Настольная игра Скрэббл (Scrabble) Правила игры В счет идет каждое слово! Пустышка в скрабл.

Настольная игра Scrabble - классическая версия

Формально история Scrabble началась в США в 1938 году, когда Альфред Баттс создал прообраз игры под названием Criss-Crosswords. Десятью годами позже дело отца-основателя «Скрэббла» продолжил Джеймс Брюно. Именно он подарил игре ее нынешние имя и правила. Еще четыре года спустя «Скрэббл» вознесся на олимп американского рынка развлечений.

Тогда же начали появляться национальные версии игры. Локализация Scrabble для СССР получила название «Эрудит». С подробным обзором этой игры можно . Возникли также и другие разновидности «Скрэббла». Изменения в них коснулись не только названия, которое в наших широтах частенько произносят как «Скрабл». Есть версия для детей, путешественников, модификация Twists & Turns, математический вариант.

И все же самым популярным остается классический Scrabble. В него играют миллионы людей в самых разных странах, именно по его правилам проводятся локальные турниры и чемпионат мира с внушительным призовым фондом. Кто знает, может быть, когда-нибудь он достанется вам? Веская причина познакомиться со «Скрэбблом» поближе уже сейчас.

Комплектация игры

Поставляется игра в яркой зеленой коробке, которую не стыдно преподнести кому-нибудь в подарок. Внутри упакованы игровое поле, листок с правилами, 102 фишки с буквами и 2 пустые, мешочек и подставки под костяшки. Их всего 4, по числу максимально запланированного количества игроков. Впрочем, играть можно и большей компанией, просто кто-то обойдется без подставок, а сама игра займет меньше времени.

Фишки размером 18x18 мм изготовлены из белого пластика, они легкие, гладкие, приятные на ощупь. Подставки тоже пластиковые, темно-зеленые, достаточно эргономичные. На время игры и последующего хранения фишки удобно сложить в зеленый матерчатый мешочек с надписью Scrabble. Все эти элементы качественные и добротные, даже при интенсивном использовании долго выглядят как новые.

О правилах этого не скажешь. Важнейшая инструкция отпечатана на обычном листке бумаги, который слишком легко мнется. Обращаться с ним нужно предельно аккуратно, иначе он быстро потеряет товарный вид, а буквы начнут стираться.

Долговечность игрового поля тоже вызывает серьезные сомнения. Само поле представляет собой квадрат со стороной 27 см, поделенный на 225 клеток, по 15 в 15 рядах. Оно отпечатано на глянцевой бумаге, которая наклеена на твердый шероховатый картон. Качество печати хорошее, разные цвета клеток чистые и яркие, надписи не расплываются и переведены все.

Но для того чтобы поле занимало меньше места в коробке, твердое основание складывается по центру. А в месте сгиба картон тонкий, так что когда он протрется-прорвется - вопрос времени. На всякий случай лучше быть поосторожнее и с ним тоже.

Правила и игровой процесс

На коробке указано, что «Скрэббл» рассчитан на 2-4 игроков. Считается, что это оптимальное количество человек для партии длительностью примерно в полтора часа. На самом деле игроков может быть и больше, вплоть до 10 и более. Важно, чтобы каждому досталось по 7 фишек с буквами. Правда, в таком случае игра продлится недолго и будет не слишком увлекательной. Если же в компании человек 6-8 - все отлично.

Вначале участники игры проводят жеребьевку. То есть вытягивают по одной из мешочка со всеми фишками. Тот, кому достанется ближайшая к началу алфавита буква, получает право сделать ход первым. Для этого костяшки, извлеченные для жеребьевки, отправляются назад в мешочек, после чего каждый игрок берет оттуда по 7 фишек. Разумеется, соперникам их лучше не показывать.

Теперь можно начинать игру. Суть «Скрэббла» заключается в составлении слов из букв, которые выпали участникам. Первый игрок выкладывает на поле слово, расставляя костяшки с буквами по вертикали или горизонтали так, чтобы одна из них заняла центральную клетку поля. Этот квадрат отмечен звездочкой и удваивает очки, полученные за слово.

Чтобы подсчитать их, нужно сложить стоимость каждой буквы, написанной под ней на фишке. (Для подсчета баллов, заработанных игроками, потребуются бумага и ручка. Причем записывать в эту ведомость стоит не только очки, но и сами слова - так значительно удобнее.) Поскольку игрок потратил часть фишек, он вынимает то же количество костяшек из мешочка. Так на руках у него вновь оказывается 7 фишек.

Тем временем следующий участник партии добавляет к составленному слову одну или несколько букв. В итоге на игровом поле должно появиться новое слово. Использование для этого букв, выставленных первым участником, обязательно. Нельзя составить отдельно расположенное слово на другом конце игрового поля, только чтобы получить в два раза больше очков.

Свои буквы можно разместить между двумя разными словами (такая возможность появляется ближе к середине игры), перед словом предыдущего участника, позади него, под прямым углом или параллельно, вплотную к нему. В этом последнем случае полностью соприкасающиеся буквы должны образовывать самостоятельные полные слова.

Это сложно, но есть и хорошая новость: разрешается использовать множественную форму слов, склонения по падежам разных частей речи, включая глаголы разных времен, частицы. Проще перечислить, что остается под запретом. Нельзя использовать несуществующие слова, приставки, суффиксы, сокращения, слова с дефисом, апострофом и имена собственные.

Сделав свой ход, игрок добирает фишки до семи штук и подсчитывает очки за слово. Правильно разместив букву, за нее или все слово целиком можно выручить удвоенное либо утроенное количество баллов. Достаточно занять цветную призовую клетку с соответствующей подписью.

И тут есть один нюанс. В общий зачет игрока идут даже те буквы составленного им слова, которые уже были размещены на игровом поле. А вот призовые очки за те из них, что попали на двойные-тройные клетки стараниями предыдущего участника, второй раз призовые баллы не приносят. Считается только чистая стоимость каждой буквы.

Так проходит весь игровой процесс. Участники составляют свои слова, подсчитывают за них очки, пытаются выжать максимум из выпавших им букв. Если у игрока не получается составить слово из фишек, имеющихся на руках, он пропускает ход или в обмен на пропуск меняет одну из костяшек. Естественно, наугад.

Партия в «Скрэббл» считается завершенной, когда мешочек с фишками пуст, один из участников полностью использовал свои костяшки или все успели пропустить по два хода. То же самое происходит, если составить слово не получается ни у кого из игроков даже после смены фишек. Тогда игра завершается, а победителем становится тот, кто заработал наибольшее количество очков.

Впечатления от игры

«Скрэббл» заслуженно считается игрой не только интересной, но и очень полезной. По мнению компетентных специалистов, она развивает логическое мышление, внимательность, расширяет словарный запас и повышает уровень грамотности. Многие опытные фанаты игры сравнивают ее с шахматами и делятся друг с другом стратегиями выигрыша.

Ну а начинающие любители «Скрэббла» с удивлением обнаруживают, что это захватывающее и веселое действо. Ведь после чтения правил может сложиться впечатление, что «Скрэббл» - игра сложная и запредельно нудная. На деле игровой процесс оказывается гораздо проще и веселее, чем ожидаешь.

В игру с удовольствием играют подростки и взрослые люди, парочки и большие компании. Партия в «Скрэббл» уместна даже на праздничной вечеринке, где выяснения, существует ли то или иное слово, проходят с особым азартом. А еще эта игра - хороший нетривиальный подарок, краснеть за который точно не придется.


Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…

Вадим Шефнер, “Слова”

Скрабл (Скраббл, Scrabble)– классическая игра, за которой коротало вечера не одно поколение семей. Она известна в 122 странах мира как отличное интеллектуальное развлечение.

Об игре «Скрабл»

«Скрабл» – , придуманная 80 лет назад американским архитектором Альфредом Баттсом. После десяти лет неудачных попыток реализации и многочисленных доработок, она наконец «выстрелила» и объединила любителей кроссвордов и анаграмм.

Изначально игра называлась «Criss-Crosswords», но предприниматель, выкупивший ее у автора, переименовал ее в «Scrabble» – именно под этим названием она и вошла в историю. «Scrabble» (скрабл, скреббл, скрэббл, скрибл – все произносят по-разному) с английского переводится как ««лихорадочно искать что-либо», «рыться».

За свою долгую жизнь игра разошлась тиражом в сто миллионов экземпляров. Ее выпускают на 31 языке. В США и Европе проводят регулярные чемпионаты для «словоделов», готовых в «Скрабл» играть всегда и везде.

Конечно, наиболее популярна оригинальная версия для вдумчивой игры за столом. «Скрабл» дорожный отличается от нее строение поля – оно не гладкое, а с выемками под каждую фишку, чтобы тряска вагона поезда не разрушала сложенные слова. Размеры позволяют использовать сет и дома, и в путешествии.

Есть и детский набор. На его поле уже написаны слова – достаточно внимательно посмотреть на буквы, которые у вас на руках, и выложить их по образцу.


Насколько «Скрабл» известен в нашей стране

В РФ больше известна бюджетная копия под названием «Эрудит» (ранее «Крестословица» и « »), появившаяся еще в 60-х годах прошлого века. В некоторых случаях ее даже делают своими руками, расчерчивая поле и вырезая фишки из картона.

Оригинальная настольная игра «Скрабл» («Scrabble») на русском языке стала набирать популярность в постсоветский период. Сейчас существует даже общественная организация «Федерация Скрэббл России», объединяющая самых ярых любителей игры в слова и проводящая турниры по всей стране.

«Скрабл» можно найти дома, в гостях, в заведениях вроде тайм-кафе и тематических ресторанов. Это отличный помощник для улучшения словарного запаса и проведения времени с пользой для ума.

Хорош ли «Скрабл» в качестве семейной игры?

«Скрабл» («скрэббл») идеально подходит для тихих семейных вечеров и посиделок в компании друзей, предпочитающих интеллектуальные развлечения для проверки своих знаний.

Если вы играете на домашнем уровне, то строго следовать всем правилам необязательно. Например, можно будет разрешить участникам использовать все падежи и склонения, и слова либо единственного числа, либо множественного. А вот для серьезной игры расписаны четкие правила.

Что в комплекте «Скрабл»

В большой коробке вы найдете:

  • правила игры;
  • игровое поле 15 на 15 клеток;
  • 4 подставки для фишек;
  • мешочек со 104 квадратными костяшками с написанными на них буквами и их «ценой».


Кстати, как замечалось выше, называют игру кто во что горазд. Транскрипция слова «scrabble» звучит как «скрэббл», именно так правильно. Но чаще можно увидеть написание и услышать более привычное русскому уху «скрабл».

Подготовка к игре «Scrabble»

Прежде чем приступить к игре, приготовьте лист бумаги и ручку. Страницу нужно будет разделить на столько столбцов, сколько игроков, и подписать их. Здесь будут фиксироваться заработанные очки.

Все костяшки с буквами ссыпьте в мешочек и перемешайте. Каждый участник вытягивает вслепую по одной фишке – у кого окажется фишка с буквой, ближайшей к началу алфавита (имейте в виду, что «пустышка» идет раньше, чем «А»), тот ходит первым. Далее – по часовой стрелке.

Пригодится и специальный словарь « » или «Скрабл», где перечислены допустимые слова. Подойдет и обычный орфографический словарь. Пользоваться им при составлении лексем нельзя – только при проверке в спорных случаях.

Участники кладут перед собой подставки для костяшек, по очереди не глядя берут из мешочка по 7 костяшек (вытянутую при жеребьевке убирают назад) и размещают их на подставке.


Цель игры

Цель игры – набрать как можно больше очков. Для этого нужно не просто составлять слова, но и с максимальной выгодой размещать их на поле, чтобы заработать больше. Каждый из игроков старается положить свои костяшки на бонусные клетки, а следующий игрок – воспользоваться промашками противниками или появившимися возможностями.

Взаимная помощь и игра «Скрабл» («Эрудит») не совместимы, если только это не обучающая партия. Игрок может видеть только свои фишки и только ими оперировать.

Время любительской игры не ограничено.

В итоге каждое слово на игровом поле должно хорошо читаться, не получаться абракадабра, иначе у вас будет не «Scrabble», а «scramble» (от английского «свалка»). По составленной из букв, выложенных игроками, сетке должно быть возможно составлять слова для кроссворда.


«Scrabble» – правила и стратегия игры

Классическая «Scrabble» – настольная игра с жесткими условиями. Правила «Скрэбл» подразумевают не только составление словечек из букв – делать это полагается строго определенным способом.

В Scrabble правила ограничивают выбор разрешенных слов. Используемая иностранная лексика должна быть зафиксирована в русском написании в словаре, а не опираться на произношение и транскрипцию. Так, можно составить «pen» или «cafe», если вы играете в «Скрабл» на английском, но если она у вас не «english», а «русская», то придется писать перевод – «ручка» и «кофе», а не «пэн» и «кафэ».

Базовая стратегия игры – составлять не только длинные, но наиболее ценные слова – из редких букв и попадающие на бонусные поля. И, по возможности, отсекать противнику доступ к выгодным ходам.

В дорожной версии «Скрабл тревел делюкс» («scrabble travel deluxe») правила совпадают с оригиналом полностью. Настольная игра от фирмы «Mattel» «Скрабл Джуниор» имеет одно принципиальное отличие, о котором сказано выше.

Что такое «bingo in scrabble»? Это развлечение, похожее на «Русское лото», только вместо чисел – слова, а вместо цифр из мешочка тянутся буквы.


Как играть в «Скрабл»

Участвуют от 2 до 4 человек. Они пишут фишками на доске взаимосвязанные слова по принципу кроссворда.

При выкладывании необходимо соблюдать важные условия:

  • Располагаться буквы должны строго по горизонтали или по вертикали, пересекаясь с уже выложенными;
  • Допускается наращивание одного слова так, чтобы получалось новое полноценное («лес» – «лесник»). Но нельзя прибавлять буквы к середине слова и иметь на выходе бессмыслицу («рука»+«лач»= не «калач», а «рукалач»);
  • Нельзя сдвигать уже лежащие фишки, чтобы, например, превратить «рука» в «ручка»;
  • Можно одним махом выкладывать два слова, если позволяет удачное соседство. Одно будет читаться сверху вниз, второе слева направо;
  • Разрешается делать «мостик» между параллельными рядами, достраивая нужное слово;
  • «Пустышка» заменяет любую букву и остается лежать на поле. Ее стоимость равна нулю.

Почти все эти правила не применимы к «Скрабл. Неожиданные повороты» («Scrabble Twists Turns»).

Партия заканчивается, когда израсходованы все фишки или участники больше не могут сделать ни одного хода.

Пояснения для спорных случаев

Все соприкасающиеся по прямой костяшки должны составлять одно слово. Нельзя написать «каша», если после второй «а» стоит «п» от перпендикулярной «шляпы» – иначе выйдет «кашап»;

допустимо повторять одно слово дважды;

в отличие от «Эрудита» «Скрабл» разрешает использование множественной формы существительных и остальные части речи;

буквы можно наращивать с обеих сторон слова («дом» – «придомовой»);

бонусные клетки срабатывают только в тот ход, когда на них ставится фишка;

если игроку удалось составить несколько слов за ход, то он получает очки за каждое по основным правилам;

словарь нужен только для проверки – искать в нем слова на своем ходу нечестно.

Механика

В «скрэббл» механика основана на случайности, знаниях и находчивости участников. Технически ее можно описать как выкладывание слов из случайно выпавших элементов.

В счет идет каждое слово

Каждое новое слово может радикально повлиять на счет, если удачно ляжет на доску. Поэтому будьте внимательны каждый ход.

Маленькая подсказка: можно за ход составить несколько коротких словечек. Даже если они будут дешевые сами по себе, но на них уйдут все фишки, вы получите бонусные баллы.

Подготовка к игре

Перед началом партии в «Скрэббл» подготовьте лист бумаги и ручку. Положите игровое поле, определитесь, кто будет ходить первым, и наберите стартовые 7 костяшек (их добирают после каждого хода).

Подсчет очков

Система, по которой подсчитываются очки, кажется запутанной, но только на первый взгляд.

На каждой костяшке с буквой указана ее «цена» – то, сколько очков принесет ее использование. В зависимости от частоты употребления буквы в языке это значение меняется:

  • А, В, Е, И, Н, О, Р, С, Т – 1 очко;
  • Д, К, Л, М, П, У – 2 очка;
  • Б, Г, Ё, Ь, Я – 3 очка;
  • Й, Ы – 4 очка;
  • Ж, З, Х, Ц, Ч – 5 очков;
  • Ш, Э – 8 очков;
  • Ф, Щ, Ъ – 10 очков.

Когда буквы не попадают на цветные клетки, то их «цена» просто суммируется. Например, короткое «щука» – 10+2+2+1= 15 очков. А длинное «корова» – 2+1+1+1+1+1=7 очков.

Если фишка попадает на светло-синюю клетку, то количество очков буквы умножается на два, если на темно-синюю – на три. В «щука» «щ» попадает на темно-синюю клетку – 10*3+2+2+1=35 очков.

Если слово перекрывает светло-красное поле, то не количество очков буквы умножается, а сумма за все слово умножается на два. Темно-красное поле – на три. «Щука» – (10+2+2+1)*3=45

Слово попадет одновременно на несколько цветных клеток? Сначала умножаем стоимость букв, потом все суммируем, потом умножаем всю сумму.

Те, кто смог за один прием израсходовать все свои семь костяшек, получают дополнительные 50 очков.

За один удачный ход можно заработать до 200 очков.

После финала из общего счета участника вычитается стоимость всех букв, которые остались у него на руках. А если он потратил все фишки, то ему прибавляется сумма штрафов противников.

Обмен косточек

Бывает неудачный ход, в который не удается сложить ни одного самого маленького словечка. В таком случае правила «скрэббл» позволяют пропустить ход и обменять любое количество костяшек вслепую.

Пас и пропуск хода

Участник может не выкладывать ничего и не менять костяшки, а просто сказать «пас». Он получает ноль очков, а ход переходит к следующему. Когда все игроки по очереди сказали «пас» дважды, партия заканчивается – потому что не может продолжаться с игроками-призраками.

Составление первого слова

Составление первого слова, с которого начнется настольная игра, доверяется игроку, выигравшему жеребьевку. Основное условие: минимум две использованные буквы и пересечение центральной клетки со звездочкой. Иногда правило усложняют: первое слово должно быть минимум из пяти букв или из двух слогов.

Скрабл (или в оригинале Scrabble) – это классическая и увлекательная игра в слова. Цель игры заключается в том, чтобы набрать больше всего очков за составленные на игровом поле слова, которые так или иначе привязаны к словам других игроков. Для игры в Скрабл вам потребуется, по крайней мере, один напарник. Так же вам будет необходимо официальное игровое поле и полный набор косточек с буквами. В ходе игры вам придется придумывать слова, подсчитывать очки и оспаривать неверные слова ваших соперников, а при необходимости менять имеющиеся на руках косточки, если они вас совсем не устраивают. При этом один игрок будет ответственен за ведение записи очков, набранных всеми игроками, чтобы в конце игры можно было выявить победителя. Если вам полюбится эта игра, можно будет начать чаще встречаться с друзьями за игровым полем или подумать о вступлении в клуб любителей Скрабла и даже записаться на участие в соответствующих соревнованиях.

Шаги

Часть 1

Подготовка к игре

    Убедитесь, что у вас есть все необходимое для игры в Скрабл. Прежде чем приступать к игре, необходимо убедиться в том, что для нее есть все необходимое. Вам потребуется одно игровое поле, 104 косточки с буквами, по одной подставке для косточек каждому игроку и мешочек для косточек. Также вам придется найти от одного до трех напарников по игре.

    Разыщите словарь, чтобы у вас была возможность разбирать трудные случаи. Бывают ситуации, когда во время игры один из игроков выкладывает такое слово, которое кажется ошибочным другим игрокам или вообще не является словом. В подобной ситуации данное слово требуется проверить по словарю. Поэтому вам просто необходимо иметь под рукой словарь, чтобы разбирать такие случаи.

    Ссыпьте косточки с буквами в мешочек и встряхните его. Чтобы косточки с буквами хорошо перемешались, их необходимо ссыпать в мешок, завязать его и хорошенько встряхнуть. Если у вас нет мешочка, можно просто положить косточки на стол лицом вниз и перетасовать.

    Определите того, кто первым начнет игру. Передайте мешочек по кругу каждому игроку и попросите вытянуть из него по одной косточке. Раскройте вытянутые буквы, выложив их на стол. Игру начинает тот игрок, у кого окажется косточка с буквой “A” или с самой близкой к ней буквой (по алфавиту). Сбросьте косточки с буквами обратно в мешок и снова перемешайте, прежде чем набирать буквы для игры.

    Вытяните из мешка кости для игры. Начиная с игрока, вытянувшего ближайшую к “A” букву, передайте мешок по кругу всем игрокам и вытяните по 7 косточек каждый (не подглядывая). Не показывайте свои косточки другим игрокам. Установите их на подставку для косточек и передайте мешочек следующему игроку. У всех участников игры должно оказаться по 7 косточек.

    Стройте новые слова, опираясь на уже выложенные. В последующие ходы новые слова должны опираться на уже выложенные. Нельзя выкладывать на игровое поле отдельно стоящие слова, все они должны быть взаимосвязаны между собой.

    Используйте свои кости с буквами таким образом, чтобы набрать наибольшее количество очков за ход. Разумно будет продумывать сразу несколько вариантов хода и выбирать из них тот, который принесет вам больше очков. Старайтесь при этом использовать те преимущества, которые дают игрокам призовые квадраты игрового поля, а также буквы высокой стоимости, такие как “Ф” and “Щ” или “ъ”. Виды призовых квадратов, которые вы найдете на игровом поле, указаны ниже.

    • Двойная буква – косточка, попавшая на данный квадрат, получает удвоенное количество очков от указанного на ней.
    • Двойное слово – слово с буквой, которая легла на такую клетку, получает общее удвоение очков за него.
    • Тройная буква – косточка, попавшая на данный квадрат, получает утроенное количество очков от указанного на ней.
    • Тройное слово – слово с буквой, которая легла на такую клетку получает общее утроение очков за него.
  1. Оспаривайте слова других игроков. Если вы считаете, что выложенное другим игроком слово не существует или в нем допущена ошибка, то его можно оспорить. Оспариваемое слово проверяется по словарю.

    • Если оспоренное слово присутствует в словаре и игрок написал его правильно, то оно остается на игровом поле и игрок получает за него очки. Тот человек, который оспорил такое слово, пропускает свой ход.
    • Если слова нет в словаре или оно содержит ошибку, то оно удаляется с игрового поля. Игрок не получает очков и тратит впустую текущий ход.
  2. Обменивайте косточки с буквами, которые вам не нужны. На определенном этапе игры вы можете принять решение обменять несколько или все свои косточки на новые. Обмен считается ходом. Ненужные косточки сбрасываются в мешок и перемешиваются, после этого вы вытягиваете такое же количество косточек, что и было сброшено. Запомните, что при совершении обмена вы теряете право на составление слова в этот же ход.

Часть 3

Подсчет очков

    Ведите подсчет очков по ходу игры. Очень важно вести точный подсчет очков каждого игрока в ходе всей игры. Составивший слово игрок должен объявить набранное этим словом количество очков, а человек, ответственный за учет очков, должен внимательно записывать очки всех игроков после каждого хода.

  1. Обращайте внимание на призовые квадраты игрового поля. Призовые квадраты позволяют увеличить количество очков, получаемое за составленное слово, поэтому обращайте на них особое внимание во время игры. Воспользоваться свойствами призового квадрата можно только в том случае, если на текущем ходу вы выложили на него косточку с буквой. Те призовые квадраты, чьи свойства уже были использованы вами или другими игроками на предыдущих ходах, повторно не учитываются.

    • При одновременном учете призовых квадратов за буквы и слово в первую очередь рассчитываются полные очки за буквы, а только потом определяется бонусное количество очков за удвоение или утроение слова. Например, если ваше слово одновременно закрыло квадраты "Двойная буква" и "Тройное слово", то сначала вы должны учесть двойную букву, а потом умножить общий счет за слово на три.

Скрэббл (англ. Scrabble - «рыться в поисках чего-либо») - настольная игра, в которую могут играть от 2 до 4 человек, выкладывая слова из имеющихся у них букв в поле размером 15 x 15. В русскоязычной среде известна под названием «Эрудит».

Игровое поле состоит из 15х15, то есть 225 квадратов, на которые участники игры выкладывают буквы, составляя тем самым слова. В начале игры каждый игрок получает 7 случайных букв (всего их в игре 104). На середину игрового поля выкладывается первое слово, затем следующий игрок может добавить слово «на пересечение» из своих букв. Слова выкладываются либо слева направо, либо сверху вниз.

Словарь

Разрешается использовать все слова приведённые в стандартном словаре языка за исключением слов, пишущихся с прописных букв, сокращений, и слов, которые пишутся через апостроф или дефис. В варианте «Скрэббл» можно использовать все падежи, склонения и времена.

В то же время в игре «Эрудит», согласно традициям русских лингвистических игр, разрешено использовать только имена существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа (либо множественного, при отсутствии у слова формы единственного числа).

Запрещено использовать словарь для поиска слов. Словарь разрешён только в случае проверки на существование уже выложенного слова.

В начале игры каждому даётся по семь фишек. За один ход можно выложить несколько слов. Каждое новое слово должно соприкасаться (иметь общую букву или буквы) с ранее выложенными словами. Слова читаются только по горизонтали слева направо и по вертикали сверху вниз.
Первое выложенное слово должно проходить через центральную клетку.
Если игрок не хочет или не может выложить ни одного слова, - он имеет право поменять любое количество своих букв, пропустив при этом ход.
Любая последовательность букв по горизонтали и вертикали должна являться словом. То есть, в игре не допускается появление на поле случайных буквосочетаний, не представляющих собою слов, соответствующих вышеприведенным критериям.
После каждого хода необходимо добрать новых букв до семи.
Если за ход игрок использовал все семь косточек, то ему начисляются дополнительные 50 очков.

Распределение фишек и стоимость букв

Буква Кол-во Цена
А 8шт 1 очко
Б 2шт 3 очка
В 4шт 1 очко
Г 2шт 3 очка
Д 4шт 2 очка
Е 8шт 1 очко
Ё 1шт 3 очка
Ж 1шт 5 очков
З 2шт 5 очков
И 6шт 1 очко
Й 1шт 4 очка
К 4шт 2 очка
Л 4шт 2 очка
М 3шт 2 очка
Н 5шт 1 очко
О 10шт 1 очко
П 4шт 2 очка
Р 5шт 1 очка
С 5шт 1 очко
Т 5шт 1 очко
У 4шт 2 очка
Ф 1шт 10 очков
Х 1шт 5 очков
Ц 1шт 5 очков
Ч 1шт 5 очков
Ш 1шт 8 очков
Щ 1шт 10 очков
Ъ 1шт 10 очков
Ы 2шт 4 очка
Ь 2шт 3 очка
Э 1шт 8 очков
Ю 1шт 8 очков
Я 2шт 3 очка

Подсчёт очков и бонусы

Каждой букве присвоено некоторое количество очков от 1 до 10. Некоторые квадраты на доске раскрашены в разные цвета. Количество очков, получаемых игроком за выложенное слово, подсчитывается следующим образом:
если квадрат под буквой бесцветен, добавляется количество очков, написанное на букве
если квадрат голубой, количество очков буквы умножается на 2
если квадрат розовый, количество очков всего слова умножается на 2
если квадрат синий, количество очков буквы умножается на 3
если квадрат красный, количество очков всего слова умножается на 3

Если слово пересекает и красную и синюю клетки, то в удвоении (утроении) очков слова учитывается удвоение (утроение) очков букв.

Пустышка (джокер, «звёздочка»)

Также, в наборе косточек присутствует несколько пустых фишек (в версии «Эрудит» - звёздочек). Такая фишка может быть использована как любая буква на выбор игрока. Например, игрок может выставить слово «ТЕ*ЕФОН», где роль буквы «Л» будет играть пустышка.

Правила подсчёта очков и использования пустышек могут отличаться и игрокам следует заранее договориться о нюансах. Ниже приведены возможные варианты правил.

Подсчёт очков за пустышку:
Пустышка всегда имеет 0 очков (классические правила Scrabble).
Пустышка приносит столько очков, сколько бы принесла буква, роль которой она играет.

Повторное использование пустышек:
После выкладывания на поле, пустышка считается сыгранной и так и остаётся на этом месте до конца партии (классические правила Scrabble).
Если один игрок выложил слово «ТЕ*ЕФОН», то затем, любой игрок, имея у себя букву «Л», может заменить её на пустышку и забрать её себе. Как правило, действует дополнительное правило, обязывающее в таком случае использовать (выложить) забранную с поля пустышку этим же ходом, то есть когда нельзя брать её себе «про запас».



Удивительно, что эта затягивающая игра была изобретена во времена Великой депрессии, когда люди тысячами оставались без средств к существованию. Однако безработный архитектор Альфред Баттс не утратил надежду создать что-то стоящее и загорелся идеей придумать свою игру.

Занимательная настольная игра для детей и взрослых

Как человек учёный он принялся исследовать настольные игры и увидел: главное, в чём игры со словами уступают азартным играм, это то, что в них не ведётся счёт. Альфред решил это исправить. После этого он воскликнул: «У меня будет своя собственная игра, с очками и словами!» и принялся придумывать правила.

Баттс здорово постарался и в своём творении совместил зависимость от случая и изобретательность, использовал анаграммы и кроссворды. Количество букв в наборе он определил, проштудировав не один выпуск газет, вычленив самые распространённые и менее используемые. По итогам этого изыскания он оценил каждую из них в разное количество баллов.

Дальше Альфред сел придумывать правила и остановился на таком варианте: игроки по ходу выкладывают из своих букв слово, так чтобы оно «прошло» через уже выложенное на поле и принесло больше очков. Существуют разные бонусы (удвоение/утроение баллов за букву/слово) в зависимости от того, где игрок ставит слово на поле, а также за использование всех своих букв разом.

Луч света в тёмном царстве

Придуманная в тяжёлые годы, она была призвана отвлекать людей от безысходности ситуации и рисовать их воображению спокойное утро на солнечной террасе. Игра развлечёт двух-четырёх человек любого возраста, расположенных к размеренной игре. И действительно, при игре в Скрэббл так и тянет неспешно говорить с другом о жизни и любви, откинувшись на спинку кресла-качалки и попивая лимонад в жаркий денёк. Нам думается, Альфред не одно лето так провёл:)

Игра имеет характер поединка: вам надо раньше соперника использовать бонусные клетки. Вам потребуются воображение и умение составлять анаграммы (собирать из исходного набора букв реально существующие слова), но этого может быть недостаточно для победы.

Скажем, если вам выпадут буквы ц, х, ч, ш, ъ, е и е, а вашему сопернику более-менее сбалансированный набор, вся ваша эрудиция окажется бессильна… Хотя нет, есть слово «цех». Как видите, эта игра учит не сдаваться, а немного поискать в чертогах разума:)

Развивающая игра для всей семьи

Так как Альфред Баттс был человеком экономным и вдумчивым, он решил, что в его задумке не понадобится покупать что-либо кроме самой игры. В комплект входят четыре держателя букв, поле из плотного картона, квадратные фишки с буквами и мешочек для них. Все компоненты приятного качества и вида. Русские аналоги и Эрудит в этом ему чуть уступают, но, с другой стороны, стоят меньше.

Когда вы собрались в дорогу, возьмите с собой Скрэббл Трэвел . Там поле с удобными ячейками, поэтому слова не рассыплются. А если вам нравится устраивать салюты из буковок, то Скрэббл хочет к вам, чтобы неоднократно перевоплощаться в ярко-зелёное развлечение:)

Шахматы