Языковые игры по русскому языку. Филологические игры и задачи на уроках лингвистики в средней школе

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности на занятиях со студентами и школьниками.

Самой бюджетной игровой формой является языковая игра, частью которой являются игры словесные (не актерские) и словесно-ролевые.

Целесообразно выделить еще и лингвистические учебные игры.

В чем отличие?

Словесная игра – это игра со словом. Игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесная игра направлена не только на развитие языкового чутья, но и на развитие внимания и памяти.
Словесно-ролевые игры -- разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей.
Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

Следовательно, лингвистические игры бывают: орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими.

Лингвистическая игра “Скрытые мотивы”

Наверняка, в жизни каждого человека была ситуация, когда он совершал какой-либо поступок и не мог объяснить, почему он поступил так или иначе. Разгадка возможных скрытых мотивов возможна, путем последовательного анализа предыдущих событий.

Что отрабатываем: логику речи.

Правила: Делим группу на пары (иногда, проще объединиться не в пары, а в тройки). В каждой паре один из участников рассказывает ситуацию, которую он не может объяснить. Напарник путем наводящих вопросов пытается выяснить факты, связать их в силлогизмы.

Силлогизм – это «форма умозаключения, умствованье, когда из двух данных посылок или суждений выводится третье, заключение».
Например, все студенты летом сдают экзамены. Я студент, значит летом у меня экзамены.

Во втором раунде собеседники меняются местами. Затем следует рефлексия.

Словесная игра “Один день из жизни”

Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала.

К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Словесная игра “Новый словарь”

Обычно играем по кругу с учениками, в качестве разминки на любом уроке-занятии.

Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам.

Например: ухажер – любитель ухи, изверг –вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.

Победит тот, кто подберет больше интересных слов. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.

Словесная игра “Табу”

Когда мне надо разговорить слушателей/студентов и учеников, или подвести их к теме урока, или повторить ранее изученный материал, я использую словесную игру “ТАБУ”.
Правила простые: студент/ученик получает карточку, на которой написано слово. Его нужно объяснить. А под этим словом, или рядом – еще несколько, которые в объяснении использовать нельзя.
Другие студенты должны это слово отгадать.

Лучше готовить карточки самостоятельно – под конкретную тему (например, сочинение-рассуждение – для учеников, или общенаучная терминология – студенты/курсанты).

Лингвистическая игра “Звукообразы”

Преподаватель зачитывает/выводит на экран слова писателя Е. Замятина:
“Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] – близкое, низкое, стискивающее”.

Задание: придумать слова на буквы РЛНДТМАОИ. Попросить студентов и учащихся озвучить свои звукообразы.

Словесная игра “Буквы-Пуквы”

Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.

Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти пра­вильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.

Максим Горький говорил: "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".

Что же такое игра?

Игра для младшего школьника не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это часть его жизни. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает.

Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

Игра - особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребенка на уровень мыслящей, творческой личности.

В этой статье будут описаны некоторые лингвистические игры, которые можно использовать на уроках русского языка во втором классе. Эти игры интересны детям, ненавязчиво вовлекают их в учебную деятельность, дают начальное представление о лингвистике. Из множества подобных игр нами здесь представлены лишь те, которые, по нашему опыту, вызывают наибольший интерес у детей. Все игры расположены в порядке изучения тем по русскому языку во 2 классе по учебнику А. В. Поляковой.

Использовать игры можно на разных этапах урока.

Тема: "Слово. Буквы и звуки".

Игра "Слова и загадки".

Начнем с распространенной, увлекательной игры Логогрифы .

Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

Эта игра есть и в стихотворном варианте:

Целый день пашу я в поле,
Но букву к в конце пристрой -
Бегаю в лесу, на воле,
Мой ночью можно слышать вой. (ВОЛ - ВОЛК)

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберем-
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый. (ГРОЗА - РОЗА)

Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова.Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции.

Тема: "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях".

Игра "Назови полное имя"

Придя в школу, не все дети знают свои полные имена, а уж имена родителей, бабушек и дедушек тем более.

Учитель бросает мяч любому ученику каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).

В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.

Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.

  • Самое распространенное имя в мире - Иван (по-русски),
  • Иойннэс (по-греко-византийски),
  • Иоганн (по-немецки),
  • Юхан (по-фински и по-эстонски),
  • Джованни (по-итальянски),
  • Джон (по-английски),
  • Ян (по-польски),
  • Жан (по-французски),
  • Иванэ (по-грузински),
  • Ованес (по-армянски),
  • Жоан (по-португальски),
  • Он - (по-болгарски).

У нас в классе есть дети с одинаковыми именами? (Да.)

Как различить таких людей? (По фамилиям.)

А бывает ли, что фамилии у людей одинаковые, но при этом они не являются родственниками?

Как таких людей называют? (Однофамильцы.)

Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей "кузнец". Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.

Игра "Значение имени".

Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

1. Предлагается объяснить значение имен:

Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.

2. Предлагается объяснить значение своего имени. (Дети не могут).

Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.

В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.

Как развивающее задание предлагается дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир:)

Тема: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения".

Игра "Узнай предложение"

Задача учащихся - по интонации определить тип предложения.

Учитель называет начало предложения, а дети должны топать ногами, если оно побудительное, разводить руками - если вопросительное, поднимать руки вверх - если повествовательное.

  • С кем вы, гости:(Вопросительное)
  • Однажды в студеную:(Повествовательное)
  • А ты сам ступай:(Побудительное)
  • На берегу пустынных волн:(Повествовательное)
  • А где мой:(Вопросительное)
  • Пусть построится:(Побудительное)

Данная игра развивает лингвистический слух, понимание предложения не по смыслу, а по интонации.

Также дети сами обращают внимание на слова, которые им помогли определить цель высказывания предложения.

Тема:"Предложение".

Игра "Скажи по-разному".

В этой игре поработаем над интонацией и лексическим ударением в предложении.

Кошка поймала в саду мышку

Какой знак мы можем поставить в конце этого предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак)

При чтении вопросительного предложения обращается внимание на логическое ударение.

  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку ?

Данная игра показывает, что знаки препинания и интонация несут смысловую нагрузку в предложении.

Тема: "Что такое существительное".

Одна из сложных частей речи с точки зрения её значения - это имя существительное.

Понятие имя существительное вводится через семантику слова. Имя существительное обозначает не только предмет, а то, что существует вокруг нас.

Игра "Группы слов".

Учитель называет группы слов, а учащимся надо заменить одним словом.

Кто из вас играть готов?

  • Пес, корова, кошка? (Животные)
  • Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки)
  • Лук, редиска, огурцы? (Овощи)
  • Молоток, топор, щипцы? (Инструменты)
  • Платье, юбка и рубашка? (Одежда)
  • Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда)
  • Василек, ромашка, роза? (Цветы)
  • Ветер, дождик и морозы? (Явления природы)

Подбери еще названья

  • Овощей, одежды, тканей,
  • Фруктов, мебели, цветов,
  • Улиц, речек, городов.

(Первая часть игры проводится устно, вторая - письменно).

Эта игра хорошо развивает словарный запас, помогает освоить структуру языка, т.к. называются только существительные, развивает способность к анализу и синтезу.

Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Игра "Кто? и Что?"

Учитель называет одушевленные имена существительные, а ученики образовывают однокоренные неодушевленные и наоборот.

Например:

В этой игре необходимо обратить внимание на то, что к однокоренному слову, обозначающему неодушевленный предмет, можно подобрать слово, обозначающее одушевленный предмет, т.е. надо соблюсти два условия.

Дети сами обратили внимание на то, что в новых словах в первом столбике добавили одинаковую часть слова.

Тема: "Род имен существительных".

Игра "Сложи тетрадки".

На доске таблички в форме тетрадей со словами.

Задача играющих - разложить тетради (слова) по портфелям (по родам). С учетом психологических особенностей младших школьников, а они в большинстве своем кинестетики, следует отметить, что в этой игре учащиеся могут "пощупать" род и самостоятельно сделать вывод, что есть существительные во множественном числе, у которых нельзя определить род, не переведя их в единственное число.

В этой игре можно использовать и существительные общего рода.

Например: забияка, задира, плакса и т.п.

Игра "Собери букеты".

Собрать "цветы" (слова, близкие по значению, синонимы) в букеты и расставить слова-цветы по своим вазам.

Сначала ребята ищут синонимы, затем расставляют их по вазам.

Доброта- душевность, работа -занятие, родина -отечество, сражение-бой.

В этой игре надо подвести учащихся к выводу, что существительные синонимы не обязательно относятся к одному роду.

Здесь происходит сведение и разведение смыслового и грамматического пластов языка, и дети должны переключиться с одного на другой, происходит структурирование сознания.

Тема: "Имя существительное". Закрепление пройденного материала.

В сочетаниях букв найти слова и подчеркнуть их.

ТРОСГЕННАДИЙКЛОТАННААСТРО

СТАВКРОМЕСТОПЛЕДРАСУДАРЬ

Выпишите слова по их грамматическим признакам.

1) Имя собственное, одушевленное, ж.р., ед.ч. (Анна)

2) Имя нарицательное, неодушевленное, ср.р., ед.ч. (Место)

3) Имя собственное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Геннадий)

4) Имя нарицательное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Сударь)

Эта игра интересна тем, что надо не просто найти слова, а выписать слова по их грамматическим признакам. Обычно мы делаем наоборот, указываем признаки данного слова. Это же задание требует от учащихся иного подхода; формирует структурность в сознании, в восприятии слова.

Ребенок здесь идет от общего, абстрактного (грамматической категории) к частному (слову). Он должен держать в голове, накладывать одну за другой грамматические категории и только потом делать вывод.

Тема: "Имя прилагательное".

Игра "Кто о чем подумал?"

Интересная работа с лексическим значением многозначных имен прилагательных.

Учитель называет прилагательное. Ученики подбирают подходящие по смыслу существительные.

Например: золотые - листья, кольца, зубы, очки, серьги, волосы, украшения, часы, монеты.

Никто не назвал слово "руки".

Вывод: чтобы понять, о чем идет речь, прилагательное должно прилагаться к существительному.

Тема: "Части слова".

Игра "Кузовок".

Учитель берет корзинку и, передавая ребенку, говорит:

Вот тебекузовок, клади в него все слова, что есть на "-ок", обмолвишься -отдашь залог.

Корзинка передается по очереди друг другу со словами:

Я положу в кузовок клубок.

А я платок.

А снежок. И т.д

Для игры можно брать и другие суффиксы.

Эта игра помогает освоить структуру русского языка.

Тема: "Предлоги".

Предлог в переводе с греческого языка обозначает "перед словом".

Предлоги не несут смыслового значения. Так, может быть, можно обойтись без них? Для ответа на этот вопрос пытаемся прочитать и осознать смысл каждой пары слов в столбике. Дети делают вывод о том, что без предлога смысл теряется.

Игра "Нужный предлог"

Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с данными существительными.

(из, у, до, без, от)

уехал. . . мамы

позвонил. . . города

доехал. . . деревни

пришёл. . . тетради

стоял. . . дороги

вышел. . . поезда

Вывод: предлог ставится после глагола перед существительным.

Это интересно: В некоторых языках предлоги стоят после слов, к которым они относятся. Например, в языке народов Коми русское выражение на дороге звучит так: "туй вылын" - дороге на .

Происходит формирование лексического мышления, понимание, что русский язык - один из многих языков, существующих в мире, и каждый язык живет по своим законам.

В заключение хотелось бы отметить следующее:

  • Лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность ребенка.
  • Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).

Главное правило организации лингвистической игры: РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО!

И тогда на любом этапе урока ребенок становится активным участником учебного процесса.

1

1 Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации

В статье на основе электронного пособия по русскому языку для подготовительного курса показана роль лингвистических игр, которые способствуют повышению интереса обучающихся к изучению русского языка. В ходе обучения военнослужащих иностранных армий в военных вузах России описывается опыт подобной работы в Вольском военном институте материального обеспечения. Проведен психолого-педагогический анализ лингвистических игр, сравниваются игровые методики на занятиях русского языка как с обучающимися средних общеобразовательных школ, так и образовательных организаций высшего образования. Особое внимание уделяется анализу игровых ситуаций на занятиях русского языка как иностранного. Приводятся примеры лингвистических игр на занятиях с военнослужащими иностранных армий, среди них дидактические, сюжетно-ролевые, исследовательские игры, игры-загадки, проблемные ситуации, диалоги занимательного характера, тренинги, игры «на преодоление препятствий», составление текстов на заданную тему и др. Авторы приходят к закономерному выводу о том, что игры развивают память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга. Благодаря лингвистическим играм у обучаемых развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции предложений, появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия лексических, грамматических, синтаксических норм русского языка.

игра на занятии

лингвистические игры

русский язык как иностранный

1. Антонова Ю.А. Методические приемы преподавания русского языка как иностранного [Текст] // Лингвокультурология. – 2010. – № 4. – С. 5–14.

2. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи: учебник / О.И. Глазунова; ил. В.А. Березина [Текст]. – М.: КНОРУС, 2012. – 248 с.: ил.

3. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон [Текст]. – М.: Политиздат, 1968. – 383 с.

4. Крупская Н.К. Пед. соч. / Н.К. Крупская [Текст]. – Т. 3. Обучение и воспитание в школе [Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова. Подгот. текста и примеч. Э.М. Цимхес]. – М.: Изд-во АПН, 1959.

5. Никитенко Г.Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка / Г.Ю. Никитенко [Текст] // Русский язык в школе. – 1991. – № 6. – С. 8–12.

6. Постникова О.А. Лингвистические игры на занятиях русского языка как иностранного / О.А. Постникова [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сб. мат. IX Межд. науч.-практ. конф. / под ред. канд. техн. наук, проф. ген.-м. М.М. Горбунова. – М.: Изд-во «Перо»; Вольск: ВВИМО, 2015. – Ч. 5. Актуальные проблемы военно-гуманитарных наук. – Кн. 1 (Психолого-педагогические науки о войне и армии); Л–Я. – С. 84–88.

7. Русский язык. Элементарный курс: Электронное учебное пособие / М.К. Кушеева, О.А.Постникова, Н.Г. Никитина, С.В. Чернышова, С.А. Давыдова, Е.В. Дьяченко, В.В. Романова. Под ред. канд. пед. наук, доц. А.В. Немчининова [Эл. ресурс]. – Вольск: ВВИМО, 2016. – 3500 Мб.

8. Чумпалова И.Ю. Элементы занимательности на уроках русского языка / И.Ю. Чумпалова [Текст] // Русский язык. – 2008. – № 24 (551). – 16–31 декабря. – С. 20–26.

Русский язык - предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам. Привить интерес к учению, сформировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний - это главная задача педагога. О том, что интерес к делу помогает его освоить, облегчает работу, писала еще Н.К. Крупская: «Интересная работа облегчает ее выполнение, учить лучше работать, лучше воспитывать сознательное отношение к труду» . Важнейшее условие заинтересованного отношения обучающегося к предмету - это личность педагога, его увлеченность своим делом. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их» . Но в современных условиях необходимо еще и применение на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения. В частности - использовать игровые моменты и лингвистические игры. «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - говорил Ф.И. Буслаев . Нельзя забывать и то, что игра - естественная потребность не только для детей, но и взрослых. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связана с возрастом человека.

Одной из первых попыток определения игры в лингвистике была идея языковых игр Л. Витгенштейна. Особое звучание эта проблема приобрела в советской педагогике. Потребность в игре в ней утверждалась зависимой от творческих возможностей личности обучающегося. Ведь они «...направлены на закрепление теоретических сведений по языку», «помогают повторить и закрепить основные правила фонетики, морфологии и синтаксиса» (как утверждается в это время в работах Л.Р. Зиндера, Н.А. Кондрашова, Л.Ф. Колосова, Л.П. Рупосовой, М.А. Корчица, В. Алпатов и др.). Ряд авторов (Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, О.С. Газман) указывали, что получение удовольствия, радости, положительных эмоций является одной из побудительных сил, порождающих игру. Игра по своему происхождению и содержанию социальна. «Игра - эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» .

Но особым интересом в среде педагогов-филологов к лингвистическим играм характеризуются последние 20-30 лет. Это нашло отражение в работах Т.А. Гридиной, В.З. Санникова, А.И. Сковородникова, Н.И. Формановской, О.Н. Паршиной, О.С. Иссере, Ю.В. Бульиной и др. и объясняется тем, что лингвистические игры - развивают интеллект и творческие способности обучающихся (Д.В. Любич, М.А. Кронгауз), позволяют лучше понять законы языка, развивают внимание, память, сообразительность (С.И. Львова), в них особое внимание уделяется «речевой среде обитания» человека: разговорной речи, фольклору, художественной литературе (Б.Ю. Норман).

Современные лингвистические игры на занятиях по русскому языку помогают возбуждению эмоций, удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата. Особо это становится заметным на занятиях русского языка как иностранного с курсантами иностранных армий. Данный опыт имеется на кафедре русского языка Вольского военного института материального обучения (ВВИМО), где проходят подготовку обучающиеся из стран как Ближнего, так и Дальнего зарубежья (в т.ч. из Анголы, Камбоджи, Кубы, Мали, Монголии, Нигера). Отличительной особенностью подготовки обучающихся из армий стран Дальнего зарубежья является то, что срок их обучения увеличен на один курс - подготовительный (на котором в основном ими осваивается русский язык).

Принято различать два основных типа лингвистических игр: игры с фиксированными и открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство познавательных и дидактических игр, а также развивающих. Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.

Обычно выделяются такие типы игр: дидактические игры - специально разрабатываемые для обогащения естественнонаучных знаний, развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); сюжетно-ролевые игры - игры, в которых обучаемые имитируют реальную деятельность. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают инициативу, творчество, наблюдательность.

Основываясь на этих принципах, на кафедре русского языка ВВИМО и в соответствии с требованиями Министра обороны РФ электронное учебное пособие «Русский язык. Элементарный курс», созданное педагогами кафедры для курсантов-иностранцев подготовительного курса, содержит в основном учебный материал с элементами лингвистических игр и заданий [см.: 7].

Лингвистические задания учебного пособия включают в себя:

Собственно игры (игры-загадки, игры-задачи, игры-сцены);

Видеорассказы о языке (ситуативные - с реальными ситуациями из жизни языка, его использование, лингвистические миниатюры, включающие элементы фантастики);

Диалоги занимательного характера (они представлены в виде тестов по принципу «да - нет» - его обучающийся отгадывает, т.е. находит искомое);

Исследовательские игры (интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью: обучающемуся предлагается вести исследование, конечно, посильное). Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки темы, занимательным характером: «Цвет моей республики» (о цветовой символике, геральдике, фалеристике); «Почему русский язык стал средством межнационального общения в России?»; «В творческой лаборатории писателя»; «Лингвистика и Вооруженные силы (тыл Вооруженных сил)» и т.д.

Данное электронное учебное пособие создано на базе программы SunRav Book, рекомендованной письмом начальника военных образовательных организаций высшего образования В. Горемыкина. Оно состоит из 6 разделов - титульного листа, введения, материала учебного пособия, заключения, списка рекомендованной литературы и тестовой части. Лингвистические игры стали основой для раздела с учебными материалами, для удобства обучающихся разделенного на 13 учебных модулей.

Рассмотрим подробнее некоторые их.

Первый модуль (текст) «Комната» начинается с описания комнаты, в которой живет курсант. Так как на этом этапе занятия обучающийся еще практически не владеет русским языком, все слова в тексте проиллюстрированы соответствующими картинками, которые вызываются гиперссылками. Так, с помощью наглядных примеров, в игровой форме курсант осваивает азы чужого для него языка. В последующих текстах этот прием сохранен, но проиллюстрированы будут только новые (вновь вводимые) слова.

Уже в первом тексте в качестве лингвистической игры используется задание на подбор синонимов (например, к словам «рядом», «в центре», «здесь»). На последующих занятиях это задание усложняется. Примерами организации и проведения лингвистических игр на синонимию (или антонимию) можно назвать такие упражнения:

1) продолжите чайнворд терминов лингвистики: суффикс - синоним, местоимение - … (при затруднении в поиске термина на последнюю букву можно использовать вторую и даже третью букву от конца: местоимение - норма…);

2) пустые клетки нужно заполнить синонимами к словам левого столбца (количество букв в слове левого столбца и в его синониме в правом столбце должно быть одинаковым);

Ответ: мощь, пламя, заступ, селение, имитация, совещание, содержание, изумительно.

3) постройте «лесенку» к синонимам и антонимам (по принципу предыдущего задания, можно использовать слова одного тематического ряда для каждой строки);

4) вспомните пословицы, в которых есть антонимы: а) дело - потеха; б) слово - молчание; в) старый - новый; г) ученье - неученье; д) подальше - поближе.

Ответ: а) делу - время, потехе - час;

б) слово - серебро, молчание - золото;

в) старый друг лучше новых двух;

г) ученье - свет, а неученье - тьма;

Для закрепления изученного материала используется уже упомянутый выше прием наглядных примеров. Например, задание закончить или дописать фразу, вставить пропущенные слова, ответить на вопросы контрольного теста. В качестве подсказки с помощью гиперссылки обучающийся вызывает соответствующую иллюстрацию. Так, в игровой форме он с легкостью осваивает учебный материал.

Игровое задание описать комнату по картинке призвано развивать речь курсанта-иностранца. Для него подобраны типовые, знакомые по повседневной жизни виды комнат (из курсантского общежития). В качестве образца после этого задания приводится видеоролик с готовым (лучшим) рассказом курсантов, что создает импульс для соревновательности между обучающимися.

Второй модуль «Аудитория» начинается также с текста, но в качестве объекта игры становится уже учебное помещение, а иллюстрации-подсказки касаются больше не предметов, а их признаков. Этот же принцип последовательно внедряется в игровых заданиях: подобрать слова и словосочетания, составить словосочетания из приведенных слов, вставить пропущенные слова в текст.

Усилия в этом направлении в итоге (к концу обучения по данному учебному пособию) приводят к решению учебной задачи такого порядка: «Составьте загадки путем указания ряда признаков предметов. Используйте перечни признаков из «Словаря эпитетов». Составьте загадки к словам язык, танк, бой, война». Ответ: звонкий, красивый, чистый, понятный - что это? (язык). Бронированный, гусеничный, быстроходный - что это? (танк). Кровавый, ожесточенный, последний, морской - что это? (бой). Мировая, Отечественная, локальная, смертоносная, Семилетняя - что это? (война).

Модуль «Мой рабочий день». Объектом игры становятся действия курсанта на протяжении рабочего дня, а иллюстрации-подсказки помогают определить не только предметы, их признаки, но и действия. Обучающиеся строят фразы, подбирают нужные глаголы, отвечают на вопросы, составляют план текста, передают содержание по плану, рассказывают о рабочем дне. Примером лингвистической игры, проводимой на основе изученного материала, служит игра «Снежный ком», организуемая во время практического занятия. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: Курсант читает текст. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Курсант читает интересный текст. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Материал модуля «В библиотеке» призван, во-первых, закрепить и систематизировать ранее изученный материал, во-вторых, привить в игровой форме интерес к чтению, к сознательному использованию материала учебной библиотеки и учебного кабинета кафедры. Его продолжением во время учебного занятия является игра «Эрудит», которая не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора курсантов-иностранцев.

Угадай слово по толкованию его лексического значения.

а) Тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, Родине (патриот).

б) Тот, кто защищает свою Родину (воин).

в) Эта наука изучает бой как одно из важнейших явлений войны (тактика).

г) Это организованная борьба подразделений и частей в целях уничтожения живой силы и техники противника (бой).

д) Какое оружие включает пулеметы различного калибра и назначения, винтовки, карабины, автоматы, гранатометы, пистолеты, гранат (пехотное).

е) Это оружие, приборы и машины вооруженных сил, обеспечивающие их боевую деятельность (военная техника).

Модули «Выходной день», «Семья» предназначены для изучения падежных окончаний существительных, модуль «Мой друг» - окончаний прилагательных, модуль «В столовой» - спряжения глаголов. Изучение военно-специальной терминологии приходится на модули «В магазине», «Разговор по телефону», «В поликлинике». В ходе освоения их материала с обучающимися разыгрываются такие ситуации:

1) В модуле «Выходной день» курсантам дается задание вставить пропущенные буквы на скорость (должно получиться 7 слов): сы…ыб…дре…тран…втобу…емь…блоко.

Ответ: сыр, рыба, адрес, страна, автобус, семья, яблоко.

2) В итоге освоения модуля «Семья» курсанты подбирают к русским пословицам синонимичные пословицы своего народа (ангольские, малийские, нигерские, камбоджийские, монгольские, йеменские и др.). Тематика может быть разнообразной, в зависимости от темы. Например, пословицы о Родине и патриотизме.

Русские пословицы

Пословицы народов мира

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша

Как ни плохо бедняку дома, на чужбине хуже (Нигер)

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно

Лучше иметь тысячу врагов вне дома, чем одного внутри дома (Йемен)

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха

Кто отказывается от своей родины, - умирает в одиночестве (Мали)

Береги землю родимую, как мать любимую

Встречай врага в поле, иначе придется выгонять его из своего дома (Ангола)

Жить - Родине служить

Если подошел к хижине тигр и присел - жди несчастья (Камбоджа)

Подобные задания приводятся в электронном учебном пособии и к другим модулям.

Модуль «Город Вольск» - обобщающий. Его игровые задания закрепляют навыки обучающихся в использовании понятий и фраз русского языка с опорой на знакомое курсантам окружение. В этом модуле они закрепляют умения правильно составлять словосочетания из известных слов, существительных, прилагательных, глаголов, изменять их окончания в соответствии с лингвистической ситуацией, дополнять текст соответствующими словами, словосочетаниями, фразами. В качестве вспомогательного материала в модуль включены соответствующие видеосюжеты.

Модуль «Наш военный институт» связан с образовательной специализацией курсантов - будущих офицеров материально-технического обеспечения армии и флота. Он предназначен для первичного ознакомления обучающихся как с кафедрами и дисциплинами военного института, так и с его материально-технической базой. Данный модуль выстроен в виде виртуальной экскурсии, что позволяет в игровой форме, просматривая иллюстрации и видеосюжеты, прослушивая аудио-сопровождение к тексту, решая простейшие лингвистические задачи, познакомиться с учебными дисциплинами, аудиториями, преподавателями, с которыми курсантам предстоит встретиться на 1-м и последующих курсах.

Среди игровых ситуаций, предлагаемых в пособии, можно назвать следующие:

1) Сгруппируйте слова с одинаковым корнем: преподаватель, курсант, опыт, холодильник, спорт, офицер, поход, техника, общество, оборудование, глубина, преподавательский, курсантский, опытный, холодильный, спортивный, офицерский, походный, технический, общественный, оборудованный, глубокий.

2) Особое значение приобретают лингвистические игры, связанные с организацией материально-технического обеспечения. Так, при изучении тем, связанных с организацией продовольственного обеспечения, используются такие задания: Какой фразеологизм родился из этого исторического факта? Каково его значение?

«В старину на Руси соль была достаточно дорогим продуктом. Ее привозили из дальних стран, налог на соль был очень высоким.

Сейчас мы солим пищу во время ее приготовления, но на Руси было иначе. Варили, жарили, пекли без соли, а хозяин за столом солил уже готовое блюдо. Иногда, чтобы показать свое расположение, хорошее отношение гостю, он пересаливал, а иногда наоборот».

Ответ: Уйти несолоно хлебавши - остаться неудовлетворенным, разочароваться, не получить того, на что рассчитывал [см.: 6].

Таким образом, лингвистические игры на занятиях русского языка как иностранного в военном вузе являются эффективным инструментом обучения военнослужащих из иностранных армий. У курсантов развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия норм языка. Развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции. Коллектив кафедры русского языка ВВИМО максимально использовал этот потенциал при создании электронного учебного пособия «Русский язык. Элементарный курс» для курсантов из армий иностранных армий Дальнего зарубежья. Апробация его учебного материала успешно началась в 2015/16, а предварительные шаги были сделаны еще в 2014/15 учебном году, о чем неоднократно докладывалось на конференциях и форумах.

Библиографическая ссылка

Постников С.В., Постникова О.А. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25066 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Лингвистическая игра «Знатоки русского языка» (для 10-11 классов)

Цель: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.

Задачи:

обучающие - повторить и закрепить знания учащихся по темам, изученным в средних классах школы;

развивающие - сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;

воспитывающие - развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету.

Подготовительный этап: Предварительно за неделю объявляется время проведения викторины, формируются команды, участники придумывают название команды, девиз, приветствие соперникам.

Оформление класса: высказывания о русском языке, праздничное оформление, карточки с заданиями, гонг, музыка.

Время реализации: 45 минут

Сценарий

лингвистической игры «Знатоки русского языка» для 10-11 классов.

Цели: провести мероприятие, посвященное русскому языку; активизировать знания по русскому языку; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, ловкость; прививать любовь к русскому языку; способствовать сплочению коллектива класса.

Подготовка : оформить класс высказываниями о русском языке известных людей, например: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» (И.С. Тургенев)

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком -

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Семен Данилов

Ведущий 1 . Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?

Ведущий 2 . Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях? Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С. Пушкин считал, что ошибка - обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

Ведущий 1 . Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка.

А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят две команды, и мы определим знатоков русской речи.

Ведущий 2 . Слово предоставляется командам.
Ведущий 1 . Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто с заданием справится быстрее и точнее, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…
Итак, начинаем игру.

Конкурс «Разминка»

Ведущий 2. Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, получает 1балл).
1. Обратимся к истории. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит). 1балл

3. Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица).1 балл

А сейчас вопросы на смекалку.

1. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи. (Эх! Междометие). 1 балл

2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 балл

3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос). 1 балл

4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.(Уши). 1 балл

5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер). 1 балл

6.Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу, газету вверх ногами). 1 балл

7. В каком глаголе имеется сто отрицаний? (Стонет). 1балл

Конкурс капитанов

Ведущий 1. Теперь просим выйти капитанов. Вам предстоит выполнить следующее задание. Попробуйте произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. На листах написаны скороговорки. Вам предстоит быстро и без ошибок их прочитать.

1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

2. Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь, не выговоришь.

Конкурс «Отгадай пословицу».

Ведущий 2. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.

1) что не вырубишь топором? (Что написано пером).

2) чем долг красен? (Платежом).

1) где черти водятся? (В тихом омуте).

2) что любят деньги? (Счет).

1) что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).

2) в какие сани не следует садиться? (Не в свои).

Конкурс «Грамматическая арифметика».

Ведущий 1. Для каждой команды раздается по три примера. Задание: решите примеры.

Первой команде: Ров + поза = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл

Кипа + сатин = ? музыкант. (Пианистка). 1балл

Тоска + пар + шов = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл

Второй команде: Охра + под = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл

Паста + клин = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл

Лик + пена = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл

Конкурс «Образцовая речь».

Ведущий 2. Задание№1: поставьте ударение в словах:

каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.

За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.

Ведущий 1. Задание №2: найдите речевые ошибки и объясните их:

1) открывается вовнутрь 1) купил задаром 1) навряд ли

2) булка хлеба 2) отрезал напополам 2) гордая осанка

За каждое правильное объяснение 1 балл.

Конкурс «Как об этом говорят?»

Ведущий 2. Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

1. О том, кто часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на неделе). 1балл

2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. (Фома неверующий). 1 балл

3. О кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит). 1 балл

4. О болтливом человеке. (У него язык без костей). 1 балл

5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней). 1 балл

6. О ленивом человеке. (Ел да устал, спал да намаялся).1 балл

Конкурс «Глаголь».

Ведущий 1. Запишите как можно больше глаголов, которые без « не» не употребляются.

(Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровится, несдобровать…)

За каждое слово по 1 баллу

Конкурс «Знаете ли вы басни?».

Ведущий 2. Определите, из каких басен эти крылатые слова.

4. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица»). 1 балл

2. «А ларчик просто открывался». («Ларчик»). 1 балл

3. «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и муравей»). 1 балл

4. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягненок»). 1 балл

Конкурс «Деньги на Руси».

Ведущий 2. Задание: в нашей стране в обращении основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их через одну минуту. (Полушка, грош, деньга, алтын, гривна, ногата, червонец.) За каждое слово по одному 1 баллу.

Конкурс «Что общего?».

Ведущий 1. Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Через минуту дайте ответ. (Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки. Компот - то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор - тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков).
2 балла.

Подведение итогов игры. Слово жюри.

Людмила Борисенко
Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида д. /с. № 22 «Почемучка»

«Лингвистические игры как средство развития коммуникации дошкольников"

Воспитатель:

Борисенко Людмила Викторовна

Саяногорск 2012

Игра принимает всех

Слова, слова, слова

Всему название дано –

И зверю и предмету,

Вещей вокруг полным - полно

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

Игры для 2мл. гр.

«Разные слова».

Эта игра, во всем ее многообразии и вариативности, позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Например:

«собака» - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

И наоборот к исходному слову-прилагательному подбирают существительное.

Например:

«зеленый» - помидор, трава, ель, дом и т. д.

Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

Какие бывают слова

Есть сладкое слово – конфета. Есть слово упрямое – цель.

Есть быстрое слово – ракета. Есть слово зеленое – ель.

Есть кислое слово – лимон. Есть книжное слово – страница.

Есть слово с окошком – вагон. Есть слово лесное – синица.

Есть слово колючее – ежик. Есть слово пушистое – снег.

Есть слово промокшее – дождик. Есть слово веселое – смех.

М. Пляцковский

«Узнавание».

Цель игры – узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

Игры для ср. гр.

«Цепочка слов».

Эта игра используется с детьми среднего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например, исходное слово – «кошка».

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная…

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор…

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым…

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд…и т. д.

«Кто что делает».

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность невербальных (неречевых) средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку.

Например: «Что можно повесить на стену? Где можно спрятаться от дождя? Кто сторожит дом? Что можно читать? Чем гвозди забивать? Как узнать, сколько времени? Кто мышей ловит?

б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока.

Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову существительному придумывают несколько глаголов.

Например, «ветер» - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, освежает, тучи разгоняет и т. п.

в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей – назвать деятельность по одному или нескольким действиям.

Например, взрослый поднимает обе руки – это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.

«Летает – не летает».

Эта игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание, формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.

Она проста в организации и доступна ребятам любого возраста. В ее основе лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку, сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает – не плавает», «рисует – не рисует», «растет – не растет» и т. п.

Чем отличаются

Чем отличаются кильки от речки,

Чем отличается хлев от овечки,

Чем отличается повар от ужина –

Спрашивать так интересно и нужно.

Дотошный старичок

Старичок был дотошный, но приятный на вкус.

Подошел и спросил: - А точнее?

Что такое картошка? - Точнее,

Небольшой апельсин. загорелый арбуз,

А точнее? закопавшийся в землю

Точнее, потому что – жара.

бегемот без хвоста, - А точнее?

без ушей и без шеи, - Точнее,

без зубов и без рта, мне обедать пора.

очень-очень ленивый,

Г. Кружков.

Игры для ст. гр.

«Рисунки по кругу».

В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребенок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу взрослого дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, ребенок продолжает его в течении 1-2 минут и вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз (в зависимости от количества участников игры, до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первый начинал рисовать. Можно побеседовать с детьми о том, каков был их первоначальный замысел, и как шло его изменение по ходу игры. «Круговым» способом могут быть выполнены не только рисунки, но и коллажи, которые, в свою очередь, служат великолепной опорой для придумывания небылиц, фантастических рассказов и прочих продуктов детского литературного творчества.

«Я хочу нарисовать».

Каждый из участников игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а взрослый пытается объединить все сказанное в единый сюжет. Например, один ребенок говорит, что он хотел бы нарисовать аквариум, другой – медведя, третий – ракету и т. д. взрослый обобщает: «Рисуем аквариум, в котором живут медведи, летают ракеты и …». По ходу рисования дети могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать объекты (медведь в маске для подводного плавания и ластах и пр.). обычно подобное рисование сопровождается детским смехом, сочинением веселых историй.

«Веселые картинки».

Для организации игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20шт.) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

В качестве опоры для составления рассказов можно использовать и так называемую «экспресс»- таблицу. Составляется она следующим образом: лист бумаги расчерчивается на 20 квадратов. Дети называют по очереди любые слова, а взрослый фиксирует каждое слово в отдельном квадрате с помощью соответствующего рисунка. Когда таблица будет целиком заполнена, можно приступать к сочинению рассказов, в которых каждая последующая картинка выступает отправным, но связующим звеном в придумывании последующих сюжетных событий. В дальнейшем дети могут самостоятельно составлять такие опоры и обмениваться ими друг с другом, сочиняя рассказы по таблицам партнеров по игре, сверстников.

«Цветные рассказы».

Эта игра также преследует цель развития детского литературного творчества. В отличие от предыдущей игры в качестве исходного наглядного материала детям предлагают полоску бумаги, состоящую из 8-10 квадратов различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых собственно и придумывается рассказ или сказка. Игра протекает следующим образом: детям предъявляют цветную полоску, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?» Опираясь на детский ответ, взрослый придумывает первое предложение, а все остальные сочиняют дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.

Например, детям предъявлена полоска, состоящая из: 1 (верхний) ряд – зеленый, голубой, желтый, белый квадраты; 2 (нижний) ряд – коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый квадраты. Произведение может выглядеть следующим образом: «Зеленый лес приветливо шелестел листвой. Голубое небо над лесом было чистым и прозрачным, а ослепительно яркое желтое солнце обогревало своим теплом каждого, кто попадал под его лучи. На ветке белой березы расположилась лесная птаха. Почистив свои коричневые крылышки, она весело запела, встречая новый день. Лесные жители встретили ее пение одобрением: земляника повернула свои красные головки к солнышку; оранжевые лисички-сестрички дружно затараторили, рассказывая друг другу свои сны; жук, расправил свои фиолетовые крылышки и полетел по делам. Лес наполнился звуками, и начался новый день». Для усложнения игры имеет смысл предложить ребенку опираться на ассоциацию цвета с настроением, ситуацией в процессе создания литературного произведения.

Игры для подг. гр.

«Угадай настроение».

Сначала детей знакомят с различными эмоциональными состояниями, анализируют средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их. Затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т. п.).

В этой игре можно задействовать любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика). Например, предложите ребятам отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Этого нельзя делать», «Идем со мной», «Здравствуй!», «До скорой встречи», «Кто это сделал?», «Давай помиримся», «Я боюсь» и т. д.) и подобрать картинку (или выразить мимически, соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Или показать частями тела (плечами, корпусом, руками, головой, носом, ушами, глазами) определенные состояния: «Я горжусь», «Я самый сильный», «Нет», «Мне это не нравится», «Я очень люблю эти конфеты», «Я вижу в небе радугу», «Я спрятался», «Где же вы» и пр.

Спектр человеческих чувств очень обширен и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах заключается, как считал К. С. Станиславский, мощный творческий импульс. Предложите ребятам следующие задания:

а) передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок;

б) взять со стола нитку, как будто это – змея, бисерные бусы, горячая печеная картошка, непоседа-кузнечик;

в) пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкая тропинка или узкий мост через реку;

г) прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как очень старый человек, которому очень жмут ботинки, как балерина, как манекенщица, как «задавака», как человек, который несет тяжелую ношу.

Эмпатийная способность имеет важное значение не только в общении между людьми, особую роль она играет в литературном творчестве, является своеобразным выразителем авторского стиля, служит показателем оригинальности произведения.

«Да-нетка».

Автор этой игры Лучо Ломбардо Родиче называл ее «Отгадайкой». Он писал о ней так: «Это одна из самых плодотворных и полезных игр с точки зрения интеллекта и накопления культурного багажа». Действительно эта игра являет собой нечто большее, чем просто способ отгадывания. Это – основной метод интеллектуальной деятельности человека, способность к классификации и объединению данных опыта в понятие. В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащают речевую практику. Атмосфера игры всегда наполнена таинственностью и юмором. Правила игры достаточно просты: один из игроков задумывает что-то или кого-то, а другие участники игры с помощью вопросов, на которые разрешается отвечать либо «Да», либо «Нет», пытаются определить задуманное. Иллюстрировать можно с помощью стихотворения, которое взрослые читают по ролям:

Загадала я предмет.

Это лейка?

Не лейка?

Это кошка?

Это мошка?

Может, кнопка?

Значит, пробка!

Не могу найти ответ.

После прочтения можно спросить детей: «Ребята, как вы думаете, почему предмет не смогли угадать? Как надо задавать вопросы, чтобы, не гадая и не перебирая разные названия, угадать то, что загадано?» - и разобрать с ними примеры правильной формулировки вопросов. Например, загадано слово «бабушка».

Вопрос: Ответ:

Предмет живой? - Да.

Это животное? - Нет.

Это растение? - Нет.

Это человек? - Да.

Мужчина? - Нет.

Живет в нашем городе? - Да.

Живет вместе с тобой? - Да.

Это твоя сестра? - Нет.

Мама? - Нет.

Бабушка? - Да.

Усложняется содержание – загадываемые предметы, ситуации могут наделяться противоречивыми характеристиками; «Да-нетки» придумывают сами дети.

«Объяснялки».

Эта игра имеет несколько разновидностей, ход которых всегда сопровождает особое эмоциональное состояние детей – ребенок «вживается» в роль взрослого и сам разъясняет, уточняет, делится своими знаниями, а значит полон уверенности и чувства собственного достоинства. Но говорит он не «так, как надо», не по схеме, а так, как сам это понимает. Объяснять окружающим сущность предметного мира ребенку очень интересно. Объяснять значение того или иного слова, понятия, назначение (функцию) предмета ребенок будет с удовольствием и более уверенно лишь в том случае, когда в этом возникает непосредственная потребность, создать которую не составляет большого труда, включив в деятельность реальный или игровой персонаж, заинтересованный в подробном объяснении. Взрослый вполне может «временно» стать инопланетянином или Незнайкой, который хочет все знать и уметь, или лесным, сказочным жителем, которому многое в городе в диковинку, ведь он это видит впервые в жизни.

Вот так дети объясняют значение некоторых слов:

Музей – это место, куда ходят посмотреть картины, новую выставку, узнать о многом и получить удовольствие.

Облако – это такой пушистый, мягкий воздух, похожий на подушку, которая часто меняет свою форму. Это часть неба, которую ночью трудно увидеть, если нет звезд и луны, но можно догадаться, что она есть на верху.

В дальнейшем детей привлекают к интерпретации различных поступков и их результатов. Такая практика не только расширяет речевой диапазон ребенка, но и позволяет ему осмысливать поведение окружающих и свое собственное, обогащает опыт социального взаимодействия, способствует формированию реалистической самооценки. В качестве аналитического материала сначала используют литературные произведения (М. Горький «Воробьишко», В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово» и др., а затем переходят к объяснению качеств, эмоциональных состояний человека, его поступков, с которыми дети сталкиваются непосредственно в реальной жизни.

Желаем успеха!

И вот закончилась игра…

Нам книгу закрывать.

Но мы надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней –

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

А если ты запомнил их –

Не зря твой день потрачен!

Сумей сей ценный клад сберечь!

Мы не прощаемся, до новых встреч!

Б. Заходер.

Литература.

1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития». 1998г.

Пасьянс Косынка