Музыкальная игра в детском саду старшая группа. Картотека музыкально-дидактических игр по Учебной программе дошкольного образования (старшая группа)

Алевтина Пурыскина
Музыкальные игры в ДОУ

Музыкальные игры в ДОУ

Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и

выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для эмоциональных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков,снежинок и т. д.

Педагог может проявлять собственное творчество в поисках композиционных приемов для организации игр-импровизаций с детьми. В дальнейшем это могут быть более свободные пластические композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми.

«Волшебный сад»

Исходное положение (в дальнейшем – И. П.): дети сидят на корточках по кругу, закрыв

голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах.

С первых звуков музыки ведущий (педагог или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником»-ведущим в соответствии со звучащей музыкой.

В завершении пьесы звучит резкий пассаж – «порыв ветра», от которого «цветы» должны спрятаться, закрыться снова в бутоны.

]«Старинный танец»

Педагог выбирает двух или трех ведущих (как правило, детей, которым нравится быть в

центре внимания, нравится выступать, придумывать оригинальные движения). Ведущие

стоят в центре круга на некотором расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу.

С началом музыкального звучания ведущие импровизируют различные движения в стиле старинного танца. Остальные выбирают себе ведущего, повторяют за ним движения и постепенно образуют вокруг ведущих самостоятельные группы.

«Веселые четверки»

И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает импровизировать движения под музыку веселого

быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют движения за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль

ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего, и танец продолжается.

«Танец с платками»

И. П. : дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки. С началом звучания дети начинают играть каждый со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем дети встают в пары и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится ведущей, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

«Тряпичная кукла»

Дети разбиваются на пары. Один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую,

расслабленную, которой легко управлять. Второй ребенок играет с куклой. Музыкальное

сопровождение должно настраивать ребенка на ласковое, бережное отношение к своей кукле. Педагогу необходимо акцентировать внимание на характере музыки и на характере взаимодействий партнеров. Эта игра воспитывает детей в духе партнерских

взаимоотношений. Ведь «кукла» должна полностью положиться на своего партнера,

довериться ему. В свою очередь ребенок, который играет с «куклой», испытывает чувство ответственности, старается не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу. В процессе игры дети обязательно меняются ролями.

«Водитель машины»

Дети разбиваются на пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер машины. Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины. В процессе игры дети меняются ролями. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаз, проверяя, правильно ли ведет водитель, т. е. полностью довериться своему партнеру по игре. Водитель же должен вести свою машину аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий». Это проговаривается воспитателем перед началом игры как ее правило. На заботливый, бережный лад водителя может также настроить музыкальное сопровождение.

«Бабочка и ветерок»

Дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Один из них – «бабочка»,

другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка»

слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет

движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

«Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один из них – зеркало, а другой – дама или кавалер,

собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

На завершающей стадии игры педагог включает музыкальное сопровождение и предлагает детям «нарисовать» звучащую музыку. Ведущий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а зеркало воспроизводит движения. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»).

«Вопрос – ответ»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет жестами,

движениями и принимаемыми позами «задавать вопросы», а другой таким же способом на них отвечать. При этом педагог вводит правило: каждый «ответ» начинается с движения, которым закончился «вопрос». Пластическое соло каждого ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

«Найди пару»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Методически значимым моментом в организации творческих музыкальных игр с детьми

является выбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу этих игр.

Напомним, что произведение, призванное стать эмоциональным импульсом и одновременно эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии, не обязательно должно укладываться в рамки традиционного детского репертуара.

Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, подбирая музыкальное произведение, эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами.

Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

Публикации по теме:

Музыкальные игры как средство оптимизации детско-родительских отношений «Музыкальные игры как средство оптимизации детско-родительских отношений». В дошкольном возрасте ведущая деятельность - это игровая деятельность.

Конспект музыкального занятия «Музыкальные игры» Ход НОД: Дети заходят в зал, здороваются. Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга веселой игрой. Дети говорят.

Консультация для родителей «Музыкальные игры в семье» Уважаемые мамы и папы! Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога.

Музыкальные игры «Божьи коровки», «Страус» Муз. игра " Божьи коровки" Дети стоят в кругу и поют песенку со звучащими жестами про Божью коровку. Затем звучит веселая музыка - дети.

Лесная тропинка

Возраст : 3 — 4 года.

Цель игры: научить улавливать особенности образного характера музыки и передавать его в движении.

Необходимое оборудование: музыкальные записи — русская народная мелодия «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Медведь» В. Ребикова (или музыкальная пьеса Г. Галынина с тем же названием).

Ход игры . Взрослый приглашает детей на прогулку в воображаемый лес. Показывает им тропинку, по которой за день пробегает много разных зверей. Звучит пьеса. Дети должны изобразить того зверя, которого подсказала им музыка. Прослушав русскую народную мелодию в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька», они изображают прыгающего по тропинке зайчонка и т. п.

Примечание . Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей, не только в помещении, но и на свежем воздухе.

Зайчик

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей слушать и понимать смысл песен, улавливать смену настроений в музыкальных пьесах.

Необходимое оборудование : игрушка, выполняющая роль «капустного кочана», и другие «овощи», музыкальная запись «Зайчик» — венгерская народная песня.

Ход игры. При помощи считалочки выбирается зайчонок.

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем зайца выбирать.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Зайцем, верно,

Станешь ты!

Выбранный таким образом «зайчонок» начинает «безутешно плакать». Его задача: создать согласно песне образ грустного и печального зайчонка.

Остальные дети его утешают и озабоченно поют:

— Зайчик, зайчик,

Что ты грустный?

На что «зайчик» отвечает с обидой (поет):

— Не найду кочан капустный.

Дети вновь его спрашивают:

— А какой?

«Зайчик», показывая руками, поет:

— Вот такой, круглый, белый

Да большой...

Дети угощают «зайца» «овощами»: капустой и морковкой, приговаривая при этом:

— Кушай, зайчик, не стесняйся,

Овощами угощайся.

Ты, зайчонок, не грусти,

Ты нам, заюшка, спляши!..

«Заяц» принимает «гостинцы» и в знак благодарности кланяется детям до земли русским поклоном. Потом складывает на пол «овощи» и начинает приплясывать. Дети хлопают в ладоши.

Примечание . По желанию детей игра повторяется.

Музыкальная гостиная

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: данная игра ориентирована на развитие музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).

Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».

Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.

Внимательные ребята

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении.

Необходимое оборудование : музыкальные записи разного ритма и характера.

Ход игры . Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п.

Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.

Танец-импровизация

Возраст: 4 — 8 лет.

Цель игры : развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.

Необходимое оборудование : запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».

Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.

Примечание . Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.

Музыкальная мозаика

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.

Необходимое оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту), музыкальные записи.

Ход игры . Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.

Примечание . В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома»), С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.

Концерт для клоуна

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей чувство ритма, стимулировать их интерес к исполнительскому искусству, развить навыки коллективного музыкального творчества.

Необходимое оборудование : заводная игрушка — клоун, запись музыки Д. И. Кабалевского «Клоуны».

Ход игры. В руках у воспитателя игрушка. От ее имени воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть с клоуном в игру. Дети садятся на ковер в круг. Воспитатель заводит игрушку и ставит ее в середину круга.

Звучит музыка Д. И. Кабалевского «Клоуны». Ребята хлопают на сильную долю, клоун медленно двигается по кругу. Музыка звучит до тех пор, пока заводу игрушки не закончится и она не остановится. Ребенок, напротив которого замерла в неподвижности игрушка, исполняет знакомую ему припевку или песенку. После исполнения своего музыкального номера он кланяется, дети аплодируют юному артисту. По желанию детей игра повторяется.

Примечание. Если под рукой нет клоуна, можно использовать любую другую механическую игрушку: цыпленка, птичку, собачку и т. п.

Удивительный концерт

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: игра направлена на выявление и развитие творческих задатков у детей пятилетнего возраста.

Необходимое оборудование : магнитофон, музыкальная фонограмма с записью скрипичного концерта или рапсодии, пляски «Казачок», танца «Канкан», вокального дуэта.

Ход игры. Ребятам представляется возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед игроками ставится следующая задача: мимикой, жестами озвучить стихотворение, которое читает воспитатель. Возможны вставки небольших самодеятельных номеров. Например, у аиста есть маленькая реплика; ребенок, озвучивший носорога, может прочесть известное ему стихотворение, а две девочки — «приятельницы лягушки» — исполнить для детей свои любимые частушки, и т. п.

Воспитатель объясняет детям правила игры, после чего зачитывается стихотворение и распределяются роли. Игра проводится без предварительной репетиции, все построено на импровизации.

Воспитатель (читает).

Однажды на лесной опушке

Концерт затеяли зверюшки.

Кузнец-скрипач рапсодию играл...

На импровизированную сцену выходит ребенок- «кузнечик». На воображаемой скрипке под фонограмму «исполняет» рапсодию. После выступления кланяется и садится на свое место.

Воспитатель (продолжает).

Аплодисментов вызвал шквал.

Сплясали пляску «Казачок»

Красотка-муха и сверчок.

Девочка-«муха» и мальчик-«сверчок» исполняют свой веселый танец.

Воспитатель.

Застенчивый угрюмый носорог,

Вдруг осмелев, прочел свой монолог.

Мальчик-«носорог» выразительно читает любое известное ему четверостишие или стихотворение.

Воспитатель.

Две симпатичные лягушки

Исполнили для всех частушки.

Выбегают девочки- «лягушки» и с пояснительными движениями исполняют задорные частушки.

Воспитатель.

Развеселил зверей и таракан,

С собратьями исполнил он «Канкан».

Импровизированный танец мальчиков-«тараканов» под музыку «Канкана».

Воспитатель.

Ужасно толстый бегемот

От смеха чуть не надорвал себе живот.

Мальчик, сидящий на своем месте, пантомимой изображает хохочущего бегемота.

Воспитатель.

А аист даже прослезился:

«Давно я так не веселился!..»

Другой мальчик изображает хохочущего аиста.

После этого звучат заключительные слова воспитателя.

Расходилась публика с концерта

Под звуки комариного дуэта.

Примечание . Ребята сами выбирают те роли, которые им нравятся. При желании «концертную программу» можно повторить перед родителями или детьми других групп (имеется в виду детский сад).

Музыкальные картинки

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры : познакомить детей с творчеством П. Чайковского, пробудить у них эмоциональный отклик на классическое произведение.

Необходимое оборудование : большой лист ватмана, краски, кисточки, небольшая емкость с водой, магнитофон и кассета с записью «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик».

Ход игры. На полу закрепляется лист ватмана с трафаретным изображением полевых цветов. Краски и емкость с водой располагаются таким образом, чтобы не мешали детям, но в то же время были под рукой. Взрослый объясняет ребятам условие игры: прослушать музыку П. Чайковского и попытаться «раскрасить» ее в разные цвета. Дети слушают в записи «Вальс цветов» и, исходя из собственного «цветоощущения» и впечатления от звучащей музыки, раскрашивают цветы. Задача игроков: уловить «цветонастроение» музыки и перенести его на бумагу. Игра стимулирует коллективное творчество.

Примечание . После игры ватман прикрепляется к стене для того, чтобы дети имели возможность полюбоваться своей творческой работой.

Игры с бубном

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.

Необходимое оборудование : бубен.

Ход игры . Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.

♦ Ну-ка, детки, все ко мне,

Да не стойте в стороне!

Расскажу я вам потешки

Со стихами вперемешку.

♦ Как у наших у ворот

Удивляется народ:

Комар в бубен бьет,

С комарихою поет.

♦ Тут такие чудеса —

С решетом пришла лиса.

Стала воду носить,

Хвостом тесто месить.

♦ А за нею — серый волк,

В пирогах он знает толк.

Волк лисичке помогает,

Тесто в решете мешает.

♦ Из лесу медведь ревет,

Кадку меда он несет:

«Заходи, народ честной,

Будет пир у нас горой!»

♦ Я на том пиру была,

Мед из кадки пила.

Песни пела,

Пироги ела.

До ночи плясала,

Пока не устала.

Как луна взошла,

Я домой пошла.

Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).

Примечание . В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом. Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи.

Игра с дождём

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.

Необходимое оборудование : музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».

Ход игры . Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.

Примечание . Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова пропеваются детьми. Например, слова могут быть примерно такого содержания:

Как, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Капают дождинки.

Кап, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Словно серебринки.

Мячики

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры : развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.

Необходимое оборудование : музыкальная запись.

Ход игры . Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.

На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.

Примечание . В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.

Эхо

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры : развить музыкальный слух и чувство ритма у детей.

Необходимое оборудование : набор карандашей.

Ход игры . Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить.

Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы.

Примечание . При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол воспитателя садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками.

Игра с зайкой

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента).

Необходимое оборудование : бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц.

Ход игры . Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой.

Воспитатель, показывая игрушку, нараспев приговаривает.

Зайка-зайчик,

Серенький кафтанчик.

Розовенький носик,

Коротенький хвостик.

Любит заинька плясать,

Мы же любим поиграть...

Приглашает ребят взять в руки бубны и показать свою игру. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети сопровождают мелодию игрой на бубнах. Затем воспитатель вновь напевает, играя с зайчонком.

Ну-ка, зайка, попляши, попляши,

Свою удаль покажи, покажи.

Лапками прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг.

В бубны весело мы бьем,

Зайке песенку поем...

Воспитатель кивает детям головой, те вновь играют на бубнах. В конце игры зайчик кланяется. Игра заканчивается такими словами.

Вот и пляске конец.

Ай да зайка! Молодец!

Перед детьми ставится задача: ударять в бубен на сильную долю такта. В музыкальном сопровождении намеренно акцентируется сильная доля, на нее-то и должен ориентироваться ребенок во время игры на инструменте.

Угадай, кто идет

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Необходимое оборудование : музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».

Ход игры . «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.

Сюжетная музыкальная игра

«Музыкальные картинки»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.77.

Возраст: от 5 до 6 лет

Оборудование: музыкальные фрагменты иллюстрации с изображением грустной и веселой девочки, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски, отражающие эмоции грусти, радости; бумага.

Образ: грустной и веселой девочки.

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б)выявить сенсорные особенности музыки;

в)выбрать эмоциональные открытки, соответствующие характеру музыки;

г)рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции грусти и радости;

е)нарисовать картину за окном;

Сюжетно-игровая интонация: Г.А.Никашина «Малыш и музыка» стр.78.

Музыкально-дидактическая игра

«Громко - тихо запоём»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель : развитие диатонического слуха.

Оборудование : любая игрушка.

Ход игры : Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Игру можно провести, как развлечение.

«Громко - тихо»

Н.Г. Конова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.

Цель: з акреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия: Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.

Ход игры: Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

«Кто больше знает?»
Цель игры: Расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название).
Ход игры: Ведущий (может быть как педагог, так и ребёнок) перемешивает карточки и, показывая играющим по одной, спрашивает: «Что это?». Тот, кто первым правильно назовёт, что на ней изображено, получает карточку себе.
Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.

«Составь оркестр»
Цель игры: Воспринимать и узнавать звучание различных видов оркестра: народного, симфонического, духового.
Закрепить знания об инструментах (название, внешний вид, звучание, принадлежность к тому или иному виду оркестра).
Ход игры:
Вариант 1:
Детям раздаются карточки. Звучат фрагменты:
-кюй «Адай» Курмангазы, «Ата Толгау» Н. Тлендиев в исполнении оркестра казахских народных инструментов;
-«Полька» Д.Шостаковича из Первой балетной сюиты;
-«В пещере горного короля» Э.Грига или «Военный марш» Г. Свиридова.
Педагог предлагает прослушать музыкальные отрывки и собраться вместе детям с карточками казахских народных инструментов, или с карточками с изображением инструментов симфонического оркестра, или с изображением духовых инструментов, то есть «собраться» в оркестр народных инструментов, в симфонический оркестр или в духовой оркестр.
Вариант 2:
Детям раздаются карточки с изображением различных музыкальных инструментов и предлагается собраться в подгруппы. Например:
народные инструменты,
духовые инструменты,
струнные инструменты,
ударные инструменты,
клавишные инструменты и другое.

Аплодисменты

Ход игры: Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Гусеница
Цель игры: развитие чувства ритма, ритмического слуха; развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их; закрепить представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.
Оборудование: две гусеницы, на частях туловища большие и маленькие точки: большие – долгий звук, маленькие – короткий.
Ход игры: Приставлять к голове гусениц части туловища и вместе с детьми проговорить, прохлопать, протопать, проиграть на инструменте получившийся ритмический рисунок.

Веселый кубик
Цель игры: Повышать интерес к музыке, развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению, создавать предпосылки к формированию творческого мышления, усиливать образное мышление, развивать чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка
Ход игры: На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, (эти же инструменты изображены на гранях кубика.) Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:
Всё играет и поет.
Кубик, скажет, кто начнет!
Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет несложный ритмический рисунок, если он затрудняется назвать инструмент, педагог предлагает детям ему помочь. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

Прогулка в парке.
Цель игры: Развивать у детей чувство ритма.
Ход игры: Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком металлофон. Педагог рассказывает историю про детей, которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне.
«Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем. Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке (дети имитируют на металлофонах спуск по лестнице вниз - с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку (дети имитируют это на металлофонах звучанием от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку:
Вот качели на лугу,
Я качаться побегу,
Вверх - вниз,
Вверх - вниз.
(Дети исполняют песенку и подыгрывают себе на металлофонах).
Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая:
-Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь!
(Дети имитируют прыгающий мяч на металлофонах).

Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее: Кап... кап... (дети имитируют на металлофонах звучание капели). Мы испугались дождя и побежали в детский сад: топ, топ, топ. (Каждый ребенок изображает на металлофоне, как он бежит).

Игра «Четвертый лишний»
Цель игры: Закрепление знаний детей о группах музыкальных инструментов – струнные, духовые, ударные, шумовые, клавишные. "Лишнюю" картинку закрывают фишкой.

Музыкальные яблочки
Цель игры: Учить соотносить музыкальные впечатления с конкретными образами, характером музыки, развивать словарный запас детей (подбор синонимов к слову) .
Ход игры: Педагог показывает детям карточку с изображением яблони без яблок и говорит, что эта яблоня-не простая, а сказочная. На ней растут не простые яблочки, а волшебные. Просто так их увидеть нельзя. Яблочки показываются только тогда, когда слышат музыку. Какая музыка - такие яблочки и показываются. После этого педагог исполняет музыкальные фрагменты разного характера. Дети определяют характер музыки и выкладывают яблочки с соответствующим настроением.

Веселые молоточки
Цель игры: Развитие чувства ритма; развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Оборудование: музыкальные молоточки по числу играющих трех видов с разными наполнителями: внутри одних молоточков - манная крупа, других – 1 фасолинка, третьих – несколько горошин. (Молоточки изготовлены из бросового материала: мерных ложечек для детского питания, склеенных попарно)
Варианты игры:
1. «Повтори за мной» (повторить ритмический рисунок за воспитателем) .
2. «Курица и цыплята» (долгие и короткие звуки)
3. «Шагаем с молоточками» (умение согласовывать движения с музыкой)
4. «Найди друзей» (найти одинаково звучащие молоточки, разбившись на 3 группы) .

Собери светофор
Цель игры: Развивать координацию движений, чувство ритма, слуха, быстроту реакции;
Оборудование: Наборы кубиков: красного, желтого, зеленого цвета.
Музыкальное сопровождение: "Передача платочка" Т. Ломовой.
Ход игры: Дети сидят по кругу на полу. У каждого в руке кубик из набора.
На 1 часть музыки дети передают кубик сидящему справа (кладут его перед соседом на пол) на каждую музыкальную фразу. На 2 часть музыки дети встают, держа кубик двумя руками, бегают врассыпную по залу. С окончанием музыки дети должны собраться по 3 человека, у каждого кубик разного цвета. Необходимо поставить кубики на пол: зеленый, желтый, красный, чтобы получился светофор.

Музыкальный цветок
Цель игры: Развитие у детей музыкальной памяти, мотивации к запоминанию большого количества песен. Накопление песенного репертуара.
Ход игры:
Музыкальный наш цветок,
Яркий каждый лепесток.
Лепесток мы оторвем,
Вместе песенку споем.

В центре находится цветок, изготовленный из цветной бумаги. На обороте каждого лепестка имеется изображение, которое чем-либо схоже с названием детской песни. Дети отгадывают название песни, а затем все вместе её исполняют. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся лепестки на цветке.

Веселый бубен
Цель игры: развитие слухового внимания, развитие чувства ритма
Будем, будем мы играть
И поучимся стучать –
На весёлом, звонком бубне
Будем ритмы отбивать!
Передают бубен по кругу, напевая мелодию. Тот, у кого бубен остался в руках, выходит в центр круга и выстукивает на бубне свой придуманный ритм, затем говорит считалочку:
Кто запомнил, повтори
Может быть, сумеешь ты?
Отдает бубен одному из стоящих в кругу. Тот, кто правильно повторил заданный ритм, начинает передачу бубна по кругу первым. Игра повторяется.

Игра с мячом
Цель игры: развитие творческой активности, развитие тембрового слуха
Ход игры:
Звонкий мячик, звонкий мячик,
Как легко, легко он скачет,
Мячик, мячик покатился
И совсем остановился.
Кто же мячик взять сумел –
Своё имя нам пропел!
Ведущий, выбранный по считалочке, первым начинает под музыку и пение детей в кругу играть мячом, а затем его катит кому-то из детей. Первый поднявший мяч ребёнок пропевает своё имя, а затем становится новым ведущим.

Веселые матрешки
Цель игры: Учить детей различать звуки по высоте.
Оборудование: Матрешки трех величин: высокие – в зеленых сарафанах и платочках, средней величины - в синих, низенькие – в красных.
Ход игры: Педагог исполняет звуки на металлофоне. В руках у детей матрешки: у сидящих слева – высокие, у сидящих справа – низкие, в центре – средней величины.
-Дети, сейчас ваши матрешки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – запляшут низкие матрешки, если средней высоты – запляшут матрешки среднего роста. Если высокий – будут плясать только высокие матрешки.
Педагог объясняет, что изображать пляску нужно легким покачиванием матрешки в приподнятой руке или постукиванием. Затем исполняет звуки разной высоты, все время изменяя последовательность звучания.

Узнай, какой инструмент звучит.
Цель игры: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Ход игры:
1 вариант: Дети строятся в три колонны. По звучание треугольника бегают по комнате дети первой колонны. Под звучание бубна - второй, под звучание металлофона - третьей. Исполнение на инструментах педагога варьируется. В конце проводится физкультурное соревнование: кто быстрее построит колонну.
2 вариант: Дети располагаются в трех кругах. Дети первого круга двигаются легким бегом под звучание треугольника и замирают на месте под звучание других инструментов, дети второго круга идут под звучание бубна, третьего- выполняют поскоки под звучание металлофона. Звучание варьируется. В конце игры отмечается круг - победитель и по желанию детей этого круга исполняется хороводная игра или пляска.

Угадай-ка.
Цель игры: Учить детей различать длительность звуков.
Оборудование: Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие, белого и черного цветов
Ход игры:
1 вариант: в руках у первой команды-круги белого цвета, у второй - черного. Предлагается при исполнении долгих звуков поднять большие круги белого цвета, при исполнении коротких - маленькие круги черного цвета. Педагог многократно без остановок изменяет звучание и следит за правильной реакцией детей.
2 вариант: Дети стоят в двух кругах, взявшись за руки. При звучании долгих звуков ходят дети, стоящие в первом круге. При звучании коротких звуков дети второго круга легко бегут. Исполнение звуков идет в разной последовательности.

Будем петь мы вот так
Цель игры: Развитие вокального голоса
Оборудование: карточки, отображающие характер музыки, его динамику, высоту звучания.
Ход игры: музыкальный руководитель постепенно знакомит с обозначениями на каждой карточке, терминами (низкий и высокий звук, тихо-громко, усиление – ослабление звука, отрывисто и плавно). Затем дети пропевают звук в соответствии с изображением на карточке

Снеговики и снежинки
Цель игры: Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.
Ход игры:
1 вариант: Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино. Под музыку Польки "снеговики" хлопают в ладоши, под музыку Вальса "снежинки" должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6 раз в разной последовательности.
2 вариант: Под музыку Польки двигаются шагом польки "снеговики", под музыку Вальса - кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6 - 8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания "снеговики" ловят "снежинок".

Солнышко и дождик
Цель игры: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца
а) в движении,
б) в игре на музыкальных инструментах.
Ход игры:
1 вариант: Когда звучит музыка, изображающая дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».
2 вариант: Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета.
3 вариант: Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.

Звери в домиках
Цель игры: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
Ход игры: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация). После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

Повтори звуки

Оборудование: карточки с изображением трех бубенчиков: красный – «дан», зеленый – «дон», желтый – «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков, металлофон
Ход игры: Педагог показывает большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисовано три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким голосом, мы назовем его «динь» и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Всем детям раздают по одной большой карточке.
Педагог показывает маленькую карточку, например с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь». Педагог дает ему карточку, и ребенок закрывает ее желтый бубенчик на большой карточке

Прогулка
Цель игры: развитие чувства ритма
Оборудование: металлофон и карточки, изображающие долгие и короткие звуки.
Ход игры: широкие карточки соответствуют длинным звукам, узкие – коротким.
- Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю.
Ребенок медленно стучит палочкой по металлофону и выкладывает широкие карточки.
- Пошел частый, сильный дождь.
Ребенок быстро стучит палочкой и выкладывает узкие карточки

Определи по ритму
Цель игры: развитие чувства ритма, обогащение музыкальных впечатлений
Оборудование: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; группа ударных музыкальных инструментов
Ход игры: ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки.

Определи инструмент
Цель игры: развитие навыков игры на музыкальных инструментах, развитие тембрового слуха
Оборудование: музыкальные инструменты
Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте

Громко - тихо запоем
Цель игры: развитие диатонического слуха
Ход игры: Дети выбирают водящего, который уходит из зала. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее

Сколько нас поет
Цель игры: развитие памяти и слуха
Оборудование: картинки с изображением одной, двух или трех поющих девочек
Ход игры: Педагог играет на инструменте один, два или три разных звука. Дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков

Слушаем музыку
Цель игры: Обогащение музыкальных впечатлений, закрепление знакомого песенного репертуара
Оборудование: 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними разложены картинки. Проигрывается какое-либо произведение. Вызванный ребенок должен найти подходящую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку

Удивительный светофор
Цель игры: Определение характера музыки.
Оборудование: большой светофор, карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.
Ход игры: Педагог (показывает большой светофор)

Вот горит светофор.
С ним, дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он - узнай,
А захочешь - выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Педагог проигрывает произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.

На лугу
Цель игры: учить детей реагировать на характер музыкального произведения; передавать движениями музыкальный образ на­секомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки.
Ход игры: Под музыку дети изображают, как летают бабочки, стрекозы, шмели. С окончанием музыки каждый ребенок должен закончить движение и «опуститься на цветок».
Для того чтобы вызвать интерес к игре, целесообразно создать образную игровую ситуацию: предложить детям вспомнить лето и представить поляну, на которой растут разные цветы, куда всегда прилетают насекомые, чтобы весело порхать с цветка на цветок. Например: «Жарким летним утром на полянке расцвели сразу разные красивые полевые цветы. Здесь были красавица ромашка, ароматная ярко- красная розочка и звонкий синий колокольчик. Все цветы просыпались рано утром и умывались росой. Нежный ветерок раскачивал их головки из стороны в сторону. Цветы ждали, когда же проснутся и прилетят шмели, стрекозы, красавицы бабочки, а также прискачет музыкант-кузнечик. Самыми нетерпеливыми были гвоздики. Они возмущенно говорили своим соседкам-ромашкам: "Когда же прилетят шмели, стрекозы, бабочки? Ведь очень весело, когда вокруг тебя кружатся красивые насекомые". Самым первым на полянке появился кузнечик и стал играть веселую мелодию на своей скрипке. И сразу же прилетели бабочки, стрекозы и шмели. Насекомые кружились, порхали, жужжали. Но неожиданно кузнечик перестал играть, и музыка смолкла. Тут же насекомые опустились на цветы. Но стоило кузнечику заиграть снова, как все вокруг приходило в движение». Давайте, ребята, представим себя насекомыми и изобразим, как они веселятся, летают на цветочной полянке.

Сложи песенку
Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Оборудование: Кружки и прямоугольники разного цвета.
Ход игры: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни.

Разноцветные кубики
Цель игры: Закреплять умение различать в музыкальном произведении части
Оборудование: разноцветные кубики, изготовленные таким образом, что 4 боковых стороны кубика окрашены красным, жёлтым, зелёным, синим цветом
Ход игры: Педагог исполняет пьесу, где 1 и 3 части повторяются, а 2 часть – контрастная по характеру. При повторном исполнении дети выкладывают кубики так, чтобы верхние плоскости 1 и 3 кубика были одинаковы по цвету, а у второго – другого цвета. Педагог может исполнять пьесу из 3 разных частей. Тогда каждая часть обозначается одним цветом кубика

Кот и мыши
Цель игры: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.
Ход игры: Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.
Жил кот Василий.
Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел.
Вот вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»
и врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом,
они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся и громко чихнул;
к стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
до вечера громко над ним потешались.

Музыкальная палитра
Цель игры: Развитие творчества при восприятии музыки.
Оборудование: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.
Ход игры: Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.

Волшебный веер
Цель игры: Развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.
Оборудование: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.
Ход игры: Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.
Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»
Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.
Дети становятся в круг.
- Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много. (Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).
- Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить? В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? Ответ детей.
Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.

Ученый кузнечик
Цель игры: Развитие вокальных навыков, развитие слухового внимания
Ход игры: Педагог располагает на фланелеграфе нарисованные цветы одуванчика и, взяв палочку, на конце которой прикреплен кузнечик, играет звук фа, показывает на первый цветок и говорит:
- Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка на цветок, но обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Попрыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а отсюда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т. д.
Один ребенок должен показывать прыжок кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») - тонику дети должны найти самостоятельно.

Копилка
Цель игры: Научить высказываться о музыке
Ход игры: Когда дети прослушали музыкальное произведение, педагог должен попросить детей сложить их ладошки «чашечкой», а потом обратиться к ним:
- Какая вместительная у каждого из вас копилка! А что мы в неё будем складывать?
Дети отвечают, предлагая различные варианты.
- Давайте складывать в ваши копилки красивые слова, которые правильно опишут прослушанную нами музыку.
Рассказывает детям правила и указывает на внимательность, которая должна присутствовать во время игры. Затем педагог объясняет детям:
«Если названное слово подходит нам для описания музыки, мы его «закроем» в наших «копилках» (педагог показывает детям, складывая свои руки «чашечкой», как нужно закрывать), если слово не подходит настроению музыки, разведите свои ладошки в стороны, чтобы это слово не попало в наши копилки». Педагог должен обратить внимание детей, на то, что каждое названное им правильное слово нужно повторить вслух. Заканчивается игра повторением правильных слов, которые попали в «копилки».

Ритмический кубик
Цель игры: Развивать слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков.
Оборудование: кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов: на первой грани- 1 бабочка, на второй -2 цветка, на третьей – 3 клубнички, на четвёртой – 4 листика, на пятой – 5 шишек, на шестой – 6 ёлочек.
Ход игры: Дети в кругу под весёлую музыку передают кубик по кругу, проговаривая:
Ты возьми весёлый кубик,
Передай его друзьям.
Что покажет этот кубик –
Повтори за ним ты сам!
Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счётом вслух.

Качели
Цель игры: Развитие звуковысотного слуха
Оборудование: Небольшие карточки: на одних изображены качели в верхнем углу, на других карточках – в нижнем углу, металлофон, настольная ширма.
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для нее, проигрывая их на металлофоне, затем раздает по карточке, играет высокие или низкие звуки и спрашивает, где сейчас качели, вверху или внизу. Дети поднимают соответствующие карточки.
«Есть качели на лугу вверх-вниз, вверх-вниз!
Я качаться побегу вверх-вниз, вверх-вниз!»

Догадайся, кто поет
Цель игры: Развитие звуковысотного слуха
Ход игры:
«Поиграй ка, Ваня с нами, выходи скорей вперед.
И с закрытыми глазами догадайся, кто поет.
Эту песенку свою я тебе, дружок, пою,
Ты глаза не открывай, кто я, ну-ка, отгадай!»
Дети идут по кругу и поют 1-й куплет. На 2-й куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в центре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел 2-й куплет.

Солнышко
Цель игры: Развитие звуковысотного слуха
Оборудование: Нотный стан, нотки-солнышки
Ход игры:
- Жило-было солнышко. Встало утром, потянулось и запело песенку:
Я, солнышко лучистое,
Очень-очень чистое.
Люблю я умываться
И в лужицах купаться.
Мои детки засмеялись,
По линейкам разбежались.
Помогите их собрать
И по именам назвать
Смотрите, я нашла солнышко (педагог ставит нотку-солнышко на первую линейку), а зовут его «ми»
Дети вместе с педагогом пропевают звук. Так познакомить детей со всеми звуками гаммы

Веселые мячи
Цель игры: Освоение нот звукоряда
Оборудование: разноцветные мячи
Ход игры: Дети сидят на ковре в кругу. Ведущий поет песенку. Мяч катится по ковру от ребенка к ребенку.
На ковер садитесь, дети,
Раз, два, три, начнем игру
Быстро красный мячик-нотку
Покатаем по ковру.
Раз-два, не зевай,
Мячик по полу катай.
Раз-два, не зевай.
Имя нотки называй
Песенка останавливается. Ребенок, в руках у которого оказался мяч, по его цвету называет имя нотки. Этот мяч выбывает из игры. В заключении можно включить в игру все мячи, напевая:
А теперь продолжим вместе
Наши мячики катать.
Нотки все из звукоряда
Будем дружно называть.
Раз, два, не зевай, имя нотки называй!
Дети по очереди называют имена ноток, держа в руках мячик определенного цвета.

Укрась елочку
Цель игры: Развитие восприятия музыки, знакомство с классической музыкой.
Оборудование: карточки в форме елочных игрушек на петельках. Небольшая елочка.
Ход игры: Ребенок, прослушав музыкальное произведение, подбирает елочную игрушку с соответствующей картинкой и вешает на елочку.

Кубики календарики
Цель игры: Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки.
Оборудование: Кубик, на гранях которого картинки с изображением времени года
Ход игры: Дети в кругу, передают друг другу кубик и проговаривают:
Календарик мы листаем
Кубик другу отправляем
К кому кубик попадет
Тот стишок нам всем прочтет (или) Тот нам песенку споет.
Ребенок с кубиком читает стишок или поет песенку, соответствующую времени года.

Передай ритм
Цель игры: Развивать ритмическое восприятие музыки и музыкальную память
Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Ведущий, последний в цепочке (педагог) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) передает ритм, хлопая в ладоши.

Веселые матрешки
Цель игры: Развитие слухового восприятия.
Оборудование: Матрешки четырех цветов: зеленая, красная, синяя, желтая (по числу детей).
Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать разные жанры музыки, если зазвучит маршевая музыка – ребенок должен поднять красную матрешку, если танцевальная – желтая матрешка, колыбельная – синяя матрешка, песня – зеленая матрешка.

Какая бывает зима
Цель: Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова.
Ход игры: В центре круга на детском стуле стоит игрушечный слон и колокольчик. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:
Слон совсем не знает, какой зима бывает.
К кому колокольчик придет, тот ответ слону дает.
Ребенок, остановившись напротив слона, берет колокольчик и пропевает приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая», одновременно играя на колокольчике.

Светофор
Цель игры: продолжать учить ориентироваться пространстве, быстро перестраиваться.
Ход игры: Педагог становится светофором и показывает карточки.
*Зеленая – боковой галоп в паре по кругу.
*Красная – остановиться.
*Карточка с изображением маленького круга – танцуют дети, которые стоят в маленьком кругу, в большом – хлопают. -*Карточка с изображение большого круга – танцуют дети, стоящие в большом круге – другие хлопают.
*С изображением оба круга – кружение «лодочка» на поскоках.

Успей передать

Играющие выстраиваются в одну шеренгу. Стоящий на правом фланге получает кеглю.

Под музыку или пение воспитателя кеглю начинают передавать из рук в руки до конца шеренги, сначала в одном направлении, а потом в обратном.

Как только музыка обрывается, передачу прекращают, и тот, у кого в этот момент окажется кегля, выбывает из игры. После этого игру начинают снова.

Музыку надо обрывать часто и внезапно, но через равные промежутки времени.

Побеждает тот, кто останется последним.

Приглашение

Играющие становятся в круг. Водящий идет внутри круга под музыку или пение воспитателя, внезапно останавливается перед кем-либо из играющих и, сделав в его сторону поклон, приглашает следовать за собой. Дальше они идут по кругу уже вдвоем. Водящий вновь останавливается перед кем-либо и приглашает третьего, потом таким же образом приглашает еще 10—12 детей, стоящих в разных местах круга.

Водящий может передвигаться танцевальным шагом и на ходу под музыку делать всевозможные танцевальные движения, которые все идущие за ним должны в точности повторять.

Неожиданно воспитатель дает сигнал (или музыка обрывается). Водящий и играющие разбегаются в разные стороны и становятся в общий круг.

Тот, кто опоздает и встанет в круг последним, становится новым водящим.

Без пары

Взявшись за руки, играющие образуют два круга, один внутри другого. При этом во внешнем круге должно быть на одного человека больше, чем во внутреннем.

Играет музыка (поет воспитатель), и играющие начинают движение. Один круг двигается по ходу часовой стрелки, другой — в обратном направлении.

По сигналу воспитателя музыка обрывается. Участники игры, произвольно разбиваясь на пары, берут друг друга за руки, причем стараются сделать это как можно быстрее.

Тому, кому не достанется пары, воспитатель предлагает сплясать, спеть, отгадать загадку и т.п. После этого все становятся в два круга и игра повторяется.

Ходим кругом

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего.

Ходим кругом друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте, принимает смешную позу и т.п.). Все дети должны в точности повторить его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в кругу и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется по кругу в другую сторону.

У ребят порядок строгий

Дети строятся в шеренгу и запоминают свое место и соседей. По команде воспитателя «Разойтись!» все дети расходятся по площадке и поют песню:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее...

Тра-та-та! Тра-та-та!

Выправкой своей гордимся,

Чем не дошколята мы!

Посмотрите, отличимся,

Раз-два-три! Раз-два-три!

Грудь вперед, бодрей смотрите,

Ровно, прямо голова,

Не болтайте зря руками,

Молодцы мы — хоть куда!

По окончании одного из куплетов воспитатель неожиданно подает команду «В одну шеренгу становись!» и, вытянув руку, показывает направление. Дети должны быстро построиться за ним в указанном направлении. Тот, кто войдет в шеренгу последним, считается проигравшим.

Игра повторяется несколько раз, но направление шеренги меняется.

Эй, что за народ...

Воспитатель проводит с детьми танец-игру. В ней такие слова:

Эй, что за народ за мною идет?

Побежали, побежали, только пятки засверкали.

Каждая строчка повторяется по два раза. Первый раз ее произносит ведущий, второй — дети.

Первая строчка в течение игры меняется: «Эй, что за народ... (все в ладоши бьет; задом наперед идет; по коленям бьет; себя за уши дерет; все вприпрыжку идет; себя за нос ведет; по-гусиному идет; как ишак орет; на носочках идет)» и т.д.

Одновременно со словами необходимо выполнять действия, которые им соответствуют: идти, хлопать по коленям, идти задом наперед и т.д.

Во время второй строчки, которая на протяжении игры не меняется, нужно прекратить разнообразные движения, взяться за руки и побежать по кругу.

Темп игры может увеличиваться.

Мой и стирай!

Воспитатель описывает танец: «Вообще-то этот танец во всем мире называют “Рок-н-ролл”, но это неправильно. Потому что его изобрела в Веселяндии одна девяностодевятилетняя старушка. А дело было так! Старушка стояла на берегу океана и стирала носочки. Она то так их постирает, то эдак... то так, то эдак. (Руками показывает движения, имитирующие стирку.) А что вы стоите? Давайте повторяйте движения вслед за мной!

Итак, старушка стояла и стирала носочки то справа.., то слева... (Показывает движения, дети их повторяют.)

А потом прилетела муха Це-це и села старушке на локоть правой руки. А как ее прогнать? Ведь нельзя же выпускать из рук носочки. Они уплывут, и ищи их потом по всему океану. И старушка придумала. Она согнала муху с локтя правой руки левым коленом. Вот так! Два раза! (Показывает движение, дети повторяют.)

Но муха была наглая и настырная, и она перелетела на левый локоть. Пришлось старушке сгонять ее правым коленом. Снова два раза! (Показывает движение, дети повторяют.)

И пока старушка гоняла муху, у нее из рук выскользнуло мыло! Но она не растерялась — стала нащупывать мыло на дне ногой. А для этого пришлось крутиться вокруг своей оси. Эта ось была у старушки очень тонкая. Она нащупывала и крутилась... (Показывает движение, дети повторяют.)

И пока старушка вот так искала мыло, к ней с берега подползла большая черепаха и ущипнула ее за пятку. Бабушка от неожиданности испугалась и подпрыгнула. Вот так! (Показывает, дети повторяют.)

И тут старушка обнаружила, что ее носочки все-таки уплыли. Она очень расстроилась, пошла в деревню и все рассказала своему старику. А поскольку тот был совершенно глухой, пришлось не только рассказывать, но и показывать. Старик очень развеселился и пошел показывать эту историю остальным жителям села. И уже вечером вся деревня танцевала новый танец, который называли “Мой и стирай”. Вот такая абсолютно правдивая история».

Далее под музыку исполняется танец. Его можно станцевать и под «диско». Воспитатель во время танца демонстрирует все движения и комментирует: «Стираем... муха... колено... упало мыло... черепаха... прыжок... еще раз...».

Буги-вуги

Воспитатель предлагает детям потанцевать. Все движения в танце сопровождаются словесным комментарием. Дети стоят в круге.

Слова и движения в данном танце звучат и выглядят так:

Руку правую вперед,

А потом ее назад,

А потом ее вперед

И немного потрясем.

Мы танцуем «Буги-вуги»,

Поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так...

Раз, два, три!

(Дети хлопают, берутся за руки и идут к центру, поднимая большой палец.)

Буги-вуги, хорошо!

Буги-вуги, хорошо!

Буги-вуги, хорошо!

Мы танцуем все легко!

Танец повторяется несколько раз, при этом изменяются слова и движения в первой его части: «руку левую вперед...», «ногу правую, затем левую», «плечо правое, плечо левое», «ухо правое, ухо левое», «бедро правое, бедро левое» и т.д.

Если нравится тебе

Все участники свободно располагаются на площадке. Воспитатель становится так, чтобы все хорошо ее видели, запевает песню и показывает движения. Участники подхватывают песню и повторяют движения за воспитателем.

Если нравится тебе,

То делай так.

(Дети делают два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе,

То делай так. (То же самое.)

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

Если нравится тебе,

То делай все...

(Дети повторяют подряд одно за другим движения: два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям, два притопа ногами.)

Если нравится тебе,

То делай все...

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай так...

(Все движения повторяются снова.)

В заключение игры поют:

Если нравится тебе,

То ты скажи:

«Хо-ро-шо!»

Если нравится тебе,

То ты скажи: «Хо-ро-шо!»

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

«Хо-ро-шо, хо-ро-шо!»

Лявониха

Дети стоят в кругу в чередовании мальчик — девочка. Воспитатель говорит участникам игры: «Ребята, возьмитесь за руки! Будем исполнять веселый танец “Лявониха”! Сначала идем по кругу вправо и поем такие слова»:

Лявон Лявониху любил,

Лявонихе черевички подарил!

А теперь идем влево и поем:

Лявониха была ласковая,

В черевичках так отплясывала!

А сейчас опустите руки! Теперь одни девочки, притопывая, идите к центру круга и говорите:

Все девчонки, все девчонки,

А теперь, девочки, пятясь, возвращайтесь назад, а мальчики идут в центр. Топайте и говорите:

Все мальчишки, все мальчишки,

Теперь, мальчики, идите назад, а девочки опять вперед к центру. Не забывайте про слова! Теперь девчонки — назад, а мальчики — вперед, со словами! И снова назад... А теперь все начнем сначала.



Преферанс