Литературная игра в летнем лагере. Сценарий

Игра представляет собой викторину в виде квеста. Очень удобная форма проведения (дети восприняли с большим интересом). При необходимости можно заменить произведения (на усмотрение педагога) и провести данную игру как внеклассное мероприятие или урок литературы.

Сценарий игры для летнего лагеря «Литературный квест»

Цели:
- развитие логического мышления,
- проверка знания литературных произведений,
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русской и зарубежной литературе,
- совершенствование некоторых видов речевой деятельности школьника (слушание, говорение);
- развитие интереса к чтению литературных произведений,
- сплочение коллектива,
- выявление лидеров.
Задачи:
- актуализировать знания о литературных произведениях (А. Милн «Винни – Пух и все-все-все», А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказки А.С.Пушкина),
- расширить кругозор учащихся,
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности,
-создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Необходимое оборудование:
- жетоны по количеству вопросов;
- книги А. Милна «Винни – Пух и все-все-все», А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказки А.С.Пушкина и др.;
- портреты русских писателей;
- листочки и ручки по количеству команд;
- грамоты для награждения участников.
Ведущий: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рады видеть вас! Скажите, пожалуйста, любите ли вы компьютерные игры?
/Ответы детей/
- А что вы знаете, о таких компьютерных играх, как квест?
/Ответы детей/
- Квест, или приключенческая игра - один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым, а может давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Название quest произошло от серии игр фирмы Sierra (Space Quest, King"s Quest, Police Quest и другие). Ребята, сегодня вам предстоит принять участие в литературном квесте. Вы готовы?
/Ответы детей/
- Для участия в этой увлекательной игре нам предстоит разделиться на команды.
/Деление на команды по какому-либо принципу: «Груша – яблоко – банан», «Броуновское движение» и т.п./
- Ребята, а теперь каждой команде предстоит выбрать капитана и придумать название.
/Знакомство с командами и их капитанами./
-Приступаем к игре. Познакомимся с её правилами. Игра состоит из 4 уровней. На каждом уровне вам предстоит ответить на ряд вопросов. Право на ответ получает тот, кто первым поднимет руку. Если прозвучит неверный ответ, право на ответ переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество жетонов. Итак, прежде чем попасть на первый «уровень», необходимо отгадать загадку и найти книгу-отгадку.
С Пятачком он ходит в гости,
Любит мёд, варенье просит.
/Дети произносят отгадки, находят книги-отгадки среди других/
- Молодцы, ребята! Вы справились с первым испытанием и перешли на первый уровень игры. Как вы, наверное, уже поняли, этот уровень будет посвящен произведению Алана Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Гуляя, Винни всегда был весел. А вот чтобы узнать, где он гулял, отгадайте загадку.
На горе шумит
А под горой молчит. (Лес.)
Пух вышел на поляну и увидел высокое превысокое...
Летом холодит,
Зимой согревает. (Дерево.)
На верхушке этого дерева Винни увидел...
Приятное мое кушанье,
Сладок плод моих трудов. (Пчела.)
И Пух полез на дерево за этим лакомством.
Стоит посудина долблена,
А в ней кашица не варена. (Улей и мед.)
Но вот Пух упал с дерева в кустарник, а как называл¬ся кустарник?
На горе горынской
Стоит дуб волынский,
Нам нем платье богатырское,
А сучье дьявольское. (Терновник.)
Вытащил Пух из носа колючки, отправился к своему другу Пятачку и стал просить у него...
Твой хвостик Я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Воздушный шарик.)
У Пятачка было два воздушных шарика один синий, а другой зеленый: «Если будешь добывать мед на зеленом шарике, то пчелы примут тебя за...»
Летом вырастаю,
А осенью опадаю. (Листья.)
А если лететь за медом на синем шарике, то ты бу¬дешь похож на...
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)
Друзья взяли синий шарик, а Пятачок еще прихва¬тил с собой...
Черный кочет
Рявкнуть хочет. (Ружье)
Они отправились в поход. Друзья стали надувать шар, вдруг Пятачок отпустил веревочку и Пух полетел в... Это что за потолок -
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий. (Небо.)
«Ура! - закричал Пух. -Ну, на кого я похож?» Отгадаем, на кого же он похож?
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.) Наступило недолгое молчание и опять послышался голос: «У тебя, Пятачок, есть дома эта вещь?»
Гуляю я и в дождь, и в зной -
Характер у меня такой. (Зонт.)
Вдруг пчела села Пуху на...
У чурки две печурки. (Нос.)
Из-за какого именно насекомого его назвали Пухом?
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)
Гулял Пух по лесу и попал в гости. К кому?
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Кролик.)
А про какой продукт Пух сказал, что его можно не да¬вать?
Всем нужен,
А не всякий сделает. (Хлеб.)
Пух полез из норы, и сначала показался его...
Есть всегда он у морей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
Потом показались его...
Плосконькая досочка:
По краям обшивка
А в середке дырочка. (Уши.)
Потом показались лапы, а потом Пух завопил отчаянным голосом. И Робин предложил ему похудеть, а с помощью друзей Пух вылез из норы.
- Молодцы, ребята! Для перехода на второй уровень необходимо выполнить следующее задание. Найдите среди представленных портретов тот, на котором изображён автор таких произведений, как «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его балде». На листочке напишите номер этого портрета.
/Выполнение задания/.
- Молодцы, ребята! Вы перешли на второй уровень, задания которого посвящены творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
1. Какой кот курсирует у Лукоморья? /Учёный/
2. Сколько лет прожили вместе старик со старухой? / «Ровно 30 лет и 3 года»/
3. Кто принёс царевне отравленное яблоко? /Чернавка/
4. Какое свойство имело зеркальце из сказки «О мёртвой царевне»? /«Говорить оно умело»/
5. Как обозвала старуха старика, когда узнала, что он отпустил золотую рыбку? /«Дурачина ты, простофиля»/
6. Какая сказка заканчивается словами «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»? / «Сказка о золотом петушке»/
7. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»).
8. Кто был предводителем тридцати трех богатырей? (Черномор.)
9. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун.)
10. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем.)
11. Что случилось со старым корытом старухи? (Раскололось.)
12. Какого цвета были сапоги у старухи, когда она была столбовою дворянкой? (Красного.)
13. Что приказала царица Чернавке сделать с царевной? (Увести в лес на съедение волкам.)
14. Где захотела жить старуха, чтобы рыбка золотая была у нее на посылках? («В Окияне-море».)
15. Что попросила старуха у золотой рыбки во второй раз? (Новую избу.)
16. В какой гроб семь богатырей положили царевну? (Хрустальный.)
17. Что сделала царица с волшебным зеркальцем, когда узнала, что царевна ожила? (Разбила.)
18. К какому месяцу должна, по словам царя, родить ему сына-богатыря красна девица? («К исходу сентября».)
19. Что говорит ученый кот, когда идет налево? (Сказки.)
20. Каково имя няни Александра Пушкина? (Арина Родионовна.)
- Ребята, на следующем уровне себя проявят ваши капитаны. Как известно, любой руководитель должен обладать хорошей дикцией. А чтобы выработать чёткую дикцию, необходимо время от времени проговаривать скороговорки.
Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Тётя чуть чего читает Тютчева.
- Молодцы! Чтобы перейти на следующий уровень, вам предлагается такое задание: написать на листочке автора и название произведения, герои которого находятся перед вами. (Изображения Буратино и Мальвины, героев произведения Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».)
1. У кого из героев сказки фамилия и имя различаются лишь одной буквой? / Карабас Барабас/
2. Кому подарил говорящее полено Джузеппе? (Шарманщику Карло.)
3. Кто едва не погубил Буратино в первый день его жизни? (Крыса Шушара.)
4. Кто такие Алиса и Базилио? (Лиса и кот.)
5. Кто спас Буратино, когда разбойники повесили его на дерево? (Мальвина.)
6. Каким лекарством лечили Буратино? (Касторкой.)
7. Как называлась страна, в которую Буратино звали кот и лиса? (Страна Дураков.)
8. Какие слова должен был произнести Буратино, чтобы выросло денежное дерево? (Крекс, фекс, пекс.)
9. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас Барабас? (Доктор кукольных наук.)
10. Где находилась потайная дверь, которую надо было открывать золотым ключиком? (В коморке Папы Карло.)
11. Что нашел Буратино и его друзья за этой дверью? (Кукольный театр.)
12. Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? («А роза упала на лапу Азора», фразу можно читать и слева направо.)
13. Что мечтал купить папе Карло Буратино? (Новую куртку.)
14. Он «в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб». (Шарманщик Карло.)
15. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через порог и на улицу». (Буратино.)
16. «Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком». (Мальвина.)
17. «Появилась большая, страшная змеиная голова». (Черепаха Тортилла.)
18. «Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок». (Дуремар.)
19. «Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок». (Пьеро.)
20. «Человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил». (Карабас Барабас.)
/Подведение итогов игры/
Команды занимают призовые места в зависимости от количества заработанных жетонов. Можно отдельно отметить капитанов команд и наиболее активных участников игры.
- Ребята, вам понравилась игра?
-Вот видите, в интересные игры таятся не только за экранами мониторов. Надеюсь, сегодняшняя встреча заставит вас открыть какую-нибудь интересную книгу, скрывающую множество литературных загадок. Спасибо за игру! До новых встреч!

Кирсанова Елена Ивановна ,
заместитель директора по работе с детьми
МБУК ЦБС г. Таганрога

«Подростки нуждаются в особом внимании, поскольку в этом возрасте многие из них перестают читать. Задача библиотекарей и других специалистов, осведомленных об этой особенности психического и эмоционального развития ребенка, заключается в том, чтобы предоставить юному читателю широкий спектр книжной продукции, отвечающий его меняющимся интересам». (Права читателей.Международный книжный комитет и Международная ассоциация издателей. 1992).

Подростки это совершенно особая категория читателей, им свойственно стремление к постоянным переменам, новым впечатлениям, сильным эмоциям. Традиционные формы работы с современными подростками не всегда эффективны и привлекательны. Что мы можем им предложить?

Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает так называемый «квест» или «игра-поиск».

Что такое «квест»? Очевидно, что в русский язык слово «квест» пришло из английского («quest» - «поиск»). Само это понятие происходит из средневековой литературы, где оно обозначало долгое и трудное путешествие героя, чаще всего рыцаря, за каким-либо предметом, обычно волшебным. На пути героя встречались многочисленные препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей.

Игра-поиск, стала реализованным совместным проектом Центральной городской детской библиотеки имени М. Горького, Мариинской гимназии и автора книги «Были-небыли Таганрога» И. Пащенко. Она включала в себя несколько этапов и проходила с 1-го по 13 ноября.

Цель: Формирование патриотического сознания учащихся и их чувства гордости за свою малую Родину.

Уникальное историческое наследие города даёт бесценный материал не только для нынешнего осмысления, но и для его развития в будущем. Именно на будущее в самом широком смысле слова была ориентирована историко-литературная квест-игра «Таганрог - неразгаданный город России», которая предоставила школьникам замечательную возможность еще раз обратиться к истории России через историю родного города, ставшего более 300 лет назад форпостом расширения и укрепления Российской империи.

Задачи:

Расширить знания учащихся о прошлом и настоящем г. Таганрога.

Формировать у учащихся навыки поиска полезной информации на различных носителях, ее обработки и использования.

Содействовать становлению у подростков эстетических и нравственных ценностей.

Способствовать развитию творческих способностей школьников, коммуникативности, умению взаимодействовать в команде.

Укрепить и расширить творческое сотрудничество ЦГДБ им. М. Горького с образовательными и культурными учреждениями и организациями города.

Целевые группы:

Учащиеся 8-9 классов Мариинской гимназии.

Партнерские организации:

  1. Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник.
  2. Таганрогское благочиние Ростовской-на-Дону епархии.
  3. Дворец молодежи г. Таганрога.
  4. МОБУДОД Городская музыкальная школа им. П.И. Чайковского.
  5. Гостиница «Бристоль».
  6. Театральная студия «СаД»
  7. Газета «Таганрогская правда», 5ТНТ, 23 канал ТВ.

Этапы проекта:

- первый этап - подготовительный (сентябрь-октябрь) : Проведению квеста предшествовала большая работа: организационная и творческая. На базе ЦГДБ им. М. Горького создана рабочая группа единомышленников в которую вошли представители ЦГДБ им. Горького, заведующий школьной библиотекой Мариинской гимназии И. Ковалик, автор «Былей-небылей Таганрога» И. Пащенко. В течение двух месяцев рабочая группа еженедельно собиралась в библиотеке. Рабочая группа разрабатывает сценарий, задания и условия выполнения заданий квест-игры, составляет рекомендательный список краеведческой литературы, маршрутные листы, формирует состав экспертного совета критерии оценок, формирует команды участников, проводит ознакомление участников с условиями игры, занимается решением других организационных вопросов. В первую очередь - это договоренности с теми учреждениями, которые станут объектами игры: гостиница «Бристоль», Краеведческий музей, домик Чехова, Никольский храм, а также участники основного этапа игры: Дворец молодежи г. Таганрога, городская музыкальная школа имени Чайковского, театральная студия «СаД». Одновременно идет поиск спонсоров.

Всю литературную часть игры: «послания императоров», «указ» дополнительные вопросы, задания условия выполнения заданий квест-игры, - взял на себя и талантливо реализовал литератор И. Пащенко. Суть квеста на первом этапе заключалась в последовательном поиске зашифрованных объектов в исторической части города, где были спрятаны пазлы герба Таганрога разных эпох и решении дополнительных вопросов-загадок по истории города для дополнительных баллов. Победителем этого этапа становилась команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Участники игры - 4 команды учащихся 8-9 классов Мариинской гимназии - начинают квест в читальном зале библиотеки, где настроение загадочности и необычности действия, для них создавал блистательный музыкальный коллектив под руководством Н.Н. Шмелева. (учащиеся музыкальной школы) Команды получили сундучок с письмами от таинственного посланника императоров России, чьи судьбы пересекались с судьбой Таганрога: Петра I, Екатерины Великой, Александра I и Александра II. Командам выдаются конверты с первым заданием-письмом (большой конверт), разгадав которое участники определят эпоху и имя императора, «автора» письма (Петр I, Екатерина II, Александр I, Александр II), определяют направления своих маршрутов (улицы в городе, связанные с данной эпохой и именем императора).

Отгадав следующее задание (маленький конверт) команда выявляет объект архитектуры, необходимый для дальнейшего поиска и далее следующие точки маршрута. На каждой точке маршрута участники игры, чтобы двигаться далее самостоятельно находят необходимую информацию и часть пазла. Для поиска ответов на вопросы разрешалось использовать любые справочные источники, включая мобильный Интернет. В итоге команда должна собрать из пазлов герб Таганрога. Весь маршрут команда фиксирует на фото и видео (по возможности).

Каждую команду сопровождают по одному представителю от ЦГДБ им. М. Горького и Мариинской гимназии, которые контролируют самостоятельность работы команд, фиксирует в маршрутном листе набранные баллы и штрафные очки, отвечают за безопасность движения учащихся.

Схематически маршрут выглядит так:

СТАРТ (ЦГДБ им.М.Горького)---ДВИЖЕНИЕ по исторической улице-загадке---ОСТАНОВКА (Архитектурный объект)----ДВИЖЕНИЕ к историческому памятнику----ОСТАНОВКА (Памятник)---ДВИЖЕНИЕ на конечную точку маршрута----ФИНИШ (Флеш-моб на площади)

Больше всего эмоций эта игра вызвала у ребят-участников, которые с горящими от азарта глазами решали каверзные вопросы-загадки, проводили сбор исторической информации и складывали пазлы гербов Таганрога разных эпох, найденные в потаенных местах. Думается, этот солнечный осенний день когда-нибудь станет для них одним из самых ярких воспоминаний детства.

Завершился этот этап игры совместным флеш-мобом с танцевальным коллективом Дворца молодежи города на конечной точке маршрута - Октябрьской площади.

В течение последующих дней ребята с большим вдохновением творчески перерабатывали и оформляли те исторические факты и материалы, которые им удалось собрать на маршрутах, т.к. именно от этого зависела итоговая сумма всех набранных баллов.

Экспертный совет рассматривает, анализирует и оценивает предоставленные командами материалы второго этапа и третьего этапа;

Оценочные критерии квест - игры:

  1. Прохождение команды по маршруту игры оценивается в соответствии с Приложением 1.
  2. Защита проектов оценивается по следующим критериям:

Соответствие цели, задачам квест-игры;

Креативность, творческий подход к изложению и подаче материала;

Соответствие проекта историческим фактам;

Эстетическое оформление работы;

13 ноября в Центральной детской библиотеке прошел итоговый этап квеста - представление и защита оригинальных электронных презентаций-отчетов команд-участниц. При этом каждая презентация была неповторима, интересна и по достоинству оценена компетентным жюри. Вердикт жюри зачитал великий государь Петр Алексеевич, в роли которого убедительно выступилактер молодежного театра «Сад» М. Лебедь.Команды получили в награду «Благодарственные письма» МБУК ЦБС г.Таганрога, призы и подарки.

Результаты:

Подводя итоги первого в Таганроге библиотечного квеста, нельзя не отметить, что организация и проведение библиотеками разных ведомств подобного рода мероприятий, их содружество с талантливыми литераторами, историками, другими заинтересованными лицами дает убедительный импульс к изучению подростками родной истории через «живое» общение с ней, формированию настоящих исследователей-краеведов, которым в будущем, возможно, удастся вписать новые страницы в летопись Таганрога.

  1. Активизации интереса у подростков к истории малой родины, к учреждениям, занимающимся сохранением культурного наследия города;
  2. Развитию коммуникативных навыков и творческих способностей у подростков, умению находить полезную информацию, как из традиционных, так и нетрадиционных источников.
  3. Более тесному творческому взаимодействию между образовательными, культурными и иными учреждениями и организациями города, не равнодушными к проблемам детства.

В квесте участвует равное количество членов команд. Команды проходят одинаковые этапы, но в разной последовательности, чтобы не допустить их пересечения на маршруте.

Команды выбирают капитана, который осуществляет связь с организатором. Затем командам присваивается название. Участникам выдаются опознавательные знаки: эмблемы, значки, ленточки разного цвета, др.

Организатор озвучивает повод, по которому все здесь собрались, легенду и условия игры. Напоминает о технике безопасности и правилах дорожного движения, поскольку некоторые этапы квеста проходят на улице. Организатор может выдать номер своего телефона капитанам команд, чтобы контролировать прохождение пути, оказывать консультации по вопросам прохождения этапов или выполнения заданий, т.п.

Цель квеста – собрать ключевую фразу. Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются названия этапов, ставиться отметка о его прохождении.

Маршрутный лист.

Команда:

Начало игры (час, минуты):

Название этапа

Отметка о прохождении этапа

«_______________________________»

«_______________________________»

«_______________________________»

Ключевая фраза:

Окончание игры (час, минуты):

На каждом этапе находятся модераторы, которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы за правильное их выполнение, а также подсказку, где находится следующий этап. Если команда затрудняется в ответе или отвечает неправильно, то «фрагмент» ключевой фразы не выдаётся. Однако, подсказку на то, где находится следующее задание, команды получают в любом случае.

После того, как будут собраны все фрагменты, команды встречаются в библиотеке (одна – в читальном зале, другая – на абонементе), чтобы собрать из отдельных частей всё высказывание. Капитаны команд отдают заполненные маршрутные листы организатору, который фиксирует время завершения всех заданий.

Затем все команды собираются в читальном зале для подведения итогов и награждения победителей.

Маршрут.

Ключевая фраза: «Если ты/ выстрелишь в/ прошлое/ из пистолета/ будущее/ выстрелит/ в тебя/ из пушки». (Расул Гамзатов «Мой Дагестан»).

Маршрут 1-й команды Маршрут 2-й команды

1.Библиотека 1. Кинотеатр

2.Дуб 2. Сквер
3.Кинотеатр 3. Дуб
4.Сквер 4. Библиотека

Команды начинают прохождение маршрута от здания библиотеки (площадка перед библиотекой).

Общая цель для двух команд - получить первую подсказку .

ЗАДАНИЕ: собрать на территории перед библиотекой по 4 фрагмента разного цвета (напр., 1 команда – оранжевого, 2 команда - зелёного). Из фрагментов собрать слово, указывающее, где находится первое задание:

для 1-й команды – «БИБЛИОТЕКА» , для 2-й команды – «КИНОТЕАТР».

Задания для 1-ой команды

ЭТАП «БИБЛИОТЕКА»

1 задание (одинаковое для двух команд)

Он есть в любой библиотеке. Чтобы узнать, что это, разгадайте кроссворд:

  1. Печатное издание в виде сброшюрованных и заключённых в переплётную крышку листов объёмом не менее 48 страниц.
  2. Краткое изложение содержания книги.
  3. Рисунки на обложке или внутри книги.
  4. Лицо, создавшее произведение или принимавшее участие в его создании.
  5. Издание, относящееся к справочной литературе
  6. Учреждение, которое собирает, хранит и предоставляет всем желающим источники информации.
  7. Любитель книг.

Разгадав кроссворд, команда получает, во-первых, подсказку, что следующий вопрос находится у каталога, во-вторых, 1-й фрагмент ключевой фразы.

2-е задание

О ком идёт речь?

«Это было странное, загадочное существо – Царскосельский лейб-гусар… Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато уже почти целый век хочется подражать ему». (А.Ахматова)

В.Брюсов в своём стихотворении так писал об этом поэте:

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

Узнайте по каталогу, сколько в библиотеке книг этого автора?

Найдите в фонде библиотеки произведение, принадлежащее перу этого поэта, которое упоминается в стихотворении В.Брюсова.

(Ответ: М.Ю. Лермонтов, 28 книг, поэма «Демон»).

За правильный ответ команды получают 2-й фрагмент ключевой фразы. Затем члены одной команды находят том из полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, в котором содержится поэма «Демон». Внутри книги новое задание. (Возможна подсказка библиотекаря по поиску полного собрания сочинений Лермонтова).

3-е ЗАДАНИЕ

С помощью ИНТЕРНЕТа и электронных справочников ответьте на следующие вопросы:

Из первых букв ваших ответов должно получиться слово, являющееся фрагментом нужной вам ключевой фразы.

1) Назовите произведение А.С. Пушкина, где рассказывается о мистической тайне трех карт? (П иковая дама)

2) Как называется произведение Даниэля Дефо отрывок, из которого приведен ниже?

«…С того же дня я начал учить его необходимым словам. Прежде всего, я сообщил ему, что буду называть его Пятницей (я выбрал для него это имя в память дня, когда спас ему жизнь). Затем я научил его произносить мое имя, научил также выговаривать "да" и "нет" и растолковал значение этих слов…» (Р обинзон Крузо)

3) Как начинается стихотворение Николая Некрасова «Крестьянские дети»?

пять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши - живётся легко. …)

4) Назовите фамилию советского писателя, которому в 1965 году была присуждена Нобилевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельн ость эпоса о донском казачестве в переломное для России время». олохов)

6) Назовите фамилию легендарного пушкинского Евгения. (О негин)

7) Какое имя в России получила немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, кроме того, являвшаяся автором многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений и «Записок». (Е катерина II)

Ответ: должно получиться слово «ПРОШЛОЕ»

Выполнив это задание, команда получает 3-й фрагмент ключевой фразы и четвёртое задание.

4-е ЗАДАНИЕ

Выставка-ребус

Зашифрована фраза: «Всё хорошее сделано лучшими» (В.Лукьянов)

За правильное выполнение задания команда получает 4-й фрагмент ключевой фразы и следующее задание.

5-е ЗАДАНИЕ.

Сколько лет пролежал на печи известный богатырь Илья Муромец? (30 лет и 3 года)

Если команда затрудняется ответить, то ответ можно найти в книге.

Правильно выполнив задание, команда получает 5-й фрагмент ключевой фразы и новую подсказку, где находится следующее задание.

«М.Ю. Лермонтов называл эти деревья «часовыми века», древние славяне – «Перуновым деревом». Они служат символом мощи, крепости, мудрости, долголетия и благородства. (ДУБ)

ЭТАП «ДУБ»

У «библиотечного» дуба команды получают 6-е ЗАДАНИЕ .

Расшифруйте высказывание, которое принадлежит известному древнегреческому драматургу Менандру.

5 13 1 9 10 12 7 6 1 8 3 5 7 1 2 5 14 1 13 7 11 4 .

Ключ: 1Е, 7А, 13Р, 2Т, 3И, 9М, 4Ы, 10Я, 5В, 12З, 6Л, 8Ч, 14С, 11Н

Ответ: Время залечивает все раны.

За правильный ответ команда получает 6-й фрагмент ключевой фразы и новую подсказку, указывающую на то, где искать очередное задание.

Подсказка, указывающая, где находится следующее задание : «Этот человек имеет прямое отношение к тому зданию, возле которого находится камень, поставленный на месте будущего памятника в его честь. Кроме того, он известен как поэт и исполнитель собственных песен. Его перу принадлежит в том числе «Песня о времени».

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки – из прошлого тащим, -

Потому что добро остаётся добром –

В прошлом, будущем и настоящем

.С. Высоцкий, КИНОТЕАТР «ТАМАНЬ» )

ЭТАП «КИНОТЕАТР»

У кинотеатра команда получает 7-е ЗАДАНИЕ.

Разгадать шарады.

1) Три буквы облаками реют,

Две видны на лице мужском,

А целое порой белеет «В тумане моря голубом». (ПАР-УС)

2) Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои,

И в каждой строчке есть они. (БУК-ВЫ).

За правильный ответ – 7-й фрагмент ключевой фразы. Независимо от ответа команде выдаётся очередная подсказка.

Подсказка, указывающая, где находится следующее задание: «Это место предназначено для кратковременного отдыха пешеходов».

(СКВЕР)

ЭТАП «СКВЕР»

8-е ЗАДАНИЕ.

«Фразы-перевёртыши». Разгадайте пословицы, зашифрованные антонимами:

1.Новый враг хуже старых трех. – Старый друг лучше новых двух.

2.Гусь никогда чистоты не спрячет. – Свинья всегда грязь найдёт.

3.Есть хорошее с плохим. - Нет худа без добра.

4.Безделье любителя пугает. - Дело мастера боится.

5. У честного человека ботинки промокают. - На воре шапка горит.

За правильное выполнение задания, команда получает последний, 8-й фрагмент ключевой фразы.

Когда фрагменты будут собраны, команда возвращается в библиотеку для того, чтобы собрать всё высказывание, заполнить до конца маршрутные листы.

Квест-игра «По дорогам приключений»

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (желательно- сладкий приз)

Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.

Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в кабинетах, рекреациях, в спортивном зале, в актовом зале.

На каждой станции участникам даются слова, из которых они впоследствии должны составить пословицу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры и сложившая из слов пословицу раньше других.

Время нахождения на станциях ограничено – не более 5 минут.

ХОД ИГРЫ.

Этап первый.

Учащиеся получают задание: подготовить название команды, девиз. В названии и девизе должны присутствовать либо сказочные герои, либо какие-то слова о книге и чтении.(3-5 минут)

Представление команд.

Капитанам вручают свитки, в которых скрыт маршрутный лист.

Этап второй.

Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи.

СТАНЦИЯ 1.

Сложи пазлы. (Приложение 1)

(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг).

Оценивание: За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) – 3 балла.

СТАНЦИЯ 2.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. Пушкина

    Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)

    К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)

    За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)

    Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)

    Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)

    Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)

    За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)

    Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)

    К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)

    В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл, за каждый неполный ответ – 0,5 баллов

Дополнительное задание: Назовите правильно сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане… (и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Оценивание: За дополнительное задание – 5 баллов. Команда должна сама решить, нужно ли ей дополнительное задание.

СТАНЦИЯ 3.

БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.Крылова.

    А Васька слушает… (да ест)

    А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).

    Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)

    Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)

    Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)

    Ай, Моська, знать она сильна … (что лает на слона)

    Недаром говорится… (что дело мастера боится)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл.

СТАНЦИЯ 4.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

    Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен),.

    Корзинка (Красная шапочка, Ш.Перро)

    Зонтик Оле-Лукойе, Г.Х.Андерсен)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, В.Гауф)

    Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

    Грецкий орех (Г.Х Андерсен «Дюймовочка»

    Зеркальце (Сказка о мертвой царевне А.С.Пушкин)

Оценивание: За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 балл, за неполный ответ – 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 5.

Буквенные ПАЗЛЫ. (Приложение 2)

Составьте из букв название художественных произведений. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (А.С.Пушкин)

ФЕДОРИНО ГОРЕ (К.И.Чуковский)

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК (А.Н.Толстой)

Оценивание: За каждый полный правильный ответ – 2 балла. Всего за этот конкурс команда может набрать 6 баллов.

СТАНЦИЯ 6.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

Оценивание: За каждое названное художественное произведение- 1 балл.

Этап третий.

Жюри проверяет собранные пословицы. (Из глубины моря добывают жемчуг, из глубины книг черпают знания.)

Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.

Награждение команд.

Приложение 1

Приложение1



Приложение 2

Квест - (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий .

Сегодня квесты перестали быть деталью компьютерных игр. Их проводят в реальности по определенным правилам и сценарию специальные организации, специализирующиеся на квестах, библиотечные, образовательные, культурные учреждения.

Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении. Для его прохождения необходимо применять логику, ловкость, координацию, умение работать в команде.

Живой квест — это салонная детективная игра. Участники оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая цель — поиски убийцы, борьба за сокровища, раскрытие тайны, спасение от бедствия. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации, а также свои индивидуальные цели, иногда даже идущие вразрез с общей — например, вернуть возлюбленного или узнать о предательстве, восстановить справедливость или, наоборот, замести следы преступления. Наличие нескольких целей обеспечивает разноплановость игры. Игрок сам может определять, какая цель для него первоочерёдная. Суть игры — выполнить как можно больше целей .

В квест-индустрии существуют свои жанры :

1. Эскейп-рум или как выбраться из комнаты. Команда заперта в помещении. Используя многочисленные подсказки и вспомогательные средства (которые необходимо найти), участники должны за ограниченное время выбраться наружу. Обычно на это дается всего один час.

2. Квест в реальности (живой квест). В отличие от классического эскейпа, здесь необязательно искать выход. Игроки могут спасать вселенную, защищать кольцо всевластия от посягательств темных сил. Выполняя задания, игроки проживают ситуацию максимально близко к сценарию.

3. Квест-перформанс. Этот жанр подразумевает присутствие в комнате актеров, которые могут направлять игровой процесс в ту или иную сторону. Они могут помогать, или наоборот, мешать выполнять задания.

4. Экшн Игра или спортивный квест. В этом жанре всевозможные полосы препятствий, погони, силовые задачи гармонично сочетается с необходимостью мгновенно решать логические задачи, подключая к их решению всю команду.

Библиотечный квест – игра для нескольких человек, как правило, основанная на одном или нескольких художественных произведениях, имеющая сценарий, маршрут и определенные правила. Нередко библиотеками проводятся краеведческие квесты, каждая остановка в маршруте которых соответствует памятному месту, достопримечательности города или населенного пункта. Такая игра в интересной форме по-новому рассказывает о городе, краеведческой литературе.

Цель библиотечного квеста: продвижение книги и чтения в молодежной среде креативными средствами.


Методика организации и проведения квеста в библиотеке:

1.Выбор идеи/темы квеста.

2.Разработка концепции игры, легенды.

3.Составление сценария, заданий

4.Определяется состав участников и сотрудников (инициативной группы), ответственных за маршруты.

5.Составляется общая карта игры, проводится окончательная редакция

7.Внутреннее оформление помещения библиотеки в соответствии с выбранной темой.

8. Проведение игры.

В качестве призов (бонусов) могут быть как традиционные для таких мероприятий книги, диски, фирменные блокноты, ручки, сладкие подарки, так и креативные: «карта сокровищ», собранная после прохождения квеста, фотография в костюме, с героями квеста (при наличии технических возможностей).

Сценарий библиотечного квеста

Сценарий объединяет сюжетными линиями точки, в которых выполняются задания. Игра может проходить в форме театрализации, экскурсии, маршрута (в этом случае составляется маршрутный лист или карта) или объединять все названные варианты. Сюжет квеста (легенда) объединяет задания, героев, оформление. Итогом игры может быть составление карты, пазла, фразы, накопление баллов или артефактов.

Задания могут быть разноплановыми, в зависимости от центральной, объединяющей игру, легенды:

Интеллектуальные (знание текста определенного произведения, разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса, детективной задачи, шифра);

Ориентировочные (найти подсказку, выход, маршрут на карте, место в книге);

Технические (собрать что-либо, например, макет, письмо);

Спортивные (допрыгнуть до чего-либо, попасть в цель, пройти сквозь «охранные лучи», не задев их;

Творческие (составить коллаж персонажа, эпохи, нарисовать книжную обложку).

Правила прохождения квеста варьируются организаторами и оглашаются до начала проведения игры:

1.Игра начинается одновременно для всех участников по какому-то условному знаку (слово ведущей, удар гонга, взмах флажка). Далее озвучивается легенда, где уже могут быть подсказки, раздаются (при необходимости) маршрутные листы, карты, фрагмент пазла или фразы.

2.Контроль прохождения заданий устанавливается ведущей или отметкой в карте, путевом листе, карточке участника.

3.За нарушение правил игры, отклонения от маршрута, команды полагается штраф – дополнительный вопрос (задание), наделение участника игровыми функциями (например, роль совы, почтового голубя) или исключение из игры.

4.Окончанием игры является прибытие первой или последней команды на конечный пункт и оценка результатов или удар гонга, извещающий, что время закончилось (в этом случае подсчет баллов/ результатов производится, исходя из сделанного на настоящий момент).


Примеры библиотечных квестов

Библиоквест «Прогулки во времени» Межпоселенческой библиотеки Темрюкского района Краснодарского края. Сквозной темой квеста стал «Переход времени». Две команды «Легенда» и «Поколение XXI века по условиям игры собирали ключевую фразу, последовательно двигаясь по этапам, выполняя при этом различные задания: активные, логические, поисковые. Так, на этапе «Библиотека», командам, для того чтобы собрать фрагменты ключевой фразы, необходимо было пройти несколько творческих испытаний, используя при этом поиск книг по традиционному и электронному каталогу, задействовать Интернет-источники, электронные энциклопедии и другие технические возможности библиотеки. Задания проходили в библиотеке, у кинотеатра «Тамань», в сквере им. А.Ф. Куемжиева, у дуба, посаженного около библиотеки. Все задания были связаны с книгой, библиотекой и временем. Со сценарием и заданиями можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://www.bibliotemryuk.ru/struktura-biblioteki/metodiko-bibliograficheskiy-otdel/metodicheskaya-kopilka/metodicheskaya-kopilka_58.html .

Центральная библиотека г. Анива провела хоррор-квест «После заката: сумерки в библиотеке» в рамках «Библионочи». Участникам предлагалось пройти вместе с ведущим - сталкером по мрачным лабиринтам, оформленным по мотивам книг жанра «хоррор». Сквозная идея мероприятия, - по ночам в библиотеке оживают персонажи, и не все из них – добропорядочные и человеколюбивые граждане Книжной страны. Чтобы с честью выйти из Книжных лабиринтов, предлагалось выполнить необычные задания. Со сценарием можно ознакомиться по ссылке: http://www.anivalib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=139:2011-11-07-01-39-01&catid=10:profi&Itemid=26 .

Новая форма – веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают читатели, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в культурно-досуговое или образовательное пространство пользователя. Они охватывают отдельную проблему (например, нравственного выбора), область знания (например, астрономию), книгу, серию книг или объединяют несколько направлений.


Результат веб-квеста – сайт, блог или страница в социальной сети, на которых публикуются работы участников.

Веб-квест должен иметь :

Вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Результат должен быть четко определен (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Список должен быть аннотированным.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц – во избежание технических трудностей при создании ими самостоятельных страничек как результата);

Заключение, в котором суммируется опыт, который получен читателями в результате прохождения веб-квеста.

Примеры веб-квестов:

«Орфографиада. Путешествие во времени» - веб-квест Запорожской гимназии № 47 проходил по следующей схеме: участникам необходимо зарегистрироваться, выбрать одну из предложенных ролей (грамотеи, знатоки, лингвисты, книголюбы), от лица которой они будут проходить квест и по этому принципу объединиться в группы. Далее необходимо выполнить занятия, причем каждый член группы отвечает на вопрос по конкретной, своей теме, что экономит время. На выполнение каждого задания дается 4 дня, на последнее, одинаковое для всех групп – 2 дня. Результаты игроки отправляют на электронную почту организатора и размещают информацию на странице своей группы в блоге "Путешествие во времени". Отметка о выполнении заданий заносится в Журнал путешествия. Выполнив все задания, участники получают шифр-пропуск, разгадав который, попадают на слет путешественников в стране Орфографии .

Веб-квест «Сказки Пушкина в XXI веке» библиотеки МАОУ «Лингвистический лицей № 25» основан на предположении, заключающемся в следующем: в современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Проект направлен на развитие у учащихся навыков смыслового чтения. При помощи системы вопросов и творческих заданий учащимся предлагается неоднократно перечитывать и просматривать тексты сказок А.С.Пушкина по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа . С помощью современных технологий проект привлекает внимание к пониманию художественного текста.

Индийский Пасьянс