Аномальные явления на местах, где зарыты «проклятые» клады (9 фото). Тайны проклятых кладов Проклятые клады

В белорусском фольклоре, в первую очередь в преданиях, довольно часто описываются такие аномальные события, как появление на месте спрятанных в землю сокровищ таинственных огоньков и привидений, других странных и мистических существ.Согласно народным поверьям, такие сокровища считаются заколдованными, они время от времени поднимаются на поверхность земли и как бы «просушиваются» в виде красных (золото), синих или белых (серебро) огоньков.
Но при приближении человека к сокровищу или прикосновении к нему, свечение внезапно исчезает. Согласно некоторым преданиям, подобные огоньки и различные инфернальные существа около них можно увидеть среди ночи на реках, озерах, болотах, курганах, кладбищах, городищах, холмах и около культовых камней...

Так, около д. Кольчуны Ошмянского р-на в лесу находится большой валун, на одной из сторон которого высечен крест. В народе верят, что под этим камнем зарыт клад, оставленный самим Наполеоном. Ранее валун лежал на горе, но многие кладоискатели пытались сдвинуть его с места, даже хотели взорвать. Да все попусту, камень наоборот начал «лезть» в землю. А жители деревни стали видеть по ночам на том месте необычное свечение. Люди думали, что кто-то ищет клад, однако, находились и те, кто называл это явление паранормальным.

Вблизи д. Именины Кобринского р-на на высокой горе, покрытой сосновым лесом, также некогда лежал большой камень. Однажды на нем решил переночевать один человек. Но невидимая сила отбросила его шагов на пятьдесят в сторону. Оттуда он увидел на камне поочередно вспышки то синего, то красного огня. Когда человек приближался к камню, огонь исчезал, а как только отдалялся от валуна, огонь снова появлялся. На другой день у камня нашли три серебряные монеты. Как говорит предание, огонь на том месте является и сейчас.
Довольно часто в рассказах о таких камнях фигурируют не только огоньки, но и таинственные звуки, различные существа. Например, неподалеку от д. Лынтупы Поставского р-на, где-то 0,5 км к востоку от нее, в урочище Прыдатки2 некогда лежал «Чертов Камень». Местные люди утверждали, что слышали около него звон каких-то колокольчиков, видели огоньки и костры без дыма. Если же утром подходили ближе, то никакого кострища там не обнаруживали.
Подобные явления люди наблюдают и в настоящее время около д. Полесье и Петрути Поставского р-на, а также д. Богданово Браславского р-на. Так, между д. Полесье и Петрути около Кривой Горы на берегу озера, недалеко от «Святого источника» есть валун, который местные жители называют «Чёртов Камень» и рассказывают, что раньше на нем черти играли в карты, а ночью на этом месте видели огоньки.
Согласно легенде, как-то в сумерках с Полесья в Петрути возвращался с гулянки один парень. Когда он подошел к Кривой горе, перед ним внезапно возник богато одетый незнакомец и предложил парню поиграть с его друзьями в карты. Парень стал отказываться, ссылаясь на недостаток денег, но незнакомец одолжил ему полную ладонь золотых монет. От сияния денег парень потерял разум и пошел вместе с незнакомцем за Кривую гору, где на камне сидели еще двое мужчин, также шикарно одетые.
Рядом с камнем пылал огонь, не дающий жара и дыма, что парня не удивило, и он начал играть в карты. Далее рассказывается, что, увлекшись игрой, парень чуть не заложил свою душу чертям (под видом состоятельных незнакомцев это были именно они), но пропел петух, и бесы исчезли.
В народном воображении заклятыя (проклятые) сокровища могли принимать вид и зооморфных существ. К примеру, около Сорочанского озера, в урочище Высокая пасека, что в 1,5 км от д. Микулки на Поставщине, лежит так называемый Жвірасты (гравийный) Камень. Говорят, что если кто-нибудь опаздывал и ехал ночью через это место, то из-под камня выскакивал и блестел ярким пламенем ягненок. При приближении к нему он начинал постепенно меркнуть до черноты.
Лошади, запряженные в повозки, становились на дыбы, опрокидывали телеги, освобождались из упряжи и убегали. Местные жители уверены, что под камнем спрятано проклятое сокровище или бричка с золотом, и охраняет все это черт, который является людям в виде ягненка.

А в Россонском р-не на одном холме лежал так называемый Змеиный Камень. По преданию, в камень превратился уж, который ночью летел, «огнем полыхая», будто «неся с собой много золота и серебра грешнику, который черту душу продал». Но грянул гром, сверкнула молния, и уж, «поверженный небесными косами», упал на холм и превратился в камень. А те сокровища, что уж нес с собой, там же ушли в землю и появляются сейчас в разных местах холма в различных формах. Одним они показываются в виде Плачкі(Плакальщицы), она вытирала слезы носовым платком, который пылал огнем, другие видели черных и толстых карликов, третьим являлись черные козлы.
Около д. Сутаровщина Браславского р-на есть Белы (Белый) или Вялікі (Большой) Камень с отпечатком человеческой ноги, который лежит на холме. В народе говорят, что под камнем спрятано золото, и у камня можно увидеть Желтую женщину с ребенком на руках, которые охраняют ценности. Однажды парень и девушка, которые хотели завладеть сокровищем, увидели на этом месте на заре золотистую собаку, шерсть которой искрилась и сияла, но та собака не далась им в руки.
В д. Богданово Браславского р-на на местном чудодейственном камне после захода солнца видят «зубастое пламя» или старуху с огромным мешком. В полночь у камня якобы танцуют черти. Около Цудадзейнага (Чудодейственного) Каменя в селе Жарнелишки этого же района, по рассказам, тоже случаются чудеса: появляются три всадника, мерещится лесной пожар, разносится собачий лай... Говорят, что под камнем спрятан горшок с золотом.
В д. Ошмянец Сморгонского р-на есть камень, неподалеку от которого, по преданию, шведы при отступлении закопали карету с золотом, другие говорят, что здесь зарыта лодка с золотом. Местные видят у камня сияние, если подойти ближе – сияние исчезает. По преданию, один человек у камня встретил красивую девушку, она попросила его прийти сюда завтра в полдень (время службы в церкви).
Назавтра вместо красавицы, на этом месте человек увидел ужа и проклял его. Это оказалась обращенная змеей девушка, которая сказала, что также прокляла его навеки, и исчезла. Археолог Константин Тышкевич проводил там исследования и обнаружил вокруг камня два круга из меньших камней. Он посчитал, что в языческие времена валун был жертвенником.
Камень под названием Семигаюн или Гаюн лежит в лесу на левом берегу Днепра вблизи города Орши Витебской обл. По преданию, во время дождя камень остается сухим и излучает целебное тепло, врачует болезни. Наибольшей силой камень обладает 14 сентября – в начале Бабьего лета.

В Белостокской области около д. Минковцы (прежде Гродненская губерния) в полдень огонь выходил из груды камней. Согласно легенде, там спрятан проклятый клад. Если кто-нибудь подходил ближе, оттуда вылетала «солдатская рука с саблей» и пыталась зарубить человека.
Известно много преданий о заклятых кладах, закопанных на замчищах и городищах, или в холмах. Обычно такие сокровища, по преданиям, закапывали во время войн или шведы, или французы, или русские, и ночью они также могут являться в виде огоньков. Например, на городище около д. Большие Споры Поставского р-на и Латыгово Верхнедвинского р-на, а также некоторых других. Так, на городище около д. Дегтярево на левом берегу реки Дриссы и бывшей Латыгово Верхнедвинского р-на скрыты проклятые сокровища, которые выходят на поверхность на Купалье.
Городище возле д. Збочно Слонимского р-на связано, по рассказам местных жителей, с войной со шведами или с борьбой князей ВКЛ с крестоносцами. Утверждают, что в городище зарыт клад, поэтому здесь часто видят огоньки. В д. Лысково Волковысского уезда (ныне Пружанский р-н Брестской обл.) уверены, что и на их городище, которое находится неподалеку, также зарыт клад, который иногда «полыхает пламенем», а по-другому «просушивается».
В том же районе неподалеку от д. Мстибово на замчище и около него, как утверждают местные жители, очень часто появляется белый и красный огонь. Они уверены, что здесь зарыто много денег и всякого богатства. А однажды пастушки увидели на замчище «некую личность со щеткой в руке», которая все просила, чтобы ее почесали. Люди были уверены, что это сам клад в руки просился, а пастушки испугались и сбежали.

Жители д. Шадинцы Гродненского р-на уверены, что у подножия их культовой горы Костёлок, в которую, по преданию, провалился костел, также закопан проклятый клад. Иногда они видят, как он выходит на поверхность и блестит огнем, обычно это происходит в полдень.

Горы, где по преданию, спрятан клад:

Варганская Гора – д. Варганы Докшицкого р-на, – сокровище выходит на поверхность в разных образах. Раньше здесь также был культовый камень.

Тамилава Гора между д. Брянчицы, Чепели и Пиваши Солигорского р-на. По преданию, швед закопал на горе три бочки с золотом на золотых колесиках, золото время от времени «просушивается», и тогда вся гора блестит. Если увидеть те огни и успеть перебросить через плечо снятый сапог, то куда он упадет – там и откопаешь клад. Сейчас гора уничтожена – засыпана терриконом.
Янавская Гора возле д. Смоляры Борисовского р-на. Тут неподалеку находится Здань-Камень (Призрак-Камень), святой источник, являются призраки в виде красивых молодых женщин. Если человек заблудился, они раздевали его и укладывали спать на камень неподалеку от болота, а ему в это время казалось, что он у себя дома. Также слышали там раньше ржание лошадей, блеяние овец.
Гора Чертовка у д. Вороничи Полоцкого р-на. На горе появляются призраки.

Горы Шаламы близ д. Шаламы-1, Славгородский р-н Могилевской обл. Якобы там провалились города вместе с храмами и людьми, там слышатся шум, звон, пение.
Золотая Гора – д. Минянка, Кобринский р-н Брестской обл. По легенде, Наполеон закопал здесь карету с золотом.
Золотая Горка в Минске – там воры закопали много сокровищ; по другой легенде – верующие насыпали горку золотых монет для постройки храма.

На горе Княжеская Могила (д. Перевоз Россонского р-на) зарыто княжеское богатство.
Лысая Гора в д. Лоточки Браславского р-на. Говорят, на горе зарыт проклятый клад, и чтобы раздобыть его, нужно: а) развести костер на горе; б) содрать с живого коня кожу; в) запрячь этого коня и провести на нем вокруг костра три борозды – тогда сокровище выйдет на свет.
Лысая Гора в д. Сперижье Брагинского р-на. По преданию, царица Екатерина закопала здесь золотую карету.
Покров-Гора или Красная Горка (д. Вищин, Рогачевский р-н) – зарыта золотая карета.
Шпилёва Гора между д. Полоневичи и Андриевщина Дзержинского р-на – французы закопали 100 бричек с золотом и оружие .
Иногда огоньки появляются на тех местах, где, по народным представлениям, в результате проклятия людей проваливается под землю какая-то постройка. Так, неподалеку от поселка Лысково Волковысского уезда (ныне Пружанский р-н, Брестская обл.), где в урочище Окопы в давние времена провалился дворец одной знатной пани Бени. Это было во время войны с русскими, когда дворец был разрушен, и пани, чтобы ее богатства не достались врагу, прокляла это место. Впоследствии здесь время от времени показывается огонь, который сразу гаснет с приближением человека.
Согласно второму варианту легенды, когда кто-либо приближается к огоньку, то видит сундук, на котором горят свечи, а на нём сидит красивая барышня, рядом с ней две страшных собаки на цепях. Барышня просит человека забрать клад, но собаки не дают этого сделать, и барышня говорит, что вынуждена будет сидеть здесь еще триста лет.
Следующая легенда рассказывает, что когда-то у д. Слобода Быховского р-на недалеко от леса стояла церковь, где служил батюшка по имени Хрол. Батюшка был хороший, все его уважали, но вдруг он испортился – стал засматриваться на чужих девушек. Матушка очень рассердилась и прокляла его, а вместе с ней разгневался и сам Бог: церковь провалилась под землю, а на ее месте образовалось озеро. Только ночью церковь всплывает на поверхность, а черти зажигают в ней свечи, поэтому кажется, что там что-то светит. После этого люди стали называть то место Чертовым. Говорят, что оно и сейчас так называется.
Очень часто упоминается, что проклятые сокровища затоплены в озере или речке. Как в упомянутом выше Сорочанском озере, где Наполеон якобы потопил карету с золотом. Время от времени она выходит на поверхность и «светится». То же самое говорят и про озеро Глухое или Дикое в д. Колпинские Дятловского р-на. Там якобы Наполеон затопил сокровище. Если кто-то пытается завладеть кладом, из озера выходит призрак и душит его.
Неподалеку от д. Шебрин около Бреста на берегу реки Мухавец есть холм Замок Адама или Адамуха. По преданию, здесь жил пан Адам, который перед смертью закопал все свои деньги на дне реки. В ясную погоду люди видят, как деньги в сундуке всплывают на поверхность для «просушивания». А в озере Хотомля около д. Шепелевичи Круглянского р-на затоплена золотая повозка.
Иногда в преданиях упоминается болото, где утоплено проклятое сокровище. Например, как в д. Кукарево Березинского р-на. Там, согласно местным верованиям, в Ляшевском болоте при отступлении провалился сам Наполеон в своей золотой карете. И бывает, что кто-то из сельчан видит издалека, как там «просушивается» золото.
Стоит подойти поближе, и клад исчезает. В болоте возле д. Сычково в Бобруйском р-не якобы в шведскую войну было затоплено много оружия и конных повозок, среди них золотая карета. То же самое говорят и о болоте у реки Кревлянка на Сморгонщине, там якобы затоплена карета.

А бывает, что необычный огонь видят на кладбище или курганах. Между д. Новоселки и Милошевичи Слонимского р-на находится ельник, который называют Боярами. По легенде здесь когда-то жили богатые бояре, а после смерти их хоронили в том лесочке. На их могилах и по сей день находятся большие высеченные камни, поросшие издавна мхом. Говорят, что бояре один раз в год выходят с того света, и тогда в лесу поднимается страшная буря. А если они кого-нибудь застанут в это время на кладбище, то разрывают его на куски. Еще говорят, будто эти бояре вместе с волками поют песни и до самого утра жгут костер.
В д. Деревной на Логойщине на старом кладбище якобы зарыт ящик с деньгами. В полночь, как говорят местные жители, здесь можно увидеть вспышки огня, а потом и некую «барышню» с коробкой в руках. Но не успеет человек сориентироваться, как коробка превращается в белого медведя. Около д. Именины Дрогичинского р-на на старом кладбище, по преданию, ежегодно в Великую Субботу во время сумерек и до полуночи являются вспышки, похожие на языки пламени, они бывают или белые, или красные, или синие. Говорят, что это «сушатся» проклятые деньги, зарытые здесь некогда шведами.
А на кургане у д. Лятохи Витебского р-на на месте клада является огонь и прыгает белый конь между насыпями. В Городокском р-не на курганном могильнике можно увидеть двух громадных коней и белую кибитку, запряженную тройкой лошадей. В д. Большой Рожан Солигорского р-на белорусским этнографом Александром Сержпутовским было записано предание, что на берегу реки, где много курганов, время от времени на каком-нибудь холме горит огонь. Говорят, что там «деньги цветут», а если кто хочет поближе подойти, то огонь и погаснет. По преданию, это проклятые деньги. Так деньги показывают, где они спрятаны, чтобы их освободили из земли.
Огоньки видят и на так называемых «прошчах» (прощах). Пример – проща около д. Хутор Светлогорского р-на Гомельской области. Природные объекты здесь: холм, дубрава, ранее был святой источник и камень-следовик, рядом курганный могильник. Здесь некогда было спрятано золото, поэтому здесь видят огоньки. Говорят, будто одна женщина нашла то золото, но оно дается только тому, кому «предназначено».
Заклятый клад может быть и под деревом. Пример: Никольский дуб в д. Миколка (бывшая Песчанка) Узденского р-на. По преданию, под дубом французы закопали золотой клад.

Сделаем выводы:

Больше всего информации об инфернальных явлениях, описанных выше, зафиксировано в местностях вроде культовых холмов и около культовых камней. Причем, на многих холмах находились, а кое-где и сейчас находятся культовые камни;
- кроме огоньков на месте проклятых сокровищ люди видят зрительные и чувствуют звуковые галлюцинации;
- время, когда происходят такие явления – это значительные календарные праздники (Купалье, Пасха, Бабье Лето и т.д.), а также в полночь, или полдень, на заре и в сумерках – тоже знаковое для древних людей пограничное время.
В белорусской мифологии с богатством и золотом отождествлялся образ бога Велеса. Скорее всего, на тех местах, где люди наблюдают такие инфернальные явления, вроде зрительных и звуковых галлюцинаций – видят огоньки и различные призрачные видения, слышат шум, колокола – были древние капища, где наши предки проводили дохристианские обряды и ритуалы, посвященные данному божеству или его аналогу.
Известно, что древние люди строили свои капища на особых местах, которые с самого начала обладали определенной «силой», например таких, в которых геологи сейчас обнаруживают геомагнитные аномалии. После установления новой веры, эти места были дополнительно намолены теми людьми, которые приходили сюда справлять различные ритуалы, а наиболее восприимчивые из них могли входить в транс, во время которого могли видеть и слышать разного рода галлюцинации.

В конце XIX века в крохотной французской деревушке Ренн-ле-Шато были найдены несметные сокровища, когда-то принадлежавшие кюре Беранже Соньеру. С 1891 по 1917 год этот человек израсходовал более полутора миллиардов франков, но богатство его не иссякло. Почему? Почти каждый, кто пытался найти объяснение этому, погибал мучительной смертью...

Странный выбор

1 июня 1885 года в маленьком приходе Ренн-ле-Шато появился 33-летний Беранже Соньер. Он блестяще закончил семинарию, но отказался от карьеры священнослужителя, а отправился в деревушку, приютившуюся у подножия Восточных Пиренеев, с населением всего-то 200 человек. Правда, вверенная ему церковь Святой Магдалины давно обветшала, но проводить службы в ней еще было как-то возможно.

В ту пору жалованье священнослужителям платило государство, но однажды Соньер произнес проповедь, которую власти сочли несвоевременной, занесли его в «черный список» и лишили денежного довольствия. Теперь кюре вынужден был добывать себе пропитание охотой и рыбной ловлей. Тем не менее он... нанял служанку, Мари Денарно! Судя по всему, эти двое людей, столь разные по характеру и образованию, были связаны какой-то тайной. И даже когда Соньер вдруг стал купаться в роскоши, он не подумал расстаться с Мари. А она, в свою очередь, даже на склоне лет, измученная болезнями, не раскрыла эту связывающую их тайну.

К счастью, некий аббат Понс завещал приходу Ренн-ле-Шато 600 франков, и в 1888 году благодаря этому скромному дару Соньер смог начать в храме самые необходимые ремонтные работы. Дал денег на реставрацию и местный муниципалитет.

Свитки из прошлого

В конце 1891 года рабочие приступили к ремонту церковного алтаря, который покоился на двух очень древних столбах, украшенных тонкой резьбой в виде крестов и загадочных букв. Реставраторов ждал сюрприз: один из столбов оказался полым, и Соньер извлек из него четыре деревянные трубки, концы которых были залеплены воском! Причем на воске виднелись оттиски каких-то странных печатей. Трубки тут же распечатали, и из них выпали пергаментные свитки, на которых были изображены три генеалогических древа и написан латинский текст.

На первый взгляд, текст казался бессмысленным, и только очень внимательный читатель мог заметить, что одни буквы в тексте чуть возвышались над другими. Если читать только их, то получались фразы: «Это сокровище принадлежит королю Дагоберту II и Сиону. Посягнувшему на сокровище - смерть!» Дело получило огласку, но Соньер убедил местные власти продать загадочные трубки антикварам в Париже. Туда муниципалитет и отрядил предприимчивого кюре, оплатив ему все расходы.

Судя по всему, Беранже Соньер понял, что в свитках скрывается информация о сокровищах какого-то секретного ордена, и решил ее расшифровать. Прибыв на место, он отправился к руководителю семинарии в Сен-Сюльписе, аббату Бьелю, специалисту в области лингвистики, тайнописи и палеографии, а также посетил Лувр, где заказал копии трех картин: «Аркадские пастухи» Пуссена, «Искушение святого Антония» кисти Тенирса и портрет папы Целестина V неизвестного художника.

По какой-то причине аббат Бьель не вернул Соньеру свитки (впрочем, кюре успел на всякий случай их скопировать), и ему пришлось как-то объяснять эту пропажу местным властям. А вскоре он посетил в Каркассоне (ближайшем к Ренн-ле-Шато городке) епископа и после беседы с ним не только не подвергся наказанию за утраченные свитки, но и получил «за труды» 2000 франков! Видимо, он поделился с епископом какой-то информацией.

«Ужасно это место»

Продолжая реставрацию церкви, кюре вскоре извлек из подпола резную плиту, относящуюся к VII или VIII веку и, возможно, закрывающую собой старинный склеп. Затем он разыскал на местном кладбище могилу маркизы Марии д’Отпуль де Бланшфор, почившей около 100 лет назад. На ее надгробном камне можно было разобрать надпись, которую кюре немедленно уничтожил! В сопровождении своей верной служанки Мари кюре обошел окрестности в поисках других надгробных камней. Говорят, он искал на них какие-то таинственные надписи. Вскоре кюре начал ездить в разные страны, после чего оттуда на имя его служанки Мари стали приходить крупные денежные переводы. После этого святой отец принялся буквально сорить деньгам и, объясняя это тем, что получил наследство. Как оказалось после его смерти, эти траты исчислялись миллионами франков! Правда, часть денег была направлена на благоустройство деревни и помощь ее наиболее бедным жителям. А над портиком церкви по распоряжению кюре выгравировали надпись на латинском языке: «Ужасно это место». Сама же церковь была полностью перестроена.

Все работы завершились в 1897 году, освятил ее епископ Каркассонский Бийар, хотя, казалось бы, он не должен был этого делать. В самом деле, стоило человеку войти внутрь - тотчас его охватывала неясная тревога! К тому же кропильницу поддерживал безобразный бронзовый бесенок, а когда глаза привыкали в полумраку, то на стенах возникало изображение целой толпы уродливых созданий, застывших в непристойных позах, раскрашенных в яркие цвета и уставившихся на гостей леденящим душу взглядом. Однако, что бы ни творил Соньер, он всегда встречал поддержку высшего церковного начальства.

В причастии не нуждается...

Восстановив церковь, кюре продолжал сорить деньгами. Например, построил на вершине горы трехэтажную зубчатую башню, для себя соорудил огромную виллу, разбил чудесный парк с водоемом. Он покупал редкие китайские вещи, дорогие ткани, античные мраморные статуэтки, собрал великолепную библиотеку. В своей вилле кюре устраивал для прихожан банкеты, на которых вручал всем присутствующим дорогие подарки. 17 января 1917 года с Соньером случился удар. К нему пригласили священника из соседнего прихода, который после разговора с умирающим заявил, что в последнем причастии тот не нуждается... В своем завещании Соньер объявил, что у него за душой нет и сантима. Однако его верная служанка Мари продолжала жить на вилле хозяина на широкую ногу вплоть до 1946 года, и только денежная реформа ее разорила. В 1953 году с ней, как и с Беранже Соньером, случился удар, и вскоре она умерла. Впрочем, перед смертью женщина успела кое-что сказать своему брату Ноэлю Корбю. По ее словам, старинный пергамент, найденный под алтарем, содержал зашифрованные сведения о местонахождении клада, а ключом к тайне явилась картина «Аркадские пастухи».

На картине изображены трое пастухов и пастушка, которые, окружив старинную могилу, созерцают на ней неясную надпись на латинском языке, а на заднем плане изображен горный пейзаж, рожденный фантазией художника. Так вот, в 1970 году в десяти километрах от Ренн-ле-Шато, у деревни Арк, была найдена могила, идентичная той, которую рассматривают пастухи на картине. Когда могилу вскрыли, она оказалась пустой...

Тайна, уносящая жизни

В 1956 году Рене Декадейа, хранитель библиотеки Каркассона, с несколькими энтузиастами предприняли раскопки в церкви Ренн-ле-Шато, перед главным алтарем, где нашли немало любопытного. Например, череп мужчины с рубленой раной, а в саду дома Соньера - тела трех мужчин с огнестрельными ранениями.

Господин Ноэль Корбю, последний владелец поместья и бумаг Беранже Соньера, погиб в автокатастрофе в 1968 году.

Муллу Факхар-уль-Ислама, также страстно желавшего разгадать тайну сокровищ Ренн-ле-Шато, нашли обезображенным на полотне железной дороги в 1967 году.

Менее чем через месяц монсеньер Буайе, главный викарий епископства Каркассонского, который очень и очень интересовался загадкой сокровищ Соньера, получил тяжелые увечья в автокатастрофе. Скорбный список жертв продолжается и поныне. Но, невзирая на неослабевающее внимание к тайнам кюре Соньера, несомненно одно: проявлять повышенный интерес к этому делу опасно...


Фото: Эрнст Лисснер. «Изгнание поляков из Кремля». 1907 год.

Смутным временем называют примерно 20 лет в истории России после 1598 года. Считается, что оно началось со смертью царя Федора Иоанновича, сына Иоанна IV Грозного, и завершилось в первые годы царствования Михаила Романова.
Крестьянское восстание Ивана Болотникова, война со шведами и поляками, постоянные грабежи со стороны любых вооруженных отрядов - все это приводило к тому, что люди старались надежно прятать свое добро. Смутное время считается эпохой кладов - от совсем небольших до поражающих воображение. Сокровища эти до сих пор не обнаружены, хоть и существуют в устных преданиях и письменных свидетельствах очевидцев.
А кто-то находит…
Интерес к спрятанным богатствам подогревают регулярные находки сравнительно небогатых кладов, которые относятся к той далекой эпохе.
К примеру, перед Первой мировой войной в Москве при строительстве дома на Солянке обнаружили большой глиняный горшок с копейками времен Бориса Годунова: около девяти тысяч серебряных кружочков!
В 1957 году в Боровске нашли мешок с серебряными монетами, выпущенными при четырех российских царях: Иоанне IV Грозном, Федоре Иоанновиче, Борисе Годунове и Василии Шуйском. Клад был спрятан на территории Свято-Пафнутьева монастыря, где в то время многие мирные жители прятались от грабежей.
В Московском Кремле в 1969 году из фундамента треснувшей старинной колонны извлекли печной изразец в виде прямоугольной коробки без верхней крышки, в которой хранились 1237 монет на не слишком большую сумму 12 рублей 12 алтын 2 деньги. Но для сотрудников отдела нумизматики Государственного исторического музея находка оказалась необыкновенно ценной.
А в 2009 году в ходе реставрации здания московского Государственного театра наций рабочие нашли перстень и три золотые монеты, также относящиеся к Смутному времени: именно в 1610 году, во время войны с поляками, из-за недостатка серебра впервые было принято решение чеканить русские монеты из золота. За одну такую монету можно было купить 12 пудов ржи. Если бы не ее историческая ценность, вполне сравнимый с нынешней стоимостью зерна курс.
Золотая казна Лжедмитрия II
Список находок легко можно продолжить. Но главными сокровищами Смутного времени считаются совсем другие клады. Их общая стоимость, по подсчетам исследователей (конечно, довольно приблизительным), сейчас может доходить до нескольких миллиардов долларов.
В 1610 году от стен Москвы бежал «Тушинский вор» - самозванец Лжедмитрий II, в распоряжении которого была казна с огромной по тем временам суммой - 300 тысяч рублей в золотых монетах, доставшихся частично от поляков, частично от регулярных грабежей и подношений признавших его городов (Псков, Суздаль, Углич, Ярославль и др.). Самозванец оказался в Калуге, где во время охоты его убили бывшие соратники. Правда, казны в его лагере не обнаружили. Куда можно было истратить такие деньги за один год? Член боярской думы того времени получал в год от 100 до 120 рублей, стрельцы - от четырех до семи. И каждый мог жить на широкую ногу. Но 300 тысяч?
Неудивительно, что в народе заговорили: деньги где-то закопаны. Вот только где? В Тушине, Калуге, где-то на пути между ними? Или казну успели переправить в Воронеж, который самозванец планировал сделать новой столицей?
Судя по форумам кладоискателей, большинство из них считают, что золото Лжедмитрия II спрятано все-таки в районе бывшего селения Тушина. Однако регулярные прогулки с металлоискателями пока так и не помогли напасть на след пропавшей казны.
Сокровища короля Сигизмунда III
Еще один ненайденный клад Смутного времени - почти наверняка самый ценный. В 1611 году правившие после Василия Шуйского бояре призвали на русский трон Владислава, сына польского короля Сигизмунда III, и впустили польское войско в Москву. Интервенты, войдя в город, разграбили царское имущество, соборы и церкви. Добыча была огромной. В том же году ее на 923 подводах отправили из Москвы в сторону Можайска, где находился лагерь Сигизмунда III, чтобы оттуда перевезти в Польшу.
Однако до Польши сокровища так и не доехали. По легенде, опасаясь нападения русских ополченцев, поляки решили закопать награбленное возле Смоленской дороги. Запись примет, по которым можно найти нужное место, была сделана для Сигизмунда III на медной доске на польском и латинском языках. Уже с конца XVII века кладоискатели пытались найти московские сокровища по этой записи, тайно скопированной и переведенной на русский язык. Приметы закопанного клада довольно четкие: в 650 метрах от погоста Николая Чудотворца, который стоит на реке Хворостянка. В окрестностях погоста есть насыпной вал, суходольный луг, «колодезь» с родником и камни-валуны.
Но указанные приметы слишком общие и подходят для многих мест. Сама Смоленская дорога неоднократно меняла свое расположения, а Никольских погостов возле нее не один десяток.
Трудно предположить, что сокровища с 923 подвод скрыты в одной яме - скорее всего, таких схронов было не менее десяти. Хотя не исключено также, что клад был спрятан в небольшом естественном подземелье.
Исследователи полагают, что искать драгоценную пропажу надо или около современного Можайска, или в окрестностях Апрелевки, в Московской области, где в то время располагался монастырь Николая Чудотворца, а недалеко был похожий погост.
Любопытно, что поиски возле деревни Соколово, близ которой находился старинный погост Николая Чудотворна, привели к находке совсем другого клада - котла с медными монетами XVIII века, имеющими большую историческую ценность.
Клад Марины Мнишек
Марина Мнишек, дочь польского воеводы Юрия (Ежи) Мнишека, поочередно была супругой обоих царственных самозванцев. В 1606 году ее короновали как русскую царицу под именем Мария Юрьевна. Правда, царствовала она всего одну неделю - до смерти Лжедмитрия I и прихода к власти Василия Шуйского.
Также Мнишек известна тем, что впервые привезла в Россию вилку, которой пользовалась на своем свадебном пиру в Кремле, - и этим поступком буквально шокировала русское боярство и духовенство. Противники Лжедмитрия тут же сделали вывод: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они связаны с дьяволом.
После гибели первого, а затем и второго мужей покровителем польки стал донской атаман Иван Заруцкий. До июня 1612 года любовники находились в Коломне, перед отъездом из которой казаки Заруцкого разграбили город и устроили массовые поджоги. Награбленного было так много, что увезти все с собой не представлялось возможным. Поэтому, по некоторым сведениям, Заруцкий и Марина приняли решение спрятать богатство в 25 верстах от Коломны возле хутора Богородского. Сокровища были свалены в яму, накрыты створами кованых ворот, снятых с Пятницкой башни, а затем засыпаны землей. Туда же, скорее всего, поместили драгоценности Марины (по письменным свидетельствам современников, только в день свадьбы с первым самозванцем ей подарили огромный драгоценный камень и шкатулку с поистине царскими украшениями, о судьбе которых больше ничего не известно).
По преданию, Марина наложила на это место страшное заклятие, и каждый, кто пытался найти клад, начинал чувствовать непреодолимый страх и спешил уйти прочь из-за боязни лишиться рассудка.
После побед русского ополчения любовников поймали - и Марину Мнишек заточили в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского кремля, где она примерно через год скончалась.
Как ни странно, Маринкину башню в народе тоже считают вероятным местом захоронения клада. Хотя не очень понятно, как при заточении туда польской авантюристке удалось бы пронести с собой деньги и драгоценности - да еще в огромном количестве.
Тем не менее, каждый год в Коломне появляются все новые кладоискатели, исследующие Круглую башню и окружающие ее стены местного кремля. Хотя не исключено, что их привлекает не только сам клад, но и возможность испытать острые ощущения: проверить, как именно действует заклятие Марины Мнишек.
Небольшое послесловие
Напомним, что по российским законам найденный клад полагается делить пополам между нашедшим и собственником земли или помещения, где было обнаружено сокровище (в нашей стране в большинстве случаев таким собственником является государство). Причем речь идет только о спрятанных материальных ценностях. Если же клад относится к памятникам истории или культуры, то хозяин земли и кладоискатель на двоих получают половину стоимости клада в денежном выражении - и делят его пополам между собой.
И еще один пункт. Кладоискатель, который занимался поисками без разрешения владельца земли или дома, не получает ничего. Так что, выезжая с секретной картой и металлоискателем на природу, не забудьте заранее спросить разрешения у администрации, ведающей данным участком леса или оврага. Потому что иначе любую ценную находку могут просто отобрать на совершенно законных основаниях.
Платон ВИКТОРОВ
Источник:
http://tainy.info https://salik.biz/articles/40272-klady-smutnogo-vremeni.html


В мире немало легендарных кладов, о которых все знают, но отыскать их не удается никому. О них упоминают древние хроники, их существование подтверждают предания, рассказы о них передаются из уст в уста. К таким кладам принадлежат и сокровища польского князя Иеремии Вишневецкого, спрятанные им в городе Лубны (сейчас это Полтавская область на Украине).
ДЕД И ВНУК
Род Вишневецких старинный и очень знатный. Дед главного героя — Дмитрий Вишневецкий — был поистине легендарной фигурой. Впервые в украинской истории получил от польского короля булаву и корону как правитель Украины и Молдавии. Однако Дмитрий смотрел не в сторону Европы, а в сторону России. В 1552 году на собственные средства построил укрепленный городок на острове Хортица - будущую Запорожскую Сечь и вместе с казаками стал задавать жару крымским татарам. Много раз возвращался из походов на Крым, Дон и Северный Кавказ победителем, а в 1558 году перешел на службу к русскому царю. В 1563 году его взяли в плен и выдали турецкому султану, по приказу которого зверски замучили.
Его внук, Иеремия, родился в 1612 году. В 19 лет он вернулся из Европы домой и вступил по владение фамильными землями. В первой половине XVII века его казна была одной из самых богатых не только на Украине, но и в Речи Посполитой. «Государство» Иеремии насчитывало 228 тысяч душ, а его столицу - Лубны - амбициозный князь превратил в процветающий город с замком, ратушей, костелом, монастырем бернардинцев, православной Троицкой церковью, с двумя с половиной тысячью домов и с ежегодной ярмаркой, на которую приезжали купцы даже из Москвы, Крыма и Астрахани...
ПРЕДАТЕЛЬ И ПОДЖИГАТЕЛЬ
Казалось бы, живи да радуйся. Но Иеремия Вишневецкий, видимо, не искал легких путей. После обучения у иезуитов во Львове, Италии и Испании он, вдохновленный католичеством, принял новую веру, тем самым изменив православию, за которое пострадали его предки. В Польше это восприняли на ура, а на Украине посчитали предательством. Мать Иеремии, Раина Могилянка, страстная ревнительница православия, строила на Украине православные церкви и монастыри, и вдруг кто? - ее собственный сын! — сделался безжалостным гонителем православных. В Мгарском монастыре, ею же и основанном, она наложила страшное проклятие на родного сына, опозорившего ее род.
До поры до времени оно никак не проявлялось, более того, Иеремия был на коне. Участвовал в Смоленской войне против русских войск, правда, безуспешно, зато получил прозвище «Поджигатель» за то, что безжалостно сжигал все на своем пути. После войны деятельный князь с головой ушел в хозяйство, а за ним требовался глаз да глаз. Предки Вишневецкого накопили несметные богатства — доходы от заднепровских латифундий, военная добыча, дары татарского хана и молдавских господарей. На эти средства Иеремия содержал собственное шеститысячное войско, многочисленный аппарат чиновников, строил костелы, крепости, дороги… Денег хватало в избытке — лишь на свою свадьбу Вишневецкий истратил 250 тысяч злотых.
ПРОКЛЯТИЕ НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ
Все рухнуло в одночасье в 1648 году. Армия Богдана Хмельницкого, выступавшего против польского господства на Украине, не оставляла шляхтичам никакого шанса. Особенно давно казаки точили зуб на Иеремию Вишневецкого — первого предателя Украины. Отряд Максима Кривоноса быстро подошел к замку Вишневецкого, и князь, бросив все богатства и воспользовавшись потайным ходом, бежал в Польшу. А добра в его имении действительно было не счесть, только посуды и скульптур из серебра хранилось несколько возов. Согласно древней легенде, князь спрятал их в подземных тайниках. Казаки не оставили от замка камня на камне, но клад не нашли.
Так Иеремия остался и без родового гнезда, и без сокровищ. Этого казакам он никогда не простил. В 1651 году одержал победу над отрядами Богдана Хмельницкого под Берестечком и вдруг в расцвете сил (39 лет!) скоропостижно скончался. То ли его отравили, то ли с ним случился удар, неизвестно. Ясно одно: тайну своего клада он унес с собой в могилу.
ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО
В том, что клад существует, мало кто сомневался. Уж очень поспешно ретировался из замка его богатейший хозяин, а прихватить с собой столько добра не мог. Стало быть, сокровища таятся под землей. Но где? Замок Вишневецкого был огромен, и его наземная часть была лишь вершиной айсберга: подземные тоннели, переходы, лабиринты занимают куда больше места. При желании в «подземном царстве» можно было спрятать слона, да не одного. А оно, подземелье, до сих пор исследовано плохо. То и дело при строительных работах и в провалах земли, периодически происходивших в городе, обнаруживались ранее не известные ходы и полости.
В начале XIX века при обустройстве базарной площади обнаружили обширное подземелье и в нем — семь человеческих скелетов. А на месте, где раньше стоял костел, нашли галерею шириной 2,5 и высотой 3,2 метра. Галерея разделялась на два рукава: первый вел к Соборной площади, но через 30 метров его преграждал завал. По второму ходу прошли шагов двадцать и наткнулись на полусгнившую дубовую дверь. Ее сломали, но дальше двигаться было невозможно из-за чересчур спертого воздуха. Тут нашли несколько серебряных монет, обломок меча, какие-то полуистлевшие документы и средневековые изразцы.
В 60-е годы XIX века на месте княжеского замка неожиданно открылся глубокий подземный коридор, о котором ранее не было известно. Смельчаки спускались в него и в конце хода видели железную дверь, запертую большим висячим замком, но, боясь обвала, который вскоре и произошел, ломать двери не решались.
КЛАД НЕ ДАЕТСЯ
Однажды назрело: надо искать! К делу подключили даже городскую управу. Из Москвы позвали крупного специалиста по поиску подземных кладов археолога Игнатия Стеллецкого. Но началась Первая мировая война, и работы пришлось свернуть. В 1922-1923 годах неугомонный Стеллецкий вернулся в Лубны. С помощью местных любителей истории ему удалось отыскать подземный ход, ведущий в сторону реки, по которому когда-то Вишневецкий бежал от казаков. Стеллецкий обнаружил запасной - деревянный — ход из замка и смог доказать, что поначалу Иеремия со товарищи пустились в бегство именно по нему, но казаки пресекли им путь - подожгли ход. Деревянный свод загорелся, и беглецы повернули обратно, но на них напирали новые массы бегущих. В итоге свод рухнул и похоронил под собой множество жертв, останки которых и были обнаружены Стеллецким. Но самого клада не было! Игнатий Яковлевич не унывал, по его признанию, он находился буквально в нескольких шагах от того самого подземного хода, где спрятаны сокровища. Однако местные власти воспротивились подземным работам.
С тех пор кто только не пытал удачу в Лубнах! Клад, будто заколдованный, никому в руки не давался. В конце концов, у кладоискателей возникло стойкое убеждение, что клад никогда не будет найден. А все потому, что очень уж сильным было проклятие княгини Вишневецкой, которое она наложила на сына и его сокровища.
Любовь ШАРОВА

Сокровище ущелья Кауэнга

Под деревом сокровище сокрыто?..

Когда речь заходит о количестве трупов, связанных с определенным запасом золота, проклятые сокровища ущелья Кауэнга выходят на первое место в списке. Добавьте сюда известную достопримечательность Голливуда, и у вас получится невероятно привлекательная легенда.

Эта история так же запутанна, как и горы Кауэнга. Она начинается в 1864 году, когда четверо солдат, отправленных Бенито Хуаресом, прибыли в Сан-Франциско с кладом монет и драгоценностей, чтобы приобрести боеприпасы для мексиканской войны. По пути один из мужчин скончался, а трое других закопали сокровище для безопасности. Тем не менее, скиталец по имени Диего Морена наблюдал за ними, и он скрылся с деньгами вскоре после этого, отправившись на юг, и остановился в горах над Лос-Анджелесом, в том месте, которое было известно, как ущелье Кауэнга. В ту ночь он остановился в местной таверне, и ему приснился сон, что он умрет, если принесет награбленное в Лос-Анджелес. В панике он закопал клад. Но все равно умер. Но не прежде, чем рассказал своему другу Хесусу Мартинесу, где он зарыл деньги.

Мартинес отправился на поиски денег со своим пасынком, но у него случился сердечный приступ и он умер, как только они начали копать. Десять лет спустя, пасынок был убит в перестрелке в Восточном Лос-Анджелесе. Малая часть клада была найдена в 1885 году баскским пастухом, но он тоже погиб, когда выпал за борт на обратном пути в Испанию и золото в его карманах потянуло на дно океана. В 1939 году искатель нефти Генри Джонс пытался выкопать клад в районе, который подходит к Холливуд Боул. 27 ноября того же года съемочная группа наблюдала, как они раскопали... грязь. Джонс покончила с собой из-за неудачи в том же году, добавив еще одну жертву в число смертей, общее количество которых достигло девяти (если включить четырех солдат, которые также встретили преждевременную погибель).

Проклятие острова Чарльза

Это небольшой остров у берегов Милфорда, штат Коннектикут, также известен как Трижды Проклятый остров. Во-первых, вождь племени Пуагусеттов считал этот район священным. «Любое жилье рухнет на Землю, и он будет проклят», - сказал он, когда европейцы попытались обосноваться там. Он был прав – ни одно здание не простояло там в течение более-менее длительного периода времени.

Пират Капитан Кидд также проклял его в 1699 году во время своего последнего путешествия. Это его сокровище, как говорят, зарыто здесь. В 1721 году третье проклятье был возложено на это место предположительно мексиканским императором Гуатмосином, чьи богатства были украдены, и якобы спрятаны там моряками. В 1850 году два кладоискателя нашли сундук, но когда они открыли его, их приветствовал пылающий череп, а затем их по разным версиям либо убили, либо они провели остаток своей жизни в сумасшедшем доме.

В любом случае, никаких других сокровищ найдено не было, и люди сообщают о таинственных огнях и звуках, исходящих из острова.

Проклятие Денежной шахты острова Оук

«На глубине 40 футов зарыто 2 миллиона фунтов».

Тайна острова Оук впервые была обнаружена подростками в 1795 году. Они увидели странные огни около крошечного острова у берегов Новой Шотландии, Канада. После дальнейшего исследования мальчики заметили недавно вырытую яму. Так как пираты часто появлялись в этом районе, казалось возможным, что там было зарыто большое количество сокровищ. Чем дальше они копали, тем страннее все это становилось. Им попадались деревянные барьеры, слои скорлупы кокосового ореха и даже гравированные камни со странным кодом, который, как оказалось после расшифровки, гласил: «На глубине 40 футов зарыто 2 миллиона фунтов».

Люди со всего мира пытались найти неуловимые сокровища (в том числе будущий президент Франклин Делано Рузвельт), и поиски все еще продолжаются и по сей день. Никто не знает, кто зарыл, что зарыл и почему, и многие люди погибли, пытаясь найти ответы на эти вопросы.

Первый зарегистрированный смертельный случай произошел в 1861 году, когда взорвался насос, и погиб один рабочий. В 1897 году человек по имени Кайзер Мейнард погиб, когда веревка, на которой он поднимался из шахты, соскочила со шкива. В 1951 году огромный экскаватор с грейферным ковшом соскользнул с баржи и затонул. Наиболее ужасная трагедия произошла в 1965 году, когда искатель приключений Роберта Рестолл, его сын и два сотрудника надышались вредных паров после падения в яму.

Одна из легенд гласит, что семь человек должны умереть, прежде чем деньги будут найдены. В соответствии с этим подсчетом, число погибших в настоящее время достигает шести. Кто хочет стать седьмым?

Затерянная голландская шахта

В горах Суеверия, в Аризоне, лежат сказочные сокровища и пресловутое проклятие. Племена апачей, которые жили там, знали, что эта область богата золотом, но их собственная легенда о мстительном боге грома убедила их держаться от этого места подальше. Испанец Франсиско Васкес де Коронадо пытался добыть золото, но когда его люди начали умирать и калечится, он дал этим горам их зловещее название.

В 1845 году Дон Мигель Перальта нашел золотую жилу, но был убит разъяренными апачами. Золото, которое они нашли, валялось по всей площади, и вход в шахту был разрушен. Этот район стал раем для искателей золота; потомок Перальты утверждал, что нашел золото, и человека по имени доктор Абрахам Торн также привели к богатому золотом месту доброжелательные коренные американцы.

Тем не менее, название этого место - и проклятие – связано с Джейкобом Вальцем - кто не был не столько «Голландцем», сколько «немцем», но название прижилось. После двадцати лет поисков Вальц утверждал, что нашли магическую золотую жилу, но умер прежде, чем сумел показать ее местоположение. В 1931 году охотник за сокровищами Адольф Рут исчез во время поисков шахты - его череп был найден спустя два года, вместе с запиской следующего содержания «Veni Vidi Vici» («Пришел, увидел, победил»), из чего можно сделать вывод, что он нашел золото перед смертью.

С тех пор много людей погибло, пытаясь найти это неуловимое сокровище, последним из которых был Джесси Кейпен, посыльный из Денвера, чье тело было обнаружено в 2012 году - через три года после того, как он ушел в экспедицию, чтобы найти шахту.


Предания о проклятых кладах появились не на пустом месте, а из народной веры в то, что те, кто совершил преступления ради обладания чужими ценностями и спрятал их до лучших времен, непременно понесут справедливое наказание.

Приняв за основу выверенный практикой тезис, что слова мудрецов частенько материализуются, примем за основу и то, что у иных гробов всё-таки есть карманы. Не в переносном, а в прямом смысле. Иоо всевозможные эпистолярные источники прямо-таки пестрят сведениями о так называемых драгоценных погребениях, когда покойного, пролив дождь золота и бриллиантов, предавали земле, не лишая того, без чего своего бытия не мыслил. Наверняка, именно отсюда пошло проклятие: «Давись золотом, когда околеешь».

Бизнес кладбищенских кладоискателей, как правило, невозможный без архивных изысканий, оперативных разработок, которым позавидовали бы историки и сотрудники спецслужб, похож на остросюжетные бесконечные по протяжённости детективные романы. Если даже выемка ценностей из могил завершалась успешно, позже, иногда годы спустя, кладоискателей настигала расплата. Порой абсурдная по жестокости, непостижимая по мистичности.

Во второй половине XIX века в одном из старейших городов России, Костроме, процветало купечество. Среди этого торгового сословия попадались люди, сказочные состояния которых сочетались с экзотичностью поступков. К примеру, купчиха Мария Сысоева, несмотря на ослепительную красоту, остатки которой были заметны до глубокой старости, так и, не вышла замуж, потому не сомневалась в том, что появись в её пяти домах муж, примется подворовывать, с целью прибрать к рукам всё, и обязательно убьёт. А прибирать к рукам было что.

Поговаривали, будто Сысоева активы, на которые закупала колониальные товары, размещала в московском банке, акционером которого являлась. Половину же жирных прибылей держала в своей спальне -в непомерных размерах полой дубовой колоде, на которой спала, завещая в той же колоде схоронить её, вместе с золотыми червонцами, драгоценными камнями, другими ценными вещами.

Господа эти в январе 1873 года, когда Сысоеву погребли на погосте Ипатьевского монастыря, озолотив повариху купчихи, тридцатилетнюю Дарью Кравченко, добыли сведения о том, что богачка, как пить дать, возлежит на том, что нажила. Правдивость слов поварихи косвенно подтверждало то, что купчиху хоронили в колоде с наглухо заколоченным верхом, и залитой, чтобы не обратилась в труху, креозолом. Была суровая зима. Так как промёрзшую кладбищенскую землю никакие заступы не брали, банда кладоискателей во главе с дворянином Фёдором Уховым сочла разумным дождаться тепла в Москве, накануне отъезда допустив кровавую ошибку.

Не поделив во время пьяного застолья Дарью Кравченко, её застрелили. Тело подбросили в сугроб, рядом с могилой Сысоевой. Сделали это днём. Свидетелями стали завсегдатаи ночлежки, донесшие в полицию. Мужички сообразили, что бандиты рано ли - поздно, но обязательно вернутся на погост, на котором бродяги подрабатывали рытьём могил, установкой надгробий. И ожидания ночлежников оправдалось в ночь на 14 июня, когда они вольготно попивали винцо на вольном воздухе.

Что же увидели бродяги? В донесении полицейского пристава Алексея Бурова - настоящей жемчужине архива МВД России - чёрным по белому написано, что пятеро мужчин, прибывших на погост в телеге, запряжённой двойкой ломовых лошадей, за полчаса добрались до гроба, то бишь, до дубовой колоды. Подняв колоду лямками, понесли к телеге, оставленной в четверти версты. Но погрузить не получилось из-за атаковавших бродяг, двое из которых тут же были убиты. Трое ночлежников, рассвирепев, мстя за товарищей, забили заступами пятерых бандитов.

Из кладоискателей выжил только Фёдор Ухов, пояснивший, что труп поварихи подбросил к могиле купчихи лично, потому что знает, что всегда надобно приносить жертву, чтобы клад легко дался.

Ценности, извлечённые полицейскими из колоды, оказались «с трудом подъёмными». Шесть вёдер золота, ювелирных изделий, ценных бумаг и ассигнаций. Наличие бумаг и ассигнаций окончательно убедило в том, что у престарелой купчихи не всё в порядке было с психикой. Сысоева не имела наследников. Клад из кладбищенской колоды отошёл казне. Бродяг, как пишет Ухов, славно вознаградили пожизненным правом проживать в одном из домов Сысоевой, превращенных в казённый приют призрения бывших государственных чиновников. В 1901 году писатель Алексей Писемский, наслышанный о костромском кладе, опубликовал очерк российских нравов, выведя мораль: «Золото, особенно могильное, всегда кровь, грязь, низости, духовное растление, мрак смерти. Это всегда проклятие».

БОЙ ПОД РЕВЕЛЕМ

В1893 году, когда столица нынешней Эстонии Таллинн называлась Ревелем и входила в состав Российской империи, на давным-давно заброшенных кладбищенских землях, у башни «Толстая Маргарита», разыгралась кровавая трагедия. Толчок ей дал владелец аптеки, немец по национальности Иохан Герц, во время прогулки нашедший в зарослях бузины грубой выделки золотой винный кубок. Будучи человеком законопослушным, аптекарь сдал находку в полицию, о чём тут же раструбили городские газеты, оказав нашедшему и его семейству медвежью услугу. За полночь 2 июня в дом Герца ввалились нежданные гости. Угрожая поджечь особняк, потребовали указать точное место находки. Аптекарь показал.

Неделю спустя жилище его сгорело дотла. Так как домочадцы и он сам пребывали на хуторе, о чём поджигатели не знали, никто не пострадал. Полиция же немедленно взяла Герца, его жену и троих детей-подростков под усиленную охрану. Одновременно поблизости от «Толстой Маргариты» были расставлены посты тайного наблюдения. Вскоре стражи порядка наблюдали за тем, как по меньшей мере дюжина человек с заступами копают ямы. То, что подняли из ям, изумило. В рапорте вышестоящему начальству, подписанном прокурором Г. Я. Лычевским, указано, что пять пудов золота перемежались с фрагментами человеческих скелетов. Доносил прокурор и о том, что копатели оказали полицейским яростное сопротивление, потеряв в перестрелке пятерых.

Один полицейский был убит. В ходе дознания всплыла характерная деталь. Выяснилось, что в средние века сокровища часто прятали «под боком у покойных», полагая, что суеверный страх - лучший оберег. В том же Таллинне уже при Советской власти, разбивая на забытых кладбищах парки, занимаясь строительством и благоустройством, рабочие иногда находили немалые ценности. Что касается банды мещанина Я. И. Клыча, сделавшей сенсационные находки, учинившей бой у «Толстой Маргариты», по совокупности содеянного члены её были приговорены к пожизненным каторжным работам.

ПОКАЯТЬСЯ И ПРОДОЛЖИТЬ

Российским читателям о Ревельских событиях стало известно в 1915 году из книги «Записки каторжанина». Автор, раскаявшийся рецидивист А. Молчанов, в молодости получивший университетское образование, завершил повествование пассажем, который грех не процитировать: «Почему я мародёрствовал? Нет, не обогащение толкало. Жажда приключений, опасностей, мести загробных духов, в преследовании которых убеждался постоянно. Неодолима тяга к опасному промыслу. Что же, покаяться и продолжить? Были бы силы. Стар я. Дорога к погосту теперь не грезится. Видна она». А его последователи, кладбищенские кладоискатели, продолжают находить целые состояния. Добившись своего, становятся добропорядочными буржуа.

Домино