Как называется способ записи ходов шахматной партии. Шахматная нотация или система знаков

Необходимым знанием для любого шахматиста является знание шахматной нотации. Это знание позволяет шахматисту записать ход партии; воспроизводить, анализировать и разбирать сыгранные партии, а также читать шахматную литературу. В официальных матчах с классическим контролем времени игрок обязан записывать ходы.

Восемь горизонталей и восемь вертикалей шахматной доски образуют 64 поля. И каждое поле имеет свои координаты. Первая координата – одна из первых восьми букв латинского алфавита (a , b , c , d , e , f , g , h ), вторая координата – цифра (1 – 8). Таким образом, поле e 4 (например) находится пересечением вертикали e и четвертой горизонтали.

Для обозначения фигур на доске шахматистами применяются специальные сокращения:

Символ

(Русское сокращение)

Символ

(Английское сокращение)

Значение
Кр K (King) Король
Ф Q (Queen) Ферзь
Л R (Rook) Ладья
С B (Bishop) Слон
К N (kNight) Конь
п или ничего p (pawn) или ничего Пешка

Для записи ходов используются такие символы:

– (тире) Обозначение хода без взятия фигуры
x (крест или буква x ) Обозначение хода со взятием фигуры
0-0 , 0-0-0 Короткая рокировка, длинная рокировка
+ (плюс) Шах
# ( решетка) Мат
= (равно) Ничья
! , !! Хороший, очень хороший ход
? , ?? Плохой, очень плохой ход
!? Ход, заслуживающий внимания
?! Неоправданный, рискованный ход

Часто используется двоеточие : для взятия. Реже: для мата – крест x , для двойного шаха – двойной плюс ++ . Такая запись была принята в Советском Союзе и по-прежнему встречается.

Шахматная нотация бывает полной или краткой. Игрок, использующий полную нотацию, записывает каждый ход так:

  1. Номер хода.
  2. Поле, на котором стоит фигура перед совершением хода.
  3. Обозначение хода или взятия фигуры.

Запись партии с помощью полной нотации удобно вести столбиком. Подобным образом можно записать так:

  1. e2–e4 e7–e5
  2. Сf1-c4 Кb8-c6
  3. Фd1-h5?! Кg8-f6??
  4. Фh5×f7# (Фh5: f7#)

Игрок, использующий краткую нотацию, записывает ходы таким образом:

  1. Номер хода.
  2. Символ фигуры, которой ходит игрок.
  3. Обозначение взятия фигуры при необходимости.
  4. Поле, на которое пошла фигура.
  5. Знак шаха или мата при необходимости.

Тот же пример с детским матом теперь выглядит так:

1.e 4 e 5 2.Сc4 Кc6 3.Фh5?! Кf6?? 4.Ф×f7# (Ф:f7#)

Ходы чаще всего записываются в строку.

В краткой нотации шахматист не использует обозначение хода и не указывает поле, с которого был сделан ход. Поле может быть указано частично, если это требуется для уточнения. На приведенной диаграмме обе черные ладьи могут пойти на h 6. Запись хода ладьей h 7 будет выглядеть так: 1…Л7h 6. Ход ладьей h 2 следует записать: 1.Л5h 6. Здесь же стоит упомянуть, что … (многоточие) – это знак хода черных, когда ход белых не указывается. Также на диаграмме можно увидеть, что белые могут взять слона черных конями, расположенными на e 3 и b 4. Здесь шахматист должен обозначить удар конем e 3 как 1.Кexd 5 (Кe :d 5). Удар конем b 4 – 1.Кbxd 5 (Кb :d 5).

Шахматная нотация позволяет игрокам записывать позицию, которая уже существует на доске. Шахматист указывает символ фигуры и поле, на котором она находится. Положение короля записывается первым, затем указывается положение ферзя, ладей, слонов, коней и пешек.

Позиция белых фигур должна быть записана в первую очередь. Шахматист ведет запись от ферзевого фланга к королевскому. Например, белая ладья a 1 должна быть отмечена перед ладьей h 1, а пешки a 2 и c 2 перед пешками g 3 и h 4.

Таким образом, положение фигур на следующей диаграмме должно быть записано следующим образом:

Белые: Крf 1, Фe 2, Лa 1, пешки a 2, f 2, g 2, h 2.

Черные: Крg 8, Фf 6, Лf 8, пешки f 7, g 7, h 7.

Шахматная нотация

Шахматная нотация (от лат. notatio - записывание, обозначение) - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.

В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена ещё в 1616 году в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним - Густавус Селенус).

В следующем столетии её разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем.

Именование клеток

Шахматы, расставленные в начальное положение.

Горизонтали нумеруются цифрами от 1 до 8 от белых к чёрным, вертикали - латинскими буквами от a до h от ферзевого фланга к королевскому. Например, в начальной расстановке белый король стоит на поле e1.

Фигура Русское сокращение Английское сокращение

Король Кр K (king)

Ферзь Ф Q (queen)

Ладья Л R (rook)

Конь К N (kNight)

Слон С B (bishop)

Пешка п или ничего p (pawn) или ничего

Полная запись ходов

Запись хода состоит из таких компонентов:

  1. (опционально) Многоточие (…) - знак хода чёрных.
  2. Тип фигуры, которая ходит (король, конь и т. д.)
  3. Поле, с которого сделан ход.
  4. Для взятия в международной нотации применяется крест или буква x, в русской двоеточие (:).
  5. Поле, на которое сделан ход.
  6. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  7. Для шаха - знак плюс (+). Для двойного шаха - двойной плюс (++). Для мата - знак умножения (×) в русской нотации и решётка (#) в международной. Изредка встречается знак «=» для ничьей.
  8. Комментарии к ходу. ! или!! для сильного хода, ? или?? для слабого, ?! для рискованного, !? для интересного хода.

Например, в русской нотации детский мат записывается так:

1. e2-e4 e7-e5

2. Сf1-c4 Кb8-c6

3. Фd1-h5?! Кg8-f6??

Та же партия в международной нотации:

1. e2-e4 e7-e5

2. Bf1-c4 Nb8-c6

3. Qd1-h5?! Ng8-f6??

4. Qh5xf7#

Рокировка в длинную сторону записывается как 0-0-0, в короткую как 0-0. Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

Сокращённая запись ходов

В русской нотации

Пропускаются исходное поле и тире. Та же партия в сокращённой русской нотации выглядит так:

1. e4 e5

Если такая нотация не записывает ход однозначно, добавляется одна из координат исходного поля, например, Лae1 или К3c4.

Взятия пешек записываются как cd или (если есть варианты) как cd4.

В международной нотации

Просто пишутся исходный пункт, знак взятия (если есть) и пункт назначения. Например:

1. e2e4 e7e5

Иногда пропускают и знаки взятия.

Реже применяется полный аналог русской нотации (4. Qxf7#).

Ходы в шахматах записываются особым образом. Способ записи шахматных ходов называется шахматной нотацией . Существуют разные виды нотаций, однако, самая популярная и используемая – алгебраическая нотация.

Ряды в нотации обозначаются цифрами (от 1 до 8, как обозначено на левой стороне шахматной доски), столбцы – буквами (от a до h, как обозначено на нижней стороне шахматной доски). Эти цифры и буквы используются для описания того, где находится фигура на шахматной доске. На диаграмме внизу синий крест находится на поле f3, а круг – на поле c7. Обратите внимание, что сначала обозначается буква (столбец), а затем цифра (ряд).

В шахматной нотации используются определенные символы:

Ходы записываются в двух нумерованных колонках следующим образом:

1.f2-f4 e7-e5
2.f4:e5 d7-d6
3.e5:d6 Сf8:d6
4.g2-g3 Фd8-g5
5.Кg1-f3 Фg5:g3+
6.h2:g3 Сd6:g3х

В первой колонке пишутся ходы белых, во второй – ходы черных. Сначала пишется символ фигуры, которая ходит, затем клетка, на которой стояла фигура, затем дефис (-), затем клетка, на которую фигура переходит. Когда двигается пешка, символ пешки можно не указывать.

Например, 1. f2-f4 означает, что на первом ходу пешка на клетке f2 передвинулась на клетку f4. 5.Кg1-f3 означает, что конь на клетке g1 передвинулся на клетку f3. Если вам нужно обозначить ход черных без хода белых, нужно поставить многоточие перед ходом. Например: 4. … Фd8-g5 означает, что на четвертом ходу черные передвинули ферзя с d8 на g5.

: означает взятие (в международной транскрипции используется символ x), поэтому запись 5. … Фg5:g3+ означает, что ферзь черных, стоящий на g5, захватил фигуру, стоящую на g3, + означает, что на этом ходу вражескому королю был поставлен шах.

x означает шах и мат (в международной транскрипции - #), поэтому запись 6. … Сd6:g3x означает, что черный слон, стоящий на d6, передвинулся и взял фигуру на g3, и поставил мат белому королю.

Ниже приводятся диаграммы с игрой с нотацией того, что происходит на доске.


1. f2-f4 e7-e5

2. f4:e5 d7-d6

3. e5:d6 Сf8:d6

4. g2-g3 Фd8-g5

5. Кg1-f3 Фg5:g3+

6. h2:g3 Сd6:g3х

Краткая шахматная нотация

В данном виде нотации клетка, на которой стояла фигура, опускается, и указывается только клетка, на которую фигура перешла. Если пешка совершает взятие, то указывается столбец, на котором эта пешка стояла.

На диаграмме внизу обе белые ладьи могут передвинуться на d1. Чтобы обозначить, какая из них передвинулась, обозначается столбец, на котором стояла ладья.

На следующей диаграмме изображено, что ладья с f1 передвинулась на d1. Это обозначается так: Лfd1.

Иногда может быть так, что обе фигуры на одном и том же ряду могут передвинуться на одну и ту же клетку.

На диаграмме внизу обе ладьи могут встать на клетку d5. Чтобы обозначить, какая ладья передвинулась, обозначается ряд, на котором стояла ладья.

На следующей диаграмме изображено, что ладья на седьмом ряду передвинулась на клетку d5. Это обозначается так: Л7d5.

Вот как игра, показанная сверху, была бы записана с помощью краткой шахматной нотации.

На прошлых уроках мы познакомились с нотками шахматной доски.

На этом уроке мы расскажем более подробно про обозначение шахматных полей.

Вы узнаете, что такое шахматная нотация и цифровая нотация.

Нотация - это система ходов в шахматной партии. В эту систему входит несколько методов изображения, это:

1.Буквы латинского алфавита.

2.Сокращённые названия шахматных фигур.

3.Специальные шахматные символ.

4.Цифры.

1. Буквы латинского алфавита, которые используются в нотации:

A, a, читается, как а

B , b, читается, как бэ

C, с, читается, как цэ

D, d, читается, как дэ

E, е, читается, как е

F , f , читается, как эф

G, g, читается, как же

H , h, читается, как аш

  1. Сокращённые названия фигур .

3. Специальные шахматные символы.

0 – 0 (два нуля через чёрточку рокировка в короткую сторону)

0 – 0 – 0 (три нуля через тире- длинная рокировка)

-- (знак тире, сделан ход фигурами)

: (знак двоеточие говорит о том, что побита фигура или пешка)

+ (знак плюс, означает, что королю сделан шах)

Х (говорит о том, что королю поставлен мат).

Если стоит вопросительный или восклицательный знаки, они говорят о качестве ходов: ? - плохой ход, !? – ход заслуживает внимания;?! - сомнительный ход; ! - хороший ход, !! - отличный ход.

+ ---- - у белых преимущество; -- + ---решающее преимущество у чёрных.

Данная система записи принята во всём мире. Где бы не происходили шахматные турниры, партии записываются именно по ней.

При записи партии вначале всегда пишется размещение или ход белых фигур, затем размещение или ход чёрных фигур.

В начальной позиции (или исходной) расположение фигур пишется так:

Белые:

КРе1,

Ф d1,

Ла1, Лh1

Cc1, Cf1

Kb1, Kg1

пп. а2, b2, c2, d2, е2, f2, g2, h2.

Чёрные

КРе8,

Ф d8,

Ла8, Лh8

Cc8, Cf8

Kb8, Kg8

пп. а7, b7, c7, d7, е7, f7, g7, h7.

Символы обозначения используются для записи самой партии.

Например:

Белые: Чёрные:

Настя К. Оля Т.

  1. е2 – е4 е7 – е5

Цифра 1и точка означают порядковый номер хода; т.к. название пешки не пишется, то пишем только место где она стояла и куда перешла (стояла на е2 - перешла на е4, тире означает, что пешка сделала этот ход).

Чёрные отвечают на ход белых: они с е7 переходят на е5, также пишется тире между е7 и е5.

Оба хода (за белых и за чёрных) записываются, как один общий номер 1.

Следующий ход будет под номером 2.

  1. К b1 - с3 d7 - d5

Конь вступает в борьбу, также записывается место, где он стоял (Кb1) и поле, куда он встал (с3).

Чёрные ответили ходом пешки с d7 на d5, попав сразу под удар коня и пешки.

Следующим ходом белая пешка может взять чёрную, тогда будет сделана такая запись:

  1. е4: d5 (где знак двоеточия говорит о том, что чёрная пешка атакована и взята);

Если чёрную пешку взять конём, то запись будет: 3.Кс3: d5 (3. – это порядковый номер хода, Кс3- клетка, на которой стоял конь, (:) этот знак показывает, что пешка, стоящая на d5 взята.

4. Цифровая система.

Она используется в международных соревнованиях по переписке.

Каждое поле (каждая клетка), обозначается двухзначным числом. В нём первые две цифры обозначают поле, с которого идёт фигура, а две последние обозначают поле, на которое она переставляется.

Так, например, начало партии Насти будет записываться так:

Настя Оля

1.5254 5755

При такой системе названия фигур, знаки шаха, мата не пишутся. Если пешка попадает на линию превращения, то дополнительно указывают цифру поля, на котором стояла эта фигура. Если это ферзь, то в скобках пишут (41или 48), если она превращается в ладью, то пишут то поле, на котором она стояла в начале игры (11 или 81, 18 или 88).

Задание для родителей.

Продолжайте знакомить учеников с названиями, особенностями фигур.

Для этого нужно давать задания или составлять задачи, состоящие из 2-3фигур.

Выстраивать сложные комбинации можно только для тех, кто научился хорошо ориентироваться на доске. В силу возраста дети до 6-7 лет пока не могут удерживать в памяти несколько решений одновременно.

Для закрепления нотации, шахматных символов можно провести математический диктант: вы задаёте вопрос, например, как при записи партии обозначается взятие фигуры? (:);

показывается на карточке символ и спрашиваете, что он обозначает.

Какими буквами обозначаются Ферзь, Король, Ладья, Слон, Конь? (Ф, Кр, Л, С, К) ?

Загадка:

В начале игр никак нельзя спешить вводить в игру (?) (Ферзя).

Игры.

«Чудесный мешочек»

Нужно на ощупь определить фигуры, которые с прятались в мешке. Достать и рассказать о ней всё, что ученик знает (название, где стоит, как ходит, как обозначается).

« Умная пешка».

На поле только 2 пешки и слон.

Необходимо провести пешку на поле превращения.

«Прятки с фигурами».

Расставить несколько разных фигур (количество фигур зависит от возраста, для детей до 5 лет- 3 – 4 ; от 5 до 7 лет- 7-8 фигур). Дети закрывают глаза, одна фигура убирается – дети определяют, какой фигуры не стало.

Как вариант, фигуры меняются местами, определить, какая фигура перешла на другое место.

Все игры формируют прочные знания о шахматах, они направлены на развитие речи, логики, памяти, мышления не только детей, но и взрослых.

Шахматный кроссворд, урок 9 - Ответы шахматного кроссворда:

по горизонтали: 1.Миттельшпиль 2.шахматы 3.Рокировка 7.Эндшпиль 10. Мат.

по вертикали: 2.Шах 4.Слон 5.Белые 6.Конь 8.Пешка 9. Пат 11.Ладья.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Знакомство с шахматами. Шахматная доска.

Цели:
- продолжить знакомство с историей шахмат;
- познакомить с линиями передвижения фигур: диагональ, вертикаль, горизонталь;
- познакомить с буквенно-цифровым обозначением шахматных линий;
- упражнять в быстром и правильном нахождении шахматных полей;
- закрепить названия шахматных фигур;
- воспитывать бережное отношение к фигурам.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.
На прошлом занятии мы с вами познакомились с одной из версий возникновения шахматной игры. На самом деле, таких версий очень много, потому что было это около 2000 лет назад. Давайте вспомним:
Вопросы для повторения:
- Где и когда возникла шахматная игра?
- Назовите шахматные фигуры.
- Какая фигура является самой главной?
- Как еще называется шахматная клетка? Почему? Сколько их на доске?

3. Из истории.
Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго-долго путешествовали шахматы в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям шахматам пришлось плыть на кораблях-ладьях через моря-океаны. (картинка «Князья на ладье» см. Приложение).
Одной из любимейших забав в Древней Руси была игра в шахматы. В шахматы играли все: князья, бояре, воины, купцы, женщины и дети. Об этом свидетельствуют археологические находки, письменные источники и фольклор. В былинах умение играть в шахматы даже приравнивается к богатырской доблести. А тот факт, что в шахматы могли проиграть все свое состояние, подтверждается старинными русскими пословицами, к примеру: «Дожили до мату: ни хлеба про голод, ни дров про хату». А еще шахматы стали одним из видов ремесла. Крестьяне изготавливали фигурки из дерева, глины, камня и других материалов и продавали их по хорошей цене, тем самым зарабатывая деньги для своей семьи.

4. Линии.
На прошлом занятии мы познакомились с фигурами. И знаем, что игра представляет собой сражение двух армий. Поскольку армия должна сражаться, фигуры должны ходить. Поэтому на шахматной доске есть три направления движения, как в сказке: прямо пойдешь - смерть найдешь, в сторону пойдешь - тоже пропадешь, наискосок пойдешь - может, еще поживешь…

Ребята, в каком направлении можно ходить? (Прямо, в сторону, наискосок)
(объяснение сопровождается демонстрацией диаграммы с цветными линиями.)

1) Прямая дорожка сверху вниз напоминает движение лифта: вверх - вниз. Называется она ВЕРТИКАЛЬ.
2) Дорожка слева направо напоминает нам линию, где земля соединяется с небом, линию горизонта.
Как она будет называться? (ГОРИЗОНТАЛЬ).
3) Третья дорожка идет наискосок и называется ДИАГОНАЛЬ.

Чтобы вы запомнили эти дорожки, я вам даю памятки, которые нужно приклеить в тетрадь.
(Приложение «Линии»)

Посмотрите, перед каждой горизонталью стоит цифра. Это названия горизонталей.
(Учитель показывает горизонтали и спрашивает их названия: первая, вторая….)
- Сколько всего горизонталей? (8)
- А как же обозначаются вертикали? (Дети: буквами)
- Это буквы латинского алфавита. На доске - буквы крупным шрифтом
a - а
b - бэ
c - цэ
d -дэ
e - е
f - эф
g - жэ
h - аш

Учитель читает буквы, показывая их на шахматной доске
Вначале некоторые буквы будут непривычны для вас, их нужно запомнить и выучить наизусть.
Шахматисты придумали такую считалку, которая поможет запомнить вертикальные линии.

А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Ж-е А-ш.
(Раздаем напечатанные буквы, вклеиваем в тетрадки)

Дети, как эта считалка нам поможет?
(Первая буква каждого слова - буква шахматной вертикали) . Давайте вместе ее произнесем.

5. Дидактическая игра «Морской бой»
Теперь, когда мы знаем обозначение горизонталей и вертикалей, мы с легкостью найдем любую фигуру.
Это похоже на Морской бой. Пересечение линий дают нужную клетку. Сначала называем букву, а затем цифру. Например, Ладья, а1, пешка h7…
А теперь поиграем в шахматный Морской бой.
Один ученик называет адрес поля, а другой - фигуру, в которую попали.

6. Д/и «Почтальон».
Фигуры еще хотят поспать в своей шахматной коробке, а тебе уже не терпится пригласить их к знакомству. Большая просьба — относись к фигурам с огромным уважением. Это не игрушки! Среди них есть настоящие царские особы. Не вытряхивай шахматы, а доставай их по очереди и сразу ставь на стол, чтобы фигуры не катались и не падали на пол. При падении от Их Величеств могут отлететь короны. Затем при игре трудно будет разобраться где король, а где ферзь. Слон потеряет часть шлема и станет похожим на пешки, а конь утратит уши и гриву и станет не твоим боевым спутником, а клячей-водовозом.

Прежде чем начать играть,
Доску нужно проверять,
Слева - клетка черная, справа - клетка белая.
Посмотрите еще раз! Так лежит доска у вас?

Представим, что мы с вами - почтальоны в шахматном королевстве. И нам нужно доставить пешкой телеграмму по определенному адресу. Первый вариант берет черную, второй - белую.

Я называю и записываю адрес, а вы ставите пешку-почтальона на это поле.
После игры аккуратно складываем шахматы в коробки.

7. Д/и «Назови диагональ»
А как же читать диагональ? Диагональ образуется от пересечения вертикальной и горизонтальной линии, поэтому и имеет она два адреса. Например, диагональ а1 - h8, h1 - a8.
Учитель просит назвать адрес диагонали, на которой стоит пешка.

8. Итог занятия.
Сегодня мы узнали, по каким линиям передвигаются шахматные фигуры. Назовите их.
- Как обозначаются горизонали?
- Как обозначаются вертикали?
- Назовите все вертикали.
- Как прочитать адрес поля?

Пасьянс Солитер