Аукцион ценностей игра. Внеклассное мероприятие " жизненные ценности"

В сем известно, что психологу труднее всего работать с младшими подростками. Причины этого различны, хотя вполне понятны. Во-первых, кризис отделения от семьи заставляет подростков несколько отстраняться от любых взрослых. В особенности это характерно для ребят из семей с гиперопекающими родителями, которые всеми силами стремятся сохранить над ними свой контроль. Во-вторых, половое созревание, эмоциональная неуравновешенность делают подростков громкими, подвижными. Им трудно сидеть спокойно на занятиях с психологом, которые, как правило, проходят после уроков. А если они проводятся не с одним подростком, а с группой? А если в соседнем кабинете помещается учительская, кабинет завуча или что-то похожее и шум расценивается педагогами как некомпетентность психолога?

Но в наиболее трудной ситуации оказываются начинающие психологи. Ведь ребята не знают, чего от них можно ждать, не торопятся начать доверять, воспринимают психолога как еще одного учителя, которого надо проверить.

В этой ситуации может помочь такая форма работы, которая:

Будет безопасна для ребят, то есть знакома по предыдущему опыту;

Увлекательна, то есть содержит элементы соревновательности;

Не назидательна, то есть не содержит прямых воспитательных наставлений.

Всем этим требованиям удовлетворяет игра, основанная на принципе детских игр - «ходилок».

Для игры заранее готовится игровое поле и тексты заданий. На игровом поле изображаются: (в левом нижнем углу - старт, в правом верхнем углу - финиш). А между ними извивающейся линией расположены вразброс «кружки». На 12 кружках изображен «вопрос», на 4 кружках надпись «свобода», на 8 кружках - «мнение», на 8 кружках - «засыпка», на 4 кружках - «остановка» и еще на 8 кружках «ситуация». А также есть еще 3 лесенки, по ним можно либо подняться на несколько кружков, либо спуститься назад на несколько ходов.

Тексты заданий можно несколько занятий повторять, а можно менять. В приложении приводятся тексты заданий, которые мы давали в 6-м классе.

В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15. Это обусловлено тем, что чем больше игроков в ней участвует, тем больше она занимает времени. При участии 10 человек игра растягивается на два урока. Перед игрой ведущий заготавливает нужное количество фишек, которыми будут пользоваться игроки. В начале игры фишки ставятся на старт, и задача участников, кидая по очереди кубик, дойти до финиша. Если участник попадает на кружочек с названием «свобода», то он может либо что-то нарисовать, либо станцевать, либо спеть, либо бросить еще раз кубик, либо сделать то, что он хочет. На то она и свобода.

Кидая кубик и передвигая фишки, участник выполняет «задания», отвечает на «вопрос-на-засыпку» и просто на «вопрос», высказывает свое «мнение» в ответ на написанное на карточке умозаключение, придумывает собственные действия в различных «ситуациях», на «остановке» размышляет на какую-то тему.

Игра рассчитана на подростков, но, придумав к ней новые вопросы и задания, ее можно модифицировать для различных задач и возрастов.

Эта игра ненавязчиво дает детям возможность рассказать о себе, причем, отвечая на вопросы, они имеют право сами регулировать степень личностно затрагиваемой информации, а также могут подумать о вещах, о которых раньше не задумывались.

Когда подростки составляют свое мнение по поводу некого утверждения, то они оценивают степень соответствия явления, о котором говорится в утверждении, с реальностью. Это заставляет их задуматься о каких-то жизненных законах, а также в игровой форме узнать о них, что позволит им в дальнейшем лучше ориентироваться в незнакомом взрослом пространстве.

В процессе игры между участниками создается более доверительная атмосфера, подростки учатся слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Также, отвечая на вопросы, подростки делятся своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации или как добиться различных коммуникативных целей. Например: «Как не обидеть человека»? В процессе игры они открывают для себя много нового не только в себе, но и в окружающих, в законах окружающего мира. Это обуславливается еще и тем, что познание происходит в легкой, приятной игровой форме, редко встречающейся на психологических занятиях. Получая удовольствие от психологических познаний, подросток и дальше не перестанет интересоваться ими, так как они будут вызывать положительные ассоциации и чувство удовольствия от психологических занятий и размышлений.

ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ

Задания и вопросы из каждого блока ведущий может предлагать игрокам устно. Однако использовать их гораздо удобней, если они будут записаны на отдельных карточках, располагающихся напротив соответствующего кружка.

Вариант 1

МНЕНИЕ
Что здесь имеется в виду?
Верно суждение или неверно?
Каково твое мнение по данному поводу?

1. Для того чтобы что-то или кого-то изменить, нужно самому для этого что-то предпринять (самому что-то сделать или измениться).

2. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, нужно придумать несколько мини-целей, которые помогут добиться конечной цели.

3. Легче живется человеку, который обижается редко и очень отходчив, так как обида - изматывающее, неприятное чувство. В жизни не так уж много действительно основательных поводов для обиды, большинство поводов - для мелких обид, так что не стоит обижаться подолгу.

4. Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.

5. Смерть встречается не только в конце жизни. Бывает еще символическая смерть, которая во благо. Она нужна для того, чтобы в человеке освободилось место для чего-то нового. Ведь чтобы вырос новый росток, что-то должно умереть, отмереть, для того чтобы удобрить почву, - что-то, что уже не нужно человеку.

6. Взрослость - не только способность себя обеспечивать, но и ответственность как за свои поступки, так и за свою жизнь.

7. Часто люди боятся менять что-то в своей жизни, опасаясь потерять то, что они уже имеют, даже если изменения сулят удачу, успех и приобретения.

8. Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской. Если человек соврет во второй и третий раз, то к нему будут относиться с недоверием. Если это будет повторяться еще, то не будет ему веры. То же самое происходит и с другими поступками человека.

«ЗАСЫПКА»

Ответь на «вопрос-на-засыпку»

1. Как не обидеть человека?

2. Как обратить на себя внимание человека?

3. Как утешить человека?

4. Как завоевать доверие человека?

5. Как найти контакт с человеком?

6. Как обрадовать человека?

7. Как подобрать человеку такой подарок, чтобы он ему понравился?

8. Как узнать, что человек чувствует или думает?

ЗАДАНИЕ

1. Покажи,

какой ты, когда тебя никто не видит;

какой ты в окружении близких;

какой ты, когда тебя видят посторонние;

какой ты, когда тебя видят все?

2.

Каким бы ты хотел быть в будущем?

3. Нарисуй свое прошлое.

4. Нарисуй свое настоящее.

5. Нарисуй свое будущее.

6. Расскажи о какой-то своей проделке, шалости.

7. Покажи, изобрази телом, жестами, мимикой каждому или почти каждому, что ты о нем думаешь?

8. Подумай, на кого из твоего класса ты меньше всего похож, и расскажи, чем вы похожи.

ВОПРОС

1. Каким бы ты хотел быть в своем прошлом?

2. Что для тебя важно в жизни?

3. Твое самое раннее воспоминание?

4. Каким бы ты хотел видеть свое будущее?

5. Хотел бы ты изменить свое прошлое и как?

6. Есть ли у тебя какие-нибудь принципы в жизни? Какие?

7. Как ты думаешь, что тебе надо сделать, чтобы осуществить свои мечты о будущем?

8. Как ты думаешь, изменилось ли в тебе что-нибудь за последние два года? (Взросление, характер, поведение.)

9. Расскажи, о чем ты мечтаешь?

10. Расскажи о пяти своих достоинствах.

11. Что тебе нравится в людях, а что нет?

12. Что бы ты хотел изменить в других? И что бы ты мог сделать для этого?

ОСТАНОВКА

Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать!

1. Подумай про себя, кого ты за последнюю неделю незаслуженно обидел?

2. Кому бы тебе хотелось сделать приятное и почему?

3. Каким ты можешь быть, чтобы людям вокруг тебя было приятно и комфортно?

4. Что в тебе есть хорошего, что ты редко используешь?

СИТУАЦИЯ

Как бы ты себя повел в данной ситуации, что бы почувствовал, что бы сказал?

1. Твой друг (подруга) тебе говорит, что твоя девушка (парень) предложила (предложил) пойти на дискотеку, так как ты не захотел(а) идти…

2. Классный руководитель уговорил тебя выступить на школьном концерте. Ты выходишь на сцену и…

3. Вы со своим другом (подругой) сильно поссорились. Ты на него (нее) сердишься, но тем не менее скучаешь по общению с ним (ней)…

4. Ты хочешь пойти на вечеринку к друзьям, но ты там почти никого не знаешь….

5. Ты нечаянно разбил(а) горшок с цветком в классе….

6. Подходит к тебе на улице парень (девушка) и говорит, что хочет с тобой познакомиться….

7. Все лето ты провел(а) не в Москве и не виделся со своими друзьями. Вы созваниваетесь, договариваетесь погулять, встречаетесь, общаетесь. Вдруг кто-то предлагает закурить, и тут выясняется, что за лето все ребята из твоей компании начали курить…

8. Ты не сделал(а) домашнее задание и не подготовился(лась) к урокам. А тебя как назло вызвали к доске…

Вариант 2

ЗАДАНИЕ

1. Если бы ты вел дневник, то что бы ты написал за прошлую неделю?

2. Изобрази телом, жестами, мимикой, чего ты ждешь от окружающих?

3. Нарисуй свой охранный амулет силы и расскажи о нем.

4. Расскажи чуть-чуть о каждом из присутствующих, что тебе в них нравится.

5. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты умеешь любить своих близких,

как ты умеешь любить своих друзей;

как ты умеешь любить посторонних

тебе людей.

6. Нарисуй маску, которую ты чаще всего «надеваешь» при общении с людьми

7. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты даешь понять человеку, что он тебе не нравится;

как ты даешь понять человеку, что ты ему не веришь;

как ты даешь понять человеку, что ты на него обиделся;

как ты даешь понять человеку, что у тебя плохое настроение.

8. Сделай без слов (жестами) всем или почти всем по подарку.

ВОПРОС

1. Что является смыслом твоей жизни?

2. Нужно ли тебе в жизни понимание себя и других? Почему?

3. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда тебя бы не поняли? Какие?

4. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда ты сделал кому-нибудь добро и тебе это вернулось? Какие?

5. Какова цель твоей жизни?

6. Какой у тебя образ идеального друга?

7. Какой у тебя образ идеального молодого человека (девушки)?

8. Зачем ты живешь?

9. Какой у тебя образ идеального родителя?

10. Какие усилия ты готов(а) затрачивать для достижения своих целей?

11. Как ты оцениваешь свою настоящую жизнь?

12. Насколько легко тебе дается спрогнозировать свою жизнь? Приведи пример.

СИТУАЦИЯ

1. Человек тебе что-то говорит, но ты заведомо знаешь, что человек лжет. Как ты поступишь в данной ситуации?

2. Ты сделал что-то такое, за что самому стыдно. Как ты поступишь в данной ситуации?

3. Ты в новой компании, и тебе дают понять, что ты новенький и отношение к тебе соответствующее. Как ты поступишь в данной ситуации?

4. У тебя есть молодой человек (девушка), но недавно ты где-то познакомился с другим молодым человеком (девушкой), который тебе очень понравился. Тебе сказали друзья, что ты ему(ей) тоже очень понравилась(ся). Как ты поступишь в данной ситуации?

5. Твоему другу назначили встречу («забили стрелку»). Ты знаешь, что вы будете в меньшинстве, а позвать на помощь, кроме вашего одного друга, вам некого. Как ты поступишь в данной ситуации?

6. Ты хочешь что-то скрыть от родителей или боишься в чем-то признаться. Как ты поступишь в данной ситуации?

7. Родители считают, что на улице поздно гулять опасно, а тем более - ходить по злачным местам. А ты как раз хотел пойти туда с друзьями. Как ты поступишь в данной ситуации?

8. Ты считаешь, что твои родители в чем-то не правы или делают что-то не так. Как ты поступишь в данной ситуации?

«ЗАСЫПКА»

1. Что нужно делать, чтобы к тебе хорошо относились окружающие?

2. Как понравиться человеку?

3. Что нужно делать, чтобы родители поняли, что ты уже самостоятельный?

4. Как себя вести на первом свидании?

5. Что нужно делать, для того чтобы добиться успеха в жизни?

6. Как выстроить хорошие отношения с родителями?

7. Как выстроить хорошие отношения со своим парнем / своей девушкой?

8. Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Если не нужно много друзей, то вариант 2: как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)

ОСТАНОВКА

1. Есть ли у тебя в жизни события, которые бы повторялись несколько раз?

2. Подумай и назови пять своих достоинств и пять своих недостатков?

3. Подумай, что тебе нужно для счастья и как этого добиться?

4. Подумай, для чего ты живешь?

МНЕНИЕ

1. Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают. Чтобы понять человека (причины его поступков и слов, его дальнейшие действия), нужно представить себя на его месте.

2. Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек. Иначе бы он не делал другим зло. «Я презираю себя, наверное, поэтому я презираю других» (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени).

3. Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.

4. Женщина - это хранительница очага, помощник, шея и глаза мужа. Она должна быть любящей, ласковой, мудрой, понимающей, хитрой и внутренне сильной. Она ответственна за то, чтобы дома всем было хорошо, безопасно и тепло, чтобы ее семье хотелось возвращаться домой, чтобы дом был крепостью ее семьи.

5. Мужчина - защитник, глава дома. Он должен быть сильным как внутри, так и снаружи, прагматичным, умным, заботливым, добрым, надежным, уметь принимать важные решения. Он ответственен за то, чтобы с его семей ничего плохого не случилось, чтобы все были выслушаны, поняты и обласканы.

6. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали другие и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать себя, а во вторую - уважать других и слушать, что они говорят.

7. Если человек делает кому-нибудь зло, то рано или поздно, так или иначе оно к нему вернется. И уже ему самому будет так же плохо, как тому человеку, которому он сделал что-то плохое, или даже хуже!

8. Человек должен принимать на себя ответственность за себя. Он должен знать, что удачи или неудачи, успех или неуспех в большинстве случаев зависят только от него!

Цель : работа с ценностными ориентациями молодежи, влияние на процесс становления ценностных ориентаций.

Правила проведения игры : Участниками игры становятся 4-8 человек. Слишком большое количество участников снижает динамичность игры.

Сюжет игры «Аукцион ценностей» соответствует названию: объявляется аукцион, на котором распродаются жизненные ценности. Задача участника - приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него наибольшее значение.

В начале игры ведущий раздает бланки со списками жизненных ценностей. Участники должны оценить каждый пункт списка по следующей шкале: «+» - положительное отношение, «0» - безразличное отношение, «-» - отрицательное отношение к данной ценности. Затем ведущий собирает бланки и подсчитывает количество и стартовую стоимость каждой ценности, которая будет выставлена на аукционе. Правила подсчета составляются таким образом, что ценность, которая привлекательна для большего числа игроков, имеет большую игровую «стоимость» и, соответственно, представлена в меньшем количестве игровых «лотов».

Далее объясняется, что «валютой», за которую можно будет приобретать ценности, является количество очков, набранное в упражнении на ловкость (сбивание кеглей, метание мячей, дротиков и т.п.). На всю игру участникам дается ограниченное количество попыток для выполнения упражнения.

Перед началом аукциона участник выбирает пять наиболее важных ценностей, за которые он собирается бороться. Этот выбор фиксируется в «плане аукциона». При этом после первоначального составления плана, участники могут внести в него необходимые изменения, после того, как ведущий объявит стартовую цену каждого «лота».

Ведущий ориентирует участников на необходимость максимального выполнения составленного «плана». Затем начинается процесс аукциона. Ведущий объявляет игровой «лот»: наименование и стоимость ценности. Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену «лота». Участник, получивший право на покупку, выполняет упражнение. Он может при этом использовать любое количество имеющихся в его распоряжении попыток. При этом все набранные очки можно не использовать на приобретение данного «лота». В том случае, если игрок отказался от приобретения заявленной ценности или набранных им очков недостаточно, «лот» снова выставляется на продажу. Аукцион прекращается, когда все ценности были «проданы» или все игроки израсходовали отведенные им попытки.

Затем составляется список «достижений», в который входят все приобретенные участником ценности. При этом вместо «плановой» ценности, которую игрок не смог приобрести, в список вносится ее «противоположность», например, вместо ценности «Счастливая семейная жизнь» - «Неудачная семейная жизнь» и т.п.

На следующем этапе игры участники представляют свои списки «достижений», сопоставляя их с типичным жизненным путем представителя той или иной профессии. Формальным итогом игры может стать вручение «дипломов приверженца профессии».

В обсуждении важно обратить внимание участников на то, как менялось отношение к тем или иным ценностям по мере изменения их «цены», достижений игроков в процессе выполнения упражнения на ловкость. Ведущий также может проинформировать участников о результатах опроса, проведенного в начале игры. В ходе обсуждения ведущий может предложить каждому участнику назвать ту ценность, которую он считает основной, определяющей жизнь человека. Также может быть затронут вопрос о том, как конкретная профессия влияет на характер ценностных ориентаций.

Сложности проведения данной игры связаны с поддержанием динамики игрового действия, а именно переходов от выполнения упражнения на ловкость к аукциону, фиксацией достижений участников, а также с оформлением игровой «документации», поэтому желательно, чтобы ведущему помогал ассистент.

Можно использовать список ценностей из теста Шварца:
1. Равенство
2. Внутренняя гармония
3. Власть
4. Удовольствие
5. Свобода
6. Духовная жизнь
7. Чувство общности
8. Стабильность общества
9. Интересная жизнь
10. Смысл жизни
11. Вежливость
12. Богатство
13. Безопасность нации
14. Чувство собственного достоинства
15. Взаимность в отношениях с людьми
16. Творчество
17. Мир во всем мире
18. Уважение традиций
19. Зрелая любовь
20. Самоограничение
21. Равнодушие к мирским заботам
22. Безопасность семьи и близких людей
23. Общественное признание
24. Единение с природой
25. Новизна
26. Мудрость
27. Авторитет
28. Настоящая дружба
29. Мир красоты
30. Социальная справедливость

Нет похожих записей

Занятие - игра "На что потратить жизнь?"

Цели занятия:

  1. Сформулировать собственные жизненные ценности.
  2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь.
  3. Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.

Материалы:

  • по 10 жетонов для каждого участника
  • карточки с названиями ценностей
  • CD – проектор
  • компьютер
  • слайд-шоу презентация “Жизненные ценности”. (Презентация)

Есть ценности, которым нет цены –

Клочок бумаги с пушкинским рисунком,

Учебник первый в первой школьной сумке,

И письма не вернувшихся с войны.

“Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря” О. Винсент Думинуко (итальянский философ)

Сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Но прежде, чем мы приступим к изучению этой темы, хотелось бы задать вопрос:

- “Как дорого нужно заплатить, чтобы купить вас”?

Иначе говоря: “На что бы вы променяли свою жизнь”?

Сегодня мы проведем игру, которая называется

“На что потратить жизнь?”

Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их.

Напишите качества присущие только вам.

Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности.

На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность.

Не потеряйте их!

(Раздайте каждому учащемся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей.)

  • Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор:

“потратить” жетоны или “сэкономить”.

  • На продажу будут выставляться сразу по две вещи .
  • Вы вправе выбрать любую из них или никакую , но только не обе сразу .
  • Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
  • Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.
  • Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей.

(презентация):

1. а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

Следующая пара:

2 . а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)

Затем:

3 . а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Следующая пара:

4. а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

5 . а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью , предназначена награда - два лишних жетона. ДВА ЖЕТОНА!!!

Потом:

6. а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

7 . а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Следующая пара:

8. а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Затем:

9. а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

10. а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут разбившись на группы по три-пять человек обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения:

- “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”;

-“Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”;

-“Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”.

  • Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной.
  • Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами.
  • Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие.
  • Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.

Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения.

Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями.

Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес.

За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Самостоятельная работа

ИНТЕРВЬЮ

Сейчас предлагаю вам разбиться на пары и провести интервью: один из вас будет выполнять роль репортера, другой – интервьюируемого.

При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80 – 90 лет), и, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление.

(Учащиеся садятся парами и по очереди берут интервью друг друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.) 10 минут.

Примерные вопросы:

Что было самым важным в жизни?

Какое личное качество больше всего помогало вам в трудных ситуациях?

Что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?

Что вы сделали для своей семьи?

Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.

Групповое обсуждение

Вы провели интервью, а теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы.

Каковы же те цели, к достижению которых стремится большинство людей, - материальные или духовные они по своей природе?

Находите ли вы какие-либо сходства в ответах на вопросы?

Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?

В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.

Заключительная часть занятия

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры.

Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”.

Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то.

Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил.

И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

Домашнее задание «Заполни таблицу»

Мои ценности

Мои смыслы

Мои потребности

Мои цели

Мои задачи

Подведение итогов

1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре?

2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?

3. Какие из ваших ценностей, на ваш взгляд, не являются ценностями для других?

4. Все ли люди исповедуют одинаковые ценности?

(Ответ: Милтон Роукич считает, что да. Однако точнее было бы сказать, что всех людей объединяет один и тот же комплекс основных ценностей с очень небольшими различиями (этот комплекс может быть дополнен лишь несколькими другими ценностями).

5. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?

(В иерархии ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы), лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.)

Кто-то из великих сказал,

что «Дети не готовятся жить,

Они уже живут».

Поэтому важно не только

формировать

Жизненные ценности,

Личностные качества, но и создать

Условия для расширения социальных

Контактов,

проб – как деятельностной

Единицы взросления.

Используемая литература

  1. Составитель Хаткевич О.А. Переходный возраст. – Минск: Изд. ООО “Красико - принт”, 2003
  2. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – Москва: Изд. “Первое сентября”, 2003

Можно использовать список ценностей из теста Шварца:
1. Равенство
2. Внутренняя гармония
3. Власть
4. Удовольствие
5. Свобода
6. Духовная жизнь
7. Чувство общности
8. Стабильность общества
9. Интересная жизнь
10. Смысл жизни
11. Вежливость400
12. Богатство
13. Безопасность нации
14. Чувство собственного достоинства
15. Взаимность в отношениях с людьми
16. Творчество
17. Мир во всем мире
18. Уважение традиций
19. Зрелая любовь
20. Самоограничение
21. Равнодушие к мирским заботам
22. Безопасность семьи и близких людей
23. Общественное признание
24. Единение с природой
25. Новизна
26. Мудрость
27. Авторитет
28. Настоящая дружба
29. Мир красоты
30. Социальная справедливость

(1 жетон)

Новый спортивный автомобиль.

(1 жетон)

Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга.

(2 жетона)

Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем).

(2 жетона)

Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет.

(1 жетон)

Один настоящий друг.

(2 жетона)

Хорошее образование

(2 жетона)

Предприятие, приносящее большую прибыль

(2 жетона)

Здоровая семья

(2 жетона)

Всемирная слава

(3 жетона)

Изменить любую черту своей внешности

(1 жетона)

Быть всю жизнь довольным собой.

(2 жетона)

Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения.

(2 жетона)

Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените.

(2 жетона)

Чистая совесть.

(2 жетона)

Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали.

(2 жетона)

Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите.

(2 жетона)

Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого.

(2 жетона)

Семь дополнительных лет жизни.

(3 жетона)

Безболезненная смерть, когда придет время.

(3 жетона)


«Мой жизненный путь» (25 мин).

Участникам предлагается нарисовать свою «карту жизни», на которой изображаются основные, запоминающиеся события своей жизни. В начале карты ставится дата рождения, все остальное может изображаться символами или подписываться.

По окончании рисования (примерно 15 мин) участники выбирают партнеров, садятся по парам и рассказывают друг другу о своих жизненных событиях.

«Уровень счастья» (5 мин).

Членам группы предлагается определить по 100-балльной шкале уровень счастья в своей жизни в целом. Это нужно сказать вслух для всей группы и отметить в своей карте. По ходу игры возможны вопросы друг к другу. Говорить - чередуясь: первый говорит о положительных качествах, второй - об отрицательных, третий — снова о положительных и т. д.

«Мама и ребенок» (10 мин).

Ведущий поясняет роль телесных прикосновений в общении между людьми. Затем участники разбиваются по парам, в которых исполняют роль матери и ребенка. «Мама» должна выразить свои чувства по отношению к «ребенку», прикасаясь к частям его тела (от головы до ног) и сопровождая свои действия ласковыми словами. Через три минуты участники меняются ролями.

Обсуждение: Кем вам больше нравилось быть - ребенком или матерью? Почему?

«Мы похожи?..» (25 мин).

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

Ты похож на меня тем, что...

Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: В парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании игры проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

«Истории на тему "Радости жизни"» (60-90 мин).

Этот блок упражнений выдвигает на передний план радости жизни. Участников побуждают к размышлениям о том, что приносит или могло бы приносить им радость в жизни. Одновременно необходимо учить их вместе работать в группе, чувствовать друг друга и достигать результата в совместной групповой деятельности.

Группа делится на малые группы по 2-3 человека. Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки (они должны затрагивать как можно больше сфер жизни, таких как любовь, дружба, сексуальность, свободное время, работа, семья). Участники группы начинают писать историю по своей картинке, на это у них есть примерно 5 минут. После этого каждая группа перемещается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке (не более 5 переходов). После этого истории зачитываются и обсуждаются в большой группе.

«Предложения, начинающиеся со слов «Что было бы, если...» (90 мин).

Этот метод можно также использовать для того, чтобы побудить подростков к обсуждению своих чувств. Участников следует поощрять к рефлексии собственного поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также к поиску возможных альтернатив поведения.

Листы с представленным на них началом предложений раскладываются на столе или на полу. Каждый участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно образовать также небольшие группы, которые будут вместе работать над одной темой. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы.

Вариант проведения: другая возможность работать с предложениями: предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму. Иной, более простой, вариант- выдать каждому по неоконченному предложению и услышать продолжение.

Предложение «Что было бы, если...».

Возможное начало предложений:

Если я в ярости, то...

Если я печален, то...

Если я боюсь, то...

Если у меня нет желания что-либо делать, то...

Если я кого-то не выношу, то...

Если я горжусь собой, то...

Если я хочу с кем-то познакомиться, то...

Если я с чем-то хорошо справился, то...

Если я что-то преодолел, то...

Если со мной случится такое несчастье, что больше не смогу жить так, как сейчас...

Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы уйти из нее...

Если я когда-нибудь серьезно заболею...

Если вдруг разочаруюсь...

Если я потерю свою лучшую подругу / своего лучшего друга...

Если я в отчаянии...

Если я в стрессовом состоянии...

Если я чувствую себя исключенным из группы...

Если я одинок...

Если я завидую...

Если мне скучно...

Если я не уверен в себе...

Если я ревную...

Если мной кто-то восхищается...

«Королевство» (60 мин).

Участникам предлагается представить себя жителями королевства. Как во всяком королевстве, здесь есть король, королева, их придворные и подданные.

Затем производится распределение ролей: на роль короля выбирается тот, кто сам захочет им быть. Король выбирает себе королеву. После этого король и королева выбирают себе по двое придворных или подданных, называя при этом их функции при дворе.

Те, в свою очередь, также выбирают себе помощников, уже по одному, и так до тех пор, пока все члены группы не получают свои роли в королевстве. По ходу распределения ролей производятся и пространственные перемещения участников. Для короля и королевы сооружается трон, остальные придворные размещаются возле трона рядом с теми, кто их выбрал.

На следующем этапе начинается сама игра, где все ее участники по очереди, начиная с короля и далее по степени подчиненности, производят по одному изменению в королевстве с тем, чтобы жизнь в нем была лучше. (Вариант: король и королева через 2-3 хода других участников имеют право сделать дополнительные изменения.)

Игра может проводиться в один или несколько кругов. В паузах обсуждается вопрос - что происходит в нашем королевстве?

Обсуждение (примерные темы): «Я понял, что сегодня / сейчас...»; «Меня удивило...»; «Я почувствовал...»; «Думаю, что...»; «Сегодня меня раздражало...»; «Мне очень понравилось / не понравилось...».

«Метафоры» (20 мин).

Один выходит за дверь, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся должен угадать, кто загадан. Для этого он должен задать 5 вопросов-метафор. Например, если это бы это было растение (цветок, блюдо, цвет и т. п.), то какое бы оно было.

Игра повторяется поочередно со всеми участниками.

«Прощальный ритуал» (10 мин).

Ведущий. То, что сегодня произошло в группе, нам нужно сохранить: сохранить это доверие, искренность, те чувства, которые мы сегодня испытывали. Поэтому не нужно все это обсуждать с другими людьми вне круга. То, что вы хотите сказать, то, что, может, еще не было сказано сегодня, вы можете сказать на следующих наших встречах. И это поможет нам сохранить энергию группы, настроение нашей жизни на этих занятиях. Момент прощания - это всегда волнующий момент и поэтому мы всегда будем прощаться особым образом, в виде своеобразного ритуала.

Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста.

Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.

3. Чемодан лидера.

Среди умений организаторской техники важное место занимают мимика, жесты, техника речи. Разработанный нами комплекс поможет освоить эти умения.

Упражнение 1 . Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды: шепотом; с максимальной громкостью; как будто вы замерзли; как будто во рту горячая каша.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как будто читает: инопланетянин; человек, только что научившийся говорить; робот; пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3 . Не сходя со стула, посидите так, как сидит: председатель Государственной Думы; пчела на цветке; кассир на рабочем месте; наказанный Буратино; невеста на свадьбе; Гамлет; преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

Упражнение 4. Изобразите следующее: как ходит младенец; лев; артист балета; французский король; индейский вождь.

Упражнение 5 . Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; влюбленный юноша своей девушке; волк зайцу.

Упражнение 6 . Нахмурьтесь, как: король Лир; ребенок, у которого отняли игрушку; Наполеон; человек, желающий скрыть улыбку; рассерженный попугай.

Зачем эти упражнения? Чтобы «побыть всевозможным», потренировать, урегулировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут создать внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необходимых лидеру в процессе его воздействия на людей.

Упражнения 7 и 8. Мы предлагаем два специальных упражнения, которые помогут лидерам исправить некоторые физические недостатки, создающие определенные помехи в работе. Например, у ребят маленького роста бывают мелкие, невыразительные движения, а у высоких - наоборот, размашистые, неуклюжие.

Для лидеров с мелкими движениями. Индивидуальный тренинг заключается в том, что человек в домашней обстановке, выполняя какие-либо физические действия, играет в игру. Например: вся мебель в доме свинцовая, т. е. очень тяжелая. «Тяжесть» требует укрупненных движений, более масштабных, более значительных.

Для лидеров с размашистыми движениями. Аналогичное упражнение с той только разницей, что вся мебель, все предметы в доме стеклянные. Стекло требует более аккуратного, деликатного обращения.

Одним из необходимых умений лидера является его умение понять психологическое состояние партнера, «высокая чувствительность», умение понять мотивы поступков. Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию наблюдательности и внимания - важных качеств личности лидера.

Упражнение 9. Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.

Упражнение 10 . «Как свои пять пальцев» - мы говорим так о том, что нам хорошо знакомо. Однако рассмотрите внимательно свои пять пальцев. Хорошо ли они вам знакомы? Взгляните на свои ладони. Закройте глаза, представьте их, затем опишите.

Упражнение 11. Индивидуальный тренинг, развивающий зрительную память и навыки наблюдательности. Проходя по улице, упражняйтесь в мгновенном «фотографировании» людей, попадающихся навстречу, домов, витрин магазинов и т. д. Глаз должен моментально запечатлевать изображение во всех подробностях. Глаза это умеют, просто вы раньше так не делали, а потому не приучили свои глаза. Чтобы запоминать и осознавать запечатлеваемые изображения, нужно тщательно тренироваться. Порядок примерно такой же, как в фотографии: снимаем — посмотрели; проявляем - запоминаем; печатаем - вспоминаем; рассматриваем отпечатки.

Упражнение 12 . Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы С: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Упражнение 13. На что похоже? (Упражнение Леонардо да Винчи). Рассматривая пятна туши и чернил на бумаге, трещинки на стене или камне, можно увидеть похожесть изображений на разные битвы, животных, одежды, выражения лиц, бесконечное множество вещей. Всмотревшись в тени на потолке, складки на занавеси, вы увидите разные картины. Это упражнение развивает фантазию, воображение, образное мышление, зрительную память.

Упражнение 14 . Что нового? Каждый день, входя в класс или штаб-квартиру своей организации, отыскивайте, какие произошли здесь изменения, что нового в одежде товарищей и т. д. И так каждый день!

Упражнение 15. Биография по взглядам. Присматривайтесь к глазам людей. Обратите внимание, какое большое количество «способов смотреть», если можно так выразиться. Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз: почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с другими людьми. Умение быстро осуществлять такого рода анализ необходимо лидеру.

Упражнение 15. Живые вещи. В предыдущих упражнениях на развитие фантазии предлагалось определить, на что похоже пятно, тень, трещина... Овладев внутренним видением, предлагается пофантазировать о том, что будет, если стул оживет. Что бы он сделал? Сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает? Упражнение развивает умение связывать наблюдения с фантазией.

Эффективность любого дела во многом зависит от того, насколько умело строит лидер свое общение с товарищами, владеет ли он навыками построения индивидуальной беседы.

Упражнение 17 . Моделирование беседы, «зондирование души объекта». (К. С. Станиславский.) В одной из сказок Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные разбивались от неосторожного прикосновения, деревянные были глухи даже к сильным воздействиям, соломенные загорались даже при слабых волнениях.

Ситуация. Ты хочешь, чтобы твой знакомый отказался от просмотра интересного фильма или посещения дискотеки (на что он уже настроен) и помог тебе подготовить дело для всех членов организации. Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Упражнение 18. Создание психологической совместимости на начальном этапе беседы.

Ситуация: Тебе надо выяснить мнение товарища по важному для тебя, но неприятному для него вопросу. Представь эту ситуацию. Учти, что в диалоге каждый из партнеров может занимать одну из 4 ролевых позиций.

Первую назовем «позицией неучастия». Вас не заметили и не услышали. Точнее притворились, что не замечают и не слышат.

Вторая позиция - «пристройка сверху» - это позиция независимая, неподчиняемая и даже наоборот - подчиняющая, берущая ответственность на себя.

Третья позиция - «пристройка снизу» - позиция зависимая, подчиняемая.

Четвертая позиция - «пристройка рядом» - выражает умение и желание считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и другим человеком.

Позиция одного человека в диалоге очень информативна для другого, и от нее во многом зависит характер протекания диалога и его результаты. Позиции людей в диалоге далеко не всегда согласованы.

Задание. Проиграй варианты беседы, используя 4 ролевые позиции. Выработай рекомендации к поведению в каждой ситуации.

Упражнение 19. Организация непосредственной беседы.

В зависимости от обстоятельств человек может находиться в одной из «весовых категорий» (имеется в виду состояние души):

. «легкий вес» - легкость души, все хочется делать, все получается;

. «спина английской королевы» - сама фигура человека означает, что сейчас он внесет истину во все вопросы;

. «все с неохотой» - именно этим заниматься не хочется, мысли заняты другим;

. «тяжелый вес» - все очень надоело, что-то сильно болит, нет никаких сил заниматься чем-либо.

Предложи 4 ситуации, в которых будет целесообразным одно из предложенных состояний. Проиграй и проанализируй.

Упражнение 20. Управление инициативой. Представь, что ты ведешь с кем-то разговор. Его инициатор - твой собеседник. Ты пока пассивный участник разговора - поддакиваешь, подаешь реплики и т. д. Постарайся перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. И, наоборот, постарайся заставить своего партнера (собеседника) стать лидером контакта. Подумай, как это сделать. Примени метод в реальной ситуации.

Упражнение 21. Управление беседой.

Ситуация. Встреча знакомых. Задание: свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Упражнение 22 . Анализ индивидуальной беседы. Проанализируй одну из индивидуальных бесед. Схема анализа: цель беседы, структура, результат, позиции, состояние партнеров. Твой вариант беседы.

Материалы:

Лист с написанными ценностями;

Маркер красного цвета.

Правила аукциона:

1. У каждого участника есть 1000 условных единиц.

2. Начальная цена каждой ценности – 50 условных единиц.

3. Повышать цену можно на сумму условных единиц, кратную 20 (20, 40, 60 и т. д.). Нельзя повышать собственную названную цену.

4. Объединять условные единицы участникам нельзя.

5. Торги начинаются после оглашения ведущим какой-либо ценности.

6. Ценность считается купленной, если предложенную за нее цену ведущий назвал три раза под счет и произносит слово «Продано» (например: 300 – раз, 300 – два, 300 – три, продано!) или если за нее предложено 1000 условных единиц.

7. Рядом с ценностью ведущий записывает цену, за которую она продана, и имя ее покупателя.

Вопросы для обсуждения упражнения:

Почему именно эти ценности набрали наибольшее число единиц?

Все ли довольны тем, что купили? Хотелось ли купить что-то другое?

Если бы такой аукцион проходил в реальной жизни, изменился бы выбор его участников?

Какие проблемы человека и общества связаны с предложенными ценностями? Способна ли молодежь решить эти проблемы, повлиять на их решение?

Список ценностей:

Свобода.

Финансовая независимость.

Возможность написать книгу, которая повлияла бы на поколения.

Мир во всем мире.

Здоровый ребенок.

Идеальная семья.

Дом вашей мечты.

Идеальное здоровье до 95 лет.

Головокружительная карьера.

Благополучие родителей.

Идеальная любовь.

Поселить всех бездомных.

Накормить всех голодных.

Стать президентом России.

Стать президентом США.

Слетать в космос.

Получить «Оскара».

Мир без наркотиков.

Бессмертие.

Идеальный друг.

Возможность путешествовать во времени.

Способность летать.

Изменить внешность.

Сменить пол.

Второй этап игры

Перед началом второго этапа игры ведущий зачитывает участникам дополнительные правила выполнения упражнений:

1. Участник группы, нарушивший запрет говорить вслух при выполнении задания, попадает в «плен» к ведущему.

2. При нарушении участником запрета говорить вслух, ведущий приостанавливает выполнение группой упражнения. Группе при этом дается 2 минуты, чтобы принять одно из следующих решений:

Выполнять данное и последующие упражнения без «пленного» участника;

Заменить «пленного» участника другим (при этом к последнему автоматически применяются условия первого варианта решения);

Вернуть «пленного» участника, заменив его на дополнительный штраф во времени – 2 минуты;

Вернуть «пленного» участника при условии, что после выполнения данного упражнения группа пройдет дополнительное упражнение;

Вернуть «пленного» участника при условии, что после выполнения данного упражнения он пройдет дополнительное испытание.

3. По истечении этого времени группа объявляет ведущему принятое ею решение.

4. По команде ведущего группа продолжает выполнять приостановленное упражнение.

Примечания для ведущего:

Если группа выбирает первый или второй вариант решения, ведущий отводит «пленного» участника в сторону, где последний остается до окончания игры, не вступая в процесс выполнения группой упражнений;

Если группа выбирает третий вариант решения, ведущий вычитает из времени на выполнение задания 2 минуты дополнительно к штрафу во времени, предусмотренному правилами данного упражнения;

Если группа выбирает четвертый вариант решения, то после выполнения данного упражнения ведущий зачитывает группе задание и правила следующего упражнения игры (при этом участникам оно объявляется как дополнительное);

если группа выбирает пятый вариант решения, то после выполнения данного упражнения ведущий дает «пленному» ранее участнику несложное задание (присесть 10 раз, обойти 10 раз вокруг стула и т. п.).

Упражнение «Веревка»

Место проведения и исходное положение участников. Участники стоят в кругу, держась за руки. На плечо одному из них ведущий вешает смотанную кольцом веревку.

Задание: необходимо, чтобы веревка «обошла» весь круг, при этом:

Задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 1 минута;

Участникам нельзя расцеплять руки;

При падении или разматывании веревки упражнение выполняется сначала;

На выполнение задания у группы есть 10 минут.

Примечание для ведущего. Вариант выполнения задания, при котором участники сами обойдут круг, не передавая веревки друг другу, считается правильным. Участники должны догадаться об этом возможном варианте самостоятельно

Упражнение «Слово»

Материалы: полные спичечные коробки по числу участников (вместо спичек можно использовать булавки или скрепки).

Место проведения и исходное положение участников. Стулья по числу участников стоят кругом. Участники находятся внутри этого круга, каждый лицом к одному стулу. На каждом стуле лежит открытый полный спичечный коробок.

Задание: из спичек составить столько слов, сколько в ней участников, использовав при этом как можно большее количество спичек.

1. Задание выполняется в течение 50 раундов. Время каждого раунда – 20 секунд. Перерыв между раундами – 10 секунд. Во время перерыва каждый участник переходит по часовой стрелке к следующему стулу.

Команды о начале и окончании каждого раунда подает ведущий.

2. Задание выполняется молча. За произнесенное слово как во время раундов, так и во время перерывов – штраф во времени 1 минута.

3. Во время каждого раунда участник может взять из коробка и использовать для составления только одну спичку, при этом нельзя менять положение уже использованных спичек.

4. На выполнение задания у группы есть 20 минут.

Домино