Как выглядит танграм. Танграм игра для детей, схемы к танграмм для детей для распечатывания

Для развития пространственных представлений детей, конструктивного мышления, логики, воображения и сообразительности очень полезны геометрические игры-головоломки. Одна из таких игр – древняя китайская игра ТАНГРАМ. Она родилась в Китае 3000 лет назад. Из 7 элементов, на которые разделён квадрат, можно составить множество различных предметов и фигур животных.

Танграм для детей схемы

Шаблон для вырезания

Для удобства пользования, возьмем черно-белый вариант. Его удобно распечатать или начертить самим. Лучше это сделать на плотной бумаге или картоне. Затем квадрат необходимо аккуратно разрезать по линиям.

Для начала попросите ребёнка сложить из этих кусочков квадрат. Лучше, если ребёнок, справится с заданием, не глядя на рисунок квадрата. Но если не получается, то конечно же, можно воспользоваться образцом.

Из элементов танграма выкладываются самые разные силуэты. Ребёнку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.

Правила игры танграм

В игре танграм необходимо соблюдать следующие правила:

  • При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком;
  • Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу;
  • Нельзя накладывать детали друг на друга.

Еще более интересной игру ТАНГРАМ позволяют сделать загадки.

Предлагаю вашему вниманию несколько страничек из моей книги. Отгадывание загадок и, одновременное построение отгадки из элементов танграма, великолепно развивает , и .

Скачать книгу О. Наумова «Танграм с загадками» (демонстрационный вариант)

Также можно предложить ребёнку собрать один и тот же предмет по-разному или найти отличия в уже готовых построениях.

Чтобы ещё лучше развить воображение и , предложите ребёнку самому составить какую-нибудь фигурку, предварительно положив перед ним реальное изображение этого предмета.

Вариантов очень много, выбирайте сами. Но начать, конечно же, следует с самого простого построения по образцу.

С танграмом ребёнок научится , анализировать изображения, выделяя геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот. Эта игра развивает воображение, комбинаторные способности, умение работать по инструкции, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и . Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Танграм - это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом. Для дошкольников танграм - отличный урок для подготовки к школе. А в возрасте 5 - 6 лет дети очень любят играть. Им интересны головоломки с картинками.

Цель игры заключается в том, чтобы собирать из деталей танграма фигуры людей, животных, птиц, цифр, предметов…

Правила игры танграм:

  • —В собранную фигуру должны входить все семь частей.
  • —Части не должны налегать друг на друга.
  • —Части должны примыкать друг к другу.

Танграм схема

(распечатать можно в Word, скачать файл кликнув по рисунку мышкой)

Части танграма

Это и есть сам танграм, из его частей получают придуманные картинки. Его можно купить, но легко сделать и своими руками воспользовавшись схемой построения. Рисунок можно распечатать на цветной бумаге на принтере или нарисовать самостоятельно при помощи линейки. Из цветной бумаги вырезать части головоломки. Потом, выложив нужную фигуру приклеить на плотный лист.

Пример схемы собаки - сделали ученики 1 класса к уроку математики и технологии.

Игра для детей танграм может быть в нескольких уровнях сложности. Начинать лучше с самого простого - выложить фигуру по образцу.

Схема - ракета

Так можно сложить из танграма домик.

На втором этапе можно предложить детям выложить фигуры по сплошному рисунку.

И третий уровень, наиболее сложный: придумать свои фигуры, похожие на людей, животных, птиц. Предлагаем картинки, придуманные детьми.

Схема танграм - лиса

Заяц и верблюд

Схема - человек

Фигуры - рыбки

Распечатать схему танграм житвотные.
(лиса, кошка, заяц, верблюд, лошадь, собака)

Распечать схему танграм цифры

(При нажатии на изображение скачается файл документа Word в формате docx, который можно распечатать с помощью ворд)

Существуют различные легенды о появлении танграма. Вот одна из них…

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей.

Из частей танграма можно получить много фигур. Вы можете предложить ребенку сделать, например, транспорт- кораблик, самолет, фигурки - фехтовальщики, петух, пеликан, дерево, свеча.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Есть ли среди вас знатоки, которые могли бы нам объяснить, что такое танграм? Забегая вперёд, сразу дам подсказку, чтобы вспомнили те, кто знал да подзабыл, и заинтересовались те, кто не знал о нём совсем ничего. Это такая китайская головоломка.

Познакомившись с правилами, убедилась, что игра действительно занимающая и интересная. Причём это зарядка для мозга не только для детей, родителям тоже придётся поломать голову над старинной китайской геометрической загадкой.

План урока:

В чём загадка танграма?

Игра танграм значится как семь дощечек мастерства. И это название неслучайно. Головоломка в действительности состоит из семи геометрических фигур, прозванных танами. Дощечки – это потому что в игре используются плоские фигуры. Получились они из разделённого на части квадрата. Сначала его делят на два больших равных треугольника с углами вершин по 45 градусов, а потом согласно схеме из этих треугольников получается семь танграмовских фигур:

  • два больших треугольника, у которых одна сторона (гипотенуза) получается равной стороне изначального большого шаблона-квадрата;
  • один средних размеров треугольник, у него по схеме катеты длиной по половинке длины стороны квадратного прародителя;
  • два маленьких треугольника с гипотенузами, равными половинкам длины стороны большого квадрата;
  • один параллелограмм с углами в 45 и 135 градусов;
  • один средний квадрат.

Вот вам наглядное изображение с размерами, чтобы попонятнее было:

Сделать игрушку для мозгов можно из обычного картона. У некоторых есть деревянные наборы.

Кто придумал танграм?

На этот вопрос не знает ответа никто. Вот на страничках интернета нашла несколько интересных легенд, которыми окутана тайна появления китайской головоломки.

По первой из них, более 4 тысяч лет тому назад в Китае у одного ремесленника из рук выпала плитка из фарфора и разбилась на 7 осколков – тех самых, про которые мы с вами уже знаем. Человек расстроился и стал пытаться спешно их собрать воедино, однако, раз за разом получал всё новые и новые комбинации. Его неловкость послужила основой для удивительного занятия.

Согласно второй истории из глубин древности, танграм появился для обучения нерадивого сына китайского императора основам математики. Случилось это 2,5 тысячи лет назад. Трое мудрецов были призваны на изобретение такой игры, которая оказалась бы по душе маленькому наследнику.

В результате, художник, философ и математик придумали такую головоломку, которая научила сына императора смотреть на мир пристальным глазом художника, дала основы математики и сделала терпеливым, показав, что сложное всегда состоит из простого.

Есть и третья тайна о семи книгах великого китайского мудреца Тана, в каждой из которых описано по тысяче фигур, собранных из великого квадрата. Что интересно, каждая книга с комбинациями является продолжением последующей, и все вместе они представляют семь стадий развития жизни на Земле, начиная с хаоса, перерождаясь в простейшие формы, затем в образы животных, в творения человека и архитектурные сооружения.

Современная наука связывает появление танграма с 1780 годом. Это первая дата, которая знакомит с фигурками через работу китайского художника. На его полотне люди складывают что-то из танов. До этого времени официальных упоминаний о головоломке ни археологами, ни учёными не нашлось.

Европейцы познакомились с игрой только к началу 19 века, когда она попала с китайскими моряками к американскому судовладельцу в виде презента из слоновой кости. Есть мнение, что название головоломки состоит из двух корней: «тань» — китаец, и «грамм» — буква. Первое время это была вовсе не игрушка для развлечения, а средство обучения геометрии.

Как играть в танграм?

Казалось бы, наипростейшая комбинация, что сложного. Однако, это набор для миллионов вариаций. Вся суть игры – из имеющихся элементов создавать свои образы. Это похоже на конструктор, из которого можно собрать предметы, только в данном случае они будут не объёмными, а на плоскости. Тут есть три основных условия:

  1. каждая собранная фигура должна включать в себя все семь танов;
  2. при конструировании таны располагаются каждый на плоскости, друг на дружку их класть нельзя;
  3. каждый тан должен соседничать хотя бы одной своей стороной либо вершиной с другим таном.

В результате из простых геометрических фигур можно сложить наиболее сложную, например, сделать из танов человечка либо дом, сложить букву либо цифру. Всё зависит от фантазии вашей и вашего ребёнка.

Вообще, такая игрушка у педагогов выступает отличным дидактическим материалом для дошкольников, позволяющим выучить в математике основные геометрические фигуры, дающим понимание величины и формы, части и целого, тренирующим и комбинаторские способности.

Вы только представьте, что история танграмовского творчества насчитывает более 6,13 миллионов различных вариаций, придуманных простыми игроками, от простейших фантастических до наисложнейших, близких к реалиям!

Изюминка головоломки в её парадоксах, когда из всего набора танов иногда получаются две фигуры, и одна при этом – подмножество другой. Вот вам задачка – парадокс, обнаруженный математиком Генри Дьюдени. Сможете собрать двух его монахов, один из которых с ногой, а другой – абсолютно такой же, но безногий?

А вот у парадоксальной, логически необъяснимой комбинации американского шахматиста Сэма Лойда у одного квадрата срезали угол, а частей-то всё так же семь!

Согласитесь, есть над чем призадуматься!

Для детей можно использовать простейшие примеры по принципу мозаики, когда из частей составляется целое. Это помогает дошкольникам освоить навыки присоединения элементов друг к другу, дадут представление о пропорциях. На следующем этапе овладения техникой танграма собираются фигурки по предложенному образцу, что учит анализу и сравнению.

Самым сложным будет процесс игры по контуру, когда нужно зрительно разобрать форму на его составляющие и подобрать нужные таны. Овладевшие основными правилами танграма, они обычно впоследствии сами «лепят» себе образы.

Ну, как, есть среди нас мастера танграма? Сложили монахов и откушенный квадрат? А может у вас родился свой парадокс? Делитесь достижениями в комментариях!

До новых встреч!

Ваша «ШколаЛа»

Тема кошек еще не закончилась. Предлагаю вашему вниманию игру танграм «Кошки». Танграм (с китайского «семь дощечек мастерства») - головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной — у нас это кошки. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое - необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе - фигуры не должны накладываться друг на друга.

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот — составлять из элементов заданную модель, а самое главное — логически мыслить.

У этой игры есть разные степени сложности, которые можно использовать с детьми разного возраста.

1. Составление фигур методом наложения на схему танграма. Ребенку дается схема фигуры танграма, он должен наложить все элементы танграма на неё.

2. Составление фигур по образцу. Ребенку дается схема танграма, но он уже должен сложить фигуру из элементов рядом на столе.

3. Составление фигур по контурному изображению. Ребенок должен сложить фигуру танграма по ее контуру.

4. Составление фигур по собственному замыслу. На этом этапе ребенок самостоятельно придумывает фигуры для составления, что очень хорошо развивает воображение.

Это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв.

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат (величина его практически может быть любой: 5×5, 7×7, 10×10, 12×12 см и т.д.) из картона или пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам, и параллелограмм, по площади равный квадрату.

Правила игры:

1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

При составлении силуэтов взрослый постоянно напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу.

Взрослый может применять некоторые приёмы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребёнку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребёнком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребёнка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного.
Помощь ребёнку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку внимательно. Из каких фигур она составлена?», «Попробуй сделать ещё раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же», «Вначале хорошо подумай, а потом делай».

Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.

Интересна история появления этой игры. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. И тогда император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом. И повелел он им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, а также и понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» – квадрат, разрезанный на семь частей.

Этапы освоения игры «Танграм»

Первый этап — ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

I.
Цель. Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
Материал: у детей наборы фигур к игре «Танграм», у воспитателя фланелеграф и набор фигур к нему.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор фигур, назвать их, сосчитать и определить общее количество. Дает задания:
1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.
Вопросы для анализа: «Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?» (Два больших, 2 маленьких и 1 средний по размеру.)
2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.
3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры».
В итоге воспитатель обобщает: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры — квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам». (Показывает на фланелеграфе)

II.
Цель. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Материал: у детей — наборы фигур к игре «Танграм». У воспитателя — фланелеграф и таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами.
Ход работы. Дети, рассмотрев фигуры, делят их по заданию воспитателя на 2 группы: треугольники и четырехугольники.
Воспитатель поясняет, что это набор фигур к игре, называется она головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Можно составить много интересных изображений.
1.Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.
2.Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала — квадрат, затем — четырехугольник.).
3.Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник.)
4.Воспитатель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры (см. рис.). Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их.
Воспитатель составляет их на фланелеграфе.

Дается задание на составление нескольких фигур по собственному замыслу детей.
Итак, на первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание в плане представления, а затем — практически: «Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте».

Второй этап — составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

Составление фигуры-силуэта зайца
Цель . Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: у детей — набор фигур к игре «Танграм», образец.

Ход работы. Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца (см. рис.) и говорит: «Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?» Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров; предлагает нескольким детям ответить.

Р. Голова зайца составлена из квадрата, ухо — из четырехугольника, туловище — из двух треугольников, а лапы — тоже из треугольников.

В. Правильно ли рассказал Коля? Если заметили ошибки, исправьте их.
Воспитатель просит рассказать другого ребенка.

Р. Туловище надо составить из 2 больших треугольников, лапу (вот эту) — из среднего треугольника и маленького, а другую — из маленького треугольника.

В. Теперь посмотрите, какую геометрическую фигуру образуют 2 больших треугольника. Покажите стороны, углы этой фигуры.

Р. Это четырехугольник (показывает его контур, считает углы, стороны).

В. А какую фигуру образует вместе средний и маленький треугольник?

Р. Это четырехугольник, вот здесь (показывает) не как у прямоугольника.

В. Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьмите свои наборы и составляйте. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли составил.
После того как фигура составлена, воспитатель просит двоих детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по порядку.

Р. Я составила так: голову и ухо — из квадрата и четырехугольника, туловище — из 2 больших треугольников, лапы — из среднего и маленького и 1 лапку — из маленького треугольника.

Р. У меня ухо составлено из четырехугольника, голова — из квадрата, лапа — из треугольника, туловище — из больших треугольников, лапы — вот эти — из 2 треугольников.
Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее.

Третий этап освоения игры — воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)

Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся
Цель. Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.
Материал: наборы, фигур к игре «Танграм», фланелеграф, образец, доска и мел.

Ход работы. Воспитатель обращает внимание детей на образец: «Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?»

Р. Я думаю, что туловище составлено из 2 больших треугольников, голова — из маленького треугольника, шея — из квадрата, лапы — треугольники.

Р. Я думаю, что голова из среднего треугольника составлена, а дальше все так же, как Лена говорила.

Р. Голова из среднего треугольника, шея — из квадрата, а туловище — из 2 больших треугольников, вот так они лежат (показывает), и четырехугольника, а ноги — из маленьких треугольников.

В. Возьмите фигуры и составляйте. И мы узнаем, кто из ребят прав.

После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.

В дальнейшем возможно проведение анализа образца составляемой фигуры не в начале занятия, а в ходе его, когда дети апробируют различные пути составления на основе предположительного самостоятельного анализа.

Пасьянс Солитер