спине его – фонтан.

Море синее прекрасно.

Только плавать в нем опасно!

Как бы вас не «хватанула»

Кровожадная …

Я вовсе не сороконожка!

Где столько взять для ног сапог?

Мне хватит восемь! Так немножко…

Ответьте кто я…

(Осьминог)

Этот зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты,

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.

С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же

В мире памятник стоит?

(Дельфин)

Второй остров «Морские обитатели»

Дети отгадывают силуэты морских животных и животных жарких стран.

Третий остров «Остров развлечений»

Игра «Море волнуется раз».

Четвертый остров «Заколдованные животные»

Дети собирают пазл и описывают части животных, которые нарисованы, затем дать характеристику животного: обитание, питание, окраска.

Пятый остров «Морской узел»

Дети по образцу завязывают морской узел на канате.

Шестой остров «Остров сокровищ»

Дети отвечают на вопросы и получают фишки в виде золотых монет.

1. Чем отличается море от реки? (Море соленое, а река пресная)

2. Какое самое большое морское животное? (Кит)

3. Кто проглотил солнце? (Крокодил)

4. Из какого животного плещет фонтан? (Кит)

5. У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч)

6. Как называется морская трава? (Водоросли)

7. Какие сказочные герои живут в море? (Русалка, рыба Немо)

8. У какой рыбы есть пила? (Рыба-пила)

9. Царь морей? (Нептун)

10. Какая звезда живет в море? (Морская звезда)

Путешествие по морям и океанам (познавательное занятие с игровыми элементами, младшие школьники).

О себе: Стаж педагогической работы — 7 лет. Я считаю, что главными задачами социального педагога являются: создание здорового климата в коллективе и семье, гуманизация межличностных отношений, защита интересов личности и прав ребёнка.

Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей, мелкой моторики, коммуникативных навыков учащихся; расширение кругозора, углубление знаний детей о морских обитателях.

Оборудование: наглядный материал (картинки с изображением морских обитателей), цветная бумага, карандаши, карточки с загадками.

Ход занятия

1. Вступительное слово педагога
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире и встретимся с уже знакомыми нам персонажами, познакомимся с новыми удивительными обитателями. О ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки.

У родителей и деток вся одежда из монеток.
(Рыба)

Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)

С клешнями, но не рак,
В море живёт, водоросли стрижёт.
(Краб)

Приманку сорвала и, не сказав «спасибо»,
Куда-то уплыла невежливая…
(Рыба)

Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
(Краб).

Золотым играет глянцем
Из воды торчащий панцирь.
Это что за зверь иль птаха?
Без сомнений,
(черепаха).

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)

2. Беседа по теме.
Педагог: А знаете ли вы пословицы, поговорки и приметы, в которых говорится о морских и речных жителях.
Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Нем, как рыба.
Как рыба в воде.
Рыбы выпрыгивают из воды к дождю.

3. Это интересно!

Педагог: Знаете ли вы, что самая огромная рыба на Земле – это китовая акула, длина её достигает до 20 метров. А самое большое животное на земном шаре – это Синий кит, длина его достигает 30 метров, а весит он 150 тонн, это примерно как 15 слонов. (картинка)

Рекордсмен по прыжкам среди рыб является сёмга, преодолевающая в воздухе 3-4 метра. (картинка)

В тропиках живёт рыба-четырёхглазка: каждый глаз её поделён надвое. Рыбка плавает по поверхности и верхними половинками глаз наблюдает за воздухом, а нижними – за дном. Видит, что вверху и внизу, — ничего не проглядит. (картинка)

Электрический скат поражает жертву мощным разрядом, который вырабатывается специальным органом в голове у ската. Такой разряд может иметь напряжение в 220 вольт. (картинка)

В реках Бразилии живёт рыба-лист. Тело её плоское, как лист, нос вытянут, как черешок листа, а на боках узоры, похожие на листовые прожилки. И плывёт она, как лист, по течению. Все хищники её путают с листом и не трогают. (картинка)

Медузы состоят на 90 % из воды, эти прожорливые хищницы, похожие на зонтики с распущенными вокруг рта щупальцами, ловят и поедают других животных. Есть медузы величиной 1см, иные достигают 2м в диаметре. Опаснее всех португальский кораблик. У этой древнейшей и самой крупной медузы длина щупалец достигает 30м, а яд опасен для человека. (картинка)

В тёплых водах вблизи Филиппинских островов обитают одни из самых маленьких рыб - карликовые пандаки. Размер взрослых особей всего 7,5-15 мм, а вес не превышает 8 мг. (картинка)

Педагог: Вот вы и узнали уже новую, интересную информацию о морских обитателях, а теперь проверим ваши знания, внимательность и память.

4. Викторина «Подводный мир».
У кого оба глаза на одном боку? (У камбалы.)
У кого рот на брюхе? (У акулы.)
Какие рыбы носят оружие на носу? (Рыба-меч, рыба-пила.)
Какие рыбы долго живут? (Белуга – до 100 лет, щука – более 100 лет, сом – до 60 лет.)
Самое большое морское животное (Синий кит).
Кто из обитателей морей на 90% состоит из воды? (медуза).

5. Физкультурная минутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы ребятишки!

6. Игра-соревнование «Кто больше?»
Жеребьёвка.
Педагог: Каждая команда получает лист бумаги и ручку, какая команда напишет больше морских обитателей и зачитает вслух.

7. Задание «Закончи предложение».
Угостить друзей спешит
Свежим тортом Синий (кит).
Восемь туфель за порог
Выставляет (осьминог).
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины).
На морское дно легла
Плоским боком (камбала).
Вышел в солнечный денёк
Погулять морской (конёк).
Током бьёт во всё подряд
«Батарейка» моря (скат).
Кто на мяч с хвостом похож?
Шар колючий, Рыба-(ёж).
Причесал морской песок
Донный житель (Гребешок).

8. Оригами «Рыбка».
Педагог: предлагаю сделать своими руками морского обитателя.

9. Итог занятия.
Педагог: Вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы узнали?
Вы сегодня молодцы! Активно участвовали, справились со всеми заданиями.

Список литературы:

1. Подводный мир. Полная энциклопедия /Ю.К. Школьник. – М.: Эксмо,2012.
2. М.Д. Махлин Жизнь в солёной воде.-СПб.: «БКК», 2010.
3. В. Степанов Весёлые загадки. — М., 2000.
4. В.Н. Лактионов Загадки про морских рыб и животных, 2012.



Пасьянс Косынка