Практическая работа "Глобус как источник географической информации». Напишите, что изображено на карте условными знаками

Практическая работа «Глобус как источник географической информации». 5 класс

Цель:

Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности учащихся с глобусом, как одним из источником информации.

Содержание работы.

Прочитайте текст

Глобус и карта

Глобус - уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря и их размеры. На глобусе получается наиболее правильное изображение земной поверхности без каких-либо искажений.

Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них сильно уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры - десятки метров! Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.

На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изобразить мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети, горных хребтов и т. п. Многие государства (например, Дания, Бельгия, Беларусь) изображаются такими малыми фигурами, что на них едва хватает места для одного кружка - условного знака столицы.

Поэтому создаются географические карты, на которых изображается не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей подробностью. При этом изображение с поверхности шара нужно перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов.

При составлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэтому на карте возникают искажения направлений, расстояний и площадей, неодинаковых в разных частях карты. Путём сложных математических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.

Ответьте на вопросы.

Задания базового уровня

    В чем преимущества глобуса перед географической картой?

    В чем главный недостаток глобуса?

    Задания, которые направлены на установление пространственных отношений между объектами, могут быть использованы на закрепление правильного произношения и написания географических названий.

Например, используя глобус назовите материки:

а) полностью расположенные в Северном полушарии –

б) полностью расположены в Южном полушарии –

в) расположены частично в Северном, частично - в Южном полушарии –

4. Или, используя глобус назовите океан (океаны):

а) расположенные только в одном полушарии –

б) расположенные частично в Северном, частично - в Южном полушарии

Найдите их на карте и подпишите на к/к

Задания повышенного уровня

1.Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?

2.Найдите на глобусе масштаб. Прочитайте его. С помощью масштаба и полоски бумаги или нитки (если есть, то масштабной линейки)определите расстояние в километрах:

А) от Северного до Южного полюса Б) от Москвы до Санкт-Петербурга

В) от Лондона до экватора

Г) от Новосибирска до Северного полюса

3. По глобусу определите, какие города имеют географические координаты:

39° с.ш. 116° в.д. - Пекин

19° с.ш. 99° з.д. - Мехико

34° ю.ш. 19° в.д. - Кейптуан

30° с.ш. 31° в.д. - Каир

Отметьте эти города на контурной карте

4.Используя ЭОР Глобус - модель Земли. Практические задания.

Пройдите тест, ответив на вопросы темы "Первый глобус",

Высокого уровня

Определите точку на глобусе, через которую проходил беспосадочный перелёт советских лётчиков: нашего земляка - В.П, Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова по маршруту Москва (Россия) - Портленд (США).

Самолёт всё время шёл на север, перевалив точку …..(выхода земной оси на поверхность- в сильных классах это можно не указывать) самолёт шёл прежним курсом, но уже по направлению на юг. Точные часы - морской хронометр, секстант, таблицы и сложные вычисления дали все данные для перестановки указателя курса. «Всё в порядке, мы летим на юг!»

Объясните ваше решение.

Результат:

1.Задания1-2 базового уровня (В чем преимущества глобуса перед географической картой? В чем главный недостаток глобуса?) и задание 1 повышенного уровня ( Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?) выполните в виде краткого сообщения с записью в тетради ключевых слов.

2.Контурная карта с выполненными заданиями

На ноге стоит одной,

Кружит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС

На ноге стоит одной,

Кружит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС

На ноге стоит одной,

Кружит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС

Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Чере

3.Пройдите тест используя ЭОР

4. Проведите самооценку своих достижений.

Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке.

1.Мне все было понятно. 2.В работе были затруднения 3. Было много непонятного.

А также поставить себе оценку за работу на уроке (включая результаты теста).

География - одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу. География очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет исследовали и описывали нашу планету.

  • Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Что изучает география

С точки зрения географа, мир - это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов.

География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

Хотя название науки переводится как «землеописание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах планеты круглый год лежит снег, а в других растут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других - добыча нефти...

Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.

По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов - материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.

Современные географические карты очень разнообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних картах показана поверхность всей Земли, а на других - только какая-нибудь её часть.

  1. Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
  2. Сравните глобус и карту полушарий. В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
  3. Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
  4. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
  5. С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?

Карта полушарий

Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара - полушария, западное и восточное. Как будто глобус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.

Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

  • Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она называлась «Большой чертёж». На ней было показано 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К сожалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием - «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.

Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Проверь себя

  1. Что изучает география?
  2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
  3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
  4. Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: география, географ.
  2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)». Оформи его на отдельном листе.
  3. В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1-2 из этих георафических объектов.

Странички для любознательных

Из истории карты и глобуса

Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Карта имела форму круга. В центре была изображена Греция, а вокруг другие земли, известные тогда учёным. Вся суша на карте была окружена океаном. Эта карта не сохранилась, но о том, как она выглядела, можно судить по картам, составленным позже.

Первый глобус, известный сейчас учёным, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко». На «земном яблоке» не было Северной и Южной Америки - эти материки тогда ещё не были открыты. Первый глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.

Многие старинные глобусы и карты были настоящими произведениями искусства. Их украшали рисунками, изящными надписями. Глобусы ставили на красивые подставки (1), а карты помещали в резные рамы. Такие глобусы и карты можно было видеть во дворцах и домах знатных и богатых людей. Галерея карт есть и во дворце Папы Римского в Ватикане (2).

На следующем уроке

Узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников.

Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - ставить и формулировать проблемы, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Р. - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. - формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно - познавательные мотивы.

Основные понятия и определения

География. Географи-ческие объекты. Глобус. Карта

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что изучает наука география. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения географа, использовать глобус и карту для по-лучения информации о Земле.

Вспомни, что такое глобус и карта. Подумай, для чего нужно уметь ими пользоваться.

Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, го-рода, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Изучение нового материала

География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка озна-чает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. Геогра-фия очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет ис-следовали и описывали нашу планету.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ

С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

Хотя название науки переводится как «земле-описание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах пла-неты круглый год лежит снег, а в других рас-тут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти...

Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.

По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географи-ческих объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.

Современные географические карты очень раз-нообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних кар-тах показана поверхность всей Земли, а на дру-гих — только какая-нибудь её часть.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физиче-ской карте, на политической карте?

2.Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём разли-чие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

3.Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

4.Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

5.С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее поль-зоваться

Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — по-лушария, западное и восточное. Как будто гло-бус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.

Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое рас-стояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она назы-валась «Большой чертёж». На ней было показа-но 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К со-жалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.

Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомнен-но, карты принадлежат к великим творениям че-ловеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Проверь себя

1.Что изучает география? 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

3.Что тебе известно об истории создания гло-буса и географических карт? 4. Докажи на при-мерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Вывод

География изучает природу земной поверхно-сти, население и его хозяйственную деятель-ность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замеча-тельных изобретений человечества.

Мир глазами географа -1

Пасьянс Косынка