Деловая игра "Как человеку жить по средствам своим…". Деловая игра "мои жизненные ценности" Я хотел бы работать там, где…

Проводила тренинги для компании “Ингосстрах”. И придумала вот такую Метафорическую фасилитацию на основе пословицы «Сытый хлеба не ищет». Ведь в страховании как происходит — когда у человека все благополучно, он не ищет встречи со страховым агентом. Эта игра прекрасно подойдет и в любые другие сферы бизнеса. Главное потом все идеи участников перевести на язык бизнеса, резюмировать “сухой остаток”.

Чем хороша метафора в тренинге? Тем, что участники, работая в иной, метафорической реальности, могут посмотреть “за проблему”, найти решения, которые они не видели до этого. Я думаю можно для других тренингов также подобрать пословицы, которые отражают проблему или ситуацию в конкретной области бизнеса, и написать на их основе упражнения.

Метафорическая фасилитация «Сытый хлеба не ищет»

Механика проведения: Группа делится на две подгруппы. Каждая команда отвечает на вопрос. Участники пишут или рисуют ответы. Затем происходит презентация наработанных идей.

Время: 20 минут.

Оборудование: листы флип – чарта для каждой команды, цветные маркеры.

Инструкция: Сейчас мы погрузимся в метафорическую реальность. Помните пословицу “Сытый хлеба не ищет”. Наша задача сейчас ответить на вопросы в течении 10 минут:

1 команда – “Почему сытый не ищет хлеба?”

2 команда – “При каких условиях сытый пойдет искать хлеб?”

Затем презентация идей. Тренер переводит сам несколько пунктов из ответов, затем предлагает участникам.

Если честно, я сама не всегда знала, что же может означать данный пункт. А участники всегда могли интерпретировать и перевести на язык бизнеса. Вот что значит “всегда доверяй группе”.

Привожу результаты:

1 команда

“ПОЧЕМУ СЫТЫЙ НЕ ИЩЕТ ХЛЕБА”

Ответ участников

Перевод на язык бизнеса

2 команда

ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ СЫТЫЙ ПОЙДЕТ ИСКАТЬ ХЛЕБ?”

Ответ участников

Перевод на язык бизнеса

«Он сытый по определению». Потребности удовлетворены «Про запас».

«Пусть будет».

Задумается о будущем.

Или имел горький опыт, и решил страховаться.

«У него есть хлеб про запас». Есть резерв, или уже застрахован «На продажу» Страховой брокер.
«Он есть что – то другое, мясо, молоко». Неклиент.

По другим причинам выбирает другое: поставить сигнализацию в квартиру.

«Накормить голодного» Купить для семьи,

Благотворительность.

В подарок близким.

«Не знает вкус хлеба». Никогда не страховался, просто не знает от такой возможности.

Потребность скрытая, несформированная.

«Пусть лучше пузо лопнет, чем добру пропадать». Рассматривает как вложении денег.

Пенсии.

Добровольное Мед.Страхование.

«Лень. Просто наелся хлеба». Не думает о завтрашнем дне. Сегодня хорошо. «Если у соседа больше хлеба». Престиж.

Как у других.

Быть не хуже окружения.

КАСКО.

«Хлеб просто не нужен». Оптимист.

Или был неудачный опыт страхования.

«Если знает, что будет неурожай». Информация о прогнозируемых экономических и финансовых изменениях.
«Не ест»

«Вегетарианец» типа.

Он «думает» что не нужен, что не пригодится услуга. «Повышение цен на зерно». Повышение цен на страховые тарифы.
«Он знает, что если надо, ему хлеб принесут». Агент на дом.

Либо решают все финансовые проблемы за него (нее).

  • мультимедийный проектор;

Ход мероприятия

Без цен-ностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря

(итальянский философ О. Вин-сент Думинуко)».

Классный руководитель: Сегодня мы проведем игру, которая называется «Мои жизненные ценности». Она по-может каждому ответить на вопросы: Что для вас представляет ценность? Как дорого вы за это можете заплатить, чтобы сбылась ваша мечта?

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэконо-мить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или ни-какую, но только не обе сразу. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы?

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Мои жизненные ценности" »

Деловая игра «Мои жизненные ценности»

Цели:

    способствовать осознанию подростками собственных жизненных ценностей и их влияния на жизнь;

    способствовать осознанию важности определения основополагающих жизненных ценностей для выбора стратегии поведения.

Оборудование:

    по 10 жетонов для каждого участника;

    карточки с названиями ценностей;

    карточка «ранжирование понятий» для каждого учащегося;

    мультимедийный проектор;

    презентация «Жизненные ценности».

Ход мероприятия

Без цен­ ностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря

(итальянский философ О. Вин­сент Думинуко)».

Перед началом каждому игроку выдаётся 10 жетонов,

Классный руководитель: Сегодня мы проведем игру, которая называется «Мои жизненные ценности». Она по­может каждому ответить на вопросы: Что для вас представляет ценность? Как дорого вы за это можете заплатить, чтобы сбылась ваша мечта?

Перед началом игры каждый из вас получил по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их! За время игры вы должны постараться достойно прожить свою жизнь.

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэконо­мить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или ни­какую, но только не обе сразу. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор. В процессе игры помощники обменивают жетоны тех, кто захотел сделать покупку на соответ­ ствующую карточку с названием приобретенной ценности.

Хорошая просторная квартира либо дом.

Новый спортивный автомобиль

Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга

(2 жетона)

Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем)

(2 жетона)

Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет

Один настоящий друг

(2 жетона)

Хорошее образование

(2 жетона)

Предприятие, приносящее большую прибыль

(2 жетона)

Здоровая семья

(2 жетона)

Всемирная слава

(3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона, которые вручают­ся после окончания этого этапа игры.

Изменить свою внешность или любую черту своего характера

Быть всю жизнь довольным собой

(2 жетона)

Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения

(2 жетона)

Постоянное уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените

(2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон дополнительно, если у вас они еще остались.

Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Чистая совесть

(2 жетона)

Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали

(2 жетона)

Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите

(2 жетона)

Возможность заново пережить (повторить) любое событие вашей жизни только одно!

(2 жетона)

Семь дополнительных лет жизни

(3 жетона)

Безболезненная смерть, когда придет время

(2 жетона)

На этом торги заканчиваются

Работа в группах

Учащимся предлагается обсудить свои покупки и постараться ответить на вопросы:

    Какой покупкой вы более всего довольны?

    Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приоб­рели?

    Каких покупок больше в вашей группе?

    Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

В группах, как правило, преобладают общечеловеческие ценности здоровье близких, дружба, любовь. Можно обсудить с учащимися, случаен ли такой выбор?

По поводу изменений в правилах, возникает желание заранее знать список продаваемых ценностей, но учащиеся сами приходят к выводу, что это было бы не интересно.

Классный руководитель: Желание знать заранее список продаваемых ценностей действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невоз­можно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или восполь­зоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предпо­лагали. Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Индивидуальная работа учащихся

Учащимся предлагается проранжировать понятия по степени личной значимости

Профессия

Богатство

Здоровье

Квартира

Способности

Классный руководитель: Сравните свои «покупки» с тем, что для вас значимо. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: «Я отдал жизнь недаром: я сделал пра­вильный выбор и приобрел то, что действительно ценно». Другой, возможно, с сожалением осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее». И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор, и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

Закончить игру хочется стихотворением (песней А. Дольского)

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

Мне звезда упала на ладошку.

Я ее спросил - Откуда ты?

Дайте мне передохнуть немножко,

словно колокольчик прозвенел:

Не смотрите, что невелика я...

Может быть великим мой удел*.

Вам необходимо только вспомнить,

что для Вас важней всего на свете.

Я могу желание исполнить,

путь неблизкий завершая этим**.

Знаю я, что мне необходимо,

мне не нужно долго вспоминать.

Я хочу любить и быть любимым,

и хочу, чтоб не болела мать,

чтоб на нашей горестной планете

только звезды падали с небес,

были все доверчивы, как дети,

и любили дождь, цветы и лес,

чтоб траву, как встарь, косой косили,

каждый день летали до Луны,

чтобы женщин на руках носили,

не было болезней и войны,

чтобы дружба не была обузой,

чтобы верность в тягость не была,

чтобы старость не тяжелым грузом

мудростью бы на сердце легла.

Чтобы у костра пропахнув дымом

эту песню тихо напевать...

А еще хочу я быть любимым

и хочу, чтоб не болела мать.

Говорил я долго, но напрасно.

Долго, слишком долго говорил...

Не ответив мне, звезда погасла,

было у нее немного сил.

«Расскажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Вовлеки - и я пойму!»

Деловая игра это эффективный инструмент повышения мотивации к решению творческих и исследовательских задач

Основные компоненты работы - внедрение и разработка деловой игры на уроках основ потребительских знаний и предпринимательской деятельности при знакомстве с новым материалом, проверке знаний, умений и навыков. Актуальность опыта в том, что деловые игры повышают заинтересованность учащихся в изучении теоретического материала, побуждает к активной учебно-поисковой деятельности, приближенной к реальной действительности. Использование деловой игры более эффективно обеспечивает запоминание материала, повышает познавательную активность, поскольку новое дается через непосредственный опыт. Деловая игра является эффективным инструментом повышения мотивации к решению творческих и исследовательских задач урока. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они будут решать в ежедневной профессиональной деятельности.

Эти задачи самые разные:

выполнение индивидуального бизнес- плана, принятие управленческого решения (деловая игра «Совет директоров»);

покупка и продажа товара (деловая игра «Рынок»);

отстаивание прав потребителя (деловая игра « Претензия»).

Деловая игра дает возможность оценить:

уровень овладения навыками (коллегиального решения);

особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое, умение прогнозировать ситуацию, принимать решения в деловой игре « Совет директоров»);

уровень коммуникативных навыков (поиск продавца или покупателя при реализации товара в деловой игре « Рынок»);

личностные качества (формирование партнерских отношений)
Можно выделить следующие преимущества деловой игры перед

традиционными методами обучения:

Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данный метод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежность к разным дисциплинам. Основное условие успеха в обучении - постоянное использование активных форм работы с учащимися при изучении материала. «Расскажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Вовлеки - и я пойму!» - вот тот принцип, на который можно опираться, когда мы готовимся к занятиям. В большинстве деловых игр ученики играют роль реальных персонажей: членов Совета директоров, покупателей, продавцов, работники « Пиццерии», законодателей и. т. д. Перед участниками ставятся конкретные цели, к которым они должны стремиться, например, продать малину (игра « Рынок») или выработать стратегию действий накануне финансового краха (игра « Совет директоров»).

Еще одно существенное ограничение при использовании деловой игры-отступления учителя на второй план - из находящегося в центре всеобщего внимания «гуру» он превращается в скромного помощника, проводника. Данная роль оказывается приятной, не снижает авторитета учителя, а наоборот, укрепляет. Я стараюсь контролировать ситуацию и напоминаю о правилах корректного поведения, использую звуковые сигналы (звонок), применяю штрафы (отзыв лицензии на продажу товара). Для ученика означает прекращение игры.
В своей работе я использую три основных направления деловых игр:
Деловая игра-анализ ситуации (игра «Торговля или обмен»- основы потребительских знаний - анализ механизма торгового обмана, «Авиазавод»- смоделирован процесс производства, позволяющий отследить производительность и эффективность);
Деловая игра-процесс согласования интересов и поиска компромиссов (экономика игра «Рынок» - торг и заключение сделки между продавцом и покупателем);
Деловая игра-выработка последовательных решений в определенной хозяйственной ситуации (ликвидация банкротства фирмы в игре «Совет директоров» в 10 классе, составление бизнес-плана в 11 классе - основы предпринимательской деятельности).
Вот уже несколько лет я использую следующие организационные формы игровой деятельности:
Одиночная форма и групповая успешно применяю в игре «Совет директоров» - решение о ликвидации банкротства фирмы принимается индивидуально, а затем коллегиально.
Игра « Авиазавод» основана на коллективной форме – соревнование между командами на создание самолетов при экономии затрат.
Массовая форма используется в игре « Рынок». Цель, которую преследуют все участники - минимизация убытков.
Существует различные методики организации деловой игры. Я использую следующие элементы урока, основанного на методе моделирования, на примере деловой игры «Рынок», на занятиях курса «Основы потребительских знаний».

Игра состоит из следующих этапов:

1. Ориентация (приложение). Введение или повторение понятий (спрос, предложение, равновесие, рынок);

Объяснение целей (15 минут совершать сделки купли-продажи малины с учетом бюджетного ограничения, то есть денег. Стремиться получать прибыль или минимизировать убыток);

2. Подготовка: Роли (покупатели, продавцы); Правила (продавцы должны получить более высокую цену за свой товар, а покупатели яблок должны пытаться купить по возможно более низкой цене). Чтение инструкции. Цена сделки только целым числом!

Порядок проведения игры (после первых 10 минут перерыв). Обращаю внимание детей по каким ценам совершались сделки с другими участниками;
3.Проведение игры (добровольный встреча покупателей и продавцов, совершение сделок);
Обеспечение обратной связи во время работы (при регистрации сделки проверяю правильность заполнения бланка);
Исправление ошибок (заключение сделки с одним и тем партнером). До игры оговариваем,что заключение сделки с разными партнерами выгодно;
Продолжение упражнения

4.Разбор
Перечисление событий (сдача карточек, подсчитывание прибыли и убытка);
Обсуждение трудностей (поиск партнера для заключения сделки);
Анализ процесса (покупатели имели преимущество при выборе партнера и заключении сделки. Чем больше сделок совершено, тем больше шансов выиграть);
Сравнение упражнения с реальной жизнью (убыток продавца существеннее, чем убыток покупателя. Если продавец не сможет продать малину, то не возместит издержки. Убыток покупателя означает потерю сделки, но при этом он сохранил деньги).

Методика проведения деловой игры в 11 классе по дисциплине «Экономика», «Основы предпринимательской деятельности направлена на достижение образовательных результатов, закрепление знаний. Существенным дополнением является развитие навыков презентации проектов. Такой подход позволяет процесс сделать более эффективным.
Опыт реализации методики проведения деловой игры по дисциплине «Экономика», «Основы предпринимательской деятельности». В данной работе я приведу в качестве примера игру по теме «Фирма».

    Разработка образовательных результатов. Владеть понятиями: фирма, предприниматель. Знать: виды фирм. Уметь: находить пути решения проблем при создании фирмы.

    Лекция с элементами беседы: какие виды фирм, их преимущества и недостатки.

    Цели игры:
    - Систематизация знаний об организации и создании фирмы;
    - Формирование умений работать в команде.
    Задачи игры:

Создать виртуальную фирму;

Определить возможные проблемы в выбранном виде деятельности;
- Заполнить бланки. Предоставить учащимся плакаты, маркеры, учебные пособия. Разделение на группы.

4. Проведение игры.

Определить, в какой отрасли создают фирму;

Продумать какие проблемы возникнут при создании и при деятельности фирмы и пути их разрешения.

5. Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других фирм задают вопросы.

Использование данного опыта предоставляет широкие возможности для развития познавательной активности. В результате системной работы по внедрению и разработке деловой игры, основанной на методе моделирования, на уроках экономического цикла мне удалось добиться следующих результатов: позитивная динамика достижений учебной деятельности учащихся на олимпиаде по «Основам потребительских знаний» в течение трех лет учащиеся занимают призовые места. По результатам опроса психологической службы школы - курс «Основы потребительских знаний» оказался самым лучшим в школе.

Приложение

"Стань грамотным потребителем!"

Мы живем в мире товаров и услуг и каждый день совершаем покупки. Для того чтобы не оказаться в проигрыше, надо не только уметь планировать расходы, но и знать, как заработать деньги. В ходе игры каждый участник составляет свой уникальный сценарий, в соответствии с которым зарабатывает и тратит заработанное. Например, Вы - путешественник и собираетесь в поездку по Европе. Заходите в банк. Как раз пора получить доход по акциям и облигациям. Выбираете туристическую фирму, приобретаете дисконтную карту и спешите в магазин за необходимыми вещами. Меняете в обменном пункте рубли на евро и в путь! Все идет по плану у настоящего Суперпотребителя! Играя в эту игру с друзьями и близкими, Вы не только приятно проведете время, но и избежите многих ошибок в жизни. В игре отражены основные потребительские ситуации, чаще других встречающиеся в жизни. Игра предельно проста! Так, вместо бумажных денег в ней впервые применено устройство, учитывающее наличие и движение их у каждого игрока.

Цель игры - купить больше товаров и услуг, израсходовав меньше денег.

"Играя - познавай!"

Основу демократического общества составляет частная собственность граждан, в том числе на акции различных компаний. Компания полностью принадлежит владельцу ста процентов ее акций, а пятьдесят один процент акций дает право решающего голоса на управление ею.

Акции продаются на фондовой бирже партиями, называемыми пакетами. В игре номинальные цены одного пакета акций каждой компании равны 30, 40, 50, 60, 70, 80 евро. На бирже цена акций или, точнее сказать, курс колеблется и может быть как выше номинальной цены, так и ниже, и зависит от спроса и предложения на них.

Предлагаемые биржевые игры учат умело торговаться и зарабатывать деньги, а также быстро производить расчеты в наличной иностранной валюте.

Цель биржевых игр - заработать наибольший капитал. Вы хотите успешно вести бизнес? Вкладывать минимум, а получать максимум? Научиться этому Вам помогут биржевые игры "Маклер" и "Быки и медведи".

"Маклер"

Фондовая биржа. На торги выставлены акции ведущих компаний мира. Вам необходимо купить как можно больше контрольных пакетов акций этих компаний, потратив меньше денег.

"Быки и медведи"

В этой игре Вы выступаете в роли биржевого брокера. Вам придется решать, по какому курсу продавать акции финансовых и торговых компаний, чтобы, несмотря на происки конкурентов, первым заработать 1000 евро.

Практикум:

    «Составление меню», «Определение пищевых добавок в продуктах», «Международные стандарты размеров одежды», «Оплата коммунальных услуг», «Как правильно составлять исковое заявление?», «Как обжаловать решение суда?»

    Анализ конкретных практических ситуаций.

    Экскурсии в супермаркет, на предприятия.

Потребности

1. Упражнение «Людоеды”

Цель: упражнение - вызов для этапа выявления потребностей.
Время: 25-30 минут
Размер группы: 6-14 человек
Описание: Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две группы.

  • Разделились.
Прошу одну команду выйти за дверь, через минуту я выйду к вам и дам подробную инструкцию.
  • Обращаемся к тем, кто остался.
Наша игра называется «Людоеды». И вы в этой игре людоеды. Только что потерпел аварию самолет, и вы взяли нескольких спасшихся пассажиров.
Вы свирепое племя людоедов, проживающее на тропическом острове. Некоторые из вас (вожди племени) в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:
  • Вы понимаете по-русски
  • Вы готовы оставить в живых лишь тех из чужеземцев, кто окажется полезен для Вашего племени.
Определитесь с чем-то одним, с тем, чем вам могут быть полезны чужеземцы.
Каждый из чужеземцев выступит перед Вами с доказательством собственной нужности для племени. У каждого есть 3 минуты на выступление (вы сами регулируете время).
Ваша задача: В конце всех презентаций Вы объявите чужеземцу, оставите вы его в живых или съедаете.
  • Инструкция для тех, кто спасся.
Вы - один из немногих пассажиров, спасшихся после крушения океанского лайнера. Вам и Вашим товарищам удалось вплавь добраться до ближайшего тропического острова. Как выяснилось, на острове проживает свирепое племя людоедов. К счастью, некоторые вожди племени в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:
  • они понимают по-русски
  • они готовы оставить в живых тех из вас, кто окажется, полезен для племени.
Каждому из вас предстоит выступить перед вождями и доказать собственную нужность для племени. У каждого есть 5 минут на подготовку выступления и 3 минуты на само выступление.
Обсуждение:
  • Вопрос к тем, кого съели - как вы думаете, почему так получилось?
  • Стоило ли сразу предлагать что-то племени, не выяснив того, что им может быть нужным?
  • Как можно было узнать, чем вы будете полезны племени?
  • Какие навыки нужно было проявить в этом упражнении?


2. Упражнение «Три капитана”

Цель: осознать важность в продажах такого качества, как настойчивость.
Время: 15-20 минут
Размер группы: 12-18 человек
Описание: Для следующего упражнения мне нужны три добровольца.
Представьте себе, что вы живете на необитаемом острове. Известно, что через некоторое время этот остров уходит под воду и перестает существовать. И так случилось, что мимо этого острова проплывают три корабля, которые временно причалили, но через некоторое время обязательно уплывут. Ваша задача в течение 10 минут, получить от капитанов согласие взять вас на корабль. Согласие получается в виде подписи капитана корабля. Для этого вам нужен будет какой-либо листочек для сбора подписей. При этом важный момент связан с тем, что, чем больше количество подписей, тем оно лучше для вас. Подумайте, как вы будете получать эти подписи, а мы с капитанами - добровольцами пока выйдем.
  • Выходим с добровольцами за дверь, для того, чтобы остальная группа не слышала инструкции.
Капитаны, ваша задача давать подпись на каждое пятое обращение. Но не говорите никому, почему вы ставите подпись.
  • Возвращаемся.
Обсуждение:
  • Давайте так, я буду называть количество подписей, и будут поднимать руку те, у кого их столько, сколько я назвал.
  • У кого их 0?
  • У кого их 1?.. 2?.. 3?
  • Как вы себя чувствуете? Что вы думаете о капитанах?
  • Я вам сейчас скажу принцип, по которому капитаны ставили подписи, а вы мне скажете, почему это справедливо. Капитаны ставили подпись на каждое пятое обращение.
  • В каком смысле это упражнение справедливо к работе в продажах?

3. Кто я?

Цель: отработать навык задавания вопросов.
Размер группы: 10-14 человек
Время: 10-15 минут
Описание:
1. Разделите группу на две части и разведите их в стороны так, чтобы они не слышали друг друга.
2. Раздайте участникам роли.
3. Участники из одной команды будут, например: парни и мужчины - Дон-Кихотами, девушки - Надеждами Крупскими.
4. Участники другой команды будут: парни будут - Львами Лещенко, девушки - Золушками.
5. После этого нужно разделить участников на пары. Разделить нужно так, чтобы участники в паре были из разных команд.
6. Задание: участникам в парах нужно будет задавать вопросы друг другу с целью узнать роли каждого. Нельзя задавать один вопрос и его разновидности: “А ты кто”? Также нельзя не отвечать и нельзя лгать на заданный вопрос. Разумным будет, если участники будут задавать вопросы по очереди.
На упражнение 5-7 минут.
Обсуждение:
Как вы себя чувствуете?
У кого получилось узнать имя партнера? У кого нет?
Что помогало?
Что мешало?
О чем это упражнение? Какие выводы мы из него можем сделать?
Что вы возьмете из упражнения в жизнь/работу?

4. Упражнение «Подарок»
Цель: отработать навыки прояснения запроса клиента, потренировать вопросные технологии (открытые, закрытые и альтернативные вопросы), навыки активного слушания.
Время: 45 – 50 минут
Материалы: не требуются
Описание: «Все мы любим получать подарки. Особенно приятно, когда получаешь в подарок то, что тебя радует, о чем давно мечтал. Чтобы сделать такой подарок нашим близким нужно как-то узнать, что собственно мы хотели бы получить. Сейчас я предлагаю Вам потренироваться в выяснении предпочтений и пожеланий».
Тренер приглашает 2-х участников в центр круга. 1-й участник – «Одариваемый»; 2-й – «Дарящий».
Задание «Дарящему» : Ты хочешь подарить подарок этому человеку (1-му участнику). Тебе нужно выяснить (максимально подробно), какой подарок он хотел бы получить от тебя на … Новый год (8 Марта, День рождения и т.д.).
Обсуждение:
- Удалось ли выяснить, что хочет получить в подарок 1-й участник?
- Что способствовало выяснению потребности «Одариваемого»?
- Какие вопросы были заданы?
- Как можно было выяснить нужную информацию быстрее?
- С какими трудностями столкнулись при выяснении потребности «Одариваемого»? Как преодолели?
- Какова общая технология выяснения необходимой информации у собеседника?
После разбора «переговоров» первой пары, можно продолжить тренироваться в выяснении потребностей, разбив участников по парам, или в форме «аквариума» - каждая пара делает упражнение «на круг».

5. «Выборы»

Цель: поупражняться в умении считывать потребности.

Время: 25 – 30 минут

Материал: не требуется

Описание:

Перед вами несколько персонажей: весельчак, «франт», неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет.
Обсуждение:
- Оцените ваш результат?
- Как вы думаете, за счет чего вам удалось выполнить задание?
- Как вы выбирали фразу для различных персонажей?
- Что необходимо улучшить для достижения результата?
- Что помогало в выполнении упражнения?

6. «Вожди и жемчужины».
Цель – выявить/закрепить навыки установления контакта, выявления потребностей клиента, ведения переговоров.
Время проведения : 30-40 минут.
Материалы: много различных предметов
Количество участников : 6-12 человек.
Описание : выбираем двух «вождей племени» (желательно из сильных участников), создаем две команды «купцов».
Преамбула: приезжают купцы на остров в Тихом океане. Им нужно выменять у вождя племени всякий свой товар на жемчужины. Какая команда выменяет больше, - та и выиграла.
Задание для вождей: к каждому из вас подъедет группа купцов с предложением обмена. Меняйтесь, только если с вами почтительны, установили контакт, задают вопросы, с уважением выслушивают ваши пожелания. Если вам не нравится подход, – примите любую закрытую позу. Ваша цель – выменять у купцов все сверкающие предметы для украшения своего дворца (но если с вами не любезны, предлагают что попало, не меняйтесь).
Задание для купцов: ваша задача – выменять жемчужины. В качестве вашего товара можете использовать реквизит (реквизит заранее готовит тренер).
Реквизит: всевозможные небольшие яркие предметы – ложки, платочки, косметика, мягкие игрушки и др.
Анализ упражнения. Подводим итоги, какая команда выменяла больше жемчужин. Вожди делятся своими впечатлениями по переговорам. После первого раунда иногда даем второй раунд (если участники желают и есть время) для закрепления совсем другого поведения в продаже – с вниманием к клиенту и пр. (задание вождям уже другое, например, - берите только стеклянные емкости).
Обсуждение:
- Поделитесь своими впечатлениями от переговоров.
- За счет чего вы добились результата?
- Что хотелось бы изменить в процессе переговоров?
- Что способствовало выявлению потребности?

Цели:

  • Образовательные :
    • изучить структуру семейного бюджета;
    • определить возможные ресурсы на основе моделирования проектной деятельности учащихся;
  • Развивающие :
    • продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненныхситуациях;
    • развить навыки коммуникативных явлений.
  • Воспитательные :
    • продолжить воспитания у учащихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.

Задачи:

  • При помощи игровых ситуаций закрепить основы домашней экономики;
  • Закрепить у детей навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
  • Разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
  • Разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).

Методы:

  • эвристический;
  • проблемный
  • исследовательский.

Вид: урок деловая игра.

Тип: урок применения знаний.

Средства обучения:

  • Раздаточный материал (игровые ситуации, схемы семейных бюджетов)
  • Мультимедийная презентация (Приложение 2 )

Участники: 3 команды по 5-6 человек, а если игра проводится в параллели, то участвует команда от каждого класса.

Жюри: эксперт-экономист (Приложение 1 )

Подготовительный этап:

  1. Разделить учащихся на 3 семьи: с низким, средним, высоким уровнем дохода.
  2. Познакомить темой, проблемой, конечным продуктом проекта.
  3. Подготовить эксперта-экономиста.
  4. Распределение игроков по ролям.
  5. Подготовка коллективного анализа.

Туры:

  • Продовольственная корзина.
  • Коммунальные услуги.
  • Здоровье.
  • Образование.
  • Бизнес-проект.
  • Банк.
  • Предпринимательская деятельность.
  • Лотерея.

Задания:

Тур 1. Продовольственная корзина

Выберите 10 основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 15 предлагаемых:

1) хлеб;
2) сахар;
3) минеральная вода;
4) масло растительное;
5) кукурузные хлопья;
6) мясо;
7) рыба
8) кальмар сушеный;
9) газированные напитки;
10) молоко;
11) яйцо;
12) майонез;
13) картофель;
14) овощи;
15) фрукты.

Если 10 основных продуктов выбраны вами правильно, то на приобретение продовольственной корзины вы потратите 1500 рублей.

Выберите 13 основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 20 предложенных:

1) хлеб;
2) сахар;
3) минеральная вода;
4) масло;
5) кукурузные хлопья;
6) мясо;
7) рыба;
8) кальмар сушеный;
9) газированные напитки;
10) молоко;
11) яйцо;
12) майонез;
13) картофель;
14) овощи;
15) фрукты;
16) соль;
17) креветки;
18) кондитерские изделия;
19) чай;
20) сухофрукты.

Если вы верно выберете 15 основных продуктов, то на их приобретение вам предстоит потратить 3000 руб.
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Выберите 15 основных наименований продуктов для продовольственной корзины вашей семьи из 25 предложенных:

1) хлеб;
2) сахар;
3) минеральная вода;
4) масло;
5) кукурузные хлопья;
7) рыба;
8) кальмар сушеный;
9) газированные напитки;
10) молоко;
11) яйцо;
12) майонез;
13) картофель;
14) овощи;
15) сухофрукты;
16) соль;
17) креветки;
18) кондитерские изделия;
19) сельдь иваси;
20) финики сушеные;
21) маринады;
22) сало копченое;
23) орешки соленые;
24) конфеты;
25) чипсы.

Если 10 основных продуктов вы выберете правильно, то на приобретение продовольственной корзины потратите 5000 руб.
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Правильный ответ.

Во всех трех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:

1) хлеб;
2) сахар;
3) масло;
4) мясо;
5) рыба;
6) молоко;
7) яйцо;
8) картофель;
9) овощи;
10) фрукты.

Тур 2. Коммунальные услуги

Задание для семьи с низким уровнем доходов

Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант проживания с учетом размера оплаты коммунальных услуг.

1. Вы имеете личную квартиру, но стоимость коммунальных услуг с каждым месяцем возрастает на 10 % (1000руб. + 100 руб.).
2. Вы арендуете квартиру; коммунальные услуги составляют 800 руб., но нет гарантии, что вас не попросят ее освободить в ближайшие дни.
3. Вы имеете дом в 8км от райцентра с оплатой услуг 200 руб. в месяц: но каждый день вам приходится добираться до райцентра на автобусе (стоимость билета – 10 руб. в одну сторону).

Выбрав свой вариант, ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи со средним уровнем доходов

Ваша семья переехала в город, и у вас возникла проблема с оплатой аренды жилья и коммунальных услуг. Каков будет ваш выбор?

1. Аренда однокомнатной квартиры (без удобств) – 2000 руб. в месяц + коммунальные услуги – 1000 руб. в месяц.
2. Аренда двухкомнатной квартиры (на окраине города) – 3000 руб. в месяц + коммунальные услуги – 1500руб. в месяц.
3. Аренда двухкомнатной квартиры (в центре города) – 4000 руб. в месяц + коммунальные услуги – 2000 руб. в месяц.

Обоснуйте ответ. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи с высоким уровнем доходов

Учитывая стоимость коммунальных услуг и условия проживания, выберите жилье для своей семьи из ряда предлагаемых вариантов, исходя из того, что:

1. Оплата коммунальных услуг в коттедже в центре города составляет 12000 руб. в месяц (при этом имеется бассейн, тренажерный зал, сауна, двухэтажный гараж, спутниковое телевидение, теле- и видеосъемка).
2. Стоимость коммунальных услуг в трехкомнатной квартире в панельном доме составляет 3000 руб. в месяц (но дом расположен в опасном районе, где часто совершаются квартирные кражи, подъезды не имеют домофонов, стоянка для автомашин находится далеко).
3. Стоимость коммунальных услуг в загородном доме со всеми условиями составляет 1500 руб. в месяц (но он расположен в экологически неблагоприятном районе).
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Тур 3. Здоровье

Задание для семьи с низким уровнем доходов

Заболела ваша бабушка. Каковы ваши действия?

1. Не будете расходовать денежные средства, считая, что бабушка вылечится самостоятельно без медицинской помощи (но нет гарантии, что наступит полное выздоровление).
2. Положите в обычную больницу с лечением за 2000 руб. (вероятность выздоровления – 70 %).
3. Будете самостоятельно лечить бабушку дома недорогими препаратами общей стоимостью 500 руб. (вероятность выздоровления – 50 %)
4. Отправите бабушку за границу, но лечение обойдется в 30000 руб. (вероятность выздоровления – 100%).

Задание для семьи со средним уровнем доходов

Вашей маме врачи назначили срочное лечение. Что вы предпримете?

1. Не станете тратить деньги, выберете самолечение (но нет гарантии, что она вылечится).
2. Положите в обычную больницу, где стоимость лечения составит 2000 руб. (вероятность выздоровления – 70 %).
3. Выберете домашнее лечение недорогими препаратами с общей стоимостью 1500 руб. (вероятность выздоровления – 50%).
4. Отправите в санаторий, потратив на путевку 25000 руб. (выздоровление гарантированно).
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.
Задание для семьи с высоким уровнем доходов

Вашему ребенку требуется срочная операция. Каким будет ваше решение?

1. Согласитесь на операцию за границей и заплатите 125000 руб. (гарантия выздоровления – 100%, но вы сможете сделать эту операцию только через 3 месяца).
2. Сделаете операцию в России за 60000 руб. (гарантия выздоровления – 90%, операцию вы сможете сделать через два дня).
3. Обратитесь к местной знахарке и потратите на лечение 3000 руб. (гарантия выздоровления – 10%).

Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Тур 4. Образование

Задание для семьи с низким уровнем доходов

Что окажется наиболее важным перед новым учебным годом?

1. Приобретение школьной формы за 800 руб.
2. Покупка школьных принадлежностей за1000 руб.
3. Перевод ребенка в специализированный колледж за 500 руб. в месяц.
Обоснуйте ответ. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи со средним уровнем доходов

Что окажется важным перед новым учебным годом?

1. Приобретение формы, учебников на 3000 руб. и отправление ребенка в обычную школу
2. Определение ребенка в лицей с индивидуальным обучением (в стоимость обучения входит стоимость формы и обучения) за 6000 руб.
3. Определение ребенка в колледж при университете с возможным
бесплатным зачислением в этот ВУЗ за 11200 руб.

Выбор обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи с высоким уровнем доходов

Выберите наиболее приемлемый вариант получения образования вашим ребенком.

1. В обычном российском колледже за 20000 руб.
2. При Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 100000 руб.
3. Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 160000 руб.

Тур 5. Бизнес-проект

Семьи должны выбрать из предложенных вариантов (кофейня, продуктовый магазин, зал игровых автоматов, парикмахерская) какой бизнес-проект является перспективным в современных условиях. Обосновать свой выбор.

Тур 6. Банк

Каждая семья по желанию заполняет бланк договора банковского вклада. Банк «МП» под 200% годовых.
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.
После заполнения бланков договоров банкир расшифровывает аббревиатуру «МП» – «Мыльный Пузырь» который «лопается» вместе с вкладами.

Тур 7. Предпринимательская деятельность

Задание для всех семей – разработать проект по увеличению доходной части бюджета. Семьи презентуют собственный проект увеличения доходной части семейного бюджета. Семья с низким уровнем дохода – «Сувениры Прибайкалья», семья с средним уровнем дохода – «Цветочный бизнес», семья с высоким уровнем дохода – «Туристический бизнес
организация экскурсии, путешествий, отдыха» (Приложение 3 ). Сделайте запись в доходах.

Тур 8. Лотерея

Вы выиграли 100 тыс. рублей в лотерее «Золотой ключ» - распорядитесь этой суммой с учетом интересов всех членов семьи.

Эксперт-экономист премирует семьи.

Подведение итогов. Учащиеся суммируют все данные и определяют тип семейного бюджета. Анализируют полученный результат.

«Свободный микрофон» – что я узнал на уроке.

Индийский Пасьянс