Откуда взялись карты. Кто изображен на игральных картах

Всем здравствуйте.

Сегодня я Вам расскажу одну из многочисленных версий о том,как появились игральные карты в России. Многие версия являются отражением тех эпох, в которых зарождались карты. И эта версия является одной из любопытнейших.

Современные игральные карты – это многоступенчатое развитие истории, со своими взлетами и падениями, развитие той истории, которая постоянно развивается, и ищут новые пути совершенства.

Только одним этим фактом уже стоит гордиться.
Одной из загадкой остается то, что ни кому до сих пор не известно точная дата, год происхождения игральных карт, и так же загадкой по сей день остается место их изобретения.

Место зарождения карт

Конечно, Вы наверняка читали много теорий о том или ином месте и дате зарождения. В одном старинном китайском словарике Чинг цзе Тунга (этот словарь получил популярность в 1678 году в Европе), говорится о том, что игральные карты были изобретены в 1120 году в Китае, а вот в 1132 году получили в Китае массовое распространение.

Но давайте рассмотрим сегодня несколько вариантов появления карт, помимо китайской версии, рассмотрим также версию индийскую и египетскую версию.
При всем интересе к картам, японская и китайская колода являются непривычными для нас, что и порой удивляет и вводит в заблуждение наш разум.

Внешний вид, характер игры, который похож на домино – все это вызывает интерес. Однако, есть сведения о том, что в Китае в VIII веке для игр использовались палочки, а после полосочки бумаги с различной символикой.

Эти далекие прародители карт использовались так же в качестве или вместо денег, именно поэтому было всего лишь три масти: монета, две монеты и много монет.

Спустя какое-то время у японцев появилась четвертая масть, да и значение мастей так же изменилось, теперь эти масти символизировали времена года, а количество карт (52 шт.) в колоде означало количество недель в году.

Так же существует еще одна теория происхождения игральных карт. До появления, всеми нам привычным бумажных карт, японцы играли специальными табличками, которые напоминали карты, выточенные из слоновой кости или из дерева с прорубленными фигурками.

А в Средневековой Японии, основоположниками игральных карт служили раковины от мидий, такие карты были одни из самых удивительных.

С помощью игральных карт-раковин раскладывали пасьянс на столе, в разложенных раковинах искались ракушки с одинаковыми рисунками. Такие темпами, известность карт и в Индии и в Египте стала в XIII веке.

Одним из интереснейших моментов было то, что в Индии на картинках игральных карт был изображен четырехрукий Шива, у которого в руках были кубок, меч, монета и жезл.

После таких изображений четырехрукого Шивы в Индии стало поверее о том, эти предметы в руках Шивы обозначали сословия и это послужило началом современных карточных мастей.
Но одна из самых популярных версий происхождения игральных карт – это египетская. Эта версия раскручена современными оккультистами.

Они утверждают, что в глубокие древние времена жрецы Египта записывали все мудрости и таинства мира на 78 табличках из золота, а эти таблички были изображены в виде символики игральных карт.

Таблички делились на части: 1. «Младшие Арканы» — 56 штук (позже они стали обычными игральными картами); 2. «Старшие Арканы» — 22 штуки, считались загадочными картами колоды Таро, и использовали их исключительно для гаданий.
Эта версия была запущенна в массы в 1785 году французским аккультистом Эттейлом, а многочисленные его продолжатели не только поддержали и продолжили, но и создали собственную систему интерпретацию карт Таро.

Название Таро якобы имеет происхождение от египетского слова «та рош», что означает «путь царец», а занесены они в Европу, опять же якобы, были или арабами, или цыганами, которых кстати часто считали раньше выходцами из Египта, а может и по сей день считают так.
Единственное что я могу Вам сказать, это то, что ни одного доказательства столь раннего возникновения карт Таро ни найдена, ни одному ученому не удавалось это доказать.

Появление карт в Европе

Про появление карт в Европе существует несколько версий. Одна из версий такова, что появление карт связано с появлением цыган на территории Европы в XV веке.

А другая версия приоткрывает нам интересный факт, будто малоизвестный живописец изобрел карты для развлечения, умалишенному короля Франции Карла VI (1368-1422 гг.), и в истории он всем известен как Карл Безумный. Якобы с появлением такого развлечения у короля он успокаивался и его деспотичный сумасшедший характер был отвлечен.

Мнение о том, что изобретение карт для Карла VI Безумного как развлечение и утеха – всего лишь очередная легенда. Игрой на черенках с изображениями цифр на них играли в Древней Греции уже в те времена, а в Индии – это раковины или пластинки из слоновой кости; а в Китае игральные карты похожи на наши с вами современные карты, известны с XII века.
В 1379 году было опубликовано первое документальное подтверждение о появление карт. В хронике одного из городов в Италии появилась заметка: «Введена игра в карты, пришедшая из страны сарацин и называется ими «наиб».
По названию этой игры «наиб» — можно сделать предположение того, что это игра была придумана военными, или имела военный характер, т.к. «наиб» означает «капитан», «начальник».

Арабские карты

Арабские карты имели одну особенность, которая отличала их от остальных игральных карт, на этих картах изображались только цифры, запрет был на изображение человеческих фигур, таков был закон Магомета. Поэтому французы скорее не изобрели карты, и только преобразили уже имеющиеся всевозможными рисунками.

Масти карточных колод всегда были разнообразны. В одних из самых ранних итальянских колод масти например носили названия: «мечей», «кубков», «жезлов», «денариев» (монет).

Очень похоже было на Индийскую тематику: духовенство, дворянство и торговый класс, а сам жезл символизировал королевскую власть стоявшую нам всеми нами.
А вот Французы придумали свой вариант мастей и у них вместо мечей появились «пики», кубки стали «червями», денарии превратились в «бубни», а жезлы назвались «крестами» или «трефы» «треф – с французского означает «лист клевера»).

Разнообразие названий

Эти названия, на разных языках, сейчас звучат по разному, например: Англия и Германия – это «лопаты», «бриллианты», «сердца» и «дубинки», Италия – это «копья», «сердца», «цветы» и «колокола» и «листья». А в России слово «черви» произошло от слова «червонный», т.е. красный, теперь понятно почему черви изначально относились к красным мастям.

Карты, карты, карты.. Ах это слово, у многих людей при этом слове загорались глаза, азарт брал верх нам ними, разум уже не справлялся. Быстрыми темпами карты распространялись по многих странам Европы.

Правительство наблюдая за всем этим, пыталось укротить азарт в людях, принимая меры и запрещая игры в карты, но… все попытки оказываются ничтожными. Наравне с укрощением азартных игр появлялись все новые и новые азартные карточные игры.

В Германии начали появляться ремесленные цеха, которые занимались изготовлением карт, способы выделки так же совершенствовались.
Во Франция в XV веке были установлены масти карты, которые и по сей день существуют. Считается, что масть каждой карты говорит о четырех главнейших предметах рыцарского обихода: трефы – меч, черви – щит, пики – копья, бубны – знамя и герб.

Что зашифровано в картах?

Существует мистическая связь в картах и чем-то неземным и в тоже время всем нам знакомым, например 52 карты – это число недель в году; 4 масти – соответствуют временам года; в каждой масти насчитывается 13 карт, такое же количество недель в каждом времени года; если сложить все значения карт, то общая сумма получится 364 – как и количество дней в году без одного. Удивительное рядом.
Первые карточные игры, были очень замысловатыми, ведь в игре принимали участие не только 56 стандартных карт, но и 22 карты «Старшие Арканы», и еще20 карт которые были козырными названными по стихиям и знакам Зодиака.

Из страны в страну названия этих карт путали и насколько запутались, что играть уже становилось просто невозможно. А уникальностью этих карт было то, что они раскрашивались вручную и цена на них была достаточно велика, и именно поэтому приобретать их могли только богатые люди.

Радикальные изменения произошли в XVI веке, когда исчезли почти все картинки, остались только четыре «старшие масти» и шут «джокер». Интересен тот факт, что все изображения на картах были либо реальными, либо легендарные герои.

Продолжаем расследовать как появились игральные карты.

Кто сыграл роль королей?

К примеру, четыре короля, удивительнейшие люди древности: Карт Великий (черви), Юлий Цезарь (бубны), библейский царь Давид (пики), Александр Македонский (трефы). Относительно дам на картах единогласия не было – дамой червей была то Юдифью, то Дидона, то Елена Троянская.

Пиковая дама олицетворяла богиню войны – Афина, Минерва, Жанна д’Арк. В роли роковой женщины, дамы пик, после многих разногласий, стали изображать библейскую Рахиль, она как ни кто лучше подходила на роль «царица денег», т.к. она обокрала собственного отца.

Дама треф выступала как добродетельная Лукреция, постепенно превратилась в Аргину – символизирует суету и тщеславие.
Одна из самых сложных карточных фигур – валет, с английского означает оруженосец.

Вначале слова «валет» было значением слуг и даже шутов, но потом утвердилось в другом значении. Французкий рыцарь Ла Гир, прозвище которого было Сатана (черви), герои эпоса Ожье Датчанин (пика), Роланд (бубна) и Ланселот Озерный (трефы).

Первые карты, были очень дорогими из-за того, что рисовались они от руки, станков по их производству еще не существовало. Длина карт была, в то время 22 см, это был очень не удобный размер, но он был удобен для рисовальщиков карт.

Атласные карты

В нашей жизни, где мы привыкли ко всему, что нам знакомо с детства – кажется обычным. Вот и атласные карты, она для нас родные и привычные, посмотрев на другие карты, нам они могут показаться какими-то нелепыми.

Не один десяток лет атласные карты распространяются по всему миру и именно поэтому так и заслужила наше доверие.

Они для нас настолько привычные, как сказки, как мифы и былины. Но карты появились в России всего лишь в середине 19 века.

Вопросами художественного оформления занимались одни из высочайших специалистов, академик Адольф Иосифович Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александр Егорович Бейдеман.

Эти люди сделали эпоху своим талантом, твоим мастерством, уже спустя эпоху карточные изображения, оформленные этими людьми, являются эталоном и чудесной карточной графикой. В данный период времени эти шедевры украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Продолжаем расследовать как появились игральные карты.

Современность

Со временем игры в карты разделились на две составляющие: коммерческие (чисто математические расчет), азартные (воля случая). Первый вариант (винт, вист, преферанс, бридж, покер) прижился у образованных людей, которые любили поиграть, то второе направление (сека, «очко», штосс и сотни других, вплоть до безобидного «подкидного дурака») царило в простонародье.

Запад прогрессировал в направлении карт, развивающие логику и мышления игры были включены в школьную программу детей. Впрочем, что судить и рассуждать, играйте, размышляйте, выигрывайте. Моя история о том,как появились игральные карты завершилась.

Советую научиться: ,

Удачи Вам в своей истории, будьте удачливы.

Откуда взялись игральные карты.

Все мы видели карточную колоду, не раз играли в подкидного или обычного дурака.
Но, наверное, мало кто задумывался над тем, откуда, собственно, взялись игральные карты. А между тем у них очень давняя и интересная история! А валеты, дамы, короли имеют прототипы.

Мистика Таро

Колода карт в том виде, к которому мы привыкли, появилась сравнительно недавно. Однако история игральных карт начинается в глубокой древности.

Согласно оккультной версии, карты придумали жрецы в Древнем Египте, и в них зашифрованы все знания человечества. Жрецы создали 78 золотых табличек, на которых нанесли магические знаки. 56 таких табличек зовутся Младшими Арканами, и именно они стали обычными картами. А 22 Старших Аркана - это мистические карты Таро, которые по сей день используют гадалки и прорицатели.

Так выглядят современные карты Таро

Впрочем, научного подтверждения этой версии нет. Однако данные археологических исследований показывают, что карты действительно появились очень давно.
На древних фресках можно увидеть, что в Древнем Египте имелось некое подобие карт - черенки с нанесенными на них цифрами, и существовала игра, очень похожая на карточную. Такие же игры забавляли жителей Индии, только сделанные там первые карты были из слоновой кости и ракушек.

Интересно, что арабские карты подтверждают оккультную версию их появления. Они тоже имеют 56 Младших и 22 Старших Аркана. При этом мусульманам Кораном запрещено изображать людей на картах, поэтому на них имеются только орнаменты-арабески.

Аналоги карт появились в Китае и Японии, но были они по-восточному мудрёными и замысловатыми и мало походили на современные. Карты на Востоке рисовали на бумаге - это были полоски, на которых изображались различные символы.
В X-XII веках путешественники из Европы добрались до Поднебесной. Европейцам понравились хитроумные китайские игры, которые они и привезли домой.

Китайская карта, династия Мин,
примерно 1400 год

Четыре главных короля

Карты начали распространяться по Европе. Существует история о том, как появилась привычная для нас колода с королями и дамами. Говорят, что изобрел её в 1392 году Жакмен Грингоннер - шут французского короля Карла VI Безумного, который, как можно догадаться по прозвищу, страдал душевным расстройством. Для развлечения своего господина шут начал придумывать различные карточные игры и заодно модифицировал колоду.

Грингоннер, чтобы польстить господину, нарисовал четырёх королей и объявил, что каждый из них имеет свой прототип. Король червей - это Карл Великий, пиковый - царь Давид, бубновый - Юлий Цезарь, а трефовый - Александр Македонский.
Самого себя шут объявил джокером.

Это очень интересный карточный персонаж - вроде бы дурак, но на самом деле он в колоде сильнее всех. И в жизни ведь именно шут мог под своей маской говорить правду королям.

Позже в колоде появились валеты, которые тоже имели исторические или мифические прототипы. Валет червей - это французский рыцарь Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, верный соратник Жанны д’Арк; пиковый - герой французского эпоса Ожье Датчанин; бубновый - Роланд из «Песни о Роланде»; трефовый - Ланселот Озёрный из легенд о короле Артуре.

Интересно, что долгое время дам в колоде не имелось. Лишь в XVI веке на игральных картах появились женские персонажи. И каждая из прекрасных дам опять же имела прототип! Дама червей - это героиня библейской легенды Юдифь. Дама бубен - Рахиль, жена Иакова. Интересно, что бубновая масть означает деньги, а Рахиль, по легендам, была скупой. Пиковой дамой стала греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Дамой треф поначалу считалась Дидона из «Энеиды» Вергилия. Но затем дама треф превратилась в коварную соблазнительницу Аргину - это анаграмма слова regina, то есть «королева». Придворные художники, создававшие карты для монархов, придавали Аргине сходство с королевской фавориткой. Интересно, что в случае появления новой любовницы живописцам приходилось рисовать другую колоду.
В годы Великой французской революции карты потеряли свою популярность.


Игральная карта французской революции,
символизирующая свободу и братство

Короли и дамы, пусть и рисованные, были свергнуты со своего престола. А на картах появились известные оппозиционеры и борцы с режимами: Брут, Вольтер, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон…

Лопаты и дубинки

Карточные масти тоже возникли не на пустом месте. В первых колодах они носили названия «мечи», «кубки», «денарии» (денежная единица) и «жезлы». Позже мечи превратились в пики, кубки - в черви (от прилагательного червонный - красный), денарии - в бубны, а жезлы - в кресты, или трефы (последнее слово от французского «клевер»).

В других странах масти называются по-своему: например, в Англии и Германии - лопаты, сердца, бриллианты и дубинки, в Италии - копья, сердца, квадраты и цветы.

Черт Черчелли

Существует легенда о том, как карты появились в России. Говорят, что при Иване Грозном в Москве появился некий авантюрист - итальянец Черчелли, которого горожане тут же прозвали Чертелло. Впрочем, его итальянское происхождение под вопросом, ибо Чертелло в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше был русским.


Поль Сезанн. «Игроки в карты». 1895 год

Он привёз в Москву сундучок с картами, завёрнутый в чёрно-красную шаль, что соответствовало цветам мастей. Но москвичи говорили, что это цвета адского пламени.

И тут в Москве началась настоящая эпидемия: карты стали пользоваться бешеным спросом, и Черчелли решил наладить их печать. Однако вскоре он был изгнан из Москвы за свои бесовские игрушки, а карты надолго оказались под запретом.
Однако, несмотря на все препоны, карты прижились на Руси и тесно вошли в её историю и даже культуру - вспомните хотя бы «Пиковую даму» Пушкина или знаменитый карточный проигрыш Николая Ростова из «Войны и мира».

После Октябрьской революции в 1917 году в России даже появились советские карты, на которых вместо королей и валетов фигурировали рабочие и крестьяне. Более того, масти тоже поменялись: вместо бубен и пик на картах красовались серпы, молоты и звезды. Затем карты были вообще запрещены.

Сейчас играть в карты можно, и более того, выпускаются колоды на любой вкус: сувенирные, гадальные, с различными историческими персонажами. Даже можно заказать карты с изображением вас самих и ваших друзей, с которыми позволительно потом поиграть в дурака. Только не прогадайте - а вдруг кто-нибудь обидится, что он не король, а какая-нибудь там девятка…

До сих пор не известно время точного появления карт, кроме того, не известно также и место изобретения. Основываясь на одном из старинных китайских словарей, можно сделать вывод, что карты изобрели в Китае в начале XІІ века, в 1132 году они получили массовое распространение. Здесь же объясняется и выбранные масти и количество карт. Четыре масти - символизируют четыре времени года, 52 карты в колоде - количество недель в году.

В старинных китайских словарях упоминается о похожих на картежную играх, в которую играли еще до возникновения игральных карт в Китае и Японии. Однако вместо привычных карт были использованы для игры бумажные таблички, таблички из слоновой кости или дерева, на которых изображались различные фигуры. В средневековой Японии изготовляли такие своеобразные карты даже из раковин мидий. Украшали раковины изображениями цветов, пейзажей, бытовых сцен. Японские карты первоначально были использованы для обучения и утонченных забав образованных людей. С помощью этих карт игроки могли не только играть в различные игры, но и раскладывать пасьянс. Чуть позднее, в ХІІІ веке картами стали увлекаться и в Индии, и в Египте.

Но считать родоначальником карт Китай сложно, так как по другим источникам карты изобрели в Египте. А служили они, прежде всего, для гадания. Колода, изобретенная в Египте, состояла из 78 карт. Их украшали золотые таблицы.

Существует также предположение, что появление карт идет из Европы. Но и здесь имеется в наличии несколько версий возникновения карточных азартных игр. Основываясь на первой версии, можно прийти к выводу, что карты зародились в XV столетии, одновременно с появлением на европейских территориях цыган. Другой версией является получение картами общей известности в XIV столетии. По свидетельствам иезуита Менестрие известно, что малоизвестный живописец Жикомин Грингонер придумал и нарисовал карты для развлечения короля Франции в 1368-1422 годах Карла VІ. Известно, что Карл VІ был умалишенным и вошел в историю как Карл Безумный. Карты являлись для него единственным средством, благодаря которому он мог успокоиться во время приступов сумасшествия.

Во время правления Карла VІІ в 1422-1461 годах карты усовершенствовали. Именно тогда они и получили известный нам вид и название. Достоверно проверить эту информацию не представляется возможным, поэтому эти данные появления карт являются лишь гипотезами. Таких предположений достаточно много. Например, утверждают также, что зарождение карт произошло в ХІІІ веке, это утверждение имеет историческое документальное подтверждение. При царствовании Людовика Святого был издан указ, в котором говорится о запрещении карточных азартных игр во Франции, наказанием являлся кнут. Сохранился также итальянский манускрипт, датированный 1299 годом, в котором тоже упоминалось запрещение карточных игр.

А в Германии в 1260 году основали особый цех торговцев и фабрикантов игральных карт. В Испании запретил игру в карты Орден Калатрава в 1331 году. Подтверждением существования карт в Кастилии, можно судить по указу 1332 года короля Альфонса ХІ, возлагающем запрет на игры в карты. Существует и версия о том, что карты оказались занесены в страны Европы сарацинами (древний восточный народ). Эту версию подтверждает сохранившийся документ, который относится к 1379 году. В указанном документе говорилось о том, что в Витебро была введена игра в карты, которая происходит из страны Сарацин, и получила она название наиб .

Мусульман Востока и арабов называли сарацинами. Однако, судя по законам Магомета, о запрещении делать изображения человеческих фигур, эти древние карты не могли иметь изображения людей, которые мы привыкли видеть на картах сегодня. Предполагают, что родиной карт, на которых изображены фигуры людей, является Италия. Подобный древнейший экземпляр относится к 1485 году, и гравирован он на меди. Предполагают также и о более раннем возникновении карт в Европе после крестовых походов на мусульманские земли востока в 1096-1270 годах.

Древние карты, которые использовали для игры в Европе, были довольно дорогим удовольствием. Это объясняется тем, что не было возможности тогда использовать литографическое печатание, и все карты приходилось рисовать от руки. Из Италии карты привозили во Францию. Подтверждением этому может послужить историческое свидетельствование - указ счетной камеры, датированный 1390 годом, который отражает расход на приобретение карт для развлечения короля. Того времени карты были достаточно длинными, до 22 сантиметров, и очень неудобными для азартных игр.

Относительно появления карт в России, можно с большей долей вероятности утверждать о внедрении карточных азартных игр в XVII столетии. Уже в середине этого века карты получили широкую популярность. Однако увлечение карточными играми осуждалось, так как считалось путем к преступлениям и разжиганию страстей. При правлении царя Алексея Михайловича в 1649 году в "Уложении" говорилось о наказании игроков: их били кнутом, лишали пальцев рук путем отрубания. А в указе Петра І в 1696 году говорилось об обязательном обыскивании заподозренных в намерении играть, в случае обнаружения у них игральных карт, предполагалось битье кнутом. Такие суровые карательные меры были обусловлены возникшими издержками, в результате быстрого распространения азартных игр в карты. Однако, эти запреты и очень жестокие наказания не мешали многим игрокам. Кроме азартных карточных игр, были известны также коммерческие игры в карты, раскладывание пасьянсов и применение карт для демонстрации различных фокусов.

Более интенсивному развитию невинных карточных игр поспособствовал указ Елизаветы Петровны, датированный 1761 годов. В нем говорилось о разделении назначения и применения карт, при этом азартные игры запрещались, а коммерческие и карты для раскладывания пасьянсов - дозволялись. Предполагается, что карты получили широкое распространение в России благодаря польско-шведской интервенции в начале XVIII века. Однако достоверно точно путь проникновения в Россию карт не известен.

Практически за несколько десятилетий карты трансформировались достаточно сильно, прежде чем превратились в современные. Древние карты имели различие по цветам, каждая масть имела свое объяснение:
- зеленая - символизировала энергию и жизненные силы воды, которая дает жизнь, но в то же время может нести катастрофы; средневековые карты этой масти имели знак жезла или палки, которые позже упростили и заменили черными пиками;

Желтая - символизировала интеллект, созидание нового, делового успеха; в графике она имела обозначение монеты, солнца, золотого бубенчика или же огня и зажженного факела; впоследствии - это ромб, бубны;

Голубая - символизировала простоту и порядочность, бескорыстное служение; знаком этой масти в картах служили рисунки желудя с голубым колечком, скрещенные мечи и шпаги; отсюда впоследствии возникли кресты, трефы;

Красная - символизировала красоту, радость и удовольствие; также красный был символом духовности и начала; карты с такой мастью имели в изображениях кубки, чаши и сердца, как символ милосердия; после они заменены на изображение лишь сердца, червы.

Изменилось со временем и количество карт в колоде. На сегодняшний день колода состоит из 52 карт, вместо древних 78. Карты по прежнему широко используют не только для игр, но и для гадания. Символическое толкование значения карт частично сохранилось. Количеству недель в году соответствует количество карт в колоде - 52; времена года - это четыре масти; учитывая то, что каждое время года имеет по 13 недель, то и каждая масть тоже имеет по 13 карт. Следующие вычисления немного сложнее. Каждая карта имеет обозначение очков, 1-10, карты валет, дама и король также имеют соответствующее количество очков, 11-13. Таким образом, если сложить все эти очки, то в результате получится 91 - это количество дней в каждом времени года. Если же найти сумму очков четырех времен года (четыре раза по 91), то получается 364 - количество дней в году без одного дня.

Фигурных карт, в результате изменений, в карточной колоде осталось лишь три - это король, дама, валет (фараон, сивилла, всадник). Возможно добавление в колоду и еще одной карты - Джокера, которая соответствует шуту больших арканов. Королей, дам и валетов в XIV веке стали изображать как легендарных героев древности. Короля червей, например, стали изображать в виде короля франков Карла Великого, а короля пик - в виде древнееврейского царя Давида, королем бубен стал Юлий Цезарь, а королем треф - Александр Македонский. То же касалось дам и валетов. Для того, чтобы шулера не смогли сделать на обратной стороне карт какие-то условные обозначения, в начале XVII века при Генрихе ІІ Валуа стали на обратную сторону карт наносить крапленый мелкий пунктирный рисунок.

Современный вид двухголовых карт, когда одна половинка карты как бы изображает другую, появился в XVII веке в Италии. Но широкое применение такого изображения в повседневном обиходе карты получили лишь в середине XIX века.

Сохранились и необычные итальянские карты, которые были выполнены на меди с помощью гравирования. Такие карты производились в Падуе, Флоренции или Венеции в конце ХV столетия. Эти работы приписывают известным граверам - Мантеньи либо Финигуэрру . Карты на меди отличаются довольно тонкими и необычайно красивыми узорами и рисунками, отличной гравировкой, единственным недостатком этих карт можно назвать несколько бледную печать. Размеры этих карт составляли 9 сантиметров в длину и 3,5 сантиметра в ширину (для сравнения: китайские карты имели размеры 3,5 дм и в ширину, и в длину).

Наилучшей художественной выделкой отличались карты изготовленные в Италии. Карты Испании никогда не имели подобного качества исполнения. В Италии одной из первых азартных карточных игр была изобретена игра под названием ломбер. Позже, в измененном виде эта игра появилась и во Франции и России. Название игры произошло от названия столов, предназначенных для игр в карты. Пристрастие к карточным играм в Испании было не меньшим, чем в Италии. Испанцы изготовляли свои первые карты из пальмовых листьев.

Карты и азартные карточные игры прошли долгий путь прежде чем стали легализованы и популярны во многих странах мира. Если раньше карты были развлечением для богатых, то сегодня - это страсть для всех желающих. Азартные игры сегодня не оставляют равнодушными никого.

Как всегда - стоит только залезть в какую-нибудь тему поглубже, и сразу обнаруживается так много нового и интересного! Казалось бы игральные карты - ну что тут такого?

История карт

Те карты, к которым мы привыкли с детства, пришли к нам в начале 17 века через Польшу и Германию из Франции. "Русская колода" в 36 карт - это урезанная (т.е. начинающаяся с шестерок) 54-ти карточная "французская колода".

Примерно в 15-16 веках французская колода полностью сложилась в привычном нам виде и с тех пор практически не видоизменялась. Изменения последнего времени - это появление в 1830 году симметричного относительно верха-низа рисунка (раньше карточные фигуры рисовались в полный рост), появление скругленных углов, появление маленьких рисунков-индексов в уголках карты (в 1864 году в Америке их запатентовал некто Салади).

1658 год, Гинея, Франция. Современный репринт колоды с добавлением индексов и скруглением углов карт

Во Францию же карты в середине 15 века попали из Италии, где была собственная карточная колода с непривычными для нас мастями (о мастях см. ниже), немного различающаяся от региона к региону (62 карт из Болоньи, 78 в Венеции, 98 во Флоренции). Особенностью таких карт был 21 козырь - "Старшие Арканы". Видимо так появилась карты Таро, которые были игральными вплоть до 18-го века, а лишь потом их стали использовать оккультисты).

Итальянские карты относятся к так называем "латинским" (испанским, португальским) - это и есть первые европейские карты, завезенные на Апеннины в конце 14 века крестоносцами из стран Востока.

Первое письменное упоминание об игральных картах в Европе - указ 1367 года, запрещающий карточную игру в городе Берн. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Та колода отличалась от современной - в ней было всего 32 карты (не было дам).

Дальнейшая история карт теряется в веках. Есть несколько версий их происхождения.

Одна из них - заимствование карточной игры из Персии через Индию. Именно в персидских источниках есть самое раннее упоминание этой игры. В "Летописях Египта и Сирии" есть упоминание о том, что знать при дворе играла в игру "Kanjifah", используя карты 8-ми мастей по 12 карт. Но под влиянием мусульман уже в середине 17 века эта игра была забыта.

В Индии же карты прижились, местная колода называлась ганджифа. Это слово впервые упоминается в 1527 в дневнике императора Бабура (Babur), где он пишет, что послал колоду своему другу.

На индийских круглых игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Считается, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало мастям "латинской колоды".

Карты ганджифа до сих пор изготовляются в области Раджистан (Индия)

Другая распространенная версия - тюркская. В 12-13 веках египетские мамелюки играли колодой из 52 карт с достоинствами от 1 до 10, в которой были четыре масти (мечи, клюшки, чаши и монеты), "малик" (эмир - король) и два его помощника - "наиб малик" и "тани наиб". Это очень напоминает "латинскую колоду", в ней тоже первоначально отсутствовали дамы, а были короли, валеты и кавалеры. Только клюшки стали в Европе церемониальными жезлами (или дубинками). А слово "наиб", "помощник", стало названием карточной игры.

В 1939 году Л.А Майер в стамбульском музее Topkapi обнаружил неполную колоду карт мамлюков.

Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков.

Есть версия, которая мне кажется просто-напросто попыткой мистификации, что карты пришли к нам из Египта. Ее впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла. Якобы египетские карты - это 78 золотых табличек, на которых жрецы записали все свое знание. 56 из них - "Младшие Арканы" - стали обычными игральными картами, и с 22 "Старшими Арканами" они составили колоду Таро, используемую для гаданий. Но никаких археологических подтверждений этой версии ученые не нашли.

Еще одна версия, которая тоже не вызывает лично у меня доверия, что карточная игра проявилась в 12 веке в Китае. Но хотя там и рисовали бумажные картинки с различными изображениями цветов и птиц, несколько напоминающие карты, но правила игры в них похожи, скорее, на домино.

Китайские "денежные" карты

Рисунок карт

Самый распространенный в России дизайн игральных карт - традиционные "Атласные карты", - был создан еще в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. С тех пор рисунок не поменялся, не считая того, что с карты червового валета и бубнового туза было убрано изображение герба Российской империи.

Но Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. При разработке рисунков он опирался на традицию "северо-немецкой картинки", которая происходила из древней народной французской карточной колоды.

1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.Шарлеманя

Англо-американский шаблон игральных карт, распространенный теперь по всему миру, развился из руанского (разновидность французского) шаблона.

Англо-американский шаблон

Карты "Парижского шаблона" были созданы в середине 17-го века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах для преферанса (колода из 32 карт) французского производства.

Карты парижского шаблона образца 1895 года

Во французских картах, в отличие от наших, где "картинки" - просто абстрактные короли и королевы, каждой карте приписан свой прототип:

король червей - Карл Великий
король пик - Царь Давид
король бубен - Юлий Цезарь
король треф - Александр Македонский
дама червей - Юдифь (более ранние изображения - Елена Троянская или Дидона-основательница Карфагена)
дама пик - Афина Паллада (в других вариантах Минерва или Жанна д"Арк)
дама бубен - Рахиль (Библейский персонаж. Олицетворяет жадность и сребролюбие)
дама треф - Аргина (анаграмма слова "королева" - "regina". Именем Аргина вскоре стали называть любовниц французских королей). Интересно, что эта карта чаще всего меняла прототипа: на ней изображали добродетельную Лукреция, символ обаяния Филону, Гекубу).
валет червей - Этьен де Виньоль (по прозвищу Ла Гир - "Ярость"). Советник Жанны д"Арк, ставший героем народного фольклора.
валет пик - Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании
валет бубен - Гектор (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота)
валет треф - Ланселот. Рыцарь Круглого стола.

На этих картах французской "колоды на ногах" (1648 год) изображения подписаны их именами.

Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.

Карточные масти

Привычные нам масти карт - пики, трефы, бубны, черви, - тоже имеют свою историю. Они были придуманы во Франции и вместе с "французской колодой" получили теперь всемирное распространение, практически вытеснив два других основных типа игральных карт - "итальянскую и "немецкую" колоды.

Масти первоначально символизировали атрибуты рыцаря - копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны).

Эти масти - результат трансформации старинных мастей "итальянской колоды" - "мечей", "кубков" (чаш), "пентаклей" (монет, динариев, дисков) и "жезлов" (дубинок, палиц). Похоже, как и в Индии, они символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и стоящую над ними королевскую власть.

Во французском варианте "мечи" превратились в "пики", "кубки" - в "черви", "пентакли" - в "бубны", а "жезлы" - в "кресты", или "трефы" ("трефы" по-французски означает "лист клевера" или "трилистник").

В разных странах названия мастей сейчас звучат по-разному.

Во Франции они дословно переводятся так: пики (копья), трилистники, сердца, плитки (мостовой).
В Италии - пики (копья), цветы, сердца, квадраты.

В Испании сохранились первоначальные названия -мечи, дубинки, чаши (кубки), монеты.

В Германии и Англии - лопаты, дубинки, сердца, бриллианты.

Кроме того, на немецких картах (южные и восточные регионы Германии) и сейчас можно встретить старинные обозначения: желуди, бубенцы, листья, сердца. Они также употребляются в Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Словении. Хорватии, Венгрии и Румынии.

В Швейцарии есть и свой национальный вариант мастей - цветы (розы), бубенцы, щиты (гербы) и жёлуди.

В России название карточной масти "черви" произошло, видимо, от французское "кёр" - сердце, или от слова "червонный" т.е. "красный", тоже ассоциирующегося с сердцем.

Традиционная колода. Испания, 1590 год

Традиционная колода. Италия

Традиционная колода. Германия

Традиционная колода. Швейцария

Интересно, что валет (от французского valet - слуга, лакей), ассоциируется с авантюристом, храбрым, но плутоватым искателем приключений.

В некоторых вариантах карточных колод (например, в старинных "испанской", "швейцарской", "немецкой" колоде) дам нет, но кроме короля присутствуют еще два мужских персонажа - унтер (младший валет) и обер (старший валет).
Карточные королевы впервые появились в Италии, откуда и были заимствованы французами.

Карта современного распространения национальных колод:

Взято отсюда:

Микельанджело Меризи да Караваджо (1571-1610) - Шулеры (1594)

Рихард Штраус (1864-1949) - Восход
Увертюра к симфонической поэме "Так говорил Заратустра" (1896)


Статуэтки "Пики, "Трефы", "Черви", "Бубны"
"Nao" Испания - 2000-е годы

Игральные карты - прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, используемые для карточных игр. Полный набор игральных карт для игры называется колодой. Кроме того, карты используются для пасьянсов и гадания. А ещё карты - любимый атрибут фокусников.

Открытая сторона карт называется лицом, закрытая - рубашкой. На лице, как и положено, нанесены изображения масти и значения - веса карты в карточных играх. Рубашки всех карт в колоде одинаковы.
Для большинства современных игр используется обычная, так называемая, французская колода (54 карты), либо её урезанный вариант (36 карт). Есть игры, для которых используют специальные колоды.

Наверное, не ошибусь, сказав, что в каждом доме есть хотя бы одна колода обыкновенных игральных карт. Такой привычный утилитарный предмет, но у него, как и у всего, что нас окружает, есть своя история.

Первые игральные карты появились в Восточной Азии: в Китае существуют упоминания игры, в которой использовались продолговатые листы, - они относятся к IX веку - периоду правления в династии Тан (618-917). Позднее игра продолговатыми листами упоминается в Корее и в Японии.
До появления бумажных карт китайцы и японцы использовали плоские продолговатые таблички из дерева, бамбука или даже из слоновой кости. В разных культурах карты принимали различные формы и вид: в Индии, к примеру, играли круглыми картами, которые назывались Ганджифа.


Старинные китайские карты

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Прадо - Мадрид)
Достоверных сведений о том, как карты попали в Европу, нет. Но, скорей всего маршрут был таким: из Китая через Индию и Персию в Египет, а уже из Египта в Европу. Собственно, арабы, а точнее, арабские купцы и моряки, как правило, являлись обычными посредниками заимствований из Китая.
В Египте во времена мамлюкского султаната (1250-1517) появились свои карты, которые напоминали современные карты Таро. Запрет Корана на изображение людей мамлюки соблюдали и поэтому наносили на карты только строгие геометрические орнаменты - арабески.

Первые упоминания игральных карт на территории Европы относятся к XIV столетию. Чаще всего эти упоминания связаны с запретом карточных игр в разных европейских странах. Но, несмотря на все запреты, к середине XVI века в Европе в карты играли все от простолюдинов до королей.

Есть версия, что карты, в виде очень близком к современному, придумал некто Жакмен Грингоннер - шут французского короля
Карла VI Безумного. Король страдал душевным расстройством, а потому пребывал в печали и унынии. Чтобы как-то развлечь своего господина, шут занимал его разными карточными играми, которые тоже придумывал сам. Случись это в наше время, Грингоннер мог бы запатентовать свои изобретения и, учитывая популярность карт, несказанно обогатиться. Но дело было в XIV веке, приблизительно в 1392-ом году, поэтому никаких материальных выгод Жакмен Грингоннер не получил, но, именно благодаря ему, современная колода из 54-х карт называется французской.

Поскольку в карты играли шут с королём, то и картам были приданы соответствующие значения. Теперь понятно, почему есть такие карты, как короли и джокеры, и почему самой главной картой стал именно джокер.)))

Все картинки на картах с королями, дамами и валетами соответствовали конкретным историческим и легендарным персонажам.

Средневековая западноевропейская гравюра


Статуэтка "Карточная игра"
Германия - начало XX века

Канон - Canon
Играет ансамбль "Nova era"

Король - игральная карта с изображением короля. Обычно по старшинству стоит выше дамы и соответствует числу 13. В различных играх старшинство короля может сильно различаться.

В средневековой Франции карточных королей ассоциировали со следующими лицами:

Король пик: Давид, библейский царь.
Король червей: Карл Великий, первый император Запада.
Король бубен: Юлий Цезарь, древнеримский полководец.
Король треф: Александр Македонский, создатель одной из крупнейших империй Древнего мира.

При этом список прототипов сильно варьировался: различные мастера подписывали карты с изображением королей различными именами, среди которых фигурировали, в частности, Соломон, Август, Константин Великий и Хлодвиг.

Изначально фигурки на картах изображались в полный рост и только после 1830-го года для удобства игры изображения стали симметричными.


Короли из французской колоды 1813-го года выпуска

Короли из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Карл I ВеликийГай Юлий Цезарь Александр МакедонскийЦарь Давид
Император Карл Великий - портрет кисти Альбрехта Дюрера (1471-1528).

Цезарь - портрет кисти Питера Пауля Рубенса (1577-1640).

Александр Великий в образе Афины Паллады - портрет кисти Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669).

Царь Давид - портрет (после 1483) кисти Педро Берругете (1450-1503 или 1504).

Дама - игральная карта с изображением женщины. По старшинству обычно стоит ниже короля, но выше валета и имеет числовое значение 12.

В средневековой Франции дамы соответствовали следующим лицам:

Дама пик: Афина, богиня мудрости в древнегреческой мифологии.
Дама червей: Юдифь, библейский персонаж.
Дама бубен: Рахиль, библейский персонаж.

Дама треф называлась "Argine". Происхождение слова точно не установлено. Возможно, это анаграмма латинского слова Regina, означающего Королева, или искажённое Argea (Аргия) - имя, принадлежащее нескольким персонажам древнегреческой мифологии. Иногда даму треф ассоциируют с Гвиневрой, легендарной супругой короля Артура. В неё, согласно эпическим сказаниям, был влюблен рыцарь Артура Ланселот, которому традиционно соответствует валет треф. Но чаще всего французские художники на картах, соответствующих даме треф, рисовали фавориток современного им короля.


Юдифь, выходящая из шатра Олоферна Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Сандро Ботичелли (1445-1510) Артемизия Джантилески (1593-1653)

При гадании на картах дама червей обозначает любовь, что не может не озадачивать, зная, с каким персонажем изначально ассоциировали эту карту. Для этого воистину нужно было иметь весьма своеобразное чувство юмора.
Нечто в подобном роде было лет 20 тому назад у нас во Львове: прямо напротив одного из городских отделений милиции находилось кафе под названием "Немезида", где, среди других прочих, обедали сотрудники этого отделения милиции. Сначала ментам нравилось красивое название, но потом им, видимо, кто-то его растолковал и кафе "попросили" переименовать.

Исходя из вышесказанного, дорогие мужчины, когда вам покажется, что вы наконец-то встретили свою червовую даму и вы потеряете из-за неё голову, вспомните, что потеря головы может из фигуральной стать буквальной.)))

В некоторых источниках утверждается, что прототипом червовой дамы была Елена Троянская, более известная как Елена Прекрасная. Конечно, это более подходящий персонаж на роль королевы любви, чем дама с такой активной жизненной позицией, как Юдифь. Но Елена эта тоже, знаете ли, девушка весьма своеобразная. Люди там, понимаешь ли, воюют из-за неё, а она сидит себе дура дурой и ждёт, чем сердце успокоится.


Елена Троянская (1898)
Эвелин де Морган (1855-1919)

Дамы из французской колоды 1813-го года выпуска

Дамы из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

ЮдифьРахиль Диана де Пуатье Афина Паллада
Юдифь - фрагмент картины "Юдифь" (около 1504) кисти Джорджо Барбарелли да Кастельфранко - Джорджоне (1476/1477-1510).

Рахиль - портрет кисти Маурицио Готтлиба (1856-1879).

Диана де Пуатье - фрагмент картины "Туалет дамы - Диана де Пуатье" (около 1571) кисти Франсуа Клуэ (1515-1572).

Афина Паллада - фрагмент картины "Паллада и кентавр" (1483) кисти Сандро Ботичелли (1445-1510).

Имея выбор из множества фавориток французских королей, на роль дамы треф выбрала Диану де Пуатье - фаворитку Генриха II, которая была всю его жизнь его единственной любовью - он влюбился в Диану, когда было ему всего шесть лет - и его официальной фавориткой, будучи при этом на двадцать лет старше короля.

Валет - игральная карта с изображением молодого человека. Имеет числовое значение 11, то есть, ниже дамы и выше десятки.

В средневековой Франции валеты соответствовали следующим лицам:

Валет пик: Хольгер Датский, известный как Ожье Датчанин или Ожье Арденнский (один из героев французских эпических сказаний, в том числе цикла о деяних Карла Великого).
Правда, существует и иная версия, в которой прототипом валета пик является Роланд - знаменитейший из героев французских эпических сказаний о Карле Великом, маркграф Бретонской марки.
Валет червей: Ла Гир по прозвищу Сатана, французский полководец эпохи Столетней войны.
Валет бубен: Гектор, вождь троянского войска.
Валет треф: Ланселот Озерный, рыцарь Круглого стола.


Валеты из французской колоды 1813-го года выпуска

Валеты из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Ла Гир Гектор ЛанселотХольгер
Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (один из соратников Орлеанской девы - Жанны д’Арк) - портрет кисти Луи Феликса Амьеля (1802-1864).

Гектор - фрагмент картины "Гектор зовёт Париса на битву" кисти Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (1751-1829).

Ланселот - фрагмент картины "Гвинерва и Ланселот" кисти Герберта Джеймса Дрейпера (1863-1920).

Ожье Датчанин - статуя Ожье Датчанина в замке Кронборг в Дании, рядом с городом Хельсингёр на северо-восточной оконечности острова Зеландия.

В карты играют особы королевской крови...

Уильям Мау Эгли (1826-1916) - Анна Болейн и Екатерина Арагонская за игрой в карты (1852)

В карты играют представители духовенства...

Луиджи Зукколи (1815-1876) - Карточные игроки

Гаэтано Беллей (1857-1922) - Удачливая рука

Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Церковь в опасности

Вот уж где, действительно, церковь в опасности.)))

Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Гадалка

В карты играют на деньги...

Лукас Лейден (1494-1533) - Игроки в карты (около 1520)

Игрой в карты занимают досуг и коротают время...

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Эрмитаж - Санкт-Петербург)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в триктрак (галерея Эгнью - Лондон)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты (Королевский музей - Антверпен)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты

За картами разгораются нешуточные страсти...

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в нарды. Сражение над картами

Из-за карт разыгрываются настоящие трагедии...

Леон Мари Констант Дансейрт (1830-1909) - Дуэль

В карточной игре обманывают доверчивых простаков...

Жан-Луи Эрнест Мессонье (1815-1891) - Игра в пикет, или Шулеры и простаки

Жорж Дюмениль де Латур (1593-5) - Шулер с бубновым тузом (около 1630), (Лувр - Париж)

За картами приятно проводят время галантные кавалеры и дамы...

Ян ван Олис (1610-1676) - Элегантная компания, или Игроки в карты

Очаровательные барышни...

Джон Эверетт Милле (1829-1896) - Черви козыри

Солидные мужчины...

Гюстав Кайботт (1848-1894) - Игра в карты

Мужчины попроще...

Поль Сезанн (1839-1906) - Игроки в карты

Крестьяне...

Карл Остерзетцер (1850-1914) - Картёжники

И просто влюблённые парочки

Вильгельм Флокенхаус - Играющие в карты

Даты жизни художника, увы, нигде не нашла. Многие сайты предлагают купить постеры с этой картины, весьма небесплатно, но ничего имеющего отношения к биографии художника нигде нет.

Статуэтка "Пара, играющая в карты"
Германия - середина XX века

О картёжниках и об игре в карты фильмов снято много, особенно, в конце 90-х и в 2000-х годах. Те, кто любит кино, знают эти фильмы. Я же привожу в сюжете только старые зарубежные фильмы, которые были сняты до 1990-го года и которые стали знаменитыми. Фильмы эти сняты в разных жанрах: в жанре драмы и в жанре комедии и в них снимались очень известные артисты.


Цинциннати Кид (1965) - художественный фильм производства США

Большой куш для маленькой леди (1966) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Генри Фонда и Джоан Вудворт

Афера (1973) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Пол Ньюмен и Роберт Редфорд

Покер Алиса (1987) - художественный фильм производства США
В главной роли - Элизабет Тэйлор

Блеф (1976) - фильм производства Италии

Туз (1981) - фильм производства Италии
В главной роли - Адриано Челентано

Фрагмент фильма "Туз" (1981) производства Италии
В роли Ассо - Адриано Челентано
Статуэтка "Картёжники"
Италия - конец XX века

Azzurro - Лазурь
Поёт Адриано Челентано

Лазурное небо этим вечером слишком голубое. Я сажусь в поезд и еду к тебе, но поезд моих желаний идёт в противоположном направлении...

Статуэтка "Игроки в карты"
Италия - конец XX века

Гадание на картах распространилось практически одновременно с игрой в карты. Особенно это дело полюбилось цыганкам и стало, что называется, их основным профессиональным умением.
А сколько книжных и оперных гадалок леденили душу своими зловещими предсказаниями!


Джузеппе Верди - сцена гадания Ульрики из оперы "Бал маскарад"
Ульрика - Ирина Богачёва
Фрагмент оперного спектакля Большого театра СССР из фильма-концерта Ленинградского телевидения "Поёт Ирина Богачёва" (1971)

Пасьянс Солитер