Раскладка шашек на доске. Настольная игра шашки онлайн

Шашки – настольная игра, отлично развивающая умственные способности, логику и выдержку. В данную игру играют люди различных возрастов, но именно для детей она наиболее полезна. Разрешать малышу играть можно уже с четырёх лет, когда ребёнок начинает осознавать суть игры и готов придерживаться правил.

Обратите внимание! Игра в шашки признана одной из наиболее развивающих игр. У детей развивается логика и стратегическое мышление.

Таблица: необходимые предметы для партии.

В партии принимают участие два игрока. Основная цель поединка – выигрыш.

Он признаётся двумя способами:

  • У второго игрока не осталось фишек на доске.
  • Соперник признаёт самостоятельно своё поражение.
  • Если никто из игроков не может выиграть, то партии присваивается ничья.

    Правила игры в шашки для начинающих детей кратко:

    1. Доска располагается между двумя соперниками тёмным полем с левой стороны.
    2. Выбор пешек определяется жеребьёвкой.
    3. Они размещаются на трёх полях, находящихся ближе всего к игроку (самые первые 3 горизонтальные линии).
    4. Расставляются только на чёрных клетках.
    5. Первым ходит игрок, которому достались шашки белого цвета.
    6. Ход осуществляется по диагональной линии на свободную клеточку.
    7. Различают два типа фишек:

      Простые. Могут ходить только через одну клетку.
      Дамки – перевёрнутые пешки. Когда обычная шашка доходит до последней горизонтальной линии соперника, она становится дамкой.

      Но стоит помнить, что дамка немного отличается от простой пешки, у неё больше возможностей, поэтому стоит знать, как ходит дамка. Она ходит по диагональной линии на любое количество клеточек.

    8. Фишка бьёт другую шашку тогда, когда она перескакивает через неё по диагонали по одной клеточке. Дамке разрешается перескакивать через любое количество клеточек.
    9. Шашечки бьются как вперёд, так и назад. Когда соперник побил, эта пешка снимается с игровой доски.

    Самым распространённым вопросом у новичков является «обязательно ли бить фишку?». Да, часто соперники подставляют одну из своих шашек, заманивая соперника, чтобы побить его пешки. Бить нужно. Это обязательное условие, которое нельзя нарушать.

    Как правильно играть в шашки: правила для новичков:

    • Пешки ходят по очереди.
    • Ход является оконченным, когда игрок убирает руку с шашечки.
    • При прикосновении к пешке, игрок должен сделать ход.
    • Запрещается переставлять, поправлять предметы самостоятельно без согласия второго соперника.

    Правила игры в уголки шашками для новичков

    Игра в уголки шашками – древняя забава. Раньше подобное развлечение называлось «халмой».

    Правила игры в уголки шашками:

    • Изначально размещается доска.
    • Каждый из игроков выбирает цвет.
    • На доске в правом верхнем углу и нижнем левом углу выстраивается «домик» из пешек:

      1-А, 1-В, 1-С, 2-А, 2-В,2-С,3-А,3-В, 3-С (3 горизонтальных ряда по 3 штуки).
      6-H, 7-H, 8-H, 6-G, 7-G, 8-G, 6-F, 7-F, 8-F (3 горизонтальных ряда по 3 штуки).

    • Далее при помощи симметричных ходов нужно переставить шашечки в «уголок» соперника.
    • Партия является оконченной, если:

      Соперник поместил все свои игровые предметы в противоположный угол.
      Соперник сделал больше сорока ходов, но у него в «доме» осталось две и более фишек.
      Соперник вернул шашечку в угол по истечении совершения сорока ходов.

    Что можно и нельзя делать:

    1. Запрещается ходить несимметрично.
    2. Разрешается ходить только один раз одной фишкой.
    3. Перепрыгивать разрешается как по вертикальной линии, так и по горизонтальной.

    Важно! Впервые данное развлечение появилось в Великой Британии в 1880 году. В оригинале данная партия разыгрывается на доске параметрами 16 на 16 клеточек.

    Правила игры в Чапаева шашками

    Данная разновидность партии была названа так в честь героя Гражданской войны В. И. Чапаева. Она была популярна в Советском Союзе.

    Правила игры поэтапно:

    1. На игровой доске размещаются шашечки в два горизонтальных ряда. Заполняются чёрные и белые клетки.
    2. Щелчком каждый из соперников выбивает фишки противника.
    3. Партия является оконченной, когда на последней горизонтали не останется шашечек.

    Разновидности шашек

    Шашки бывают нескольких видов.

    Обратите внимание! В странах СНГ популярностью пользуются обычные русские.

    Разновидности:

    • Классические русские.
    • Международные.
    • Американские.
    • Итальянские.
    • Канадские.
    • Бразильские.

    Все виды схожи между собой, кроме международных и канадских.

    Таблица: сравнительная характеристика.

    Правила в различных видах:

    • Фишка имеет право бить назад в русских, международных, бразильских, канадских и пул чекерсе.
    • Фишка не имеет право бить в обратном направлении в испанских, португальских, чешских и турецких вариациях игры.
    • Дамка имеет возможность ходить только на одну клеточку в чекерсе и итальянской игре.
    • В испанской вариации шашечки размещаются по диагонали.

    Значение уловных знаков:

    • «!» — неплохой ход.
    • «!!» — неожиданный ход.
    • «+» — выигрыш.
    • «=» ничья.
    • «!?» — сомнительный ход.
    • «#» — блокировка фишек.

    Родина этой игры – Египет. Именно в этой республике были найдены первые доказательства того, что египтяне играли в настольную игру. В России игра появилась в третьем веке. Первые чемпионаты стали проводить в 19 веке.

    Известные российские шашисты:

    • Цинман Д.М.
    • Дашков О. Н.
    • Колесов Г. Г.
    • Королёв Ю.М.
    • Скрабов В.В.
    • Сухович В. С.
    • Имшетов Р.Г.
    • Беликов А.А.
    • Архипов В. Б.
    • Буров С.В.

    Полезное видео

      Похожие записи

    Доска, на которой играют, состоит из 32 темных и 32 светлых клеток - они называются ПОЛЯМИ, а печатное изображение доски - ДИАГРАММОЙ. Вот она.

    Диаграмма 84

    Посмотри: какое поле в левом нижнем углу? Оно ТЕМНОЕ! Доска ставится между игроками тоже именно так - ЕЕ НИЖНЕЕ УГЛОВОЕ ПОЛЕ СЛЕВА ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕМНЫМ.
    Во время игры шашки передвигаются, но только по темным полям. А записать (и потом прочитать), какой был сделан ход или как стоят на доске шашки, помогает НОТАЦИЯ - система обозначения полей.

    Диаграмма 85

    Здесь на диаграмме ты видишь, что поля образуют ряды. Ряды, идущие снизу вверх (они помечены сплошными линиями), называются ВЕРТИКАЛЬНЫМИ, или ВЕРТИКАЛЯМИ, а идущие слева направо (помечены пунктиром) называются ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ, или ГОРИЗОНТАЛЯМИ.
    Вертикальные ряды обозначаются буквами латинского алфавита-а, b, с, d, е, f, g, h (а, бэ, цэ, дэ, е, эф, же, аш).
    Горизонтальные ряды обозначаются цифрами - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
    На каждом темном поле вертикальный ряд пересекается с горизонтальным. Поле, на котором пересекается ряд «b» с рядом «2», обозначают b2 (бэ два); поле, где пересекаются ряды «d» и «6», обозначают d6 (дэ шесть). Так обозначают и остальные поля - это ты увидишь на диаграмме 86.

    Диаграмма 86

    И еще кое-что о доске.
    Горизонтальные ряды 1 и 8 называют ДАМОЧНЫМИ РЯДАМИ, а их темные поля (a1, c1, e1, g1, b8, d8, f8, h8) -ДАМОЧНЫМИ ПОЛЯМИ. Вертикальные ряды а и h называются БОРТАМИ, а их темные поля (аЗ, а5, а7, h2, h4, h6) - БОРТОВЫМИ ПОЛЯМИ.
    Темные поля, соприкасаясь уголками, как бы образуют цепочки - это ДИАГОНАЛИ. Они имеют названия.

    Диаграмма 87

    Диагональ, обозначенная жирной чертой (она идет от а 1 до h8) - БОЛЬШАЯ ДОРОГА, или БОЛЬШАК.
    Двойными чертами обозначены двойники. Их два: тот, что ближе к тебе (а7 - g1),- нижний, а второй (b8-h2) - верхний.
    Две диагонали, обозначенные тройными чертами (аЗ -f8 и c1-h6) -ТРОЙНИКИ. Их тоже два - нижний и верхний.
    И наконец, диагонали, обозначенные волнистой линией (e1 - h4, h4 - d8, d8-а5, а5-e1), образуют КОСЯК.
    А теперь скажи ты:
    1. Какого цвета должно быть угловое поле возле левой руки игрока?
    2. Что такое шашечная нотация?
    3. Чем обозначаются вертикали? Чем - горизонтали?
    4. Назови поля большой дороги, затем поля двойников, потом - тройников.
    5. Как ты уже знаешь, на доске есть 32 темных поля. Теперь сосчитай - из скольких полей состоит большая дорога, из скольких оба двойника, из скольких оба тройника, из скольких косяк. Сложи эти четыре числа - получится больше, чем 32. Подумай: почему?
    Ответы проверь сам, прочитав предыдущий текст.

    О ШАШКАХ

    Сражение ведут два ПРОТИВНИКА. Перед началом его у каждого под командованием войско из двенадцати шашек. У одного - белые шашки, у другого - черные.

    Диаграмма 88

    Так расставляют шашки до начала игры - белые на a1, аЗ, b2, c1, сЗ, d2 и т. д., черные на а7, b6, b8, с7, d6, d8 и т. д. Затем противники приступают к боевым действиям - поочередно передвигают свои шашки, ХОДЯТ. Первыми белые, потом черные, опять белые и т. д. Кому играть белыми, определяют жребием.
    Шашки бывают ПРОСТЫМИ и ДАМКАМИ, но вначале все - простые. А когда простая попадает на дамочное поле в лагере соперника, она превращается в дамку, что обозначают двумя шашками, поставленными одна на другую.
    Цель игры - уничтожить (побить и снять с доски) все шашки противника или же лишить его возможности сделать ход. Но подробнее об этом - чуть дальше.

    КАК ШАШКИ ХОДЯТ

    Передвигаются шашки по диагоналям. Такое передвижение с одного поля на другое называется ХОДОМ. Есть два вида ходов: ТИХИЙ (без взятия неприятельских шашек) и УДАРНЫЙ (когда бьются и снимаются с доски неприятельские шашки).
    Записать ход можно так - указать поле, на котором шашка стояла, и поле, на которое она пошла. При записи тихого хода между обозначенными полями ставится тире.

    КАК ЖЕ ДЕЛАЮТ ТИХИЙ ХОД?

    Простая при тихом ходе передвигается по диагонали и ТОЛЬКО ВПЕРЕД - на соседнее свободное поле. Посмотри -

    Диаграмма 89

    Белые тут могут сделать любой из показанных стрелками ходов. Простая d2 может пойти на сЗ (что запишется d2-сЗ) или на еЗ (d2 - еЗ); простая е7 может пойти либо на d8 (е7 - d8), либо на f8 (е7 - f8), превращаясь в том и другом случае в дамку; простая g1 имеет только ход g1-f2.
    Черные могли бы здесь пойти b2-a1, превращая простую в дамку, а могли бы и g5-f4 или g5-h4.
    Дамка подвижнее простой. При тихом ходе она может продвинуться по диагонали КАК ВПЕРЕД, ТАК И НАЗАД, перейдя через любое количество свободных полей.

    Диаграмма 90

    Белая дамка b2 может пойти на аЗ (b2 - аЗ), или на c1 (b2 - c1), или на любое из полей большой дороги. Белая дамка еЗ может пойти на d4, на с5, на f2, на g1, а также на любое поле нижнего тройника. (Из всех этих ходов для белых лучший еЗ-с5, а почему - ты пой­мешь, когда прочитаешь об ударных ходах.) Черная дамка могла бы пойти на h4, на f2, на e1, а также на любое поле верхнего двойника.

    А КАК ДЕЛАЮТ УДАРНЫЙ ХОД?

    Простая, совершая ударный ход, перепрыгивает через рядом стоящую шашку противника (если за ней свободное поле) - БЬЕТ ЕЕ, после чего побитую шашку снимают с доски. Бить можно не только вперед, НО И НАЗАД, причем сразу несколько шашек. Смотри -

    Диаграмма 91

    Белые идут дамкой d4 - сЗ, черная простая теперь должна побить дамку d2:b4 (в записи хода со взятием вместо тире ставится двоеточие). И тогда белая простая бьет так - a3:c5:e7:g5, после чего побитые ею шашки с доски снимаются. Записывают такой ударный ход короче- аЗ: g5.
    Вот еще случай взятия простой шашкой.

    Диаграмма 92

    Белые идут g3 - f4, и черные должны эту шашку побить. Но как? Можно е5: g3, а можно еЗ: g5. ВЫБОР ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ БЬЮЩЕМУ. Конечно, тут играющий черными побьет е5: g3 (скажи - почему?). Но предположим, что он ошибся и побил e3:g5. Те­перь уже выбор между h4: d8 и h4: d4 за белыми. Разумеется, они побили бы h4:d8, и их простая превратилась бы в дамку.
    Теперь о том, как бьет дамка. Совершая ударный ход, она перепрыгивает через шашку противника, находящуюся на ее пути, и ставится за нею на любое свободное поле, после чего побитая шашка снимается с доски. Дамка тоже может бить и вперед и назад, а также за один ход может побить несколько шашек.

    Диаграмма 93

    Здесь из трех белых дамок бить может только одна. Дамке аЗ нельзя бить, так как пришлось бы перепрыгнуть через свою же шашку (b4). Не может бить и дамка b8, так как через две рядом стоящие шашки перепрыгивать нельзя. Белые бьют так: f8:c5:f2:h4:f6:a1, что записывается короче - f 8: а 1. После хода все побитые шашки (d6, еЗ, g3, g5, е5) снимаются с доски. Делая этот ударный ход, белая дамка имела право остановиться не на a1, а на b2 (или сЗ, или d4), но это, конечно, было ей невыгодно: тогда ответным ходом ее побила бы черная дамка h8.

    Диаграмма 94

    Белые тут идут 1. f2 - еЗ. Черная дамка бьет 1... h6:d2. Как теперь может бить белая дамка? Смотри - 2. e1:c3:f6:h8; 2. e1:сЗ:f6: d8:a5; 2. e1:b4:f8:h6; 2. e1:a5:c7:f4 (g3 или h2); 2. e1: a5: d8:f6:h8; 2. e1: a5: d8: f6: d4 (сЗ, b2 или a1). Из шести возможностей белые имеют право выбрать любую. Как видишь, они одним ходом побьют и снимут с доски почти все шашки соперника.
    Почему же черные позволили белой дамке проявить такую прыть? Почему они своей дамкой h6 побили специально подставленную им ходом 1. f2 - еЗ шашку? Потому что есть правило -
    БИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
    Таким образом, если шашки твоего противника оказываются под ударом, ТЫ ОБЯЗАН ИХ ПОБИТЬ, выгодно это тебе или нет. И нельзя прекращать удара, не побив все шашки, которые можно взять этим ударным ходом. Разумеется, так обязан поступать и твой соперник: когда у него под ударом твои шашки, он должен их побить.
    Теперь еще одно правило.
    Когда простая попадает на дамочное поле тихим ходом, то она превращается в дамку, но бить как дамка может только после ответного хода противника; когда же простая попадает на дамочное поле ударным ходом, то она превращается в дамку и сразу же бьет дальше как дамка (если, конечно, ей есть что бить). На диаграммах 95 и 96 видно, как это происходит.

    Диаграмма 95 Диаграмма 96

    Если белые пойдут 1. е7 - d8 (диаграмма 95) то их простая превратится в дамку, но не бьет сразу шашку b6, а ждет ответного хода. Черные же отвечают 1...d2-e1 (теперь это дамка) и выигрывают: 2. d8: а5 с5-b4 3. а5: сЗ e1: а5.
    А на диаграмме 96 после 1. g3 - f4 еЗ: g5 белая простая h4 попадает на d8 ударным ходом и потому, превратившись в дамку, сразу же бьет дальше - 2. h4:d8:a5:e1, то есть 2.h4: e1 с выигрышем белых.
    И наконец, ты должен запомнить еще три условия, связанные со взятием.
    1. ПРИ УДАРЕ МОЖНО СНИМАТЬ ШАШКИ С ДОСКИ ЛИШЬ ПО ОКОНЧАНИИ ХОДА.

    Диаграмма 97

    Это условие требует, чтобы белые били тут так - e1: а5: с7: е5, и стоп! Простую d4 бить нельзя: за ней нет свободного поля - там стоит шашка сЗ, которая хотя и побита, но может быть снята с доски только после окончания хода. Поэтому белые, закончив удар 1. e1:e5, ставят дамку на е5 и снимают шашки сЗ, b6, d6. Черные в ответ берут дамку-1...d4:f6.
    Такой удар, при котором уже побитая, но не снятая с доски шашка останавливает дамку, называется ТУРЕЦКИМ УДАРОМ.
    2. ПРИ УДАРЕ НЕЛЬЗЯ ДВАЖДЫ ПЕРЕПРЫГИВАТЬ БЕРУЩЕЙ ШАШКОЙ ЧЕРЕЗ ОДНУ И ТУ ЖЕ ШАШКУ ПРОТИВНИКА.

    Диаграмма 98

    Как белые обязаны здесь бить? Так - b2: f 6...(и пока не снимать шашку d4 с доски - удар еще не окончен)... f6: d8: b6. Но не дальше!
    Ведь шашку f 2 бить нельзя, потому что пришлось бы второй раз перепрыгнуть через шашку d4. Дамка останавливается на b6, и черные бьют ее-а5:с7.
    Это тоже был турецкий удар: дамку остановила уже побитая ею шашка d4.
    3. ПРИ УДАРЕ РАЗРЕШАЕТСЯ МНОГОКРАТНО ПЕРЕХОДИТЬ ЧЕРЕЗ ОДНО И ТО ЖЕ СВОБОДНОЕ ПОЛЕ.

    Диаграмма 99

    Белые здесь могут (и обязаны!) побить так - 1. аЗ: d6:g3:e1:а5:с7. Дамка тут дважды переходила через поле b4, но это разрешается, так как оно свободное. После удара дамки черные заберут ее 1...d8:b6.

    ЕЩЕ О ЗАПИСИ ХОДОВ

    Если нужно записать партию, ходы пишут столбиками: слева - белых, справа - черных. Значит, ХОД БЕЛЫХ И ОТВЕТ ЧЕРНЫХ БУДУТ СТОЯТЬ ПОД ОДНИМ ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ. Вот так:
    Петя Андреев Саша Лядов
    1. сЗ-d4 d6-с5
    2. b2 - сЗ е7-d6
    3. a1- b2 d6- е5
    4. g3-h4 с5-b4
    5. аЗ:с5 е5-f4
    6. еЗ:е7 f8: b4
    7. сЗ:а5 h6-g5
    8. h4:f6 g7:a1
    Черные прошли в дамки и должны выиграть.
    Запись партии можно вести и в строчку:
    Петя Андреев - Саша Лядов: 1. сЗ-d4 d6-с5 2. b2-сЗ е7-d6 3. a1- b2 d6- е5 4. g3-h4 с5-b4 5. аЗ: с5 е5-f4 6. еЗ: е7 f 8: b4 7. сЗ: а5 h6-g5 8. h4: f6 g7: a1 и т. д.
    Иногда применяется сокращенная нотация: не указывают номер ряда, с которого пошла шашка, и не пишут тире и двоеточия:
    Петя Андреев - Саша Лядов: 1. cd4 dc5 2. bсЗ ed6 3. ab2 de5 4. gh4 cb4 5. ас5 ef4 6. ее7 fb4 7. са5 hg5 8. hf6 ga1 и т. д.
    А как записать положение шашек на доске? Смотри- вот запись позиции на диаграмме 94.
    Белые: Д.е1, np.c1, f 2; черные: Д.h6,пр.b6,е5,е7,g7.
    «Д» означает дамки, «пр.» - простые. Если в пози­ции нет дамок, то при записи можно не ставить «пр.».
    В КНИГАХ ДИАГРАММЫ ВСЕГДА РАСПОЛОЖЕНЫ ТАК, ЧТО ЛАГЕРЬ БЕЛЫХ НАХОДИТСЯ ВНИЗУ.
    ЕСЛИ НАПЕЧАТАНА ПОЗИЦИЯ И НЕ УКАЗАНО, ЧЕЙ ХОД, ЗНАЧИТ, ХОД БЕЛЫХ.
    Нужно знать и такие обозначения:
    X - и выигрывают.
    ! - отличный ход.
    !! - замечательный ход.
    ? - слабый или ведущий к проигрышу ход.
    ? ? - грубая ошибка.

    ЧТО СЧИТАЕТСЯ ПОБЕДОЙ?

    ВЫИГРАВШИМ ПАРТИЮ СЧИТАЕТСЯ ТОТ, КТО ЗАБЕРЕТ ВСЕ ШАШКИ ПРОТИВНИКА ИЛИ ЛИШИТ ИХ ХОДА. ЕСЛИ ЖЕ НИ ИГРАЮЩИЙ БЕЛЫМИ, НИ ИГРАЮ­ЩИЙ ЧЕРНЫМИ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ СМОЖЕТ, ПАРТИЯ ПРИЗНАЕТСЯ НИЧЬЕЙ.

    Диаграмма 100

    Тут белые выигрывают, забирая все черные шашки: 1. g3-f4 e5:g3 2. h2:g1X.

    Диаграмма 101

    Здесь был ход черных. Они могли пойти 1...h2-g1 (чтобы потом ходить дамкой вверх и вниз по нижнему двойнику) и тогда выиграли бы. Черные же сделали соблазнительный (забрать шашку!), но плохой ход - 1...h2 - е5?, и игра закончилась так: 2. b2 - сЗ! e5:a1 (если 2...е5:b2, то 3. аЗ-b4 а5:сЗ 4. c1:a3, и черные сами должны отдать свою последнюю шашку) 3. аЗ - b4! а5: сЗ 4. c1 -b2 сЗ-d2 (другого хода нет) 5. e1: сЗ - победа белых: они лишили противника возможности сделать ход - заперли его дамку.
    Ну вот ты и узнал почти о всех правилах шашек. Теперь можешь сам вести с друзьями сражения на шашечной доске. Советуем в этих сражениях придерживаться двух следующих обязательных при игре правил поведения.
    ТРОНУЛ -ХОДИ!
    Это значит, что игрок, дотронувшийся до своей шашки (когда его очередь ходить), обязан ею сделать ход (если, конечно, такое возможно).
    ОТНЯЛ РУКУ -ХОД СДЕЛАН!
    А это означает, что игрок, передвинувший свою шашку и уже отнявший от нее руку, не имеет права, спохватившись, пойти этой шашкой на другое поле.
    Поэтому, если нужно подвинуть шашки, чтобы они стояли аккуратнее, то прежде, чем дотрагиваться до них, следует предупредить противника словом «ПОПРАВЛЯЮ».

    Куперман И. Тактика в стоклеточных шашках . М., 1967
    Миротин Б.А., Козлов И.С. Тактика в русских шашках . М., 1974
    Барский Ю.П. На ста клетках . М., 1977
    Соминский С.С. Комбинационные идеи в русских шашках . М., 1979
    Шаус Я.Л. Школа игры в международные шашки . М., 1981
    Колодиев Ю.В. Сто клеток и тысячи тайн . Киев, 1982
    Куличихин А.И. История развития русских шашек . М., 1982
    Миротин Б.А., Либерман Л.А., Сальников А.А. 64 и 100 . М., 1982
    Виндерман А.И., Герцензон Б.М. Шашки для всех: пособие для начинающих . М., 1983
    Агафонов В.П. Комбинация. Международные шашки . М., 1984
    Решетников В.В., Троцких Г.Н. Василий Соков . М., 1985
    Русские шашисты: Д.Саргин, П.Бодянский, А.Шошин . М., 1987
    Агафонов В.П. Курс дебютов. Международные шашки . М., 1988
    Звирбулис В.А., Здоровяк Р.З. Типичные шашечные приемы . М., 1988
    Голосуев В.М. Мастера шашечных турниров . Ленинград, 1989
    Исаев Г. Творческая лаборатория шашечного этюдиста . Киев, 1989
    Городецкий В.Б. Книга о шашках: русские и международные шашки . М., 1990
    Герцензон Б.М., Гершт С.С. Волшебник русских шашек. (О В.А.Сокове) Лен-д, 1991
    Герцензон Б., Напреенков А., Филиппов К. О шашках – с шуткой и всерьез . Ростов-на-Дону, 1991
    Абациев Н., Болотовский М. Этюды о шашках . Чехов, 1995
    Кадников Е.А. Шашечные арабески . Симферополь, 1997
    Песоцкий В.А. Стратегия победы . Омск, 2000
    Мамонтов А.В., Оерс И.Э. Шашечная литература. Библиографический указатель изданий, вышедших в России-СССР в 1827–1991 гг . М., 2001
    Иванов Б.В. Шашечная композиция: Современный взгляд . Минск, 2003
    Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу . М., 2004
    Волчек А.А. Шашечный практикум: 2000 позиций для самостоятельного решения . М., 2004
    Популярный шашечный практикум . Авт.-сост. В.Н.Пак. Москва-Донецк, 2004

    Найти "ШАШКИ " на

    В эту популярную настольную игру для двух игроков в Южной Европе играли еще в средние века, но, судя по всему, ее заимствовали из гораздо более древних игр, распространенных на Ближнем Востоке.

    Каждый игрок старается «взять» (захватить и снять с доски) шашки своего противника либо же запереть их так, чтобы они не могли ходить.

    Доска.
    В шашки играют на квадратной доске со стороной от 37 до 41 см, сделанной из дерева, пластика или картона. Она разделена на 64 квадрата, по восемь с каждой стороны.

    Светлые квадраты чередуются темными (обычно это черные и белые, иногда черные и красные или красные и белые). Игра ведется только на квадратах одного цвета - обычно темного.

    Шашки.
    У каждого игрока имеется комплект из 12 шашек - деревянных или пластмассовых дисков диаметром от 3 до 4 см и толщиной примерно 1 см. Один комплект обычно белый, а другой - красный или черный.

    Цель игры.
    Игрок стремится взять все шашки своего противника или расположить собственные шашки так, чтобы противник не смог сделать ни одного хода.

    Начало игры.
    Игроки садятся друг напротив друга и ставят доску так, чтобы игровые квадраты находились с левого края первого ряда. Чтобы определить, кто в первой партии будет играть темными, тянется жребий. Затем игроки в последующих партиях играют темными по очереди.
    Перед началом игры каждый игрок расставляет свои шашки на игровых квадратах на трех ближайших к нему рядах. Первый ход в партии всегда делают темные.

    Ходы.
    Каждый игрок может по очереди сделать лишь один ход. Так как игра ведется на квадратах только одного цвета, все ходы делаются по диагонали. Обычные шашки (а) можно двигать только вперед; двойные шашки, или дамки, можно двигать и вперед, и назад (б). Шашку можно передвигать лишь на свободный квадрат.

    «Тронул - ходи».
    За исключением тех случаев, когда игрок уведомил о желании упорядочить расположение шашек на квадратах, он должен, делая ход. двигать первую шашку, до которой дотронулся. Если игрок первой коснулся шашки, которая не может ходить, ему сначала делают предупреждение, а при повторном нарушении засчитывают поражение.

    Ходы и лимит времени.
    Если в течение пяти минут игрок не сделал ход. специально назначенный хронометрист должен объявить: «Время!» После этого участник игры обязан сделать ход в течение одной минуты либо признать поражение вследствие цейтнота (в ряде турниров гроссмейстерского уровня игроки обязаны сделать определенное количество ходов за установленное время).

    Ход без взятия шашки противника.
    За исключением тех ходов, когда игрок берет шашку противника, он может передвинуть свою шашку лишь на смежный игровой квадрат.

    Ход с взятием шашки противника.
    Одной из целей игры является взятие (захват и удаление с поля) шашек противника. Шашку можно взять, если она находится на смежном с ходящей шашкой квадрате, а квадрат непосредственно за ней свободен (1).
    За один ход можно взять несколько шашек при условии, что за каждой имеется свободный квадрат (2).
    При любом удобном случае игрок должен брать шашки (даже если это приведет к тому, что его собственная шашка будет взята), а не совершать простые ходы. Если игрок может выбирать, сколько шашек он может взять в разных вариантах ходов, он вправе предпочесть взять меньшее количество (За), но если он начал ход, позволяющий ему взять больше шашек, он обязан продолжать его до тех пор, пока возьмет все доступные шашки (36).

    Невзятие берущейся шашки.
    Если игрок не берет шашку, когда ему предоставляется эта возможность (1а), то, по современным турнирным правилам, его соперник обязан указать ему на ошибку вынуждая вернуть на прежнее место шашку и сделать ход со взятием (16).
    Это правило заменило старое правило «фука», когда игрок лишался шашки, сделавшей ошибочный ход без взятия шашки соперника.

    Проход в дамки.
    Когда шашка достигает последнего ряда доски (известного как «коронный»), она становится дамкой и «коронуется» помещением сверху другой шашки того же цвета (2). После превращения шашки в дамку ход игрока всегда заканчивается.

    Ничья имеет место, когда никто из игроков не способен взять все шашки противника или запереть их (За, 36), Если один игрок оказывается в более выгодной позиции, от него могут потребовать реализовать выигрыш в течение 40 собственных ходов либо же установить неоспоримое преимущество над соперником. Если ему это не удается, игра считается ничьей.

    Ну а это, шашки для взрослых)))

    Домино