Игра и труд являются видами. Характеристика основных видов деятельности человека: игра, учение, труд

На первый взгляд, между игрой и трудом нет ничего общего. Труд - за этим словом так и слышится: трудно, трудности, которые необходимо преодолевать. А слово "игра" вызывает ассоциации с чем-то приятным, легким, увлекательным. Однако противопоставление отнюдь не очевидно. Можно вспомнить, что о труде высокого профессионала говорят: работает играючи.

На вопрос, что такое труд, существует несколько точек зрения. Сторонники одной из них понимают труд предельно широко: по их мнению, любая сознательная деятельность человека равнозначна труда. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, прежде всего с многообразием предметов, можно говорить о работе.

Сторонники другой точки зрения рассматривают труд как один из видов деятельности, но далеко не единственный. Действительно, труда присуща такая черта деятельности, как проявление активности в действиях, причем активности целесообразной. О другой бессмысленную подобие труда приходится слышать обидное: "обезьянья работа". В работе обязательно есть и такие черты, как практическая полезность, наличие результата. "Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно". Если не нужно никому, то и усилия прилагать нет необходимости. Будут ли результатами труда материальные ценности или духовные богатства, их созданию подчинена трудовая деятельность.

Еще одной чертой, характерной для трудовой деятельности, является своеобразие ее мотивов. Работа всегда нацелена на достижение запрограммированных заранее ожидаемых результатов. Правда, полученный эффект может быть лучше или хуже, ближе к замыслу или дальше от него, но не может быть абсурдной трудом. Затрачивать усилия, понимая, что получается не то, к чему стремишься, - такое трудно себе представить.

Что же дает основание надеяться на то, что запрограммирован результат будет достигнут с оптимальными затратами усилий? Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо мастерство, умение, знания. Таких составляющих требует любой труд - физическая, интеллектуальная, труд ремесленника, земледельца, художника, творца. В любой трудовой деятельности ее участники решают какое-то определенное задание, планируют свои действия, предусматривают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Можно подвести итог. Труд - это вид человеческой деятельности, направленной на достижение практически полезного результата. Она осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразования предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем, работа превращает самого человека, совершенствует ее как субъекта трудовой деятельности и как личность.

ИГРА

Игра, в отличие от трудовой деятельности, не столько направлена на результат, сколько на сам процесс. Игра сопровождает человечество на протяжении всей истории, переплетаясь с магией, религиозным культом, искусством, спортом, военными упражнениями.

Кто не знает, что такое игра? Тем не менее единого, признанного большинством ученых определения ее нет. Этим словом время сочетают очень широкий спектр действий (сравните: игра детей, игра на бирже...- этот ряд можно продолжить).

Ученые спорят о происхождении игры, о том, является ли она деятельностью, специфической для человека, носит универсальный характер. Другими словами: играют животные, машины?

Сторонники биологического происхождения игры утверждают, что игра свойственна многим живым организмам, причем, чем сложнее организм устроен, тем разнообразнее его игра, как деятельность. В основе игры животных лежат инстинкты: инстинкт борьбы, власти, опеки: особую роль некоторые ученые придают сексуальным влечениям, а также врожденному стремлению к освобождению, объединения, повторения. Догадки, высказанные сторонниками подобных точек зрения, очень интересные; материал, приводится для иллюстрации поведения животных, разнообразен, однако он не дает возможности непротиворечиво и доказательно объяснить связь игры человека с его социальной сущностью.

Немецкому философу и поэту Ф. Шиллеру принадлежит следующее утверждение: "Человек играет только тогда, когда она в полном смысле слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет".

Не останавливаясь здесь на деталях, приведем лишь окончательные выводы ученых, специально изучали происхождение и развитие игры, как деятельности у разных народов Земли. В своем развернутом виде игра продолжает жить в детстве, представляя собой необходимую форму жизни ребенка в виде игр-манипуляций с предметами, сюжетных (в том числе ролевых), подвижных игр, игр в процессе обучения. Во взрослом мире сложные виды игры вытесняются, с одной стороны, искусством, с другой стороны - спортом. Для людей творческих специальностей игра становится одним из основных видов деятельности человека. Однако, превратившись в главное дело жизни, игра приобретает уже качественно иной смысл, чем прежняя игра ребенка.

Наиболее существенной особенностью игры как деятельности является ее двуплановость. С одной стороны, играющий, осуществляет реальное действие, с другой - многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемых обстоятельствах (стоит сказать волшебное "как бы"., И стул станет конем, а грязнуля Золушка превратится в принцессу).

Игра в развитом виде включает роли, которые берут на себя играющие. Роль - это соответствие принятым (условным) нормам поведения в игровой ситуации. Иными словами, роль является отождествлением играющего с изображаемым лицом, предметом, персонажем. Для реализации роли играющий обязательно прибегает к действиям в соответствии с правилами игры. В игре особым образом используются предметы или их заменители, символы, условные знаки.

Все эти условные составляющие игры возможны, поскольку играющий одновременно верит и не верит в то, что ситуация, которая разыгрывается, реальна. Двуплановость такого поведения роднит игру с искусством. Искусство особыми, художественными средствами интерпретирует различные стороны человеческой жизни и деятельности и рассказывает о них людям, заставляя переживать, принимать или не принимать предлагаемое художником понимание смысла жизни. Игра, как и искусство, предлагает некоторое решение не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая, однако, в дальнейшем может быть использована как своеобразная модель поведения. Искусство предлагает будто типовые формы разрешения конфликтов персонажей, а игра дает возможность моделировать конкретные ситуации и выступает как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, действий.

Ведущая деятель-ность - это такая деятельность, которая на данном возрастном периоде онтогенеза ответственна за психическое развитие ребёнка и определяет возникновение в его психике важнейших психических новообразований.

Есть три вида деятельности: игра, учение, труд.

Игра - процессуальный вид деятельности, потому что важен процесс, а не результат. Учение и труд - результативный вид деятельности, они близки по психологической природе, так как здесь важен именно результат деятельности, а не процесс.

Игра.

Вид непродуктивной, процессуальной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. А попросту, ребёнку нравится играть, ему это приятно, вот он и играет. Это первый вид деятельности, который осваивает ребёнок.

Известно, что игровое поведение наблюдается и у молодых животных, проявляющееся во всевозможной возне, имитации драк, беготне и т. д. У некоторых животных наблюдаются игры с вещами. Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать, прежде всего, как реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Об этом свидетельствует то, что игра у них тормозится при голодании или ограниченном питании, при воздействии высокой температуры среды и т.п. Если животное лишить на некоторое время партнеров для игры (это явление называют «игровым голодом»), то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т. е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии.

Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в активности, а источником - подражание и опыт.

Игра, как вид самостоятельной деятельности, возникает у ребёнка в три года, после кризиса "Я сам". Ребенок уже владеет человеческими способами восприятия окружающего мира, научился действовать как человек, но пока ещё в тесном содействии с матерью и под её руководством. Теперь, освободившись в возрасте трёх лет из диады мать-дитя, ребёнок учится действовать самостоятельно, независимо от взрослых.

Параллельно с предметами-орудиями ребенок сталкивается в своей практике с другим видом вещей - игрушками. Человеческий способ употребления последних - игра, т. е. изображение с их помощью каких-то других, настоящих вещей и действий. Взрослые учат детей этому употреблению игрушек. Они показывают ребенку, как нужно поить куклу, укачивать ее, водить гулять, как кормить игрушечного медвежонка, возить машину и т. п.

По мере взросления ребёнка игра усложняется.

Учение.

Однако во всех видах поведения и деятельности ребенка, которые мы до сих пор рассматривали, этот конечный результат - освоение общественного опыта - не совпадал с целями самой деятельности. Ребенок манипулирует вещами не для того, чтобы чему-то научиться. Когда он делает первые шаги и пытается произнести первые слова, им не движут цели научиться ходить и говорить. Его действия направлены на удовлетворение непосредственных потребностей в исследовании, активности, на овладение вещами, на воздействие на окружающих и т. д. Освоение соответствующих действий и информации выступает, поэтому, для ребенка не как цель, а лишь как средство удовлетворения соответствующих потребностей.


Наступает время, когда в жизнь ребенка входит особый вид деятельности. Это деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение, называется учением.

Итак, учение - деятельность целью, которой является научение, т.е. освоение знаний, умений, навыков.

Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками и умениями, необходимыми для различных видов общественно полезной активности. Она формирует у человека также умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. У ребёнка формируются высшие психические функции, главная особенность состоит в том, что они являются произвольными.

По своей природе учение и труд психологически очень близки: и учение, и труд являются результативными, т.е. они выполняются ради результата. Отсюда понятно, что учение подготавливает человека к труду.

Труд.

Труд это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов - материальных или идеальных. Трудовая деятельность - главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы свое существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.

Целями трудовой деятельности могут быть вещи, потребляемые людьми, и вещи, необходимые для производства таких потребляемых вещей, - хлеб и машины, мебель и орудия, одежда и автомобили и т. д. Это может быть энергия (тепло, свет, электричество, движение) и средства информации (книги, чертежи, фильмы). Наконец, это могут быть идеологические продукты (наука, искусство, идеи) и действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание).

При этом несущественно, нужен ли производимый человеком продукт для удовлетворения его собственных потребностей. Достаточно, если продукт этот нужен обществу в целом. Соответственно цели деятельности человека перестают определяться его личными потребностями. Они задаются ему обществом, а сама деятельность принимает форму выполнения определенного общественного задания. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

Общественной является эта деятельность и по ее характеру. Благодаря разделению труда в современном обществе ни один человек не производит всего того, что ему требуется, и почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Поэтому все, что требуется для жизни, человек должен получать от общества в обмен свой труд.

Тем самым действия, которые выполняет человек в труде, определяются не биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование высших процессов переработки информации, и, прежде всего воображения и мышления.

В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом,обучением на занятиях.
Взаимосвязь игры и труда определяется тем, что между ними имеется общее и различное. А. С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде, есть рабочее усилие и усилие мысли: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра». Отличие игры от работы состоит только в том, что «...работа есть участие человека в общественном производстве... в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы».
В игре часто возникает необходимость создания игрушки, того или иного приспособления. На занятиях лепкой, конструированием дети под руководством воспитателя изготовляют игрушки, пособия, которые используются в играх. Навыки самостоятельности, приобретаемые в труде, переносятся в игру.
В разных группах детского сада взаимосвязь игры и труда имеет различный характер.
В младших группах многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами; двигательные навыки, способность ориентировки в пространстве - в подвижных играх. Для детей старшего возраста труд становится самостоятельной деятельностью. Однако взаимосвязь игры и труда в какой-то мере сохраняется. Так, дети изготовляют игрушки-самоделки на занятиях ручным трудом, а используют их, причем очень охотно, в играх.
Советская педагогика не противопоставляет игру обучению на занятиях, а широко использует их взаимосвязь в процессе воспитательного воздействия на детей. С введением в детском саду обучения значительно расширилась тематика и углубилось содержание игр. На занятиях дети получают широкий круг знаний и представлений о предметах и явлениях, об окружающей жизни, которые используются в игре. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что, несомненно, повышает и культуру игры. Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям.
Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.
Взаимосвязь между игрой и обучением не остается неизменной на протяжении дошкольного детства. В младших группах игра является основной формой обучения. В старших, особенно в подготовительной, значительно увеличивается роль самого процесса обучения на занятиях. Перспектива обучения в школе становится желанной для детей. Им хочется стать школьниками.
Однако игра не утрачивает для них своей привлекательности, изменяется лишь ее содержание, характер. Детей интересуют игры более сложные, требующие интеллектуальной активности. Привлекают их также игры спортивного характера, в которых содержится элемент соревнования.

Укажи отличия человеческой деятельности от поведения животных.

1.Взаимодействие с окружающим миром 2. Приспособление к окружающей среде 3. Наличие продуманной цели 4) Внешняя активность.

7.Что из перечисленного является деятельностью? Напиши ответ в виде набора цифр в порядке возрастания.

1. Девочка занимается спортивной гимнастикой. 2. Пчелы делают мед 3.Бабушка вяжет носки.4) Бобры строят плотину 5)Малыш собирает пирамиду 6)Постовой регулирует уличное движение 7) Мальчик играет в компьютерную игру. 8)Дети играют в футбол во дворе.

8. Составь схему « Деятельность человека», используя слова: 1)средства 2)результат 3)цель. Ответ запиши в виде набора цифр в нужной последовательности.

А Б В

Задание 9. Выбери человека, которого ты считаешь сильной личностью. Напиши план рассказа об этом человеке. В плане должно быть не менее 3 пунктов, 2 из которых детализированы.

Проверочная работа по теме « Человек в социальном измерении» , 6 класс. ВАРИАНТ -2

1.Выбери правильный ответ. Что объединяет слова « учение « и « труд».

1.Взаимодействие с окружающим миром 2. Приспособление к окружающей среде 3.наличие продуманной цели 4) внешняя активность.

2.Потребность в отдыхе относится к:

1) Духовной потребности 2) Моральной потребности

3)Биологической потребности 4) Социальной потребности

3.Верны ли следующие суждения о личности?

А.Личность возникает в результате биологического развития человека.

Б.Огромное влияние на становление личности оказывает общество.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

4.Установи соответствие между понятиями и определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В

6.Что из перечисленного является деятельностью? Напиши ответ в виде набора цифр в порядке возрастания.

1. Девочка занимается спортивной гимнастикой. 2.Дети играют в футбол во дворе. 3. Пчелы делают мед.4.Бабушка вяжет носки.5) Бобры строят плотину 6)Малыш собирает пирамиду 7)Постовой регулирует уличное движение 8) Мальчик играет в компьютерную игру.

| следующая лекция ==>
Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка. |

Труд - это деятельность, которая отличает человека от жи­вотных.Именно труд, по мнению Ф. Энгельса, способствовал ста­новлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производи­тельный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, че­ловек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например, собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы­ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на об­служивание материальных предметов. В экономической сфере не­производительный труд связан с оказанием услуг: перевозка то­варов, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышлен­ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свал­ки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литерату­ре, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном произ­водстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физи­ческий.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помо­щью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли жи­вотные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш­ленном производстве физический труд все более заменялся ум­ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто­янно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум­ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить спо­собы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособ­ленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы п данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долга копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение не­скольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наибо­лее эффективные способы воздействия па объект труда , т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой дея­тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию ис­ходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех­нология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за еди­ницу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе­раций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уро­вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис­пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллектив­ной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые опера­ции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между от­дельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследова­тельском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся инди­видуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло­жение называется специализацией, или разделением труда . Для бо­лее эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается инфор­мация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смыс­ле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем

назвать любую деятельность по преобразованию окружающей дей­ствительности и удовлетворению потребностей, то работой чаше всего называется деятельность, которая осуществляется за воз­награждение. Таким образом, работа - это разновидность трудо­вой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называ­ется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Нали­чие особых, более углубленных навыков и знаний по данной про­фессии называется специальностью. Еше на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математи­ки и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний поданной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабо­чих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высо­кое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний ру­ководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невоз­можно предусмотреть вес ситуации, которые возникают в трудо­вом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, по­зволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют ини­циативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, тре­бует выполнения особых правил.Одни из них связаны с техноло­гическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие осно­ваны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем извест­но, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключе­ны от электросети, разводить костры вблизи деревянных строе­ний, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблю­дение норм эксплуатации оборудования и правил по технике бе­зопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют усло­вия труда . К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваем ость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные трав­мы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производ­ства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возника­ло чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегу­манизации труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего, надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных твор­чески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повы­сить уровень культуры труда, т. е. усовершенствовать все составля­ющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать осо­бенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

Противоположностью трудовой деятельности выступает досуговая деятельность. Юристы все свободное от работы время назы­вают временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды чело­век ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают соверше­ние активных действий. Одно из таких действий представляет игра.

Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из риту­альных плясок древних людей, а может быть, были способом обу­чения молодого поколения

Сторонники теории биологического происхождения игры счи­тают, что игры свойственны многим животным и в их основе ле­жат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных ус­ваивают образцы поведения представителей своего вида, а брач­ные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра - это специфическая деятельность человека.

Если рассматривать игру как разновидность человеческой дея­тельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С по­мощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, раз­вивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвиж­ные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрез­мерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последстви­ям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.

Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возра­сте, наиболее проявляется в се двуплановости. Играющий совер­шает реальные действия, хотя они носят условный характер, по­зволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в про­цессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.

Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ро­лей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.

Реализация ролевых функций связана с перевоплощением иг­рающего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участни­ков. В игре могут быть использованы различные предметы, симво­лы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные си­туации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни. Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.

Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью прило­жения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», - говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофес­сионально

Вопросы и задания

1. Как труд повлиял на процессы антропо- и сопиогснеза?

2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудовая деятельность?

3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного
труда?

4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум­ственного и физического труда?

5. Каковы цели прудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.

8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио­нализмом? Приведите примеры профессионализма.

9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?

10. В чем состоит проблема гуманизации труда?

11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?

12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях: А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих ин­дивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение*.

И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного уме­ния в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».

Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».

И. П. Павлов: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хоро­шую догадку, т.е. соединял "голову с руками"».

Буркозел