Методическая разработка «Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников. Виды и значение подвижных игр Специфической особенностью подвижной игры является

Татьяна Бурцева
Подвижные игры

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!» , «Беги!» , «Стой!» и др.

Подвижные игры , прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, ползании, метании, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх , которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов .

Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых : Е. А. Аркина, В. В. Гориневского, Н. А. Метлова, А. В. Кенеман, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой, Т. И. Осоки-ной, Е. А. Тимофеевой и др

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры , для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственной человеку.

Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности людей: в развлечении, в отдыхе, в развитии духовных и физических сил.

Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры .

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) подвижные игры и спортивные игры.

Собственно (элементарные) подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него и т.п.).

Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего инициативного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути достижения цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игры.

Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также варьируется и инвентарь (булавы или кегли, волейбольный или простой мяч, маленькие мячи или мешочки с песком, гимнастическая или простая палка и т.п.).

Спортивные игры - высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерным для спортивных игр являются сложная техника движений и определенная тактика поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая спортивная игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь.

Некоторые подвижные игры (например, «Русская лапта», «Городки», «Волейбол» и др.), в зависимости от целевой установки занятий и способов их организации, в одних случаях носят характер собственно подвижных (элементарных) игр, в других проводятся как игры спортивные. Например, при случайном сборе участников (во дворе, в оздоровительном лагере) они носят характер собственно подвижных игр.


Подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными), которые чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в «классики» и др.), и используются в целях организации досуга, активного отдыха (на переменах, при продленном дне и в других случаях).

Особое педагогическое значение имеют коллективные (групповые) подвижные игры , в которых участвуют группы играющих.

Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент (каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерным для коллективных игр является все время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому в процессе игры все время меняются и взаимоотношения: каждый стремится создать для себя или для своей команды наиболее выгодное по сравнению с «противником» положение.

Каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму (построение) и методические особенности.

Форма подвижной игры - организация действий участников, предоставляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели (индивидуально или группами, добиваясь своего личного интереса; коллективно, отстаивая интересы своей команды). А также различные построения играющих для игры (врассыпную, в круг, в шеренгу).

Форма игры связана с содержанием и обусловливается им.

Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы.

Методическим особенностям подвижных игр свойственны:

а) образность;

б) самостоятельность действий для достижения цели, ограничиваемая правилами;

в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;

г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры;

д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы;

е) элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;

ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.

Подвижные игры являются не только средством , но и методом физического воспитания. Понятие игрового метода отражает методические особенности игры, то есть то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания (элемент соревнований, сюжетность, образность, разнообразные способы достижения цели, относительная самостоятельность действий).

Игровой метод используется для комплексного совершенствования движений в усложненных вариативных условиях.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами . По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Значение подвижных игр

  • Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.
    Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
    Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
    Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов:
    бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
    Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
    В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижны игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.
    Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.
    Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

Классификация подвижных игр

Двигательные действия подвижных игр устанавливаются правилами. Подвижные игры могут быть
индивидуальными,
коллективными.
Коллективным подвижным играм присущи:
соревновательный элемент,
взаимопомощь,
взаимовыручка в интересах достижения цели игры.
В практике используются два вида подвижных игр:

Свободные (творческие или вольные). У детей дошкольного или младшего школьного возраста игры чаще всего сюжетные. Они могут быть-
одиночными,
групповыми.
Организованные с установленными правилами.
Они разнообразны по содержанию и сложности:
простые некомандные;
более сложные, переходные к командным;
командные, некоторые из которых являются полуспортивными.
Классификация игр:
По степени сложности: от простых к более сложным. По возрасту.
По видам движений:
с элементами ОРУ,
с бегом,
прыжками,
с метанием,
По физическим качествам. игры, способствующие воспитанию: силы,
выносливости.
Подготовительные к отдельным видам спорта.
В зависимости от взаимоотношений играющих:
игроки не вступают в соприкосновение с соперником;
с ограниченным соприкосновением;
с непосредственной борьбой (контактные).

Возрастные особенности подвижных игр

И для малыша, и для мамы так важно играть вместе! Для родителей дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, если он научился внимательно слушать и смотреть, ему никогда не будет скучно.

От рождения до года
Общеукрепляющая гимнастика
Помогите ребенку ощутить свое тело. Для этого хорошо перед едой выложить его на животик, пробежать пальчиками правой руки от ладони к плечу левой, помассировать ножки и слегка пощекотать тут и там.
С месячного возраста можно укреплять шею и плечи малыша. Для этого на несколько минут положите его на живот и поговорите о чем-нибудь, склонившись над ним. (Но только не оставляйте грудничка одного.)
Если спинка младенца уже окрепла, он с удовольствием покачается на маминых коленях или "полетает", лежа вниз животом, на вытянутых руках. Держите его крепко! Взяв малыша за руки, помогите ему встать на ножки, а затем снова лечь на спину.
Займитесь гимнастикой. Положив ребенка на спинку на широком диване, приподнимайте его руки над головой попеременно. Затем слегка нажмите ладонями на ступни крохи, чтобы он отталкивал их, распрямляя ножки. Или покружите в "велосипед".
Игрушки, которые можно мять, трясти, катать и т.п., помогут малышу освоить различные навыки. Для ребенка, который учится стоять, самое время расставить мебель так, чтобы, держась за нее, он мог вставать и обходить комнату.
Если вы планируете ходить с ребенком в бассейн (при детской поликлинике, например), начинайте заранее приучать кроху ко всему, с чем он там может столкнуться. Пусть малыш "плавает" на животе и на спине на ваших руках от одного края ванны к другому. Возьмите его с собой в душ, постепенно приучайте к воде, льющейся на голову.
Сыграйте с малышом в мяч, когда он сидит на полу или на травке.

От года до двух
Включите веселую музыку и потанцуйте вместе.
Помогите ребенку разучить несколько движений: дотронуться до своего носа, помахать руками, потопать ногами. Когда малыш в состоянии будет повторить каждое движение, проделайте их несколько раз подряд в той же очередности.
Устройте вместе потешные бега: часть пути из комнаты в кухню можно пройти вразвалочку, часть - задом наперед, в конце повернуться вокруг себя 3 раза, коснуться ладонями пола и бегом вернуться назад.
Попробуйте такую игру: ребенок хлопает в ладоши (или прыгает, или размахивает руками), пока вы не скажете: "Стой!". Это упражнение помогает ребенку научиться "нажимать на тормоза" в случае опасности. Соорудите в комнате простейшую полосу препятствий: на пол положите большую подушку от дивана, через которую надо перелезть, стул, под которым надо проползти, и т.п.
На прогулку, чтобы ребенок больше двигался, хорошо брать с собой игрушку, которую можно катать.

От двух до трех
Пока малыш спит, размотайте моток шпагата или лески по всей квартире или в саду, а на конце привяжите какой-нибудь сюрприз. Когда ребенок встанет, расскажите, что путеводная нить приведет его к сокровищу.
Позвольте крохе помогать вам по хозяйству. Ему уже под силу загружать и разгружать стиральную машину, вытирать пыль с мебели, распаковывать сумки с продуктами.
Если в хозяйстве найдется 5-6 пластиковых бутылок с крышками, из них выйдут отличные кегли. Для устойчивости в них нужно насыпать немного песка. Покажите ребенку, как сбивать кегли мячом.
В парке, где достаточно места для беготни, можно играть так: ребенок бегает кругами вокруг вас и меняет направление всякий раз, когда вы командуете "Назад!", или подпрыгивает, когда слышит команду "Гоп!". Стоит взять с собой мячик и перебрасывать его друг другу по ходу прогулки.

От трех до четырех
Установите в подходящем месте пластмассовое ведро или большую корзину. Встав достаточно близко, покажите ребенку, как забрасывать туда мяч. Каждый раз после точного попадания победитель делает шаг назад. Проигравший передает мяч другому.
В 3 года ребенок уже в состоянии крутить педали, поэтому можно учить его кататься на трехколесном велосипеде. Первое время малышу требуется отдых через каждые несколько метров.
В парке можно устроить "прыжки в длину". Для этого на землю нужно положить параллельно две палки и постараться перепрыгнуть через обе. Расстояние между палками нужно увеличивать соответственно успехам ребенка.
От четырех до пяти лет
Научите ребенка играть с мячом: попросите подбросить мячик в воздух, потом хлопнуть в ладоши и поймать его.
В этом возрасте, когда дети уже могут совершать дальние походы, хорошо некоторые прогулки превращать в путешествия или экскурсии (на речку, в зоопарк, на выставку). Маршрут лучше выбрать не самый короткий, а самый приятный и интересный. Если взять с собой фотоаппарат и сделать несколько хороших снимков, то уже можно считать прогулку удачной. Кроме того, это создает праздничное настроение и учит вниманию к деталям.
Можно сходить и на "охоту": собрать листья и веточки разных деревьев, семена, шишки. Вечером после прогулки вместе с малышом оформить гербарий или сделать коллаж из ваших трофеев.
В парке или в лесу можно играть в следопытов (разведчиков): отыскивать друг друга по следам или особым знакам (стрелочкам из тростинок и т.п.).

Развиваем ловкость

Основой здорового развития речи и мышления служит хорошо проработанная общая моторика всего тела и тонкая моторика рук – кистей и пальцев. В движении в наибольшей степени проявляется способность управлять собой. Поэтому пятилетнему ребенку необходимо пространство для подвижных игр и состязаний, самостоятельных упражнений в лазании, прыжках, катании, бросании, качании и пр. И не только на улице, но и дома!

Есть немало игрушек, предназначенных для помещения, которые помогут направить энергию ребенка в конструктивное русло, например, различные мягкие мячи, которые можно использовать для игр даже в квартире.

Моторика рук неразрывно связана с общей телесной координацией и развитием гибкости мышления. Множество игр и игрушек сохранилось с незапамятных времен, и они вовсе не потеряли своей актуальности. Перечислим некоторые из них.

Кольцеброс, или серсо , – это один или несколько стержней, укрепленных на подставке для набрасывания колец. Для того чтобы с расстояния в один или несколько шагов набросить колечко на стержень, движение совершают и корпус, и плечи, и даже ноги.

Игра бильбоке известна во многих странах мира. Есть несколько ее разновидностей – «поймай кольцо на палочку», «поймай шарик в рожок» и «поймай шарик в отверстие». Придется очень постараться, прежде чем это станет получаться! Ведь соотнести размер веревки с движением не так-то просто! Ловкость, глазомер, зрительно-моторная координация и настойчивость – вот что требуется и одновременно развивается в этой игре. Маленькие волчки могут стать предметом состязаний в ловкости пальцев. А игра «Веселые мотальщики» – это состязание в ловкости и скорости рук. На длинный шнур с обоих концов прикреплена палка, посередине шарик – кто быстрее смотает шнур до шарика. «Мотальщиками» могут быть одновременно два или четыре человека.

Очень важно также развитие ловкости ног. Для многих детей передвижение на ходулях слишком сложно, а вот на колодках они шагают ловко и с огромным удовольствием! Колодки – это деревянные чурбачки для ног с длинными веревочными петлями для рук. Они вырабатывают чувство равновесия, развивают координацию движений верхней и нижней части корпуса.

Развитие координации движений рук влево и вправо – это выстраивание связей между правым и левым полушарием головного мозга, координация работы различных видов мышления. Игрушки-дергунчики , например, медведь или клоун-верхолаз, требуют ловкого управления обеими руками попеременно – право-лево-право-лево. Чтобы фигурка взобралась наверх по веревочкам, руки ребенка должны двигаться ритмично, попеременно и согласованно. Не так-то просто почувствовать направление и силу натяжения. Старшие дошкольники с удовольствием состязаются в скорости верхолазов.

«Рыбалка» (удочки и рыбки с магнитами) требует точности движения и даже дыхания. Она может включаться и в сюжетные игры.

Для улицы ребенку 5–6 лет понадобятся самокат, велосипед, скакалка, мячи . Все это будет способствовать развитию координации движений.

Таким образом, в возрасте 5–6 лет ребенку требуется необычайно обширный набор игрушек, игровых материалов и пособий – как никогда до и после.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА - разновидность игровой деятельности, основу которой составляют разнообразные активные движения, двигательные действия, мотивированные сюжетом игры. П. и. способствует комплексному совершенствованию и закреплению двигательных навыков, жизненно важных двигательных качеств

Психомоторика: cловарь-справочник.- М.: ВЛАДОС . В.П. Дудьев . 2008 .

Смотреть что такое "ПОДВИЖНАЯ ИГРА" в других словарях:

    Жмурки (игра) - «Игра в жмурки».Маковский К. Е. 1890 е. Жмурки детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Хорошо развивает координацию движений и слух играющих. Содержание 1 Правила 2 Литература … Википедия

    Breakout (игра) - У этого термина существуют и другие значения, см. Breakout. Breakout Разработчик … Википедия

    Твистер (игра) - У этого термина существуют и другие значения, см. Твистер. Эта статья или раздел грубый перевод статьи на другом языке (см. Проверка переводов). Он мог быть сгенерирован программой переводчиком или сделан человеком со слабыми познаниями в… … Википедия

    Штандер - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Штандер (Штандер стоп, Зевака, Стоп мяч) детская подвижная игра с мячом практически для любого возраста и количества участников … Википедия

    Жмурки - У этого термина существуют и другие значения, см. Жмурки (фильм). «Игра в жмурки». Маковский К. Е., 1890 е … Википедия

    Кегли - (нем. Kegelspiel, франц. jeu de quilles, англ. game at ninepins) весьма распространенная, полезная подвижная игра, в Россию перешедшая из ее родины, Германии. К. бывает 9 (в Сев. Америке 10, в Силезии часто 15 17). В центре ставится более крупная …

    Крокет - (Croquet) английского происхождения подвижная игра, обыкновенно с четным числом участников, разбивающихся на две партии. Задача ее заключается в том, чтобы шарами, по которым ударяют молотком, пройти, туда и обратно, через установляемые на земле… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГОРЕЛКИ - ГОРЕЛКИ, горелок, ед. нет. Подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочередно парами. (От сопровождающей игру песни: Гори, гори ясно, чтобы не погасло.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    Твистер - Твистер: Твистер подвижная игра на мате с цветными кругами; твистер искусственная рыболовная приманка; «Смерч» (англ. Twister) кинокомедия 1990 года, снятая режиссёром Майклом Алмерейдой по роману Мэри Робисон. См. также Мистер Твистер… … Википедия

    Кегли - (нем. Kegelspiel, франц. jeu de quilles, англ. game atninepins) весьма распространённая, полезная подвижная игра. в Россиюперешедшая из её родины, Германии. К. бывает 9 (в Сев. Америке 10, вСилезии часто 15 17). В центре ставится более крупная К … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Веселый поезд Подвижная игра для малышей , Маршалова Т. Категория: Домашние игры. Игры вне дома Купить за 291 руб
  • Весёлый поезд. Подвижная игра для малышей , Маршалова Тамара Борисовна , Пособие содержит стихотворения и цветные иллюстрации для проведения с малышами интересной подвижной игры "Веселый поезд" . Цель игры - сформировать у детей умение ходить и бегать в колонне по… Категория: Развитие речи, логопедия для дошкольников Серия: Коррекционная педагогика Издатель:

Подвижная игра с правилами -- это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. .

Подвижная игра -- незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр -- в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Подвижные игры, прежде всего средство физической культуры детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. .

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижны игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление. .

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся е выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости. .

Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр, естественно, предъявляет и определенные методические трёбования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их возрасту; соответствие задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса.

Гибкое применение известных принципов классификации предоставляет педагогам широчайшие возможности для рационального использования сокровищницы народного игрового фольклора, будь то задача преимущественного развития физических качеств или формирования и совершенствования координированных и экономных движений, образования умения быстро входить в нужный ритм и темп физической деятельности, ловко, быстро и целесообразно выполнять разнообразные двигательные задачи, определенным образом отвечающие требованиям, которые предъявляет жизненно практическая деятельность. Разнообразие двигательных действий в народных подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья занимающихся.

Педагогические наблюдения и эксперименты, заключавшиеся во включении в школьную программу преимущественно народных подвижных игр, физических упражнений и проведении уроков на их основе, показали прежде всего активизацию отношения учащихся к этим занятиям, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение заинтересованности родителей в школьных занятиях детей физической культурой и спортом в целом.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Игра является одним из важнейших средств физической культуры детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. .

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. .

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.

Велико также значение подвижных игр в развитии физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут.

Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу, инициативу. .

В связи с морфо-функциональными особенностями организма ребенка в возрасте 2-4 года, гимнастика для детей этого возраста должна характеризоваться разнообразием движений и использованием большого числа динамических упражнений. Для этих упражнений характерно чередование напряжения мышц и их расслабление, которое благоприятствует току крови, в связи с чем они менее утомительны, чем статические упражнения.

Особую радость малышам доставляют упражнения, облеченные в форму игр. Родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подобные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей. Всякая нагрузка начинает восприниматься легко и с любопытством, даже холодовая нагрузка, без которой невозможно закаливание.

Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий детей и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.

В прохладную погоду целесообразно проводить игры средней и большой подвижности, так как движения ребенка ограничены из-за теплой одежды. В осенне-зимний период наиболее доступны для младших дошкольников игры, во время которых они бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи («Лошадки», «Прокати мяч» и др.).

Летом игры, в которых есть бег и прыжки, лучше всего проводить во время утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается. Перед дневным сном игры большой подвижности во избежание перевозбуждения детей не проводятся.

На свежем воздухе можно проводить игры любой подвижности с бегом в разных направлениях, с метанием мяча на дальность и в цель, с прыжками. .

Чтобы лучше освоить игру рекомендуется наиболее сложные моменты объяснять показом некоторых движений. Подробное объяснение правил оправдано лишь в том случае, когда игру проводят впервые. При ее повторении напоминают только основное содержание. В том случае, если известную ребенку игру усложняют, ему объясняют дополнительные правила и способы выполнения.

Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Любую игру нужно проводить живо и интересно. Только тогда она будет эффективным средством физической культуры.

Шашки