Практическая работа "Глобус как источник географической информации». Напишите, что изображено на карте условными знаками
Практическая работа «Глобус как источник географической информации». 5 класс
Цель:
Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности учащихся с глобусом, как одним из источником информации.
Содержание работы.
Прочитайте текст
Глобус и карта
Глобус - уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря и их размеры. На глобусе получается наиболее правильное изображение земной поверхности без каких-либо искажений.
Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них сильно уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры - десятки метров! Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.
На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изобразить мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети, горных хребтов и т. п. Многие государства (например, Дания, Бельгия, Беларусь) изображаются такими малыми фигурами, что на них едва хватает места для одного кружка - условного знака столицы.
Поэтому создаются географические карты, на которых изображается не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей подробностью. При этом изображение с поверхности шара нужно перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов.
При составлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэтому на карте возникают искажения направлений, расстояний и площадей, неодинаковых в разных частях карты. Путём сложных математических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.
Ответьте на вопросы.
Задания базового уровня
В чем преимущества глобуса перед географической картой?
В чем главный недостаток глобуса?
Задания, которые направлены на установление пространственных отношений между объектами, могут быть использованы на закрепление правильного произношения и написания географических названий.
Например, используя глобус назовите материки:
а) полностью расположенные в Северном полушарии –
б) полностью расположены в Южном полушарии –
в) расположены частично в Северном, частично - в Южном полушарии –
4. Или, используя глобус назовите океан (океаны):
а) расположенные только в одном полушарии –
б) расположенные частично в Северном, частично - в Южном полушарии
Найдите их на карте и подпишите на к/к
Задания повышенного уровня
1.Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?
2.Найдите на глобусе масштаб. Прочитайте его. С помощью масштаба и полоски бумаги или нитки (если есть, то масштабной линейки)определите расстояние в километрах:
А) от Северного до Южного полюса Б) от Москвы до Санкт-Петербурга
В) от Лондона до экватора
Г) от Новосибирска до Северного полюса
3. По глобусу определите, какие города имеют географические координаты:
39° с.ш. 116° в.д. - Пекин
19° с.ш. 99° з.д. - Мехико
34° ю.ш. 19° в.д. - Кейптуан
30° с.ш. 31° в.д. - Каир
Отметьте эти города на контурной карте
4.Используя ЭОР Глобус - модель Земли. Практические задания.
Пройдите тест, ответив на вопросы темы "Первый глобус",
Определите точку на глобусе, через которую проходил беспосадочный перелёт советских лётчиков: нашего земляка - В.П, Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова по маршруту Москва (Россия) - Портленд (США).
Самолёт всё время шёл на север, перевалив точку …..(выхода земной оси на поверхность- в сильных классах это можно не указывать) самолёт шёл прежним курсом, но уже по направлению на юг. Точные часы - морской хронометр, секстант, таблицы и сложные вычисления дали все данные для перестановки указателя курса. «Всё в порядке, мы летим на юг!»
Объясните ваше решение.
Результат:
1.Задания1-2 базового уровня (В чем преимущества глобуса перед географической картой? В чем главный недостаток глобуса?) и задание 1 повышенного уровня ( Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?) выполните в виде краткого сообщения с записью в тетради ключевых слов.
2.Контурная карта с выполненными заданиями
На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС
На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС
На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС
Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Чере
3.Пройдите тест используя ЭОР
4. Проведите самооценку своих достижений.
Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке.
1.Мне все было понятно. 2.В работе были затруднения 3. Было много непонятного.
А также поставить себе оценку за работу на уроке (включая результаты теста).
География - одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу. География очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет исследовали и описывали нашу планету.
- Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
Что изучает география
С точки зрения географа, мир - это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов.
География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.
Хотя название науки переводится как «землеописание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах планеты круглый год лежит снег, а в других растут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других - добыча нефти...
Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.
По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов - материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.
Современные географические карты очень разнообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних картах показана поверхность всей Земли, а на других - только какая-нибудь её часть.
- Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
- Сравните глобус и карту полушарий. В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
- Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
- Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
- С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
Карта полушарий
Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара - полушария, западное и восточное. Как будто глобус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.
Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
- Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она называлась «Большой чертёж». На ней было показано 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К сожалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием - «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.
Обсудим!
Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
Проверь себя
- Что изучает география?
- Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
- Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
- Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Задания для домашней работы
- Запиши в словарик: география, географ.
- Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)». Оформи его на отдельном листе.
- В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1-2 из этих георафических объектов.
Странички для любознательных
Из истории карты и глобуса
Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Карта имела форму круга. В центре была изображена Греция, а вокруг другие земли, известные тогда учёным. Вся суша на карте была окружена океаном. Эта карта не сохранилась, но о том, как она выглядела, можно судить по картам, составленным позже.
Первый глобус, известный сейчас учёным, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко». На «земном яблоке» не было Северной и Южной Америки - эти материки тогда ещё не были открыты. Первый глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.
Многие старинные глобусы и карты были настоящими произведениями искусства. Их украшали рисунками, изящными надписями. Глобусы ставили на красивые подставки (1), а карты помещали в резные рамы. Такие глобусы и карты можно было видеть во дворцах и домах знатных и богатых людей. Галерея карт есть и во дворце Папы Римского в Ватикане (2).
На следующем уроке
Узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников.
Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные (знать, уметь)
Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - ставить и формулировать проблемы, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Р. - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
К. - формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
Личностные результаты
Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно - познавательные мотивы.
Основные понятия и определения
География. Географи-ческие объекты. Глобус. Карта
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, что изучает наука география. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения географа, использовать глобус и карту для по-лучения информации о Земле.
Вспомни, что такое глобус и карта. Подумай, для чего нужно уметь ими пользоваться.
Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, го-рода, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
Изучение нового материала
География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка озна-чает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. Геогра-фия очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет ис-следовали и описывали нашу планету.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ
С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.
Хотя название науки переводится как «земле-описание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах пла-неты круглый год лежит снег, а в других рас-тут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти...
Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.
По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географи-ческих объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.
Современные географические карты очень раз-нообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних кар-тах показана поверхность всей Земли, а на дру-гих — только какая-нибудь её часть.
Осмысление и понимание полученных знаний
1.Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физиче-ской карте, на политической карте?
2.Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём разли-чие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
3.Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
4.Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
5.С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее поль-зоваться
Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — по-лушария, западное и восточное. Как будто гло-бус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.
Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое рас-стояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах
Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она назы-валась «Большой чертёж». На ней было показа-но 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К со-жалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.
Обсудим!
Один географ написал такие слова: «Несомнен-но, карты принадлежат к великим творениям че-ловеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
Проверь себя
1.Что изучает география? 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
3.Что тебе известно об истории создания гло-буса и географических карт? 4. Докажи на при-мерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Вывод
География изучает природу земной поверхно-сти, население и его хозяйственную деятель-ность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замеча-тельных изобретений человечества.
Мир глазами географа -1