Инновации в детском саду: интеллект-карта на тему «Осень. Ментальная карта — примеры составления Технология использования ментальные карты доу

Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. Но мы, к сожалению, не используем или не умеем использовать эту возможность.
Причин, почему так происходит много. Одна из них – неправильный метод запоминания – мы учим материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление. Если и создаем опоры для запоминания, то записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета. Обучение, подача информации на уроке, лекции, занятии происходит для всех в одинаковой форме, несмотря на то, что все мы разные: кому-то легче запоминать визуальную информацию, кто-то использует преимущественно аудиальный канал восприятия, а для кого-то необходима кинестетическая информация, такому человеку важны движения, действия и т.п. В идеале методы обучения для всех должны быть разные и сочетать в себе всевозможные способы подачи информации.

Интересную методику запоминания предлагает Тони Бьюзен – английский психолог, автор и соавтор более 100 книг.
Это методика составления ментальных карт (Mind Mapping).
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Ментальные карты можно использовать, делая заметки во время лекций или когда надо посмотреть на проблему с разных сторон,сравнить информацию, внедрить новую идею… Ментальные карты – это очень интересный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии.

Ментальные карты подходят как для детей, так и для взрослых.

Общие правила создания ментальных карт:

В центре располагается образ всей проблемы /задачи/.

От центра исходят основные ветви с подписями - они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви.

Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.

Лучше использовать крупные печатные буквы.

Экспериментируйте с различным визуальным оформлением - форма, цвет, объем, шрифт, стрелки, значки.

Вырабатывайте свой собственный стиль в рисовании ментальных карт - чем более индивидуальной будет ваша карта, тем лучше она будет для вас работать.

Пример ментальной карты для детей

Знакомить детей с методом создания ментальных карт лучше начиная с простых понятий, известных ребенку.

Это хороший способ обучения понятийному мышлению: закрепление обобщающих понятий, лежащих в основе всех знаний.


Например, попробуйте с помощью карты, созданной вместе с ребенком, изучать времена года. Картинки могут быть вырезаны из старых журналов и наклеены на простой лист размером А4 (расположение листа - горизонтальное! - это рекомендация и правило создания ментальных карт).

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ КАРТА в ДОУ

Время информационных технологий, в котором мы живем, вынуждает нас, педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое. Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом), визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы строим свой образ некоторого объекта; запоминая, мы его воображаем, проговариваем, представляем его четырехмерным (как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, пользование им и т.п.). Мысль человека ответвляется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчета, преобразует предмет, от которого отталкивалась. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. По своей структуре ментальная карта похожа на рисунок клетки с отростками, дерево с кроной и корневой системой, переплетение трещин, пучок водорослей, прожилки на листе или обломок кораллов на фотографии, иными словами, естественный процесс роста и развития, запечатленный в плоском двумерном виде.

Коллектив научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания им. А.В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой разработал систему развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, основной идеей которой стало желание раскрыть перед детьми в учебном процессе окружающий мир в разных взаимосвязях, связать продуктивную детскую деятельность общим контекстным содержанием, сделав, таким образом, ее осмысленной и мотивированной. Апробация этой системы на базе экспериментальных дошкольных учреждений дала замечательные результаты: дети с нетерпением ждали новых занятий, с удовольствием включались в любую деятельность, возросла их познавательная активность и творческий потенциал, их поведение отличается спокойной любознательностью.

Работа педагога по готовым конспектам все больше уходит в прошлое. Творческий воспитатель стремится сам проектировать образовательный процесс, учитывая и уровень развития детей группы, и собственные интересы, и возможности дошкольного учреждения, и тенденции образовательной системы города, страны. При этом появляется насущная необходимость научить педагогов использовать публикуемый методический материал не по принципу «я его слепила из того, что было», а умело встраивать его в сложившуюся базовую систему работы с детьми, сохраняя основные задачи развития детей, не нарушая логику представления детям учебного материала, а лишь обогащая его по смыслу. Перед нами стояла задача научить воспитателей самостоятельно проектировать образовательную работу с детьми по определенному контекстному содержанию, представляя его детям во всем многообразии, взаимосвязях, с учетом интересов и возрастных особенностей самих детей. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что и обучение детей, и повышение квалификации педагогов должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечал метод использования мыслительных (ментальных) карт, который давно применяется в дошкольном воспитании многих зарубежных стран. При подходе, связанном с критическим мышлением, необходимо вначале выявить имеющиеся знания и представления и упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Отметим, что это лишь один из возможных приемов представления материала.

Мыслительные карты (в переводе с английского «карты ума, умственные карты, ментальные карты или интеллект-карты») придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен в 1960-1970-х гг. Его подстегивала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена.

При линейном способе мышления мы шаг за шагом, постепенно и последовательно переходим от одного аспекта явления к другому, теряя при этом возникающие ассоциации. Если же человек попытается сразу сформулировать весь пучок возникающих ассоциаций, то ему могут сказать, что его мышление нелогично (хотя на самом деле оно именно так и происходит). Используя метод мыслительных карт, мы можем идти в своих мыслях все дальше и дальше, возвращаться назад, соединять различные радиусы между собой. Главное – не стесняться, искать цепочки и контакты, перекидывать мостики, использовать цветные карандаши и рисунки, стараться следовать своим внутренним представлениям о предмете, окружая его со всех сторон.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Согласно разработанным правилам, носящим характер рекомендаций, но не жестких предписаний, нужно выполнить определенную последовательность действий:

Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Таким образом, мы визуализируем все имеющиеся у нас представления, связанные с главной проблемой, да еще и видим их взаимосвязи. Далее, из обилия возможных связей выбираем те, которые нас устраивают для решения стоящей задачи, и концентрируемся на них, имея в руках уже представление о необходимой последовательности своих действий. После этого нам легче представить себе, какой круг вопросов и сведений в какой момент знакомства с понятием попадает, какой деятельностью можно их объединить. Сравнение своей карты с другими помогает понять, как коллеги представляют себе материал, какой у них план действий, как согласовать друг с другом наши мысли. Распределив фрагменты по видам деятельности, мы понимаем, из каких компонентов сложится жизнь ребенка в течение того времени, пока он будет знакомиться с понятием, а уже после этого мы понимаем, в какой последовательности провести эти занятия, как вписать их друг за другом в сетку занятий.

Использовать мыслительные карты можно с разными целями: чтобы прояснить для себя какой-либо вопрос, собрать информацию, запомнить сложный материал, определить объем предстоящей работы и т.д. Нас больше всего привлекла возможность использовать их для планирования педагогической деятельности, сделать этот процесс глубоко осмысленным каждым членом коллектива, реалистичным, согласованным и компактным в плане потраченного на него времени.

Продемонстрируем это на практическом использовании мыслительных карт в работе с педагогами. В качестве учебного упражнения можно разрабатывать мыслительные карты по разным познавательным контекстам: то это тема занятия, то работа по проекту, то попытка соединить разные виды деятельности.

Для разработки проекта можно использовать метод мыслительных карт.

Вот для вас задание написать на листе бумаги все, что в вашем представлении связано со словом «Сова».

Чаще всего на линиях первого порядка встречались слова, относящиеся к внешнему виду, питанию, образу жизни, среде обитания этих птиц. Но на некоторых картах были определения: «символ мудрости», « название детского сада», «соня», упоминались сказки и игры с образом совы. Далее выберите из этого многообразия содержание, необходимое для детей вашей возрастной группы, и обозначьте на карте возможные формы работы, в которых может произойти освоение этого содержания. Так карты можно дополнить линиями второго и третьего порядка, представление об организации проекта для каждого педагога станет более четким.

Объединив планы разных возрастных групп, мы получим общую структуру организации проектной работы по теме например: «День рождения ”Совенка”», кульминационным событием которого станет досуг-викторина – общий праздник для детей всех возрастных групп. Если тема заинтересует воспитателей, детей и родителей, то в ДОУ постепенно возникнет музей сов, появятся экскурсии, будет проведено много занятий, связанных с жизнью этих птиц и их ролью в различных произведениях для детей.

Ментальные карты используются для того, чтобы лучше осознать свою работу, ее специфику, цели и направленность. Есть результаты, показывающие, что использование ментальных карт повышает грамотность, самооценку, формирует позитивные установки по отношению к обучению. Вообще, ребенку доступны разные виды схем: условное изображение последовательности событий, веерные и цепные изображения причин и зависимостей, рисунки множеств и их пересечения, свободные ассоциации типа солнышка, цикличность, отражаемая стрелками. При обучении ребенка использованию схем нужно действовать последовательно, постепенно вводя различные формы абстракции в изображении. Известно, что и сами дети рисуют достаточно абстрактно (и художники-абстракционисты учились у детей), даже в этом смысле можно предлагать им рисовать мыслительные карты, не боясь, что им будет слишком сложно.

Надеемся, что знакомство с ментальными картами станет подспорьем в работе и для других педагогов-дошкольников.

Елена Кудерова

Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Изучая литературу и интернет – ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных карт.

Что такое ментальные карты?

Термин «ментальная карта» был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится, как

«карта ума, мысли», а означает технику визуализации мышления, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации. Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное создание ментальных карт происходит посредствам упорядоченного плана в виде схем и рисунков.

Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Перед вами пример ментальной карты.

Тони Бюзен говорит, что именно так наш мозг и мыслит. Такими вот пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.

Суть ментальной карты заключается в том, что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а слова-ассоциации, ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы.

Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.

Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберем понятие лес. Ребенку необходимо подумать, что находится в лесу: деревья -хвойные (сосна, ель) и лиственные (береза, тополь, дуб и др., животные - хищные (волк, лиса и др.); травоядные (заяц, белка, лось и др.); всеядные (медведь, птицы - перелетные (журавль, ласточка, грач и др.); зимующие (снегирь, синица, дятел и др., насекомые (бабочка, муравей, кузнечик и т. п., грибы съедобные (масленок. груздь, подберезовик, несъедобные (мухамор, поганка). Из понятий составляется ментальная карта - схема. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.

Целевые ориентиры образования на этапе завершении дошкольного

образования по итогам освоения программы предполагают формирование у детей способности планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Итоги изучения дошкольной зрелости у наших воспитанников на начало учебного года показывали низкий уровень развития этих способностей.

Использование метода ментальных карт в моей работе позволило повысить уровень развития умения планировать свои действия на 6%.

Рассмотрим пример использования методики составления ментальных кар т.

Предположим, перед детьми поставлена задача - вырезать снежинку.

Прежде, чем приступить к работе, ребенку предлагается составить карту – схему (план) по которой он будет выполнять задание. Для этого ему необходимо выбрать материал, из которого можно вырезать снежинку, инструменты и способ вырезывания.

В начале знакомства с ментальной картой ребенок карту – схему может выполнить из заранее приготовленных педагогом картинок, стрелки можно нарисовать карандашом (фломастером).

В дальнейшем для составления карт ему потребуются только карандаши (фломастеры, ручки) и чистый лист бумаги.

Обратите внимание, при составлении карты - схемы ребенку предлагаются варианты используемых материалов, инструментов и ему необходимо сделать выбор.

Возможно, что выбор материала будет сделан не верно. Начав действовать по составленной карте – схеме ребенок поймет это, тогда ему придется корректировать свои действия.

Рассуждать будем так:

Нужно вырезать снежинку. Положу картинку снежинки по - середине листа.

Чтобы вырезать снежинку из материалов мне подойдет белая бумага, (белая - потому что снежинка белого цвета); из инструментов ножницы (ножницы – потому что бумагу удобней резать ножницами) и карандаш, чтобы нарисовать узор. Выберу способ вырезывания снежинки. Возможно, кто – то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

Имитационная игра.

В детском саду праздник. Будет много гостей. Гостей принято угощать, но повар заболел. Я предлагаю вам стать поварятами.

Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (компот, салат, торт). Составьте план приготовления блюда используя метод ментальных карт.

Рефлексия.

В заключении мастер – класса предлагаю ответить на вопрос: При формировании каких знаний, умений, навыков можно использовать метод ментальных карт?

Итог.

Ментальные карты могут стать инструментом для формирования предпосылок учебной деятельности: умения ставить цели и планировать свое время, свои действия

Публикации по теме:

Консультация для педагогов по развитию способности организации действия у дошкольников Консультация для педагогов "Современный подход к организации образовательного процесса для успешного овладения детьми способностью организации.

Мастер–класс для педагогов «Метод проектов» Цель мастер класса: Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Способствовать развитию творчества и профессиональной.

Мастер-класс для педагогов «У игры свои секреты. Изготовление бабочек для игры» Мастер класс. Тема: Выполнила:Арусланова Н. Н. Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 «Аленка» ст. Келермесской Мастер –.

Мастер - класс Тема: «У игры свои секреты» Дата проведения: 13.04.2017 Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, через дидактические.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Что такое ментальная карта или mind map? Как ее создать и какие задачи можно решить с помощью данного инструмента? Подборка бесплатных онлайн сервисов в наличии.

Рисуй и все станет понятно, рисуй и тебе откроется тайна, главное рисуй… Надеюсь, мне удалось вас зомбировать и вы хотите взять и нарисовать что-нибудь? Но что-нибудь нам не подходит, да и рисуем мы с какой-то целью, ведь так?

Проекты, задачи, идеи, все они состоят из каких-то деталей и частей. Чтобы удержать это многообразие в одной голове, нужно как минимум заказать еще пару голов на ebay, шутка. А если попробовать просто нарисовать все это?

Ментальная карта: что это

Ментальная карта (или mind map) – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Применяется для создания, развития и анализа идей. Очень удобный инструмент управления мыслями.

Чуть выше дан пример ментальной карты для кота. Кот, это некая сущность, которая интересуется мышами, молоком, дает нам с вами любовь и валяется на кресле. Данная карта весьма проста для восприятия, есть некий центр или идея, а дальше она разделяется на составляющие.

Mind map карта появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, ее изобрел Тони Бьюзен. Психолог, который посвятил свою жизнь проблемам восприятия и запоминания информации. Он понимал, что обычная текстовая информация гораздо тяжелее ложиться в нашу память, поэтому и предложил свой способ ее организации.

Какие задачи решают ментальные карты

На самом деле сложно даже вообразить себе весь потенциал ментальной карты, проще нарисовать. Ментальная карта для ментальной карты, вот этот поворот!

Как видно из рисунка выше, с помощью mind map карты можно закрывать большое количество задач. Чтобы набросать карту выше, у меня ушло 3-5 минут, по факту я уверен можно найти как минимум еще столько же вариантов применения этого интсрумента.

Ну вот, самое главное забыл добавить в задачи, это же мозговой штурм! Карта великолепно для этого подходит.

Кстати, если у вас есть идеи как использовать ментальные карты, пишите в комментариях, будет полезно для всех читателей.

Как создать ментальную карту

Давайте по шагам рассмотрим создание mind map. Как мы говорили ранее, ментальная карта создается с какой-то целью и решает конкретную задачу. Давайте попробуем вместе создать карту для такого хитрого предмета как стул. Наша задача, понять что он из себя представляет.

  • Поместите ключевую идею вашей карты в центр рабочей области и выделите ее цветом.

  • Начните рисовать ветви в стороны от центра. Как правило это составляющие вашей идеи. Из чего состоит стул? Используйте разные цвета для выделения составляющих. Задача – создать контраст, чтобы информация легче считывалась.

  • Переходите на следующий уровень, рисуйте ветви для уже добавленных частей карты.

  • И так далее пока сами не остановитесь и не поймете, что полученной детализации достаточно для решения вашей задачи.
  • Начинаем всегда с центра карты. Выделяем главную идею цветом и крупными буквами.
  • Строим связи (ветки) от главной идеи к составляющим частям. Выделяем их другими цветами. Для усиления контраста используем более мелкий шрифт (по-желанию).
  • Можно использовать картинки и образы для отдельных частей, если это улучшит восприятие карты.
  • Не переигрывайте в цвета, многие пишут, чем больше, тем лучше, но вы не в раскраску играете, а решаете задачу. Моя рекомендация, не более 4-х цветов в карте.
  • Фиксируйте на карте все, что приходит в голову и связано с полученными частями карты. Лучше потом отрезать ненужное, чем упустить что-то.

Почта, это прошлый век, подписывайтесь на наш telegram канал ! Продолжаем читать…

Чем построить ментальную карту

В первую очередь руками. Нет, я серьезно, было бы желание. Изначально так они и строились. В 70-х кроме цветных карандашей специальных программ не было.

Да и нет ничего лучше, чем карандаша и бумаги, особенно, если вы штурмите с командой. Не стесняйтесь, рисуйте на флипчарте или доске, используйте разноцветные фломастеры и не останавливайте поток мысли.

Специальный софт для mind map

Сегодня есть куча онлайн инструментов для построения ментальных карт. Есть как бесплатные, так и платные решения. Обозначу несколько, с которыми работал, все они работают в онлайне.

Бесплатные:

Realtimeboard – мой фаворит (карты в примерах выше делал там). Приятный интерфейс и экспорт в разных форматах.

Mindmeister – в бесплатном доступе несколько карт и ограниченный экспорт. Я просто скриншотил карту с экрана, чтобы не морочиться, но так большую карту не построишь, качество пострадает при печати например.

Draw – довольно простой интерфейс, без визуальных фишек. Бесплатный, быстрая интеграция с Google Docs, с экспортом проблем нет.

Платные:

Mindmeister – в платной версии широкий выбор функциональных возможностей и экспорт в различных форматах. Лучшая из всех файловая совместимость, то есть можно выгружать карты из этого софта и заливать в другие для доработки.

iMindMap – лучший инструмент визуализации и презентации ментальных карт. Огромный выбор оформления карт (вдоль и поперек), куча стилей и прочего.

Возможности этого инструмента и правда впечатляют, только придется раскошелится за это вот все.

На самом деле список можно продолжать, если немного погуглить, то вы найдете еще десятки а то и сотни приложений. Перечень выше, это самые популярные решения под ментальные карты, думаю вам их будет более чем достаточно.

Не специальный софт для mind map

Если вам уж совсем не хочется переходить на все эти сайты и знакомиться с интерфейсом приложений, то вот для вас список альтернативных инструментов:

  • Power point – почему бы и нет, квадратики рисовать умеете? А стрелочки? Все это можно сделать прямо на слайде.
  • Google Docs Презентации – чтобы в облаке, да еще с совместной работой, ну не сказка.
  • Любой графический редактор – если вам удобно в figma нарисовать или в photoshop, рисуйте. Да хоть в paint, лишь бы рисовать начали.

Итого

Ментальная карта, это великолепный инструмент, который покрывает множество задач. Выберите для себя удобный инструмент и начните просто с центра карты. Рисуйте ветви от одной части к другой. Уверяю вас, даже сложные задачи станут гораздо проще, когда вы их нарисуете.

Разработка современных диаграмм связей принадлежит британскому писателю и психологу Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Однако это только официальное утверждение метода. Известно, что еще в древности были попытки схематического изображения информации.

Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы помните, в каком виде нам задавали изучать информацию в школе? Книги с листами сплошного текста, логические списки и пошаговые алгоритмы действий должны были помочь нам приобрести новые знания, но не вызывали особого энтузиазма. Сложные предметы приходилось заучивать. Длинные простыни текста никак не хотели умещаться в голове. Все буквы, слова и абзацы сливались воедино, и взгляду не было за что зацепиться.

Хотя линейная запись информации в виде сплошного текста с логичной разметкой и замечательно подходит для написания литературы и составления всякого рода списков, это не самый лучший инструмент для наглядного структурирования информации и развития креативного мышления. И вот тут нам и нашим детям помогут ментальные карты.

Ментальные карты – это чудесный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии.

Вот 5 интересных вариантов использования ментальных карт, которые подойдут для детей:

1. Упростить учебу


Покажите ребенку, как с помощью ментальных карт можно превратить главу из учебника в интересный и, главное, понятный и логичный рисунок или схему. Вместе с ребенком выделите главное из раздела учебника и перенесите информацию в логически связанную ментальную карту. Таким образом, вся информация станет не только наглядной и понятной, но её также будет легко запомнить.

2. Ставить цели и планировать неделю


Ментальные карты могут стать мощным инструментом для того, чтобы привить ребенку привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо списка ежедневных дел и обязанностей, ребенок может оформить свои планы в забавную интеллект-карту.

Как правило, дети очень легко учатся работать с ментальными картами, а само создание интеллект-карт становится для них увлекательной игрой.

3. Планировать проекты и управлять ими

Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью ментальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты.

4. Работа с воспоминаниями

После поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.

Такое занятие прекрасно подойдет детям в качестве простого ознакомления с ментальными картами.

5. Для самых маленьких


Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений – не самая удачная идея.

Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый.

Майкл Типпер советует начать знакомство ребенка, с ментальными картами выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать, что находится на ферме – сараи, животные, люди, машины. Это хороший способ изучать времена года, описывать разные характеристики объектов и так далее. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.


Шашки