Конспект строительно - конструктивной игры "Спасатели" в младшей группе план-конспект занятия (младшая группа) на тему. Консультация организация строительных игр во второй младшей группе Строительные игры во 2 младшей группе

Детям младшего дошкольного возраста характерно изображение единичных предметов или небольших сооружений. Темы этих построек тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми детей: строят домик для куклы (мишки), кроватку, стол, забор, гараж. Конструкция построек весьма элементарна. Дети располагают постройку как бы в горизонтальном плане − скорее «рисуют», чем возводят. Домик для мишки − пространст-во, отгороженное несколькими кубиками. В лучшем случае сверху положена пластинка в качестве крыши.

Для младших детей характерна и известная процессуальность: возведя постройку, они разрушают ее и начинают строить вновь. Часто строительство опережает замысел начав строить, ребенок затем «узнает» в постройке какой-либо предмет.

У детей среднего и старшего возраста наблюдает-ся постепенное расширение тематики построек. Это различные здания, корабли, машины, мосты. Конструкция отличается стрем-лением передать своеобразие конкретных сооружений: дети строят не просто мост, а Кировский мост через Неву, не просто метро, а станцию метро «Площадь Восстания», строят Московский Кремль, Останкинскую телебашню и т д. Постепенно усложняется сама конструкция, постройки как бы растут вверх, дети украшают их разнообразным способом (башнями, колоннами и др.), используют различные перекрытия.

Большинство советских исследователей отмечают, что без спе-циального обучения строительно-конструктивным навыкам и уме-ниям, без целенаправленного руководства взрослых постройки детей остаются весьма элементарными по конструкции и бедными по тематике.

В руководстве строительно-конструктивными играми исполь-зуются два пути:

Первый путь — обучение конструктивной деятельности детей на занятиях.

Второй путь — обучение приемам конструирования и раз-вития конструктивных умений и способностей в процессе руковод-ства самостоятельными играми детей.

Дети в процессе обучения овладевают необходимы-ми техническими умениями, благодаря этому тематика их построек расширяется. При этом, как и в самостоятельной игре, дети пере-ходят от конструирования отдельных предметов к конструированию сооружений. Обучение конструированию на занятиях формирует у них умение планировать свою деятельность, отбирать материал в соответствии с замыслом. Обогащаются знания детей о конст-руктивных особенностях материалов. Например, различные материалы требуют различного способа крепления: одни − склеива-ния, другие − сшивания, третьи − свинчивания, накладывания и т. д. В процессе обучения идет активное и планомерное совер-шенствование умственной деятельности детей, и это способствует развитию самостоятельных строительно-конструктивных игр, в процессе которых дети применяют полученные на занятиях знания и умения. Однако обучение детей конструированию на занятиях не исключает возможности и необходимости руководства конст-руированием детей в ходе игры.


Существенное значение для развития конструирования имеют организованные, целенаправленные наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. В ходе наблюдения выясняются жизненное назначение наблюдаемого сооружения, особенности его конструкции, пропорции частей и т. п.; внимание детей направ-ляется на красоту постройки, ее целесообразность; устанавливает-ся, чем это достигается. Наблюдение сопровождается беседой о том, из каких частей строительного материала можно выполнить ту или иную часть сооружения. Наблюдение предметов и соору-жений дополняется рассматриванием картин, фотографий, схема-тических рисунков. В процессе обучения конструктивным умениям исполь-зуются различные методические приемы: демонстрация об-разца; показ способов постройки с объяснением приемов кон-струирования; постановка проблемной задачи (как перестро-ить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины); сообщение темы постройки с указаниям условий, которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определен-ным числом человек).

Руководство воспитателя непосредственно игрой направлено на развитие ее содержания и на формирование правильных това-рищеских взаимоотношений между играющими. Приемы руковод-ства этими играми детей те же, что и сюжетно-ролевыми. Чем моложе дети, тем чаще воспитатель принимает непосредственное участие в игре: подбадривает, оказывает помощь, иногда подска-зывает тему постройки, показывает, как сделать, строит вместе с детьми и т. д. Строит сам в присутствии детей младшего дош-кольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание по-стройки (в зоопарке поселяются в клетках разные животные, туда приходят дети со своими родителями).

Использует прием сотворчества:

Предлагает детям (в разных воз-растных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил (пристроить крыльцо, бал-кон;

Возвести высокий или низкий забор вокруг дома;

Из-менить высоту горки;

Сделать из горки трамплин для лыж-ников;

Удлинить мост;

Расширить дорожку).

Малышам 2-3 лет педагог показывает образец, а затем дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления опыта предлагается частичный образец, т. е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы Участвуя в играх детей млад-шего возраста, воспитатель помогает им организоваться для сов-местной постройки и игры вокруг нее («сделали автобус и поехали на дачу»), определить, кто что будет строить, разъяснить отдель-ным детям общий замысел постройки и т. д.

Детям среднего возраста можно предложить показ незаконченного образца постройки, которую каждый может завершить по-своему (педагог строит остов вагона, дети превращают его в автобус, трамвай, пассажирский вагон). Можно предлагать изменять образец постройки(добавить или убавить этаж).

Детям среднего и старшего дошкольного возра-ста воспитатель в основном помогает лишь советом. Вместе с детьми он обсуждает, что и как следует изменить в постройке, чем ее дополнить. В тех случаях, когда дети не могут преодолеть воз-никшее затруднение, воспитатель показывает необходимые техни-ческие приемы (например, как укрепить перекрытие, как подвиж-но соединить две детали и т д.), но всегда стремится побуждать детей к проявлению инициативы

Необходимо воспитывать у детей умение играть дружно, не подавляя инициативу друг друга.

Детей среднего и старшего возраста следует приучать в строи-тельно-конструктивных играх самостоятельно договариваться о теме постройки, распределять обязанности, отбирать материал и т. д. Полезно, закончив общую постройку, рассмотреть с детьми ее соответствие замыслу, обсудить участие каждого ребенка. Дошкольникам, имеющим опыт конструк-тивной деятельности, целесообразно предлагать не один об-разец, а 2-3 образца на выбор. Для старших детей в каче-стве образца используются рисунок, чертеж, схема построй-ки. Их также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая ее конструктивные осо-бенности. Методика обучения детей конструктивным умениям уточняется в зависимости от вида конструирования.

«Игры со строительным материалом детей младшего возраста»

Маленькие дети очень любят играть с кубиками, они могут в течении получаса самостоятельно строить из них всевозможные конструкции. Но если вашего малыша не интересуют кубики и он к ним равнодушен, то он лишился очень интересного, увлекательного и весьма познавательного вида игры - конструирования. Как же заинтересовать малыша? А ответ самый простой, нужно самому вернуться в детство. Ваша заинтересованность, азарт, увлеченность передадутся ребенку и если он увидит маму или папу играющих с интересом, что процесс создания постройки из кубиков притягивает и захватывает самого взрослого, то и он с удовольствием станет помогать вам строить и самостоятельно играть. Я дам вам несколько советов, как сделать игру увлекательной и интересной. Наверняка у вас сразу возникнет вопрос: "С чего начать?", прежде всего начните со знакомства с деталями и частями конструктора, лучше всего в младшем возрасте подойдут деревянные кубики. Расположитесь удобно на полу, ваш малыш не так будет уставать, как сидя за столом, он сможет поменять позу, встать на четвереньки, лечь на живот и т.д. Для того чтобы ребенок усвоил названия форм строительного набора используйте особый приём - опредмечивания. Ведь любая геометрическая форма похожа на какой - то известный малышу предмет. Например треугольная призма похожа на крышу дома, поэтому назовем её крышей, а параллелепипед похож на строительный кирпич - значит это кирпичик, куб станет кубиком и т.д. и не беда, что малыш сразу не усвоит название геометрических форм, в дальнейшем он обязательно научится различать предметы по их внешнему виду. Заинтересовать ребенка и включить в игру поможет вам любая сказка, короткий рассказ, или же сюрпризный момент. Важно сочетать обучение детей конструктивным умениям с развитием у них представлений об окружающем мире с пополнение словаря. И от на с вами зависит, то как усвоит ребенок и закрепит в сознании, то чему мы его учим. Играйте с детьми и ваш малыш вырастит любознательным, смышленым, а вы будете для него не только любящими родителями, но и друзьями.

Что же такое конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта соответствующего его функциональному назначению, которое имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Основной задачей для родителей является привлечение своего малыша к совместным играм, в развитии интереса ребенка к новым игрушкам, предметам, создании условий для развития целенаправленных действий, умение самостоятельно сосредоточится на определенной деятельности. Задачей так же является - воспитание у малышей интереса к отображению несложных игровых действий со строением и образными игрушками, привлечение детей к складыванию строительного материала в коробку, что формирует в детстве основы трудового воспитания.

Можно обучать детей конструктивным умениям. Например на тему: "гараж". Нам понадобятся материал: кирпичики (12шт.), дополнительные игрушки (маленькие машинки). Обращаюсь к малышу: "Дима, посмотри, сколько у тебя много разных машин, а гаража нет, давай вместе построим для всех большой гараж. Кирпичики ставятся буквой "П" на равном расстоянии, а затем малыши вместе с вами завозят туда машины. По окончанию постройки можно спросить ребенка из чего построили гараж, сколько потребовалось кирпичиков (много), какой вид транспорта вы поставили в гараж (грузовой, легковой) и т.д. малыши очень любят совместную деятельность со взрослыми особенно с мамой и папой. Учитывая это можно организовать такие игры со строительным материалом, где каждый выполняет свою роль. Например предлагаете своему ребенку построить теремок для зверей из сказки. Вы строите дом, ребенку предлагаете построить забор, вместе строите ворота, потом предлагаете малышу сделать дорожку от ворот к дому.

Сентябрь

1 неделя Детский сад.

№1 «Домик для петушка».

Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям.

Карпухина Н.А., с. 176

2 неделя Осень. Природные явления.

№2 «Домик для собачки».

Продолжать знакомить с конструктивными возможностями строительного материала, помочь детям удерживать внимание на постройках и способствовать речевому выражению эмоций.

Карпухина Н.А., с. 176

3неделя Огород. Овощи.

№3 «Домик для зайчика».

Учить приставлять кирпичики встык, совершать элементарные действия с одинаковыми деталями. Побуждать детей создавать разные домики.

Карпухина Н.А., с. 176-177

4 неделя Сад. Фрукты.

№4 «Стульчик для Кати».

Познакомить детей с кубиком. Развивать мышление, память. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Карпухина Н.А., с. 177

Октябрь

1неделя Откуда хлеб пришел.

Учить строить башенку. Побуждать детей называть синий цвет. Развивать речевую активность.

Карпухина Н.А., с. 178

2 неделя Лес. Грибы. Ягоды.

№5 «Башня из двух кубиков синего цвета».

Учить строить две башенки разного цвета. Развивать речевую активность. Закреплять умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту.

Карпухина Н.А., с. 178

3 неделя Дикие животные и их детеныши.

№7 «Дорожка для машинки».

Учить правильно пользоваться строительным материалом. Побуждать создавать разнообразные дорожки. Развивать речевую активность.

Карпухина Н.А., с. 182

4 неделя Домашние животные и их детеныши.

№8 «Стол и стул из кубиков и кирпичиков желтого цвета».

Учить пользоваться одновременно деталями двух видов – кубиками и кирпичиками. Закреплять названия деталей. Развивать умение строить по образцу.

Карпухина Н.А., с. 180

Ноябрь

1 неделя Домашние птицы и их детеныши.

№9 «Стол зеленого цвета и два стула желтого цвета».

Учить последовательно выполнять постройки, контролируя свои действия. Объединять постройки по смыслу сюжета. Воспитывать желание играть с постройками.

Карпухина Н.А., с. 180

2 неделя Поздняя осень.

№10 «Дорожка разноцветная».

Учить правильно пользоваться строительным материалом, прикладывая кирпичик к кирпичику, кладя их на широкую поверхность. Побуждать создавать разнообразные дорожки.

Карпухина Н.А., с. 182

3 неделя Человек.

№11 «Самостоятельное конструирование».

Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования, детали. Закреплять умение играть с постройками. Воспитывать доброжелательные отношения детей.

4 неделя Семья.

№12 «Лесенка».

Учить выделять детали постройки, обыгрывать постройку. Упражнять в конструировании лесенок, состоящих из шести кубиков. Воспитывать желание строить сообща.

5 неделя Дом. Мебель.

№13 «Стол и стул разных цветов».

Учить самостоятельно выбирать цвет. Развивать навык строительства. Воспитывать усидчивость, внимательность.

Карпухина Н.А., с. 173

Декабрь

1неделя Знакомство с народными традициями и культурой.

№14 «Узкая желтая дорожка».

Побуждать детей выполнять постройки. Развивать речевую активность. Узнавать и называть желтый цвет.

Карпухина Н.А., с. 182

2 неделя Зима. Зимние забавы и развлечения.

№15 «Дорожка и мячик одного цвета».

Учить строить по образцу, ровно прикладывая детали. Развивать восприятие цвета. Воспитывать усидчивость.

Карпухина Н.А., с. 183

3 неделя Зимующие птицы.

№16 «Широкая красная дорожка».

Учить использовать прием укладывания строительных деталей на широкую грань. Развивать восприятие цвета. Воспитывать аккуратность, желание играть с постройками.

Карпухина Н.А., с. 173

4 неделя Новый год.

№17 «Самостоятельное конструирование».

Январь

1 неделя Одежда.

№18 «Заборчик».

Учить использовать прием укладывания строительных деталей на длинную грань. Строить по готовому образцу. Воспитывать усидчивость.

Карпухина Н.А., с. 184

2 неделя Обувь.

№19 «Заборчик из кубиков и кирпичиков».

Совершенствовать навык детей в постройках заборчика, чередуя строительные детали. Развивать память и внимание. Воспитывать аккуратность.

Карпухина Н.А., стр. 185

3 неделя Зоопарк.

№20 «Заборчик. Синий квадрат + красный квадрат».

Учить строить по своему замыслу. Закреплять умение строить заборчик. Воспитывать желание играть с постройками.

Карпухина Н.А., с. 185

Февраль

1неделя Наземный транспорт.

№21 «Маленькая машина».

Познакомить детей с новой строительной деталью - пластиной. Развивать мышление. Воспитывать желание играть с постройками.

Карпухина Н.А., с. 187

2 неделя Правила дорожного движения .

№22 «Автобус».

Закреплять умение накладывать детали друг на друга. Развивать речевую активность. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Карпухина Н.А., с. 187

3 неделя Водный и воздушный транспорт.

№23 «Автобус и грузовик по образцу».

Учить детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая только образец. Развивать память, мышление. Воспитывать желание строить самостоятельно.

Карпухина Н.А., с. 188

4 неделя День защитника отечества.

№24 «Поезд»

Закрепить навыки детей в постройке транспортных средств. Формировать понятие величины и цвета. Воспитывать желание рассматривать работы и оценивать их.

Карпухина Н.А., с. 188

Март

1 неделя Профессии. Инструменты.

№25 «Скамеечка для матрешки».

Познакомить детей с новым действием со строительными деталями – простейшими перекрытиями. Формировать активность в процессе работы по образцу. Рассматривать работы и оценивать их.

Карпухина Н.А., с. 189

№26 «Большая и маленькая скамеечки».

Закреплять умение строить скамеечку. Учить детей обследовать детали, играть с постройками.

Карпухина Н.А., с. 189-190

3 неделя Весна.

№27 «Ворота и заборчик».

Учить строить по образцу воспитателя без объяснения приема конструирования. Развивать логическое мышление. Воспитывать внимание

Карпухина Н.А., с. 190

4 неделя Продукты.

№28 «Разноцветные постройки».

Закреплять навык построек из кирпичиков, пластин, разных по величине и цвету. Развивать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек. Способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей.

Карпухина Н.А., с. 190-191

5 неделя Посуда.

№29 «Домик с крышей».

Познакомить детей с новой строительной деталью –призмой (крыша). Учить последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия. Совершенствовать навык приема прикладывания и накладывания.

Карпухина Н.А., с. 192

Апрель

1 неделя Наш город. Моя улица.

№30 «Домик с крышей 2».

Продолжать знакомство детей с призмой. Способствовать пониманию выражения «поставь крышу сверху». Побуждать различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию.

Карпухина Н.А., с. 192

2 неделя День космонавтики.

№31 «Домик по образцу без показа».

Формировать умение выполнять постройки по образцу без показа основных приемов конструирования.

Развивать потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Воспитывать желание создавать разнообразные постройки.

Карпухина Н.А., с. 193

3 неделя Перелетные птицы.

№32 «Домик с окошком».

Закрепить навыки, полученные детьми в течение года. Учить детей завершать простые постройки. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Карпухина Н.А., с. 193

4 неделя Рыбы. Водный мир.

№33 «Ворота для гаража».

Учить строить по образцу. Развивать умение оценивать свою работу и работу товарищей. Воспитывать желание играть с постройками.

Май

1 неделя День победы.

№34 «Детский городок».

Учить последовательно выполнять постройку. Ровно прикладывать детали. Воспитывать бережное отношение к материалам.

2 неделя Цветы (лекарственные, комнатные).

№35 «Самостоятельное конструирование».

Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования. Развивать умение играть с постройками. Воспитывать желание играть сообща.

3 неделя Насекомые.

№36 «Самостоятельное конструирование».

Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования. Развивать умение играть с постройками. Воспитывать желание играть сообща.

4 неделя Лето.

№37 «Самостоятельное конструирование».

Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования. Развивать умение играть с постройками. Воспитывать желание играть сообща.


Строительная игра для старших дошкольников


Описание материала: Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Дети учатся сотрудничать в процессе коллективной конструктивной деятельности. Получают дополнительные знания о инфраструктуре города и деревни. Основана на программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Строительная игра: « Город и деревня».

Цель:
содействие совершенствованию умений в конструктивной деятельности.
Задачи:
содействовать формулированию самооценки конечного результата,
содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы,
содействовать развитию связной речи,
формировать умение выполнять постройку в определенной последовательности, с учётом плана-схемы
воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной творческой деятельности.
прививать патриотические чувства, закрепить знания детей о символах государства;
Оборудование: схемы построек, атрибуты для конструирования, конструктор.
Предварительная работа: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни; ознакомление с элементарными математическими представлениями.
Источники: Программа и технология «Детский сад - дом радости» Н.М.Крыловой.

Ход занятия

В.: Давайте поздороваемся
Хороводная игра « Плывёт кораблик по реке» (собственное творчество)

Плывёт кораблик по реке
А мы идём рука в руке (идут по кругу)
А речки голубой поток (показывают волны)
А через речку есть мосток (соединить руки, локти выше)
А за мостом дома стоят (руки над головой)
А в тех домах детишки спят (ладошки под щеку)
Скоро солнышко взойдёт (руки вверх, потянуться)
Петух песенку споёт «Ку-ка-реку»
И все детишки встанут тут (идут по кругу)
И дружно в садик побегут (бегут)
- Все…прибежали в детский сад!?!?

Мотивация.
В.: А как называют детей, которые приходят в детский сад? (Дошкольники)
В.: А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? (Школьники)
В.: Вот есть такой вид труда - строительство. Люди, каких профессий называются строителями? (называют).
В.: А у нас есть строительный материал... Можем ли мы быть строителями?! (Можем)
Что задумали? Так, что же получается, каждый строитель, где хочет, там и строит?! (Нет, по замыслу архитектора).
В.: Где вы хотите строить? Из какого материала...?
В.: Но прежде чем строители преступят к работе, что должен сделать архитектор? (Выбрать место). Значит, главный в строительстве будет архитектор?!
В.: Правильно, чтобы ваши результаты труда... и мосты, и дома, и дороги, и фабрики и заводы приносили людям пользу и были бы им удобны нужен архитектор..., он задумывает город или село...). В.: Ну, а чтобы распределились все здания, сооружения, архитектору нужно всё нарисовать на доске.
В.: Итак, вчера мы были кем? (архитекторами). Почему вы так уверены? (потому что задумывали строительство города и деревни, рисовали схему застройки)
В: А сегодня мы задумали? (построить город и деревню). Значит вы будете кем? (строителями)
В.: Какие же профессии строителей у нас будут? (Мостостроители, строители высотных зданий, домостроители... А ещё надо вокзал построить... Да и здание администрации... Мы построим деревню..
В.: А вы можете так построить, чтобы всем было удобно жить, чтобы здания были ПРОЧНЫЕ, ТЁПЛЫЕ, ЧТОБЫ УДОБНО БЫЛО... (Да).
В.: А вы можете такой город построить?! (Можем).
В.: Наверное, надо подумать не только о том, какие будут красивые город и деревня, но и где их разместим.?! На нашей удобной для строительства поверхности, на равнине, рядом протекает река…издавна поселения появлялись на берегу рек…
В.: Можно строить по плану, как, например, Санкт-Петербург строили... А можно и так, как строилась Москва... Она ведь строилась не сразу, а постепенно... Там не было заранее плана расположения улиц, строили вокруг Кремля.
В.: Мы с вами, как решили строить? (По плану).
В.: В нашем городе есть главная площадь, от неё идёт главная улица. Здесь есть вокзал.
В.: Вы архитекторы и строители, у вас индивидуальные проекты, пожалуйста, выбирайте.
(Дети показывают на схеме объект строительства и занимают необходимое место).
В.: Начинаем строительство города и деревни согласно нашему плану застройки.
Деятельность.
Оценка. Построили.
В.: Время строительства исчерпано. Давайте обсудим застройку города и деревни? Наверно, согласитесь, хорошо, чтобы город и деревня были красивыми, удобными, и, конечно, чтобы постройки были прочными? (Да)
Пока дети подходят к воспитателю, можно предложить поиграть в игру, например «Виноватая тучка»
Все собрались для оценки.
В.: Мы в какой стране живем? (России)
В.: Тех, кто живет в России как называют? (Россияне)
В.: В каком городе мы живем? (Кемерово)
В.:А город, который вы построили как называется? (Предлагают названия)
В.: Город, который вы построили в какой стране находится? (В России)
В.: Позвольте, а как это определить? (На главном здании города есть флаг)
В.: Что еще может являться символов государства? (Герб, гимн)
Моног
В.: Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют).
В.: Ну, так ваши жители только отдыхают, а работать им негде?!
Все безработные? (на Заводе)
В.: Ну, если завод есть, то уж, наверно, и работает кто-то на заводе, а значит, и результат труда есть?! (Начнут фантазировать о том, что у них производилось на заводе, например, деревоперерабатывающий завод)
В.: Откуда сырье берут для завода? (Показывают деревенские дома)
В.: Куда же отправляется продукция и кому?! (потребителям, в деревни и в города)
В.: На чём надо отправлять..., каким транспортом...? На машине, можно, конечно, речным транспортом, а можно и железнодорожным, можно и самолётом?! (Рассуждают)
В.: А пристани у вас есть? (Нет, но можно построить).
Так давайте внесём в план нашей будущей застройки строительство пристани и торговых кораблей.
В.: А аэродром есть? (Нужно и его следующий раз архитектору добавить в план строительства).
В.: В магазинах у вас всё было... и овощи, и фрукты?(Да).
В.: И они так и лежат в магазине... и не кончаются?! (Их провозят).
В.: Откуда? (Показывают деревенские дома)
В.: А что бы из вашего города в деревню можно было послать?
(Готовую выпечку, консервы, одежду…).
В.: Молодцы! Вы настоящие строители!

Организация строительных игр

Во второй младшей группе

Одной из основных особенностей строительно-конструктивной игры является то, что в её основе лежат конструктивные умения и способности.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.

Взаимосвязь конструирования и игры:

Важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими.

Ранний возраст: конструирование слито с игрой.

Младший дошкольный возраст : строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. (Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль.)

Старший дошкольный возраст : строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная игра. (Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.)

Творческий характер игры определяет:

  • наличие игрового замысла,
  • его свободное развитие,
  • вариативность решения созидательной задачи,
  • интерес детей к процессу деятельности,
  • наличие воображаемой ситуации.

Между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия:

  • в сюжетно-ролевой игре отражаются, прежде всего, разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми;
  • в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество.

Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д.

Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания (использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т. п.).

В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов и форм конструирования, которым должны овладеть дети:

Виды детского конструирования:

1) Из строительного материала.

2) Из бумаги.

3) Из природного материала.

4) Из бросового материала.

5) Из деталей конструкторов.

6) Из крупно - габаритных модулей.

Формы организации обучения конструированию:

1) Конструирование по образцу.

2) Конструирование по теме (подводит ребёнка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы её ограничены темой).

3) Конструирование по замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребёнок решает все задачи самостоятельно).

4) Конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определённые параметры (вид строительного материала, цвет, размер, количество), исходя из которых ребёнок должен самостоятельно выполнить постройку).

5) Конструирование по модели (вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия) – ребёнок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

6) Конструирование по чертежам и схемам.

Таким образом,в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность, в которой дети отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними.

Воспитательное и развивающее влияние

строительно-конструктивных игр на ребёнка

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребёнка:

  • творчества,
  • конструктивного мышления,
  • пространственного воображения,
  • фантазии,
  • создавать различные модели,
  • знаний цвета, величины, формы.

В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство.

В процессе строительно-конструктивных игр взрослый учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя её в целом, осуществляют анализ и синтез постройки.

Строительные игры способствуют формированию положительных взаимоотношений между сверстниками. Строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, умения доводить начатое дело до конца; видеть результат коллективного труда, его пользу.

Строительно-конструктивные игры – это возможность овладеть точным словарём (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх - вниз, длинный - короткий и т. п.

В строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.

Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребёнка-дошкольника.

Индийский Пасьянс