Старая добрая игра колечко выйди на крылечко. Дворовые

Наталья Плахтеева

Детство – самое беззаботное и безмятежное время для человека. Всё свободное время дети играют. В игре развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, умение управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей. Во дворе и комнате, на улице - повсюду дети заводят разные игры. Это могут быть и старинные народные игры - игры с предметами (камушками, колечками, платочками, хороводные, словесные. Многие из дворовых игр, в которые мы играли в детстве, сейчас позабыты.

В этой публикации предлагаю вспомнить с нами некоторые старинные народные детские игры и научить ваших детей играть в них.

«Я садовником родился.»

Правила игры

С помощью считалочки выбирается водящий, он становится «садовником».

Остальные игроки становятся «цветами» и выбирает себе название цветка.

Садовник говорит:

– Я садовником родился,

не на шутку рассердился,

все цветы мне надоели,

кроме "ромашки"

«Ромашка» сразу должна отозваться и воскликнуть

– Что с тобой?

– Влюблена!

– В кого?

– В «Василёк»!

«Василёк» тут же должен отозваться

В конце игры разыгрывают фанты.

Садовник отворачивается или закрывает глаза. Один ребёнок (или воспитатель) достаёт фант и спрашивает у садовника, что надо сделать этому фанту?

Садовник назначает ему задание (попрыгать на одной ноге, прокукарекать, и т. д.). Владелец фанта выполняет задание и забирает фант.

"Колечко"

Правила игры

Выбирается ведущий (желательно подбирать старинные считалки для выбора ведущего). Дети садятся на скамейку, выставляют руки вперед, сложив ладошки "лодочкой".

Ведущий зажимает между ладошками колечко и проходит через весь ряд игроков, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Одному из детей ведущий незаметно кладет колечко. Тот, у кого в руках кольцо, старается ничем себя не выдать. Ведущий произносит:

"Колечко - колечко, выйди на крылечко!"

Игрок с кольцом в руках должен выскочить, а другие стараются его поймать. Если его поймали, он возвращается на скамейку. А если он выскочил, то становится новым ведущим.

Игра с Солнцем

Правила игры

Дети становятся в круг. В центре круга ребёнок - «Солнце» Дети водят хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети подходят ближе к «Солнцу», сужая круг, кланяются, отходят, расширяя круг. Ребёнок, стоящий в центре круга «Солнце» говорит: «Горю!» Дети разбегаются врассыпную, а ребёнок-«Солнце» догоняет их. Кого из детей он поймает, тот становится «Солнцем».


Детская игра «Краски (Монах)»

Правила игры

Считалкой выбираются два игрока - «продавец» и «покупатель (Монах)», а остальные дети - «краски». Каждая «краска» загадывает свой цвет на ухо «продавцу», который запоминает и следит, чтобы цвета не повторялись. Когда все расселись на лавке, подходит «покупатель» (Монах). Между ними начинается диалог:

- Тук, тук.

Кто там?

Я монах в красных штанах, синей рубахе, приехал на собаке.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

«Монах» называет цвет. Если такого цвета нет, то «продавец» говорит:

«Такой краски нет, скачи по дорожке на одной ножке»

«Монах» быстро прыгает вокруг скамейки, возвращается и снова пытается купить краску. Если краска угадана «продавец» называет цену (до 10). Пока Монах "платит", хлопая по ладони «продавца», «краска» убегает. Монах ловит краску. Если поймал, садится на скамейку к краскам, а пойманная краска становится Монахом. Если монах не поймал краску, игра продолжается.

«Колечко с лентой»

Правила игры

На яркую ленту надевают колечко. Концы ленты связывают, чтобы колечко свободно проходило по ленте. Дети встают в круг и берутся за ленту руками. В центре круга стоит ведущий. Он закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети говорят такие слова:

«Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Выходи кольцо искать!

Пока звучит стишок, дети быстро передвигают кольцо по ленте. Когда звучит фраза «Выходи кольцо искать!» , тот, у кого оказалось кольцо прячет его в руках. Ведущий открывает глаза и ищет кольцо. Если он угадал, у кого в руках кольцо, то тот ребёнок становится ведущим.


Эти старинные детские игры очень понравились и нашим воспитанникам, и их родителям !

Екатерина Игорьевна Черепенькина
Игра «Колечко»

игра «КОЛЕЧКО »

проводится по типу народной игры «Колечко » .

Пояснительная записка

Игра предназначена для детей в возрасте 5-7 лет.

В игре участвуют от 3 до 6 детей.

Игру с детьми проводит взрослый, старшие дети, после объяснения правил, могут играть самостоятельно .

Обязательно необходимо поощрение ребенку, если он справился с заданием и помощь, если он затрудняется.

Игра проводится на улице , либо в группе, либо в пространстве кабинета, где не ограничиваются движения ребенка.

Продолжительность игры зависит от интереса детей, но желательно не более 10-15 минут.

Цель : Закрепление умения выделять звук из состава слова и придумывать слова с заданным звуком через игру.

Задачи :

Способствовать развитию фонематических процессов;

Расширять и активизировать словарный запас детей;

Автоматизировать в речи поставленные звуки;

Развивать произвольное внимание, логическое мышление и память;

Закрепить умение классифицировать предметы.

В комплект игры входят : колечко , картинки-подсказки на заданный звук по определенной лексической теме.

Ход игры

Считалкой выбирается ведущий. Дети становятся в шеренгу (либо садятся на стульчики в ряд) . Ведущий, в сложенные лодочкой детские ладошки, выборочно вкладывает колечко . Произносит слова : «Колечко , колечко выйди на крылечко » . Выбранный ребенок должен ответить на вопрос ведущего, делая три шага вперед, давая с каждым шагом три слова – ответа, не замедляя темпа ходьбы. Примерные варианты вопросов :

Какую одежду ты можешь купить на звук [К]? (костюм, брюки, кофту) -Что ты можешь приготовить на обед со звуком [С]? (суп, сок, фасоль)

Что можешь нарисовать со звуком [Р]? (ромашку, трактор, забор) и т. д.

Проигравший платит фант , который в конце игры разыгрывается детьми-победителями. В случае затруднения возможна помощь картинками.

Публикации по теме:

Аппликация по произведению С. Маршака «Кто колечко найдет?» Аппликация по произведению С. Маршака «Кто колечко найдет?» Цель з а н я т и я. Продолжать учить детей вырезать из прямоугoльника oкруглые.

Дидактическая игра по познавательному развитию детей в младшей группе «Волшебные колечки» Цель: закрепить представления о четырех основных цветах, способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук. Дидактический.

Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Дидактическая игра «Звуко – буквики» Цель: Учить детей проводить звуковой анализ слов, вычленять словесное ударение. Закреплять умение определять.

Игра «Куб и НОД и я» Игра «Куб и НОД и я» довольно интересна, Для всех возрастов она очень уместна. Загадочный кубик легко ты бросаешь,.

Цель: Формировать у детей знания о крупных предприятиях Пермского края и их значении в жизни людей. Задачи: 1. Расширять знания детей о.

Игра-путешествие «По тропинке безопасности» для старших и подготовительных групп Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №296» г. Перми Игра – путешествие «По тропинке безопасности».

СБОРНИК ИГР НАШЕГО ДВОРА

"Резиночки"
Цель: развивать вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учить тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Ход игры:
Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих – 3-4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

"Классики" Цель: развивать ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр.
Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное -попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.
"Бояре" Цель: развивать умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».
Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.
"Тише едешь, дальше будешь - стоп" Цель: развивать координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
"Колдунчики" Цель: развивать умение шустро бегать, быстро соображать и реагировать на происходящее.
Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг.
"Море волнуется раз"
Цель: развивать воображение, спонтанность и артистичность.
Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
"Казаки-разбойники" Цель: развивать базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и стойкость.
Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников».
"12 палочек" Цель: развивать умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.
Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.
"Вышибалы" Цель: развивать умение уворачиваться, ловкость, координацию движений
«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
"Я знаю 5 имен" Цель: развивать многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки.
"Съедобное-несъедобное" Цель: развивать чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.
Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.
" Колечко-колечко "
Цель: развивать способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.
" Вы поедете на бал? "
Цель: развивать воображение, подбирать синонимы и задавать вопросы, умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Водящий произносит считалку:

Вам барыня прислала кусочек одеяла

Велела не смеяться,

Губки бантиком не делать,

«Да» и «нет» не говорить,

Черно с белым не носить.

Вы поедете на бал?
После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.
"Я садовником родился"
Цель: развивать память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
"Горячая картошка"
Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимание.

Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре.

Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно - при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Для игроков помладше - то же самое, но мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро (!!! - картошка же горячая, обожжемся!!!) перекидывать следующему игроку. Если кто-то замешкался - тоже идет в круг "провинившихся".

" Штандер-стоп "

Участники – не менее 4 человек.

Считалкой выбираем водящего. Он берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, "Штандер-Паша"; «Штандер-Вася», еще вариация - "Хали-хало Паша"). Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: Штандер-стоп! (Хали-Хало стоп!)
Все замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.

Шаги:

Гигантские - шаг на весь размах ноги

Человеческие - обычные шаги

Лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой

Муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)

Зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге

Утиные - шаги вприсядку

Лягушка - прыжок

Верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул

Лучше назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например: "До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..." После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

Одна из самых интересных, веселых и забавных игр нашего с Вами детства! Часто вспоминается, когда все дети со двора собирались веселой гурьбой, усаживались в ряд и начинали игру. Сколько азарта было, блеска в глазах и интереса к действиям. Каждый рассматривал окружающих и пытался угадать, кому досталось»колечко».

Давайте вернемся с Вами в детство и вспомним, как же играть в эту веселую игру. А правила очень просты.

Правила игры «Колечко, колечко!»

Выбирается один ребенок, который будет главным и будет «водить». Остальные дети садятся в ряд на что-нибудь, будь то скамеечка, пеньки или даже трава. Дома игру конечно тоже можно провести, посадив детей в ряд на стулья или диван.

«Водящему» в руки дается «колечко». «Колечком» может стать любая мелкая вещь, которая свободно помещается в детских ладошках, и которую легко можно передать другому,чтобы никто не заметил этого.

Тот, кто «водит», зажимает предмет между ладошками, складывая две руки в виде лодочки. Все участники игры делают тоже самое, складывая ладошки, только пустые.

Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю!

После этих слов он свою «лодочку» из рук вкладывает в «лодочку» игрока, и так походит и делает всем по-очереди. Кому-то одному из них он и передает «колечко».

Задача «водящего» заключается в том, чтобы передать «колечко» незаметно для других игроков, чтобы никто из них не догадался, у кого колечко! А игрок, которому дали «колечко», никак не должен выдавать своим видом,что оно у него. Иначе все догадаются, и он проиграет!

Когда «водящий» уже обошёл всех участников, он отходит от них и произносит:

Колечко, колечко, выйди на крылечко!

Игрок, которому «водящий» передал» колечко, должен быстро вскочить и убежать от всех детей, подбежать к «водящему». Дети в этот момент должны интуитивно понять, у кого «колечко» и не дать этому игроку убежать от них, задерживая его всеми силами.

Если все же тому, у кого появилось «колечко», удалось вырваться от всех, тогда он становится «водящим». Если же у него не получилось убежать от игроков, то он садится на место, а «водящим» остается тот же ребенок.

Видео

Екатерина Григорьевна Байбородина, 1947 г. р., с. И.-Подомское (родом – д. Мишина Гора)

«Топотуха» (пляска-игра или игра-пляска)

Правила игры: девка выходит в круг. Начинает плясать. Подходит к парню, который ей глянется (нравится) и топает. Пляшут вдвоем, проходят круг. Если эта девка парню не мила, он оттопывает ей ногой. Девка уходит с круга, а парень топает ногой той девке, с которой хочет поплясать.

Они схватываются и пляшут. Если же парень этой девке не хорош, она ему оттопывает, тогда парень уходит с круга. Она пляшет одна и высматривает, к какому же парню подойти, топнуть, чтобы доле поплясать. А парень в это время может ей подмигнуть или подать какой-либо другой знак. Тогда эта девушка подходит к нему и топает.

Примечание: может на кругу образоваться не одна пара.

Записано Е. Г. Байбородиной в 2004 году от Александровой Юлии Владимировны (1929–2010), с. Шалимово

Правила игры: выходит парень в круг, подходит к девке, топает, как бы этим самым говорит ей: «Выходи!». Девка, не отказывая, выходит с ним плясать.

Парень же, поплясав, может ей оттопнуть и пойти к той девке, какую ему надо, – топает.

Пошли плясать. Девка, которая уже поплясала с одним, могла тоже выбирать себе другого парня, – шла и топала. Так и плясали, кому сколько охота.

Записано Е. Г. Байбородиной в 2004 году от Валентины Александровны Субботиной (1919–2007 ), с. Шалимово

Правила игры: выбирается водящий, можно считалкой:

«Ехал Ванька на пеганке,

Полтораста рублей санки,

25 рублей дуга,

Парень девушке слуга.

Ты, слуга, подай карету,

Дак я сяду и поеду.

Ты, слуга, подай метлу,

Я карету вымету».

Считалка записана Е. Г. Байбородиной в 1992 г. от Анфисьи Алексеевны Кашенцевой (1919–1994), д. Воронцово (родом – д. Мишина Гора)

«Тара-бара, домой пора.

Коров доить, тебе водить» –

Ему завязывают глаза, он приседает на корточки в середине круга. Другие участники игры образуют круг (хоровод) и поют:

«Сиди, сиди Яша,

Ты забава наша,

Ты грызи орехи

Для своей потехи…»

Все останавливаются, Яша поднимается и кружится вокруг себя с закрытыми глазами. Играющие поют: «Свои руки положи, имя правильно скажи». «Яша» направляется к играющим, ощупывает их, называет имя. Если угадал – меняются местами, если нет – снова водит, и игра продолжается с тем же водящим «Яшей».

Посиделочные игры

Эти игры тем хороши, что в них могут участвовать все присутствующие на посиделках (записаны разные варианты).

– Во что сыграем? – В колечко. Чур, я буду водить!

– Нет, я! – Нет, я!

«Кольцо на лицо»

В данную игру играли во многих наших деревнях. Правила очень просты: участники садятся на лавки, руки кладут на колени, сложив их «лодочкой». Водящий с колечком (булавкой, пуговкой, монетой) обходит всех играющих, прикасаясь к их рукам, кому-то из них опускает колечко в руку. Затем он выходит на середину и выкрикивает: «Кольцо на лицо!». Тот, у кого «кольцо», должен выскочить. Сидящие с ним рядом слева и справа задерживают его. Если удалось выскочить, он становится водящим, если нет, то водящий остается тот же.

Примечание : в эту игру играли в основном дети и подростки.

А вот Неонилла Павловна Ларионова (1925–2009) из села Павловска (родом – д. Коновалиха) рассказала о двух играх, которые назвала: «Колечко, колечко, выйди на крылечко» и просто – «Колечко ».

«Колечко, колечко, выйди на крылечко»

Правила игры: выбирают по считалке двух водящих (обычно девушку и парня). Каждый из них с колечком в сомкнутых ладонях обходит играющих и проводит ладонями, роняя колечко кому-то одному или одной, обычно тому, кто нравится. Один из водящих (парень) обходит девушек, второй (девушка) – парней. Другие игроки подставляют свои ладони, сложенные лодочкой. После чего оба водящих одновременно выкрикивают: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Выходит парень из команды парней и девушка из своей команды, встают спиной друг к другу. Все играющие хором произносят: «Раз, два, три!». Девушка и парень на счет «три» поворачивают головы в стороны. Если повернулись в одну сторону, то целуются, если в разные – пожимают друг другу руки. В любом случае они становятся водящими, и игра повторяется.

Примечание : игра поцелуйная, играли только на взрослых посиделках.

«Колечко» (пляска-игра)

Правила игры: выходит девка, поплясала, попела, хлопает парня. Вначале пляшут навстречу друг другу (порознь), схватившись друг с другом, повертываются. Девка, которая вначале плясала, садится, а парень, с которым она плясала, хлопает другую. Опять эта пара поплясала, попела, повернулась, и парень садится, а девка хлопает, и т. д.

Записано Е. Г. Байбородиной в 2000 году от Валентины Николаевны Быковой (1933–2007), с. И.-Подомское (родом – д. Коновалиха) и в 2007 году от Неониллы Павловны Ларионовой (1925 –2009), с. Павловск (родом – д. Коновалиха)

«Золотце, ко мне!»

Правила игры: выбирается водящий считалкой, остальные играющие садятся на скамейку, положив руки на колени и сложив ладоши «лодочкой». Водящий должен положить одному из играющих булавочку, пуговку или колечко (игроки не должны видеть – кому). Потом водящий отходит на 4–5 шагов от скамейки и громко произносит: «Золотце, ко мне!». У кого в руках булавка или колечко, тот должен выскочить. Если сидящие с ним по ту и другую сторону его задержали, то водящий остается тот же. Если все же удается выскочить, то этот игрок становится водящим, а предыдущий водящий садится на его место. Если играющего задержали, то он отдает любой фант (платок, заколку, ленточку, пояс, ботинок и др.) и выходит из игры. Игру продолжает тот же водящий. Как только на скамейке остается 2–3 человека, все фанты разыгрываются. Водящий берет в руки любой фант и спрашивает: «Этому фанту что сделать?». Задания могут быть самые разные (спеть частушку, рассказать стишок, прокукарекать, угостить конфетой, попрыгать и т. д.). Перед началом игры можно оговорить условия, например, «играть до 5 или 7 фантов».

Записано Н. В. Полушиной в 2010 году от Галины Павловны Соловьевой, 1939 г. р., д. Карино (родом – д. Аксеновская)

«Суседушко-батанушко»

Правила игры: садились все в один ряд (можно и полукругом). Один (водящий, который избирается считалкой) выходит на середину избы, в руках у него штучка («бабу́шка»). Он незаметно кладет ее кому-то одному в руки или в подол платья и говорит: «Суседушко-батанушко, ко мне!». Кому досталась «бабушка», тот должен выскочить, а сидящие рядом с ним с той и другой стороны его удерживают. Если удержали, то водящий остается тот же. Если же успел выскочить и его не удержали, то этот играющий становится водящим. Играют, пока всем не надоест. Во время игры поют частушку.

Пасьянс Солитер