Понятие деятельность виды детской деятельности. Деятельность и развитие ребенка

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности Выполнила: воспитатель Кривчикова О.А. Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач. ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка. Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. Целевые ориентиры ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.
Инициативность определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Выделяют 4 сферы инициатив:
  • творческая
  • целеполагания и волевого усилия
  • коммуникативная
  • Познавательная
  • Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
Творческая инициативность – включенность в сюжетную игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение и творческое мышление. Инициатива как целеполагание и волевое усилие : включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи. Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия и коммуникативная функция речи. Познавательная инициатива – любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы: 1.Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности. 2. Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые поручения, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом. 3. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения. 4. Общение (дети-дети, дети-родители). 5. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход. Без самостоятельности мы не получим инициативы . Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. жизнь во всех ее проявлениях становится все более многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. и не всегда этот пример оказывает положительное влияние на ребенка. Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. Маленький ребенок- это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых. Ребенок должен выполнять требования, которые диктует взрослый без проявления собственной инициативы и самостоятельности. По принципу "сказал- сделал". И только в последнее время у нас утвердился "позитивный" подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность- верная спутница личностного развития. Для развития инициативности нужно: . Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу. 2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что- то делать. 3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за свои ошибки и неудачи). 4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки. Если мы хотим, что бы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. В образовательном процессе ребенок и взрослые (педагоги, родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие - либо неожиданные сюрпризы, шумовые эффекты и т. д. необходимо создавать условия, что бы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. 5-6 лет Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • Поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;
  • создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу.
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
6-8 лет Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование, деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  • при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
  • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их предложения;
  • презентовать продукты детского творчества, другим детям, родителям, педагогам.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности, которые необходимо применять в работе воспитателя, следующие:
  • 1. Заботиться о том, что бы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать (если он обнаружит, что фломастеры засохли из- за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить давать ему новые. В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относиться к ним бережно, и самое главное, понимание, что за каждое свое действие приходится отвечать.
  • 2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки сразу на место после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, что бы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
  • 3. Объем и содержание обязанностей стараться сформулировать максимально конкретно. Например:" После обеда нужно убирать со стола свой стакан, что бы помочь Наталье Владимировне", а "не надо убирать за собой".
  • 4. стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий
  • 5. если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное место, попросить его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит задуматься ребенка о том, чем можно заняться.
Эффективные формы поддержки детской инициативы: 1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. 2. Проектная деятельность. 3. Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей- опыты и экспериментирование. 4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования. 5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. 6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития. "Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников" "Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников" Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшее социально- нормативные характеристики. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе. Спасибо за внимание!

Транскрипт

1 Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования П. 2.7 ФГОС ДО конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности. п/ п Дети раннего возраста (1 год - 3 года) 1 Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками 2 Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого 3 Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) 4 Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок 5 Самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) Дети дошкольного возраста (3 года 8 лет) Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры) Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) 6 Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал 7 Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) 8 9 Восприятие смысла музыки Двигательная активность Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Двигательная (овладение основными движениями)

2 Детская деятельность в образовательном процессе* Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности. 1 Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции Творческие игры: режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми); сюжетно-ролевые; игры-драматизации; театрализованные; игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природным материалом; с бросовым материалом); игры-фантазирование; импровизационные игры-этюды. Игры с правилами: дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки); подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.); развивающие; компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие) музыкальные;

3 2 Познавательно-исследовательская деятельность форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира Экспериментирование, исследование; моделирование: замещение; составление моделей; деятельность с использованием моделей; по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное) 3 Коммуникативная деятельность форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата 4 Изобразительная деятельность форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт Формы общения со взрослым: ситуативно-деловая; внеситуативно-познавательная; внеситуативно-личностная. Формы общения со сверстником: эмоционально-практическая; внеситуативно-деловая; ситуативно-деловая. Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения Рисование, лепка, аппликация

4 5 Самообслуживание и элементы бытового труда это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать 6 Конструирование из различных материалов форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь 7 Музыкальная деятельность это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя Самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд Конструирование: из строительных материалов; из коробок, катушек и другого бросового материала; из природного материала. Художественный труд: аппликация; конструирование из бумаги Восприятие музыки. Исполнительство (вокальное, инструментальное): пение; музыкально-ритмические движения; игра на детских музыкальных инструментах. Творчество (вокальное, инструментальное): пение; музыкально-ритмические движения; музыкально-игровая деятельность; игра на музыкальных инструментах

5 8 Восприятие художественной литературы и фольклора форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях Чтение (слушание); обсуждение (рассуждение); рассказывание (пересказывание), декламация; разучивание; ситуативный разговор 9 Двигательная деятельность форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции Гимнастика: основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие); строевые упражнения; танцевальные упражнения; с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта). Игры: подвижные; с элементами спорта. Простейший туризм. Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др. * Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М.: Мозаика-Синтез, С

6 Схема развития любого вида деятельности у детей 1 Самостоятельная деятельность 2 3 Затруднение Совместная деятельность со взрослыми (вместе, а потом рядом) и со сверстниками 4 Совместная деятельность со сверстниками 5 Самодеятельность


Приложение 8 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Виды деятельности в дошкольном возрасте Виды детской деятельности и формы их организации Ранний возраст Виды детской Формы организации деятельности

ФГОС Дошкольного образования в таблицах и схемах Часть 1 Ведущие цели Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование базовых основ культуры

Образовательная деятельность в детском саду в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами Зам.зав по УВР: Тодоренко Е.В.. МБДОУ детский сад 11 «Берёзка» 2016г.. Образовательная деятельность

Характеристика видов детей Содержание и организацию в дошкольном образовательном учреждении определяет Программа дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей в различных видах по пяти

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ. Направления развития и образования

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Формы работы по образовательным

УЧЕБНЫЙ ПЛАН детского сада 198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада» на 2014-2015 учебный год. Группа раннего возраста (2-3 г.): Предметная деятельность 1 раз по 10 Общение и рассматривание картинок

Шпаргалка для воспитателей 1. Понятия методика, технология, программа. Отличие понятий: - Существуют три связанных друг с другом понятия: «методика», «технология» и «программа». Чем отличаются друг от

Семинар-практикум «Индивидуализация образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» Новая модель образовательного процесса Технологии поддержки детской инициативы, ситуации развития Технологии,

Краткая презентация рабочих программ группа содержание 1 младшая группа Рабочая программа педагога I младшей группы предназначена для работы с детьми раннего возраста. Программа учитывает индивидуальные

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения

«ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Скоролупова Оксана Алексеевна, руководитель проекта по дошкольному образованию

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ФГОС ДО Непосредственно - игровая беседа с элементами движений; -интегративная; - утренняя гимнастика; - совместная взрослого и детей

Принято на Педагогическом совете Протокол 1 от 31.08.2017г. УТВЕРЖДЕН: Приказ 51 от 31.08.2017г Учебный план на 2017-2018 учебный год Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский

Четвер г Среда Вторник понедельник Учебный план Виды деятельности В неделю в содержании в в Предметная деятельность и игры с составными и динамическими 1 10 35 350 игрушками Экспериментирование с материалами

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, введен в действие с 01.01.2014 г. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт

Пояснительная записка План непосредственной - образовательной деятельности составлен в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления

Учебный план непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей 3 года жизни по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и воспитания. Направление развития

Учебный план ГБДОУ детского сада 30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга является локальным актом и разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Постановление

Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 23 Нормативное обеспечение составления учебного плана: 1. Федеральный закон от 29.12.2012

Учебный план на 205/20 учебный год Учебный план разработан в соответствии с: - «Законом об образовании РФ» (принят 273-ФЗ от 29 декабря 202 года» - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа

Пояснительная записка. Положение разработано с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также методических рекомендаций ГМЦ (Городского методического центра)

Приложение 4 Учебный план Пояснительная записка Перспективный (учебный план) разработан в соответствии с: - «Законом об образовании РФ» (принят 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года» - Приказом Министерства образования

Примерное соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности. 1. Двигательная. Игровая беседа с элементами движений; Игровая беседа с элементами движений; Двигательная активность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 31 "Колокольчик"» Виды детской деятельности и формы организации детей дошкольного возраста по направлениям развития Воспитатель

Соотношение видов детской и форм образовательной Двигательная Игровая беседа с элементами движений Совместная взрослого и детей тематического характера Контрольнодиагностическая Физкультурное занятие Спортивные

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ Программа служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации,

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования Функции образовательного процесса Образова -тельная Воспитательная Развивающая Социализирующа

Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами МКОУ «КСОШ 2» Система работы воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО 2017г. Воспитатель: Прошина Анна Вячеславовна Слайд 1.

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД 19» ГОРОДА ИШИМА Основная общеобразовательная

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

Условия для реализации Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ 50 комбинированного вида, Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными

Общая продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста составляет 2 2,5 часа. Самостоятельная деятельность детей с 3 до 7 лет (игры, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 4 часов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2017-2018 уч.г. Учебный план Пояснительная записка Учебный план МБУ детского сада 116 «Солнечный» разработан в соответствии с: - «Законом об образовании РФ» (принят 273-ФЗ от 29 декабря

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования I. Общие положения 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт)

ДО^ МилошикЛ.И. СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГБДОУ детский сад 279 на 20Т 2017 группа: 1 младшая (с 2 доз лет) Занятия физической культурой - 3 Развитие речи Рисование-1 Лепка-1 Познание - 1

ФГТ и общее и различия Зам.директора МДОУ «Црр - детский сад 243 «Апельсин» Колоярова В.К. Структура I. Общие положения II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКДОУ д/с 193. Образовательная программа МКДОУ д/с 193 разработана: 1) в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану образовательной программы МБДОУ «Детский сад 93» Учебный план образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский

ПРИНЯТО: Педагогическим советом ДОУ 54 протокол 1 от «28» августа 2015г. УТВЕРЖДЕНО: и.о.заведующего детским садом 54 приказ 02-04/45 от «28» августа 2015 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального дошкольного образовательного

Развитие социальной компетентности воспитанников в практике работы ДОО Щепина Алена Михайловна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад 37», г.новокузнецк В дошкольный период особенно активно развиваются психические

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС являются отношения

Пояснительная записка Перспективный (учебный план) Детского сада 119 ОАО «РЖД» является локальным нормативным документом, устанавливающим объём учебного времени в режиме дня и регламент непосредственно-образовательной

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКДОУ д/с 306. Образовательная программа МКДОУ д/с 306 разработана: 1. в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБДОУ ДС 31«Журавлик» протокол от 03.09.2018г 1 УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ ДС 31«Журавлик» от «03» сентября 2018 г. 102 Пояснительная записка к учебному

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школы 26 имени Героя Советского Союза В.И. Жилина», структурного подразделения

Выкипировка из основной общеобразовательной программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2015-2016 учебный год Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

Приложение 4 Принят педагогическим советом, протокол от 30.08.2017 1 г., приказ от 30.08.2017г. 151-а (в содержании Образовательной программы МАДОУ д/с 74) Учебный план МАДОУ д/с 74 Пояснительная записка

Пояснительная записка к учебному плану МОУ «ВЦО 1» структурного подразделения «Детский сад 5» 1. Нормативно правовая основа разработки учебного плана: Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения

1. Общие положения 1.1.Положение о формах обучения (далее Положение) регулирует организацию образовательной деятельности государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного

Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого познавательн ое Рассматривание картинок, общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого - окружающий мир - мир

РППС в соответствии с детскими видами Направление образовательной -развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации); -накопление и обогащение двигательного опыта детей

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Приказ вступает в силу с 1 января 2014 года. Структура стандарта I. Общие положения

Музыки, сказок, стихов; - рассматривание картинок; - двигательная активность - - изобразительная (рисование, лепка, аппликация): - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,

Пояснительная записка. Основная образовательная программа состоит из двух частей: обязательной и вариативной. Обязательная часть основной образовательной программы разработана с учетом программы «Детство»-

Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 11 «Колосок» на 2018-2019 учебный год Учебный план муниципального бюджетного дошкольного

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа детский сад комбинированного вида «Страна чудес» МАДОУ детский сад «Страна чудес» Адрес: ул.ленина, 152,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план это документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в образовательной организации, их распределение по годам в течение всего срока обучения. Учебный план Государственного

УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ СОШ 2 Л.И. Ахмерова Приказ 2016 г. Календарный учебный график (расписание) непосредственно образовательной деятельности в структурном подразделении ГБОУ СОШ 2 г. Сызрани «Детский

СОГЛАСОВАНО: Председатель первичной профсоюзной организации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 25» Л. Р. Гильмутдинова УТВЕРЖДЕНО: Заведующий

Тема методического диалога: «Реализация ФГОС в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации» в рамках недели федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» в период перехода на ФГОС

1 Основной целью образовательной деятельности ДОУ является освоение Программы воспитанниками и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Программа направлена на создание условий развития ребенка,

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности в ТМКДОУ «Новорыбинский детский сад» 1. Двигательная. Игровая беседа с элементами движений; Игровая беседа с элементами движений;

Принят: на педагогическом совете Протокол от 3.08.7г Утверждаю: Заведующий МАОУ детским садом «Ладушки» О.Ю.Андрианова Приказ 75 од от 3.08.7г. Учебный план образовательной деятельности муниципального

Управление образования города Ростова-на-Дону Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 220» (МБДОУ 220) 344015 г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 39/2

ВТОРНИК ПОНЕДЕЛЬНИК Ежедневно: 1. Утренняя гимнастика 2. Ходьба по дорожкам здоровья 1. навыка общения ребёнка с взрослым: - наблюдение за общением родителей и ребёнка (1)* - индивидуальные беседы с родителями

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 20 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга Образовательная

Обеспеченность методическими пособиями, демонстрационными материалами в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ 17 Направление образовательной Сенсорное развитие Познавательное

СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол от 31.08.2017 1 УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего от 31.08.2017 180 Н.Е.Шилкина Учебный план реализации основной образовательной программы муниципального бюджетного

Пояснительная записка Учебный план муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Покровский детский сад» разработан в соответствии следующих нормативных документов: 1. Федеральным законом

Образовательная область Социальнокоммуникативное Первая половина дня Младший дошкольный возраст Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Оценка эмоционального настроения группы с последующей

« Виды детской деятельности и их развивающий потенциал. Игровая деятельность как основная форма работы с детьми дошкольного возраста »

1 Обосновать значение игры как основной формы работы с детьми дошкольного возраста.

В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

Образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Таким образом, образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и предполагает построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

    Раскрыть принцип интеграции образовательных областей.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Основополагающий принцип ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Их пять:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость способствующих правильному формированию опорно–двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей – деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

«Физическое развитие» - двигательная деятельность;

«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;

«Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность;

«Речевое развитие» - коммуникативная;

«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность

    Раскрыть условия и содержание совместной партнерской деятельности взрослого с детьми с учетом интеграции образовательных областей.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:

непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Примеры интеграции детских видов деятельности.

Вид детской деятельности

Интеграция с другим видом детской деятельности

Формы работы с детьми

Двигательная

Игровая

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Игровая

Двигательная, Коммуникативная

Сюжетные игры

Игры с правилами

Коммуникативная

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Продуктивная

Познавательно-исследовательская

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Коммуникативная

Игровая

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

- Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Музыкально-художественная

Двигательная, игровая, коммуникативная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

Коммуникативная,

Познавательно-исследовательская

Чтение

Обсуждение

Разучивание

Литература:

    Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание - № 5, 2010.

    Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание - № 8, 2010.

    Кудрявцев В.Т. Образование до школы – какой ценой? // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 5. – С. 4-11.

Дети дошкольного возраста все время вовлечены в какую-то деятельность. Они бегают, играют, рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или постучать молотком, как папа… Виды деятельности дошкольников разнообразны, и все они жизненно необходимы. Так в детстве протекают три взаимосвязанных процесса: развитие познавательной сферы, освоение деятельности и формирование личности.

Почему для дошкольника важна включенность в деятельность

Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.

Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.

Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.

Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.

Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном возрасте

Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных на решение задачи.

Каждый возрастной период отличается преобладанием одних видов деятельности над другими. Преобладающий вид – самый влиятельный, поэтому его выделяют как ведущую деятельность.

Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные умения.

К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению. Соответствующие занятия помогут развить дошкольника, данные ему от природы.

Дошкольник может увлеченно самостоятельно строить домик из кубиков или рисовать, но его привлекает и коллективная деятельность. Коллективная форма предоставляет иные возможности. Ребенок видит, что делают сверстники, замечает, какие действия одобряются, и в его представлении складываются образцы для подражания.

Продуктивные виды деятельности

Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно показать другим или оценить. В этих случаях имеют место дошкольников.

К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление аппликаций.

Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия. Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального рассматривания.

Игровая деятельность

Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является в этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно меняется, обогащается новыми формами и содержанием.

Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как играются сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать друг другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.

Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные и . Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных способностей.

Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет ребенок не понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой простой деятельности закладывается формирование представлений о правилах и нормах.

Особо значимой для дошкольника является ролевая игра. Действуя по правилам роли, ребенок развивает воображение, осваивает нормы общения, учится контролировать свое поведение.

Подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к художественной продуктивной деятельности.

Творческая деятельность

Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с принципом «от простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от того, в какой степени ребенок владеет средствами и способами преобразовывать в образы и модели все то, что он видит, слышит и чувствует.

В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7 годам дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять образы до воплощения их в рисунке или модели, удерживать замысел задуманной композиции и последовательно ее создавать. , в свою очередь, представлена несколькими видами.

Изобразительное творчество

Ребенка включает рисование, лепку, изготовление аппликаций. Занятия полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам процесс, а не результат. Не важно, что у малыша получаются только хаотичные линии да кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и техника рисовальных движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не станет рисовать все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для Снеговика, а другой для луга с цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание рисунка требует соответствия единой композиции.

Изготовление аппликаций дает ребенку первые представления о симметрии. Симметрия становится открытием для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги вырезают снежинки, листочки и другие элементы аппликативного сюжета.

После такой практики у детей формируется умение видеть симметрию в окружающем мире.

Конструирование

Конструктивная деятельность дошкольника – это сооружение разных построек и создание моделей из деталей «Лего» и других пластмассовых или деревянных наборов. К этому же виду относится конструирование из бумаги.

В практических действиях дошкольник раскрывает существующие закономерности. Появляется осознание, какие формы и размеры должны быть у деталей, чтобы они подошли друг другу. Экспериментируя, дети приходят к пониманию, что при строительстве башни нужно сделать основание пошире, чтобы она была устойчивее – так формируется понятие устойчивости и равновесия.

Развивает способность воспринимать предмет в целом. Дошкольник научается планировать на несколько шагов вперед, а потом воплощать задуманное. В такой деятельности развивается конструктивное мышление.

Музыкально-танцевальная деятельность

О музыкальной деятельности упоминают нечасто в контексте развития дошкольника. В то же время, это активно присутствующая и важная тема в жизни ребенка. Дети рано начинают откликаться на музыку, формируется восприятие музыкальных звуков и ритма.

Дошкольники любого возраста с удовольствием выполняют танцевальные движения под музыку. Развиваются и музыкальный слух.

Танцевальные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее развитие ребенка. Он запоминает и выполняет движения в заданном порядке, учится распределять внимание между непосредственным выполнением движений и наблюдением за тренером или партнерами по танцу. При этом развивается умение воспринимать зрительно-двигательный образ. По мере освоения танцевальных движений, дошкольник может проявлять творчество и создавать свой танец.

Познавательно исследовательская деятельность

Познавательная активность дошкольника способствует развитию умственной деятельности и мышления. Такая активность может проявляться в практической и умственной форме. В том случае, когда ребенок проводит простейшие опыты, имеет место познавательно исследовательская деятельность.

Дошкольник включается в экспериментирование не ради забавы. Он сталкивается с неизвестным ему ранее свойством предмета и стремится понять это свойство, обнаружить аргументацию. Ребенок проверяет, как плавает бумажный кораблик, и что происходит, когда бумага полностью пропитывается водой. Экспериментирует, что можно выше подбросить — мячик или воздушный шар.

В подобной деятельности дошкольник открывает существенные признаки предметов и явлений. Он не может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов взрослому. усиливается и подталкивает к новым опытам. Ценность детской исследовательской деятельности заключается в том, что она является способом познания окружающего мира.

Трудовая деятельность

Дошкольнику хочется быть как мама или папа. Он смотрит, каким делом занимаются взрослые, и жаждет также попробовать свои силы. В это время ребенком движет сильнейший интерес и желание быть наравне.

Ребенка увлекает процесс, а не результат. Он хочет вместе с мамой месить тесто и рядом с папой поливать цветы на клумбе. Дошкольник заявляет, что он будет помогать. Не проблема, что «помощник» окажется весь в муке, или воду из лейки выльет на самого себя. Важна причастность к полезному делу.

Главное правило, которым должны руководствоваться при этом родители: не раздражаться! Ребенок проявляет самостоятельность, реализует свои потребности. К тому же он впитывает манеры взрослых, и родительская реакция станет для него образцом поведения в дальнейшем.

Ребенок ожидает положительную оценку, похвалу, одобрение своих действий. Чувство гордости за свои достижения у ребенка проявляется уже в возрасте 3-х лет, как только он открыл для себя собственное Я. Очень важно хвалить ребенка и поручить ему посильное для него дело.

Особая ценность с точки зрения младшего дошкольника заключается в том, что он становится сотрудником взрослого и действует в реальной ситуации, а не игровой. У старшего дошкольника другие приоритеты. Он с удовольствием принимается за работу, если понимает ее важность. Каким бы ни оказался мотив включения в деятельность, у дошкольника постепенно формируются трудовые навыки.

Учебная деятельность

В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными «взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы. Все это предпосылки к тому, что ребенок готов учиться новому и решать более сложные задачи. Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.

Первые навыки прививают дошкольнику в дидактической игре. Дидактическими называют игры, специально придуманные взрослыми, чтобы дети получали новые знания и формировали навыки.

Сначала в игровой форме, но со временем дошкольники и без игрового контекста с интересом слушают познавательный материал, читают и выполняют простые счетные операции.

Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует произвольности познавательных процессов. А для этого необходимо проводить с детьми игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти.

Стремясь полноценно развивать ребенка, взрослым необходимо помнить, что все виды деятельности детей приносят им свою пользу. Дошкольнику важно играть и рисовать, конструировать и выполнять посильные домашние обязанности. Родителям следует предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия.

основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть :
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Деятельность педагога по каждому направлению:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок. Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек. Как работать с картинками можно прочитать

Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;
— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность. Кроме организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Тысяча