Кто такой картограф в армии. Топографы особого назначения: кто и как обеспечивает войска точнейшей картографической информацией

Особенности развития картографии во второй половине XIX-XX веков.

Развитие военной картографии.

Картографирование морей.

Тематическое картографирование.

Особенности советской картографии.

Итоги развития картографии на рубеже XIX-XX веков

Развитие военной картографии.

Весьма крупные успехи в развитии военной картографии были достигнуты в XIX в. в России.

Многие из работ того периода, сохранившиеся в рукописном виде, замечательны по своей полноте и оформлению.

Начало организационного становления военной картографии относится к 1797 г. Производство полевых топографических работ не было организованно обеспечено, что особенно выявилось в войне 1812 г. Поэтому в 1822 г. для производства государственных съемок был учрежден специальный Корпус военных топографов, которым позднее была выполнена огромная работа по проложению триангуляции, наблюдению астрономических пунктов и по топографическим съемкам, особенно в западных, центральных и отчасти южных губерниях Европейской России. Среди триангуляции, начатых в 1816 г., особое значение имели работы генерала К. И. Теннера и академика В. Я. Струве, выполнивших к 1852 г. измерение меридиональной дуги от устья р. Дуная до Северного Ледовитого океана протяжением в 25°20,. Эти классические работы, известные как дуга Струве, явились в свое время весьма точным и крупнейшим градусным измерением, важнейшим материалом для определения размеров земного эллипсоида. Вслед за триангуляцией производились топографические мензульные съемки, первоначально в полуверстном (1:21000) масштабе (1819-1844), далее в одноверстном (1: 42 000) масштабе (1844-1870). Тригонометрические пункты служили основой для разбивки геометрической сети. Инструментально снимались лишь основные объекты местности: большие дороги, реки, границы губерний. Остальное содержание карты наносилось глазомерно, но в поле, на мензуле, чем эти съемки методически отличались от своих предшественников XVIII в.,



когда вычерчивание карт по полевым журналам относилось к домашней работе.

В процессе съемки рельеф изображался приближенными горизонталями с указанием угловой величины скатов местности, причем инструментально наносились контуры вершин и тальвегов; в камеральной обстановке рельеф вычерчивался в штрихах. Такого характера съемки распространились к 1870 г. на 30 губерний России, а также на Польшу и отчасти Финляндию; общая площадь снятого пространства составила свыше 1500 тыс. верст2 (1700 тыс. км2). Большие по площади полуинструментальные съемки производились также в Закавказье в Оренбургском крае, в Сибири и за границей.

Все эти съемки послужили источниками для составления и издания ряда новых карт, среди которых выдающееся место занимает трехверстная карта Европейской России, начатая в 1845 г.

Более 500 листов ее охватили территорию Европейской России от ее западных границ до линии Санкт-Петербург - Череповец - Великие Луки - Рязань - Валуйки - Борисоглебск - Дарицын - Новочеркасск. Трехверстная карта замечательна по своей подробности и прекрасной передаче штрихами рельефа западной и центральной частей России. Для нее была разработана оригинальная шкала штрихов, приспособленная для передачи равнинного рельефа. Трехверстная карта выдвинула русскую военную картографию на одно из первых мест. Это был капитальный вклад в мировую картографию, выполненный с большим мастерством, особенно по качеству гравюры (Предшественница этой карты - трехверстная карта Польши (1834-1839) на 57 листах - также примечательна по совершенству гравюры. Ее опыт был использован при создании карты Европейской России.).

Другим выдающимся произведением русской военной картографии XIX в. была Специальная десятиверстная (масштаба 1:420 000) карта Европейской России (1865-1871) на 152 листах под редакцией И. А. Стрельбицкого. Ее содержание, подробность изображения и оформление были установлены после изготовления ряда образцов для различных районов Европейской России. С особой полнотой карта воспроизвела гидрографию и населенные пункты. Из природных элементов ландшафта на карте изображены леса, пески, болота и, что особенно важно, рельеф. Для составления карты был привлечен огромный материал, в частности свыше 20 000 опорных пунктов. Для установления правильных названий служил Географо-статистический словарь П. П. Семенова. Задуманная как военная карта, десятиверстка вышла далеко за рамки этого назначения и широко применялась в научных, практических и культурных целях. Укажем для примера, что она послужила основой десятиверстной геологической карты Европейской России, а в советское время переиздавалась вплоть до 30-х годов и была, в частности, использована при составлении гипсометрической карты европейской части СССР масштаба 1: 1 500 000. Трехверстная и десятиверстная карты систематически поддерживались на уровне современности до начала 80-х годов XIX в.

Успех работ военно-топографической службы был во многом обязан специальной подготовке кадров: топографы обучались в Военно-топографическом училище, геодезисты высшей квалификации выпускались геодезическим отделением Академии Генерального штаба (с 1854 г.) и стажировались в Пулковской астрономической обсерватории (основана в 1839 г.).

В период империализма топографические карты стареют. Во-первых, местность изменяется, особенно быстро под влиянием человека, и карты с течением времени перестают соответствовать действительности. Во-вторых, по мере развития науки и техники жизнь выдвигает новые требования к содержанию и точности карт.

Старение карт как результат изменений на местности вызывает необходимость в обновлении и переиздании карт, в проведении работ, которые в военном ведомстве назывались тогда рекогносцировками.

Карты устаревали и в техническом отношении. Когда во второй половине XIX в. топографические карты нашли новые области применения в инженерном деле, в частности железнодорожном строительстве, при геологических съемках и т. д., от них потребовалась геометрически точная передача рельефа через замену штрихов горизонталями. Введение горизонталей оказалось важным и для армии.

Большое влияние на совершенствование карт и удешевление их печати оказало введение в картоиздание фототехники и литографии (печатания с плоских печатных форм) вместо дорогой и трудоемкой гравюры.

Новые работы велись сравнительно медленно, на что отчасти влияло укрупнение масштабов и повышение точности съемок.

В итоге более чем вековой деятельности русской военно-топографической службы были созданы карты на территорию площадью около 10 млн км2, т. е. почти равную площади всего Европейского континента. Этот замечательный вклад в топографическое изучение планеты превосходил к началу первой мировой войны то, что было сделано в этом направлении любым другим государством.

Первая мировая война послужила толчком к внедрению в топографогеодезические работы и картографию ряда новых методов. Самым крупным событием явилось использование для обновления и пополнения карт аэрофотосъемки, которая позднее произвела полный переворот в производстве топографических карт.

Картографирование морей

Море занимает 71% поверхности Земли. Этот факт уже сам по себе говорит о значении морских карт. Картографирование морей является задачей государственной важности, выполняемой гидрографическими службами (в СССР Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР), назначение которых состоит в обеспечении безопасности судоходства. Поэтому специальные навигационные (гидрографические) карты для судовождения, предназначенные для прокладки пути корабля и определения его места, составляли до недавнего прошлого безраздельно господствующую категорию морских карт.

В СССР принято подразделять навигационные карты по их назначению и масштабу на четыре группы:

1) планы в масштабах 1: 25 000 и крупнее, используемые для входа в порты, гавани, при постановке на якорь, а также для проектирования гидротехнических сооружений;

2) частные карты в масштабах от 1:25 000 до 1:75 000, используемые для плавания в непосредственной близости от берега, при проходе узкостями, когда курс судна определяется по местным предметам;

3) путевые карты в масштабах от 1: 100 000 до 1:1 000 000, предназначенные для плаваний вдоль побережий, иногда с полной потерей видимости берега;

4) генеральные карты в масштабах 1: 1 000 000 и мельче, применяемые для изучения условий плавания и при плавании в открытом море (За рубежом используются сходные классификации, но термины для обозначения групп могут быть иными.).

В указанных группах особое значение имеют путевые и генеральные карты, покрывающие полностью отдельные бассейны, тогда как планы и частные карты изготовляются только для некоторых участков побережья.

Международная гидрографическая организация ставит своими задачами помощь взаимному обмену картами между странами, стандартизацию навигационных карт и, что особенно важно, изготовление в порядке международного сотрудничества стандартных карт. Выполнены карты мира масштабов 1:10 000000 и 1:3500000.

Топографические карты щельфа являются продолжением топографических карт суши и выполняются в тех же масштабах, проекции (Гаусса) и разграфке. Они служат для эксплуатации и охраны природных ресурсов шельфа - полезных ископаемых, растительности и животных, для планирования, проектирования и эксплуатации различных сооружении и многих других целей, но не заменяют навигационных карт. К главным элементам содержания карт шельфа относятся: инженерно-технические сооружения; рельеф морского дна, изображаемый отметками глубин, горизонталями (изобатами) и специальными знаками характерных форм-бровок, уступов, каньонов и т. д.; донные отложения (грунты), обозначаемые подписями в условных сокращениях; донные растения, показываемые в местах значительных скоплений условными знаками и подписями, и малоподвижные донные животные; искусственные сооружения и фарватеры.

С середины XIX в. паровой флот начал вытеснять парусные суда. Мореплаватели перестали зависеть от ветра. Корабли могли придерживаться берега. Осадка и скорость их возросли. В результате к навигационным картам были предъявлены повышенные требования. У побережий морская опись стала заменяться более точными работами, включающими проложение триангуляции, топографическую съемку побережий и на их основе - промер глубин.

Тогда же, в связи с прокладкой телеграфных кабелей через океаны, было начато изучение океанических бассейнов. Изобретение глубоководного лота сделало возможным измерение больших глубин. Однако из-за трудности промера их число долгое время оставалось небольшим.

Военная топография

Военная топография ― это наука, которая дает возможность разрабатывать способы и средства для получения информации о различной местности в интересах боевой деятельности.

Цель применения топографии

При применении совершенно, мощного орудия и радиотехнических средств, требуется произвести точные топогеодезические измерения и расчеты по ориентировочному их направлению дальнейших действий, а также определения расстояния их цели. Как правило, такие орудия имеют не малое расстояние для поражения цели, поэтому требует предельно точности измерения. Но успех в бою может требовать самых максимальных, но точных решений к применению измерительной технике. Но также важно чтоб каждый член отряда имел хороший глазомер и мог быстро сориентироваться и найти способ, чтоб измерить расстояние до цели и других объектов.

Простые приемы измерения

Простые линейные и угловые измерения имеют спрос при разведке и ориентировки местности, а также для исходных данных стрельбы. Глазомер является самым простым способом для измерения, он доступен каждому военно служивому и применим в любых условиях. Также для измерения используют полевой бинокль, в поле зрения бинокля располагается две угломерные шкалы служащий для измерения вертикальных и горизонтальных углов. Если присутствие бинокля отсутствует, то можно воспользоваться обычной линейкой, но нужно иметь определенные навыки. Вместо линейки можно использовать подручные предметы такие как:

    ладонь

    палец

    спичечный коробок

    карандаш

Также не заменимым помощником является компас, который помогает ориентироваться, по нужному направлению пути. Еще не заменимым помощником становится карта которые имеют множество значений и имеют несколько разновидностей.

Справочная информация

Азимуты и дирекционный угол. Магнитное склонение, сближение меридианов и поправка направления Выбор ориентиров. Целеуказание от ориентира, по азимуту и дальности до цели, наведением оружия в цель Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий Выполнение норматива: «Движение по азимутам в пешем порядке» Выполнение норматива: «Ориентирование по карте» Выполнение нормативов по военной топографии: 1,3, 5-10 Выполнение нормативов: «Определение направления (азимута на местности)» и «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)» Выполнение нормативов: «Чтение карты» Измерение и построение дирекционных углов на карте. Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно Измерение расстояний по карте. Изучение участка местности. Чтение карты по маршруту движения Измерение углов и расстояний на местности Изображение и чтение местных предметов на картах: гидрографии, растительного покрова и грунта, населенных пунктов, производственных предприятий и социально-культурных объектов, дорожной сети и отдельных местных предметов-ориентиров Изучение тактических свойств местности: условий наблюдения и маскировочных свойств местности (определение взаимной видимости точек), условий проходимости, защитных свойств местности Линейные и угловые единицы измерений Масштабы карт Местность, как элемент оперативно-боевой обстановки. Определение по карте общего характера местности Обход препятствий. Нахождение обратного пути Ознакомление с картой (оценка карты), уяснение масштаба, высоты сечения, года съемки и рекогносцировки, года издания, поправки направления, оцифровки координатной сетки Определение азимутов на местные предметы Определение географических координат и нанесение на карту объектов по известным координатам Определение на карте абсолютных высот и относительных превышений точек местности, подъемов и спусков, крутизны скатов Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов Определение положения объектов (точек) в системах полярных и биполярных координат, нанесение на карту объектов по направлению и расстоянию, по двум углам или по двум расстояниям Определение прямоугольных координат точек. Нанесение на карту точек по их координатам Определение сторон горизонта, магнитных азимутов, горизонтальных углов и направления движения по компасу Определение характера местных предметов по изображениям на картах Ориентирование на местности без карты. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов. Выдерживание направления движения по небесным светилам, местным предметам, заданным азимутам Ориентирование на местности без карты. Сущность ориентирования Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы Ориентирование на местности по карте (схеме): способы ориентирования карты (схемы), порядок опознавания ориентиров, определение своего местоположения, сличение карты (схемы) с местностью Ориентирование на местности по карте командиров подчиненных подразделений и других лиц Ориентирование на местности по карте. Ориентирование карты по направлениям на стороны горизонта, на ориентиры, по линейному ориентиру. Опознавание ориентиров Ориентирование с помощью гирополукомпаса. Ориентирование карты в машине. Выход в пункт назначения Основные правила ведения рабочей карты. Подъем карты. Условные знаки и сокращения, применяемые при ведении рабочей карты и составлении других графических документов. Основные элементы содержания карты. Масштабные, внемасштабные и пояснительные условные знаки. Оформление карт. Общие правила чтения топографических карт Особенности ориентирования на местности в условиях ограниченной видимости Подготовка данных для движения по азимуту Понятие о служебных графических документах, их назначение и содержание Последовательность и основные вопросы изучения и оценки местности при планировании и ведении оперативно-боевых действий и выполнении специальных задач Прямоугольная координатная сетка на топографических картах и ее оцифровка. Дополнительная сетка на стыке координатных зон

Картографию состоит из теории (науки) и практики (прикладной картографии).

Картографы-теоретики разрабатывают способы отображения объемного рельефа на плоскости, методики создания тематических карт и атласов, развитием цифровой картографии.

Прикладная картография - это получение данных поверхности земли или других планет. А также составление на основании этих данных новых карт и выпуск в типографском или электронном виде.

Данные собирают с помощью наземной съемки местности, аэросъёмки (с помощью авиации) и космической фотосъемки (со спутников). Наземную съемку производят топографы и геодезисты - с помощью нивелира (для определения высоты) и теодолита (для измерения расстояний).

С учётом полученной информации, создаётся единая основа для карт. Современный картограф-составитель использует в своей работе геоинформационную систему (ГИС), в которую поступают данные, собранные специалистами всего мира.

Карты отличаются друг от друга масштабом и наполнением. Например, физическая карта мира отображает реки, горы, океаны с их глубинами и высотами. А по политической карте можно определить расположение стран. Кроме этого существуют карты геологические, зоологические, климатологические, исторические, экономические, исторические, космические и др. Поэтому к работе над картой привлекают консультантов. Например, в создании экономических карт обязательно участвуют экономисты, управленцы, экономические географы.

В наши дни всё большее распространение получают электронные (цифровые) карты. Их, в отличие от бумажных, можно регулярно обновлять в соответствии с новыми данными. Они могут давать не только информацию о земной поверхности, но и часто содержат дополнительную справочную информацию. Например, карты систем Яндекс и Google и др. Такие карты создаются с помощью соответствующих компьютерных программ. В этом случае картографы работают вместе с программистами.

На основе электронных карт работают навигационные системы. В России это система «Глонасс», в США - GPS, и Европе - «Магеллан».

Сейчас очень популярны интерактивные карты, позволяющие в онлайн-режиме рассмотреть разные участки земной поверхности. Некоторые онлайн-карты позволяют наблюдать за развитием ситуации в том или ином месте в режиме реального времени. Например, карты Яндекса демонстрируют видеопоток, который поступает с видеокамер, размещённых на улицах городов.

Помимо земной картографии существует картография космическая, которая описывает поверхности других планет: Марса, Луны, Венеры, а в перспективе - и других планет.

Рабочее место

  1. Научно-исследовательские институты космоса, Мирового океана и пр.
  2. Конструкторские бюро, разрабатывающие технику для наземной, космической и аэросъемки Земли.
  3. Картографические фабрики и бюро, выпускающие электронные и бумажные карты.
  4. Компании, производящие онлайн-карты.

Важные качества

Склонность к точным наукам, наблюдательность, ответственность, методичность.

Оплата труда

Зарплата на 17.09.2019

Россия 21000—70000 ₽

Москва 25000—90000 ₽

Знания и навыки

Для успешной работы необходимы познания в геодезии, топографии, географии, математике, информатике и др.

Нужно уметь собирать и систематизировать топографические материалы, масштабировать и чертить карту. Пользоваться географической информационной системой (ГИС).

Обучение на картографа

Картограф – ответственная и важная работа, которая требует от специалиста высокого уровня подготовки. Тем, кто имеет образование, смежное с направлением геодезии и картографии, доступна альтернативная форма высшего образования по данной специальности – курсы профессиональной переподготовки по направлению . Пройти обучение в удобном дистанционном формате предлагает Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК). Также МАСПК организует повышение квалификации (как общее, так и тематическое) для специалистов в области картографии.

Вузы

  • Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ)
  • Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева (МГУ)
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

И др. классически университеты, имеющие географический факультет с
кафедрой картографии или картографии и геоинформатики ,
готовят картографов теоретиков по специальности «Картография».
Квалификация «Картограф».

Технические вузы готовят картографов практической направленности:

  • Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

Факультет картографии и геоинформатики
Специальность «Картография и геоинформатика»
(Обучение с охватом всего цикла создания карт - от полевых работ до их издания.)

  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского (ВКА им. А.Ф.Можайского)
  • Военный институт (топографический).

Специальность «Картография».
Квалификация «Картограф».

Среднее профессиональное образование

Получить среднее техническое картографическое образование можно в картографических техникумах и колледжах.

  • Санкт-Петербургский техникум геодезии и картографии

Специальность «Картография».
Квалификация «техник-картограф».

  • § 2.1 Понятие о картографических проекциях. Классификация проекций по характеру искажений
  • § 2.2 Классификация проекций по виду меридианов и параллелей нормальной сетки
  • § 2.3 Искажения в картографических проекциях; их распределение; определение размеров искажений на картах
  • § 2.4 О выборе проекций. Некоторые общеупотребительные проекции для карт мира, полушарий, материков и советского союза. Проекции топографических карт
  • § 2.5 Координатные сетки
  • § 2.6 Масштабы
  • § 2.7 Разграфка многолистных карт. Компоновка. Ориентирование картографических сеток
  • § 2.8 Номенклатура многолистных карт
  • Глава 3. Картографические знаки и способы картографического изображения
  • § 3.1 Картографические знаки. Их функции. Виды и дифференциация знаков. Картографическая семиотика
  • § 3.2 Способ локализованных значков
  • § 3.3 Способ линейных знаков
  • § 3.4 Способ изолиний. Псевдоизолинии
  • § 3.5 Способ качественного фона
  • § 3.6 Способ количественного фона
  • § 3.7 Способ локализованных диаграмм
  • § 3.8 Точечный способ
  • § 3.9 Способ ареалов
  • § 3.10 Способ знаков движения
  • § 3.11 Картодиаграммы
  • § 3.12 Картограммы
  • § 3.13 Сеточно-площадной способ
  • § 3.14 Разработка шкал
  • § 3.15 Совместное применение различных способов изображения и их видоизменения. Системы и стандартизация знаков
  • Глава 4. Способы изображения рельефа
  • § 4.1 Сущность проблемы
  • § 4.2 Изображение рельефа по принципу отвесного и косого освещения. Штрихи. Отмывка
  • § 4.3 Высотные отметки. Цифровые модели рельефа
  • § 4.4 Изображение рельефа горизонталями
  • § 4.5 Изображение элементов рельефа, не выражающихся горизонталями
  • § 4.6 Оформление горизонталей. Способы повышения наглядности горизонталей. Гипсометрическая окраска рельефа
  • § 4.8 Стереоскопические способы изображении рельефа. Анаглифы
  • § 4.9 Перспективные изображения рельефа. Блок-диаграммы
  • § 4.10 Рельефные модели местности
  • Глава 5. Надписи на географических картах
  • § 5.1 Виды надписей
  • § 5.2 Шрифты надписей
  • § 5.3 Картографическая топонимика. Выбор и передача названий
  • § 5.4 Указатели географических названий
  • Глава 6. Картографическая генерализация
  • § 6.1 Сущность и факторы генерализации
  • § 6.2 Виды (стороны) генерализации
  • § 6.3 О влиянии картографических знаков на генерализацию
  • § 6.4 Генерализация явлений, локализованных по пунктам
  • § 6.5 Генерализация явлений, локализованных на линиях
  • § 6.6 Генерализация явлений сплошного распространения и локализованных на площадях
  • § 6.7 Генерализация явлении рассеянного распространения
  • § 6.8 О генерализации показателей движения и связей
  • § 6.11 Объективность и математическое обоснование генерализации
  • Глава 7. Классификация, виды и типы географических карт и атласов. Другие пространственные модели
  • § 7.1 Принципы классификации географических карт
  • § 7.2 Классификации карт по масштабу и территории
  • § 7.3 Классификация карт по тематике
  • § 7.4 Классификация карт по назначению. Совместное применение классификаций
  • § 7.5 Типы географических карт
  • § 7.6 Географические атласы. Их определение и классификация
  • § 7.7 Особенности атласов как целостных произведений
  • § 7.8 Фотокарты. Оптическая генерализация
  • § 7.9 Цифровые модели земной оболочки
  • § 7.10 Космические карты
  • § 8.3 Иностранные топографические карты
  • § 8.4 Топографическая изученность суши
  • § 8.5 Морские карты
  • § 8.6 Карты мира в масштабах 1: 1 000 000 и 1: 2 500 000. Всемирные географические атласы
  • § 8.7 Тематическое картографирование ссср
  • § 8.8 Комплексное картографирование. Советские комплексные атласы
  • § 8.9 Тематические карты и атласы за рубежом. Международные тематические карты
  • § 8.10 Комплексные атласы за рубежом
  • § 8.11 Тексты к картам и атласам
  • Глава 9. Картографическая информатика и библиография
  • § 9.1 Термины и основные понятия
  • § 9.2 Виды библиографии карт
  • § 9.3 Библиография карт в ссср
  • § 9.4 Библиография карт и атласов за рубежом
  • § 9.5 Библиографические издания по картографической литературе
  • § 9.7 Картохранилища и центры хранения другой пространственной информации. О научно-технической информации
  • Глава 10. Анализ и оценка качества географических карт и атласов
  • § 10.1 Об анализе и оценке качества карт
  • § 10.2 Анализ математической основы карт
  • § 10.3 Анализ и оценка полноты содержания карт. Об оценке объема информации
  • § 10.4 Анализ достоверности карт
  • § 10.5 Анализ геометрической точности карт
  • § 10.6 Об анализе современности карт
  • § 10.7 Оценка качества оформления карт
  • § 10.8 Анализ научной и идеологической ценности карт
  • § 10.9 Методика анализа и оценки карт
  • § 10.10 Анализ и оценка атласов
  • Глава 11. Картографический метод исследования
  • § 11.1 Существо проблемы. Основные функции географических карт. Понятие о картографическом методе исследования
  • § 11.2 Основные приемы анализа при картографическом методе исследования
  • § 11.3 Совместное использование и переработка карт при картографическом методе исследования. Топологические модели
  • § 11.4 О точности и достоверности количественных определений по картам
  • Глава 12. История картографии. Картография в первобытном обществе и древнем мире
  • § 12.2 Картографические изображения в странах древнего востока
  • § 12.3 Картография и география в античной Греции и в Эллинистических странах
  • § 12.5 Картография в рабовладельческом Китае
  • Глава 13. Картография в средние века
  • § 13.1 География и картография в Армении и странах Арабского халифата
  • § 13.2 Средневековая картография на Дальнем Востоке
  • § 13.3 Западноевропейская картография в период до великих географических открытий. Монастырские карты. Портоланы. Изобретение картопечатания. Распространение «Географии» Птолемея
  • § 13.4 Расцвет западноевропейской картографии в XVI и XVII вв. Съемки и региональные карты. Атласы. Меркатор. Картографические мануфактуры
  • § 13.5 Картография Русского государства в допетровскую эпоху. Зарождение русской картографии. Большой чертеж. Съемки Сибири. Труды с. У. Ремезова
  • Глава 14. Картография нового времени
  • § 14.1 Западноевропейская картография во второй половине XVII и первой половине XVIII в. Французские градусные измерения
  • § 14.3 Карта Кассини. Военная картография в передовых странах Западной Европы в период утверждения капитализма
  • § 14.4 Русская военная картография до 70-х годов XIX в.
  • § 14.6 Съемочно-картографические работы гражданских ведомств
  • § 14.7 Картографирование морей
  • § 14.8 Тематическое картографирование
  • § 14.9 Картографическая деятельность географических обществ и конгрессов
  • § 14.10 Деятельность частных картографических предприятий
  • § 14.11 Разработка теоретических вопросов картографии
  • Глава 15. Картография новейшего времени
  • § 15.1 Зарождение советской картографии. Ленинские документы по картографии
  • § 15.2 Вклад советской картографии в строительство социализма (в период до Великой Отечественной войны)
  • § 15.3 Меры по развитию советской картографии. Становление картографии как науки
  • § 15.4 Советская картография в Великую Отечественную войну
  • § 15.5 Картография в странах капитализма до и во время второй мировой войны
  • § 15.12 Современные проблемы советской картографии
  • § 14.3 Карта Кассини. Военная картография в передовых странах Западной Европы в период утверждения капитализма

    Если в первой половине XVIII в. крупнейшими вехами в развитии картографии явились ее насаждение в научных академических учреждениях и организация в России первой систематической государственной съемки, то для второй половины столетия событием первостепенного значения стало использование триангуляции для обоснования съемок и применение проекций для топографических карт. Эти нововведения, осуществленные во Франции Цезарем Кассини, позволили при съемке больших территорий работать одновременно и независимо любому количеству съемщиков, правильно и легко сводить результаты отдельных съемок в одно целое, исключить накопление ошибок и получить постоянный и надежный контроль на всех этапах съемочных операций.

    История такова. В 1746-1748 гг., во время действий французской армии в Нидерландах, были произведены съемки этой страны. В процессе обработки для составления карты возникли, казалось, непреодолимые препятствия при сводке отдельных съемок между собой. Кассини, руководитель «геометрической описи» Франции (см. § 14.1), соединивший в то время французскую триангуляцию с цепью треугольников Снеллиуса, предложил использовать для обоснования и увязки съемок свои тригонометрические пункты, что разрешило возникшие трудности.

    Этот успех побудил Кассини начать систематические мензульные съемки Франции для «геометрической» карты в масштабе 1:86 400. В процессе съемки к пунктам триангуляции привязывалось возможно большее количество населенных пунктов, относительно которых наносились гидрография, дороги, леса и обозначались неровности местности. Замечательная по геометрическому обоснованию, карта Кассини в других отношениях (рис. 14.4) не поднималась над уровнем своего времени (шаблонное изображение населенных пунктов перспективными знаками, примитивное изображение рельефа штришками без согласования с крутизной скатов и разностью высот и т. п.). Если не считать небольшого времени, когда Кассини получал государственную поддержку, его съемка выполнялась как частное предприятие. Работы над картой длились с 1750 до 1789 г., а полностью на 182 листах карта поступила в продажу только в 1815 г.

    Предложенные Кассини математические принципы обоснования топографических съемок нашли широкий отклик в других странах. Самым ранним примером служит съемка Австрийских Нидерландов (Бельгии), исполненная в 1770-1777 гг. под руководством Феррари. Весьма крупная по масштабу (1:11520), она заключала в себе 275 листов с весьма детальным и умело выполненным рисунком местности, причем каждый лист сопровождался текстовым описанием.

    Рис. 14.4. Фрагмент топографической карты Франции Кассини масштаба 1: 86 400 (1750-1789 гг.)

    На основе этой съемки Феррари, заимствуя масштаб (1: 86 400) и проекцию карты Кассини, опубликовал карту Австрийских Нидерландов на 25 листах образец картографического искусства XVIII в. (рис. 14.5). Работы Кассини явились также образцом для съемки и карт некоторых германских государств.
    Рис. 14. 5. Фрагмент топографической карты Австрийских Нидерландов Феррари масштаба 1: 86 400 (1777 г.)

    На рубеже XVIII и XIX вв. армия стала ощущать острую потребность в топографических картах. До этого времени использование географических карт в военном деле ограничивалось сравнительно узкими рамками, которые определялись господствовавшей на протяжении XVIII в. линейной тактикой ведения боя. Линейное построение могло быть осуществлено только на ровной и открытой местности, где полководец имел возможность непосредственно наблюдать поле битвы и руководить сражением. Ни он, ни подчиненные военачальники не чувствовали особой надобности в подробных картах поля боя и окружающей местности. Но карта оказывалась необходимой при движении и сосредоточении войск и при их расквартировании. В первом случае была достаточна дорожная карта сравнительно мелкого масштаба. Крупномасштабные карты (планы) снимались только для укрепленных районов и лагерей, т. е. для ограниченных участков местности.

    Коренной перелом во взглядах на военное использование карты был вызван новой системой тактики. Она состояла в применении против линейных построений противника выдвинутого вперед россыпного строя стрелков, за которым следовали боевые колонны. Эта тактика побуждала войска «сражаться на пересеченной местности, в деревнях и лесах, где они находили укрытие от неприятельского огня и где линейный строй противника неизменно приходил в беспорядок; ...благодаря этому любая местность сделалась теперь пригодной для боя; и одним из главных требований, предъявляемых военачальнику, стало умение быстро оценивать все преимущества и неудобства местности и сразу же располагать свои войска в соответствии с этим» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 41. С. 38-39.). В этих условиях карта стала необходимой для изучения местности и применения ее в бою, для выбора направления ударов и обходных движений и вообще для руководства боем.

    В начале XIX в. европейские страны спешно обучают свои армии по новому образцу и организуют специальные военно-топографические службы. Последние быстро разрастаются, в ряде случаев включают гражданские картографические учреждения и приобретают, оставаясь в военном ведомстве, положение государственных картографических служб. Их главной обязанностью становится изготовление для возможных театров войны крупномасштабных топографических карт, основанных на жесткой опорной сети - триангуляции и на топографических съемках.

    Новая задача возникла в отношении передачи рельефа. Крупномасштабные карты без изображения рельефа потеряли для армии всякую цену. Армия не только ждала от карты наглядного изображения местности, но и требовала также показа крутизны скатов, во многом определяющей возможность маневрирования войск. Перспективный и полуперспективный способы изображения рельефа, господствовавшие в XVIII в., были непригодны для этой цели. Решение задачи было предложено Леманом, разработавшим объективный метод изображения рельефа штрихами, которые вычерчивались вдоль линий наибольшей крутизны скатов так, что толщина штрихов находилась в определенном соотношении с крутизной ската (см. § 4.2).

    Создание топографических карт на обширные пространства требовало определения вида и размеров Земли в целом и подробного изучения в геометрическом отношении ее отдельных частей. Математика заняла в картографии центральное положение и способствовала ее совершенствованию.

    В результате энергичной деятельности военно-топографических служб ряд европейских стран во второй половине XIX в. завершил топографические съемки и опубликовал топографические карты своих территорий.

    Военные округа появились в России в середине XIX века. Их размеры, границы и общее количество неоднократно менялись, и к началу Первой мировой войны территория империи была разделена на 13 военных административно-территориальных единиц первого порядка: 12 военных округов и Область Войска Донского. В советское время сеть военных округов также часто видоизменялась, отражая в известной степени изменяющиеся представления о возможных военных угрозах. К июню 1941 года территория СССР была разделена на 16 военных округов и Дальневосточный фронт. В годы Великой Отечественной войны военные округа сыграли заметную роль, позволив быстро перевести управление войсками на «рельсы» военного времени: на базе многих из них создавались крупные оперативно-стратегические объединения вооружённых сил - фронты.

    После окончания Второй мировой войны и обратного преобразования фронтов в территориальные объединения в Советском Союзе насчитывалось более 30 военных округов. Впоследствии их число значительно уменьшилось: в последнее десятилетие существования СССР военных округов было 16. После 1991 года военное административно-территориальное деление Российской Федерации также неоднократно видоизменялось в целях оптимизации.

    Территориальные формирования наподобие российских военных округов созданы в армиях многих государств. Они объединяют в своём составе воинские соединения различных родов войск, а иногда даже и различных видов вооружённых сил. Часто военные округа и подобные им структуры помимо вопросов оперативного управления войсками выполняют административно-хозяйственные функции, а также занимаются комплектованием. Границы военных округов, регионов или командований внутри государств достаточно часто меняются, а в некоторых странах с ходом времени подобные структуры были упразднены.

    Ниже представлены слайды с военно-территориальным делением 14 азиатских, американских, африканских и европейских стран.

    Бразилия

    Германия

    Индонезия

    Казахстан

    Камбоджа

    До 2013 года территория страны делилась на шесть военных округов, носивших номерные названия (с 1-го по 6-й). Представленная карта отражает военное административно-территориальное деление Алжира в тот период. В 2013 году в юго-восточной части страны был сформирован 7-й военный округ (на карте не показан).

    Сухопутные войска Бразилии территориально подразделяются на восемь военных командований (порт. Comandos Militares):

    • «Амазония» (тёмно-зелёный цвет на карте);
    • «Север» (светло-зелёный);
    • «Северо-Восток» (оранжевый);
    • «Восток» (лиловый);
    • «Запад» (жёлтый);
    • «Планалту» (синий);
    • «Юго-Восток» (красный);
    • «Юг» (голубой).

    Военно-воздушные силы Бразилии имеют своё, альтернативное территориальное деление, включающее восемь региональных авиационных командований (Comando Aéreo Regional, COMAR).


    Территория страны разделена на семь военных округов (вьетнамск. Quân khu): первый, второй, третий, четвёртый, пятый, седьмой и девятый. Отдельно выделяется также территория Специального командования столичного города Ханоя.

    Командования военных округов (Wehrbereichskommando) бундесвера существовали до 2013 года. На тот момент их было четыре: I «Побережье», II, III и IV «Южная Германия». В настоящее время военные округа в Германии упразднены.

    Сухопутные войска Египта административно разделены на Северный (красный цвет), Западный (голубой), Центральный (оранжевый) и Южный (розовый) военные округа. Войска на востоке страны подчинены Объединённому командованию района восточнее Суэцкого канала - это зоны ответственности второй (синий цвет) и третьей (светло-голубой цвет) армий.


    В военном отношении территория страны делится на четырнадцать военных округов (индонез. Komando Daerah Militer, «Kodam»). На карте, отражающей состояние на 2007 год, не показан округ Mulawarman в восточной части Калимантана (провинции Восточный Калимантан, Северный Калимантан и Южный Калимантан) и находящийся в стадии формирования округ Merdeka на севере Сулавеси (провинции Северный Сулавеси и Горонтало).


    Страна разделена на зоны ответственности четырёх региональных военных командований:

    • «Запад» (зелёный цвет);
    • «Астана» (красный);
    • «Юг» (жёлтый);
    • «Восток» (синий).


    Территория страны разделена на шесть военных регионов: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, а также Специальный столичный регион.


    В 2016 году в Китае сформированы пять зон (театров) военного командования вместо семи существовавших прежде военных округов. Западная зона военного командования на карте обозначена белым, Южная - красным, Центральная - жёлтым, Северная - серым, Восточная - синим цветами.


    В территориальном отношении сухопутные войска страны разделены на 12 военных округов, или регионов (исп. Region Militar), каждый из которых включает от двух до шести военно-территориальных единиц второго порядка - военных зон (Zona Militar).


    Сухопутные войска страны подчиняются региональным военным командованиям. По состоянию на 2016 год их четырнадцать. Карта изображает военно-административную структуру Мьянмы по состоянию на 2005 год: не показаны командование Нейпьидо в районе новой столицы в центральной части страны и Восточное Центральное командование, созданные в 2006–2011 годах.


    Сухопутные войска вооружённых сил Украины подчинены оперативным командованиям «Запад» (на карте - тёмно-коричневый цвет), «Север» (зелёный), «Юг» (синий) и «Восток» (светло-коричневый). Территория Крыма считается «отдельным военно-сухопутным районом» (красный цвет).


    Сухопутная составляющая сил самообороны Японии подразделяется на пять армий (региональных командований):

    • Северную (красный цвет);
    • Северо-Восточную (голубой);
    • Восточную (зелёный);
    • Центральную (синий);
    • Западную (лиловый).


    Домино