Чтение карты по маршруту движения. Вертикальные линии сетки параллельны осевому меридиа­ну, а горизонтальные – экватору

Я думаю, что ни одно путешествие, ни одна экспедиция не сможет обойтись без использования карты. Но взять её с собой - это одно дело, а как ей пользоваться? Что означают эти символы в углу и цифры? Для ориентации на местности с помощью карты её нужно уметь грамотно читать, и я хочу объяснить, как это делается.

Понятие карты

Изображение нашей планеты или определенной местности в несколько уменьшенном варианте называется картой. Содержит она условные определенные знаки и еще сетку с координатами. Разделяться на отдельные виды карты могут следующим образом:

  • по своему масштабу;
  • по характеру территории;
  • по содержанию.

Географические карты могут содержать в себе отдельно материки, отдельно страны и даже небольшие поселки. Но, помимо такого разделения, они еще могут быть с разным масштабом (размерами). Например, крупномасштабные показывают территорию более детально, а мелкомасштабные - наоборот: большая площадь, но меньше подробностей. Знать классификацию карт, конечно, хорошо, но я думаю, что главное - уметь их читать.


Каким образом осуществляется процесс чтения карт

До того, как начать использование карты, нужно вообще определиться, подходит ли она вам. Ведь существуют разные виды в зависимости от назначения. Если требуется использовать её в дороге, то понадобится карта дорожная, для туристов, соответственно, туристическая.

Для правильно чтения необходимо удостовериться, что карта правильно расположена. Я лично один раз не мог понять в чем проблема, когда, используя карту, приходил в совсем ненужное мне место. Оказалось, что держал я её вверх ногами по отношению к своему маршруту. Чтобы такой ошибки не было, следует обратить внимание на один из углов, где обычно есть компас, он поможет. Также советую обратить внимание на условные обозначения, их можно найти на незадействованной части карты. Следует не забыть о масштабе, поскольку он существенно влияет на понимание расстояния до нужного места. Можно сказать, что в использовании карты нет ничего сложного, стоит лишь быть очень внимательным.

Составить маршрут. Как проехать от и до. Расчет расстояний между городами на автомобиле, машине. Проложить маршрут на карте от и до самому между городами. Создать маршрут на машине по точкам на карте из нескольких точек. Калькулятор топлива. Расчет маршрута пешком, на велосипеде.

Создать маршрут на машине по точкам и распечатать. Навигатор онлайн поможет Вам создать маршрут, рассчитать расстояние пешком на карте, проложить маршрут от и до, вы узнаете сколько пешком нужно пройти из пукнта А в пункт Б или рассчитаете расстояние маршрут от точки А до точки В, также можно проложить маршрут через один дополнительный пункт, через который возможно будет проходить ваш маршрут. Вы сможете проложить карту маршрута рассчитать расстояние и время и увидеть данные этого маршрута прямо на карте, также покажет Вам погоду в месте прибытия, калькулятор топлива рассчитает расход бензина на 100 км. После нажатия на кнопку "Рассчитать" - справа появиться описание маршрута, по сути текстовый навигатор: если вы выбирали доп.пункт маршрута, навигатор разделит его участки и посчитает расстояние в каждом участке, а также рассчитает общее расстояние (километраж) от пункта отправления в пункт назначения, также отобразит время в пути. Навигатор онлайн покажет Вам как проехать от и до на машине, автомобиле по Москве, Санкт-Петербургу, СПБ, Владивостоку, Уфе, Челябинску, Казани, Новосибирску, Нижнему Новгороду, Омску, Екатеринбургу, Перми из пункта А в пункт Б. Проложить маршрут можно нескольких видов, в зависимости от способа передвижения, например пешком, на автомобиле, на транспорте (автобус, поезд, метро), на велосипеде (данный способ плохо работает в России из-за отсутствия велосипедных дорожек). Для этого нужно выбрать способ из выпадающего списка и вы с легкостью проложите маршрут и узнаете как доехать до пункта назначения. Здесь сможете узнать, как доехать на авто проложить путь и рассчитать расстояние

Как доехать проложить маршрут на машине до Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Челябинска, Омска, Самары, Ростова-на-Дону, Уфы, Красноярска, Перми, Воронежа, Волгограда, Саратова, Краснодара, Тольятти, Тюмени, Ижевска, Барнаула, Иркутска, Ульяновска, Хабаровска, Владивостока, Ярославля, Махачкалы, Томска, Оренбурга, Новокузнецка, Кемерово, Астрахани, Рязани, Набережные Челны, Пензы, Липецка, Кирова, Тулы, Чебоксар, Калининграда, Курска, Улан-Удэ, Ставрополя, Магнитогорска, Сочи, Белгорода, Нижнего Тагила, Владимира, Архангельска, Калуги, Сургута, Читы, Грозного, Стерлитамака, Костромы, Петрозаводска, Нижневартовска, Йошкар-Олы, Новороссийска

Измерение расстояний

Масштаб. Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности (проекции этой длины на плоскость). Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1: 50000 означает, что все линии мест­ности изображены на карте с уменьшением в 50000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на от­резках которой подписаны соответствующие им рас­стояния на местности. Здесь же указывается значение масштаба – расстояние в мет­рах (или километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте. Полезно запомнить правило: если в правой части отношения зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет, сколь­ким метрам на местности соответствует 1 см на карте, т. е. значение масштаба.

При пользовании численным масштабом расстояния на карте измеряют в сантиметрах обычно при помощи линейки с санти­метровыми делениями. Полученное при этом число сантиметров умножают на величину масштаба.

Более просто измерять расстояния по карте с помощью линейного масштаба. Циркуль при измерениях по масштабу следует держать правой рукой, наклоняя его несколько от себя, так, чтобы хорошо было видно одновременно оба острия ножек. Необходимый раствор цир­куля устанавливается легким нажимом среднего или указатель­ного пальца на левую ножку. Для измерения извилистой линии шаг циркуля бе­рется сообразно длине звеньев линии.

При отсутствии циркуля его может заменить масштабная ли­нейка или же полоска бумаги, на которой черточками отмечается измеренное на карте или откладываемое на ней по масштабу рас­стояние.

Приближенно расстояния по карте можно определять с помощью подручного предмета (спички, карандаша и т.д.) для этого надо предварительно опре­делить по масштабу карты, ка­кому расстоянию на местности со­ответствует длина этого предмета.

Курвиметр. Для определения расстояний по карте очень удо­бен, особенно при измерениях длинных кривых и извилистых ли­ний, специальный прибор, называемый курвиметром.

Для измерения расстояния следует предварительно вращением колесика уста­новить стрелку курвиметра на начальное (нулевое) деление, а затем прокатить его вдоль всей измеряемой линии, наблю­дая, чтобы показания стрелки при этом возрастали. Если курвиметр дает пока­зания в сантиметрах, то соответствующие им расстояния на местности получают, умножая отсчеты по при­бору на величину масштаба карты.

Изучение местности

Последовательность и степень подробности изучения местности определяются кон­кретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными ус­ловиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет, определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооруже­ний. В том случае, когда по городу проходит мар­шрут движения подразделения, изучать с такой под­робностью особенности города нет необходимости.

Изучение местности, как правило, начинают с оп­ределения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и де­тали рельефа.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влия­ние на выполнение поставленной задачи. При опреде­лении общего характера местности на основе озна­комления с рельефом, населенными пунктами, доро­гами, гидрографической сетью и растительным пок­ровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактиче­ские и защитные свойства.

Определение качественных и количественных ха­рактеристик местных предметов производится по кар­те со сравнительно большой подробностью.

Топографическая карта это подробная карта какого-либо района земной поверхности с изображенным на ней рельефом местности, дорогами, постройками и другими объектами. На топографических картах также изображают природные объекты – возвышенности, леса, реки, кустарники, болота и т.д. Такая подробная система обозначений позволяет получить точное представление о местности на карте. Каждому человеку, обеспокоенному своим выживанием, необходимо иметь дома карты местности своего проживания и соседних областей, а так же знать обозначения и уметь ориентироваться по карте и компасу.

В начале использования карту необходимо правильно спозиционировать. Сделать это можно при помощи и обозначенных сторон света на карте. На любой карте обязательно указывается где север, юг, восток и запад.

Для измерения прямых расстояний на карте можно использовать обыкновенную линейку, но с ее помощью достаточно проблематично измерить протяженность сложных маршрутов. Для определения расстояний по сложному маршруту используется специальный прибор – . С помощью курвиметра можно измерить расстояние любой, самой извилистой линии.

Прежде чем использовать топографическую карту для ориентирования необходимо обратить внимание на год выпуска карты, вполне возможно, что там где на карте обозначены кустарники сейчас уже шелестит лес. Ориентироваться по старой карте можно только с помощью неизменяемых временем ориентиров, таких как – большие камни, реки, озера.

Виды топографических карт

Любая топографическая карта в первую очередь характеризуется масштабом. Масштаб указывается как соотношения одного сантиметра на карте к одному сантиметру земной поверхности. Например, масштаб карты 1:25.000 означает, что в 1 сантиметре на карте прорисовано 250 метров реальной поверхности. Таким образом, чем меньше масштаб карты, тем она более подробна.

Стандартные масштабы топографических карт:

  • 1:25000 – самые подробные карты. В 1см 250 метров.
  • 1:50000 - 1:100000 – менее подробные карты, в 1см полкилометра, за счет увеличения масштаба позволяют увидеть больше местности на карте, но при уменьшении детализации.
  • 1:200000 – военные карты, предназначаются для планирования крупномасштабных передвижений войск, в построении фронта. В 1см 2 километра.
  • 1:500000 и 1:1000000 – на таких картах можно оценить только общий характер местности.

Чтобы определить расстояние на карте между нужными точками необходимо изменить расстояние линейкой и полученные сантиметры умножить на масштаб. Например, на карте с масштабом 1:50000 замеренное вами расстояние между двумя точками получилось 3.7 см, умножаем это на 500 метров, получаем 1850 метров, т.е. 1 километр и 850 метров. Если вы измеряете прямое расстояние по карте по пересеченной местности, то необходимо обратить внимание на рельеф. Измеренные вами 1850 метров могут проходить по холмистой местности или болоту. Также выделяются специализированные топографические карты: карты рельефа местности, карты автомобильных дорог, аэронавигационные и другие виды.

Условные обозначения на топографических картах

Чтобы уметь читать карту необходимо знать условные обозначения. Во-первых, каждая топографическая карта имеет систему координат и разбита на квадраты, каждый такой квадрат равен целому числу километров – 1,2 или 4 и т.д. Для быстрого поиска какого либо объекта можно называть координаты необходимого квадрата.

Также выделяются специализированные топографические карты: карты рельефа местности, карты автомобильных дорог, аэронавигационные и другие виды.

Обозначения на топографических картах населенных пунктов

кладбища Плотины
Жилые и нежилые строения линии связи

Обозначения на топографических картах рельефа местности

Отдельно расположенные дворы линии электропередачи

а) Горизонтали основные утолщенные
б) Горизонтали основные
в) Горизонтали дополнительные
г) Подписи горизонталей в метрах

Обозначения на топографических картах дорожной сети

Отметки высот

кварталы с преобладанием огнестойких строений

однопутные железные дороги. а) – Станции, б) Платформы и разъезды отметки высот у ориентиров

кварталы с преобладанием неогнестойких строений

а) насыпи, б) Выемки (2 – высота или глубина в метрах)

А)курганы б) ямы

Города с населением от 2000 до 10000 жителей
узкоколейные железные дороги

Обрывы (5 – высота в метрах), овраги, промоины

Поселки городского типа с населением менее 2000 усовершенствованные шоссе 13- ширина покрытой части, 17 ширина дороги в метраз, А – материал покрытия Асфальт

Растительный покров и грунты
А) хвойные леса
Б) Лиственные леса
В) смешанные леса

Поселки сельского типа с числом домов от 20 до 100

Шоссе. Трубы.

Характеристика древостоя в метрах: 16 высота деревьев, -,30 – толщина, 5 – расстояние между деревьями

Поселки сельского типа с числом домов менее 20

Улучшенные грунтовые дороги

А) буреломы
Б) Редкие леса (редколесье)

заводы и фабрики

Грунтовые (проселочные) дороги

А) Вырубленные леса
Б) Горелые и сухостойные леса


Что: Велоориентирование Спортивное ориентирование бегом Туристическое ориентирование Где:

02.04.2014 Техника спортивного ориентирования, раздел чтение карты

Чтение карты

Умение читать карту - сложный технический навык, освоение и совершенствование которого продолжается в течение всего времени занятий ориентированием. В процессе изучения условных знаков, упражнений с картами в классе и на местности, участия в соревнованиях спортсмены совершенствуются в понимании изображения на картах различных по характеру ландшафтных районов.

При занятиях в классе с объемными моделями или на местности должен постепенно развиваться другой важный навык - опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, и наоборот. Это является основой определения своего местоположения по карте и на местности и составляет суть ориентирования вообще и спортивного ориентирования в частности.

Запоминанию условных знаков и приобретению навыков чтения карты способствуют многочисленные упражнения, например топографические диктанты, игры в топографическое лото, раскрашивание черно-белых карт, калькирование карт, отыскание на картах заданных условных знаков или ориентиров на время. Один из наиболее эффективных и комплексных способов быстрого освоения навыков чтения карты, опознавания ориентиров на местности, измерения расстояний и направлений - простейшая топографическая съемка местности.

На современных высоконасыщенных подробностями картах иногда бывает трудно отыскать свое местонахождение: очень много сходных ориентиров попадается на глаза. Поэтому карту желательно свернуть так, чтобы на ней остался только район расположения одного-двух ближайших КП (рис. 2). Большой палец левой руки, держащей карту, должен быть направлен по линии движения, а ноготь - фиксировать место, отмеченное ориентировщиком как пройденное. Это позволяет без лишней траты времени обращать внимание на участок местности, в котором спортсмен находится в данный момент или который еще предстоит пройти. При определенных тренировках такой метод помогает читать карту не останавливаясь.

Рис. 2

По мере освоения навыков чтения карты все большее внимание следует уделять грубому, или выборочному, чтению. Суть его в том, чтобы за короткое время понять общую картину местности, затем выделить на ней главные наиболее четкие и хорошо заметные ориентиры, которые целесообразно использовать в качестве опорных на пути продвижения в избранный район. Пример такого абстрагирования карты и выделения опорных ориентиров представлен на рис. 3.

Рис. 3

Это участок местности между КП 6 и 7 на мужской дистанции второго первенства мира (см. карту VII, где нанесен путь шведа С. Бьёрка, завоевавшего серебряную медаль). Вот пояснения Бьёрка к "технологии" преодоления этапа:

"Я часто начинаю с того, что выбираю точку, откуда "взять" КП кажется легче всего. Думаю, что в данном случае выходить на КП 7 с запада не представлялось возможным из-за расположенных поперек пути обрывов и холмов. Как привязку я выбрал "залив" болота в точке А. Второе место, где я хотел пройти, - канава в точке В. Это позволяло мне миновать труднопроходимый район. Точки В, А и КП 7 - большие "тормоза". Не имело особого значения, где двигаться между ними. В данном случае я бежал по тропинке. Отрезок В-А преодолел грубо по компасу, считая шаги до большого болота, затем следовал поиск его "залива" и по твердому грунту выход к А. Отсюда - точное движение по компасу, счет шагов, а также чтение рельефа "по большому пальцу".

Рассмотрим еще один участок местности по карте первого чемпионата мира, проходившего в 1966 г. в Финляндии (карта V). Сложный район: множество каменистых гряд, ориентированных в разных направлениях, "бараньи лбы", невысокие холмы, незначительные болота. Но КП 8 установлен сравнительно просто. Перед ним слева и справа два больших опорных ориентира - озеро и канавы. От КП 7 опытные спортсмены могли двигаться к ним на высокой скорости, почти не читая карту. Другие КП на мужской и женской трассах также стояли недалеко от "тормозных" ориентиров. Такая планировка дистанции была неслучайной: организаторы первого всемирного форума ориентировщиков хотели, чтобы все спортсмены, а не только сильнейшие, успешно завершили дистанцию, хотя не представляло особого труда расположить КП так, чтобы выход к ним был сложной задачей и требовал точного чтения карты на всех перегонах.

Например, на выбранном нами этапе достаточно, чтобы КП 8 находился в 450 м юго-западнее, у маленького холмика, так как показано на карте V пунктиром. В подобных случаях расчленение этапа на отрезки между опорными ориентирами требует высокой техники, а иногда этого сделать просто невозможно. Тогда этап преодолевают на сравнительно невысокой скорости при точном чтении карты.

Техника точного чтения карты без остановки - один из сложнейших элементов спортивного ориентирования, над которым нужно работать повседневно, тем более что класс начальников дистанции и сложность трасс непрерывно повышаются.

Вот что говорит по этому поводу шведский специалист Э. Ягерстрем: "Чтение карты - первейший спутник работы мысли и потому - самый притягательный элемент ориентирования. Каждый небольшой участок трассы, который стимулирует просто бег до большого тормозящего ориентира, означает, что начальник дистанции "потерял" здесь какой-то отрезок трассы, освободив участников от чтения карты. Эти отрезки называют "потерянными километрами".

Многие спортсмены отлично понимают тенденции в развитии ориентирования и подготовки дистанций и усиленно работают над повышением своего технического мастерства. Член сборной команды СССР, мастер спорта В. Киселев, сам опытный начальник дистанций, так прокомментировал выступление наших спортсменов на международных многодневных соревнованиях в Швейцарии:

"Мы не очень сильно проигрываем зарубежным соперникам в физической подготовке. Но отстаем в чтении карты, в работе около КП и на них. У нас мало проводится тренировок с картой и мало условий для их проведения..."

Проблемы повышения спортивных результатов и пути их реализации здесь определены достаточно точно. Нужно активнее участвовать в работах по оборудованию полигонов, созданию тренировочных трасс, в поиске новых методов и средств тренировок, подготовке многоцветных карт. Спортсменам-ориентировщикам можно целиком принять призыв заслуженного мастера спорта О. Гончаренко, обращенный к коллегам-конькобежцам: "Многое зависит от тренеров. Но не следует превращать тренеров в нянек. Решающим должно быть отношение к своей подготовке самих спортсменов. Их трудолюбие, дисциплина, стремление к более высоким результатам".

Интересные тренировки, направленные на развитие техники чтения и запоминания карты, проводит в секции ориентирования МВТУ им. Баумана тренер мастер спорта В. Головкин. В классе организуют занятия, направленные на запоминание карты, выделение опорных ориентиров, выбор путей движения. С этой целью начинающим ориентировщикам на несколько минут выдают карты для просмотра этапа, а затем предлагают воспроизвести все, что удалось запомнить, на чистом листе бумаги. Для опытных ориентировщиков время просмотра последовательно сокращается до 30, 15 и 5 сек.

Аналогичные по характеру занятия проводятся во время кроссовых тренировок. Спортсмены бегут парами. Тренер выдает им карту произвольного района, на которой нанесена трасса заданного направления. Во время бега один из спортсменов изучает первый этап, затем передает карту партнеру и рассказывает, что ему удалось запомнить; предлагает путь выхода на КП. Партнер контролирует его рассказ. Затем второй спортсмен изучает район между следующей парой КП, возвращает карту первому и рассказывает ему о деталях "своего" района. Так они работают с картой до последнего этапа нарисованной трассы. По окончании кросса карта возвращается тренеру, а дома каждый ориентировщик зарисовывает ее по памяти в рабочую тетрадь.

Спортсмены братья С. и М. Лавренюки, добившиеся высоких спортивных результатов, помогли нам провести контрольный тест. Для оценки запоминания им было предложено несколько незнакомых карт, которые представлены на рис. 2 и картах III, X, XI. Мастер спорта С. Лавренюк на чемпионате страны 1975 г. в составе сборной команды Москвы завоевал бронзовую медаль в эстафете. М. Лавренюк - кандидат в мастера спорта. На том же чемпионате он завоевал две серебряные награды среди юниоров - в личном первенстве и эстафете.

Тест проводили в спокойном состоянии во второй половине дня, на скамейке в сквере. Испытуемым предъявляли карты, на которых два КП были соединены прямой линией. Указывалось, какой КП исходный, а какой конечный. В течение 15 сек. спортсмены изучали карты, а затем на чистом листе бумаги воспроизводили то, что удалось запомнить. Полученные результаты представлены на рис. 4а и 4б. Какие выводы можно сделать?

Оба ориентировщика за 15 сек. успевали понять общий характер местности достаточно больших районов между КП, удаленными друг от друга на 1,5-2,5 км, успевали выбрать путь движения к пункту и запомнить опорные ориентиры на этом пути. Хотя карты и изображенные на них районы сильно различались между собой, каждый спортсмен успевал запомнить (независимо от карты) 7-8 опорных ориентиров. При воспроизведении основные пропорции между ориентирами как угловые, так и линейные выдерживались довольно хороню.

Интересно сопоставить рис. 4а и 46 с оригиналом (см. карту III между КП 6 и 7). На первый взгляд район кажется простым: небольшой участок леса среди крупных открытых пространств. Но приглядитесь повнимательнее - местность очень сложная. Именно общее очертание района и изобразили спортсмены на своих рисунках. Оба не успели детально разобраться в горизонталях, выбрать путь движения и определить опорные ориентиры.

М. Лавренюк

Рис. 4а

Рис. 46

При сопоставлении рис. 4а и 46 с оригиналом (см. карту XI между КП А и В) ясно, что обоим спортсменам удалось не только оценить характер района, расположение горных склонов и ручьев, но и наметить пути движения к КП. М. Лавренюк выбрал в качестве заключительной привязки устья ручьев, на истоках одного из которых расположен КП. С. Лавренюк избрал другой путь - тропу, огибающую склон и долину ручья, а затем приводящую без набора высоты к району расположения КП. Этот путь представляется более предпочтительным, поскольку на пути, избранном М. Лавренюком, могут встретиться трудности при выходе к устью ручья и при подъеме по нему к КП.

В этих тестах время воспроизведения не ограничивалось, но каждый раз спортсмены сдавали рисунки через 3-4 мин.

А вот мнение шведского специалиста Л. Густавссона о запоминании карты. "Бежать, запомнив рисунок карты, - прием спорный. Многие полагают, что запоминание требует больше времени, чем простой взгляд на карту, когда это необходимо на реальном этапе. Не исключен и фактор ненадежности: человек переоценивает свою память и бежит неверно. Между тем некоторым спортсменам такая форма чтения карты вполне подходит, и они путем повторных тренировок могут запомнить именно те детали, которые существенны. По-моему, большая польза от запоминания карты будет в эстафетном ориентировании, где в спешке спортсмен не склонен смотреть на карту слишком много. Кроме того, перед взятием КП также полезно изучить карту, чтобы составить представление о районе его расположения и путях подхода к нему".

Интересно сопоставить это мнение с тем, что высказал С. Лавренюк, который не был знаком с работой Л. Густавссона и, более того, не анализировал результатов своих занятий по технике чтения карты: "Когда разыгрывается эстафета с перекалыванием КП на первом этапе, я замечаю, что все еще работают с картами, а мы с братом уже убегаем на трассу".

Тренер норвежской национальной команды В. Лорентцен также считает, что развитие "памяти карты" позволяет быстрее проходить дистанцию. "В спортивном ориентировании, - пишет он в книге по тренировке ориентировщиков, - приходится избегать малейших потерь времени. Если чувствуешь неуверенность, то вынужден часто останавливаться и заново ориентироваться. Чтобы избежать этого, нужно запомнить большую часть пути. Но на сложных отрезках дистанции нужно проверять себя по карте".

Тренировки по запоминанию карты способствуют общему развитию памяти, наблюдательности, что необходимо для успешных занятий спортивным ориентированием. Зимние соревнования на маркированной трассе - отличное средство развития этих качеств и одновременно их проверка. В некоторых критических ситуациях, возникающих и летом и зимой, например при потере ориентировки, развитая наблюдательность н хорошая память помогают воссоздать картины пройденных участков местности и определить район истинного местонахождения.

Шашки