Детский мат в шахматах. Что это такое? Шах и мат в шахматах

В книгах с шахматными задачами мат в 3 хода будет одной из первых головоломок. Этому учат уже на первых уроках в шахматных школах.

Детский мат

Многие полагают, что мат в 3 хода имеет другое название - детский. На самом деле это не так. Детский мат ставится в четыре хода. Такая ситуация возникла из-за того, что такую расстановку обычно разыгрывают новички - а это, как правило, дети.

Суть детского мата заключается в том, чтобы атаковать уязвимую клетку F7. Уязвимой она является из-за того, что защищает ее только одна фигура - король. Рассмотрим классический мат в четыре хода белыми. Первое действие - королевская пешка на Е4. Черные должны сделать аналогичный ход. Второй ход белых - белый офицер на С4. После этого черный конь ходит с В2 на С6, а белая королева - на Н5. Затем происходит самая главная ошибка - в попытке атаковать конь ходит на клетку F6. Пешка, которая находится на F7, остается защищенной только королем, поэтому ее без проблем захватывает белая королева. Игра закончена.

Мат в 2 и в 3 хода

Мат в 3 хода очень сильно напоминает дурацкий, который ставится в два хода. Но есть отличие. Если дурацкий мат могут поставить только черные фигуры, то на мат в 3 хода способны и белые. Для этого им необходимо совершить ход пешкой, которая находится возле короля , на два шага, а черные должны сделать ход пешкой при черном слоне. Второй ход белых может быть любым, но не должен перекрыть королеве путь к полю Н5. Классический второй ход черных предполагает шаг пешки на G 5. После этого белая королева может захватит поле Н5. Вот и все, на этом игра заканчивается. Предотвратить подобный исход поединка очень легко. Достаточно не делать один из двух описанных выше шагов черных фигур.

Мат в три хода с захватыванием фигур соперника

Белые фигуры могут поставить мат, для которого понадобится три хода, при этом захватив несколько черных фигур. Для начала надо открыть ферзя, а оппонент должен открыть своего короля пешкой, которая находится возле слона. В таком случае ваша пешка может взять пешку соперника, заняв поле F 5. Вы сможете быстро закончить партию только в том случае, когда ваш противник сделает ход пешкой на G 5, чтобы она стала рядом с вашей пешкой. Такой ход сделает невозможной защиту короля. Ход королевой по диагонали на клетку Н5 завершит игру в три хода.

Такой исход поединка встречается очень редко. Дурацкий или детский мат встречаются еще реже. Чтобы заверить игру таким образом, ваш противник должен плохо играть в шахматы. Однако это основы шахматной грамоты, и их нужно освоить для понимания более сложных расстановок.

Многие начинающие игроки сразу хотят научиться, как поставить быстрый мат в шахматах. В представленном выше видео разбираются варианты и комбинации, которые позволяют обыграть слабого соперника буквально за несколько ходов. Однако если вы хотите добиваться победы над искушенными оппонентами, то вам будет полезно ознакомиться с данной стьей.

Как же поставить мат

Шахматы при простых правилах являются одной из наиболее сложных придуманных человечеством интеллектуальных игр. От участников требуется:

  • внимательное отношение к каждому ходу;
  • аналитические способности;
  • стратегическое мышление;
  • терпение;
  • острый ум и прочие помогающие в игре качества.

В шахматах существует огромное множество комбинаций, различные возможные варианты ходов с большим напряжением ресурсов может просчитать современный компьютер. Но для победы этого мало, есть игровые ситуации, в которых мощные компьютеры пасуют, а опытные шахматисты находят правильные решения.

Шахматистам интересны эффектные варианты выигрыша у соперника. Иногда продолжительность шахматных партий растягивается на несколько суток и более. В других случаях за короткое время ставится быстрый мат. Поставленные ловушки позволяют закончить игровой процесс за несколько минут.

В дебютах с начинающим противником «профи» достаточно высокого уровня часто ставят шокирующие соперника быстрые маты. Вы можете изучить подобные комбинации и применять их в своей игре.

Варианты и комбинации

Вариантов постановки так называемого «дурацкого» мата существует всего 8. По этой причине запомнить их несложно. Черные могут осуществить такое окончание партии за 2 хода, белые – за 3. В процессе задействуются пешки и ферзь (в иных вариантах слон).

Предлагаем рассмотреть наиболее употребляемые 3 варианта:

  1. Черную пешку нужно передвинуть на e7, второй ход черных выполняется ферзем (королевой) с перемещением фигуры на e1 (в ином варианте на e8) по диагонали h4 (h5).
  2. Играя белыми, пешкой с поля d2 нужно пойти на d3, на втором ходу пешка от короля идет вперед на 2 клетки, на е4. Тем самым решается задача открытия диагонали, по которой можно двинуть королеву. Конечный результат будет достигнут в том случае, если пешка соперника будет передвинута на g5. Третий завершающий ход белых выполняется ферзем на h5. Все, матовая ситуация!
  3. Играя белыми, можно поставить быстрый мат в 3 хода, сопровождающийся захватом пешки. Первым ходом е4 белые открывают королевскую защиту, вторым захватывается пешка е4xf5. Если король соперника открыт, можно завершить игру перемещением королевы на h5.

Подобные маты ставятся невнимательному противнику, внимание которого тем или иным приемом отвлекается. Постановка их более менее профессиональному игроку практически невозможна. Быстрый мат – удар по репутации начинающего шахматиста, побуждающий его вникать в шахматную теорию.

Детский мат в шахматах имеет такое название, потому что получают его преимущественно дети. А даже если и проигрывает взрослый, то делает это совсем «как ребенок» - т.е. сдает партию быстро и без сопротивления.

Чтобы освоить детский мат, для начала давайте разберемся, что такое вообще мат в шахматах.

Мат - это позиция, когда один из королей не может защититься от нападения вражеских фигур – ни отойти, ни съесть, ни заслониться от атакующих. Это означает, что игрок, король которого «попался», проиграл партию.

Обычно мат ставится в самом конце игры, когда на доске уже минимум фигур. Но проиграть можно и в начале, если делать ошибочные ходы. Детский мат как раз можно получить в дебюте партии. Опытному шахматисту никогда не поставят детский мат, у новичков же еще слишком мало знаний, поэтому они и совершают роковые ошибки.

В действительности, детский мат легко избежать, если играть правильно.




Идея детского мата

Шахматного короля в игре защищают различные фигуры. Если мы посмотрим на доску, то убедимся, что в начальной позиции король стоит в окружении своих помощников – ферзя, слона, пешек. И каждая клетка доски около него (шахматисты называют их полями) так же под их неусыпным надзором. Но если вы немного знакомы с правилами, заметите, что одно из полей рядом с королями– f2 (у белых) и f7 (у черных) защищает только король. Шахматисты называют эти поля слабыми, ведь в случае нападения защитники могут не успеть на подмогу.


Идея детского мата заключается в том, чтобы напасть на слабый пункт. Если играть неправильно, партия очень быстро закончится. Классический детский мат ставится в 4 хода. Атакующая сторона нападает быстроходными ферзем и слоном. Последовательность ходов при детском мате отражена в шахматной нотации:

e4 e5 - означает, что белая пешка пошла на поле e4, а черная на e5.

Фh5 Кc6 - белый ферзь пошел на поле h5, черный конь – на поле c6.

Сc4 Кf6?? - белый слон пошел на поле c4, черный конь – на поле f6. Два вопросительных знака при записи партии означают, что это очень плохой ход.

Ф:f7x Белые съедают пешку на f7 и ставят мат.


Второй и третий ход белых можно поменять местами, это не имеет значения, главное – и слон и ферзь атакуют поле f7. Некоторые игроки считают, что детский мат ставится в 3 хода, т.к. черные не сделали четвертый ход. Но все-таки правильней называть его матом в 4 хода.

Черными мат ставится в такой же позиции, только в зеркальном ее отображении.

Существует еще один вариант детского мата (его еще часто называют дурацким матом):

1.f3 (либо f4) e6 - белая пешка пошла на f4, черная на e6.

2.g4?? Фh4x - белая пешка пошла на g4 – это очень плохой ход. Черные ставят мат ферзем на h4.

Получился мат в 2 хода.

Шахматист так быстро проиграл, потому что открыл слабое поле f7, которые, наоборот, необходимо максимально оберегать.


Защита от детского мата

Как избежать мата в партии? Необходимо внимательно следить за ходами противника – и в случае угроз – немедленно предпринимать меры по защите. Расскажите ребенку, что ферзь очень сильная фигура и выводить его в начале партии ошибочно, ведь он сразу подвергнется атаке со стороны других фигур. Если соперник рано вывел ферзя, чтобы поставить вам мат, необходимо этим воспользоваться – можно напасть на него и заодно предотвратить мат.

В классическом детском мате необходимо защитить пункт f2 (у черных f7). Например, когда ферзь белых встал на h5, отличным ответным ходом за черных будет – ферзь f6. Теперь он будет оберегать поле f7. Далее черным можно будет сходить слоном на поле c5, и проигрывающая сторона становится атакующей, нападая на пункт f2.

Кроме хода ферзь f6, черным могут сходить пешкой g6 с нападением на ферзя белых. Такой вариант подойдет, если черная пешка e5 под защитой (конь стоит на c6 либо пешка на d6). Белые хотели поставить мат, а в итоге им придется спешно убегать, чтобы не лишиться ферзя. Позиция у черных стала лучше, чем у белых. Существуют и другие способы защититься.

Чтобы не получить дурацкий мат, достаточно не делать откровенно слабые ходы – f4 и g4.



Как помочь ребенку запомнить детский мат

  • Объясните ему, что значит термин - слабые поля в шахматах, приведите примеры таких полей. Почему f2 и f7 называют слабыми? Какие фигуры их защищают?
  • Покажите на шахматной доске, как можно сделать детский мат белыми и черными фигурами (следуя советам из статьи)
  • Начните отрабатывать технику - пусть ребенок поставит вам детский мат белыми, а потом и черными фигурами. Делайте слабые ходы, пусть несколько раз обыграет вас без сопротивления. Главное – чтобы понял идею и примерную последовательность вывода фигур.

сложность: ★

Детский мат - один из примитивнейших способов выиграть партию белыми. Своё популярное название он получил от того, что часто встречается в детских турнирах. Но разумеется, в шахматы невозможно выиграть простыми методами у более-менее искушённого противника. Тем не менее, многие задаются вопросом, как поставить детский мат. Посмотрим, в чём же он заключается и как от него защититься.


1. e4 e5

Обе стороны начинают игру самыми популярными ходами. Ходом е4 белые занимают центр пешкой, открывают диагонали для слона и ферзя. Те же цели преследуют и чёрные, играя е5.

Но уже следующим своим ходом белые обозначают агрессивные намерения. Вводится в игру ферзь, при этом создаётся нападение на пешку е5. Но эта угроза слишком прозрачна, а белые нарушают один из важнейших принципов разыгрывания дебюта: не вводить ферзя в игру слишком рано. Лучше сыграть 2. Кf3, после чего игра может перейти, например, в испанскую партию , итальянскую партию или защиту двух коней . Ход 2. Кс3 ведёт к венской партии . Существует и острая жертва пешки 2. f4 - королевский гамбит .

2. ... Кc6

Чёрные развивают коня, защищая пешку.

Белые развивают слона, создавая угрозу самому слабому пункту в лагере соперника - пешке f7. Если чёрные теперь сделают беспечный ход, например 3. ... Кf6, то последует мат в 1 ход 4. Фf7# - тот самый детский мат! На эту простенькую ловушку и рассчитывают белые. Но чёрные не обязаны в неё попадаться...

3. ... g6

Вот и простая защита от детского мата. Чёрные отражают угрозу "с темпом". Так на шахматном языке называются ходы, время. Белые теперь вынуждены тратить ход на то, чтобы отступить ферзём, вместо того, чтобы, например, продолжить развитие других фигур. Потому и не рекомендуется вводить в игру самую ценную фигуру слишком рано.

Белые тоже пытаются отступить "с темпом". Вновь грозит Ф:f7#.

4. ... Кf6

Но чёрные продолжают успешно сочетать защиту с развитием собственных сил. Конь сейчас защищён ферзём d8 и белым невыгодно его брать.

Лучше было начинать наконец развивать другие фигуры, сыграв, например, 5. Ке2. Но белые упорствуют в своём намерении съесть пешку f7. Правда, теперь на острие атаки слон и мат не грозит.

5. ... Кd4!

Чёрные переходят в контратаку. Под ударом ферзь, пешка с2, пешка е4... Но разве белые не могут взять пешку f7?

6. С:f7+

Если белые сыграют 6. Фd3, пытаясь защитить все свои слабости, то последует 6. ... d5! 7. еd Cf5 с последующим 8. ... K:c2+ и выигрышем ладьи а1 с помощью двойного удара .

6. ... Крe7

Выясняется, что теперь ферзь должен отступить от атаки коня так, чтобы сохранить защиту слона f7.

7. Фc4 b5!

Несмотря на то, что детский мат и может принести несколько очков в турнирах начинающих, привыкших делать ходы е5, Кc6, Кf6 вне зависимости от того, что делает соперник, играть так белыми вредно для собственного совершенствования. Ведь на вопрос "как поставить детский мат" ответ - никак, если противник знает что делает. Надо учиться переигрывать соперника, а не стремиться поймать его в дешёвую ловушку, нарушая

Мат в 3 хода является одним из представителей быстрых итогов партии, позволяющих закончить игру менее чем за четверть часа. Такая комбинация может применяться против неопытного противника незнающего тонкостей быстрого завершения партии. Стоит отметить, что для выполнения мата в три хода необходимы не только правильные ходы подконтрольных игроку фигур, но и верные ответы противника. То есть это комбинация, в которой самым важным является то, как отвечает на ходы противник.
Рассмотрим два вариант выигрыша партии в 3 хода, без захвата фигур и с захватом фигур. Для обеих комбинаций необходимо играть белыми фигурами и задавать ход игре.

Мат в 3 хода без захвата фигур:

1. Начинается игра ходом пешки на d3, целью этого действия является провокация противника на ответное перемещение пешки на f6. Также подойдёт если оппонент произведет ход пешкой не на одну клетку, а на две разместив её на f7 и открыв короля для удара по диагонали.

2. Следующим ходом белых будет открытие диагонали для ферзя методом перемещения пешки на e4.Ответом чёрных должен стать ход пешкой при коне на g5, тем самым убирая возможность блокировки атаки ферзя этой фигурой.

3. Завершающий ход - это диагональное перемещение ферзя h5, такая комбинация на шахматной доске является матовой.

Мат в 3 хода с захватом фигуры:
1. Первоначально сделай ход пешкой при короле на е4, вследствие чего будет открыт ферзь для хода по диагонали. Ответной реакцией противника должен стать ход слоновой пешкой на f5 как попытка помешать продвижению вашей пешки.

2. После хода противника он сделал возможным убийство его пешки на f5, незамедлительно делаем такой ход, оставляя оппонента без одной фигуры на доске.

Ответом чёрных должен стать ход пешкой при коне на две клетки (на g5).

Отсутствие двух пешек при слоне и коне на исходной позиции, делает возможным мат ферзём, перемещённым на h5.

В этой ситуации у противника без двух пешек на месте не остаётся средств для осуществления защиты короля.
Данные комбинации являются базовым примером, у которого может быть множество модификаций, основа всего замысла это открытые пешки при слоне и коне. Противник, делая такие ходы, даёт свободу действия для ферзя, расположенного по диагонали к королю на h5.



Разные игры