Интеллектуальная игра для родителей детей дошкольного возраста. Семинар-практикум«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника Интеллектуальные игры для родителей в детском саду

Интеллектуальная игра

«Знатоки ФГОС ДО »

Цель: уточнение и систематизация знаний педагогов ФГОС ДО.

Задачи:

1.Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу согласно ФГОС.

2.Активизация мыслительной деятельности педагогов в пере осмыслении ценностей детства и закрепление знаний основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста в период введения ФГОС.

Оборудование: слайд-презентация, фишки, кроссворд, карандаши, мешок, «пазлы», вопросы, ребусы.

Ход игры

Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра!

Приветствую вас на интеллектуальной игре «Знатоки ФГОС ДО».

Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души. Инновационная деятельность в аспекте введения ФГОС требует от педагога повышения профессиональной компетентности. Сегодня востребован педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных образовательных программ и технологий, умело использовать нововведения. Сегодняшняя игра «Знатоки ФГОС» поможет определить Вашу профессиональную компетентность в этом направлении. Разделимся на две команды – «Знайки» и «Умники». Представление жюри.

Итак, мы начинаем с «Разминки».

Кто на фото?

  1. Назовите министра образования РФ?
  2. Назовите министра образования Якутии?
  3. Что такое ФГОС ДО? (ФГОС ДО — это совокупность обязательных требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы).
  4. Расшифруйте аббревиатуры:

Раунд 1 «Мозговой штурм»

Вопрос для одной команды. Если нет ответа, отвечает другая команда.

  1. Кем разрабатывается и утверждается образовательная программа дошкольного образовательного учреждения? (организацией самостоятельно)
  2. Назовите соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. (60% и 40%)
  1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? (5).
  2. В какую образовательную область включены продуктивные виды деятельности?
    (художественно-эстетическое развитие)
  3. Вставьте пропущенные слова:

ФГОС включает в себя требования к:

……основной образовательной Программы и ее объему

условиям……основной образовательной Программы

………. освоения основной образовательной Программы

(1.- структуре, 2-реализации, 3-результатам).

  1. Восстановите правильную структуру документа:

а) Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;

б) Общие положения;

в) Требования к результатам освоения основной образовательной Программы дошкольного образования;

г) Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. (б,а,г,в).

  1. Назовите образовательные области в соответствии с ФГОС ДО
    (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие)
  2. Назовите этапы дошкольного детства по ФГОС
    (младенческий, ранний, дошкольный)
  3. К какому этапу дошкольного детства относятся следующие целевые ориентиры:
    — ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
    — владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых? (Ранний)
  4. Определите, к какой образовательной области относятся следующие задачи:
    — усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
    — формирование позитивных установок к различным видам труда;
    — формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (Соц.-ком. р.)
  5. С какого вида детской деятельности начинается развитие навыков трудовой деятельности у детей? (самообслуживание)
  6. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования — это…? (Целевые ориентиры)

Раунд 2 «Кроссворд ФГОСовца» Ответы:
1. Одно из требований к развивающей предметно-пространственной среде.
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ

ТРЕБОВАНИЯ

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

МЛАДЕНЧЕСКИЙ

РОДИТЕЛИ

Упражнение для снятия напряжения и усталости:

Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт- похлопайте в ладоши;

Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая - по топайте ногами;

Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения- дотроньтесь до кончика носа;

Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети-кивните головой;

Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов — помашите рукой.

Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны — закройте глаза;

Если вам нравится обучаться и быть учеником — улыбнитесь.

Раунд 3 «Педагогические пазлы»
Педагогам дается задание, составить фразу, предварительно разрезанную на отдельные слова.

Согласно СанПиН, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут.

Согласно СанПиН, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут.

Раунд 4 «Кот в мешке»

Команды достают из мешка вопрос, отвечают. Если ответа нет или он не верный – отвечает другая команда.

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования – это:
  • программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса;
  1. Укажите требования Стандарта, обязательные при реализации ООП ДО:
  • к структуре ООП ДО и ее объему;
  • к условиям реализации ООП ДО;
  • к результатам освоения Программы.
  1. Оценка индивидуального развития детей при реализации ООП ДО может проводиться в форме:
  • педагогической диагностики;
  • психологической диагностики;
  1. Определите время реализации ООП ДО:

· только во время занятий;

· может реализовываться в течение всего времени

  1. Какой из разделов не является основным в Программе?

· Целевой;

· Установочный;

· Организационный;

  1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде:

· знаний, умений и навыков;

· целевых ориентиров дошкольного образования;

  1. Как в Стандарте определена Программа?

· Программа обучения детей;

· Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей;

  1. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

· манипулирование с предметами;

· самообслуживание и действие с бытовыми предметами ;

  1. На что направлена коррекционная работа и/или инклюзивное образование?

· обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им помощи в освоении Программы;

· освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;

  1. На что направлена педагогическая диагностика?

· индивидуализация образования;

· оптимизация работы с группой детей;

Раунд 5 «Кто всё это придумал?»

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания в области ФГОС ДО.

И напоследок хочу вам рассказать одну народную мудрость. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умерщвлю, скажет мертвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность формировать личность — любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Благодарю, коллеги, за активность и проявленный профессионализм.

Составила старший воспитатель Губайдулина А.В.

1.Одно из требований к развивающей предметно-пространственной среде.
2. Один из видов детской деятельности
3. Что такое ФГОС одним словом?
4. С какого вида деятельности начинается трудовое воспитание в раннем возрасте?
5. Этап детства по ФГОС (один из возрастов).
6. Кто тесно взаимодействует с педколлективом и по ФГОС является партнёрами?

1.Основная образовательная программа дошкольного образования – это:

  • программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса;
  • система мероприятий по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, включающая цель, задачи, методы, формы организации и результат данной деятельности;
  • структурированное описание педагогического опыта (мастер-классы, открытые мероприятия, тексты выступлений на научно-практических конференциях, публикации)

2. Укажите требования Стандарта, обязательные при реализации ООП ДО:

  • к внешнему виду, грамотному и техническому оформлению ООП ДО;
  • к структуре ООП ДО и ее объему;
  • к условиям реализации ООП ДО;
  • к результатам освоения Программы.

3.Оценка индивидуального развития детей при реализации ООП ДО может проводиться в форме:

  • педагогической диагностики;
  • ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ;
  • психологической диагностики;
  • комплексного обследования медицинских специалистов

4.Определите время реализации ООП ДО:

· от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

· только во время занятий;

· может реализовываться в течение всего времени

5.Какой из разделов не является основным в Программе?

· Целевой;

· Установочный;

· Организационный;

6.Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде:

· знаний, умений и навыков;

· интегративных качеств личности;

· целевых ориентиров дошкольного образования;

7.Как в Стандарте определена Программа?

· Программа обучения детей;

· Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей;

· Программа воспитания и обучения детей;

8.Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

· манипулирование с предметами;

· познавательно-исследовательская;

· восприятие художественной литературы и фольклора;

· самообслуживание и действие с бытовыми предметами;

9.На что направлена коррекционная работа и/или инклюзивное образование?

· обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им помощи в освоении Программы;

· квалифицированное медицинское обслуживание;

· освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;

10.На что направлена педагогическая диагностика?

· индивидуализация образования;

· итоговая диагностика к школе;

· оптимизация работы с группой детей;

В интеллектуальной игре участвуют дети и родители. Дети сидят за двумя столами, родители в зрительном зале напротив своей команды. Посередине зала размещается мультимедийная установка.

Под музыку дети заходят в музыкальный зал и останавливаются возле своих столов.

Ведущий (В.). Доброе утро, уважаемые гости! Мы приветствуем вас в интеллектуальном клубе «Умники и умницы». Я представляю наших участников: это дети двух старших групп.

Капитаны произносят названия команд («Птички» и «Бабочки») и девиз.

В. Наша игра состоит из семи этапов. Выполнив все задания каждого конкурса, игроки будут оцениваться жюри по пятибалльной системе. Та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов за все конкурсы - станет победителем. Итак, все условия и правила игры понятны? Тогда я объявляю начало игры.

Раздел «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ».

В. Перед вами карточки со слогами. Они все перепутались. Каждой команде нужно найти начало и окончание слова. И если вы правильно выполните задание, то у каждой команды получится по шесть слов. Прочитайте, какие слова у вас получились.

А теперь задачка посложнее. Каждой команде будут . . Внимание на экран! Первый ребус для команды «Птички» (по два ребуса на команду).

КАБАН◊АН+ЛУК =

ЕЖИ◊И+Е+ВИКА◊

ШИНА◊А+ЕЛЬ=

ЧУДЕСА◊А+НЫЙ=

Аплодисменты нашим «Умникам и умницам». А сейчас я попрошу жюри огласить результаты за два конкурса.

Раздел «МИР НАУКИ И ТЕХНИКИ».

В. Давайте узнаем, как наши игроки владеют разделом программы «Мир науки и техники».

Все внимание - на экран. Командам необходимо как можно быстрее посчитать количество треугольников. Команда «Бабочек», посчитайте, пожалуйста.

Второй треугольник считают дети другой команды, если дети затрудняются, то помогают родители.

Проверим навыки детей в ориентировке на листе бумаги. Выберите одного человека, который будет рисовать, а остальные ему помогать. Нарисуйте, пожалуйста:

  • в правом верхнем углу - солнце;
  • в нижнем левом - дерево;
  • внизу посередине - дом;
  • в верхнем левом - тучку;
  • справа от дерева - цветочек;
  • в нижнем правом - грибок.

Готово? А теперь посмотрим на экран и проверим, правильно ли вы сделали. Капитаны команд, отнесите ваши рисунки жюри.

Раздел «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

В. Наши игроки научат вас надувать шарик необычным способом. Пожалуйста, подойдите ко мне по два человека с каждой команды. Расскажите, что нам для этого понадобится. (Сок одного лимона, 2 столовые ложки уксуса, 1 чайная ложка пищевой соды, шарик, стакан и пустая бутылка из-под лимонада.) Вы готовы к надуванию шарика? Начали.

Расскажите, каким образом надулся шарик. (Пищевая сода, лимонный сок, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.)

Конкурс для родителей

В. Дети свои уникальные способности показали. А сейчас проверим, на что способны наши родители, которые помогут своим детям заработать дополнительные очки.

Конкурс-загадка. Внесите чёрный ящик. То, что находится в чёрном ящике, вы должны отгадать с помощью игры «Да-нет». На вопросы я могу отвечать только «Да» или «Нет». (В чёрном ящике находится кролик.)

Внесите, пожалуйста, материал, который нам необходим для следующего конкурса. Ваша задача - коллективно продумать и показать с помощью кукольного театра небольшую историю, ситуацию из собственного опыта на тему: «Как я воспитываю своего ребёнка». Это будет так называемый обмен опытом.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

В. Пока родители готовятся, я прошу команды выйти ко мне. Сейчас вы услышите начало песни и должны её продолжить. Начнём с команды «Птички».

А сейчас прослушайте небольшие отрывки и отгадайте музыкальный жанр произведения. (Песня, полька, вальс, марш, симфония.)

Команда «Бабочки», назовите изображённые музыкальные инструменты. Команда «Птички», такое же задание вам.

А теперь мы обратимся к жюри и узнаем результат прошедших конкурсов.

Пришло время дать слово нашим уважаемым родителям. Прошу за ширму.

Родители с помощью кукольного театра делятся опытом «Как я воспитываю своего ребёнка».

Раздел «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА».

В. Внимание - на экран. Найдите лишнюю картинку и объясните свой выбор (Апельсин, груша, арбуз, лимон, яблоко; жираф, коала, слон, верблюд, тигр; роза, тюльпан, нарцисс, ирис, подснежник; рыжик, боровик, опята, подосиновик, сыроежка; плоды липы, дуба, орешника, клёна, ёлки.)

Посмотрите внимательно на картинки и охарактеризуйте ситуацию, которую вы видите (картинки на тему загрязнения окружающей среды). Я предлагаю вам изменить эту ситуацию, чтобы она стала положительной. Для этого вам необходимо сложить новую картинку. Что же изменилось?

Раздел «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСКУССТВОМ».

В. Последний этап нашего конкурса. Внимание на экран.

  • Какие из этих картин относятся к портрету?
  • Какую из этих картин написал Левитан? Как она называется? А какой это вид живописи?
  • Какие картины относятся к натюрморту?
  • Картины каких художников вы здесь ещё видите?

(Предложенные картины: «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского, «Март» Левитана, «Грачи прилетели»» Саврасова, «Яблоки на красном фоне» Петрова-Водкина, «Берёзовая роща» Куинджи, портрет «А.С.Пушкин».) Молодцы наши команды. Наша игра «Умники и умницы» подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, мы посмотрим выступления детей старших групп.

Интеллектуальную игру для детей и родителей подготовила Т. Довгало

Департамент образования

Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛОШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Игра в форме «мозгового штурма»

Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста

«Педагогический ринг»

Подготовила воспитатель:

Грачёва О.А.

Ноябрьск 2016г.

Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

Повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно – патриотического воспитания;

Обобщить знания педагогов о целях, задачах и средствах с помощью которых определяется нравственно – патриотическое воспитание дошкольников;

Развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;

Способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Ход игры.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам принять участие в игре в форме мозгового штурма «Педагогический ринг».

Сегодня мы будем выявлять Ваши знания по нравственно – патриотическому воспитанию. Игра состоит из нескольких раундов. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать правильные ответы, а также следить за ходом игры, соблюдать педагогический такт. Победит тот, кто без ошибок пройдет все раунды.

За каждый правильный ответ команда получает шоколадную медаль.

Хочу представить членов жюри, которые будут оценивать игру:

- заведующий МБДОУ «Волошка», уважаемая И.Н. Малевич;

- заместитель заведующего по воспитательной работе, уважаемая Н.Р. Камынина.

Итак, начинаем нашу игру!!!

На ринге встречаются две команды:

1 команда «Лидер»;

2 команда «Фортуна».

Прошу команды занять свои места.

1 раунд. «Мозговая разминка». (Бой в бубен!!!)

(За 1 минуту нужно дать как можно больше правильных ответов.)

    Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ).

    Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта? (Принцип дифференциации).

    Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).

    Земля, где ты родился? (Родина).

    Древнее название России? (Русь).

    Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).

    Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).

    Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).

    Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).

    Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).

    Что означает «эмпирические знания»? (Знания, основанные на опыте).

    Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).

    Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

    Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).

    Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

    Официальная эмблема государства? (Герб).

    То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).

2 раунд. «Педагогическая эрудиция». (Бой в бубен!!!)

1 команда.

    Объясните понятие.

Нравственно – патриотическое воспитание – это ….

    Перечислите задачи нравственно – патриотического воспитания:

2 команда.

    Цель нравственно – патриотического воспитания:

    Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу, учитывая следующие принципы:

3 раунд. «Мозговая атака». (Бой в бубен!!!)

Герб

Гимн

Россия

Честь

Родина

Москва

Война

Победа

Ордена

Память

4 раунд. «Бой пословиц». (Бой в бубен!!!)

1 команда.

Восстановите пословицы

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

В хорошей семье

Родины нашей.

2 команда.

Восстановите пословицы

Человек без Родины,

дороже всякого богатства.

В своем доме и

счастье дорогу не забывает.

Народное братство

что соловей без песни.

В семью, где лад,

а в ленивом доме пусто.

В прилежном доме – густо

стены помогают.

Уважаемые коллеги! Внимание на экран! Правильный ответ!!!

Музыкальная пауза «С чего начинается Родина»

5 раунд. «Мозголомы». (Бой в бубен!!!)

Кроссворд «Нравственно – патриотическое воспитание»

1.Присущий, свойственный гражданину.

2.Населенный пункт.

3.Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

4.Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

5.Страна, в которой мы живем.

6.Качество человека, выраженное в принятии другого, в желании понять и услышать его.

7.Ячейка общества.

8.Место рождения, происхождения кого – нибудь или чего – нибудь.

9.Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Ответы на кроссворд «Нравственно – патриотическое воспитание»

    раунд. «Черный ящик». (Бой в бубен!!!)

Против команд играют родители ДОУ.

Внимание! Вопрос!

В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)

Рефлексия «Всё в наших руках»

На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»

А.С. Макаренко

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в Ваших руках!!!

Подведение итогов жюри.

Клип «Родина».

Список литературы:

    Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2012г.

    Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».- М: «Сфера», 2010г.

    Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России».- Москва, 2009г.

    Козлова С.А. «Мой мир».- М: «Сфера», 2010г.

    Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей». – М:,2010г.

    Мосалова «Я и мир». – М.: «Детство», 2013г.

    Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М: «Линка- Пресс», 209г.

    Шорыгина Т.А. Родные сказки «Нравственно-патриотическое воспитание».- М: «Прометей; Книголюб», 2010г.

Сценарий интеллектуальной игры для старшего дошкольного возраста «Умники и умницы»

Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического и творческого мышления, выявлению интеллектуальной одаренности детей.
Задачи:
- активизировать имеющиеся знания;
- развивать любознательность, самостоятельность, ответственность детей за результаты своей деятельности;
- учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение при выполнении заданий;
- формировать умение радоваться успехам товарищей.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье» «Социализация». Предварительная работа:

Выбираются команды, подготавливается эмблема, заучивается девиз команды, выбирается капитан команды, подготавливаются атрибуты к конкурсам.

Ход мероприятия: Ведущий: Уважаемые дети и гости. Мы рады видеть вас на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы». Давайте поприветствуем наших участников. Команда «Умницы» - капитан команды Аня Бороденко. Команда «Умники» - капитан команды Дима Ерохин. (дети под музыку входят в зал)

Ведущий:

День необычный у нас.

Мы искренне рады приветствовать Вас

Для умной игры собрались детвора

Её начинать нам настала пора!

1.Целый день все дети задают вопросы:

Почему у Ванечки нос такой курносый?

2. Почему в реке вода?

Облака плывут куда?

Почему летают птицы

И не могут заблудиться?


3 Где живут зимой медведи?
4 Кто отъел кусок луны?
5 Отчего машина едет?
6 Почему трубят слоны?
7 Как писать в тетради строчки?
8 Как читать с листа слова?
9 Почему цветут цветочки?
10 Чем питается сова?

11.Почему должны мы спать,

Завтра ведь опять вставать?

Чистить зубы, умываться

В детский садик собираться?

Почему должны мы кушать, воспитательницу слушать?

Ведущий.
Сто вопросов, сто ответов
Что же тут еще сказать…
Ужасно интересно все и обо всем на свете знать. Игра для всех. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте «Это я, это я и со мной мои друзья». Если не согласны, топайте ногами и хлопайте в ладоши.

Кто из вас, заметив дым, набирает «01» ?
-Кто свечей не зажигает и другим не разрешает?
-Кто, любитель по старинке над огнем сушить ботинки?
---Красный отблеск побежал. Кто со спичками играл?
-Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил утюг?
-Кто из вас идет вперед только там, где переход?
-Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
-Кто из вас, идя домой, гуляет по проезжей мостовой?
-Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
-Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
-Правила все точно знает и всегда их соблюдает? Наш конкурс будет оценивать жюри (представить членов жюри). За каждое правильно выполненное задание команды будут получать баллы. В конце состязания посчитаем количество полученных баллов и узнаем, кто же победитель. И так:

Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ: Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ: Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ: Клянемся!

Все смело преодолевать.

ДЕТИ: Клянемся!

Внимание командам! Наша интеллектуальная игра начинается! Будьте внимательны и не забывайте, что вы работаете в командах! Только самая внимательная и дружная команда сможет победить в нашей сегодняшней игре.

I тур называется «Шутки прибаутки» Вам необходимо ответить на мои вопросы.

Вопросы для команды « Умники»:

1. На березе 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на березе?

2. Сколько ног у двух куриц? (четыре)

3. Чем питается медведь зимой? (ничем, он спит)

4. Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?

5. Колобок, обросший иглами? (еж)

6. Кого называют царем всех зверей? (лев) Вопросы для команды «Умницы»:

1. Кто громче мычит: петух или корова?

2. У собачки Розки родились котята: 3 белых и 1 черный.

Сколько всего котят родилось у собачки?

3. Если петух снесет яйцо, кто из него появится, цыпленок или гусенок? (петух яиц не несет)

4. Утка в детстве? (утенок)

5. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина)

6. Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?

(Слово жюри)

2. Конкурс: «Найди похожие слова».

Капитаны выберут слова, вы должны найти к ним родственные слова Чья команда больше придумает слов, та победила.

(Снег, лес)

3. «Конкурс эрудитов»

Каждый член команды должен быстро ответить на вопрос. Начинают «Умницы»

1. Сколько времён года?

2. Назови их.

3. Какой день недели находится между понедельником и средой?

4. Посчитай от 1 до 10

5. Посчитай обратно от10 до 1.

6. Сколько месяцев в году?

7. Какой первый день недели? (понедельник)

8. Пальто, платье, свитер это. (одежда)

9. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

10. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

Вопросы для команды « Умники»

1. Сколько месяцев в году?

2. Назови дни недели.

3. Когда новогодний праздник?

4. Сколько дней в неделе?

5. Назови выходные дни

6. Сапоги, туфли, ботинки это. (обувь)

7. Курица в детстве? (цыпленок)

8. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

9. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)

10. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)

4. Игра «Назови соседей числа».

А сейчас мы поиграем. Игра называется «Назови соседей». Команды, выходите в круг. Перед вами цифры. Пока играет музыка, вы двигаетесь по кругу, музыка закончилась – вы берёте по одной цифре и становитесь по порядку от 1 до 5 . Начали игру! Покажите свои цифры, запомните их. А теперь спрячьте за спину. (Цифра 3, назови своих соседей и т.д.) Молодцы, играть вы умеете.

5. Конкурс: «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова».

«Умники»

У рыси - (рысья)

У кошки -(кошачья)

У верблюда - (верблюжья)

У утки - (утиная)

У оленя - (оленья)

«Умницы»

У рыбы - (рыбья)

У сороки -. (сорочья)

У кролика - (кроличья)

У лошади - (лошадиная)

У лебедя - (лебединая)

Музыкальная подвижная игра.

6 Конкурс «Заморочки из бочки».

Каждый ребенок из команды по очереди достает из бочки заморочку. Ведущий читает вопрос, а ребенок, который тянул заморочку отвечает, если же он не может ответить, ему помогает команда

7. Конкурс «Найди правильный ответ».

Перед вами примеры, но ответы на них перепутаны. Ваша задача стрелкой соединить пример с правильным ответом. Чья команда сделает это быстрее?

8. Конкурс «Выложи своё имя».

Продолжаем конкурс «Умники» и «умницы». Внимание, следующее задание. Командам нужно как можно быстрее выложить из слогов свои имена.

9. Конкурс капитанов «Прочитай закодированное слово»

10. Конкурс «Поставь геометрическую фигуру в нужное место».

Я буду описывать геометрическую фигуру и говорить в какое место на доске нужно её поместить. А вы все по очереди, начиная с капитанов, будете выполнять задание.

11. Конкурс «Кто чем занимается?»

Я называю профессии, а вы говорите, чем занимается человек этой профессии.

«Умники»

Учитель…

Врач…

Писатель…

Парикмахер…

Маляр…

«Умницы»

Продавец…

Художник…

Тракторист…

Повар…

Строитель…

Ткачиха... Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями. Сейчас жюри подведёт итоги, и мы узнаем победителя. (жюри подводит итоги)

А пока жюри совещается, мы поиграем. Я предлагаю игру « Похлопаем-потопаем или умная «шумелка»! Весёлая игра, в которой нужно сначала хорошенько подумать, а потом немножко пошуметь. Как же в неё играть? На мой вопрос, если согласны, вы отвечаете - «Да!» и хлопаете в ладоши, а если не согласны, отвечаете -«Нет!», и топаете ногами. Вы уже готовы к игре? Начинаем!

Загадок много в этой книжке….. Правильно?

Волк удирает от зайчишки? Правильно?

Один, конечно, больше двух…. Правильно?

Умеет куковать петух… Правильно?

Есть два крыла у самолёта… Правильно?

Опасно бегать по болоту… Правильно?

Тебе уж больше семи лет… Правильно?

Страшнее кошки зверя нет… Правильно?

На дубе жёлуди растут… Правильно?

Зимою ландыши цветут… Правильно?

Бульдозер быстро роет ямы… Правильно?

Летать умеют обезьяны… Правильно?

Днём светит солнышко, а по ночам- луна… Правильно?

Боится в воду лезть утёнок… Правильно?

Умеет хрюкать поросёнок… Правильно?

Есть в слове бочка буква У… Правильно?

Мычит мышонок громко: МУ!... Правильно?

Молодцы!

Жюри подводит итоги, команде- победительнице вручает медали, всем участникам грамоты.

Интеллектуальная игра для педагогов

Цель:

Привлечь внимание педагогов к вопросам математического развития дошкольников.

Активизировать мыслительную деятельность педагогов;

Раскрыть их творческий потенциал.

Материал: - два листа ватмана с изображением геометрических фигур;

  • фломастеры;
  • жетоны для жеребьёвки по количеству педагогов;
  • карточки с заданиями.
  • блоки Дьенеша.

Ход игры

Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим предложить Вам побывать в роли конкурсантов, проверить свои силы, продемонстрировать способности, найти интересные идеи для образовательной деятельности. Наша игра командная, поэтому предлагаю провести жеребьёвку (предварительно в мешочек кладутся жетоны красного и зелёного цветов). Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в страну математики.

Задача составов : успешно пройти нелёгкий путь и добраться до станции ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ . Путь длинный. Чем успешнее и быстрее Вы справитесь с заданиями, тем больше шансов у вас попасть в пункт назначения.

Итак, первое испытание: для того, чтобы нам отправиться в путь, необходимо придумать название и девиз Вашего поезда. На выполнение данного задания у вас три минуты. Время пошло! (команды готовятся)

  • Итак, Ваше представление! (заслушиваем участников)
  • Составы готовы отправиться в путь?

Как хорошо, когда много друзей.

С тобой отправляется в путь!

Сразу становится всем веселей,

Хочется горы свернуть!

СТАНЦИЯ «РАЗМИНОЧНАЯ» (не оценивается)

Сейчас Вам предстоит отгадать ребусы.

Точка конусы

Линейка минус

СТАНЦИЯ «ЗНАТОКИ»

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, которые приобрёл ребёнок в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в дальнейшем.

Я предлагаю командам определить, у детей какого возраста формируются умения.

СТАНЦИЯ «ЗАПОМИНАЙ-КА»

Мы с Вами часто предлагаем детям задание, в которых они воспроизводят что-то по памяти. А какая память у вас?

Каждой команде демонстрируется по 5 слайдов с интервалом 5 секунд. Затем задаются вопросы по содержанию слайдов.

Вопросы первой команде:

  • Сколько ножниц на первом слайде? (пять)
  • Какого цвета кубик, который держал подъемный кран? (красного цвета)
  • Что лишнее на втором слайде?
  • Сколько вагончиков в поезде? (2)

Вопросы второй команде:

  • Сколько птиц на первом слайде? (четыре)
  • Какого цвета были цифры на втором слайде? (красного)
  • Что лишнее на третьем слайде? (лук)
  • На чём стоит конус? (на кубе)

СТАНЦИЯ «ПОНИМАИ-КА»

(конкурс капитанов)

Каждому капитану я раздам карточки с 5 словами. В течение двух минут первый участник должен постараться объяснить слова своему сопернику; при этом нельзя употреблять однокоренные слова. Второй капитан отгадывает слова. Затем капитаны меняются местами.

Слова для первого капитана: число, сложение, форма, счет

Слова для второго капитана: цифра, задача, вычитание, ребус.

Второй вариант , капитанам по очереди даются объяснения того или иного математического понятия, капитаны должны постараться отгадать все.:

Для первого капитана:

1.упражнение, требующее нахождения решения по известным данным с помощью определённых действий (умозаключения, вычисления, перемещения элементов и т. п.) при соблюдении определённых правил совершения этих действий

2.Графическое выражение числа

3.одна из четырёх арифметических операций, обратная сложению

Для второго капитана:

1.основное понятие математики , используемое для количественной

характеристики, сравнения,

объектов и их частей.

2.Установление взаимосвязи между предметами и отрезками натурального ряда чисел.

3.Пространственный признак предметов.

СТАНЦИЯ «СМЕКАЛИСТЫХ»

Участникам необходимо решить несколько задач(задачи решаются по очереди)

Первая команда:

1. 7 воробышек спустились на грядки,

Скачут и что - то клюют без оглядки.

Котик - хитрюга внезапно подкрался,

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать, без оглядки!

Сколько теперь их осталось на грядке?

2.Сумма двух чисел равна 330.
Когда в большем числе справа отбросили один нуль,

То числа оказались равными.
Какие это были числа?

Вторая команда

1.Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка

тянули-тянули репку и, наконец, вытянули.

Сколько глаз смотрело на репку?

2. Мальчик написал на бумажке число 86 и говорит своему товарищу: "Не производя никакой записи, увеличь это число на 12 и покажи мне ответ". Недолго думая, товарищ показал ответ.

Задание для обеих команд

(решение записывается на листочке)

Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды?...

А теперь вам предстоит решить задание «Мозаика цифр» (блоки Дьенеша). Перед Вами картинки, которые можно «нарисовать», если правильно решить примеры и найти нужный блок.

Распределяются карточки с изображением символов и примеров. Команда решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.
Если все блоки выбраны верно, то получается изображение предмета.

СТАНЦИЯ «ФАНТАЗЁРОВ»

Участникам каждой команды необходимо дорисовать геометрические фигуры по десять изображений. Рисунки не должны повторяться.

Вот и СТАНЦИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ». Мы прибыли в пункт назначения. А это значит, что в нашем коллективе работают самые интеллектуальные педагоги. Я Вас поздравляю и желаю дальнейших успехов!

УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ!!!


Дурак