Прохождение Мор (Утопия). Мор

Этот приз - особенный. Для того чтобы стать «Игрой года» по версии ЛКИ, мало сногсшибательной графики и отточенного геймплея. Этот приз может получить лишь та игра, которую будут помнить долгие годы. Когда в 2010 или в 2015 году мы будем вспоминать, а чем же таким одарил нас 2005 год, - что придет нам на ум?

Вряд ли это будут игры с циферками в названии. Как бы ни были они совершенны, их успех - во многом отражение успеха первой части. Изредка бывает так, что революционные изменения, делающие игру из середнячка - шедевром, случаются в одном из продолжений... но история помнит совсем немного таких примеров.

Журналистика - в том числе и игровая - живет преимущественно сегодняшним днем. Очень редко ей приходится заглядывать в послезавтра. Это и правильно: многие хорошие игры завтра будут забыты, но это не повод не радоваться им сейчас. Но «Игра года» - особый приз, который требует именно такого взгляда.

«Это почти как Fallout, как UFO, как Diablo», - говорят сейчас о новых многообещающих проектах. Мы этого еще не знаем, но к списку вот-вот добавится новое название. Какое?



После продолжительных споров и обсуждений почетным титулом «Игра 2005 года» награждается «Мор. Утопия » студии Ice-Pick Lodge (издатель - Бука ).

Признаться, мы долго колебались, прежде чем сделать окончательный выбор. Ноздря в ноздрю с фаворитом шел не менее достойный Fahrenheit: Indigo Prophecy от Quantic Dream, но лидером года все же оказался «Мор». И вот почему.

Мы не зря посвятили этой игре столько времени и журнального места: она того стоит. Несмотря на то, какими стремительными темпами развиваются технологии, согласитесь, далеко не часто удается встретить что-то по-настоящему новое, свежее и необычное. И даже тогда, когда это необычное все же встречается на нашем пути, мы, не веря своим глазам, зачастую проходим мимо. Не только журналисты, но и издатели, которые, казалось бы, более других держат палец на пульсе событий - и те зачастую обманываются, машинально упуская из виду что-то, что находится прямо перед ними. Не секрет, что даже сами издатели далеко не сразу осознали, что именно они выпустили на свет, до недавнего времени считая «Мор. Утопию» одним из сотен рядовых продуктов, сходящих с игрового конвейера.


А это, господа, прорыв, которого многие из нас так ждали. Игра, не уступающая по атмосферности величайшим проектам, увлекающая, погружающая в размышления о вопросах уже отнюдь не игровых. Игра с содержанием, имеющая самостоятельную литературную ценность - много ли вы помните таких? Fallout, Last Express... А дальше?

Игра-драма, игра-театр. Несмотря на свободу действий, вокруг игрока разворачивается трагический спектакль, где каждый человек актер, местность - декорация, любая мелочь - символ со множеством смыслов.

Каждый следующий день переворачивает уже, казалось бы, сложившуюся картину мира. Новые факты заставляют по-новому взглянуть на тех же героев, а из глубин истории всплывают очертания давних событий. Иногда эти отголоски могут объяснить то, что происходит сегодня, предугадать, чего ждать завтра. И раз за разом встает выбор: кого спасти, а кем пожертвовать? Кому предстоит жить, а кому суждено умереть? Что разрушить из двух величайших чудес, и можно ли спасти оба? Какой ценой? Чем дальше, тем тяжелее становится отвечать на вопросы, ведь правильных ответов не предусмотрено...



Ее встретили по-разному. Игроки, в большинстве своем, положительно - народные рейтинги свыше 90 и почетные места в хит-парадах. Игровая пресса - озадаченно и иногда агрессивно. И, справедливости ради, поводов для критики хватало, причем вполне объективных. Графика - да, относительно добротная, но не то что «не революционная», а просто-таки несовременная. Местами даже корявая. Баги - не один и не десять, а море. И скриптовые, и сюжетные, и сугубо программные - да, все это есть...

Но обратите внимание: уже полгода прошло с момента релиза, а «Утопия» не покидает верхние строчки игровых рейтингов. И это при том, что возможностей для моддинга - ноль, мультиплеер не предусмотрен, а сюжет исследован вдоль и поперек. Добавьте сюда упомянутую графику, баги... А теперь снова вспомните о рейтингах, где дольше месяца не удержались многие холеные красавцы, не страдающие ни одним из перечисленных недугов. Таких совпадений не бывает.


Естественно, в прошедшем году было много хороших игр. Но тираж - не показатель, равно как и вырученные издателем суммы. Ведь «Игра года» - означает «Игра, которую будут помнить». Мы со всей ответственностью утверждаем: «Мор» вспомнят и через пять лет, и через десять. Но не просто вспомнят. С ним будут сравнивать другие, более новые игры. Дескать, а вот это - почти «Мор», а вот это - ни капельки не «Мор».

«Утопия» уже вошла в историю.

Описание игры

Мор.Утопия — первый проект российской студии Ice-Pick Lodge. Еще задолго до своего релиза, с самых первых геймплейных скриншотов он позиционировался как-то что-то полностью выходящее за рамки обычной компьютерной игры. Множество обещаний, всего такого — классика жанра почти. Когда игра вышла, встретили её весьма неоднозначно. Кто-то чуть ли не памятники проекту воздвигал, а кто-то поливал чистым русским трёхэтажным. Из всех обещаний одно уж точно разработчики выполнили — игра и правда стала весьма неоднозначной. «Симулятор выживания в чрезвычайных ситуациях» — гласит мануал. Посмотрим, так ли оно на самом деле.

С геймплеем в игре всё очень сложно. После того, как игрок выберет под покровительство одного из двух-трех персонажей, его помещают в игровой мир, где выжить — главная цель. Никаких дружеских подталкиваний в спину, никаких очевидных подсказок — разбираться во всём игроку предстоит самому. Не получается? С выживанием будут затруднения.
В чём же это ваше выживание заключается? Главный герой нуждается в еде, отдыхе, кофе, в поддержании иммунитета, начиная с некоторого момента в игре он может ещё и заболеть, в результате чего придется думать и о лекарствах. Помимо этого, действие происходит в реальном времени, его способна остановить только пауза. Время в игре — единственный ресурс, которого не хватает всегда. Грамотное использование времени — залог успешного выживания. Звучит хорошо? Но на деле выходит не всё так радужно. Портит впечатление от игры пресловутая аркадность. Вот небольшой пример: употребление кофе вредит здоровью, а использование аптечки его восстанавливает. Аналогично и с лечением последствий злоупотребления антибиотиками. Для игры, которая позиционируется как закос под реальные условия, это непростительно! Что мешало создателям сделать несколько полосок здоровья, для сердца там, для прочих внутренних органов, для кожи? Аркадность бы, конечно, осталась, но хотя б не так сильно в глаза бросалась. Система здравомыслия из Call of Cthulhu в Мор.Утопии смотрелась бы на ура, но увы, от неё в игре есть только зародыш, представленный периодическими головокружениями и помутнением рассудка у главного героя в случае болезни.

Графика в игре весьма противоречива:

На одних скриншотах она хорошая

…на других — откровенно ужасна

Город выглядит неплохо. Немного уныло из-за того, что герой бегает не очень быстро, но в целом весьма атмосферно. Особенно круто выглядят зараженные районы, к которым даже подходить страшно. отдельного упоминания достойны дома изнутри в этих заражённых районах. Если вам страшно на улице — в дома тогда вам вообще лучше не соваться.
Что сделано из рук вон плохо — это модели персонажей. И ещё: город населён сплошь жертвами «копировать-вставить». С моделями случайных жителей разработчики малость по жадничали, их на игру всего не больше десятка. Это ужасно — видеть одних и тех же людей с одними и теми же фразами на улице. Я понимаю, что если бы разработчики стали возиться с каждым отдельным персонажем, то игра бы вышла от силы в предыдущем году, но впечатления от этого лучше все-равно не становится. Ну да ладно, это мелочь.

Саундтрек отдельно, к сожалению, не выходил, поэтому приходится довольствоваться треками из ресурсов игры. Хочется отметить трек из главного меню — он шикарен, и, к тому же, отлично слушается вне самой игры. В целом музыкальный фон довольно мрачен и однороден, из-за чего внимание на себя практически никогда не переключает. Запоминающихся треков практически нет, увы. Как были они фоновыми в игре, так и остаются они фоновыми во время внеигрового прослушивания. Только у Грифа на складе звучит что-то по-настоящему цепляющее и, пожалуй, в кабаке Стаматина.

Сюжет — это да, ради только него в игру стоит играть. Он довольно массивен, для компьютерной игры-то. Три главных героя, на первое прохождение доступно только два, что дает несколько баллов вперёд к её реиграбельности. Но сделанный игроком выбор не исключает остальных персонажей, в игре они станут NPC и, по совместительству, конкурентами главного героя. Особенности геймплея и пути преодоления сюжета у разных персонажей также различны.
В игре нет полностью отрицательных или полностью положительных персонажей. Аналогично этому, нет полностью хороших и полностью плохих квестов в игре. Игра вынуждает игрока поступать так, как поступил бы он на месте выбранного им героя. Подаётся сюжет большими порциями неозвученного текста, поэтому любители всего современного и упрощённого, скорее всего, упадут в обморок. Да, читать придётся много, читать и вникать в смысл. Без этого Мор.Утопию даже проходить смысла нет, там всё хорошее в ней завязано на сюжете.

Баги есть. Поэтому ставьте официальный патч от разработчиков, лежащий на сайте игры, и всякого рода жучки будут обходить вас стороной.

Заместо итога: игру можно и любить и ненавидеть одновременно. Это целая куча недостатков, смешанная с достоинствами в безумный такой супчик, на любителя.

Системные требования

  • Операционная система: Windows 98/2000/ME/XP
  • Процессор: Pentium III 1 ГГц
  • Оперативная память: 256 MБ
  • Видео: DirectX -совместимая видеокарта с 32 МБ памяти
  • Свободное место на диске: 2 ГБ
  • Звук: DirectX-совместимая звуковая карта
  • CD-ROM: 4x-скоростной
  • Дополнительное ПО: DirectX 9.0c
  • Управление: клавиатура, мышь

Игра: Платформа: PC Жанр: action, adventure, rpg Дата выхода: 18 августа 2006 г. Разработчик: Ice-Pick Lodge Издатель: G2 Games Издатель в Рф: Buka Entertainment / Выслеживать Пред нами - трагическая история о судьбе городка, который, кажется, ничто не способен спасти. Песочная Язва - неизлечимая болезнь, возникающая из ниоткуда и исчезающая в никуда, прогуливается по пустеющим улицам, оставляя за собой горы трупов. В разгар эпидемии не утомляется биться за власть местная элита, а приказ об ликвидировании городка уже подписан всевластными Властями. Везде огнь, зараза, крысы...

По стечению событий (а может, по велению выше?) тут пересекутся три необыкновенных судьбы. Судьбы людей, которые способен воздействовать на финал событий и спасти город. Хотя - кто знает? Может, город-то и не нужно выручать?

Пожалуй, правильного ответа тут нет. То, что кажется единственно верным решением столичному медику Даниилу Данковскому, покажется кощунством гаруспику Бураху. В свою очередь, бакалавр сочтет ложью суждения Артемия. В конце концов, Самозванка Клара не в ладах с обоими. А вдруг она вправду способна совершить волшебство?

На данный момент наши герои сами скажут о для себя. Единственное, что остается порекомендовать перед тем, как предоставить им слово: не отыскиваете правильных решений. В игре вы встретите еще больше вопросов, чем ответов на их. Стоит только хлопнуть себя по лбу и воскрикнуть “Я знаю, как все было по сути!”, как последующий денек путает все карты. Такая уж это игра...

Экзекуция над Караваном

“Караван Бубнового туза” - одно из самых страшенных явлений в социальной жизни страны за последние 50 лет. По подготовительным данным, Бубновый Караван был причастен к исчезновению более 100 несовершеннолетних. На счету Каравана 16 доказанных убийств, подозревается их причастность еще к 34 убийствам. Этот адский состав вынырнул из небытия кое-где в предместьях неблагополучного Таруньского окрестность и прополз четыреста км вниз по средней полосе нашей страны, унося людские жизни. Некие были убиты им, многие пропадали без вести. Пару раз стратеги скрытых правительственных служб непостижимым образом ошибались, и Караван благополучно уходил из расставленных ловушек, объявляясь опять в самом внезапном месте. Только 14 сентября облава под Орвом замкнула клещи вокруг этого издевательского сброда, и Караван поняла заслуженная экзекуция.

Чем по сути был стршный Караван (либо “Семья Бубнового Туза”, как они сами себя называли)? Если собрать воедино слухи, панические репортажи и остальные россказни, можно поразмыслить, что это был передвижной лагерь низших бесов и мертвопоклонников. “Глупая диверсия ада”, “Заводные чучелки”, “Лоскутные каннибалы” - такие клички и видные заглавия содействовали вздорным слухам. Действительность была более прозаичной, но от того никак более стршной. По сути это был впечатляющих размеров (различные источники именуют числа - до 500 созданий, 600 совместно с “фигурами”) кочевой цирк.

Там где они проходили, не оставалось ни 1-го прекрасного либо профессионального малыша. Способ их был такой: появившись в маленьком поселении (всегда ночкой, перед рассветом), Караван здесь же ставил тележки в круг; раскидывали палатки, сколачивали твердый помост. Наутро давали представление для малышей. Пели певицы, кувыркались собаки, кошки отгадывали числа, шутили клоуны, гимнасты показывали чудеса людской ловкости. Но пока малыши смотрели на сцену, из-за лоскутных занавесей на их, в свою очередь, пристально таращились 10-ки внимательных глаз! Выглядывали прекрасных, способных, поразительных - и запоминали их.

После утреннего представления счастливые малыши расползались по домам. Вечерком они засыпали в собственных кроватях, мечтая о цирковой жизни и о завтрашнем представлении. А тем временем по поселку сами собой ползли слухи о нелегальной ночной программке кочевого цирка - “Театре Макабра”. Естественно, весь городок собирался, чтоб ее поглядеть. Пришедшие ночкой лицезрели, как Караван открывал другие фургоны и демонстрировал гадкие трюки. На самом деле, все то же, что было днем, - но каждый номер переигрывался с беспощадностью либо развратом! Еще они везли с собой уродцев, которых называли “фигурами”. Их потаенно выставляли за отдельную плату в закрытом павильоне.

Пока взрослые смотрели ночную программку, ловкие акробаты Каравана пробирались в город с необычными свертками в руках. Они похищали увиденных днем малышей и малышей, а заместо их оставляли уродов-подкидышей. Похищенных малышей же впитывали в собственный сатанинский караван, воспитывали из их гуттаперчевых гимнастов, факиров, фокусников, проституток, певиц и канатоходцев. Заодно с детками прибирали к рукам имущество их родителей. Нередко акробатов аккомпанировали цирковые силачи - гимнасты, дрессировщики и тяжеловесы. Если взрослые оказывались дома заместо просмотра программки “Макабра”, их истязали, а после убивали.

Экзекуция над Караваном была ужасной. Карательные меры были беспримерно жесткими для нашего человечного времени. Население, подогретое памфлетами и направленными на определенную тематику публикациями, вобщем, ликовало. В первый раз за много лет оппозиция утихла, люд готов был носить собственных правителей на руках и воздвигать генералам охранки гранитные монументы. Гимнастов, дрессировщиков, животных и тяжеловесов, также ни в чем же не повинных уродцев перебили прямо во время облавы. Старейшин Каравана захватили и допрашивали. Так как на допросе они вели себя так же, как и на арене, их подвергали пыткам и ужасным побоям. От этих побоев многие клоуны скончались, не дожив до суда. Всех выживших трибунал приговорил к смертной экзекуции.

После чего по всей стране прошла волна гонений - правительственных и народных - на циркачей и артистов вообщем. Пострадало много невиновных. Многие были обязаны кинуть либо скрывать свою рискованную профессию. На пару лет свободное артистичное ремесло было поставлено вне закона и ушло в подполье. Даже невинные фокусы с шариками перевоплотился в запрещенное развлечение, оттененное памятью ужасных событий.

Подозрительным казался хоть какой энтузиазм к профессиональным детям: как проявили допросы, у Семьи Бубнового Туза он был просто патологическим - они не могли скрывать этой страсти даже под ужасом погибели. Возможно, Анна Червонная, певица, популярная в городке под псевдонимом Ангел, и не имеет дела к Каравану. Но когда она приехала, то поселилась у девочки-сиротки - Веры Вербы, чей отец умер на войне, а мама погибла во время первой вспышки. Вера приняла у себя певицу с распростертыми объятиями, обласкала ее и обогрела. Скоро она таинственным образом пропала. Сейчас ее нет, но Анна живет в ее коттедже и носит ее волосы на собственной голове. Для чего ей липовые волосы? Ну и другие тоже... иногда они ведут себя так, как будто боятся, что их потаенное станет очевидным.

Во всем этом ясно видны подлог, обман, доступное актерство и отвратительная ересь! Почему каждый сейчас - не тот, за кого себя выдает? Подмененные малыши, обманутые зрители, навечно позабытые имена... Похищенные актеры надевают на себя калоритные маски, играют чужие роли, на очах у нас, не смущаясь, водят за нити подвешенных кукол! Везде притворство, везде муляж, мираж заместо правды - как с этим биться? Как нам сейчас с этим жить?

По материалам Хрестоматии

Даниил Данковский

Бакалавр, как настоящий ученый, глядит на мир, как будто через визир, через роскошные линзы логики. Кое-где он лицезреет больше, кое-где меньше, ежели, к примеру, Гаруспик. Он не признает предопределенности, судьбы, рока, а если она становится у него на пути - без колебания кидает ей вызов.

Он не верует в мистику, хотя без колебаний признает факты и никогда не закрывает на их глаза. Он готов до самого конца биться с судьбой, не ради выгоды, а поэтому, что такой его долг.

Судьба Бакалавра - это обезумевшая гонка наперегонки с эпидемией. Встречайте.

Денек 1-ый

К концу которого Бакалавру придется вступить в противоборство с воистину непобедимым убийцей.

Совет денька: похоже, многие дамы в городке владеют даром предвидения? Итак вот вам очередное предсказание. Завтра цены в магазинах взлетят во много раз. Постарайтесь издержать ранее времени все наличные средства.

Для меня, Даниила Данковского, все началось с письма моего коллеги и старенького друга, доктора Бураха. Зная о моих изысканиях и цели, которой я предназначил свою жизнь - борьба со гибелью вообщем, как явлением, а не личными ее вариантами, он поведал мне о Симоне Каине, который, по его словам, благополучно живет уже больше двухсотен лет.

Я тормознул в Омутах, у некоей Евы Ян. Она порекомендовала мне для начала побеседовать с братом Симона, Жорой. Он, мол, “обучит, как верно гласить с Симоном”. Что ж, буду подразумевать. Еще Ева упомянула, что некоторая Мария Каина очень интересовалась мной и просила нанести ей визит. Но позвольте? Откуда, она, вообщем, знает обо мне? Мой приезд сюда явился неожиданностью для меня самого, а здесь... Откуда?

На выходе из Омутов меня поджидали две странноватые фигуры: один очень похож на ворона, другой - на мима. Это Исполнитель и Трагик. Выслушав их короткое внушение по обычаям и традициям городка, я направился, в конце концов, в Горны, резиденцию Каиных (Каинов?).

Это любопытно: у пруда около дома Евы вы заметите необычную парочку. Один из 2-ух похож на человека, 2-ой... не совершенно похож. С тем, который похож, можно побеседовать. Со вторым - не советую. Будут лупить.

Вот тут-то меня и ожидал противный сюрприз. Выяснилось, что Бессмертный Симон, которого я так желал узреть... Погиб. Погиб, правда, никак не от старости. Родственники убеждены, что ему “посодействовали”. И вот сейчас Жора, по прозвищу Арбитр, просит моей помощи в поисках убийцы.

Хотя я доктор, а не детектив, отрешаться резонов нет. Похоже, эта семейка, со своим пристрастием ко всяческой мистике, навряд ли отыщет правонарушителя, а больно “впору” скончался Симон. Как будто назло индивидуально мне.

Подробнее об обстоятельствах дела скажет Виктор Каин. А происшествия очень странноватые. Во-1-х, Симон погиб во Внутреннем Покое. Что же все-таки это такое - Виктор разъяснить затрудняется, гласит только, что это не столько помещение, сколько состояние. Одно непременно: ни один человек не мог просочиться во Внутренний Покой без воли на то Симона. Более того, похоже, Симон заблаговременно знал о собственной погибели: перед тем, как уйти во Внутренний Покой, он попросил собственных родственников неделю не есть мяса, что очень смахивает на некий элемент погребального обычая.

Последним с покойным общался Исидор Бурах. Но никто серьезно не принимает идею, что Бурах и убил Симона. Более того: все в один глас говорят, что никому в городке и присниться такое не могло. Больше родственники сказать ничего не могут. И, что подозрительно, к телу тоже не пускают: мол, такой обычай

Что ж, Исидор - моя единственная ниточка. Обязательно необходимо с ним побеседовать. Вот только для начала стоит заглянуть к Марии, как рекомендовала Ева. Эта странноватая женщина, дочь Виктора Каина, по ее своим словам, обладает даром предвидения.

Та просит позаботиться о неком круге лиц, судьбы которых плотно сплетены, по ее словам, с моей своей судьбой. Это: Жора, Виктор и Мария Каины, Андрей и Петр Стаматины, Ева Ян и Марк Бессмертник. С половиной из их я уже знаком. Пообещав “оправдать” и “не осквернить” отправляемся, в конце концов, к сотруднике Бураху.

Сюрприз. “Сотрудник” тоже изволил почить. При этом перепуганные патрульные говорят, что он был практически растерзан или зверьком, или человеком... Или бесом. Даже имя беса называли: Шабнак-Адыр! Особенные приметы, биография - все на месте. Жалко, что я не верю в бесов... Меня тревожит другое - почему опять не дали оглядеть тело, а выслали за разрешением к Александру Сабурову?

Сабуров (в прошедшем - военный) представляет исполнительную власть городка. Абстрактно поговорив о местных характерах, тему осмотра тела Исидора он мягко обходит. Зато ведает про некоторую Юлию, которая, пожалуй, единственная в городке, не считая меня, больше полагается на логику, чем на суеверия и чутье. Непременно нужно с ней пообщаться! Тем паче что беседа с Сабуровым, похоже, зашла в тупик.

Юлия меня немного стращает. Чем затуманен ее, непременно, острый, как скальпель, разум? Но, собравшись с идеями, она дает мне очень ценную зацепку. Она упоминает, что покойный Исидор собирался вроде как оповестить о кое-чем отысканном в степи все три правящих дома. Соответственно, если он посетил Сабуровых и Каиных, означает, был должен зайти и к Ольгимским: местным денежным магнатам.

Что ж, продолжаем знакомиться со всем, что под руку попадется. Направляемся к Ольгимским в Сгусток, а чтоб не ходить два раза, навестим по пути Приют Лары Равель - о ней также упоминала Юлия.

Лара Равель... Странноватая женщина. В один прекрасный момент она растеряла отца и с того времени перевоплотился в средоточие мировой скорби. Похоже, не очень умна, зато полна болезненного соболезнования ко всем и вся.

На деньках Ларе стало понятно, что малыши опять увлеклись необычной игрой в “эпидемию”. Сущность ординарна: мелкие “доктора” соединяют груду фармацевтических средств в немыслимую смесь, растирают в порошок и “вылечивают” друг дружку получившейся фармакологической дрянью. Со слов Лары, лет 5 вспять много малышей насмерть отравились конкретно таким макаром. Сейчас она просит меня пользоваться своим авторитетом и запретить эти глупости. Что ж, посодействовать стоит. Но мы собирались к Владу Ольгимскому либо, как его еще именуют, Томному Владу.

Государь Ольгимский, почетный скотопромышленник, очевидно темнит. Что конкретно он пробует скрыть - неясно, вечно упоминает некий “термитник”, и вообщем, похоже, воспринимает меня за инспектора из столицы. В процессе разговора он вдруг упоминает собственного отпрыска, Влада-младшего. Я попробовал развить данную тему, но Ольгимский вдруг замкнулся и посоветовал не соваться со своим носом не в свои дела. Все, что из него удалось вытянуть, это то, что Младший водится с жителями Термитника: Червяками и Мясниками, которых его родитель за людей не считает. Хотя, кажется, конкретно они составляют местный пролетариат, либо, как его именуют, Уклад.

На заметку: стоит покинуть обитель Томного Влада, как мимо деловито пробежит Червяк. Если аккуратненько последовать за ним, тот приведет Данковского к домику около жд станции, помеченному на карте как “дом с заколоченными окнами”. Там-то и живет Младший Влад. Но, как вы добежите ранее домика, Червяк немедля штурмует вас. А зубы у него, меж иным, острые.

Но вернемся пока к Еве, чтоб расспросить ее о местных обычаях. Она пролила малость света на то, что все-таки такое этот таинственный Термитник: судя по всему, это превосходные бараки. Кстати, не связано ли решение о его закрытии с тем, что Исидор сказал Ольгимскому перед гибелью? Может быть...

Кстати, услышав о поручении, которое отдала мне Лара, Ева просто указала на необходимое место. А еще она вдруг попросила посодействовать в одном очень пикантном деле. Из Термитника сбежало несколько рабочих. Сейчас Ольгимские ведут за ними натуральную охоту. Ева просит, чтоб я уверил 1-го из их, скрывающегося в ночлежке некоей Оспины, поскорее бежать в степь.

Пора отчаливать на поиски малышей, также их тайника, где хранятся драгоценные припасы “порошочка” для “игры в чуму”. Отыскать подходящий дом нетрудно: сходу за мостом и влево. Но нескольких мальчиков в масках удрученно сказали, что тайник уже разграблен. Единственное, что удается отыскать, это странноватая коробка на втором этаже: может быть, последний оставшийся “порошочек”. Остается сходить к Ларе и поведать о результатах.

Сейчас продолжим наши дела по спасению беглого мясника. Язвительность и яд этой особы просто восхищают! Не умопомрачительно, что все вокруг относятся к ней без всякой симпатии.

Решив, что с ней лучше не темнить, я просто прямо выложил все. Оспина обещала вывести мясника в степь, но мне с ним гласить отсоветовала: для себя дороже выйдет. Пожалуй, здесь она права.

Похоже, Ева прониклась доверием ко мне и, сейчас, просто согласилась указать, где обретается Младший Влад: около жд станции.

На заметку: хотя на карте у вас отметится сама станция, вовнутрь вы попасть все равно не можете: ни окон, ни дверей у нее нет. Влад живет рядом, в заколоченном доме. Конкретно туда привел бы нас Червяк от дома Ольгимских.

В непропатченной версии игры достаточно много багов, некоторые из них сохраняются и после установки патча, а также есть ряд недокументированных авторами возможностей.

Колодец Младшего Влада

Хотя по сюжету герои могут попасть в колодец Влада только во вполне определённые моменты, существует возможность попасть туда и в любое другое время - если, конечно, колодец ещё не засыпан. Для этого нужно прыжками взобраться на штабель ящиков в дальнем левом (если смотреть от двери) углу дома, оттуда запрыгнуть на доски, составляющие что-то вроде основы для отсутствующего потолка, по этим доскам подойти к колодцу и осторожно спрыгнуть на его бортик. Прыгать с досок и даже с бортика прямо в колодец нельзя - там слишком высоко, чтобы при падении можно было выжить. Однако если спрыгнуть с бортика, двигаясь вдоль него, то есть шанс упасть на невидимый маленький выступ в стенке колодца. Оттуда можно спрыгнуть ниже ещё на один такой же, и так далее… Добравшись таким способом до низа колодца, можно спрыгивать на дно - больно будет всё равно, но, если здоровье полное, герой выживет.

Правда, интересного там мало - по катакомбам бегают крысы, и всё. Выход из них через люк у задней стены Театра изнутри открыт, а вот залезть в него обратно уже не получится.

После того, как вы спрыгнули на бортик колодца, спрыгнуть обратно в комнату можно только со стороны входной двери - с остальных сторон будут мешать балки «потолка».

В гости к Ноткину

Аналогичная возможность есть в логове Двоедушников: можно оказаться рядом с Ноткином, за его столом. Для этого надо подняться по доскам на «полку», потом перепрыгнуть на первую пару досок, ведущих налево (если смотреть от двери), пройти по этим доскам максимально далеко, перепрыгнуть на штабель ящиков, отделяющий Ноткина сбоку от основного пространства склада, и после этого можно свалиться Ноткину на голову. Правда, выбраться оттуда уже нельзя - придётся перезагружаться.

Наискось - быстрее

Если двигаться, зажав одновременно кнопки движения вперёд и вправо или влево, то перемещаешься несколько быстрее, чем просто вперёд. Иногда это оказывается полезным, если сильно не хватает времени. Правда, двигаться приходится «углом вперёд» - это довольно неудобно.

Сияющие лица

Иногда лица некоторых NPC начинают сиять ярко-белым светом. Такое было, например, с Евой и Блоком.

Массаракш

Иногда странные события случаются с небом над городом: оно бывает разноцветным, бывает расчерченным на чёрно-белые квадраты, как шахматная доска, а порой не соответствует времени суток - например, вторая половина дня, и город освещён по-дневному, а вот небо - ночное. Необычайное зрелище… Помните разговоры детей о звере, клейкой слюной которого небо приклеено к горизонту? Похоже, иногда его приклеивают слишком крепко и не успевают оторвать, когда пора сменить его на другое…

В пропатченной версии не наблюдалось.

Изумрудный город

Иногда для некоторых моделей прохожих (например, для Немощного) происходит некий глюк с текстурами, в результате которого они становятся похожи на какие-то угловатые гранёные конструкции зелёного цвета, похожие на кристаллы неправильной формы.

В пропатченной версии не наблюдалось.

Как опознать привидение?

Во время разговора с прохожими в тёмное время суток сквозь них видны светящиеся фонари.

Вываливающиеся солдаты

Когда в городе появляется армия, при каждом выходе из любого здания можно наблюдать странную картину: солдаты как бы вываливаются из пустоты несколько выше тех точек, где им положено стоять, и дружно падают. Иногда места под ногами солдата оказывается достаточно, чтобы там поместился кто-то ещё, и тогда, если при выходе из здания в этой точке действительно отрисуется прохожий, то и солдат, и прохожий застревают, стоя один на другом. Бывает это, правда, редко.

Куда он делся?!

Противники не способны подниматься по некоторым лестницам. И если для крысы не суметь залезть на высокую ступеньку - вроде бы нормально, то солдаты, не способные подняться на крыльцо «Верб» вслед за Бакалавром и толкущиеся у нижней ступеньки, выглядят крайне странно… Зато полезно - это позволяет взять паузу в драке, подлечиться, а то и просто пострелять во врагов сверху… хотя, конечно, получается несколько нечестно.

Незнакомые места

Некоторые объекты, например, ограды, после загрузки игры отрисовываются движком не сразу, а на несколько секунд позже. В результате иногда можно увидеть пейзажи, очень необычно выглядящие без привычных элементов.

Спрыгнуть с Многогранника

В принципе существует возможность, обладая полным здоровьем и имея на себе полный набор армейского защитного обмундирования максимальной прочности, спрыгнуть с нижней площадки Многогранника на другой берег Горхона и не разбиться. Правда, это сложно и получается далеко не с первого раза, да и делать там особенно нечего - разве что любоваться на город с необычной точки зрения… но для этого лучше подойдёт консольная команда, включающая полёт. Но консольная команда - это осознанный выход за рамки, поставленные игроку разработчиками, а здесь такого вроде бы нет…

Удвоенный Гаруспик

При игре за Бакалавра встретиться с Гаруспиком после его появления можно вначале в одной из комнат на первом этаже Долгого корпуса Термитника, а позже, в следующие дни, в комнате на втором этаже. В результате бага в непропатченной версии после появления на втором этаже Гаруспик остаётся и на первом, и можно полюбоваться поочерёдно на обоих, даже не покидая локацию! С обоими Гаруспиками можно поговорить - наборы реплик у них разные.

Твириновый баг

При прохождении за Бакалавра в определённый момент есть возможность в результате бага получить у Андрея неограниченное количество твирина. Подробнее см. статью «Твирин» .

Я беру степь и отсекаю всё лишнее

Искать целебные растения в городе и особенно в степи среди обычных трав - довольно сложная задача: в общей массе они теряются, причём у многих важных трав (например, у савьюра и бурой твири) есть очень похожие на них, но совершенно бесполезные «двойники». Однако зто занятие можно сильно упростить при помощи одной из встроенных возможностей игры - отключения детализованных объектов.

В принципе эта возможность предназначена для управления производительностью графики, но сейчас уже сложно найти компьютер, слишком слабый для запуска игры с использованием всех графических возможностей. Но вот для сбора компонентов степняцких настоев это может пригодиться. Детализованными объектами являются, среди прочего, обычные, нецелебные травы, а вот те, которые нужны героям, - нет. Поэтому, отключив их, мы получим совершенно голую поверхность степи, на которой за версту видно любое подходящее для сбора растение.

Чтобы отключить детализованные объекты, можно воспользоваться настроечной утилитой (\bin\Final\Config.exe). Однако если вы играете с нестандартным (т. е. любым, кроме 800×600, 1024×768 или 1280×1024) разрешением, то запускать эту утилиту нежелательно: ваши настройки собьются. Вместо этого можно выставить в файле data\config.ini параметр DODrawDist (это расстояние до героя, на котором отрисовываются детализованные объекты) равным нулю - результат будет тот же, но остальные настройки останутся незатронутыми. Чтобы потом вернуть детализованные объекты на место, измените значение того же параметра на прежнее (скорее всего, 50 - это максимум, а меньше на современных компьютерах выставлять смысла нет).

Перед нами - трагическая история о судьбе города, который, кажется, ничто не в силах спасти. Песчаная Язва - неизлечимая болезнь, возникающая из ниоткуда и исчезающая в никуда, ходит по пустеющим улицам, оставляя за собой горы трупов. В разгар эпидемии не устает бороться за власть местная элита, а приказ об уничтожении города уже подписан всемогущими Властями. Всюду огонь, инфекция, крысы...

По стечению обстоятельств (а может, по велению свыше?) здесь пересекутся три необычных судьбы. Судьбы людей, которые в силах повлиять на исход событий и спасти город. Хотя - кто знает? Может, город-то и не надо спасать?

Пожалуй, правильного ответа здесь нет. То, что кажется единственно верным решением столичному доктору Даниилу Данковскому, покажется святотатством гаруспику Бураху. В свою очередь, бакалавр сочтет ересью суждения Артемия. Наконец, Самозванка Клара не в ладах с обоими. А вдруг она действительно способна совершить чудо?

Сейчас наши герои сами расскажут о себе. Единственное, что остается посоветовать перед тем, как предоставить им слово: не ищите правильных решений. В игре вы встретите гораздо больше вопросов, чем ответов на них. Стоит только хлопнуть себя по лбу и воскликнуть “Я знаю, как все было на самом деле!”, как следующий день путает все карты. Такая уж это игра...

Расправа над Караваном

“Караван Бубнового туза” - одно из самых чудовищных явлений в социальной жизни страны за последние пятьдесят лет. По предварительным данным, Бубновый Караван был причастен к исчезновению более ста несовершеннолетних. На счету Каравана 16 доказанных убийств, подозревается их причастность еще к 34 убийствам. Этот адский состав вынырнул из небытия где-то в предместьях неблагополучного Таруньского округа и прополз четыреста километров вниз по средней полосе нашей страны, унося человеческие жизни. Некоторые были убиты им, многие пропадали без вести. Несколько раз стратеги секретных правительственных служб непостижимым образом ошибались, и Караван благополучно уходил из расставленных ловушек, объявляясь снова в самом неожиданном месте. Только 14 сентября облава под Орвом сомкнула клещи вокруг этого глумливого сброда, и Караван постигла заслуженная расправа.

Чем на самом деле был жуткий Караван (или “Семья Бубнового Туза”, как они сами себя называли)? Если собрать воедино слухи, панические репортажи и прочие россказни, можно подумать, что это был передвижной лагерь низших демонов и мертвопоклонников. “Бессмысленная диверсия ада”, “Заводные чучелки”, “Лоскутные людоеды” - такие клички и броские заголовки способствовали вздорным слухам. Реальность была более прозаичной, но от того ничуть не менее жуткой. На самом деле это был внушительных размеров (разные источники называют цифры - до 500 существ, 600 вместе с “фигурками”) бродячий цирк.

Там где они проходили, не оставалось ни одного красивого или талантливого малыша. Метод их был таков: появившись в небольшом поселении (всегда ночью, перед рассветом), Караван тут же ставил телеги в круг; раскидывали палатки, сколачивали грубый помост. Наутро давали представление для детей. Пели певицы, кувыркались собаки, кошки отгадывали числа, шутили клоуны, гимнасты демонстрировали чудеса человеческой ловкости. Но пока дети смотрели на сцену, из-за лоскутных занавесей на них, в свою очередь, внимательно таращились десятки внимательных глаз! Выглядывали красивых, способных, необыкновенных - и запоминали их.

После утреннего представления счастливые дети расходились по домам. Вечером они засыпали в своих кроватках, мечтая о цирковой жизни и о завтрашнем представлении. А тем временем по поселку сами собой ползли слухи о запрещенной ночной программе бродячего цирка - “Театре Макабра”. Конечно, весь городок собирался, чтобы ее посмотреть. Пришедшие ночью видели, как Караван раскрывал другие фургоны и показывал мерзостные трюки. По сути, все то же, что было утром, - но каждый номер переигрывался с жестокостью или развратом! Еще они везли с собой уродов, которых называли “фигурками”. Их тайно выставляли за отдельную плату в закрытом павильоне.

Пока взрослые смотрели ночную программу, ловкие акробаты Каравана пробирались в город с причудливыми свертками в руках. Они похищали замеченных утром детей и младенцев, а вместо них оставляли уродов-подкидышей. Похищенных детей же впитывали в свой сатанинский караван, воспитывали из них гуттаперчевых гимнастов, факиров, фокусников, проституток, певиц и канатоходцев. Заодно с детьми прибирали к рукам имущество их родителей. Часто акробатов сопровождали цирковые силачи - гимнасты, дрессировщики и тяжеловесы. Если взрослые оказывались дома вместо просмотра программы “Макабра”, их мучили, а после убивали.

Расправа над Караваном была страшной. Карательные меры были беспрецедентно жесткими для нашего гуманного времени. Население, подогретое памфлетами и тематическими публикациями, впрочем, ликовало. Впервые за много лет оппозиция утихла, народ готов был носить своих правителей на руках и воздвигать генералам охранки гранитные памятники. Гимнастов, дрессировщиков, зверей и тяжеловесов, а также ни в чем не повинных уродов перебили прямо во время облавы. Старейшин Каравана захватили и допрашивали. Поскольку на допросе они вели себя так же, как и на арене, их подвергали пыткам и страшным побоям. От этих побоев многие клоуны скончались, не дожив до суда. Всех выживших суд приговорил к смертной казни.

После этого по всей стране прошла волна гонений - правительственных и народных - на циркачей и артистов вообще. Пострадало немало невиновных. Многие были вынуждены бросить или скрывать свою рискованную профессию. На несколько лет свободное артистическое ремесло было поставлено вне закона и ушло в подполье. Даже невинные фокусы с шариками превратились в запретное развлечение, оттененное памятью страшных событий.

Подозрительным казался любой интерес к талантливым детям: как показали допросы, у Семьи Бубнового Туза он был просто патологическим - они не могли скрывать этой страсти даже под страхом смерти. Вероятно, Анна Червонная, певица, известная в городе под псевдонимом Ангел, и не имеет отношения к Каравану. Но когда она приехала, то поселилась у девочки-сиротки - Веры Вербы, чей отец погиб на войне, а мать умерла во время первой вспышки. Вера приняла у себя певицу с распростертыми объятиями, обласкала ее и обогрела. Вскоре она загадочным образом исчезла. Теперь ее нет, но Анна живет в ее особняке и носит ее волосы на своей голове. Зачем ей фальшивые волосы? Да и другие тоже... порой они ведут себя так, словно опасаются, что их тайное станет явным.

Во всем этом отчетливо видны подлог, обман, дешевое актерство и мерзкая ложь! Почему каждый теперь - не тот, за кого себя выдает? Подмененные дети, обманутые зрители, навсегда забытые имена... Похищенные актеры надевают на себя яркие маски, играют чужие роли, на глазах у нас, не стесняясь, водят за нитки подвешенных кукол! Всюду притворство, всюду муляж, мираж вместо правды - как же с этим бороться? Как нам теперь с этим жить?

По материалам Хрестоматии

Даниил Данковский

Бакалавр, как истинный ученый, смотрит на мир, словно через визир, сквозь изящные линзы логики. Где-то он видит больше, где-то меньше, нежели, например, Гаруспик. Он не признает предопределенности, судьбы, рока, а если она становится у него на пути - без колебания бросает ей вызов.

Он не верит в мистику, хотя без колебаний признает факты и никогда не закрывает на них глаза. Он готов до самого конца сражаться с судьбой, не ради выгоды, а потому, что таков его долг.

Судьба Бакалавра - это бешеная гонка наперегонки с эпидемией. Встречайте.

День первый

К концу которого Бакалавру придется вступить в противостояние с поистине непобедимым убийцей.

Совет дня: похоже, многие женщины в городе обладают даром предвидения? Так вот вам еще одно пророчество. Завтра цены в магазинах взлетят во много раз. Постарайтесь потратить до этого времени все наличные деньги.

Для меня, Даниила Данковского, все началось с письма моего коллеги и старого друга, доктора Бураха. Зная о моих изысканиях и цели, которой я посвятил свою жизнь - борьба со смертью вообще, как явлением, а не частными ее случаями, он рассказал мне о Симоне Каине, который, по его словам, благополучно живет уже больше двухсот лет.

Я остановился в Омутах, у некоей Евы Ян. Она посоветовала мне для начала поговорить с братом Симона, Георгием. Он, дескать, “научит, как правильно говорить с Симоном”. Что ж, буду иметь в виду.

Еще Ева упомянула, что некая Мария Каина весьма интересовалась мной и просила нанести ей визит. Но позвольте? Откуда, она, вообще, знает обо мне? Мой приезд сюда явился неожиданностью для меня самого, а тут... Откуда?

На выходе из Омутов меня поджидали две странные фигуры: один очень похож на ворона, другой - на мима. Это Исполнитель и Трагик. Выслушав их краткое внушение по обычаям и традициям города, я направился, наконец, в Горны, резиденцию Каиных (Каинов?).

Это интересно: у пруда возле дома Евы вы заметите странную парочку. Один из двух похож на человека, второй... не совсем похож. С тем, который похож, можно поговорить. Со вторым - не советую. Будут бить.

Вот тут-то меня и ждал неприятный сюрприз. Выяснилось, что Бессмертный Симон, которого я так хотел увидеть... Умер. Умер, правда, отнюдь не от старости. Родственники уверены, что ему “помогли”. И вот теперь Георгий, по прозвищу Судья, просит моей помощи в поисках убийцы.

Хотя я врач, а не детектив, отказываться резонов нет. Похоже, эта семейка, со своим пристрастием ко всяческой мистике, вряд ли найдет преступника, а уж больно “вовремя” скончался Симон. Будто бы назло персонально мне.

Подробнее об обстоятельствах дела расскажет Виктор Каин. А обстоятельства весьма странные. Во-первых, Симон умер во Внутреннем Покое. Что это такое - Виктор объяснить затрудняется, говорит только, что это не столько помещение, сколько состояние. Одно несомненно: ни один человек не мог проникнуть во Внутренний Покой без воли на то Симона. Более того, похоже, Симон заранее знал о своей смерти: перед тем, как уйти во Внутренний Покой, он попросил своих родственников неделю не есть мяса, что очень смахивает на какой-то элемент погребального обычая.

Последним с покойным общался Исидор Бурах. Но никто всерьез не воспринимает идею, что Бурах и убил Симона. Более того: все в один голос утверждают, что никому в городе и присниться такое не могло. Больше родственники сказать ничего не могут. И, что подозрительно, к телу тоже не пускают: дескать, таков обычай

Что ж, Исидор - моя единственная ниточка. Непременно нужно с ним поговорить. Вот только для начала стоит заглянуть к Марии, как советовала Ева. Эта странная девушка, дочь Виктора Каина, по ее собственным словам, обладает даром предвидения.

Та просит позаботиться о некотором круге лиц, судьбы которых тесно связаны, по ее словам, с моей собственной судьбой. Это: Георгий, Виктор и Мария Каины, Андрей и Петр Стаматины, Ева Ян и Марк Бессмертник. С половиной из них я уже знаком. Пообещав “оправдать” и “не посрамить” отправляемся, наконец, к коллеге Бураху.

Сюрприз. “Коллега” тоже изволил почить. Причем перепуганные патрульные утверждают, что он был буквально растерзан то ли зверем, то ли человеком... То ли демоном. Даже имя демона называли: Шабнак-Адыр! Особые приметы, биография - все на месте. Жаль, что я не верю в демонов... Меня волнует другое - почему снова не дали осмотреть тело, а отправили за разрешением к Александру Сабурову?

Сабуров (в прошлом - военный) представляет исполнительную власть города. Абстрактно поговорив о местных нравах, тему осмотра тела Исидора он мягко обходит. Зато рассказывает про некую Юлию, которая, пожалуй, единственная в городе, кроме меня, больше полагается на логику, чем на суеверия и чутье. Обязательно надо с ней пообщаться! Тем более что беседа с Сабуровым, похоже, зашла в тупик.

Юлия меня слегка пугает. Чем затуманен ее, несомненно, острый, как скальпель, разум? Однако, собравшись с мыслями, она дает мне весьма ценную зацепку. Она упоминает, что покойный Исидор собирался вроде как оповестить о чем-то найденном в степи все три правящих дома. Соответственно, если он посетил Сабуровых и Каиных, значит, должен был зайти и к Ольгимским: местным финансовым магнатам.

Что ж, продолжаем знакомиться со всем, что под руку попадется. Направляемся к Ольгимским в Сгусток, а чтобы не ходить дважды, навестим по пути Приют Лары Равель - о ней также упоминала Юлия.

Лара Равель... Странная девушка. Однажды она потеряла отца и с тех пор превратилась в средоточие мировой скорби. Похоже, не очень умна, зато полна болезненного сострадания ко всем и вся.

На днях Ларе стало известно, что дети снова увлеклись странной игрой в “эпидемию”. Суть проста: маленькие “доктора” смешивают груду лекарств в невообразимую смесь, растирают в порошок и “лечат” друг друга получившейся фармакологической дрянью. Со слов Лары, лет пять назад много детей насмерть отравились именно таким образом. Теперь она просит меня воспользоваться своим авторитетом и запретить эти глупости. Что ж, помочь стоит. Однако мы собирались к Владу Ольгимскому или, как его еще называют, Тяжелому Владу.

Господин Ольгимский, почтенный скотопромышленник, явно темнит. Что именно он пытается скрыть - непонятно, вечно упоминает какой-то “термитник”, и вообще, похоже, принимает меня за инспектора из столицы. В ходе разговора он вдруг упоминает своего сына, Влада-младшего. Я попытался развить эту тему, но Ольгимский вдруг замкнулся и порекомендовал не совать нос не в свои дела. Все, что из него удалось вытянуть, это то, что Младший водится с жителями Термитника: Червями и Мясниками, которых его родитель за людей не считает. Хотя, кажется, именно они составляют местный пролетариат, или, как его называют, Уклад.

На заметку: стоит покинуть обитель Тяжелого Влада, как мимо деловито пробежит Червь. Если аккуратно последовать за ним, тот приведет Данковского к домику возле железнодорожной станции, помеченному на карте как “дом с заколоченными окнами”. Там-то и живет Младший Влад. Однако, как только вы добежите до этого домика, Червь немедленно атакует вас. А зубы у него, между прочим, острые.

Но вернемся пока к Еве, чтобы расспросить ее о местных обычаях. Она пролила немного света на то, что же такое этот загадочный Термитник: судя по всему, это грандиозные бараки. Кстати, не связано ли решение о его закрытии с тем, что Исидор сообщил Ольгимскому перед смертью? Возможно...

Кстати, услышав о поручении, которое дала мне Лара, Ева легко указала на нужное место. А еще она вдруг попросила помочь в одном очень деликатном деле. Из Термитника сбежало несколько рабочих. Теперь Ольгимские ведут за ними натуральную охоту. Ева просит, чтобы я убедил одного из них, скрывающегося в ночлежке некоей Оспины, поскорее бежать в степь.

Пора отправляться на поиски детей, а также их тайника, где хранятся драгоценные запасы “порошочка” для “игры в чуму”. Найти нужный дом несложно: сразу за мостом и налево. Но нескольких мальчишек в масках удрученно сообщили, что тайник уже разграблен. Единственное, что удается найти, это странная коробочка на втором этаже: быть может, последний оставшийся “порошочек”. Остается сходить к Ларе и рассказать о результатах.

Теперь продолжим наши дела по спасению беглого мясника. Язвительность и яд этой особы просто восхищают! Не удивительно, что все вокруг относятся к ней без всякой симпатии.

Решив, что с ней лучше не темнить, я попросту прямо выложил все. Оспина обещала вывести мясника в степь, но мне с ним говорить отсоветовала: себе дороже выйдет. Пожалуй, тут она права.

Похоже, Ева прониклась доверием ко мне и, на этот раз, легко согласилась указать, где обретается Младший Влад: возле железнодорожной станции.

На заметку: хотя на карте у вас отметится сама станция, внутрь вы попасть все равно не сможете: ни окон, ни дверей у нее нет. Влад живет рядом, в заколоченном доме. Именно туда привел бы нас Червь от дома Ольгимских.

Пасьянс Солитер