Особенности использования игры при обучении триз как общей теории сильного мышления. Дидактическая игра "да" или "нет" Дидактическая игра правда или нет с целью

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Башенко И.В.

Дидактическая игра «Хорошие привычки»

Цель: закрепить и углубить представление о полезных для здоровья человека привычках, их влияние на развитие и жизнь человека. Развивать способности к анализу и сравнению, способность к самооценке.

Ход игры: У детей на столах лежат красные и зеленые фишки. Воспитатель называет какое-то действие, а дети должны определить, что это - умение или привычка? Например, если дети считают, что у них есть умение чистить зубы и умываться - поднимают зеленую фишку. Если считают, что это привычка - красную.

У вас всегда в кармане есть носовой платок (это привычка).

Вы умеете пользоваться носовым платком, но забываете положить его в карман (это умение).

Вы умеете завязывать шнурки и делаете это быстро (это привычка).

Вы умеете это делать, но медленно, часто просите маму вам помочь. (Это привычка).

Есть бесшумно, пользоваться правильно столовыми приборами и др..

Дидактическая игра «Что для чего нужно? »

Цель: расширять знания детей о необходимости соблюдать правила гигиены, о предметах, которые помогают заботиться о чистоте и здоровье. Закреплять привычки, связанные с чистотой и опрятностью, вызвать у детей желание умываться и дружить с водой.

Ход игры : Перед детьми лежат карточки с изображением различных предметов гигиены. Ребёнок, получая карточку, рассказывает о назначении этого предмета и о правилах пользования им.

Дидактическая игра «Что я умею?»

Цель: закрепить знания о строении тела. Учить выполнять упражнения под слова товарища.

Ход игры: Ведущий (ребёнок) называет часть тела и даёт задание ребёнку рассказать, что он может делать с помощью этой части тела. Например: «Ноги»». «Я умею ходить, бегать, танцевать, прыгать и пр.»

«Зубы». «Я умею кусать, жевать, говорить».

Дидактическая игра «Кому это нужно?»

Цель: закрепить знания о разнице в одежде, игрушках, играх и поведении девочек и мальчиков.

Ход игры: Ведущий показывает картинку с изображениями различной одежды, игрушек, игр. Дети, разделившись на команды, должны отобрать необходимые. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданиями.

Дидактическая игра «Я похож на всех, я отличаюсь от других»

Цель: закрепить представление детей о схожем и различном во внешности девочек и мальчиков, дать понять, что каждый человек - неповторим.

Ход игры: Игра проводится методом сравнения. Сначала рассказывает воспитатель о себе:

Я такой же человек, как и все остальные. У меня есть голова, нос, глаза, губы... Но отличаюсь от вас, дети в возрасте. У меня серые глаза, а Светы - темные. У меня коротко подстриженные волосы, а в Софии - длинные волосы...

Затем дети сравнивают себя друг с другом, пытаясь найти не только отличные, но и подобное (например, Миша и Саша одного роста, они оба белокурые и т.д.).

Дидактическая игра «Приготовь чай»

Цель: Закрепить знания детей о целебных растениях, их внешний вид и целебные свойства.

Ход игры: Детям предлагаются карточки с изображением лекарственного растения. Каждый ребёнок выбирает себе карточку с изображением определённой ягоды и закрашивает воду в стаканчике краской соответствующего цвета. Затем, рассказывает о своём «чае» и его лечебных свойствах.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: закрепить знания детей о связи природы и состояния физического, психического и духовного здоровья человека. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений в природе. Учить детей устанавливать взаимозависимость их самочувствие и этих изменений.

Дидактическая игра «Я так устроен»

Цель : Закрепить знания об основных органах и системах организма человека и их функции.

Ход игры: Игра проводится с подгруппой или индивидуально. Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают его. К примеру:

Глаза мне нужны... (чтобы увидеть все вокруг; чтобы любоваться природой, чтобы видеть мамино лицо).

Уши мне нужны... (чтобы слышать, что мне говорят; чтобы слушать музыку, пение птиц).

Зубы мне нужны... (чтобы хорошо пережевывать пищу; чтобы кусать яблоко) и др..

Дидактическая игра «Да или нет?»

Цель : Закреплять понятие о человеке, его частях тела, некоторых внешних и внутренних органах.

Ход игры : Воспитатель предлагает правильные и неправильные ответы. Правильный ответ необходимо подтвердить словом «Да» (аплодисментами), а неправильный - словом «Нет». Примеры вопросов:

Органами зрения есть уши. Так или нет?

Органами зрения являются глаза. Так или нет?

Органом обоняния является нос. Так или нет?

Органом вкуса является язык. Так или нет?

Органом слуха является нос. Так или нет?

Органами слуха есть уши. Так или нет?

Дидактическая игра «Вкусная еда»

Цель: формировать собственные вкусовые предпочтения, умение различать и объяснять вкусовые качества различных блюд.

Ход игры: Предложить детям представить, что они едят свое любимое блюдо. Дети описывают вкус этого блюда, не называя ее. По описанию другие дети угадывают, какие блюда больше всего любят их друзья. Затем дети рисуют любимое блюдо и рассказывают, из чего его готовят.

Дидактическая игра «Художник»

Цель: развивать наблюдательность, память, коммуникативные способности.

Ход игры: Из группы детей выбираются двое, остальные - «зрители». Один из избранных - «художник», а второй - «заказчик». Художник внимательно смотрит на своего заказчика (1,5 - 2 мин.), Затем отворачивается и по памяти описывает внешность ребенка.

Дидактическая игра «Угадай, кто я»

Цель: с помощью мимики, жестов передать поведение насекомого.

Ход игры: на столе у ​​педагога лежат карточки с рисунками разных насекомых. Каждый по очереди вытягивает карточку, воспроизводит руками, жестами, мимикой поведение этих насекомых. Остальные дети отгадывают, кого именно было показано.

Дидактическая игра «Кто - что слышит?»

Цель: закрепить знания о том, что мы слышим ушами, воспитывать слуховое внимание, умение называть словом звуки (например, звенит, играет, скребет, стучит и др.)

Ход игры: За ширмой - разные предметы: звонок, свирель, игрушечное пианино и тому подобное. Воспитатель или ребенок выполняет действия с предметом. Дети отгадывают, что это за предмет. Звуки повторяют с разной силой.

Дидактическая игра «Улица»

Цель : закрепить знания о поведении пешеходов, правила движения и последствия, к которым приводят нарушения правил дорожного движения

Ход игры: На площадке, во время прогулки (или в групповой комнате)

воспитатель вместе с детьми строит улицу из строительного материала Обозначают мостовую, тротуар, переход. Расставляют игрушечный транспорт. Выбирают ребенка - «светофор» (в руках она держит три флажки: красный, желтый, зеленый), остальные дети - пешеходы. По сигналу воспитателя начинается игра на закрепление правил дорожного движения.

Дидактическая игра «Зачем соблюдать режим дня?»

Цель : Уточнять знания детей о режиме дня - рациональное и четкое

чередование сна, различных видов деятельности, отдыха в течение суток, о том, что одна из главных условий развития здорового ребенка - правильный распорядок дня.

Ход игры : Воспитатель, а затем ребёнок, составляют рассказ «с ошибками». Например: «Однажды утром я сел ужинать.» Или: «Как-то ночью мы играли на площадке в детском саду». Детям нужно объяснить ошибку и рассказать, почему так делать нельзя.

Дидактическая игра «Моё лицо»

Цель: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

Материал: разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Ход игры: Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

Дидактическая игра «Чистые руки»

Цель: Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

Ход игры:

1 – й вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

2 – й вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).

Дидактическая игра «Умею – не умею»

Цель: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Ход игры . В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Ход игры: Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Цель: Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Ход игры: Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

Дидактическая игра

«Все помощники важны, все помощники нужны,

а кому какой нужнее?»

Цель. Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь: повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.

Ход игры: Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии), либо возвращают обратно. (Например: к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку, на которой изображен нос.) Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.

Игровое упражнение

«Кто быстрее сосчитает пуговицы?»

Цель . Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

Ход: Ребенку предлагают сосчитать количество пуговиц на своей рубашке (кофте, платье, пальто, шубе) двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них.

Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каком случае, получается, считать быстрее и почему.

Игровое упражнение «Поговорим без слов»

Цель. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Ход : Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.), позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.). Затем ребятам дается задание привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.

Игровое упражнение

«Послушаем свой организм»

Цель . Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

Содержание . Воспитатель предлагает детям удобно сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело), прислушаться к себе, к тому, как работают внутренние органы организма (как пульсирует кровь в такт ударам сердца, как ровно мы дышим, находясь в спокойном состоянии, и т. п.).

Дидактическая игра «Угадай вид спорта»

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Материал : Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры : Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

Дидактическая игра «Одень спортсмена»

Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов

Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов .

Ход игры:

Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.

Дидактическая игра «Что можно кусать зубами?»

Цель. Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу

Ход : Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь...» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.

Дидактическая игра «Полезно – вредно»

Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов

Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

Ход игры

На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка - выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.

Дидактическая игра «Много – мало»

Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый - сладкий, горький - солёный, овощи - фрукты.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами:

Ход игры:

1 .Что будет, если съешь много (картинка)?

2.Много яблок съешь - это хорошо...

Много яблок съешь - это плохо..

Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки-корешки».

Дидактическая игра

«Выбери съедобные грибы и ягоды»

Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

Материал : корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо".

Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Правила игры:
выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
Материал: Отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры: Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Например:
Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.

Единственное, что понадобилось сделать, это объяснить слушателям, что между задачами для игры "Да-Нет", исследовательскими и криминалистическими задачами есть некоторое сходство. Что во всех этих задачах надо объяснить некоторое загадочное событие. А для этого задачу надо представить в виде противоречия (т. е. отчетливо сформулировать, в чем именно состоит невероятность) и разрешить это противоречие.

Оказалось, что если преподаватель твердо выдерживает линию на поиск слушателями противоречий через анализ имеющихся ресурсов, а затем их разрешение, то задачи решаются значительно эффективнее. Это дало возможность наглядно показывать слушателям результативность работы с проблемой через противоречие.

Задачи-ситуации - это задачи-"многоходовки", для решения которых надо разрешить не одно, а систему противоречий. Все это дает возможность выработать навыки работы со многими механизмами ТРИЗ (механизмами работы по полной схеме сильного мышления), важные при решении реальных задач и облегчающие процесс обучения в дальнейшем, когда начинается осознанное, детальное изучение этих механизмов.

Таким образом, одна из линий процесса освоения ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ условно разбивается на два перекрывающихся этапа:

  1. освоение комплексного использования механизмов решения задач без детализации их применения (на основе работы с игрой "Да-Нет");
  2. детальное изучение этих механизмов (с привлечением комплекса знаний ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ).

Первый этап.

На этом этапе значительная часть времени уделяется игре "Да-Нет". Эта фаза занимает от четверти до трети всего учебного цикла (120-160-ти часовой цикл обучения). Какая-то часть слушателей (особенно старших по возрасту) отсеивается на этом этапе, - им кажется это несерьезным.

Еще одна важная линия этого этапа - знакомство с линией "моно-би-поли" и ЗРТС (законы развития технических систем - прим. Д.К.), точнее, с тремя законами: согласования, динамизации, идеальности (через динамизацию и согласование ставится задача повышения управляемости систем наиболее идеальными методами).

Параллельно с этим идет введение в ТРТЛ. Часть задач связана с фактами из биографий ТЛ. Это позволяет сделать плавное введение в ЖСТЛ.

Задачи для игры легко синтезируются на основе интересных фактов из жизни ТЛ.

Для этого нужно просто загадочно подать факт (облечь некоторое событие в форму завуалированного противоречия) и предложить слушателям раскрыть все детали этого события. Например: "Он просил у нее звания капитана в ее армии. Она же сочла это за дерзость и резко отказала. Но она не дожила до того чтобы увидеть последствия своего решения. Кто были ОН и ОНА?".

Второй вариант - просто описать тупиковую ситуацию, в которой оказался человек, и предложить слушателям найти выход из тупика. Для этого надо решить комплекс противоречий, выяснить и проанализировать имевшиеся в то время ресурсы и т. д. Например: "Оказавшись в чужой стране без средств к существованию слепой Ярошенко нашел способ выжить не прося милостыню. Как бы вы поступили в такой ситуации?" Другой пример: "Когда Огюст Пикар готовился к погружению в Марианскую впадину - самую глубокую точку мирового океана (более 11 километров глубины), - он столкнулся с проблемой аварийного всплытия. Надо было разработать абсолютно надежное устройство для крепления балласта и своевременного его сбрасывания. Все что он ни пробовал, могло отказать. Что бы вы предложили ему сделать, если бы встретились с ним в этот момент его жизни?"

По этим схемам можно синтезировать не только задачи на основе фактов из биографий ТЛ, но и на основе любых других забавных и загадочных происшествий.

Поначалу на занятиях преобладают задачи первого типа. Этим достигается несколько целей:

  1. непроизвольно идет обучение работе в коллективе, умению слушать друг друга, не устраивая базара, - это облегчает впоследствии работу при разборе уже серьезных технических задач, создает благоприятную, по-дружески шутливую атмосферу в группе;
  2. умение задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решения. Это пригодится впоследствии и преподавателю на занятиях (меньше задают несущественных вопросов), и слушателям в процессе их самостоятельной работы (они учатся более целенаправленно искать нужную информацию);
  3. грамотно ставить вопросы невозможно без рассмотрения ситуации по многоэкранной схеме. Обдумывая вопрос, слушателю приходится двигаться по разным уровням абстракции понятий, видеть за частями целое, а целое - состоящим из частей. Здесь отрабатываются начальные навыки использования механизма абстрагирования-конкретизации, выделения оперативной зоны, оперативного времени и других оперативных атрибутов, через которые описываются объекты задачи. Это пригодится потом при освоении АРИЗ и при его использовании для решения нетрадиционных задач;
  4. на этом фоне постепенно вводятся некоторые понятия ТРИЗ без их четкого определения (ресурсы, оперативная зона, оперативное время, другие оперативные атрибуты, надсистема, подсистема, антисистема и т.д.);
  5. вырабатывается интуитивное понятие противоречивости ситуации и умение осознавать это. Что, в свою очередь, снимает неосознанный страх перед остро и противоречиво поставленной задачей. Быстрее проходят метания из одной крайности противоречия в другую. Начинается поиск решения, выходящего за пределы стереотипов и разрешающего противоречия. В этот момент слушатели получают информацию о наиболее общих принципах разрешения противоречий, предложенных Г. С. Альтшуллером (см. АРИЗ-85-В табл.2 п. 1-5), но несколько иначе подаваемых.

Второй тип задач-ситуаций вводится постепенно, по мере овладения комплексом механизмов, необходимых для решения задач первого типа. В отличие от задач первого типа, в которых надо выяснить все детали вполне конкретной ситуации, это уже серьезные задачи, которые могут иметь несколько решений, не похожих на то, которое было найдено конкретным человеком. За нахождение таких нештатных решений можно дать приз и продолжить поиск решения-прототипа.

На этом этапе делается больший, чем прежде, акцент на работу с противоречием, с ресурсами, на формулирование противоречивых требований к оперативным атрибутам имеющихся ресурсов, на использование наиболее общих принципов работы с противоречием (разложение противоречия на элементарные составляющие, формирование образа решения и его конкретизация на основе эффектов), на работу с механизмом абстрагирования-конкретизации.

Для лучшего усвоения понятий "атрибут", "значение атрибута" и механизма абстрагирования-конкретизации слушатели получают информацию о морфологическом анализе, о фантограмме Г. С. Альтшуллера, о методе "Трех китов" (метод фантазирования, предложенный В. М. Цуриковым), о методе фокальных объектов и др., использующих различные механизмы преобразования значений атрибутов различных объектов.

Как на первом, так и на втором этапе этой части занятий используется предложенная И.Л.Викентьевым игра - "Точка зрения". После того, как задача разгадана, слушатели разбиваются на небольшие группы (2-4 человека), которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов участников или свидетелей ситуации. Причем среди его свойств надо найти изюминку, отличающую данный объект от всех других (какие-то его характеристики, параметры, атрибуты) и определяющую его специфическую точку зрения на события. Выискивая такую изюминку, слушатели невольно анализируют большое количество атрибутов данного объекта (ресурса).

Игра "Точка зрения" носит многофункциональный характер:

  • выработка некоторых навыков вживания в новую для себя ситуацию - метод эмпатии;
  • тщательный анализ ресурсов, имеющихся у объекта, отделение свойства объекта от его носителя и перенос этого свойства на себя или на другой объект.
    Образно говоря, выработка умения делать так, чтобы Чеширский кот (ресурс - носитель атрибута) из сказки Л. Кэрола, исчезал, а его улыбка (один из атрибутов, описывающих объект "Чеширский кот") оставалась и существовала сама по себе. Это одно из важнейших свойств нетривиального мышления.

Неплохим подспорьем при объяснении сути игры может стать серия рассказиков, написанных от имени обитателей кухни Е. А. Гридневой, особенно если их дополнить рассказиками, написанными от имени объектов, далеких от образа человека.

Например, от имени сахарного песка, лежащего в сахарнице, на булке с маслом, просыпанного на стол. Не от имени одной из названных групп песчинок сахара, не от имени одной из этих песчинок, а от имени всех их как единого множества, от имени всей их совокупности. Это ведь все один и тот же объект!

Или другой рассказик от имени всего воздуха, всей атмосферы кухни или планеты, содержащего все это внутри себя, а не от имени какого-то локального небольшого объема.

Или, возвращаясь к рассказикам Е.А.Гридневой, неплохо бы в описание ситуации от имени веника, живущего на кухне, ввести какие-то особенности его поведения, присущие щеточной конструкции (пучку веток, не одной ветки, а единого целого состоящего из множества веточек). Такого типа рассказы могут значительно повысить эффективность использования игры "Точка зрения" для обучения ТРИЗ.

Второй этап обучения ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ начинается тогда, когда слушатели усвоили основные принципы и механизмы решения задач. Этот этап занимает большую часть учебного цикла и посвящен освоению нюансов применения различных механизмов ТРИЗ и увязыванию их в единый комплекс, используемый в процессе решения задач по АРИЗ. Как уже говорилось, второй этап начинается до того, как закончится первый.

На этом этапе начинается традиционное для ТРИЗ преподавание, но параллельно, в фоновом режиме, продолжается использование игры "Да-Нет". Надо сказать, что здесь описана схема работы с инженерами. Если слушатели семинара не инженеры, а педагоги, дети, бизнесмены или люди других неинженерных профессий, то игра "Да-Нет" становится основным инструментом обучения ТРИЗ-технологиям решения проблем на всем протяжении занятий. Независимо от категории слушателей, наряду с игрой, на этом этапе занятий проводится анализ проблем самих слушателей или проблем, предложенных слушателями. На этом этапе использование игры не прекращается, потому что:

  1. Игра "Да-Нет" - хороший тренажер для отработки навыков использования механизмов ТРИЗ в работе с реальными техническими задачами и навыков переноса этих методов на нетрадиционные для ТРИЗ задачи.
  2. Игра "Да-Нет" - такой же мощный инструмент развития сильного мышления, независимого от предметной области, как и методика построения сюжетов сказок, используемая Г. С. Альтшуллером на семинарах по ТРИЗ.

Особенно хороши задачи для игры "Да-Нет", затрагивающие использование физэффектов. Сформулированные в виде, казалось бы, совершенно не имеющем никакого отношения к технике или физике, они заставляют слушателей многократно формулировать противоречия (задачи-"многоходовки"), уточнять исходную ситуацию, выявлять подзадачи, анализировать ресурсы (на предмет их способности осуществлять необходимые действия). В итоге такие задачи настолько трансформируются, что не имеют ничего общего с исходной постановкой. Это тоже дает эффект, - слушатели понимают, что решаемая задача постоянно трансформируется до тех пор, пока не исчезнут все подзадачи.

Чтобы пройти цикл "задача-противоречие-разрешение противоречия" с помощью АРИЗ (если вовлекать в работу слушателей), требуется несколько учебных часов. Использование игры "Да-Нет" позволяет за полчаса этот цикл повторить порядка четырех-пяти раз. Все это позволяет закрепить у слушателей основную линию работы с задачей - поиск, обострение и разрешение противоречий; разбиение противоречия на составляющие (на основе анализа атрибутов имеющихся ресурсов); синтез абстрактного образа решения, и наполнение этого абстрактного образа конкретным содержанием (на основе эффектов, специфичных для данного типа ресурсов, для того типа ресурсов, на которых строятся описанные в задаче системы).

Игра "Да-Нет" часто проводится в начале занятий, чтобы отвлечь слушателей от их текущих проблем и сосредоточить их внимание на предмете занятий. Таким образом, закрепление ориентации на линию работы с противоречием становится почти стандартной операцией каждого занятия во время первой половины семинара.

После того, как эта линия твердо укрепилась в сознании слушателей, можно переходить к ее детализации. Первоначально это делалось с помощью АРИЗ-85-В, но оказалось, что основные механизмы АРИЗ тоже можно отрабатывать на игре "Да-Нет". Причем задача сама диктует, какой из механизмов применить. Например, если противоречие не удается сформулировать, то надо более пристально заняться ресурсами и их оперативными атрибутами (оперативной зоной, оперативным временем, ВПР и другими, ведь задачи не технические).

Другой пример. Противоречие получилось, это говорит о том, что надо поработать с принципами разрешения противоречий - это поможет получить абстрактный образ решения.

Образ решения получен, но для конкретизации необходима работа с эффектами, присущими имеющимся ресурсам, в том числе психологическими (если в задаче мы имеем дело с людьми).

Допустим, что разрешение противоречия получено, получено и конкретное решение, но тут выясняется, что это решение конфликтует с одним из полученных ранее решений, а эти два решения необходимо использовать совместно, тогда опять беремся за новое противоречие и т. д.

Практически идет нормальное решение нормальной сложной многоходовой задачи. Но за счет того, что используется нетехническая задача, и слушатели не отвлекаются на второстепенные детали, преподавателю легче показать суть метода. Наглядно видно, как ТРИЗ позволяет сужать поле поиска, выводя в область сильных решений.

Но главный эффект состоит в том, что у слушателей при этом нет жесткой привязки к технике, а это, в свою очередь, не мешает им использовать ТРИЗ при встрече с нетехническими проблемами (это подтверждают сами слушатели).

Таким образом, еще до начала работы с АРИЗ-85-В у слушателей четко откладывается общая схема работы с противоречием, которая необходима для качественного выполнения отдельных шагов АРИЗ. Это облегчает им понимание, а преподавателю - объяснение технических нюансов работы с АРИЗ. Все это и позволяет разрешить противоречие, сформулированное в начале статьи.

В заключение надо добавить, что схема сильного мышления постоянно используется на занятиях минской городской экспериментальной школы ТРИЗ, как один из основных инструментов решения задач. По мере возможности все темы даются через эту схему. Все возникающие у слушателей проблемы решаются через противоречия, т. е. через анализ проблемы по восемнадцатиэкранной схеме сильного мышления.

Собственно, это является главной задачей Минской экспериментальной школы ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ, - слушатели должны освоить работу с противоречием на основе многоэкранной схемы сильного мышления, опираясь на объективные явления, эффекты и закономерности развития систем (не только технических), адаптированные к конкретной ситуации.

Конечно, нельзя утверждать, что всегда удается добиться стопроцентного успеха. Но есть признаки, по которым мы можем оценивать полученные результаты как успешные. Например, это то, что после каждого выпуска школы продолжается работа со слушателями, уже в индивидуальном порядке, по их собственному желанию. То, что в Лаборатории Изобретающих Машин (НИЛИМ) появляются хотя бы 1-2 новых студента (и неплохо при этом работают над проектом "Изобретающая Машина"), говорит о том, что разрабатываемый подход достаточно эффективен.

Выводы:

  1. Игра "Да-Нет» - эффективный тренажер для отработки навыков использования механизмов ТРИЗ к работе с реальными техническими задачами и навыков переноса этих методов на нетрадиционные для ТРИЗ задачи.
  2. Игра "Да-Нет" - такой же мощный инструмент развития сильного мышления, не зависимого от предметной области, как и методика построения сюжетов сказок, используемая Г. С. Альтшуллером на семинарах по ТРИЗ.
  3. Эти две технологии развития мышления и навыков решения проблем в будущем могут стать одним из самых эффективных средств используемых на семинарах по ТРИЗ для слушателей самых разных специальностей.

Сегодня весьма высокие требования предъявляются к творческому потенциалу человека. Обучение творчеству, в частности, на основе ТРИЗ — Теории Решения Изобретательских Задач , обычно происходит по схеме «учитель-ученик». В настоящее время для повышения эффективности этого процесса желательно использование также и современных компьютерных технологий, использующих обучающие задания в интерактивной форме. Это особенно важно в рамках самостоятельной работы учащихся, когда непосредственный контакт с преподавателем сведен к минимуму.

К сожалению, такого типа задания к настоящему времени в литературе практически не описаны. Одна из причин этого — значительно более высокие требования не только к содержанию заданий, но и к форме их представления. В данной работе рассматриваются некоторые подходы к созданию наиболее простых подобных заданий.

Не углубляясь в тонкости определения различных аспектов творческой деятельности, отметим, что общим для подавляющего большинства из них является умение задавать (ставить) вопросы, в том числе, и самому себе. В то же время, «чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа» (Роберт Шекли). С этой точки зрения весьма эффективной для развития творческих способностей является игра «Да — Нет» , суть которой состоит в следующем.

Ведущий формулирует некоторую задачу, не требующую специальных знаний. Необходимо найти ответ, причем участники могут задавать вопросы ведущему — в такой форме, чтобы на него можно было ответить «Да», «Нет» или «Это не существенно».

При «компьютеризации» этой игры, естественно, задания должны быть многоступенчатыми. В данном случае составитель (разработчик) игры, по сути, передает свои полномочия соответствующей компьютерной программе. При этом должно быть предусмотрено, помимо правильного, максимальное число «правдоподобных» возможных вопросов. В идеале поле поиска возможных решений исходной задачи на каждой ступени будет сужаться.

Для начальной стадии обучения можно использовать задания в форме выбора «лучшего» вопроса (или нескольких вопросов) из предложенного списка , по аналогии с обычными заданиями в тестовой форме. Затем, в соответствии со сделанным выбором, предлагается следующая серия вопросов, развивающая намеченный «путь», и так далее, вплоть до ответа. Вопросы эти могут формулироваться и в виде содержательных предложений (суждений, высказываний), относительно которых имеет смысл говорить, что они истины («Да») или ложны («Нет»).

В рассматриваемых заданиях (в отличие от тестовых заданий в традиционной форме) вряд ли целесообразно предлагать заведомо неправильные пути решения. То есть, любой выбранный путь, в конце концов, должен привести к ответу. Критерием результата может быть длина пути (количество выбранных вопросов), по принципу: «чем короче, тем лучше». При этом целесообразны комментарии к выбранным «решателем» вариантам, особенно в случае «правильного» выбора: «Вы поставили “хороший” вопрос, что говорит о Вашем освоении изученного материала».

Один из важных моментов при разработке таких заданий — учет, по возможности, наибольшего количества вариантов решения задачи, то есть, наибольшего количества путей к ответу. При этом очевидно, некоторые из путей могут пересекаться.

Рассмотрим для примера следующую задачу, широко используемую в ТРИЗ. «Один человек жил на 8 этаже, и к себе домой поднимался на лифте. Однако в ряде случаев он выходил на 6 этаже и далее шел пешком. Почему он так поступал?».

Краткий список исходных вопросов (суждений) может иметь следующий вид. В скобках указан ответ на вопрос и последующее действие.

— Был ли исправен лифт (Да, переход «назад», к исходному списку).
— Были ли у человека дела на 6 и 7 этажах (Нет, переход «назад»).
— Занимался ли он «физкультурой» (Нет, переход «назад»).
— Зависело ли это от его настроения (Нет, переход «назад»).
— Происходило ли это днем (Несущественно, переход «назад»).
— Мог ли он доехать до 8 этажа (Нет! Выберите вопрос из следующего списка).
— Хотел ли он доехать до 8 этажа (Да! Выберите вопрос из следующего списка).

В данном случае наиболее «сильными» являются два последних вопроса. Они в общем виде отражают цель (мотив, желание) и возможность, давая тем самым доступ к следующему списку вопросов.

— Мешало ли ему что-либо (Да, переход «назад», ко второму списку).
— Вызвано ли это какими-то случайными причинами (Нет, переход «назад»).
— Вызвано ли это объективными причинами (Да! Выберите вопрос из следующего списка).

Этот список конкретизирует причины.

— Зависело ли это от объективных особенностей человека (Да, переход «назад», к третьему списку).
— Зависело ли это от конструкции лифта (Да, переход «назад»).
— Зависело ли это от системы «человек-лифт» (Да! Выберите вопрос из следующего списка).

Последний вопрос в значительной мере конкретизирует поле поиска решения, открывая доступ к последнему списку.
— Один ли он был в лифте, поднимаясь до 8 этажа (Нет, переход «назад»).
— Один ли он был в лифте, поднимаясь до 6 этажа (Да, переход «назад»).
— Зависело ли это от возможности рассматриваемого человека нажать кнопку вызова 8 этажа (Да! Переход к ответу).

Итак, ответ состоит в том, что герой задачи «ростом он не вышел» (ребенок), так что в лифте мог сам дотянуться до кнопки вызова только 6 этажа. Если же он ехал в лифте вместе с взрослыми, то те нажимали требуемую ему кнопку вызова 8 этажа.

Предложенный пример является весьма упрощенным с точки зрения приведенных количества списков и содержащихся в них вопросах.

Однако в такой форме заданий инициатива «решателя» ограничена рамками возможных вариантов вопросов. Более того, в них имеются и неявные подсказки (что может быть полезно именно на начальном этапе обучения). На следующем этапе обучения предпочтительными представляются более сложные задания, внешне похожие на «задания открытой формы» (предлагающие ввести в компьютер пропущенное слово ). Однако пропуск двух и более слов в традиционных заданиях такой формы резко снижает их эффективность . В то же время, одним словом конструктивный вопрос выразить вряд ли возможно. Поэтому как вариант разрешения этого противоречия можно предложить использование многоуровневой системы ключевых слов .

На первом этапе «решатель» вводит в компьютер одно или несколько слов, которые, по его мнению, должны присутствовать в прогнозируемом вопросе. Если эти слова есть в «базе» задания, причем их достаточно для выбора из базы соответствующего вопроса (вопросов), то именно этот вопрос (эти вопросы) и предъявляется компьютером «решателю». Если «решатель» соглашается с ним, происходит переход к следующему этапу: «решатель» вводит в компьютер новое слово (несколько слов) для развития своего первого вопроса, и так далее. Если же на любом этапе введенных «решателем» слов недостаточно для выбора компьютером соответствующего вопроса из базы, то предлагается ввести другое слово (другие слова) дополнительно к «принятому» слову.

Рассмотрим для примера следующую задачу, связанную с охраной подводного объекта.

XIX век. Из-за сильного шторма вблизи одной из «цивилизованных» бухт Австралии затонуло грузопассажирское судно. Большинство пассажиров погибло. Затонувшее судно находилось на сравнительно небольшой глубине, доступной для «ныряльщиков». На судне остались значительные ценности, однако наследники погибших затеяли судебную тяжбу по поводу прав собственности на эти ценности. В связи с этим, городские власти приняли решение: до соответствующего решения суда не допускать к судну никого, и в первую очередь, не допускать «искателей легкой наживы». При этом желательны, с одной стороны, высокая степень надежности охраны судна (подводного объекта), а с другой стороны — минимальные затраты на реализацию такой охраны. Как поступить городским властям?

Краткий список возможных вопросов (суждений), в соответствии с методикой решения задачи по ТРИЗ, может иметь, например, следующий вид, жирным выделены ключевые слова. В данном случае порядок вопросов значения не имеет, поскольку «решатель» в значительной степени сам конструирует эти вопросы. Для «удобочитаемости» вопросы сформулированы в виде суждений.

— Противоречие (функциональное): для обеспечения сохранности ценностей охрана есть (должна быть, ее функция выполняется) , но для обеспечения минимальных затрат охраны нет (не должно быть) .

Идеальный конечный результат: «ныряльщики» сами не хотят (отказываются, боятся) искать «легкой наживы»; океан сам «охраняет» затонувшее судно; «ныряльщики» и океан «плохо» взаимодействуют друг с другом.

— Противоречие (локальное): «ныряльщики» хорошо взаимодействуют с океаном (по своей природе), но должны взаимодействовать плохо (для достижения идеального конечного результата).
— Метод разрешения противоречия: введение третьего участника («вещества» , как принято говорить в ТРИЗ), хорошо взаимодействующего с океаном, и плохо — с «ныряльщиками».
Используются в основном, «бесплатные» ресурсы океана.
— Этот участник (ресурс) — акулы .
Акул нужно привлечь к охраняемому месту («прикормить»).

Таким образом, мы приходим к «контрольному» ответу.

Городские власти наняли человека, который каждый день на шлюпке выходил в море, в район затонувшего судна, и разбрасывал в воду куски «некондиционного» мяса — «прикармливал» акул. То есть, по существу, именно акулы («бесплатный» ресурс океана) и выполняли функции охраны подводного объекта.

Итак, предлагаемая форма задания, в принципе, позволяет «решателю» самому поэтапно сконструировать свой вопрос (или свое суждение) из набора имеющихся в базе задания ключевых слов.

Конечно, и в этом случае есть некоторые ограничения инициативы «решателя», однако они значительно слабее, чем ограничения в заданиях с выбором вопроса (или нескольких вопросов) из предложенного списка.

Этот пример является весьма упрощенным с точки зрения приведенных суждений и содержащихся в них ключевых слов. На практике, по-видимому, их следует составлять (учитывая синонимы), исходя из реального хода выполняемых ранее заданий в диалоге с преподавателем другими учащимися.

Приведенная выше схема соответствует решению «по ТРИЗ», что предполагает наличие соответствующих знаний. В то же время, обучающие задания могут быть (и должны быть) оснащены развитым аппаратом ссылок, подсказок. Например, при нажатии клавиши «Помощь» в контекстном меню на экран монитора могут выводиться, в зависимости от конкретной ситуации, различные советы: «определите противоречие», «сформулируйте идеальный конечный результат», «определите доступные ресурсы» и так далее.

Представляется, что при определенных условиях подобные задания могут использоваться и для оценивания результатов обучения творчеству.

Таким образом, при обучении творчеству весьма полезным представляется преобразование известной учебной игры «Да-Нет» из традиционной устной формы в интерактивную компьютерную форму. Для начального этапа обучения можно использовать выбор одного или нескольких вопросов из предложенного списка — по аналогии с обычными заданиями в тестовой форме. На следующем этапе обучения предпочтительными представляются более сложные задания — «конструирование содержательных предложений (вопросов) из ключевых слов».

Дидактическая игра «ДА - НЕТ» для детей старшего дошкольного возраста.

Игра подойдет для любого валеологического мероприятия.

Цель: закреплять у детей знания о соблюдении режима дня, о правилах гигиены и поведения.

Живут в нашем саду

Ребята славные:

красивые и умные

милые и дружные.

Ну-ка дайте мне ответ

Это правда или нет?

Хочу я с вами поиграть:

Вы должны хором отвечать.

Какой же будет ваш ответ

ДА или НЕТ.

Рано утром я проснусь

и сделаю зарядку. (Да!)

А затем в кровать пойду

и усну там сладко. (Нет!)

А! Я завтракать пойду,

даже не умоюсь. (Нет!)

Сначала в ванную пойду

себя в порядок приведу. (Да!)

А на завтрак у меня

вкусные конфеты. (Нет!)

Ну, тогда я съем

все жирные котлеты. (Нет!)

Мама кашку мне сварила,

вкусный чай мне заварила. (Да!)

Я всё съем и убегу,

за собой не приберу. (Нет!)

Маме я скажу: «Спасибо!»

В щечку поцелую. (Да!)

За компьютер я пойду,

целый день там просижу

и гулять не буду. (Нет!)

Сначала маме помогу,

потом, на улицу пойду. (Да!)

Там по дороге целый день,

на роликах кататься буду. (Нет!)

Спокойно поиграю во дворе.

Баловаться я не буду. (Да!)

С прогулки вовремя приду

на стол накрыть я помогу. (Да!)

После обеда отдохну,

книжку полистаю. (Да!)

Потом я музыку включу

всех танцевать заставлю. (Нет!)

Я телевизор посмотрю,

рисунок нарисую. (Да!)

Потом я маме помогу

и опять гулять пойду. (Да!)

Погуляю во дворе,

поваляюсь на песке. (Нет!)

Встречу я своих друзей,

поиграем дружно. (Да!)

Вечером домой скорей,

ужинать нам нужно. (Да!)

Сяду я быстрей за стол

и руки не помою. (Нет!)

Ой, да это я шучу,

руки с мылом вымою. (Да!)

За ужином капризничать начну,

потому что, чипсы я хочу. (Нет!)

Мамин ужин похвалю

и добавки попрошу. (Да!)

Мамочке своей помогать я буду:

всю посуду приберу,

пол на кухне подмету. (Да!)

Перед сном почищу зубы

и купаться буду. (Да!)

Потом ужастик посмотрю,

всю ночь бояться буду. (Нет!)

У мамы сказку попрошу

и сладко-сладко я усну. (Да!)

Вот и славно поиграли.

Вы все верно отвечали.

Знаете правильный ответ,

Когда ДА, а когда НЕТ.

Педагог-психолог Дортман Е.А.

Занятие в подготовительной группе

«Мы все разные, но мы вместе»

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи:

§ обобщение и расширение знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу;

§ развитие умения быть внимательными, приветливыми, доброжелательными;

§ совершенствование коммуникативных навыков;

§ снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: проектор, электронная презентация, музыкальное сопровождение (Ж. Массе «Элегия», Барбарики «Дружба», «Разукрасим все планеты»), игрушка «сердечко», ковер-плед, макет камней, заготовки шаблонов сердечек, лепестки цветка толерантности, смайлики, клей, магниты, красные карандаши, медали «толерантности».

Ход занятия

1. Приветствие. (слайд 1 – изображение детей разных национальностей)

Психолог: Ребята, посмотрите, как много пришло гостей, давайте будем вежливыми и поздороваемся.

И конечно же, мы поприветствуем друг друга. Мы будем сейчас по кругу передавать сердечко и говорить друг другу «Доброе утро!»

Дети садятся в круг, передают по кругу сердечко и говорят друг другу «Доброе утро!»

Психолог: Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением.

Ребята, скажите пожалуйста, а вы умеете дружить?

Дети: Да

Психолог: А какие вы знаете виды дружбы?

Дети: Дружба между девочками, мальчишечья дружба, дружба между девочками и мальчиками, семейная дружба, дружба с животными…

Психолог: Правильно бывает разная дружба. А еще ребята бывает дружба народов и дружба между людьми разных национальностей. Скажите мне, а как называется наш округ, в котором мы живем?

Дети: Ханты-Мансийский Автономный округ.

Психолог: Люди каких национальностей живут в нашем округе?

Дети: русские, ханты, манси….

Психолог: Правильно, в основном в нашем округе живут русские, татары, украинцы и люди других национальностей, а коренное население – это ханты и манси. Так вот, ребята, дружба народов – основное богатство нашего округа! Мы все с вами разные, но мы вместе. Сейчас мы с вами поиграем в игру и узнаем, чем же мы отличаемся, а чем похожи.

Игра «Разные-похожи»

Выйдите в круг те, у кого темные волосы.

Выйдите в круг те, у кого светлые волосы.

Хлопните над головой те, кто умеет дружить

Покивайте головой те, кто мальчики.

Покружитесь те, кто девочки.

Хлопните над головой те, кто всегда поможет другу в беде.

Присядьте те, у кого светлые глаза.

Присядьте те, у кого темные глаза.

Хлопните над головой те, кто совершает добрые дела и поступки.

Психолог: Отлично! Так чем же вы мы отличаемся?

Дети: Пол, цвет волос, цвет глаз….

Психолог: А чем похожи? Конечно мы все умеем дружить, совершать добрые дела и поступки, помогать друг другу в беде, не обманывать и уважить друг друга. Это значит мы все с вами толерантные. А вы знаете что такое «толерантность»?

Дети: Нет.

Психолог: Тогда я всех вас приглашаю в необыкновенное путешествие в город Толерантности. Так как город Толерантности необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным способом, мы полетим на ковре-самолёте.

(Дети и психолог подходят к «ковру-самолету» и занимают места на нем)

Психолог: Возьмемся за руки, держитесь крепче, чтобы не упасть. Наш «ковер-самолет» взлетает. (Звучит Ж. Массне «Элегия»)

Аутотренинг «Радость жизни» (слайд 2 – небо)

Психолог:

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся.

Тише, тише не качайся.

Мы летим.

Ты, ковер, лети, лети,

Ниже, ниже опускайся.

А сейчас откройте глаза

(музыка прекращается)

(слайд 3 – изображение сказочного города)

Психолог: Вот мы с вами и прилетели в город Толерантности. В нашем путешествие мы отдохнем, поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу. А еще мы с вами соберем цветок «Толерантности»

(слайд 4 – изображение ручья и музыкальное сопровождение – журчанье ручья)

Психолог: Ой, а на пути ручей. Как же нам его перейти!

Дети: По камушкам.

Психолог: Конечно по камушкам, но для начала нам нужно размяться.

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем и к себе скорей прижмем

Два хлопка над головой, два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем.

Игра «Ручей помощи»

Психолог: Перебираться через него мы будем по камушкам. Сейчас разделитесь на пары и возьмите по камушку. Вдвоем, перекладывая камушки нужно перебраться на другой берег.

Психолог: Вот и первый лепесток. Возьмем его с собой и отправимся дальше.

Улица «Дружбы» (слайд 5 – изображение улицы)

Психолог: Давайте прочитаем как называется эта улица.

Дети: улица «дружбы»

Психолог: На этой улице живут настоящие друзья, они не ссорятся и всегда приходят на помощь в трудную минуту. А чтобы узнать каким должен быть настоящий друг, мы поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны "да-да-да" и топаете, а если не согласны "нет-нет-нет" и хлопаете.

Игра "Да-да-да, нет-нет-нет".

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да.

Нашей дружбой дорожить?

Да-да-да.

Мы научимся играть?

Да-да-да.

Друг другу будем помогать?

Да-да-да.

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет.

А улыбку подарить?

Да-да-да.

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет.

Друга нужно обнимать?

Да-да-да.

Психолог: Молодцы, нашли еще один лепесток, отправляемся дальше.

Улица «Вежливых слов» (слайд 6 – изображение улицы)

Психолог: Люди, живущие в этом городе, знают много вежливых слов. Надеюсь и вы знаете такие слова.

Игра «Доскажи словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит: … (добрый день)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь: … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: … (простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят … (до свидания)

Нужно знать, как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорить … (пожалуйста)

Психолог: Все верно. Еще один лепесток от цветка возьмем и дальше пойдем.

«Улица комплиментов» (слайд 7 – изображение улицы )

Психолог: Сейчас будем передавать по кругу сердечко и говорить друг другу комплименты. Глядя в глаза соседу, постарайтесь сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Принимающий добрые слова должен кивнуть головой и сказать: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплименты своему соседу и так далее по кругу.

Психолог: Как вы красиво умеете делать комплименты! Возьмем еще один лепесток и продолжим путь.

Озеро «Улыбки» (слайд 8 – изображение озера и музыкальное сопровождение – кваканье лягушек)

Психолог: Ребята посмотрите какое красивое озеро есть в этом городе. И какое у него красивое название. Давайте встанем все в круг и подарим друг другу улыбки.

Игра «Собрались все дети в круг»

«Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы одна семья

Вместе мы всегда.

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа поклонись,

Тому, кто слева поклонись.

Тому, кто справа руку дай,

Тому, кто слева руку дай,

Теперь по кругу ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Того, кто справа обними,

Того, кто слева обними.

Ну вот, закончилась игра,

И снова дружат все. Ура!»

Психолог: Последние лепестки мы нашли. На этом наше путешествие закончилось, пора возвращаться в детский сад. Присаживаемся на «ковер-самолет» и полетели.

Аутотренинг «Радость жизни» (слайд 9 – изображение неба)

Психолог: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза.

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся.

Тише, тише не качайся.

Мы летим.

Мимо проплывают белые пушистые облака. Сегодня необыкновенно хороший день. Вы дышите легко и свободно. Вы чувствуете себя спокойно, у вас радостное настроение. Вы счастливы.

Ты, ковер, лети, лети,

Ниже, ниже опускайся.

А сейчас откройте глаза

(музыка прекращается)

(слайд 10 – изображение разноцветного цветка)

Психолог: Вот мы и снова в детском саду. Давайте соберем наш цветок толерантности, и прочитаем что же такое толерантность.

Дети: (собирают лепестки на магнитной доске и читают вместе с психологом слова, написанные на лепестках: доброта, дружба, забота, уважение, помощь, любовь.)

Психолог: Ребята если вы будете добрыми, заботливыми, дружелюбными, будете уважать всех людей на земле и помогать тем, кто нуждается в вашей помощи, то значит вы будете толерантными людьми. Вы хотите стать такими людьми?

Дети: Да.

Психолог: Тогда я вручаю каждому из вас медали «толерантности» и с этого дня вы теперь тоже толерантные люди. Предлагаю вам присесть на стульчики обсудить наше путешествие.

Рефлексия:

Психолог: Что нового вы сегодня узнали? Каким должен быть толерантный человек?

(дети отвечают по кругу)

Психолог: Если вам понравилось путешествовать, то возьмите и приклейте веселого смайлика, а если нет, то грустного.

(приклеивают смайлики)

Психолог: Ребята встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и скажите: «Мы разные, но мы вместе». На этом занятие закончилось «До свидания».

Домино