Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man. Обзор «Человека-Паука» на PS4 – Первый блокбастер видеоигровой вселенной Marvel Причины и следствия

Слишком мало причин, чтобы не любить эту игру.

В закладки

Супергерои нынче крайне редко выполняют свои обязанности - спасают людей. Да, конечно, если Мстители не победят Альтрона, то тот, скорее всего, разнесёт половину планеты, но как же опасность, что угрожает обычным людям каждый день? Кто спасёт даму в подворотне от бандитов, предотвратит ограбление магазина и остановит угнанную машину?

Пока Супермен летает через кольца, а Бэтмен сражается с психами, часть из которых сам и породил, Человек-паук просто делает свою работу - спасает обычных людей. Marvel"s Spider-Man идеально показывает жизнь супергероя: Питера Паркера зовут на званый ужин, он летит туда, но постоянно отвлекается - где-то там, внизу, на улицах Нью-Йорка, происходят ограбления, угоны и похищения людей. А главная задача супергероя - это всё-таки помогать людям.

Игра Insomniac, как никакая другая, показывает жизнь настоящего героя, который понимает: чем больше сила, тем больше и ответственность.

Причины и следствия

В отличие от многих других супергероев, Человеку-пауку везло на видеоигры - как во времена NES и Sega Mega Drive, так и потом. Кори Барлог может сколь угодно долго для игры о Супермене, но вряд ли мы увидим что-то подобное: Супермен - всесильное божество, хорошую игру про него сделать, похоже, невозможно. То же касается многих других комиксных героев: попробуйте представить себе игру про Флэша, который бегает быстрее скорости света. Или про Доктора Стрэнджа, с его манипуляциями с пространством-временем. Или даже Халка, который при желании может снести весь город.

Другое дело - Бэтмен и Человек-паук, они идеально подходит для видеоигр. Суперсил толком нет, убить относительно легко, злодеи - в основном мелкого пошиба. Оба в той или иной мере полагаются на скрытные быстрые атаки и гаджеты, есть большой простор для прокачки и внедрения различных игровых механик.

Именно поэтому мы сейчас имеем серию Batman Arkham от Rocksteady и кучу отличных игр о Человеке-пауке вроде Web of Shadows и Marvel"s Spider-Man.

К сожалению, фоторежим появится только на релизе, поэтому скриншоты в этом тексте с интерфейсом

Сравнения, конечно, неизбежны: игра от Insomniac многое берёт как из прошлых игр о Пауке, так и из игр Rocksteady. Но только лучшее. Почти что неограниченное передвижение по городу, акробатика, простая, но в то же время глубокая боевая система, прокачка и разные скиллы, сайд-квесты и испытания. Всё это уже было в играх про супергероев, включая Infamous: Second Son, но ещё никогда - в таком виде.

Главное здесь, конечно, постановка. Всё в Marvel"s Spider-Man сделано в угоду зрелищности - ради того, чтобы у вас что-то внутри перевернулось, чтобы мурашки побежали по спине. Это касается как полётов на паутине по городу, которые требуют минимум движений, и сильно ускоренной боёвки, в основе напоминающей о Batman Arkham, так и кат-сцен и сюжета в целом.

Новые трюки открываются по мере прокачки. Всё ради того, чтобы в воздухе вы чувствовали себя богом

В плане постановки Marvel"s Spider-Man - просто одна из самых эффектных игр вообще. То же можно сказать и о графике: да, здесь очень условные отражения в окнах, что несколько смущает по первости, но в остальном это одна из самых красивых игр, особенно если играть с HDR.

Игроки почему-то утверждают, что со времён первого показа проект претерпел даунгрейд, и до луж, но это всё - ерунда. Marvel"s Spider-Man выглядит великолепно. Лучше, чем что-либо, во что вы играли.

Не хватает только пост-рока в духе Second Son

Местный Человек-паук - уже не подросток, познающий себя и свои силы, а вполне состоявшийся супергерой. Он уже отправил в тюрьму кучу злодеев вроде Шокера и Носорога, сражался с доктором Коннорсом, успел потерять дядю Бэна. Он уже работал на Джея Джону Джеймсона в Дейли Бьюгл и благополучно уволился, посвятив себя науке и спасению людей.

Marvel"s Spider-Man сосредотачивается на другом - в первую очередь, на человеческих отношениях и на самой сути супергероя. Здесь даже Мэри Джейн почти не парит мозги. Тот случай, когда игру в плане сюжета и постановки сравниваешь с кино, и кино проигрывает по всем параметрам.

Особое внимание Insomniac уделяют отношениям Питера Паркера с тётей Мэй, Мэри Джейн и двумя злодеями, ставшими на путь тьмы по вполне понятным причинам - Мистером Негативом и ещё одним, о личности которого вы вполне можете догадаться по трейлерам. Кроме них есть ещё несколько злодеев, но они здесь скорее для массовки - чтобы было эпичнее.

Уже в самом начале игры супергероическая суть Паука ставится под сомнение: он нарушает сложный баланс преступности в Нью-Йорке, из-за чего улицы наводняются грабителями и прочими антисоциальными личностями. Об этом нам заботливо сообщает Джеймсон, параллельно в свойственной ему манере обвиняя во всём Человека-паука.

И, что самое интересное, зачастую он оказывается прав. Человек-паук безрассуден, время от времени он действует, не думая о последствиях, а затем всё спешно исправляет. Здесь, конечно, нет деконструкции супергероя, как в «Человеке из стали» и «Бэтмене против Супермена», но Пауку всё равно приходится несладко.

Каждую минуту он вынужден выбирать между спасением людей и личной жизнью, и это напрямую отражается в геймплее. Постоянно где-то происходят преступления: машины угоняют, бандиты в кого-то стреляют, шпана отбирает деньги у законопослушных граждан. А ведь в то же время Питера Паркера зовёт на ужин Мэри Джейн, или тётя Мэй, работающая в приюте для бездомных, просит ей помочь.

Конечно никто не заставляет разруливать беспорядки в городе - вроде бы это обязанность полиции. Но сможете ли вы просто так отправиться по своим делам, в то время как где-то внизу незнакомому человеку нужна ваша помощь? Marvel"s Spider-Man постоянно обращается к вашей совести, и отказать ей порой очень трудно. В этом и суть супергероя - ты постоянно должен выбирать между жизнью и работой. Игра Insomniac прекрасно отражает этот внутренний конфликт Человека-паука. А ведь со временем история заворачивается в узел, и всё становится лишь сложнее.

Увы, это лишь уловка: Мэри Джейн не отменит ужин, если вы вдруг решите всю ночь напролёт выполнять сайд-квесты и ловить преступников, поэтому выбор получается не совсем честный. Однако мозг легко обманывается, и ты всё равно волнуешься, когда пикируешь на банду грабителей, в то время как по сюжетному квесту происходит что-то важное. Люди всё-таки сами себя не спасут.

Как и обещали в Insomniac, большое внимание уделяется жизни Человека-паука в шкуре Питера Паркера - он ходит на работу (правда, как-то мало делает полезного, но это ладно), помогает тёте Мэй с приютом, налаживает отношения с Мэри Джейн и параллельно борется с преступностью.

Впрочем, Питер Паркер хоть и добавляет без того глубокой истории драматизма, но всё-таки остаётся на вторых ролях. Marvel"s Spider-Man - в первую очередь игра про Человека-паука, однако это в любом случае большой шаг вперёд для игр про супергероев. Да и для кино тоже. Фильмам Marvel просто не хватает хронометража, чтобы достойно раскрыть человеческую суть своих героев, да и зритель с попкорном может заскучать. А вот Marvel"s Spider-Man длится 20-30 часов и может позволить себе неспешное повествование, со всеми нюансами жизни Питера Паркера.

Тётя Мэй потрясающая. Лучшая тётя в видеоиграх

Незабытое старое

Marvel"s Spider-Man старомодна. Иногда по-хорошему, иногда - по-плохому. Здесь есть механики будто из игр прошлого века: как вам идея взбираться по шахте лифта, уворачиваясь от падающих обломков здания? Что-то сродни обязательному подъёмнику в играх на «Сеге» и «Денди» перед финалом игры.

Или босс, ударов которого нужно избегать, пока он не устанет? Или стелс-миссии за Мэри Джейн, в которых нужно ронять заботливо расставленные ящики с инструментами, чтобы отвлечь врага и обойти с другой стороны?

Боевая система явно основана на наработках Rocksteady, однако серьёзно модернизирована. В первую очередь потому, что Паук в разы быстрее Бэтмена, к тому же, у него есть паутина. Так что помимо обычных атак и уворотов можно использовать окружение - например, схватить огнетушитель, раскидать им врагов и припечатать самого назойливого.

Если вы играли в Batman Arkham, то боевую систему освоите легко. Но это не значит, что бои будут проходиться играючи - врагам всегда есть чем удивить. Ракетой в лицо, например

Арены, как правило, просторные, так что всегда есть место для манёвра. Помогают и гаджеты: паутинной бомбой, например, можно пленить сразу несколько противников - особенно это актуально, когда в банде есть громила, который блокирует удары, или преступники со щитами. В случае с боями на крышах вообще самая верная тактика - мощными пинками выбрасывать противников «за борт».

Однако в основе всё-таки боевая система из Batman Arkham, ставшая стандартом для современных битэмапов.

Но как насчёт вышек, открывающих сонм сайд-квестов на ближайшей локации?

Формулу вышек и связанных с ними сайд-квестов изобрела Ubisoft, но со временем всё дальше отходила от неё. Marvel"s Spider-Man же использует все старые наработки Ubisoft на полную катушку: куча бесполезных вышек, море заданий на собирательство, которые со временем покрывают значками всю карту.

Нелогично выглядят и некоторые сторонние задания. В определённый момент Паук натыкается на Таскмастера (здесь его перевели как Бригадир), который расставил по всему городу бомбы. В каждом районе своё испытание: находишь терминал, за время разминируешь бомбы - всё понятно. Вот только это необязательное занятие. То есть, по всему городу разбросана взрывчатка, которая может вот-вот рвануть, но искать и обезвреживать её как бы и не обязательно вовсе.

Чувствуете диссонанс? Шикарнейшая постановка, упор на реализм, прописанный сюжет, лучше, чем в супергеройских фильмах - и вдруг вот такое. А ведь есть ещё квест по поиску сбежавших голубей. Эффект порой бывает даже хуже, чем от вечно весёлого Дрейка, который пачками убивает людей.

Костюмов много. У каждого свой скилл, но единожды открыв костюм можно использовать его уникальное умение с любым другим

Эта неуёмная мания пихать в игры с открытым миром как можно больше занятий и делать это как попало, не заботясь о нарративе - деструктивна. Чем больше сила - тем больше и ответственность. Чем круче в игре постановка и сюжет, тем аккуратнее в игру должны быть вписаны стандартные для жанра механики.

Но в «Человеке-пауке» мы видим условности вроде жетонов достопримечательностей, которые белыми нитками пришиты к остальной игре. Они тратятся на прокачку умений и костюмы из разных вселенных Marvel. Чтобы открыть костюм голого Человека-паука, нужно потратить на гринд очень много времени.

Другое дело, что открыть все костюмы - хочется. Это элемент коллекционирования, чуть ли не базовая потребность в случае с играми с открытым миром. И новый крутой костюм от Тони Старка или «шкурка» из мультсериала - вполне достойная награда за часы гринда.

Словом, Marvel"s Spider-Man - ещё и дрочильня. Кому-то понравится, кому-то - нет.

Однако при всём при этом сайд-квесты не особо напрягают. Ну, если вы только не хотите выбить платину и собрать все костюмы Паука. Но если хотите, то должны быть готовы часами зачищать кварталы - лучше для в играх пока ничего не придумали.

Есть тут и быстрые перемещения, но во время загрузки игра будто издевается над вами. Мол, серьёзно? Вы предпочли поехать на метро вместо того, чтобы долететь на паутине по шикарно отрисованному Нью-Йорку, в который мы вложили столько сил и денег?

Впрочем, кажется, все ближайшие эксклюзивы Sony такие. И God of War, и, судя по всему, Days Gone. Есть вероятность, что и The Last of Us: Part II. Не просто так ведь шутят, что все последние игры PlayStation похожи друг на друга - так оно и есть. Но совсем другое дело, что Marvel"s Spider-Man справляется с новым старым трендом изящно - мягко стимулирует вас выполнять сайд-квесты, но при этом не заставляет это делать.

Marvel"s Spider-Man - определённо лучшая игра про супергероя из всех, что были. В первую очередь потому, что она даёт почувствовать, каково это - быть героем, который вынужден выбирать между спасением людей и личной жизнью. Ну а во-вторую - потому что отлично поставленная, красивая, проработанная и сюжетно глубокая. Сложно даже представить человека, который скажет, что игра не удалась. Медаль имени Джея Джоны Джеймсона ему, в таком случае.

С одной стороны, хочется назвать Marvel"s Spider-Man закономерным этапом про Человека-паука в открытом мире. Spider-Man на первой PlayStation, Ultimate Spider-Man, Web of Shadows 2008 года - и вот теперь игра от Insomniac. Никаких откровений, никакого вроде бы прорыва в ней нет - всё, что было раньше, только в двадцать раз круче, с упором на сюжет и отличной постановкой.

В случае с преступными базами задания выглядят достаточно похоже - изменения в основном касаются лишь состава охраны. Для победы вам нужно выдержать шесть волн атаки, и если на первых этапах вас преследуют простые пехотинцы, то к поздним волнам присоединяются снайперы и спецназовцы с тепловыми ракетами или энергетическим оружием и джетами, что делает ваши миссии все опаснее и сложнее.

Уже упомянутые рюкзаки и точки достопримечательностей вместе с крепостями и испытаниями отмечены на глобальной карте, как только вы откроете все базовые станции.

А вот научные станции предлагают чуть более комплексные, чем избиение или сбор предметов, задания. Так, на одной из них вам будет нужно выудить два десятка бочек с химикатами из воды и потом спасти рыбу, распыляя специальный антидот. В другом - придется прыгать с огромной высоты, чтобы расщепить атомы и активировать специальное средство против токсичных водорослей, в третьем - гоняться за стаей зараженных голубей, надеясь остановить опасный штамм птичьего гриппа.

Кроме уже упомянутых заданий для получения специальных очков для прокачки, иногда на карте появляются побочные миссии. По глубине реализации и сюжету они не сильно отличаются от квестов для научных станций. Так, в одной из подобных задач мне пришлось следить за мужчиной ради ревнивой супруги, чтобы узнать, что несчастного шантажируют бандиты, мечтающие ограбить банк. Естественно, что все заканчивается глобальной потасовкой с группой вооруженных преступников. В другом задании вам придется наказывать разбойников, пытающихся взломать городскую систему на время, а затем защищать важного свидетеля от волн озверевших врагов.

Иногда насилие уступает место исследованию, как в побочной миссии, где вам нужно по фотографии найти в городе место, где пропали студенты. Но все так или иначе сводится к глобальной потасовке.

Безусловно, в ряде моментов игра позволяет вам немного поиграть в охотника и жертву в стелс-режиме, но в случае поднятия тревоги вы уже не сможете вернуться к тихому устранению, в отличие от игр в серии Batman.

При этом невооруженным взглядом заметно, что авторы достаточно много взяли у Rocksteady . Человек-паук подбирает секвенции звуковых волн, чтобы восстановить передатчики, переживает наркотические трипы, осматривает местность и ищет следы веществ в режиме расширенного зрения. Может выхватывать одиноких врагов и подвешивать за ноги, а также анализировать окружение в поисках объектов и противников.

Боевая система с броском электропаутины и дронов эмулирует решения Batman, меняя перескок через голову крупных врагов на подкат в ноги. Конечно, Insomniac предлагает и свои варианты гаджетов, вроде сбивающей с ног звуковой волны, силовой паутины, мины-ловушки с паутиной, паутинной бомбы или антигравитационной мины, но копирование уж слишком очевидно.

Если детализировать боевую систему, то вы можете наносить разные типы ударов, поднимая противников вверх, бросать в них различные предметы и использовать между движениями гаджеты, которые обматывают врагов паутиной, прилепляют к стенам или наносят электрический урон. При накоплении достаточного уровня концентрации, вы можете активировать лечение или провести серию специальных добивающих атак. При этом восстановление здоровья является приоритетом, так как базово добивающие атаки действуют только против одного врага слабого класса. Конечно, можно прокачать специальный прием с добиванием усиленных противников или сильный удар в прыжке сверху, но в реальных сражениях и особенно на высоких уровнях сложности это не помогает.

Более того, почти все приемы и умения, которые вам предлагается купить за честно заработанные очки опыта, практически бесполезны, кроме дополнительного подтягивания в воздухе или спасительного уклонения от смертельной атаки. То же самое касается усилителей костюмов и дополнительных вариантов одежды. Второй сюжетный костюм просто идеален, поскольку дает вам пройти всю игру за счет активации дополнительной концентрации как специальной способности. Она позволяет регенерировать здоровье, что намного лучше даже временной неуязвимости от пуль. Специальный функционал костюма перезаряжается через некоторое время.

Авторы игры пытаются сделать единым полотно истории, вплетая знакомство с побочными злодеями и миссиями через основные эпизоды. Так, познакомившись по глобальному сюжету с фигуркой Black Cat, вы можете выполнить серию заданий на коллекционирование фигурок кошек. Или встретив известного босса, у вас будет возможность завершить его историю в одном из побочных квестов. Возможно, это не самый плохой подход, но из-за затянутости основного сюжета вплетение отсылок к дополнительным заданиям выглядит как умышленное растягивание и так слишком медленного романа.

Подробно рассматриваем самый дорогостоящий проект в карьере Insomniac Games

Отправить

Умело жонглирует набором из привычных элементов, не раз встречавшихся нам в прочих играх, но делает это настолько филигранно, что упрекать авторов в отсутствии свежих идей не хочется вовсе. Не зря ведь народная пословица гласит о том, что все новое — лишь хорошо забытое старое.

Но начать, как бы странно это ни звучало, хочется с графики, ведь именно техническая сторона проекта обеспечила ему масштабный хайп еще с момента первой презентации. Разумеется, кое-кто сразу начал кричать «вы все врете!» и твердить о постановочных пререндерах. Позже техноманьяки из Digital Foundry изучили визуальный ряд и пришли к выводу, что игра установила новый стандарт для индустрии. Конечно, кое-где они все-таки перегнули палку, и до уровня топового CGI проекту все же далековато.

С другой стороны, здесь у нас самая красивая реализация открытого мира в играх с современным сеттингом. В одном кадре легко умещаются десятки статистов, машин и, конечно же, огромных зданий, которые хорошо видно даже за горизонтом. Никаких подгрузок текстур и возникающих из воздуха объектов, хотя скрытые лоадинги все же имеют место. Об этом свидетельствует возможность быстрого перемещения посредством метро — здесь нам предстоит разглядывать загрузочный экран секунд эдак 15-20. Впрочем, разработчики не соврали, когда говорили в интервью о чудесах оптимизации: даже на обычной PS4 игра большую часть времени демонстрирует стабильные 30 кадров в секунду и максимально гладкую картинку.


Кое-где все же пришлось пойти на уступки устаревшему железу. И когда камера берет крупный план, в глаза тотчас же бросается несовершенство некоторых моделей и пиксельные тени. Это, пожалуй, самый минимум, который можно было заплатить ради реализации бесшовного открытого мира с такими-то графическими наворотами. Ведь кат-сцены в игре настолько плавно перетекают в геймплей, что зазеваться и взять геймпад в руки лишь после пары пропущенных ударов — вполне обычное дело.

Под стать всему этому визуальному пиршеству — великолепная реализация акробатики и боевой системы. То, что раньше Паук вытворял лишь в фильмах или постановочных роликах, теперь дозволено делать вам. По стенам зданий можно бегать, а от большинства объектов — отталкиваться, придавая герою поистине бешеную инерцию. Ближе к концу первой трети Паркер научится крутить в воздухе сальто, и с этого момента геймплей превратится в подобие циркового шоу.


Стычки с врагами — отдельная песня. Без вездесущего стелса, конечно, не обошлось, и порой игра сама будет требовать от вас аккуратного устранения врагов в силу специфики миссий. Однако большую часть времени все же придется в открытую разминать кулаки о чужие челюсти, и в такие моменты хочется радостно хлопать в ладоши. Буквально парой нажатий герой отвешивает оплеуху с воздуха одному грабителю, обездвиживает паутиной другого, а затем, ловко увернувшись от встречного удара, проскальзывает между ног у третьего и бьет того по затылку. Кстати говоря, очень удачное решение для потасовок с «читерами», привыкшими сидеть в блоке или закрываться щитом.

Челлендж в вышел очень азартным. Здешняя инкарнация Паука — не чета какому-нибудь Халку, поэтому герой может запросто склеить ласты после двух-трех метких попаданий из огнестрела. Особо крупных особей не получится отдубасить в открытую: сперва нужно обездвижить недруга с помощью паутины. Также враги всегда имеют значительный перевес в количестве.


Что этому может противопоставить Паркер? Прежде всего, ловкость. Практически любой атаки или выстрела можно избежать, вовремя нажав одну кнопку. Рассчитать тайминг для выполнения изящного кульбита совсем несложно. Также можно пользоваться разбросанными тут и там предметами — иной раз они могут оказать непосильную помощь в неравном бою. Особенно если это электрический щиток или вражеская граната.

Еще одним подводным камнем могла стать реализация открытого мира, к которой практически все авторы ранних «Пауков» подходили с максимальной халатностью. В основные «таймкиллеры» — предотвращение преступлений, погони за автомобилями и спасение людей, угодивших в ДТП. И не сказать, что весь этот тривиальный набор как-то быстро приедается. Напротив, с такой потрясающей графикой и динамичной боевой системой хочется раз за разом отвешивать тумаки преступникам. Благо все ваши труды будут вознаграждаться очками опыта и прочими бонусами, открывающими доступ к прокачке героя и покупке новых костюмов. Последние сулят Паркеру наборы эксклюзивных навыков.


Что касается масштабных сайд-квестов, которых во всей игре наберется с десяток-полтора, то игнорировать их не рекомендуем — по части увлекательности они иной раз могут дать фору даже сюжетным заданиям. Особенно запоминается погоня за голубями, один из которых умыкнул флешку с важными данными. Учитывая абсурдность ситуации и веселые комментарии самого героя, мы, естественно, провалили несколько попыток догнать пернатых воров. Потому что не ржать в подобной ситуации было попросту невозможно. Вообще, Паук верен своим канонам — любит отмочить шутеечку даже во время жарких схваток. Не сказать, что у него это всегда хорошо получается, но позитивный настрой все же задает. И даже русский дубляж не мешает: в кои-то веки он получился достаточно приятным.

Любителям с лупой осматривать каждый куст тоже будет где разгуляться. По городу разбросано огромное количество всевозможных предметов, о каждом из которых Паркеру будет что рассказать после нахождения. Правда, с таким уровнем детализации и общим масштабом города, найти хотя бы десяток ранцев без подсказок будет еще сложнее, чем пакеты в замшелой . Естественно, авторы учли данный момент, поэтому приверженцам легких путей будет достаточно взломать несколько радиовышек, после чего соответствующая область карты будет усеяна маячками. А там уж зоркий глаз вам в помощь. Или паучье чутье, позволяющее просканировать местность на предмет врагов и ценного лута.


Сюжет вышел вполне в духе вселенной. Как и прежде, Паук разрывается между научной работой и спасением граждан, одновременно пытаясь наладить отношения с Эм-Джей. И если раньше пассия Паркера, в основном, была лишь обузой, вечно попадающей в какие-то передряги, то теперь она — один из самых важных и интересных персонажей. Жаль только, что драться не умеет, поэтому все миссии с участием героини выдержаны в ключе стелса. Разумеется, не обошлось тут и без нескольких твистов, хотя любой человек с IQ выше среднего предскажет дальнейшее развитие событий задолго до того, как сама игра выложит ему на стол все карты. Все-таки перед нами оживший комикс со всеми вытекающими, и требовать от него хитросплетений уровня Агаты Кристи попросту глупо.Insomniac Games удалось воплотить наши мечты в реальность и создать самую лучшую игру про Паука? С точки зрения исторической ценности, пожалуй, нет. Все-таки образца 2000 года смотрелась гораздо более инновационной для своего времени. Но не стоит забывать, что в ту пору играм еще было, к чему стремиться, а при нынешнем развитии индустрии удивлять с каждым разом становится все сложнее.

Аккуратно собравшая все лучшие наработки предшественниц и заставившая их работать как надо, все равно удивляет. Это одна из самых красивых игр на сегодняшний день, которую приятно пройти от начала и до конца, и одна из лучших игровых инкарнаций Спайди.

По нашему мнению, эта игра стоит каждого потраченного рубля. Залетите прямо на старте или будете ждать распродаж?

Кто может сделать чуть ли не идеальную игру про супер-человека в трико, как не создатели ярких Ratchet & Clank и Sunset Overdrive? Вот и Marvel с Sony так подумали.

В то время пока супергерои доминируют в кинопрокате, поклонникам интерактивных развлечений остается переигрывать в трилогию и приквел Batman: Arkham и сражаться в мультиплеере Injustice . После успеха проектов по DC, видимо, Marvel решила тоже попробовать занять долю на рынке. Это привело к образованию игровой вселенной Marvel, первой в которой станет «Человек-паук» .

Сценаристы решили не брать за основу комиксы или фильмы, поэтому Мэри Дженй здесь журналист.

Отсутствие подзаголовка играет на руку Spider-Man . Хоть игра и может потеряться в поисковой выдаче, ее название говорит все за себя: это игра про Человека-паука и никого больше. Да, здесь нет Мстителей и других героев, зато много злодеев и других знаковых персонажей, которые неразрывно связаны с Питером Паркером.

Insomniac Games решила не показывать в очередной раз становление героя, поэтому здесь Питер уже совсем не школьник и патрулирует улицы Нью-Йорка почти 10 лет. Этот сюжетный элемент помогает не только общей истории, но и геймплею - ни у кого не возникнет вопросов, почему Человек-паук настолько силен. Но все же куда более важная вытекающая из этого - история. Отношения Питера с Мэри Джейн, которая здесь журналист, играют большую роль, раскрывая характер здешнего Паука .

Питер Паркер серьезно не сильно отличается от своих собратьев по кино и комиксам. Во многом он походит на версию Сэма Рейми. Персонаж Тоби Магуайера буквально читается в диалогах, повадках и решениях. И то, что Питер в игре выглядит действительно как выпускник без доллара в кармане, делает его невероятно живым. А еще он много и часто шутит, и шутки чаще всего заставляют улыбаться. Даже русская локализация не испортила реплики Паркера - он записан отлично (можно сказать, что идеально), - чего не скажешь об остальных персонажах.


Оценить озвучку можно выше.

Локализацию можно поругать за странный перевод некоторых персонажей, странные эмоции и не всегда подходящие голоса. Тем не менее, играть на русском языке приятно. Озвучка не режет ухо, позволяя полностью погрузиться в здешний мир.

Нам предоставляется приличная открытая площадь, доступная сразу для исследования. Второстепенных заданий много, и они разнообразны. Что круто, некоторые предлагают какую-то оригинальную механику, которой нет в сюжетных заданиях. Например, в одной ветке надо гоняться за голубями, в другой - найти место по фотографии.


Головоломки есть. Но простые.

Некоторые миссии, не считая зачистки баз Соболя или Кингпина, так и вовсе не отстают от основных. Другое дело - остальные, связанные с зачисткой и собирательством, в какой-то момент зачищать карту простат надоедает.

А вот что делать интересно даже спустя двадцать часов - летать на паутине. Механика перемещения настолько доведена до идеала, что просто не хочется пользоваться быстрыми перемещениями (вдобавок, во время путешествий по городу с вами связываются герои, а Джей Джей Джеймсон вещает по радио). Прокачивая героя, открываются новые возможности в полетах, например, можно сильно оттолкнуться от уступа, подтянувшись паутиной, или совершать трюки, получая дополнительные повышения уровня персонажа.



Люди любят Паука.

Боевые навыки Паука тоже можно проапгрейдить. Для разблокирования доступны новые приемы, позволяющие эффективно разделывался с бандитами. Но даже без улучшений герой способен дать отпор, а игровой процесс не приедается. Паук способен подтягивать предметы паутиной, швыряя их во врагов, а также этой самой паутиной «сковывать» неприятелей. Что интересно, если у врага осталось мало жизней и он стоит около стены, выстрел паутиной приковывает его к зданию. И такие мелкие детали, как и сам факт присутствия паутины, сильно отличает сражения от серии Batman: Arkham . Играется Spider-Man совершенно не так, как проект Rocksteady.

К слову о Бэтмене. Стелс в проекте Marvel тоже есть. Паук может по-тихому подтягивать врагов, находясь на фонарном столбе, совершать нокаут и, пользуясь гаджетами, вырубать зеваку. Среди гаджетов есть довольно интересные: бомба, которая сразу же обезвреживает врага, и дрон-паук, отвлекающий зевак. Враги здесь не настолько умные, как в «Бэтмене» , хотя стелс сам по себе довольно интересен.



Некоторые боссы требуют активного передвижения по локации, и это очень круто. Но далеко не все бои с главарями интересны.

Дополняют геймплей различные костюмы. Всего их 27 штук, и почти каждый обладает каким-то бонусом. Так, нуарный костюм предотвращает вызов подкрепления, а костюм из фильма «Человек-паук: Возращение домой» позволяет призвать на помощь дрон. И, конечно, костюмы тоже можно модифицировать, выбирая дополнительные «плюшки».

Техническая часть выполнена на высоком уровне. Если смотреть на статичный кадр, то графика выглядит хорошо, без каких-то «вау-моментов» и прочего. Но стоит вам взять геймпад и начать летать над городом, понимаешь, насколько красиво все сделано. Но куда важнее - это дизайн всего и вся. Последний не только играет на руку геймплею, но и общему впечатлению от времяпрепровождения в этом мире. В общем, графика тащит - и это факт.

Косяков в игре не очень много. Без патча первого дня за 30 часов (сюжет проходится за 12-15 часов) я не столкнулся с серьезными проблемами. Один раз PS4 вылетела с ошибкой, но ситуаций, чтобы пришлось перезапускать с контрольной точки, не было. Бывало, что персонажи не открывали рот во время диалогов, но это касается только второстепенных заданий. Провисаний кадров в секунду не было вообще.


Такую картинку выдает обычная PlayStation 4.

Отдельно стоит отметить полеты на паутине. В первом же видео именно именно они впечатляли больше всего, и сдаче не верилось, что они настолько кинематографичны. И меня, если честно, даже спустя нескольких десятков часов, проведенных в игре, до сих впечатляет эта механика. Герой передвигается настолько плавно, реально «цепляясь» за различные объекты, что этому веришь. Во многом это также заслуга прекрасной анимации, которая умудряется отрабатывать действия даже если вы совершите какую-то глупость. Тут можно только похвалить студию.

Про «Человека-паука» можно много говорить. Это большая игра, которая максимально приветлива ко всем игрокам, а из-за этого и впечатлений от нее много. Она понятна, но сложна в механиках, - и этим привлекает. Insomniac Games проделам кропотливую ручную работу там, где остальные делают все по накатанной. Это не идеальная игра про супергероев, но она невероятно близка к этому.

Несмотря на то, что дела у PlayStation идут отлично, компания не намерена замедляться, и горделиво показывает новые эксклюзивы из года в год. В 2018 уже вышли две отличные вещи – и . Многие уверены, что первой практически гарантировано звание игры года, но я бы не загадывал заранее – впереди нас ждёт Red Dead Redemption и, да, , которая непременно окажется в списке номинантов.

Почему? Главным образом потому что это очень хорошая игра. Не идеальная, но если вам нравятся супергерои и конкретно Человек-паук, то разочаровываться попросту не в чем. Но обо всём по порядку.

Видеообзор Spider-Man

Сеттинг и персонажи

Сразу дам понять, что я – не поклонник супергеройских фильмов или комиксов. Я видел большинство последних кинокартин, но назвать себя фанатом не могу. Точно так же сам Человек-паук меня интересовал разве что в детстве, а попытки перенести его на большой экран по большей части оставили равнодушным. И всё же в этой версии от Insomniac есть что-то, что изменило моё отношение к «дружелюбному соседу». Возможно, это интерактивность, а может просто именно эта версия Питера Паркера показалась мне наиболее симпатичной.

Не настоящий Нью-Йорк, но очень близко.

Одно понятно точно: жаловаться на возрождение Человека-паука в видеоигровой форме нельзя. По всем показателям это классический Паркер: он умён, добродетелен, очарователен и в меру харизматичен. С проблемами и сложностями он разбирается при помощи гибкости ума и юмора. Последнего в игре много – Питер постоянно откалывает шутки, причём не важно, есть у него аудитория или нет. Я не буду утверждать, что в студии Insomniac работают сценаристы уровня Naighty Dog, но когда игра заставляет неоднократно улыбаться, это уже даёт понять, что что-то разработчики делают правильно. Когда шутка получается, она получается. А когда нет, это только подчёркивает неловкое очарование Паркера, которое и влюбило в него читателей со всего мира.

К счастью, нам не показали то, как именно Паркер стал супергероем. Он больше не «мальчик-паук» из фильмов, а взрослый и умудрённый опытом герой, способный противостоять любому. Он не зависит от Железного человека – все свои гаджеты он делает сам, используя лабораторию.

Многие другие любимые элементы классического «паучка» на месте: Мэри Джейн расследует преступления для газеты «Дэйли Бьюгл», а Джей Джона Джеймсон, покинувший компанию, выступает со своим крикливым радиошоу, который он посвящает очернению Человека-паука. К сожалению, с ЭмДжей Питер расстался. По мере развития сюжета мы также сталкиваемся с другими, более свежими элементами паучиной вселенной вроде Майлза Моралеса, который в будущем должен стать преемником Питера.


Любимица публики Мэри Джейн тут как тут. У них с Питером сложные отношения - во многом потому что он слишком о ней печётся. За динамикой их отношений наблюдать интересно.

Можно ли назвать историю потрясающей? Нет, во многом это традиционный сюжет для подобного формата: у нас есть герой и есть главный злодей, который желает ему насолить. На этот раз в роли антагониста выступил «Мистер Негатив», который, правда, особо о Пауке и не думает: вместо этого он выбрал неожиданную цель – Нормана Осборна, мэра Нью-Йорка.

По части всевозможных камео «Человек-паук» не разочаровывает: по мере игры мы встретим массу как известных, так и не очень персонажей, среди которых Уилсон Фиск, Тётя Мэй, Йури Ватанабе, Чёрная кошка, Сильвер Сейбл, Шокер и так далее. Не обошлось и без сюрпризов, которые я вам здесь не раскрою. Тут нет детальных досье в духе серии Arkham, но героев и злодеев более чем хватает. Это всё-таки не «Мстители».

Мнение от весьма обыденной истории улучшает несколько факторов. Например, сценарий, который наделяет большинство персонажей харизмой или очарованием, а также графика, которая неплохо передаёт эмоции. Да, никакого «Детройта», но для игры про героев в масках результат действительно впечатляет. Как я уже упоминал, главная заслуга разработчиков – это персонаж самого Паркера, который получился ну очень приятным и, что немаловажно, проработанным. В этом помогает не только его взаимодействие с героями и заставки, но и элементы лора, разбросанные по всему мегаполису. Как я расскажу далее, Пауку предстоит собирать потерянные рюкзаки, внутри которых можно найти массу отсылок к его прошлому.

Актёры озвучки превосходно справились со своей работой, хоть и стопроцентных звёзд тут нет. Роль Питера Паркера исполнил Юри Ловенталь, известный такими играми, как Prince of Persia, Castlevania, Dead or Alive и Saints Row. Мэри Джейн озвучила Лора Бэйли – Селина Кайл из Batman: The Telltale Series.


Драматизм сцен с Доктором Октавиусом был подпорчен тем фактом, что я не мог избавиться от мысли, что Рафаэль Бенитес снялся в супергеройском боевике. Любители футбола меня поймут.

Открытый мир марвеловского Нью-Йорка

В последние годы Sony всерьёз ударилась в открытые миры. Если раньше эксклюзивы на PlayStation чаще всего ассоциировались с линейными играми, то теперь мы видим всё больше проектов открытых и масштабных. Insomniac едва ли можно назвать ветеранами опен-ворлда, поэтому определённые опасения были у многих. Я же до сих пор не совсем понимаю, как так получилось, что «Человека-паука» поручили именно им, а не Sucker Punch Productions, которая ещё с 2009 года делает супергеройские игры в открытом мире. Как бы то ни было, переживать было не за что: фантастический Нью-Йорк здесь ничуть не уступает Сиэтлу из Infamous Second Son.

На самом деле город настолько хорош, что даже обидно, что большую его часть нам суждено пропустить. Причина? Ну, в игре про Человека-паука именитые небоскрёбы и достопримечательности чаще всего всегда смешиваются в одно пятно. Улицы, парки, вывески – всё это остаётся незамеченным по той причине, что 90% времени Питер Паркер путешествует по крышам и стенам, избегая земли, куда он опускается разве что для того, чтобы поймать очередную банду преступников. Иногда мы оказываемся вынуждены «спуститься на землю», и в такие моменты игра предстаёт совершенно в новом свете.

Главный вопрос, который волнует абсолютно всех – удалось ли разработчикам перенести в игру уникальный способ перемещения Человека-паука – получает от меня громогласное «да». Для того, чтобы немного разобраться, потребуется пара минут. Спустя же несколько часов наш Паук будет совершать кульбиты в воздухе, нырять вниз и разгоняться до безумных скоростей. Insomniac удалось сделать одновременно интуитивную и не примитивную систему. При этом чем больше мы играем, тем больше приёмов выучиваем и тем быстрее становимся.


Детали города поражают. Можно даже в окна заглядывать: внутри не просто JPG, а объёмная картинка. Хотя особо интересного нет, и все комнаты похожи друг на друга.

Качество любого открытого мира зависит не только от красивого фона, но и от многочисленных квестов и заданий. С этим тоже проблем нет: помимо основных миссий в игре есть масса «побочек», которые потребуют немало времени и усилий. Их так много, что все и не перечислить. Например, в каждом районе требуется остановить определённое количество преступлений. Чаще всего это традиционное избиение наркоторговцев, воров, гопников и иже с ними. Чем дольше играть, тем больше различий находится у врагов. Как только начинает казаться, что привычная рутина потихоньку приедается, действующие лица меняются: к рядовым преступникам присоединяются приспешники Фиска, «демоны» Мистера Негатива, банда Надгробия и вооружённые «защитники» «Сейбл». Иногда надо просто побить негодяев, а иногда – остановить машину или спасти жителей после аварии. Я не могу сказать, что случайные стычки очень оригинальны, но они отлично демонстрируют, насколько хаотична и загружена жизнь Человека-паука.

Также нам предлагают пройти типичные для подобного типа игр базы врагов. Они похожи на сайд-миссии из Arkham Knight. В отличии от уличных стычек, здесь можно использовать не только грубую силу, но и стелс.

Но насилием дело не ограничивается: любой open world перегружен предметами коллекционирования, и их тут много. По всему Нью-Йорку оказались раскиданы бесконечные рюкзаки Питера Паркера, внутри которых находятся разные памятки из прошлого: фотографии, изобретения, фигурки – что угодно. Каждую Питер комментирует, в связи с чем собирать их реально интересно.

На крышах домов также находятся специальные центры исследований Гарри Осборна (который уехал в Европу), которые без нашей помощи обязательно закроются. В рамках этих миссий Пауку предстоит выполнить череду разных, не очень сложных испытаний, нередко на время. Всё на тех же крышах можно найти секреты, оставленные Чёрной кошкой: найдёшь все, и «разгадаешь её тайну». Дальше – больше, вроде различных испытаний на скилл или даже крайне важного квеста по вылавливанию голубей, но я не стану перечислять абсолютно всё. Примерную картину вы поняли.


Очень редко есть смысл опускаться вниз. А зря - смотрите, какая красота. Эх, как же обидно, что фоторежим будет добавлен только в день релиза!

Миссии делятся на главные и дополнительные, хотя разницы в них особо нет. Время от времени разработчики отговаривают нас от скоростного прохождения: чаще всего после больших миссий Паркеру предлагается «расслабиться» и исследовать город. После миссии возобновляются. В игре есть цикл дня и ночи, однако с небольшим «но»: время суток меняется только автоматически после завершения сюжетной миссии. Так что не напрягайтесь из-за вечного заката – просто вы ещё не активировали нужную катсцену.

Разработчики сделали всё возможное, чтобы добавить веса даже откровенным филлерам, без которых не обходится ни одна подобная вещь. Например, громогласный Джеймсон – постоянный источник хорошего настроения – время от времени комментирует всё, что делает Паук. Любое наше действие, каким бы позитивным и мелким оно ни было, будет им высмеяно. Остановили токсичный дым? Нет, просто Паук наркоманит опять! Приём «радиозаписей» стар как мир, но здесь он работает благодаря отсутствию ощущения статичности.


К счастью, QTE в игре мало, а когда они есть, облажаться почти невозможно.

Ещё один, более современный способ привнести жизнь в виртуальную игру – это здешний Twitter. В 2018 году от соцсетей не скрыться, и Insomniac создали специальный паучий аккаунт, который на протяжении всей истории взаимодействует со своими подписчиками. Нет, мы ничего написать не можем, зато компьютерные жители «Человека-паука» постоянно ведут себя реалистичным образом: постят мемы и эмодзи, троллят всех подряд и комментируют актуальные события. И такого текста здесь много : несмотря на нередкую уморительность фида, я не всегда находил в себе силы прочесть всё.

На этом «дополнительные» приключения не останавливаются. Мы уже поговорили о стабильном избиении бесконечных отбросов общества, испытаниях и спасении жителей, но даже не начали обсуждать головоломки. Признаюсь, я был удивлён их здесь увидеть, но логика в них есть, всё-таки Питер Паркер ведёт двойную жизнь, и когда он не выполняет чудеса акробатики, он движет научным прогрессом.


Twitter вселенной Marvel. Тролли, фанфикеры, шипперы и фейки - всё как в нашем мире. Только чуть более цензурно.

Практически в любой момент мы можем заскочить в лабораторию, где работает Питер, и заняться двумя типами головоломок. Их принцип крайне прост – нечто такое можно скачать из Play Store. Вообще, я не любитель подобного, но даже такое отвлечение показалось мне приятным разнообразием. Прохождение задачек позволяет заработать очки, которые можно потратить на новые гаджеты и умения.


Первый тип головоломки.
Второй тип головоломки.

Дополнительные миссии, которые нам вручают NPC, могут оказаться реально забавными. Например, когда пришлось спасать недоучку Человека-паука, который успешно нас имитировал. Таких примеров много. Может и не уровень «Ведьмака», но это и не РПГ.

На самом деле, в игре есть столько всего, что что-то я наверняка упущу. Я не буду утверждать, что «Человек-паук» является эталоном открытого мира по части сайд-квестов – всё-таки чаще всего они повторяются. Тем не менее, со своей задачей они справляются: они удлиняют игру и предлагают приятный способ «нафармить» XP для того, чтобы стать сильнее. И это важно, потому что игра не настолько простая, как может показаться. В самом начале особенно остро чувствуется недостаток гаджетов и скиллов, и нередко миссию придётся перезагружать.


Питер Паркер тоже человек! В игре есть fast travel, и при помощи подземки мы можем быстро перемещаться а разные части города. Мало того что загрузка быстрая, так она ещё и сопровождается разными забавными заставками.

Супергеройские будни

Главное в любой игре – геймплей. К счастью, у «Человека-паука» это самая сильная сторона. Сложность при создании такого проекта заключается в том, что Паркер передвигается совершенно не так, как все остальные. Простым рескином не обойтись. Анимация, скорость, приёмы и движения – всё это должно быть уникально. Когда мы передвигаемся, мы должны чувствовать юркость и силу персонажа. Он должен быть лёгким, но не пластиковым. Он должен сильно бить, но и не казаться неуязвимым.

Как я уже упоминал, свободное передвижение по городу сделано на «отлично». Паутина цепляется только за реальные объекты (за скайбоксы не ухватиться), а сила инерции играет важнейшую роль. Сложно вспомнить более быстрого персонажа, который способен передвигаться по полю боя настолько ловко.

Боевой стиль тоже действительно порадовал: приятно, что все сильные стороны Паука реально используются, а сам он не ведёт себя, как каратист в трико. Важно всё: и тип паутины, и гаджеты, и костюм. Поначалу мы чаще всего полагаемся на стандартную паутину и окружающий мир, но впоследствии у нас появится арсенал, которому позавидовал бы и Бэтмен. Например, специальное приспособление позволяет в миг приклеить врага к стенке или выкинуть со здания. Бомба связывает целый отряд преступников, а дрон постоянно их обстреливает.


Я не скажу, что в игре много типов врагов, но их достаточно. Помимо гопников с голыми кулаками нам противостоят гранатомётчики, снайперы, пулемётчики, народ с дубинками и более технологичными аналогами. При помощи паутины пистолет можно вырвать из рук и швырнуть обратно.

Гаджеты быстро разряжаются, так что злоупотреблять ими нельзя. Чаще всего битву решает уклонение в нужный момент и использование всего, что подвернётся под руку. О том, как Паук использует окружающий мир себе на пользу, нам рассказывали много, хотя реально интересных взаимодействий не так много. Я немного надеялся на нечто уровня Sleeping Dogs, но увы – чаще всего мы можем только швырять разные объекты (вроде канализационных люков, капотов и так далее) и обрушивать леса. Впрочем, дружелюбный Паук вряд ли мог бы изящно убивать в стиле Вэй Шеня – всё-таки он миролюбивый супергерой.

Вообще, определённых заимствований у Rocksteady Studios избежать не удалось, но это и не страшно. Главное, что откровенного плагиата нет: Паркер совершенно не похож на Брюса Уэйна своим стилем боя. Если тот напоминал танк, то Паук кажется на удивление хрупким: он не может выдержать удар – он уклоняется от него. Поэтому тут есть перекат, но нет блокировки.

Тысяча