Игры про осень в доу. Игры на осенний бал

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?

СОБЕРИ ГРИБЫ!

СЪЕШЬ ЯБЛОКО!

РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" - ребенноки в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстре вытянула «репку».


СОБЕРИ ШИШКИ!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

НАКОРМИ ДРУГА!
В игре можно использовать яблоки или морковку. Двое играющих садятся на стульчики друг проив друга. Им завязывают глаза и дают по яблоку. Они начинают кормить друг друга. Выигрывает тот, кто быстрее съел яблоко.

СОБЕРИ СОРНЯКИ!
В игре участвуют 3 человека. По залу рассыпают бумажные вьюны, васильки и листья одуванчика. Детям дают по ведерку. По сигналу они должны собрать сорняки в ведра: один - вьюны, другой листья, третий - васильки. Побеждает ребенок, выполнивший задание быстрее других.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!
В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

СОБЕРИ ЛОЖКОЙ КАРТОШКУ!
В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 6-8 картофелин. У каждого ребенка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший больше картошки за определенное время.

ПЕРЕЙДИ ЛУЖУ В КАЛОШАХ!
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.

ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.

ПАРОВОЗИК
В ней участвуют две команды. На полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по "извилистой тропинке" (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:
- не уронила ни один гриб;
- не потеряла ни одного участника;
- быстрее оказалась у финиша.

ФРУКТЫ НА ВЕРЕВОЧКЕ
У противоположной стены зала ставят две стойки с натянутой между ними веревкой. На веревку за палочки привязаны яблоки и груши. Ребенку завязывают глаза. Он должен дойти до стоек, срезать ножницами любой плод и угадать его на ощупь.

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?
На планшете нарисованы фрукты в несколько рядов (например: яблоко, груша, апельсин). В каждом ряду фрукты расположены в разном порядке. Ведущая закрывает в любом ряду любой фрукт и спрашивает: «Чего не хватает?» Дети должны назвать фрукт, который закрыт. Варианты: вместо фруктов - овощи, ягоды, грибы, листья деревьев.

СОБЕРИ ГРИБЫ!
Играют по двое. Каждому участнику дают пустую корзинку. На полу лежат силуэты грибов. Дети берут по очереди силуэт гриба, называют любой гриб, который знают, и кладут в корзинку. Выигрывает тот, кто больше «собрал» грибов.

СЪЕШЬ ЯБЛОКО!
Два добровольца из родителей держат веревку, на которой висят привязанные яблоки. В игре участвуют по 2 ребенка. Им предлагают съесть по яблоку, висящему на веревке, не касаясь его руками. Кто быстрее?

РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" – ребенок и в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».

КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

ЧТО ЭТО ЗА ОВОЩИ?
С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи, которые им предлагают.

ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

НАРИСУЙ ГОРОХ!
Играющий должен с завязанными глазами нарисовать горошины так, чтобы они не выходили за линию стручка.

РАЗГРУЗИ МАШИНУ!
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

ПУГАЛО
Звучит музыкальное сопровождение. Дети, каждый из которых "пугало", выходят на середину зала и разводят руки в стороны. Если ведущий говорит: «Воробей!», то надо махать руками. Если ведущий говорит: «Ворона!» - надо хлопать в ладоши.
ГРИБНИК
У водящего ("грибника") завязаны глаза. Дети-грибы бегают по залу. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».
КОТ В МЕШКЕ
Надо определить наощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК
В игре участвуют два ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.
УГАДАЙКА
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.

СОБЕРИ ЛОЖКОЙ КАРТОШКУ!
В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 6-8 картофелин. У каждого ребенка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший больше картошки за определенное время.
ПЕРЕЙДИ ЛУЖУ В КАЛОШАХ!
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.
ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.
ПАРОВОЗИК
В ней участвуют две команды. На полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по "извилистой тропинке" (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:
- не уронила ни один гриб;
- не потеряла ни одного участника;
- быстрее оказалась у финиша.
ФРУКТЫ НА ВЕРЕВОЧКЕ
У противоположной стены зала ставят две стойки с натянутой между ними веревкой. На веревку за палочки привязаны яблоки и груши. Ребенку завязывают глаза. Он должен дойти до стоек, срезать ножницами любой плод и угадать его на ощупь.

СОБЕРИ ШИШКИ!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

НАКОРМИ ДРУГА!
В игре можно использовать яблоки или морковку. Двое играющих садятся на стульчики друг проив друга. Им завязывают глаза и дают по яблоку. Они начинают кормить друг друга. Выигрывает тот, кто быстрее съел яблоко.

СОБЕРИ СОРНЯКИ!
В игре участвуют 3 человека. По залу рассыпают бумажные вьюны, васильки и листья одуванчика. Детям дают по ведерку. По сигналу они должны собрать сорняки в ведра: один - вьюны, другой листья, третий - васильки. Побеждает ребенок, выполнивший задание быстрее других.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!
В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?
На планшете нарисованы фрукты в несколько рядов (например: яблоко, груша, апельсин). В каждом ряду фрукты расположены в разном порядке. Ведущая закрывает в любом ряду любой фрукт и спрашивает: «Чего не хватает?» Дети должны назвать фрукт, который закрыт. Варианты: вместо фруктов - овощи, ягоды, грибы, листья деревьев.

СОБЕРИ ГРИБЫ!
Играют по двое. Каждому участнику дают пустую корзинку. На полу лежат силуэты грибов. Дети берут по очереди силуэт гриба, называют любой гриб, который знают, и кладут в корзинку. Выигрывает тот, кто больше «собрал» грибов.

СЪЕШЬ ЯБЛОКО!
Два добровольца из родителей держат веревку, на которой висят привязанные яблоки. В игре участвуют по 2 ребенка. Им предлагают съесть по яблоку, висящему на веревке, не касаясь его руками. Кто быстрее?

РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" - ребенноки в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстре вытянула «репку».

КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

ЧТО ЭТО ЗА ОВОЩИ?
С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи, которые им предлагают.

ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

НАРИСУЙ ГОРОХ!
Играющий должен с завязанными глазами нарисовать горошины так, чтобы они не выходили за линию стручка.

РАЗГРУЗИ МАШИНУ!
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

ПУГАЛО
Звучит музыкальное сопровождение. Дети, каждый из которых "пугало", выходят на середину зала и разводят руки в стороны. Если ведущий говорит: «Воробей!», то надо махать руками. Если ведущий говорит: «Ворона!» - надо хлопать в ладоши.

ГРИБНИК
У водящего ("грибника") завязаны глаза. Дети-грибы бегают по залу. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».

КОТ В МЕШКЕ
Надо определить наощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК
В игре участвуют два ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

УГАДАЙКА
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.

Осенние игры для детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковая игра «Цветы»

Слушаем стихи и выполняем движения руками: поочерёдно сгибаем и разгибаем пальчики.

Солнце поднимается -

Цветочки раскрываются.

Солнце опускается -

Цветочки закрываются.

Вновь светло становится,

Солнце в небе светит.

Радуются солнышку

И цветы, и дети.

Но уходит солнце спать,

И темно уже опять.

Солнышко не светит.

Спят цветы и дети.

День приходит снова,

Солнце поднимается.

И цветы, проснувшись,

Быстро открываются.

А потом приходит ночь,

Солнце опускается.

И цветы, готовясь спать,

Снова закрываются.

Мы цветам хотим помочь.

Им подскажем: день и ночь,

День - ночь, день - ночь.

Игра «Собери лепестки»

На полу - два кружка (серединки ромашек). На некотором расстоянии от них - две кучки лепестков. По команде два участника собирают каждый свою ромашку. Победит тот, кто быстрее это сделает.

Игра «Листопад»

Ветер дует, задувает,

Ветер дерево качает.

Падают листочки

На траву, на кочки.

(Приседаем и встаём.)

Ветер дует, задувает,

Ветер листики срывает.

(Поднимаем руки вверх, потом опускаем вниз.)

Как же веткам не дрожать?

Как им листья удержать?

(Руки перед собой, трясём кистями.)

Листья в воздухе кружатся,

Листья на траву ложатся.

(Кружимся на месте, потом приседаем.)

Мы сейчас пойдём гулять.

(Идём на месте.)

Будем листья собирать!

(Наклоняемся.)

Игра «Осенние листья»

На полу - красные, жёлтые и оранжевые листья, вырезанные из бумаги. Дети разделены на три команды, каждая собирает листья своего цвета. Победит команда, которая выполнит задание быстрее других. Игру можно повторить, распределив цвета иначе.

Игра «Кленовые листья»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся ладошками разных частей тела.

Как красивы листья клёна -

Красный, жёлтый и зелёный!

Листья с дерева упали,

Нам на голову попали.

На затылок, на макушку,

А с макушки и на ушки.

А ещё на лоб упали,

А ещё на нос попали.

Листья падают на плечи

И слетают на живот.

И ещё потом на плечи,

Ну а с них и на живот.

Листья падают на ручки,

Листья падают на ножки.

Уж повсюду листьев кучки,

В листьях - травка и дорожки.

Игра «Листья падают»

Ладошки - как кленовые листики. Воспитатель называет части тела (например: «Листья упали на коленочки», «Листья упали на живот»). К тому, что названо, дети должны быстро прикладывать ладошки, будто туда упали листики.

Игра «Овощи»

Воспитатель поочерёдно называет овощи. Дети должны их изобразить. Капуста - показать руками, какая она круглая; морковка - соединённые руки вверх; кабачок - соединённые руки вниз; и т. д.

Пальчиковая игра «Огород»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Огород у нас хорош!

Где ещё такой найдёшь?!

Удивляется народ:

Как богат наш огород!

Что растёт, покажем.

И про всё расскажем

Здесь у нас не пусто.

Выросла капуста.

Вот укроп, а вот петрушка,

Это свёкла и картошка,

Это тыква и горох.

Урожай совсем не плох!

Репа, редька и морковка...

Много разных овощей.

Мы наделаем салатов

И наварим вкусных щей.

Игра «Хомкина зарядка»

Воспитатель читает стихотворение, сопровождая чтение движениями. Дети выполняют эти движения.

Потом воспитатель предлагает: по желанию каждый из участников игры может придумать и показать какое-нибудь упражнение, а остальные будут повторять его.

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Хомка, Хомка, Хомячок -

(Гладим живот.)

Полосатенький бочок.

(Гладим бока.)

Хомка рано встаёт,

(Поднимаем руки вверх.)

Щёчки моет, носик трёт.

(Трём щёки и нос.)

Подметает Хомка хатку

(Машем руками из стороны в сторону.)

И выходит на зарядку.

(Поднимаем руки вверх, потом разводим их в стороны.)

Игра «Наша зарядка»

Раз-два - покружились.

Три-четыре - руки вверх.

Пять-шесть - наклонились.

Семь-восемь - руки вверх.

Девять-десять - приседаем,

А потом всё повторяем.

Игра «Яблоки»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Яблочки на веточках

Висели высоко.

(Поднимаем руки вверх.)

И достать нам яблочки

Было нелегко.

(Подпрыгиваем на месте.)

Встали мы на цыпочки,

Тянем ручки, ножки.

(Встаём на цыпочки и тянемся вверх.)

А потом мы веточки

Потрясли немножко.

(Трясём руками.)

Полетели яблочки

На траву густую.

(Опускаем руки вниз.)

Сложим их в корзиночку -

Мы найдём пустую.

(Показываем, как складываем яблоки в корзиночку.)

Игра «Передай яблоко»

Дети встают в круг. Звучит музыка. Дети передают по кругу яблоко (мячик). Неожиданно музыка прерывается. Тот, у кого в этот момент оказался мячик, выходит из игры.

Маленький Барашек За рекой живёт.

Увидал букашек,

Мамочку зовёт:

Бе-е, бе-е!

А Козлёнок, сын Козы,

Испугался стрекозы.

На лугу играл,

Мамочку позвал:

Ме-е, ме-е!

Игра «Барашек»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Погладим мы кудряшки

У нашего Барашка.

Где кудряшки растут?

И вот здесь, и вот тут.

И на лбу, и на головке.

Можем их погладить ловко.

И на грудке, и на спинке

Мягко так, как на перинке.

Много шёрстки на боках,

Будто в мягких облаках.

На животике, на ножках

И на хвостике немножко.

Хороши кудряшки

У нашего Барашка!

Игра «Домик»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Мы построим новый дом.

(Хлопаем в ладоши.)

Постучим мы молотком.

(Стучим кулачком о кулачок.)

Домик выше, выше, выше -

(Ставим одну ладошку на другую.)

Добрались уже до крыши.

(Поднимаем руки вверх.)

Сделаем окошко,

Отдохнём немножко.

Двери открываем,

(Прикрываем глаза ладошками и убираем ладошки.)

В домик попадаем!

(Разводим руки в стороны.)

Игра «Отгадай животное»

Водящий (в этой роли могут выступать поочерёдно сами дети) изображает походку, повадки, голос домашнего животного (корова, коза, курица, петух, кошка, собака и др.). Остальные должны отгадать.

Игра «Гуляем под дождём»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Дождь на улице опять.

(Трясём кистями рук.)

Всё равно пойдём гулять.

(Идём на месте.)

Дует ветер без конца.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

Закачались деревца.

(Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.)

Дождик капает из тучки.

(Трясём кистями рук.)

Мы шагаем по дорожке.

(Идём на месте.)

Дождик капает на ручки,

(Барабаним пальцами одной руки по другой руке.)

Дождик капает на ножки.

(Касаемся ног кончиками пальцев.)

Дождик капает сильнее.

Где же лужицы поуже?

(Разводим руки в стороны, а потом сводим их перед собой.)

Мы пройдём, ведь мы сумеем

Перепрыгнуть через лужи!

(Прыгаем на месте.)

Игра «Дождик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Дождь из этой тучки лил,

А из этой - моросил.

(Поднимаем руки вверх, трясём кистями.)

Дождик землю намочил,

Всюду луж больших налил.

(Машем кистями рук перед собой, затем разводим руки в стороны.)

Дождик нам не нужен.

Скачем через лужи.

(Двигаем головой из стороны в сторону, затем прыгаем на месте.)

Прыг-скок, прыг-скок -

С бугорка на бугорок.

(Делаем шаг влево и ещё влево, затем шаг вправо и ещё вправо.)

Игра «Лужи»

На полу - листы бумаги. Это лужи. Дети должны добежать до другого конца комнаты, обежав все лужи. На них наступать нельзя. Тот, кто наступил, выходит из игры. Воспитатель определяет победителей.

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Кто уселся на суку

И кричит «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка.)

Разлетайтесь, воробьи!

Разбегайтесь, мыши!

Кто-то чёрный и большой

К нам спустился с крыши.

Прячьтесь, муха и комар!

Кто кричит здесь «кар-кар-кар»? (Ворона.)

Ищет зёрнышки в пыли,

Подбирает крошки.

Скачет, ростом невелик,

В парке на дорожке.

Что за серый озорник

Всё кричит «чирик-чирик»? (Воробей.)

Игра «Воробей»

Воспитатель называет действия, которые совершает воробей. Дети выполняют эти действия. Например: воробей прыгает (все прыгают), воробей летит (все машут руками), воробей клюёт зёрнышки (можно стучать указательным пальчиком правой руки по ладошке левой), воробей прячется (все приседают и закрывают голову руками).

Игра «Птички»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птички прилетели,

На рябину сели.

(Приседаем.)

Стали ягоды клевать,

Своих деток угощать.

(Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой.)

Птички прилетели,

(Машем руками, как крыльями.)

На калину сели.

(Приседаем.)

Стали ягоды клевать,

Своих деток угощать.

(Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой.)

Игра «Собираем ягоды»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что рябина растёт высоко (это же дерево), а клюква - низко (это же маленькие кустики), после чего объясняет правила игры. Если воспитатель произносит слово «рябина», дети поднимают руки вверх (рвут рябину), а если слово «клюква», - приседают (собирают клюкву).

Игра «Мишкин дом»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мишка по лесу гулял

(Идём на месте.)

И грибов насобирал.

(Наклоняемся.)

Мишка строит новый дом,

(Складываем руки над головой домиком.)

Будет спать спокойно в нём.

(Кладём ладошки под щёчку.)

Под высокою сосной

(Поднимаем руки вверх.)

Появился дом большой.

(Разводим руки в стороны.)

И на мягкую кровать

Мишка лёг поспать.

(Приседаем.)

Игра «У медведя во бору»

С помощью считалки выбирают Медведя. Он садится в сторонке. Остальные участники игры ходят рядом, собирают ягоды и произносят:

У Медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А Медведь не спит

И на нас глядит.

После этих слов Медведь начинает ловить детей. Того, кто ему попался, он забирает в свою берлогу.

Пальчиковая игра «Пятнышки»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем пятнышки.

Хочется коровке божьей

Пятнышки нарисовать.

Ну давайте ей поможем -

Раз - кружочек чёрненький.

Два - кружочек чёрненький.

Три и четыре -

Нарисуй пошире.

Пять и шесть -

Краска ещё есть.

Семь - последний кружок.

Краски больше нет.

Полети на лужок.

Всем от нас привет!

Игра «Найди божью коровку»

Дети - божьи коровки. Водящий (им может быть воспитатель или кто-то из детей) говорит:

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба.

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Пока звучат эти слова, дети бегают по комнате и, изображая божьих коровок, машут руками, а потом приседают и замирают. Шевелиться нельзя. Тот, кто пошевелился, выходит из игры.

Игра «Щука»

Слушаем стихи и выполняем различные движения. Щука плавает в воде,

Щука плавает везде.

(Делаем движения, как будто плаваем.)

На поверхность выплывает,

(Поднимаем руки вверх.)

А потом на дно ныряет.

(Приседаем.)

Щёлк зубами злая щука,

А потом сидит без звука.

(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть щуки.)

Хочет рыбку там поймать.

Как увидит рыбку - хвать!

(Делаем руками перед собой хватательные движения.)

Игра «Вылови рыбок»

На полу или на столе - рыбки, вырезанные из картона (к каждой прикреплена скрепка). Также для игры нужна удочка - палочка со шнурком, на конце которого привязан магнит. Победит тот, кому удастся выловить рыбок больше, чем другим.

Чтобы спасти рыбок от щуки, мы должны переселить их в другой водоём. Для этого давайте выловим рыбок и поместим в приготовленное ведёрко.

МБОУ"Новорождественская СОШ"

подготовила

учитель начальных классов

Литвина Г.А.

игры для праздника осени

ИГРА «УЗНАЙ ПО ВКУСУ»

Ведущий выносит на тарелочке разрезанные на маленькие кусочки овощи.

Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу.

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ ЛИСТЬЕВ?»

На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше? (4 человека)

Конкурсы на праздник осени.

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

СОБЕРИ ГРИБЫ!
Играют по двое. Каждому участнику дают пустую корзинку. На полу лежат силуэты грибов. Дети берут по очереди силуэт гриба, называют любой гриб, который знают, и кладут в корзинку. Выигрывает тот, кто больше «собрал» грибов.

РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" - ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстре вытянула «репку».

СОБЕРИ ШИШКИ!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют две команды. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!
В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

ПАРОВОЗИК
В ней участвуют две команды. На полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по "извилистой тропинке" (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:
- не уронила ни один гриб;
- не потеряла ни одного участника;
- быстрее оказалась у финиша.

ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

РАЗГРУЗИ МАШИНУ!
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

ГРИБНИК
У водящего ("грибника") завязаны глаза. Дети-грибы бегают по залу. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».
КОТ В МЕШКЕ
Надо определить на ощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК
В игре участвуют два ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.
УГАДАЙКА
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.


Осенние игры для детей среднего дошкольного возраста

Садовая считалка

Слушаем считалку и стараемся её запомнить.

Мы с тобою в сад пойдём,

Много там цветов найдём:

Астры, флоксы, георгины,

И гвоздики, и люпины.

Хризантемы я найду.

Что ещё растёт в саду?

Колокольчики-цветы.

А водить-то будешь ты!

Игра «Садовник»

Каждый участник игры выбирает себе цветок - ромашку, пион, розу и т. д. Один из участников становится садовником. Он говорит:

Я садовником родился.

Не на шутку рассердился.

Все цветы мне надоели, кроме... ромашки.

Что с тобой?

Влюблена.

Что с тобой?

Диалог повторяется, называется другой цветок. Игра продолжается. Тот, кто быстро не отреагировал, когда его назвали, выходит из игры.

Пальчиковая игра «Ягоды»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды.

Сколько ягод в мире есть?

Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

И крыжовник, и брусника,

А ещё смородина

Чёрная и красная.

Ох, варенье вкусное!

Ягода прекрасная!

Есть малина и черника,

Клюква есть и голубика,

А ещё есть виноград.

Винограду каждый рад!

Игра «На все цвета»

Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать ягоду этого цвета. Варианты игры: называть фрукты, цветы.

Игра «Собираем сливы»

Вот в саду созрели сливы.

Они вкусны и красивы.

(Выставляем руки вперёд и немного разводим их в стороны.)

Но все сливы высоко,

И достать их нелегко.

(Поднимаем руки вверх.)

Чтобы сливы нам сорвать,

Будем ветки наклонять.

(Поднимаем руки вверх и прыгаем на месте.)

Ничего не получилось,

Будем пробовать опять.

(Повторяем прыжки с поднятыми вверх руками.)

Принесли мы лестницу,

Лестницу-чудесницу.

На неё мы залезаем,

Сливы мы легко срываем.

Игра «Смотри на сливы»

Воспитатель показывает детям пять слив разного цвета - жёлтую, красную, бордовую, синюю, фиолетовую (овалы, вырезанные из бумаги). По команде дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну из слив или меняет её место, после чего просит детей открыть глаза. Они должны сказать, что изменилось. В дальнейшем можно усложнять задание: производить одновременно два или три изменения.

Лесные загадки

Колючий, серый.

При любой опасности

Сворачивается клубком. (Ёж.)

С большими ушами,

В серой пушистой шубке.

Такой трусливый,

Что всех боится. (Заяц.)

С пушистым хвостом,

В рыжей пушистой шубке.

Такая хитрая,

Что всех может обмануть. (Лиса.)

Большой, неуклюжий,

В коричневой шубе.

Любит ягоды и мёд. (Медведь.)

Игра «Волшебная палочка»

Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в диких животных: медведей, волков, лис, тигров и т. д. Дети должны изобразить походку и повадки животного (также можно показать, какие звуки издаёт). Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем.

Пальчиковая игра «Грибы»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем грибы.

Мы по лесу шли, шли,

Кузовок грибов нашли.

Раз - грибочек под берёзой,

Два - грибочек под осиной.

Три - грибочек за пеньком,

А четыре - под кустом.

Шесть и семь - под веткой клёна.

Восемь - за сосной зелёной.

Девять - на полянке.

Десять - гриб поганка.

Будем его брать?

(Дети отвечают.)

А почему его не брать?

(Дети отвечают.)

Игра «Ягоды, грибы, орехи»

Когда воспитатель произносит слово «грибы», дети должны присесть, когда слово «ягоды» - должны стоять, опустив руки, а когда слово «орехи» - стоя, поднимают руки вверх (орехи растут высоко). Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Пальчиковая игра «Варенье»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Из чего сварить варенье,

Чтобы было угощенье?

Из крыжовника, малины,

Из смородины, калины,

Из рябины, из черники,

Из душистой земляники.

Из клубники и из груши

Тоже вас зовём покушать.

И из вишни вам дадим.

Приходите, поедим!

Игра «Отгадай ягоды»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Ви... (Вишня.)

Ма... (Малина.)

Клу... (Клубника.)

Кры... (Крыжовник.)

Смо... (Смородина.)

Деревенские загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Есть усы и длинный хвост.

Много шерсти, малый рост.

Утром сядет на окошко.

Догадались? Это... (кошка).

Щиплет за пятки -

Беги без оглядки. (Гусь.)

Не всадник,

А со шпорами.

Есть гребешок,

А не причёсывается.

Не будильник,

А по утрам всех будит. (Петух.)

Ходит, квохчет.

По двору идёт -

Деток за собой ведёт. (Курица.)

Явился в жёлтой шубке.

Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок.)

Среди двора стоит копна.

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель загадывает какое-нибудь домашнее животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:

У этого животного есть рога?

У этого животного есть копыта?

Ест траву и сено?

Даёт молоко?

Это корова?

Игра «Подсолнух»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

У забора появился

Тоненький росточек.

(Приседаем и встаём.)

Быстро вверх он потянулся,

Вырос вдруг листочек.

(Поднимаем руки вверх.)

Вот стоит большой цветок -

Так похож на солнышко.

(Качаем руками, поднятыми вверх.)

Нежен каждый лепесток

Жёлтого подсолнушка.

(Выставляем руки вперёд и растопыриваем пальцы.)

Очень-очень много в нём

Уж созрело семечек.

(Разводим руки в стороны.)

Будет угощение

Для мальчиков и девочек!

(Сдвигаем прямые руки, вытягиваем перед собой.)

Игра «Из него сделано?»

Воспитатель называет то, что едят. Дети должны сказать, из чего это сделано. Например: подсолнечное масло - из семечек подсолнечника (с помощью тяжёлых прессов выжимают из них масло), сметана - из молока, хлеб - из зерна, варенье - из фруктов и ягод, и т. д.

Игра «Деревья»

Слушаем рассказ и выполняем различные движения.

Летом ярко светило солнышко.

Тёплый ветерок обдувал деревья.

(Машем на себя ладошками.)

Тёплый дождик мыл зелёные листочки.

(Кончиками пальцев трём щёчки.)

А потом лето кончилось, пришла осень.

Холодный дождик стучал по листьям.

(Стучим кончиками пальцев по щёчкам.)

Холодный ветер раскачивал деревья.

(Качаемся из стороны в сторону.)

Листья пожелтели и упали на землю.

(Приседаем, потом встаём.)

Стало совсем холодно, и деревья заснули.

(Кладём ладошки под щёчку.)

Деревья проснутся весной.

Станет тепло, будет ярко светить солнышко.

(Растопыриваем пальцы перед собой.)

На деревьях вырастут новые листочки.

Тёплый дождик будет мыть зелёные листочки

(Трясём кистями рук.)

Игра «Ветер и деревья»

Один из игроков - в роли ветра. Остальные - деревья. Они стоят, подняв руки вверх и немного разведя их в стороны. Ветер дует - слабо или сильно, и деревья качаются соответственно.

Хвойные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна.)

С иголками,

А не лягушка. (Ель, сосна.)

Вокруг неё охотно

Мы водим хоровод,

Когда приходит праздник

Весёлый Новый год. (Ёлка.)

Игра «Ёлка»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

У зелёной нашей ёлки

Очень колются иголки.

Колют щёчки, колют ушки

У Алёны и подружки.

Колют ручки,

Колют ножки

У Алёши и Серёжки.

И коленки, и бока.

Хватит, ёлочка, пока!

Игра «Змейки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Змейки ползают везде -

И на суше, и в воде.

(Делаем перед собой руками волнообразные движения.)

Змейки влево поползут -

Были там, а стали тут.

(Правой рукой двигаем волнообразно влево.)

Змейки вправо поползут -

Были там, а стали тут.

(Левой рукой двигаем волнообразно вправо.)

Змейки лезут по стволу

(Поднимаем руки вверх.)

И сползают на траву.

(Опускаем руки вниз.)

Змейки лезут под корягу

И под ней тихонько лягут.

(Нагибаемся и приседаем.)

Игра «Змейка»

Дети встают друг за другом и держат за пояс соседа, стоящего впереди. Это змейка. Она ползёт вперёд, поворачивает в стороны, отползает от препятствий. Скорость движения постепенно увеличивается. Важно, чтобы колонна не распадалась (нельзя убирать руки).

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Кто уселся на суку

И кричит «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка.)

Я на пруд хожу купаться,

Понырять и поплескаться.

Там кричу я: «Га-га-га!

Как красивы берега!» (Гусь.)

Разлетайтесь, воробьи!

Разбегайтесь, мыши!

Кто-то чёрный и большой

К нам спустился с крыши.

Прячьтесь, муха и комар!

Кто кричит здесь «кар-кар-кар»? (Ворона.)

Игра «Гуси и Волк»

Нужно выбрать Волка. В начале игры он сидит в сторонке. Слова произносит сам воспитатель или (как диалог) вместе с детьми. После этого гуси летят (пробегают) мимо Волка в свой дом. А Волк старается схватить гусей. Те, кому удалось спастись, продолжают игру. Игра закончится, когда все гуси будут пойманы.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да, да, да!

Ну летите домой!

Серый Волк под горой не пускает нас домой!

Ну летите как хотите, только крылья берегите!

Игра «Сыч летает»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Сыч летает над кустами.

(Машем руками, как крыльями.)

Вы спасайтесь, мышки, сами.

(Приседаем.)

Сыч летает -

Злится, злится:

Кто меня тут не боится?

(Машем руками, как крыльями.)

Я и ниже полечу,

Мышку я сейчас схвачу!

(Делаем руками перед собой хватательные движения.)

Смотрит сыч на землю зорко.

Вы спасайтесь, мышки, в норке. (Приседаем.)

Мышки в норку прошмыгнули,

(Бежим на месте.)

Злую птицу обманули.

(Машем ладошками перед собой.)

Игра «Сыч и мышата»

Сыча можно выбрать с помощью считалки. Остальные дети - мышата. На полу верёвочкой выложен большой круг. Это норка. По команде воспитателя мышата выбегают из норки и веселятся, бегают. Воспитатель говорит: «Вот из леса вылетает сыч». Мышата должны быстро забежать в норку, чтобы не оказаться пойманными.

Пальчиковая игра «Птицы»

Слушаем стихи и загибаем пальчики. При последних словах прячем ручки.

Эта птица - соловей.

Эта птица - воробей.

Эта птица - совушка,

Сонная головушка.

Эта птица - скворушка,

Серенькое перышко.

Эта птица - свиристель,

Эта птица - коростель.

Это - зяблик, это - стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну а это - злой орлан.

Ну-ка, птицы, по домам!

Игра «Перелётные и неперелётные птицы»

Воспитатель произносит названия птиц. Если птицы перелётные (осенью улетают на юг), то дети машут руками, как крыльями. Если птицы не улетают, остаются зимовать в родных местах, то дети стоят, опустив руки. Например: скворец (машем), ласточка (машем), воробей (руки внизу), синица (руки внизу), голубь (руки внизу), грач (машем), ворона (руки внизу).

Осенние загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт.

Глаз нет, а плачет. (Туча.)

С неба пришёл,

В землю ушёл. (Дождь.)

Дождь холодный моросит,

А медведь уснуть спешит.

Мышь запасы собирает.

Время года кто узнает? (Осень.)

Все цветы пропали,

Листья все опали.

Птицы улетают.

Когда это бывает? (Осенью.)

Игра «Осень»

Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.

Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем.)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем.)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем.)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем.)

Осенью медведь и ёжик засыпают.

Буркозел