Игры. Бояре — старинная русская народная игра Бояре, а мы к вам пришли

Русские народные подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Русские народные подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Предлагаем вашему вниманию несколько народных игр.

Игра «Горелки»

В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе . Выбирается водящий - он будет «гореть» . Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой - справа. Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».

Игра «Заря заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые,
В ленты обвитые.–
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть!

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут, вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу взрослого «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

Игра «Мы веселые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Ловишка назначается или выбирается детьми. Дети хором произносят:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2 - 3 перебежек выбирается другой ловишка.

Игра «Гуси – лебеди»

Ход игры: На одной стороне зала (площадки) обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово (примерно на середине зала), в котором живет волк, остальное место – луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

ПАСТУХ: Гуси, гуси!

ГУСИ :(останавливаются и отвечают хором). Га, га,га!

ПАСТУХ: Есть хотите?

ГУСИ: Да, да, да!

ПАСТУХ: Так летите же домой!

ГУСИ: Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Зубы точит, съесть нас хочет!

ПАСТУХ: Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (расставив руки в стороны), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать). Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые водящие – волк и пастух.

Игра «Бояре»

Всем игрокам необходимо разделиться на две, желательно равные по силе, команды. В начале игры необходимо условиться о времени, когда игра будет окончена и будет определен победитель. Команды встают друг напротив друга в линию на некотором расстоянии и берутся за руки. Одна линия приближается к первой, все игроки хором приговаривают:

Мы бояре, мы бояре, а мы к вам пришли,

отходит назад со словами:

«Мы бояре молодые, а мы к вам пришли» и останавливается. Другая линия начинает приближается к первой со словами:

Вы, бояре, вы, бояре, а зачем пришли?

Мы бояре, нам невеста нужна,
Мы бояре молодые, нам невеста нужна.

Вы, бояре, а какая вам нужна,
ВЫ, бояре молодые, а какая нам нужна?

Мы бояре, нам вот эта нужна,
Мы бояре молодые, нам вот эта нужна.

(показывают на кого-то в цепочке-сопернике )

Вы, бояре, у ней зубки болят,
ВЫ, бояре молодые, у ней зубки болят.

Мы бояре, а мы пряничка дадим,
Мы бояре молодые, а мы пряничка дадим.

Вы, бояре, она прянички не ест,
Вы, бояре молодые, она прянички не ест.

Мы бояре, а мы плеточкой ее,
Мы бояре молодые, а мы плеточкой ее.

Вы, бояре, она плеточки боится,
Вы, бояре молодые, она плеточки боится.

Мы бояре, не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!

При этих словах выбранный игрок разбегается и пытается порвать сцепленные руки соперников, найдя в нем «слабое звено». Если ему это не удается, он остается в этой команде и занимает место между теми игроками, которых пытался расцепить. Игра начинается сначала. Если у него получилось порвать цепочку, он забирает в свою команду одного из двух игроков, расцепивших руки и игра начинается сначала. Игру команды начинают по очереди. Побеждает так команда, в которой через заданное в начале игры время будет больше игроков. Для того, чтобы выиграть, игроки держатся за руки как можно сильнее, а в качестве разбивающего выбирают самого слабого игрока из команды противника.


Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, вы зачем пришли,
Молодые, вы зачем пришли.
Бояре, мы невест выбирать,
Молодые, мы невест выбирать.
Бояре, вам какая мила,
Молодые, вам какая мила.
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
Она у нас дурочка, дурочка,
Ой, дим-ладо, дурочка.
А мы ее выучим, выучим,
Ой, дим-ладо, выучим, выучим.
А чем-же вы вывчите, вывчите,
Ой, дим-ладо, вывчите, вывчите.
А мы ее плеточкой, плеточкой,
Ой, дим-ладо плеточкой, плеточкой.
Она будет плакати, плакати,
Ой, дим-ладо плакати, плакати.
А мы ее пряничком, пряничком,
Ой, дим-ладо пряничком, пряничком.
В нашем полку убыло, убыло,
Ой, дим-ладо убыло, убыло,
В нашем полку прибыло, прибыло,
Ой, дим-ладо прибыло, прибыло.
В нашем полку слезы льют, слезы льют,
Ой, дим-ладо слезы льгот, слезы льют.
В нашем полку вино пьют, вино пьют,
Ой, дим-ладо вино пьют, вино пьют.
Играющие делятся на две группы, которые встают стенками друг против друга, держась под руки. «Стенка» парней - «бояр» подходит к «стенке» девушек -"боярынь" на первый куплет песни(«Бояры, а мы к вам пришли»); притопывают ногой и отходят на прежнее место («Молодые, а мы к вам пришли»). Следом подходит «стенка» девушек с пением («Бояры. вы зачем пришли») и отходят на своё место («Молодые, вы зачем пригали"»). Дальше следует поочередное движение стенок друг на друга. На словах "Нам вот эта мила (т.е. невеста), парни выбирают девушку и ставят её к себе в «стенку». На словах «Она у нас дурочка», «стенка» медленно приближается к «боярам», кланяется им одновременно и отходит на своё место («Ой, ди - младо...»). Таким же образом действует «стенка» парней. Это движение продолжается до конца хоровода. Boyars , and we come to you ,
Young , and we come to you .
Boyars, why you came ,
Young , why you came .
Boyars, we brides choose
Young , we brides choose.
Boyars, what you sweet,
Young , what you sweet.
Boyars, we here this sweet,
Young , we are here this sweet.
She"s a fool, fool,
Oh, dim Lado , fool .
And we learn it , learn ,
Oh, dim Lado , learn , learn.
And anything you vyvchite , vyvchite ,
Oh, dim Lado , vyvchite , vyvchite .
And we pletochkoy her , pletochkoy ,
Oh, dim Lado pletochkoy , pletochkoy .
It will be posters, posters,
Oh, dim Lado poster posters.
And we have her gingerbread, gingerbread,
Oh, dim Lado gingerbread, gingerbread.
In our regiment departed , departed ,
Oh, dim Lado departed , departed ,
In our regiment arrived , arrived ,
Oh, dim Lado profit, profit .
In our regiment tears poured tears pour ,
Oh, dim sum benefits Lado tears , tears poured .
In our regiment drink wine , drink wine ,
Oh, dim Lado drink wine , drink wine .
The players are divided into two groups that stand walls facing each other , holding hands under . "Wall" guys - " boyars " approach to " the wall " girls - & noblewoman & on the first verse (" boyars, and we come to you "); stamping his foot and pushed to their original location ("Young , and we come to you "). The following approach "wall" of girls singing (" boyars. Why you came ") and depart at their place ("Young , why you prigali " "). Then follows the alternate movement of the walls on each other. In words & We are here this sweet (ie, the bride) , the guys choose the girl and put her to my "wall" . In words, " She"s a fool ", " wall" is slowly coming to the " barons" , bows to them both and leaves in its place (" Oh , di - the Young ..."). Likewise acts "wall" guys. This movement continues until the end of the round dance .

Эпиграф к занятию:

«Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!»

Цели и задачи занятия:

1. дать детям знания о русских народных играх, о богатстве их содержания и правилах проведения;

2. формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к русской культуре через народные игры;

3. научить детей играть в русские народных игры, формировать желание играть самостоятельно;

4. воспитывать нравственные качества: доброту, честность, справедливость, взаимовыручку, умение играть в коллективе;

5. развивать физические качества: ловкость, выносливость, быстроту и красоту движений, сноровку;

6. расширять словарный запас детей через речевой материал, используемый в играх

Ход занятия:

    Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня у нас с вами очередное наше внеурочное занятие « Подвижные и народные игры». Мы снова будем с вами знакомиться с новыми играми, повторять уже изученные ранее игры.

Как вы думаете, какие качества необходимы детям, чтобы уметь играть в подвижные и народные игры?

Ответы детей :(смелость, ловкость, внимание, смекалка, быстрота реакции…)

Правильно. И сегодня на нашем занятии мы будем развивать эти качества в ходе подвижных и народных игр. Ребята, на занятие я принесла шкатулку. Это волшебная шкатулка. Она хочет, чтобы вы ей рассказали, какие русские народные и подвижные игры вы знаете? Молодцы!) Шкатулка приготовила вам еще одно задание, а какое, вы узнаете, открыв ее.

Задание: Танец «Ремонт» (показывают дети)- 5 минут.

Сегодня мы с вами разучим русскую народную игру « Бояре ». В нее играли еще наши бабушки и дедушки. Использовалась эта игра во время народных гуляний и праздников, когда все село выходило на луг и устраивались различные состязания.

2. Разучивание игры «Бояре». (12 минут)

Цель игры: развитие быстроты, внимания, словесной памяти, коллективного взаимодействия, стремления к взаимовыручке

Оборудование и игровой материал к игре: платочки белого и голубого цвета.

Описание игры : Играющие делятся на две команды и выстраиваются в шеренги друг против друга. Одна команда повязывает белые платочки, вторая-голубые.
По сигналу учителя одна команда, взявшись за руки, идет навстречу другой, пропевая слова:

- « Бояре, а мы к вам пришли!», и, возвращаясь назад, пропевают:

Вторая команда отвечает, продвигаясь также навстречу и назад:

- « Бояре, а зачем вы пришли? Молодые, а зачем вы пришли?»
Первая команда:

Вторая команда:

Первая команда тихо совещаются и, подходя, руками указывают на игрока второй команды, которого они выбрали:

- « Бояре, нам вот эта нужна! Молодые, нам вот эта нужна!»

После этих слов выбранный игрок разбегается и старается разорвать цепочку рук в противоположной команде. Если ему это удается, то он забирает любого из двух игроков, где разорвана цепочка, в свою команду. Если игрок не смог разорвать цепочку, он остается в противоположной команде. Затем играющие меняются ролями. Выигрывает та команда, в которой остается большее количество игроков.
Правила игры:


1.Играющие идут навстречу друг, другу и напевают слова: - « Бояре, а мы к вам пришли!»,

- « Молодые, а мы к вам пришли!»

- « Бояре, а зачем вы пришли? Молодые, а зачем вы пришли?»

- « Бояре, нам невеста нужна! Молодые, нам невеста нужна!»

- « Бояре, а какая вам нужна? Молодые, а какая вам нужна?»

« Бояре, нам вот эта нужна! Молодые, нам вот эта нужна!»

    После этих слов выбранный игрок разбегается и старается разорвать цепочку рук в противоположной команде.

    Если игрок разрывает цепочку рук, то забирает любого из двух игроков, где разорвана цепочка, в свою команду.

    Если игрок не смог разорвать цепочку, он остается в противоположной команде.

    Затем играющие меняются ролями.

    Выигрывает та команда, в которой остается большее количество игроков.

    Примечание : Игру начинать только по сигналу учителя.

    Этапы проведения подвижной игры:

    Эмоциональный настрой детей на игру;

    Точное, краткое, заинтересовывающее детей объяснение правил;

    Проигрывание игры с обязательным участием учителя.

    Ребята!Но у шкатулки еще есть для вас одно задание. Кто желает посмотреть, что это за задание?

3. Задание: Игра « Лиса и куры»

Мы с вами поиграем в эту игру? (8 минут)

Содержание игры:

По считалке выбирается водящий-«лиса», остальные игроки- «куры». В отведенном в зале месте находится лиса (в норе), по всему залу разложены круги (гнезда) и жердочки (по количеству- на одну меньше, чем игроков)

Играющие выстраиваются друг за другом, держась за пояс соседа, за учителем и идут по залу, говоря слова: « День, день, день. Тень упала на плетень!» . После слов учителя « Ночь !» куры бегут в гнезда или на жердочки, а лиса ловит их во время перебежки. Пойманные идут в нору к лисе. Затем выбирается другая лиса. Игра продолжается. Отмечаются те игроки, кто ни разу не был пойман.

Правила игры:

    Лиса не ловит тех кур, которые успели убежать в гнездо или на жердь.

    Пойманным считается игрок, если лиса хотя бы его коснулась.

Игра детей.

Подведение итогов игры.

4. Игра « К своему предмету»- 5минут

В каждой команде выбирается капитан, в руках у которого находится предмет. По сигналу учителя дети разбегаются по залу, по второму сигналу- приседают и закрывают глаза, по третьему сигналу – чья команда быстрее образует круг вокруг своего предмета .

Усложнение: предметы меняются местами.

5. Итог занятия: Ребята, мы разучили игру «Бояре». Вам понравилась игра? Кто запомнил правила данной игры и сможет нам рассказать? Молодцы! Я надеюсь, что вы теперь будете играть в эту игру и дома.

Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, вы зачем пришли,
Молодые, вы зачем пришли.
Бояре, мы невест выбирать,
Молодые, мы невест выбирать.
Бояре, вам какая мила,
Молодые, вам какая мила.
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
Она у нас дурочка, дурочка,
Ой, дим-ладо, дурочка.
А мы ее выучим, выучим,
Ой, дим-ладо, выучим, выучим.
А чем-же вы вывчите, вывчите,
Ой, дим-ладо, вывчите, вывчите.
А мы ее плеточкой, плеточкой,
Ой, дим-ладо плеточкой, плеточкой.
Она будет плакати, плакати,
Ой, дим-ладо плакати, плакати.
А мы ее пряничком, пряничком,
Ой, дим-ладо пряничком, пряничком.
В нашем полку убыло, убыло,
Ой, дим-ладо убыло, убыло,
В нашем полку прибыло, прибыло,
Ой, дим-ладо прибыло, прибыло.
В нашем полку слезы льют, слезы льют,
Ой, дим-ладо слезы льгот, слезы льют.
В нашем полку вино пьют, вино пьют,
Ой, дим-ладо вино пьют, вино пьют.
Играющие делятся на две группы, которые встают стенками друг против друга, держась под руки. «Стенка» парней - «бояр» подходит к «стенке» девушек -"боярынь" на первый куплет песни(«Бояры, а мы к вам пришли»); притопывают ногой и отходят на прежнее место («Молодые, а мы к вам пришли»). Следом подходит «стенка» девушек с пением («Бояры. вы зачем пришли») и отходят на своё место («Молодые, вы зачем пригали"»). Дальше следует поочередное движение стенок друг на друга. На словах "Нам вот эта мила (т.е. невеста), парни выбирают девушку и ставят её к себе в «стенку». На словах «Она у нас дурочка», «стенка» медленно приближается к «боярам», кланяется им одновременно и отходит на своё место («Ой, ди - младо...»). Таким же образом действует «стенка» парней. Это движение продолжается до конца хоровода.
Домино