Игровые обучающие ситуации – нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками. Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников Составные формы игровые образовательные ситуации

Мария Иванченко
Игровые обучающие ситуации для дошкольников

]Игровые обучающие ситуации

Игровые обучающие ситуации – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения , которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению между собой, так и с окружающими. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения , к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия.

К этим условиям можно отнести :

Обогащение детей впечатлениями об окружающем мире,

Привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр,

Активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют :

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, лит-го произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам ;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организовано пространство и предметная среда;

Игру проводит воспитатель, объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит игрой : следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями , через которые и осуществляются дидактические цели.

Виды ИОС :

Ситуации-иллюстрации

Ситуации-упражнения

Ситуации-проблемы

Ситуации-оценки

В ситуациях -иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации , чаще всего используют в младшей группе. .Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки.

Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций -иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения . Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия .

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах , где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Например, Проблемная ситуация . Воспитатель : Посмотрите, кто к нам пришел? (видеоролик-Почтальон Печкин. Остановить видеоролик)

Он принес нам письмо от кота Матроскина и Шарика. Послушайте.

Письмо :

Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь? Случилась беда. Заболел Дядя Фёдор. Не ест, не пьёт, песенки не поёт. Не радует его ни мороженое, ни пирожное. Не знаем, чем его лечить. А вы все такие красивые, здоровенькие, и щёчки у вас розовенькие. Наверное, секрет какой-то знаете. Поделитесь с нами, как Дядю Фёдора вылечить. Только просим помочь быстрее, а то ему совсем плохо.

Воспитатель : Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь вылечить Дядю Фёдора? (Ответы детей) - А как мы сможем его вылечить?

В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки , оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена , но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Например : дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый) . Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения.

Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) .

В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи : коммуникативное развитие детей; пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

В сценариях активизирующего общения обучения совершается в основном во внеурочных формах, имеет не учебную, а игровую , коммуникативную мотивацию. Где взрослый выступает как партнер по общению : во-первых, это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный; во-вторых, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений; в третьих, он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что все уже слышали и т. д.). В сценариях активизирующего общения выделяются ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи : обогащение и активизация словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя языка ребенка; развитие связной речи.

Таким образом, игровые обучающие ситуации одновременно и параллельно решают задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми. Это достигается за счет изменения стиля взаимоотношений педагога и детей, на партнерскую.

Существуют типы ИОС :

Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.

Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов.

Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам : внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей , передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д.

Все ИОС требуют от воспитателя подготовки : обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации , эмоционального вхождения в роль.

Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника .

Публикации по теме:

Игровые ситуации для детей 4–7 лет «Дом для гномов» 4-5 лет Задачи: - тренировка умения двигаться в заданном направлении, использовать в речи предлоги «над», «под»; - тренировка.

Гендерные игры и игровые ситуации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста Дидактические игры 1. «Кто что носит?» Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Материал. Фланелеграф; фигурки.

Цель: Учить малышей внимательно рассматривать картинку и называть изображённые на ней предметы, явления. Развивать умения менять силу.

Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться,.

Классификация игровых ситуаций и характеристика основных видов Игровые ситуации - один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации. Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные. Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила – это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый – злой, честный – лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей. Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи: коммуникативное развитие детей; пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Для развития полноценного игрового общения педагоги активно используют такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Наряду с ситуациями-иллюстрациями мы успешно используем в образовательном процессе ситуации-упражнения. Теперь у нас ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций можно на любых уроках начальной школы. Участие младших школьников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний школьников и повышает эффективность обучения. В начальной школе можно использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Как уже показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация. а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения игровой ситуации; это разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи - коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют эти задачи, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет нашим педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» школьной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались». Это дает нам возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости - уходить от неприятных ситуаций. Игровые обучающие ситуации позволяют нам успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи. Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, педагоги при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. Игровые ситуации, которые решали задачи языкового развития, преобразуются нами так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми. Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация – драматизация. Для детей младшего школьного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Особое внимание педагогу следует обратить на организацию подготовительного периода работы над создаваемой пьесой, в процессе которого решаются не только художественные, но и воспитательные задачи. Именно здесь происходит первое проникновение в замысел автора, понимание типичности или исключительности ситуации, воспроизведение композиции, сюжетных, смысловых кульминаций и понимание героев. Учитель помогает ребятам овладеть культурой языка произведения, проанализировать основные его компоненты. Установка на игровую ситуацию – драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения. Для создания речевой ситуации, позволяющей правдиво раскрыть образ героя, учащемуся необходимо придумать и передать в действиях или слове то, что лишь намечено автором. Творческое воображение в этом случае также должно быть активным, но в строгом соответствии с замыслом автора. Игровая ситуация требует от детей поиска вариативности в применении выразительных средств в соответствии с характерами тех героев, с которыми им приходится общаться. О том, что игра-драматизация как средство формирования навыков выразительного чтения является эффективной, свидетельствует следующее: при работе над другими произведениями с более усложненными сюжетами и характерами персонажей подготовительные этапы занимают значительно меньшее время, так как опыт работы над произведениями у детей накапливается и помогает им проявлять возросшую самостоятельность и элементы творчества в работе над образами, сюжетом, текстами. На последнем этапе игры-драматизации ребята самостоятельно исполняют все роли в произведении. Воспитательная ценность игры-драматизации детей, построенной на максимальном проявлении их самостоятельности, сформулирована в следующих словах Л.С. Выготского: «Так же точно, как пьесу, нужно предоставлять детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребенку. Ребенка будут связывать и смущать подмостки и все внешние формы театра взрослых, прямо перенесенные на детскую сцену; ребенок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающее на долю ребенка со стороны взрослых». Игровая ситуация – соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности учащихся. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок – месяц, четверть. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением – соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным. Среди игровых ситуаций, которые могут применяться педагогами на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность ученика, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми. Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении коммуникативных задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования школьников. В арсенале банка игр каждого учителя, воспитателя группы продленного дня есть педагогически управляемые коллективные ролевые игры, воспитательный потенциал которых реализуется только при условии педагогического руководства ими. Самостоятельное развертывание их школьниками крайне затруднительно, поскольку они требуют подготовительного периода, продолжаются довольно долго во времени, многие из них предполагают экспертную функцию, осуществление которой не всегда по силам самим школьникам без педагога-руководителя. Как правило, эти игры нацелены на выполнение определенных педагогических задач. Деловая игровая ситуация – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности на уроке. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. (Много таких игровых ситуаций встречается на страницах учебника «Математика», автор Акпаева А.Б.) такие игры должны занимать достаточно большое место в учебном процессе, расширяя кругозор детей, повышая их интерес к учебе. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игровой ситуации. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игровой ситуации всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс. Многие игровые ситуации такого характера можно использовать на разных уроках, меняя лишь содержание. Используя игровые ситуации на уроках, учитель обучает детей, не переутомляя их, приковывает внимание к материалу урока, заставляет напряженно мыслить. Применение дидактических игровых ситуаций повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если игровая ситуация методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Дидактические игровые ситуации воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулирует и активирует познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся. В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.

Одним из ведущих подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности

является создание образовательной педагогической ситуации,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемно - игровая ситуация в образовательном процессе.

В современных условиях активность, самостоятельность, инициативность, творчество становятся ведущими в определении направленности развития детей. Дети не могут рассматриваться как пассивные исполнители воли педагогов, а значимым для их развития является их участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками в форме сотрудничества. Проявить себя, как личность ребенок сможет только как субъект деятельности, считают авторы программы «Детство». Но развивает не столько деятельность, а та позиция, которую занимает ребенок в той или иной ситуации, т. е субъектная позиция. Она связана с такими компонентами, как:

  1. целеполагание (младший дошкольник принимает цель взрослого; старший – самостоятельно ее ставит);
  2. владение ребенком способом деятельности;
  3. способность получить результат деятельности:
  4. самоконтроль и самооценка.

Личностно-субъективная позиция позволяет ребенку принять цель деятельности взрослого или поставить ее самостоятельно. Основная задача педагога – найти наиболее эффективный способ вовлечения ребенка в позицию активного субъекта разнообразных видов детской деятельности.

Одним из ведущих подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности является создание образовательной педагогической ситуации , обеспечивающей активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.

Реализация содержания образовательной программы «Детство», по которой я работаю, предполагает творческое конструирование педагогом образовательного процесса, единицей конструирования которого выступают образовательные ситуации. Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия, совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).

Необходимо, чтобы жизнь детей в группе была наполнена событиями, поддерживались бы детские «фантазии» и идеи, и каждый ребенок мог включиться в эту интересную деятельность, проявить свою смекалку, творчество и инициативу, стать активным субъектом детского творчества.

Образовательная ситуация обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и уровень его самостоятельности, предоставляет ребенку возможность проявить себя.

Используя образовательные ситуации, я отхожу от традиционных занятий по предлагаемому образцу, создаю условия раскрепощенности, позволяю ребенку раскрыть свое внутреннее состояние.

Образовательная ситуация «Печенье на день рождения»

Задача:

Развивать умение детей подбирать формочки для выпечки печенья, используя предметы-заместители

Проблема:

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения дочки. «Гвоздем» программы должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но не смогла купить формочки для выпечки печенья. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Для приготовления теста детям были предложены схемы, алгоритмы приготовления теста.

Вместе с воспитателем дети замесили тесто, раскатали его в лепешку.

Ребята, как вы думаете, чем Зайчихе заменить формочки

Можно взять формочку для песка, шашку, штампы, стаканчик, пиалу, кольцо пластмассовое от пирамидки.

Нарезать ножом или ножницами геометрические фигурки.

Просто руками разминать, предавая форму цветка или разных фигурок.

Можно взять конструктор и нарезать им.

Пробкой от бутылки из-под лимонада можно попробовать, печенье будет маленьким. Все что дети предлагают использовать вместо формочек, они пробуют при работе с тестом.

Скажите, почему удобнее делать формочками и стаканчиком?

У них тонкие края и они прорезают тесто как ножом. У шашки и кольца края тупые и резать тесто очень трудно. Дети приходят к выводу, что формочками для песка и стаканчиком делать печенье удобнее, потому что у них тонкие края, которые режут тесто.

Вот ребята, мы и помогли Зайчихе найти выход из ситуации

Дети гордятся своей помощью: мы хорошо придумали, мы молодцы, теперь можно и праздновать

Готовое печенье дети несут на кухню для выпекания.

Зайчиха угощает детей и зайчат вкусным печеньем

Образовательная ситуация «Как помочь Рукодельнице»

Задача:

Развивать умение подбирать предметы заместители и определять их свойства.

Проблема:

Рукодельница замесила тесто. Когда надо было его раскатать, она обнаружила, что нет скалки. Что же делать? Ведь мачеха велела испечь к обеду пироги.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Чем раскатать тесто?

Катушкой, бутылкой, палкой, круглой толстой палкой, банкой

Предлагает каждому раскатать тесто предложенными предметами.

Дети пробуют каждый свой вариант для раскатывания теста.

Выбор сделали – бутылка, палка круглая, гладкая

А как вы думаете почему?

Эти предметы гладкие, их удобно держать

Педагог предлагает помять, погладить, сжать, ударить об стол тесто.

Какое тесто на ощупь?

Мягкое, липкое, эластичное, упругое, красивое, доброе, нежное.

Дети с удовольствие исследуют тесто. Делают вывод: толстой палкой раскатать тесто быстрее и аккуратнее, а другой вариант-это бутылкой

Образовательная ситуация «Незнайка и его друзья»

Задача:

Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; формировать приемы умственных действий, вариативность мышления; формировать социальную компетентность.

Проблема:

Есть такой сказочный город, который называется Цветочный. В нем живут маленькие человечки, у каждого из них есть свое имя. Человечки дружат между собой и Шпунтик, и Гусля, и Знайка. Имя Гусля означает, что человечек играет на музыкальных инструментах, Знайка – все знает. И есть среди них такой человечек, которого зовут Незнайка. Почему его так назвали? У каждого из них есть своя мечта. Незнайка, например, мечтает полететь на Луну к своим друзьям, которые разговаривают на непонятном языке. Его мечта сбылась: он получил письмо, а прочитать его не может и просит у нас помощи.

«ЗДРАВСТВУЙ НЕЗНАЙКА. ЗАВТРА ЗА ТОБОЙ ПРИЛЕТИТ КОРАБЛЬ, ТЫ СЯДЕШЬ В НЕГО И ПРИЛЕТИШЬ К НАМ. ОЧЕНЬ ЖДЕМ» (буквы в письме расположены вверх ногами, в зеркальном отображении).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ребята, как нам помочь Незнайке?

Дети внимательно рассматривают письмо.

Буквы в письме перевернуты или неправильно написаны

А как вы догадались?

Дети пробуют разные варианты.

Надо приставить правильную букву к неправильной.

Надо просто перевернуть письмо вверх ногами.

А чем печатные наши буквы отличаются от их букв?

Они написаны неправильно. Буквы стоят на голове.

Но они же не похожи на нас. У них нет ума, наверное.

Если бы у них не было ума, они не писали бы письмо Незнайке

А мы с вами умеем правильно печать буквы в тетрадях?

Вот видите, что случилась с Незнайкой

Потому, что он ленивый и не хотел заниматься.

Я ему передам, чтобы он учился. Но сейчас он ждет помощи от нас.

Сейчас быстро ему поможем.

Дети берут листочки и карандаши и начинают по буквам переводить письмо.

Радостно читают, что получилось.

И делают вывод, только надо, чтобы Незнайка сам тоже учился и не был ленивым.

Образовательная ситуация «Платье для куклы»

Задача:

Формировать умение внимательно рассматривать предмет, описывать увиденное, отмечать детали, наблюдать за работой взрослых.

Проблема:

В группы вошла Лена в красивом платье, чем обратила на себя внимание остальных детей.

Какое красивое у тебя платьице. Пуговицы красивые. Птичка на кармане тоже красивая, желтая.

На горле беленькое. Большие какие рукава. Дети подошли к Лене и стали рассматривать карманы с аппликацией, воротничок, пышные рукава платья с кружевами. У Леночки сегодня день рождения, поэтому она такая нарядная – говорит воспитатель.

Воспитатель сообщает, что у куклы Кати тоже скоро день рождения. Предлагает – «Давайте сошьем кукле новое платье, порадуем ее, поздравим с днем рождения?» Малыши с удовольствием поддерживают предложение.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

С чего мы начнем работу? Что нам необходимо, чтобы начать шить платье?

Надо ножницы принести и тряпку.

Еще иголка и нитка нужна.

Машина, которая шьет.

Вместе с воспитателем выбирают материал, достают инструменты, снимают с куклы мерку. Начинают кроить

Воспитатель сметывает детали кроя.

Надо примерить платье, чтобы узнать подошло оно или нет.

Платье мы сметали. Можно уже дарить его кукле?

Оно не красивое. Здесь еще нитки есть.

Оно порвется, большие дырки. Крутят платье, засовывают пальцы между швами.

А на чем можно сшить детали платья?

Еще можно иголкой. Можно заклеить.

У нас есть машина маленькая, которая шьет. Достают швейную машинку, пытаются вдеть нитку в иголку. Не получается, просят воспитателя.

Чтобы платье стало совсем красивым, что еще будем делать?

Надо карманы прилепить, как у Тани.

А еще надо цветок вырезать из другого материала. Надо красивый воротничок сшить. А у моей мамы есть красивый бант на платье. А у моей – жук-брошка.

А у моей блестит красиво.

Примеряют платье на куклу.

Прикладывают детали. Просят воспитателя пришить их.

Образовательная ситуация «Как помочь Незнайке»

Задача:

Развивать умение использовать предметы заместители, считать парами.

Проблема:

Незнайка приходит в группу. Он сегодня именинник и хочет угостить детей конфетами, но он не знает, сколько детей присутствует сегодня.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Как помочь Незнайке?

Посмотреть на детей. Посмотреть список. Посчитать. Дети начинают считать, но путаются и у них получается все время разный результат.

Тарелки, чашки, ложки, кровати.

Дети считают, но выясняется, что некоторых детей сегодня нет в группе, они отсутствуют по разным причинам.

Может быть, есть личные вещи, которые есть у всех детей? Давайте посчитаем, например, куртки.

«Есть»- кричат дети. Это шапки, куртки, штаны, обувь, варежки. Егор предлагает посчитать варежки.

Значит, у нас сегодня присутствует 40 детей?

Егор, Никита, Наташа замечают ошибку в подсчетах: «У каждого должно быть по две варежки». Диана предлагает сложить их парами.

Дети складывают варежки по две.

Считают, получается 20 пар, и делают вывод, что детей сегодня присутствует 20 человек. Незнайка угощает детей конфетами.

Образовательная ситуация «Маша и медведь»

Задача:

Формировать умение оказывать помощь, устанавливать соответствие между емкостью и предметом.

Проблема:

Дети скажите, зачем люди ходят в гости друг к другу? Ответы: приглашают на день рождения, навестить бабушку и дедушку, друга, поиграть в интересные игры. Послушайте, какая история произошла с девочкой Машей.

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить друга, Маша напекла пирожков и завязала их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст. Он порвался и пирожки рассыпались. Маша расстроилась. Как же ей донести пирожки?

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Как можно помочь Маше? Что ей посоветовать?

Предлагают Маше вернуться домой.

Но пока она возвращается домой за пакетом, кто-нибудь пирожки съест. Их можно завернуть в лист лопуха, они бывают большие. А можно узелок сделать поменьше и сложить туда пироги. Можно дырку заколоть булавкой. Положить пирожки в карманы, в подоле нести удобно.

А лучше снять с себя футболку или майку, перевязать один конец и сложить пирожки. Можно сложить пирожки в подол. Можно снять с головы платок.

Дети пробуют завернуть пирожки в лопух, убеждаются, что завернуть можно, но это ненадежно - лопух может порваться. Заворачивают пирожки в платок. Если расстелить платок, сложить в него пирожки и завязать узелок, будет удобно нести пирожки.

Давайте представим, что мы в лесу. Что нас окружает?

Нас окружают трава, деревья, кустарники, цветы. Можно сплести несколько веночков, положить их друг на друга, перевязать травой, внутрь положить лопух, а на него пирожки и нести. Ребята пробуют все предложенные варианты. Не бывает безвыходных ситуаций, надо только подумать.

А как же Маша узнает о предложенных вами вариантах?

Можно ей письмо написать. Рисунки нарисовать. Фотографии сделать и отправить. Умеющие писать дети, пишут письмо. Кто-то зарисовывает, предложенные детьми варианты.

Маша будет рада той помощи, которую ей оказали дети. Она выберет подходящий для нее вариант.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игровые обучающие ситуации подготовила: педагог-психолог МБОУ «ДОУ №40» Иванькова Наталия Александровна

Игровые обучающие ситуации – форма совместной образовательной деятельности. Психологическое требование: Игровая ситуация должна создавать ребенку возможность принятия на себя роли действующего в ней персонажа.

Существуют четыре вида игровых обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы); Ситуации-оценки.

ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. ситуации-иллюстрации

ситуации-упражнения со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

ситуации-оценки в старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Принципы Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности Игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она способ организации деятельности детей на занятии. В этой связи необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась «под материал», а не предметный материал - под ситуацию. Принцип адекватности используемого предметного содержания Он следует из предыдущего игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала. их усвоение в процессе игры: освоение деятельности, соответствующей сути изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий «на тему материала» Принцип интерактивности Соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных походов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом с учетом выполняемой роли

методические требования к организации ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ: (ИОС) ИОС имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; в ИОС используются необходимые игрушки, атрибутика; для неё специально организуется пространство и предметная среда; в содержание ИОС заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.; ИОС проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берёт одну роль на себя и исполняет её на протяжении всей игры, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; воспитатель руководит всей ИОС: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ Детям приходит письмо от Степашки, который жалуется, что не знает, как поступить с грязной скатертью после праздника. Воспитатель с детьми выясняет, что нужно, чтобы постирать, н-р, носовой платок. У каждого из детей есть тазик с водой, мыло. Воспитатель также выясняет, какие действия нужно совершить – смочить, намылить, сполоснуть, развесить на веревочку с помощью прищепок. Все действия со своими платочками дети выполняют под музыку в форме танцевальных упражнений.

ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ Проведение занятия в средней группе по развитию речи. Используется игровой персонаж – игрушечный утенок, которого обидели, и теперь он сильно грустит. Детям предлагается рассказать утенку, какой он красивый, хороший. Дети по очереди берут утенка, рассматривают его, каждый составляет небольшой рассказ о нем, выделяет то, что ему больше всего понравилось в игрушке. Утенок благодарит каждого ребенка, в конце занятия говорит, что дети ему очень понравились и теперь он грустить не будет.

ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В старшей группе воспитатель, подойдя к группе детей, внезапно достает бумажный фотоаппарат и «фотографирует собравшихся, а затем дарит несколько «Фотографий» с нарисованными смешными рожицами. Дети радостно удивлены. - Этот фотоаппарат подарил мне Карлсон, - сообщает воспитатель. – Он уверяет меня, что каждый из вас, если захочет, сможет сделать себе такую игрушку. Да вот мне что-то не очень верится в это… - А я смогу! – заявляет Ваня. - И я! И я! Сможем! – раздаются детские голоса. Ребятам уже не терпится попробовать свои силы в конструировании фотоаппарата.

ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ Воспитатель, развесив на подставках картины о весне, говорит детям: «Ребята, у нас в детском саду открывается маленькая картинная галерея, и вам как старшим детям мы предлагаем стать экскурсоводами и вечером, когда придут дети средней группы, им нужно понятно рассказать, что нарисовано на картинах». Дети начинают обсуждать, что, в какой последовательности можно рассказать о той или иной картине. Несколько детей проводят экскурсию со сверстниками, которые не только слушают, но и активно помогают «экскурсоводу» в составлении рассказа. Вечером пятилетние дети с удовольствием слушают рассказ хозяев, которые демонстрируют картинную галерею.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Мастер - класс

Игровая обучающая ситуация как метод активизации познавательно-речевого развития дошкольников

I. Теоретическая часть.

Одним из приоритетных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является познавательно-речевое развитие дошкольников. Речевое развитие происходит в процессе познания ребенком окружающего мира. Стараясь давать детям как можно больше разнообразных знаний, решаются задачи развития речевой функции, познавательные процессы, эмоционально-волевой и нравственной сферы. Так происходит гармоничное развитие ребёнка. А с учетом того, что в настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности, меняются функции педагога. Теперь мы должны выступать в роли организатора интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого приходиться осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль воспитанника.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного решения проблемы развития личности ребенка.

Особая роль в данной ситуации отводится игровой форме организации работы с детьми дошкольного возраста, т. к. ведущим видом деятельности для них является игра. Появляется необходимость активного использования новых игровых технологий.

Одной из наиболее приемлемых мы считаем использование игровых обучающих ситуаций (не путать с игровыми ситуациями, возникающими спонтанно по инициативе ребенка или воспитателя).

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

В чем же преимущества ИОС:

  1. Возможность использования практически во всех образовательных областях и их интеграции в ходе проведения ИОС;
  2. Возможность использования на любом возрастном этапе развития ребенка;
  3. ИОС способствуют активизации детей в процессе обучения, развитию интереса к умственной деятельности, снижают утомляемость,
  4. В процессе игровых обучающих ситуаций развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
  5. ИОС одновременно и параллельно решают задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми. Это достигается за счет изменения стиля взаимоотношений педагога и детей на партнерский.
  6. Способствуют речевому развитию ребенка.

Но для того, чтобы игровые обучающие ситуации решали поставленные задачи, необходимым условием является тщательная подготовка педагога к их проведению: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, эмоционального вхождения в роль.

На сегодняшний день в педагогике выделены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями:

. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами,

которые строятся на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Главный смысл использования такого рода игрушек - это сопоставление живого объекта с неживым аналогом по внешнему облику и способу функционирования (поведения).

Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

Игрушки - аналоги можно сопоставлять не только с живыми объектами, но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями.

. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами,

которые связаны с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания.

В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действую в новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.

Подбирать персонажей литературных произведений следует так, чтобы персонаж имел кукольное воплощение и соответствовал программе данной возрастной группы.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить - объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, т.е. из обучаемых детей превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.

  • Третий тип игровых обучающих ситуаций - это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и т.д.), в процессе которой дети в роли путешественников, экскурсантов, туристов узнают много нового. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму.

Сюжет и роли игры-путешествия допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний или систематизацию уже имеющихся знаний.

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Игровые обучающие ситуации - одна из эффективных форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. ИОС одновременно и параллельно решают задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми. Это достигается за счет изменения стиля взаимоотношений педагога и детей, на партнерскую.

II . Практическая часть.

Мастер - класс по использованию ИОС в экологическом воспитании дошкольников «Увлекательное путешествие».

(имитация совместной деятельности, педагоги выступают в качестве дошкольников).

Цель: познакомить педагогов с игровыми экологическими обучающими ситуациями, используемыми в развитии познавательной активности дошкольников.

Задачи:

1. познакомить с игровыми экологическими обучающими ситуациями, используемыми на разных возрастных этапах познавательно - речевого развития дошкольников;

2. продемонстрировать возможность интегрирования различных образовательных областей в процессе работы с использованием игровых экологических обучающих ситуаций;

3. способствовать приобщению педагогов к проблемам развития познавательно - речевой активности детей;

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Материалы: Демонстрационный: компьютерная презентация по теме; альбом «Лекарственные растения», игрушки: доктор Айболит, заяц из кукольного театра.

Раздаточный: разноплановые игрушки-аналоги (плоскостные, резиновые, пластмассовые); картинки, трафареты с изображением домашних, диких животных, животных жарких стран, насекомых, птиц, земноводных, рыб; емкости разного размера и материала; камни, желуди, ракушки, семечки подсолнечника, тыквенные семечки.

Ход деятельности:

Педагог: сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, оно будет необычным, увлекательным и познавательным. От вас требуется хорошее настроение, позитивный настрой. А куда мы с вами отправимся, вам подскажет правильный ответ на мою загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

одна седая, другая молодая,

третий скачет, а четвертая плачет. (Времена года)

Да, сегодня мы отправляемся к временам года.

Начнем мы наше путешествие с самого долгожданного и любимого всеми времени года: лета. Хочешь поглядеть на лето?

В лес пускают без билета!

Пойдем мы с вами в летний лес: но для начала, давайте вспомним правила безопасного поведения в лесу (ядовитые грибы, незнакомые ягоды, не разжигать огонь, сильно не шуметь, быть внимательными, осторожными, смотреть под ноги, запоминать приметы). Представьте, идем мы по лесу, кругом деревья, под ногами растут грибы, ягоды, щебечут птицы, мелькнула за деревом чья-то тень. Слышен плач, за деревом сидит зайка.

Участник: «Заинька, что же с тобой случилось?»

Педагог в роли зайца: «Лапку порезал, а как остановить кровь, не знаю».

Педагог, обращаясь к участникам: «Что делать, как можно помочь бедняжке?»

(Дети старшей, подготовительной групп могут объяснить способы помощи герою, выбирая нужное лекарственное растение, используемые в данной ситуации, из альбома. Для детей младших групп предлагается пригласить доктора Айболита, который расскажет, как помочь зайцу. Но для того, чтобы доктор пришел, необходимо охарактеризовать его.)

Педагог в роли зайца: «Спасибо за помощь, я побежал к маме зайчихе, которая уже, наверное, волнуется». Уходит. Доктор Айболит тоже уходит, идет лечить зверюшек.

(В данной части интегрированы образовательные области: безопасность, коммуникация, познание)

Педагог: А нам пора продолжить наше путешествие.

Дождь, дождь целый день

Барабанит в стекла,

Вся земля, вся земля

От дождя намокла.

Вот и прибыли мы в самую сырую, унылую пору - осень.

Игра «Капельки»

Педагог: (предлагает участникам «превратиться» в капельки). Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (участники хаотично гуляют по залу).

Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (участники разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).

А теперь ручеек течет и впадает в море, (участники берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал).

А теперь подул холодный, северный ветер и заморозил капельки. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (участники обнимают друг друга).

Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами - частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Педагог делает выводы:

В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.

Вода в твердом состоянии - лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.) Данную игру можно проводить и на сплочение коллектива (интегрируются образовательные области: познание, социализация)

Капельки воды превратились в лед, листья с деревьев слетели, земля замерзла, выпал снег. Мы с вами пришли в какое время года?

Наступает вновь зима

В белом инее дома.

Скажите, а кому же очень трудно приходится зимой? (Животным, птицам). Я предлагаю вам выбрать животное, птицу, рыбу или насекомое и рассказать от их имени, как же они зимуют. (Рассказы участников). В зависимости от возраста детей, можно предлагать различные варианты: игрушки-аналоги, картинки, трафареты, зашифрованные картинки (интегрируются образовательные области: познание, коммуникация, социализация)

Посмотрите, на мордочках наших героев появилась улыбка, как вы думаете, чему они радуются? Солнышку, потому что оно нам не только светит, но и греет, что же это может значить? Что мы с вами переместились в весну.

Но как сказал поэт Ф. Тютчев:

Зима недаром злится, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

Происходит борьба между теплом и холодом, ночи холодные, дни теплые. Давайте мы с вами поиграем в игру: «Солнце и мороз». Смотрите внимательно, я вам буду показывать картинки с изображением солнышка и деда мороза. Когда вы увидите солнышко и услышите слова:

Если солнце появляется

То у нас все нагревается

вы должны пальчиками изобразить капель (стучат пальцами по столу), если деда мороза и услышите слова:

если холод наступает,

сразу все он охлаждает,

значит, водичка превращается в кусочек льда (показываем кулак). (Игру можно проводить с усложнением на внимание, с ориентацией или на текст, или на изображение.)

У нас за окном зима и очень редко появляется солнышко, а нам хочется его видеть, давайте мы попробуем его позвать, и поиграем в музыкальные инструменты. Вы видите музыкальные инструменты, нет, а давайте мы сами их смастерим из баночек, из камешков, косточек, семечек и ракушек. (Мастерят и играют мелодию).

Но теперь, я надеюсь, солнышко нас услышало и будет чаще появляться в небе. (игра способствует развитию мышления: подбор материалов, соразмерных баночкам, ракушки хрупкие, камни твердые). Интегрируются образовательные области: познание, музыка, труд.

А наше путешествие подходит к концу, мы с вами возвращаемся в сад.

Вереницею недель, как велит природа,

Кружит время-карусель временами года.

По листкам календаря ходят друг за другом

С января до декабря месяцы по кругу.

Вслед за осенью - зима, за весною - лето.

Там уж осень, чтоб опять зимушка настала...

Карусель свою вращать время не устало.

III . Подводятся итоги:

Мастер обращается к педагогам с вопросом: какие типы игровых обучающих ситуаций были представлены, в каких частях? (Обсуждение). Вывод: представлены все виды игровых ситуаций.

Использованная литература:

Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера. 2008. - 240 с. (Программа развития).

Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. - 188 с.

Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. - 116 с.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. - 128 с.

Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания //Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49

Использованные интернет - ресурсы:

www.doshvozrast.ru

www.vospitatel.com

Нарды