План схема сюжетно ролевой игры автомастерская. Сюжетно-ролевая игра "Автосервис" план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

Участник выставки - конкурса:

Басманова Ирина Георгиевна ,

МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»

Сюжетно – ролевая игра «Автосалон»

Цель игры: отражение в игре сюжетов, связанных с деятельностью и взаимоотношениями людей в автосервисе.

Задачи игры:

  1. Расширять представления детей о труде работников автосервиса.
  2. Развивать в игре партнёрские отношения в игре, учить общаться.
  3. Дать детям возможность активизировать игру, дополняя её пособиями из бросового материала.

Используемая интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие:

  • обогащение и расширение знаний детей о труде взрослых, а именно, работников автосервиса, слаженности, аккуратности в их работе;
  • знакомство с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе;
  • комбинированность знаний, полученных из разных источников, отражение их в едином сюжете игры;

Речевое развитие :

  • умение делового и игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
  • использованиедиалогической речи, умение развивать диалог в различных игровых ситуациях;
  • расширение представлений о правилах речевого этикета, умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

Художественно-эстетическое развитие :

  • формирование и активизация у детей проявлений эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, к разным объектам быта, социальным явлениям;
  • развитие эстетического восприятия, вкуса;
  • развитие творческих способностей детей.

Социально-коммуникативное развитие :

  • умение согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры;
  • развитие самостоятельности в действиях;
  • умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника; развивать умение согласовывать свой замысел с замыслом партнера;

Физическое развитие :

  • гармоничное физическое развитие детей;
  • двигательная активность;
  • физические качества у детей: общую выносливость, быстрота, сила, координация, гибкость, ориентировка в пространстве.

Предполагаемые роли и игровые действия:

  1. Полицейский, инспектор дорожного регулирования – контролирует соблюдение правил дорожного движения, проверяет исправность машин и наличие документов, выписывает штрафы;
  2. Автомойщик - моет транспорт;
  3. Заправщик на бензоколонке - заправляет машины бензином;
  4. Автослесарь – принимает заказы , выезжает для устранения срочных неполадок, проводит техосмотр, ремонтирует машины;
  5. Медсестра - проводят осмотры шоферов и выписывают допуск к работе, измеряет давление;
  6. Продавец буфета – организует питание;
  7. Парикмахер – постригает обратившихся к ней шоферов;
  8. Шофёраавтомобилей- с облюдают правила дорожного движения, пользуется услугами автомойки , автозаправки, проходят медосмотр у врача, пользуются услугами буфета и парикмахерской.

Используемые игрушки :

1. Автозаправочный комплекс – изготовлен при помощи родителей, из бросового материала – коробки;
2. Насос – ребёнок принёс из дома (взял у дедушки);
3. Денежные средства – изготовлены родителями, на цветном ксероксе;
4. Оборудование буфета и парикмахерской – использовано из уголков творческих игр детей.


Предварительная работа :

  • Рассматривание тематических альбомов «Автомастерская».
  • Экскурсия в автомастерскую (наблюдения: за работой мастера; за машинами).
  • Беседа о работе автосервиса.
  • Игры-имитации «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» (на тему автомастерской).
  • Изготовление атрибутов к игре.
  • Конструктивные игры «Построй автомобиль», «Угадай, какой автомобиль я построил» и др.
  • Режиссерские игры с машинками и игрушками «Автосервис» (отработка диалогового взаимодействия).
  • Игровые задания в уголке ИЗО «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль», «Мастерская по покраске автомобилей», «Придумай необычную раскраску автомобиля».
  • Лепка «Автомобили, автомобили буквально все заполонили!» (Схемы с пошаговой инструкцией для самостоятельной лепки).
  • Игры на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?».
  • Школа вежливых наук «На заправочной станции», «В придорожном кафе», «Автомобильный слесарь и водитель» и др.
  • Подвижная игра «Таксисты» (с обручами).
  • Рассматривание сюжетных картин по темам «Шофёры», «Автомастерская», «Ремонт автомобилей», «Какие разные машины».
  • Рассматривание иллюстраций в альбоме «Все работы хороши» (профессии: механик, сварщик, автослесарь, диагностик, шиномонтажник и т.д.).
  • Беседа с детьми: «Для чего нужен автосервис», «Что такое гараж», «Какие профессии вы знаете?».
  • Рассказ ребёнка «Как я с папой ездил в автомастерскую».
  • Чтение художественной литературы: «Гараж», «Ремонт машин».

Руководство игрой (активизация игровых умений, создание проблемных ситуаций) :

  • Дети выбирают себе понравившуюся роль – использование «стрелки», т.к. в группе много мальчиков, чтобы все дети побывали в разных ситуациях. Используют в речи следующие диалоги:

Машина грязная, срочно посетите автомойку или вам придется выписать штраф;

У вас разбита фара здесь рядом есть магазин «Автомастерская»;

У вас в правах нет отметки о прохождении медицинского осмотра, срочно

обратитесь к врачу или я не выпущу вас в рейс;

Лопнуло колесо, а запасного нет, как быть?

В салоне автомобиля пахнет бензином, что делать? и др.

  • Воспитатель, походу игры, помогает создать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

Возможные усложнения игры:

  • Изготовление дорожных знаков с детьми и использование их водителями в игре;
  • Открытие магазина «Автодетали»
  • Изготовление накидок для работников автосервиса.

Ожидаемые результаты :

  • Обогащение личного опыта детей;
  • Формирование у детей представлений о социальной действительности;
  • Расширение у детей круга ролевых действий.
  • Обогащение и расширение словарного запаса.
  • Развитее диалогической и монологической речи.
  • Получение знаний о специалистах, работающих в автосервисе.

видеоролик организации игры:


Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкин Белгородской области
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автомастерская»
(В рамках тематической недели «Растим примерных пешеходов и водителей)
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о грузовых и легковых машинах. Учить исполнять свою роль, следуя сюжету.
2. Активизировать в словаре слова, обозначающие части машин: кузов, кабина, колеса, капот.
3. Воспитывать желание играть в коллективе.
Оборудование: крупный строительный материал, детский набор инструментов, сломанные машины, материал для бензозаправки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением автосалонов, автомастерских. Рассказывание о работе автомеханика.
Ход.
Воспитатель. Сегодня Незнайка привез из Цветочного города сломанные машины. Винтик и Шпунтик уехали отдыхать на море и отремонтировать машины некому.
- Как мы можем помочь жителям Цветочного города?
Дети. Мы можем попробовать отремонтировать машины.
Воспитатель. Где ремонтируют машины?
Дети. В автомастерских.
Воспитатель. Мы можем построить автомастерскую из крупного строительного материала. У меня есть проект мастерской. Можно приступать к строительству.
- Молодцы! Вы быстро справились с заданием. Чтобы продолжить игру мы должны распределить роли. Вспомните, кто работает в автомастерской?
Дети. В автомастерской работают автомеханики.
Воспитатель. Какие услуги водителям мы еще можем оказать в автомастерской?
Дети. Мы можем помыть машины.
Воспитатель. Рядом с мастерской мы оборудуем автомойку.
- Какие роли в игре могут исполнять девочки?
Мальчики. Они могут работать в кафе и на бензозаправке.
Воспитатель. Девочки, возьмите оборудование для бензозаправки и кафе.
- Распределяйте роли.
Воспитатель. Как ты будешь ремонтировать машину?
Ребенок. Я прикручу колеса.
Ребенок. Я выровняю кузов с помощью молотка.
Ребенок. Я приделаю руль на место.
Воспитатель. Кто устал в мастерской, может покушать в кафе.
- Отремонтированные машины можно помыть на автомойке и заправить бензином на заправке.
Воспитатель (держит куклу Незнайки)
- Спасибо, дети, за отремонтированные машины. Они чистые и красивые! Важно, чтобы по городу ездили хорошо отремонтированные машины и не создавали аварийных ситуаций.
Воспитатель. Дети, вы можете оценить исполнение ролей.
Ребенок. Саша был хорошим автомехаником, он поставил на машину четыре колеса.
Ребенок. Алена вежливо обслуживала посетителей кафе.
Ребенок. Таня быстро заправляла машины бензином.
Воспитатель. Мне тоже понравилась ваша слаженная работа. Все справились со своими ролями и исполнили их до конца.


Приложенные файлы

Проект сюжетно-ролевой игры в старшей группе
по теме "Город мастеров"
Цели:
 построение ролевых диалогов, ролевое взаимодействие детей;
 дать представление о профессиях «официант» и «администратор»;
 формировать у детей умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре.
 закреплять ранее полученные знания о труде продавца, парикмахера и строителя.
 помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми, выбравшими определенные роли.
 воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманности, ответственности, дружелюбия.

Предварительная работа:
 Беседы о профессиях с использованием иллюстраций.
 Виртуальная экскурсия в парикмахерскую.
 Чтение художественной литературы: Маяковский “Кем быть?”, Д.Родари “Чем пахнут ремесла?”, “Какого цвета ремесла?”

Словарная работа:
1. обогащение словаря-официант, администратор
2. активизирование словаря: водитель, кондуктор, парикмахер, клиент, строитель.

Индивидуальная работа: помощь в выборе роли Максиму.

Методы и приемы: создание игровой обстановки, беседа, художественное слово, вопросы, мотивация “Город мастеров”, грамзапись.

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: У вас, у всех растут года
Будет вам семнадцать.
Где работать вам тогда,
Чем заниматься?
-Когда вырастите, кем вы будете работать? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, чтобы стать врачом, парикмахером…, что нужно сначала сделать? (Ответы детей.)
-Правильно, чтобы работать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала в школе выучиться, затем окончить техникум или институт, получить специальность. Но как долго этого ждать, а как хочется стать взрослым прямо сейчас и поработать!

Я знаю один такой город, в котором можно найти себе любимую работу. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и выбирают для себя профессию. Хотите со мной отправиться в путешествие в волшебный “Город Мастеров”? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)
-А я предлагаю вам поехать со мной на автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд.)
-Ребята, а кого мы с вами выберем шофером и кондуктором? (ответы детей) Проходите, пожалуйста, усаживайтесь поудобнее. Мальчики будьте вежливы.
Шофер: Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер и сам мотор!
Нажимаю на педаль
И машина мчится в даль.
Воспитатель: И, так, поехали! Чтоб веселее была дорога, включу музыку. (Звучит песенка “Веселые путешественники.)
-Вот и приехали! Выходите, пожалуйста. Далеко не расходитесь, в незнакомом городе можно потеряться. Посмотрите друг на друга, все собрались, все готовы к экскурсии по городу. (Ответы детей.)
-Ой, что это с вами? Вы все стали взрослыми! В «Городе Мастеров» есть много разных организаций. Давайте пройдем и посмотрим, что в этом городе есть.
-Вот здесь у нас «Парикмахерская»
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла.
-Вы знаете, кто работает в парикмахерской? Что делает? Кто приходит в парикмахерскую? Как разговаривают с клиентом? Как клиенты ведут себя в парикмахерской? (Ответы детей.)
-А вот «Магазин».
А сейчас мы в магазине -
Все продукты на витрине:
Чай, конфеты, колбаса -
Разбегаются глаза.
Воспитатель: А вот здесь у нас строительная площадка.

Строителя знает весь район,
Мастер он отличный
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят до облаков
Дом достанет крышей.
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки,
Ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.

Воспитатель: Ребята, а вот здесь у нас расположено «Детское кафе». В кафе работает повар, который готовит блюда; официант, который принимает заказ у клиента и администратор, который следит за порядком в кафе и на кухне.
Воспитатель: Вот видите, как много интересного в нашем городке.
-Вы можете выбрать профессию, какая вам нравится.

Как вы думаете, кто справится с работой продавца? (Ответы детей.)
-А кто сможет работать официантом, поваром и администратором? (Ответы детей.) У них получится вежливо разговаривать с клиентами?
-Кого мы можем назначить парикмахером? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, кто справится с работой строителя? (Ответы детей.) Работа у них ответственная, так как город наш должен расти и хорошеть.
-В нашем городе есть хороший, уютный дом, где живут игрушки, которых нужно сводить в больницу, в парикмахерскую, купить им в магазине сладости и еду, сходить на прогулку, посмотреть, как строится дом. Да и вообще, любить их и заботиться о них. Кто будет мамой?
-Слышите, музыка. Это значит, в городе начинается новый день и все начинают работать. Проходите на свои рабочие места, посмотрите, что вам нужно еще приготовить…

По ходу игры помогаю создавать игровую обстановку, с помощью вопросов, советов, предложений. Обращаю внимание на взаимоотношения детей в игре. Включаюсь в игру по разрешению детей (выполняю роль клиента в кафе, клиента в парикмахерской, перед приходом в гости в семью, покупаю угощение в магазине и т.п.).
Звучит музыка.
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился. Магазин, кафе, парикмахерская закрываются, заканчивают работу и на стройке. Все наводят порядок на рабочем месте, так как приедут в этот городок новые дети, которые хотят стать взрослыми. (Дети наводят порядок.)
Сигнал автобуса. Все собрались? Посмотрите, чтобы никто не остался здесь один. Проходите в автобус, усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь, вы устали после трудового дня. А я включу вам легкую музыку. (Играет спокойная мелодия.)
-Вот и наш детский сад. Выходите, пожалуйста.
Посмотрите друг на друга, вы снова дети. (Называю по именам.)
Вам понравилось в “Городе Мастеров”?
Мы обязательно еще поедем туда и возьмем с собой тех ребят, которые там не были.

« Школа»

Сюжетные линии игры:

  • дети приходят в школу, занимаются на уроках;
  • проведение родительского собрания;
  • организация открытых уроков для родителей, на которых дети показывают свои знания;
  • проведение предметных олимпиад.

Игровые роли: учитель, директор школы, охранник, ученики, родители учеников.

Атрибуты, игровой материал: учебная доска, мел, компьютеры, парты, стулья, портфели, школьные принадлежности (тетради, ручки, карандаши, ластики, альбомы, краски, учебники), классный журнал для оценок, расписание уроков, звонок (колокольчик), униформа для охранника.

Ролевые действия.

Учитель: входит в класс, проводит уроки - рисует, читает, считает, пишет вместе с детьми. Задает детям вопросы, проверяет тетради, ставит ученикам оценки, задает домашнее задание. После уроков выходит с учениками на прогулку.

Директор: дает распоряжения учителям; зачисляет учеников в школу и распределяет их по классам, составляет расписание уроков. Принимает решение о переводе учеников в другой класс. Ведет прием родителей учеников по различным вопросам. Принимает участие в проведении родительских собраний.

Охранник: охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах. Спрашивает у посетителей, к кому они идут.

Ученики: утром завтракают, складывают школьные принадлежности в портфель, идут в школу. Приходят в класс, занимают своё место за партой, готовятся к уроку, пишут в тетрадях под диктовку, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку. Отвечают на уроке; выполняют поручения учителя; слушают учителя и задают ему вопросы.

На переменах общаются между собой, делятся информацией, объясняют товарищам новые задания. Играют в подвижные игры.

Соблюдают правила поведения в школе.

Участвуют в проведении олимпиад - выполняют различные задания.

Родители: интересуются успехами своего ребёнка, провожают в класс. Приходят на родительское собрание, спрашивают учителя об успеваемости ребёнка. Помогают ему учить уроки, дают советы.

«Шофёры"

Сюжетная линия игры: поездка в такси.

Игровые роли: диспетчер, таксист, пассажир, инспектор ГИБДД.

Атрибуты, игровой материал: рация, деньги, телефон, карточки для заказов, руль, модули для постройки машины (или чехол на стулья), шашечки.

Ролевые действия.

Диспетчер: принимает заказ по телефону, передаёт его по рации таксисту, сообщает адрес и конечный пункт назначения. В карточках делает отметку о заказе.

Таксист: «подъезжает» к пассажирам, помогает им погрузить в багажник вещи. Везёт пассажиров к указанному месту. Объявляет о стоимости поездки. Принимает оплату за проезд, дает сдачу. Помогает выгрузить багаж.

Соблюдает правила дорожного движения. Предъявляет по требованию водительские права.

Пассажир: звонит по телефону, вызывает такси, называет адрес конечного пункта поездки, садится в такси, расплачивается за проезд.

Инспектор ГИБДД: контролирует соблюдение Правил дорожного движения, проводит проверку документов водителя.

«Шофёры»

Сюжетная линия игры: поездка в автобусе.

Игровые роли: врач, водитель, пассажир, кондуктор, механик.

Атрибуты, игровой материал: руль, модули для постройки автобуса (или чехол на стулья), номер автобуса, деньги, билеты, сумка кондуктора, стойка «Остановка», таблички с направлениями маршрутов, микрофон, инструменты для ремонта (гаечный ключ, молоток, монтировка), аптечка, медицинский чемоданчик с инструментами.

Ролевые действия.

Врач: проверяет состояние здоровья водителя перед выходом в рейс, дает разрешение на работу.

Водитель автобуса: управляет автобусом, открывает двери на остановке, объявляет в микрофон остановки. В случае поломки проводит мелкий ремонт двигателя. Проходит техосмотр.

Кондуктор: продает билеты пассажирами (принимает деньги, дает сдачу, выдает билет), контролирует, чтобы все пассажиры приобрели билет.

Пассажир: ждет автобус на остановке, садится в автобус нужного номера, оплачивает поездку, занимает место в автобусе. Уступает место пожилым пассажирам.

Механик: проверяет исправность транспортного средства, дает разрешение на выезд.

«Шофёры»

Сюжетная линия игры: автозаправочная станция (АЗС).

Игровые роли: оператор заправки, заправщик, водителя.

Атрибуты, игровой материал: вывеска «АЗС», колонки с марками бензина, канистры, шланги, деньги, банковские карточки, касса, аппарат для приёма банковских карт, сопутствующие товары, униформа работников заправки (накидки, бейсболки).

Ролевые действия.

Водители: подъезжают колонкам, называют оператору марку бензина, необходимое количество для заливки, платят за него.

Оператор: принимает деньги за бензин или пластиковые карты, пробивает деньги по кассе, выдает чек.

Заправщик: заправляет машины (вставляет шланг в заправочный бак, заливает бензин). По желанию клиента бензин также заливается в канистру.

«Шофёры»

Сюжетная линия игры: автосервис.

Игровые роли: мастер автосервиса, водители, кассир.

Атрибуты, игровой материал: вывеска «Автосервис», инструменты для ремонта (набор гаечных ключей, молоток, отвертка, пассатижи), для покраски машины (краска, кисть), набор шин, спецодежда (рукавицы, кепка, накидка), касса, деньги, банковские карточки, аппарат для приёма банковских карт.

Ролевые действия.

Водитель: приезжает в автосервис, рассказывает о поломке, оплачивает в кассе суму за ремонт.

Кассир: принимает деньги, дает сдачу, выписывает чек, гарантийный талон.

Мастер: проводит диагностику двигателя, ремонтирует неполадки в машине, меняет шины, красит капот. Даёт водителям советы по уходу за машиной.

« Автошкола »

Сюжетные линии игры:

Запись в автошколу;

Занятия в автошколе (теоретические и практические);

Подготовка кс экзамена в автошколе (изучение Правил дорожного движения (ПДД), прохождение медицинского осмотра, знакомство с экзаменационными билетами, изучение литературы);

Экзамены (теоретическая часть - знание ПДД, дорожных знаков, дорожной разметки, правил поведения пешеходов и водителей, ориентировка на улицах города по макету; практическая часть - вождение: ориентировка по дорожным знакам и дорожной разметке);

Получение водительского удостоверения.

Игровые роли: преподаватель автошколы, инспектор ГИБДД, регулировщик дорожного движения, ученики автошколы, слесарь по ремонту машин, работник автозаправочной станции, диспетчер, врач.

Атрибуты, игровой материал : электронная игра по обучению Правилам дорожного движения, ноутбук, плакаты, дидактические игры на тему «Правила дорожного движения», макет улицы города, настольные дорожные знаки, оборудование для автогородка или имитации автодрома (конусы, кубики, городки для полосы препятствий на территории автогородка), самокаты, велосипеды, педальные машины, переносные дорожные знаки, макеты: светофора, учебной машины, станции техобслуживания (СТО), больницы, поста ГИБДД, жилых массивов, автозаправочной станции; водительское удостоверение, техталон, набор медицинского оборудования для доктора, набор инструментов для автослесаря, форма и жезл для инспектора ГИБДД, атрибуты для инспектора

Ролевые действия

Ученики : записываются в автошколу; сдают экзамены на знание ПДД, умение ориентироваться на улицах города и водить транспортное средство на автодроме, улицах города.

Преподаватель автошколы : проводит теоретические занятия по обучению ПДД.

Инструктор по вождению : проводит практические занятия по обучению вождению на территории автодрома (объясняет, как объехать препятствия - фишки, поставленные «змейкой», как въехать и съехать с возвышенности (эстакада), как правильно парковать машины и т.д.); отвечает за заправку машины бензином.

Инспектор ГИБДД : проводит экзамен.

Экзамен состоит из 2-х частей.

1. Теоретическая часть: ответы на экзаменационные билеты (можно провести тестирование с помощью компьютерной, электронной игры).

2. Практическая часть: вождение транспортных средств на автодроме. Ученику безошибочно провести транспортное средство по полосе препятствий, объехать фишки, расставленные «змейкой», припарковаться в специально обозначенном месте, въехать и съехать с эстакады и т.д. (если игра проводится в групповой комнате, то транспортным средством может быть самокат, если на территории автогородка - велосипед, педальный автомобиль).

Ученик, успешно сдавший экзамен, получает «водительское удостоверение».

Инспектор ГИБДД - регулировщик : регулирует движение на территории автогородка; подает команды, следит за соблюдением ПДД.

Врач : проводит медицинское обследование ученика (проверяет зрение, слух, меряет давление); дает разрешение на управление транспортным средством.

Слесарь по ремонту автомашин: проводит осмотр машины перед выездом на дорогу и, если необходимо

Работник автозаправочной станции: заправляет машину бензином, контролирует качество бензина.

Шашки