Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста через математические игры. Презентация на тему "развитие математических способностей у детей старшего школьного возраста" Игры на усвоение основ информатики

Слайд 2

Тема:

«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 3

Ближние цели

1.Больше мотивировать учащихся, чем принуждать их к учебной деятельности 2.Обращать больше внимание на процесс умственной деятельности в ходе решения задачи, а не на правильный результат 3.Поощрять совместную деятельность учащихся 4.Помощь учащимся осознать, что каждый из них может оказаться полезным источником информации

Слайд 4

Дальние цели

1.Создание условий для проявления, реализации и развития интеллектуальных, творческих и физических способностей, социализации и 2.формирования навыков здорового образа жизни воспитанников.

Слайд 5

Педагогические цели и задачи

Развитие личности путем интериоризации культурно-исторического опыта общества Способность взаимодействовать с окружающими, адекватно оценивать себя и воспринимать других, такими, какие они есть. Формировать положительную самооценку, стимулирующую ученика к улучшению его поведения. Развивать качества личности создавая условия для сознательной активной деятельности.

Слайд 6

Трудности и решения

Трудности: Педагоги знают, что что даже цели, основанные на тщательном исследовании, не всегда легки для воплощения Факторы среды, такие как расположения мебели и других предметов в классе, можно изменить, тогда как другие, например, размер кабинета, изменить невозможно и приходиться довольствоваться тем, что есть Решения: Готовясь заранее к возможным вопросам администраторов, коллег, родителей и учеников о новых методах, учитель может быть более убедителен и успешен


Развитие интеллекта дошкольников через математическую деятельность Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Основными задачами по развитию интеллекта являются: 1. Формирование приемов умственных операций дошкольников 2. Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.


Печатки, трафареты, шаблоны; -- природный и бросовый материал; -- настольно – печатные игры - 2 – 3 набора разрезных картинок из 2 – 4, 6 – 8 частей; -Разнообразные пластмассовые конструкторы -- крупные мозаики -- игры – вкладыши -- полифункциональные панно по темам; -- игры на ознакомление с цветом, формой, величиной.


Математическая среда в группе: старший возраст -- карточки с эвристическими заданиями; - наборы в 3 измерениях: геометрические фигуры, геометрические тела; -- шаблоны, трафареты, печатки геометрических фигур и знаков; -- модели, макеты, мнемотехнические карты; -- подборки нетрадиционных задач и вопросов; -- кроссворды, головоломки, -- графитные и пластиковые доски; -- тетради с заданиями; -- наборы карандашей, фломастеров, шариковых ручек; -- палочки, спички без серы; -- наборы цифр -- наборы из природного и бросового материала для практической и математической деятельности (нитки, шнуры, пуговицы, ленточки и т.д.) -- игровой дидактический материал.


1.Математические, развивающие, логические игры -Игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Листик» и т.д.) - игры на объемное моделирование («Уголки», «Кубики и цвет» и т.д.) - игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками) - развивающие игры(«Шашки», «Шахматы», «Домино» и т.д.) - игры логико – математические(блоки, палочки, игры Воскобовича, Закка). 2.Развлечения -Загадки -задачи – шутки - ребусы -Кроссворды -головоломки -вопросы – шутки 3.Дидактические игры, упражнения - с наглядным материалом - словесные





ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Класс белых чисел образует число один. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», (2 – розовый, 4- красный, 8- вишневый цвет), 3,6,9 – «синюю семью»(голубой – 3, фиолетовый – 6, синий – 9.) «Семейство желтых» составляют числа кратные 5: 5- (желтый) и 10 (оранжевый).Класс черных чисел образует число 7.


Логические блоки Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов толщины (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.


Игры – головоломки.Танграм Одна из первых древних игр головоломок. Родина возникновения - Китай, возраст - более лет. Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.


Сфинкс В состав относительно несложной головоломки "Сфинкс" входит семь простых геометрических фигур: четыре треугольника и три четырехугольника с разным соотношением сторон. Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, умение работать по правилам.


Листик Геометрическая фигура сложной конфигурации, напоминающая схематичное изображение человеческого сердца или листа дерева, разделенная на 9 элементов. Особенно хорошо из элементов этой головоломки получаются силуэты различных видов транспорта. Полученные изображения напоминают детские рисунки (собачки, птички, человечки). Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико- синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно- моторную координацию, умение работать по правилам.


Пентамино Запатентовал головоломку Pentomino Соломон Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. Игра состоит из плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название. Существуют еще версия головоломок Тетрамино, состоящие из четырех квадратов, от этой игры и произошел известный Тетрис. Игровой набор Пентамино состоит из 12 фигурок. Каждая фигура обозначается латинской буквой, форму которой она напоминает.


Система Никитиных, игры и занятия Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем () и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными. Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Некоторые из Никитинских игр очень похожи на блоки Фребеля.


Развивающие игры Никитиных. Сложи узор Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье – самостоятельно придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков. Уникуб Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению? Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.



Методика Воскобовича. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки. Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например "Детство", "Развитие", "Радуга".



Методика Монтессори Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому". Такие специально созданные развивающие пособия, как «Рамки с застежками» "Коричневая лестница", "Розовая башня" способствуют развитию у малыша координации движений, мелкой и общей моторики. Другие игры могут тренировать равновесие («Ходьба по линии»), развивать эстетический вкус Что развивают пособия Монтессори? («Уход за цветами»), глазомер ("Красные штанги", "Блоки цилиндров).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие РараР Развитие математических способностей у детей дошкольного в озраста через игровую деятельность Степанова Ольга Васильевна Воспитатель БДОУ города Омска «Детский сад № 238»

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей. Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать. Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей. Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать. Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном в озрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Цель: способствовать развитию у детей: высокой познавательной мотивации; свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении; чувство собственного достоинства и способность уважать других; подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе; обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики; поддержать систему непрерывного образования Задачи: формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; увеличение объема внимания и памяти; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии); развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных». Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка на чувства, на волю. И на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.

Игры с цифрами и числами Очень важно, чтобы ребенок научился сравнивать числа, Закреплял последовательность чисел в натуральном ряду

Игры путешествие во времени Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) Представляют определенную систему временных эталонов Где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности

Игры на ориентировку в пространстве Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются. В процессе всех видов деятельности дети овладевают пространственными Представлениями: слева, справа, вверху, внизу, Впереди, далеко, близко.

Игры с геометрическими фигурами Использование интеллектуальных игр с геометрическими ф игурами способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления

Игры на логическое мышление В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируются умение Рассуждать, делать свои умозаключения

«С ребенком надо играть, играть заинтересованно, увлеченно, и тогда наградой нам будет их горящие г лаза и желание играть ещё и ещё» Петерсон Л.Г.


Презентация Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста Материал подготовила: заместитель директора по дошкольному образованию Турченко Наталья Александровна Материал подготовила: заместитель директора по дошкольному образованию Турченко Наталья Александровна Астраханская область Красноярский район с. Забузан МОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.


МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.


МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов. Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие.


МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений. На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических


МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики


МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей): Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном 1


МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Способность к оперированию числовой и знаковой символикой. 2 Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах. 3


МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли); Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами. 4 5


МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов; 6 Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы 7


МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия. 8 Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей. 9


МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Индийский Пасьянс