Роль игры в жизни ребенка. Понимание роли игры в жизни детей

Завирюха С.Б. воспитатель МБДОУ №48 п. Мегет

статья

Игра в жизни ребенка

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?

В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Роль игры в воспитании личности.

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть, а после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда" И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: "Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого".

Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных систем и современные примеры использования игры в учебной и воспитательной работе.

Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка.

Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труда ребенка по распознаванию и узнаванию, научению координировать свои действия, выражать чувства, состояния и др.

Скорее всего, это даже хорошо, что хоть в этом возрасте взрослые обращают большее внимание на организацию игр с детьми - того вида деятельности, в котором в наибольшей степени возможно целенаправленное развитие детского организма.

Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: "игра - забава, установленная по правилам; играть - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья" (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.); "...играть - резвясь, забавляться, развлекаться" (Ожегов С. И. Словарь русского языка.); "...игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе" (Советский энциклопедический словарь).

Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр, в том числе и игр взрослых людей. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. В историческом плане игра - дитя труда.

Однако такое представление об игре не может полностью удовлетворить воспитателя или, тем более, исследователя педагогического процесса. В самом деле, почему деятельность ребенка, который, играя в песочнице, строит "город" с "улицами", "машинами", "скверами", взрослые считают непродуктивной деятельностью ради потехи, отдыха или подготовки к будущему труду? Правда, все созданное ребенком ненастоящее, игрушечное. Но ведь и взрослые изготавливают игрушки на фабриках, но считают эту свою деятельность продуктивной, хотя и производят не настоящие, а игрушечные предметы.

К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями". Здесь мы видим более глубокое понимание игры, чем даже в современных определениях, в которых суть ее видится лишь в копировании детьми действий взрослых: "Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности"?

Подобные определения, подчеркивающие неутилитарность игровых действий детей, наличие аналогов в реальной действительности неуместны в характеристике детской игры. Разве действия взрослых не имеют аналогов в реальной жизни? Тем более, что главным "продуктом" игры ребенка является то или иное изменение, развитие формирующихся личностных качеств, определенное новообразование личности. В играх с предметами, ролевых и сюжетных, спортивных, строительных, конструкторских и др. дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и т.д.

Таким образом, для педагога и психолога игра (детская игра) выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словарях и справочниках, - это деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: "Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры".

Играть дети начинают очень рано - фактически с первых дней своей жизни. В прошлые времена в жизни россиян игра занимала особое место. Ее значение в воспитании было огромно, мир игры - "...это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга".

В раннем детстве, впервые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П.Ф.Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей - поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов - игрушек). В этих играх, которые Ж.Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение.

На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т.п. Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:

    определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);

    строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности, (не только двух-трехмесячный, но и двух-трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения); чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка;

    обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.

По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям.

Разделение игр-развлечений П.Ф.Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время:

    развлечения, развивающие, прежде всего память (рассматривание картинок с изображением известных предметов, букв, цифр);

    развлечения, вызывающие мыслительную деятельность (рассматривание сюжетных картинок, сравнение предметов по различным признакам, посещение доступных для понимания экспозиций, экскурсий);

    развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств (рассматривание картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями, трогательными взаимоотношениями).

Педагогические условия положительного воспитательного влияния развлечений те же, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование силы и продолжительности воздействия, разносторонность одновременного воздействия. Однако учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, но постоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясь всемерно о предоставлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности, о создании условий для развития самодеятельности.

С полутора-двух лет важным развлечением для детей становится слушание сказок, историй, изложения событий и происшествий. Сначала это рассказывание кратких сказок и историй об известных ребенку персонажах и предметах, а затем и более длинных и сложных по сюжету. Знакомство с детскими книжками возбуждает интерес к чтению, которое в дальнейшем может стать прекрасным развлечением, способствующим духовному обогащению.

В практике семейного воспитания (а иногда и общественного - в детском саду, в школе) забота о повышении физических и интеллектуальных нагрузок проявляется зачастую в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений: большом количестве дорогих игрушек, картинок и книжек, изображающих предметы и явления, которых ребенок еще не видел, частых экскурсиях с обилием новых впечатлений и т.п. Воспитательная ценность таких развлечений сомнительна, несмотря на большой труд воспитателей и видимость активности воспитанников. Детям интересно играть с игрушками простыми, более даже не собственно с игрушками, которые невозможно изменить, а с материалом, который легко трансформируется, превращается ребенком во что-то новое. Именно поэтому младенец с большим удовольствием и достаточно долго играет с клочком ваты, который он разрывает на кусочки, наблюдая за результатом, и отказывается от казалось бы красивых игрушек. Точно так же и дети постарше подолгу и с удовольствием играют с пластилином, кубиками, бумагой, красками и недолго играют с дорогими игрушками, ценя в них не игровые, а иные качества. И лишь в школьном возрасте наблюдается осознанное стремление к игрушкам сложным, близким по своему устройству к реальным объектам (работающие модели машин, подвижные игрушки с дистанционным управлением и т.п.), хотя очевидно и то, что это стремление наступает в таком возрасте, когда ребенок не удовлетворяется сложностью игрушки. Его интересует реальный объект. Игрушка не становится заменителем объекта и быстро недоедает, а играет ребенок по-прежнему с простыми.

Развивающееся воображение позволяет ребенку в игре наделять предметы вовсе не свойственными им функциями, моделировать сложные жизненные отношения с использованием самого примитивного материала (стул - автомобиль, пассажиры - игрушки и т.п.). Ж.Пиаже назвал такие игры символическими. Они наиболее характерны для детей в возрасте от 2 до 6 лет, хотя играют в них дети и более раннего, и более позднего возраста. Одобрение этих игр, поощрение принимаемых ребенком ролей и характера их исполнения, тактичная коррекция и направление деятельности, равно как и участие взрослых в детских играх являются непременным условием их воспитательной эффективности.

Необходимость освоения системы человеческих отношений и стремление к участию в этих отношениях - отношениях взрослых приводят растущего ребенка к использованию игр со все большим психическим содержанием. На смену воспроизведению в движениях и действиях встречающихся предметов и лиц приходит воспроизведение взаимодействий, отношений, характеров. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Вторые более сложны по сравнению с первыми и характеризуются не только наличием роли (ролей), но и развивающегося сюжета с началом, некоторым разнообразием действий и их завершением каким-либо результатом (вылечили больного, прилетели на воображаемую планету, вырастили и убрали урожай и т.п.).

По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями) игры ролевые и сюжетно-ролевые требуют от ребенка значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл в них систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться, обогащаться. Усложнение содержания детских ролевых и сюжетно-ролевых игр зависит от обогащения детских представлений об окружающем мире, от знаний о растениях и животных, о людях и машинах, об отношениях между людьми.

Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре, воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.

Обеспечение многообразия впечатлений, представлений и знаний о мире и разносторонности их использования в игре важно и в плане актуализации тех знаний и способов деятельности по их использованию, где ребенку сопутствует наибольший успех и к которым соответственно развивается наибольший интерес. Проявление и развитие индивидуальности облегчается многообразием игр: "опробывание" себя в различных видах игровой деятельности, в различных ролях позволяет ребенку найти то, что наиболее ему интересно и посильно.

Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, как строительно-конструкторские (конструктивные). Действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности. Наблюдения свидетельствуют о наличии определенных различий в отношении мальчиков и девочек к конструкторским играм, особенно к выбору материала для них. Мальчики чаще выбирают строительство, механику, вообще чаще играют в эти игры. Девочки больше обращают внимание на конструирование одежды, приготовление пищи и т.п. Разделение на традиционно мужские и женские виды деятельности становится заметным достаточно рано. Этому способствует сознательно или неосознанно формируемая взрослыми атмосфера, ориентирующая ребенка в мире вещей и явлений вполне определенным образом. Но эти разные направления развития "женских" и "мужских" игр не имеют принципиальных отличий в отношении формирования инициативы и творчеств развивающейся личности.

Побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности - вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.

Используемая литература при написании статьи:

    Журналы: "Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду".

    В.П.Шашкина "Роль игры в воспитании личности".

«Роль игры в жизни ребенка»

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?

Игра — это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно — детям. Игры любые — подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо. Если бы об этом выводе знали все взрослые (родители, воспитатели и учителя), говорить об этом, конечно, не стоило бы. К сожалению не все знают.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.

Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.

Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.

Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий — это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.

Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений. В игре ребенок чувственно приобщается к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.

Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно — ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.

В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д.

В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.

“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей — помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности.

"Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т.д.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

Пример из практики. Дети в садике импульсивно играли друг с другом. Каждый ребенок занимался своим делом: рисовал, готовил обед, качал кукол, играл в магазин, да и просто бегал. Они настолько были увлечены играми, что даже не обращали внимания на то, что в группе стоял невероятный крик, который заглушал их самих. На просьбы воспитателя вести себя тише, дети почти не реагировали. Но тут взрослый громко сказал: "Ребята, давайте представим, что мы рыбки в море. Мы надуем щечки и поплывём путешествовать. А как вы все знаете, рыбы не умеют разговаривать, они молчат, будто набрали в рот воды". И, конечно же, после этой предложенной игры, дети успокоились и с большим удовольствием начали изображать рыб. В группе воцарилась тишина.

Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Такая же ситуация складывается, когда при смене места жительства ребенок преодолевает языковой барьер, начиная говорить на чужом языке. Очень важно вовремя оказать ему психологическую помощь, иначе с ребёнком почти никто не будет играть.

Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.

Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем, жить с ними на равных, воспроизводя в игре то, что им близко и интересно (действия людей в быту, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик - самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.

Возрастные периоды игры у детей младшего возраста

В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.

В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет - это новая игра.

Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться "оживить" для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.

Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре . Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая её шишками, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

Сказка "Три медведя"

Материал :
Вместо медведей детям предложили целые спички и половинки (с предварительно отрезанными серными головками), а вместо кроватей - спичечные коробки.

Цель :
Дети должны были сами выбрать, какой предмет будет замещать тот или иной персонаж.

Результат :

Все дети, даже самые маленькие, одинаково сделали свой выбор: полспички - это Мишутка, целые спички - мама и папа, коробки - постели и т.д. Когда же им предлагали сделать другой выбор (полспички - мама, а целая - Мишутка), ребята вполне серьезно говорили: "Так не бывает".

Но предметная игра, игра с предметами заместителями - это только предпосылка развитой сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

У детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.

Но, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную игровую роль. То есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, и осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом он имеет право пользоваться игрушками - атрибутами, которые у него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, но в то же время имеет право жаловаться на самые различные болезни, требовать новых лекарств.

Для того чтобы роли были более "развернутыми", дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую на себя роль.

Пример ролевой игры, организованной путем развития цепочки действий

Вместе с малышом сварить обед для куклы. Покормить ее, потом вместе помыть и убрать посуду. Затем, раздеть ее и уложить спать в постельку. Потом можно заняться делами по дому: постирать грязные вещи, вытереть пыль и т.д.

В этой игре мы видим последовательность игровых действий, и именно это поднимает ее на более высокий уровень.

Позже малыши учатся сами разыгрывать сюжеты сказок, фильмов, сами составляют сценарии для игр. Развитие сюжетов детских игр в большей степени определяется взрослым, который знакомит малыша с разными сферами жизни, обогащает и развивает его игровую деятельность, учит его практически всему.

Наша обязанность - наблюдать за ребенком, как он играет на улице, со сверстниками, умеет ли договариваться с детьми о выполнении своей роли. Помогать ему в этом. Но делать это незаметно, непринужденно. Ведь именно коллективная игра развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Если у ребенка возникли трудности, взрослый должен помочь ему выбрать сюжет, объяснить, как лучше распределить роли, и, конечно же, стать партнером по игре. Помогая ребенку импровизировать по ходу игры, взрослый развивает творческое воображение малыша, способность быстро перестраивать отношения с партнерами.

Игры, развивающие навыки общения

Педагогами-психологами разработаны прекрасные программы развивающих занятий для дошкольников, которые направлены на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

Предлагаемые групповые игры строятся на отношениях игрового партнёрства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.

Игра 1. Раздувайся, пузырь!

(Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)

Задачи игры :
Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей - приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру.

Описание игры :
Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть ("Как тебя зовут?", " Машенька, пойдем играть!"). Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг (" Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь, давайте, сделаем маленький кружок"). Все вместе становятся тесным кружком и начинают "раздувать пузырь", делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: "Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!". Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: "Лопнул пузырь!" Все хлопают в ладоши, произносят "Хлоп" и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.

Правила игры :

  1. Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
  2. На слово " Хлоп " руки разнимаются, и все бегут к центру. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Игра 2. Карусели

(Развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.)

Задача игры :
Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

Описание игры :
Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру.

Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образуется круг. "Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит взрослый.- Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась". Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: "Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончилась игра".

Движения :
Сначала карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движения постепенно ускоряются. На слова "побежали" карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, и на словах "раз-два" все останавливаются. Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала.

Правила игры :

  1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.
  2. Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
  3. Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.

Игра 3. Куклы пляшут

(Развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.)

Задача игры :
Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.

Описание игры :
Взрослый говорит детям: "Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними". Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). "А теперь, - говорит взрослый,- подумайте, кому передать свою куклу". Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Правила игры :

  1. В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.
  2. Куклу можно передавать только тому, кто ещё не плясал.

Игра 4. По дорожке Валя шла

(Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.)

Задача игры :
Развивать у ребенка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.

Описание игры :
Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: "По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла". Дети, кружась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево. "Валя тапки примеряла, чуть надела - захромала".

(Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.)

"Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши".

(Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.)

Валя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

Правила игры :

  1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
  2. Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.

Все предложенные игры очень просты в применении, занимательны и интересны. Их можно проводить как в помещении, так и на улице. Не бойтесь экспериментировать и придумывать новые игры для детей. Все правильно придуманные и направленные на развитие детей игры хороши, тем более, если вы принимаете в них непосредственное участие.

Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития.

Светлана Кравченко
Значение игры в жизни ребёнка

«Значение игры в жизни ребёнка » .

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».

Н. К. Крупская

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение . Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок впервые получает урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение , если принять во внимание, что будущее ребёнка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общих целей.

За последние годы в дошкольных учреждениях Российской Федерации усилилось внимание к игровой деятельности детей, игра заняла должное место в воспитательном образовательном процессе. Много сделано и делается по созданию условий для её развития.

Наблюдения показывают, там где воспитатели правильно определяют место игр, создают спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к людям труда, к Родине.

Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка , источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В последнее время в дошкольных учреждениях педагоги стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд; в народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Особое место в жизни детей занимают театрализованные игры . Сколько здесь подлинных переживаний, горячих чувств! Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры : в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества. Учитывая это, воспитатели создают все необходимые условия для проявления и развития у детей художественных способностей.

В настоящее время значительно больше стало воспитателей, которые умело, с педагогическим тактом направляют детские игры , правильно понимая психологию играющих детей. В группах у таких воспитателей малыши играют, поют, инсценируют сказки, танцуют, устраивают кукольные спектакли. Воспитатель знает, что если с его помощью дети уже в младшем дошкольном возрасте научатся организовывать досуг весело, обретут бодрый эмоциональный настрой, у них разовьётся способность в будущем радоваться жизни . Деятельная, бодрая, товарищеская атмосфера непременно поможет пробудить у каждого ребёнка чувство радости от общения с другими детьми, будет способствовать укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Все дидактические игры в дошкольной педагогике можно разделить на три основных вида : игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры .

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни . Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка : самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни . Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Используемая литература :

«Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» , под ред. М. А. Васильевой

«Дидактические игры в детском саду » , А. К. Бондаренко

«Чего на свете не бывает?» , под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой

«Гуманизация воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста», разработано А. В. Силаевой

«Игровые занимательные задачи для дошкольников» , З. А. Михайлова

Программа «Истоки»

Шакура Карина Вадимовна

студент 2 курса, факультет психологии НИУ БелГУ,
РФ, г. Белгород

Е-mail: miss . bataeva @ bk . ru

Мацевич Кристина Петровна

научный руководитель, ассистент кафедры общей и клинической психологии НИУ БелГУ,
РФ, г. Белгород

В статье рассматривается роль игры как ведущей деятельности дошкольного возраста, а также основные виды игр и их преимущества для развития ребенка.

Игра – это подлинно «путь детей к

познанию мира, в котором они живут

и который призваны изменить»

М. Горький

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности в дошкольном возрасте. Относительно организации и участия в игровом процессе, родители занимают разные позиции. Некоторые родители не принимают участия в играх детей, тем самым предоставляя им полный выбор действий в игровой деятельности. Или же считают, что их функция в организации игры заключается в обеспечении большого количества игрушек. Другие родители, напротив, уделяют чрезмерное внимание играм своего ребёнка и время от времени сами принимают в них участие. Но в настоящее время всё больше родителей в погоне за развитием и вовсе запрещают своему ребёнку играть в угоду различным кружкам, школам и прочему, считая, что таким образом они развивают ребёнка. Но на самом деле всё оказывается наоборот – развитие не только замедляется, но и многое теряет из-за отсутствия игры. О том, чего на самом деле лишают родители своих детей, поступая подобным образом, в этой статье и пойдёт речь.

Ребёнок растёт, развивается, и вместе с ним меняется и расширяется осознаваемый им предметный мир. Со временем этот мир составляют предметы не только из непосредственного окружения ребёнка, с которыми он может действовать, но и предметы, которые являются для ребёнка физически недоступными. Данное противоречие может разрешиться только в игровой деятельности.

«Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия могут быть заменены другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется. Таким образом, овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре .»

Также игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, с развитием которой происходят основные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой ступени его развития, а именно, происходят важнейшие изменения познания, чувств, воли, характера и всей личности ребёнка. Также на этом возрастном этапе, благодаря ведущей деятельности, зарождаются и развиваются важнейшие новообразования: память, воображение, произвольное поведение и его осознание, личное самосознание и т. д.

Существует огромное количество различных игр: ролевые, подвижные, дидактические, конструкторские, игры с правилами и т. д. При этом каждая игра, в зависимости от своего содержания, по-своему оказывает особое благоприятное воздействие на развитие психических процессов ребёнка, усвоение знаний, умений и, в целом, на формирование личности .

Так, ролевая игра представляет собой деятельность, в рамках которой дети берут на себя роли и функции взрослых и в обобщённой форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для такой игры характерно использование разнообразных игровых предметов, заменяющих действительные предметы деятельности. Например, обычная палочка может выполнять функции лошади или половника, а листья могут быть как звёздами, так и деньгами.

В таком виде игры дети получают богатый опыт социального взаимодействия, осваивают не только действия с предметами, но и отношения между людьми, выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли, что способствует формированию дисциплины и воли. Здесь ребёнок имеет возможность проявить себя и свою фантазию, знания и умения . Самыми распространенными традиционными ролевыми играми являются: дочки-матери, магазин, аптека, школа, зоопарк и другие.

Важное место в жизни детей занимают игры с правилами. Их изучению были посвящены работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ф.И. Фрадкиной . Отличительной чертой этих игр является правило или задача, которые устанавливаются взрослым или передаются по традиции. Такая игра развивает не только умственные и физические способности, но и выдержку, волю и самоконтроль ребёнка . К группе игр с правилами относят подвижные и дидактические игры.

Подвижные игры способствует повышению работоспособности детского организма, двигательной активности, ловкости движений и совершенствованию опорно-двигательного аппарата . Примерами таких игр могут служить «Жмурки», «Кошки-мышки», «Догонялки», «Лошадки» и другие.

Дидактические игры представлены умственными задачами, составленными взрослыми в занимательной игровой форме. Они направлены на формирование познавательной активности ребёнка, закрепление знаний . Самые известные дидактические игры: «Что изменилось?», «Пирамидка», «Холодно-горячо» и т. д.

Конструкторская игра более похожа на трудовую деятельность. В ходе такой игры ребёнок конструирует, создаёт или строит что-то новое. В таких играх дети познают физические свойства предметов, учатся пользоваться многими инструментами, планировать свои действия. В игровом процессе происходит совершенствование движений, умственных операций, внимания и воображения.

Тот или иной вид игры оказывает положительное влияние на развитие ребёнка, но а так же соответствует определенному возрастному периоду. Условно дошкольный возраст делится на три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний дошкольный возраст (4–5 лет) и старший дошкольный возраст (5–6 лет) . Д.Б. Элькониным было произведено исследование, которое показывает, что в каждом периоде преобладает определенный вид игры .

Младшие дошкольники чаще играют в предметные и конструкторские игры. Ролевые игры детей этого возраста воспроизводят действия взрослых, за которыми они наблюдают.

В среднем дошкольном периоде ролевая игра значительно развивается, появляется большое разнообразие тематики, ролей, игровых действий. Такая игра проходит с установленными правилами, но без сюжета. Также здесь появляются игры-соревнования.

В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются конструкторская, спортивная и игры упражнения с ориентировкой на определённые достижения.

Д.Б. Элькониным были выделены 4 уровня развития игры, с помощью которых можно проследить усложнение игрового содержания и действий, установление определённой последовательности игрового действия, а также появление протестов при нарушении логики действий.

На первом уровне центральным содержанием игры являются действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Роли определяются действием, но не определяют его сами, т. е. дети по отношению друг другу не становятся в типичные для реальной жизни отношения. Действия однообразны.

На втором уровне проявляется соответствие игрового действия реальному, намечается разделение функций между детьми, появляется определенная последовательность действий.

Третий уровень характеризуется выделением специальных действий, характеризующих характер отношений к другим участникам игры. Роли определяют характер действий ребёнка. Действия в процессе игры становятся разнообразными.

На последнем, четвертом уровне, становится выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры, в зависимости от того, какие они выполняют роли. Роли ясно очерчены, а ролевые функции детей взаимосвязаны. Нарушение правил и определенной последовательности действий отвергается.

По мнению автора, уровни развития игры являются определёнными стадиями развития самого ребёнка. С их помощью можно проследить не только усложнение игры, но и подчеркнуть быстрые и качественные изменения поведения детей, постепенное формирование у них способности контролировать свои действия, развитие мышления и воображения .

В игре формируется основа, подготавливающая переход ребёнка к младшему школьному возрасту. Эта основа заключается в физической, интеллектуальной, личностной, психологической и волевой готовности, необходимой для качественного развития ребёнка.

Так, физическая готовность выражается в таких качествах ребёнка как ловкость, выносливость, гибкость, скорость, сила. Она тесно связана с работоспособностью, особенно нужной при овладении учебной деятельностью.

В основе интеллектуальной готовности большое значение имеет развитие и формирование у ребёнка соответствующих умений. Владение этими умениями, как показало исследование А.П. Усовой в 1962 году, обеспечивает ребёнку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности .

Основными элементами волевой готовности являются: определение ребёнком цели, принятие решения и плана действия, их исполнение, преодоление препятствий. Многие исследователи развития воли у детей (Котырло В.К., Цыркун Н.А.) отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации. Именно в игре впервые проявляется способность по собственной инициативе подчиняться различным требованиям и правилам .

Ребёнок считается психологически готовым к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. при обладании необходимым для начала обучения уровнем психического развития, формирование которого также происходит с помощью игры .

Подводя итоги, можно сделать вывод, что игра является эффективным средством формирования личности человека в целом. В игре реализуется потребность воздействия на мир, происходит развитие памяти, устойчивости внимания, морально-волевых качеств, интеллекта и организации движений ребёнка. Она вызывает существенное изменение в его психике, закладывает основу для учебной и профессиональной деятельности, иными словами, с помощью игры формируется определенный багаж, с которым человек будет идти по жизни.

Список литературы:

  1. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Четыз Т.Н. // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – № 3. – C. 149–159.
  2. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М,1988.
  3. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В.К. Котырло – Киев: Знание, 1972.
  4. Крутецкий А.В. Основы педагогической психологии / А.В. Крутецкий – М: Просвещение, 1972.
  5. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов – М: Просвещение, 1960.
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М: академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 271 с.
  7. Немов Р.С. Психология образования. Кн. 2. / Р.С. Немов – М: Владос,2004. – 99 с.
  8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М: Просвещение, 1982.
  9. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М: Академия педагогических наук РСФСР 1981.
  10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 1. Человек как предмет воспитания. – М: Академия педагогических наук РСФСР 1950.
  11. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М: Просвещение, 1978.
Разные игры