Новые математические игры для дошкольников. Игровые занятия по математике в старшей группе детского сада

Сборник математических игр

(для детей дошкольного возраста)

Составила: Полубинская Н.П

    Пояснительная записка…………………………………………………..3

    Игры с цифрами и числами………………………………………………4

    Игры с геометрическими фигурами…………………………………….11

    Игры по разделу величина………………………………………………18

    Игры на логику………………………………………………………….. 20

Пояснительная записка

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания.

Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Игры с цифрами и числами

1. Дидактическая игра «Собери цветочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.


2. Дидактическая игра «Саночки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки- саночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается

Игра может проводиться до трех раз.


3. Дидактическая игра «Угощение для белочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурочка разноцветных, картинка или игрушка белочка.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку о белке:

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть

Надо грибы

Для зимы собирать.

Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.

Усложнения:

Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.


4. Дидактическая игра «Соберем урожай»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 6,7,8.

Оборудование: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку об осени:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.

Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.

Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам.


Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?

5.Дидактическая игра «Помощь бабе Федоре»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12.

Оборудование: картинка бабы Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши.

Методика проведения:

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского "Федорино горе":

"И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

"Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу! "

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит. "

Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре?

Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки: больше, меньше или равно!

Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание.

6. Дидактическая игра «Рыбалка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.

Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.

Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.

Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

7. Дидактическая игра «Большая стирка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения:

Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.


8. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.


9. Дидактическая игра «Морское путешествие»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение решать примеры на + и – в пределах 6 - 11.

Оборудование: карточки лодочки с примерами на + и – в пределах от 6-11; четыре причала с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, выбрав себе лодочку, и разойтись по группе. Дети выбирают карточку-лодочку, гуляют по группе, внимательно рассматривают ее, считают свой пример. По сигналу воспитателя «Швартуйся!»: дети выбирают нужный причал и причаливают свою лодочку.



Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Игры с геометрическими фигурами

1. Дидактическая игра «Портрет»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

Кто получился?

Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.


«Птичка» «Кошка»

Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в подгруппах.

2.Дидактическая игра «Приключения колобка»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать круглые формы в овощах, фруктах и ягодах.

* Упражнять в умении называть различать основные цвета.

* Развивать логическое мышление.

Оборудование: картинки - колобок и радуга, картинки овощей, фруктов и ягод по цветам радуги круглой формы.

Методика проведения:

Воспитатель:

Сегодня к нам гости пришел сказочный герой: он круглый, от бабушки ушел. Кто это?

Правильно, колобок!

Выставляет картинку колобка на доске.

Колобок приглашает вас в путешествие. Катился колобок по лесу и вдруг увидел, как облачко опустилось на полянку, а из него волшебная разноцветная дорожка показалась. Что это за дорожка такая?

Правильно, это радуга!

Выставляет на доску картинку: облако с радугой.

Захотелось нашему колобку прогуляться по радуге. Запрыгнул он на красную полоску радуги и вдруг превратился…

Как вы думаете, чем мог стать наш колобок на красной дорожке? Какие овощи, фрукты или ягоды бывают круглыми и красными?

Помидор яблоко редиска малина

Молодцы, ребята. И покатился наш колобок дальше на оранжевую полоску.

Апельсин хурма тыква мандарин

В какие овощи, фрукты или ягоды мог превратиться наш колобок?

Помидор яблоко абрикос репка

Правильно, на зеленую.

Игра продолжается по аналогии.

Зеленая полоска радуги

Зеленое яблоко горох арбуз капуста виноград крыжовник

Голубая полоска радуги

Голубика

Синяя полоска радуги

Синий виноград

Фиолетовая полоска радуги

Слива капуста картошка

Воспитатель:

Вот и закончились приключения нашего колобка!

3. Дидактическая игра «Почини платье»

Возраст 5-6 лет

Цель:

Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.

4. Дидактическая игра «Почини сапоги»

Возраст 4-5 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание детей на сапоги: сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить: найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку.

Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает: куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

5. Дидактическая игра «Рассели гостей»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)

Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры.

Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на круг, и т.д.

6. Дидактическая игра «Расскажи, что изображено на картинке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение видеть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) в изображении предметов окружающей действительности и называть их.

Оборудование: картинка с изображение предметов из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, что он видит на картинке и из каких геометрических фигур состоит предмет.

Например, желтое солнышко – оно круглое, облака – овальной формы и т.д.

7. Дидактическая игра «Подбери пару варежке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

Оборудование: карточки-варежки, с изображением на них орнамента из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку помочь подобрать пару варежке и рассказать, каким узорам они украшены.

8. Дидактическая игра «Прятки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

*

* Развивать логическое мышление, умение анализировать.

Оборудование: карточка с изображением; набор геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и назвать, какие фигуры изображены на карточке. Обращает внимание, что геометрические фигуры расположены в ряды, некоторые спрятались. Воспитатель предлагает поставить по местам геометрические фигуры.

9. Дидактическая игра «Укрась салфетку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

* Развивать логическое мышление, воображение.

Оборудование: карточка 15x 15; набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям украсить салфетки для своих мам геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребенок должен рассказывает: какими фигурами украсил салфетку и где их располагал.

Игры по разделу величина

1.Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания.

* Уточнить названия цветов.

Оборудование: овалы разного цвета и величины.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет, составить пирамидку.

2. Дидактическая игра «Собери яблоки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Упражнять в умении соотносить предметы с нужной величиной.

Оборудование: картинка с изображением яблони, яблочки разной величины: большие, поменьше и самые маленькие, 3 корзинки разной величины.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку:

Загляни в осенний сад
Чудо - мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.

На столе перед ребенком раскладывает картинку яблони с яблоками разной величины, уточняет одинаковые ли по величине яблоки на яблоне.

Демонстрирует ребенку корзинки, уточняет какие они по величине, предлагает собрать яблоки в нужные корзинки.

3. Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький.

* Упражнять в умении раскладывать предметы слева направо в порядке возрастания и убывания.

Оборудование: карточки с изображением посуды разной величины: большие, поменьше и самые маленькие.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду, которая лежит перед ними на столе, уточняет названия, цвет и величину.

Предлагает навести порядок на кухне, расставив посуду в порядке убывания, возрастания слева направо.

Дети расставляют посуду, называют в порядке убывания, возрастания.

Игры на логику

1. Дидактическая игра «Сказка по клеткам»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.

Оборудование: карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку.

Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в лесу».

Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.


Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас!

2. Дидактическая игра «Фантазеры»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение строить по схеме из деталей игры.

Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо».

Методика проведения:

1 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли.




2 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры.

Дети придумывают изображения зверей и птиц.

3. Дидактическая игра «Вырастим цветы» (Блоки Дьеныша)

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить знания о геометрических фигурах.

* Развивать образное мышление, воображение.

Оборудование: карточка-схема - «Полянка со стебельками», наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники по 5 шт. красные, синие и желтые; схемы для серединок и лепестков цветов, готовый образец.

Методика проведения:

Воспитатель показывает схему полянки:
- Ребята, посмотрите, на цветочной полянке случилась беда: злая волшебница заколдовала цветы - сделала их невидимыми. Волшебной стране срочно нужна ваша помощь, нужно расколдовать цветы.

Внимательно рассмотрите схемы для серединок и положите правильно нужные геометрические фигуры. А сейчас рассмотрите схемы для лепестков, будьте очень внимательны, и выложите лепестки нужными геометрическими фигурами.

Воспитатель для проверки предлагает готовый образец. Оценивает деятельность детей в игре, хвалит выполнивших правильно задание. С теми, кто затруднился, проводит индивидуально еще раз игру.

Схемы для лепестков.

Готовый образец:

4. Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.

Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы.

Методика проведения:

Воспитатель читает загадку и предлагает детям из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.


По волнам дворец плывет, Закружу, заверчу, в небеса улечу.
На себе людей везет. (вертолет)
(корабль)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

5. Дидактическая игра «Реши задачку»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.

Оборудование: фасоль в тарелочке на каждого ребенка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.

Как-то ночью под кусточком Пять ворон на крышу сели,

Грибы выросли опять. Да еще к ним прилетели.

Два грибочка, три грибочка. Отвечайте быстро, смело

Сколько будет? Ровно...(пять) Сколько всех их прилетело? (семь)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дид актические игры для развития элементарных математических представлений

Здесь представлена подборка игр, которая поможет в развитии памяти, внимания, воображения детей младшего дошкольного возраста.

Игры на закрепление геометрических фигур.

Методические рекомендации :игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста.Могут использоваться в утренней отрезок времени, как для индивидуальной работы,так и самостоятельной деятельности детей.

1. «Домино»

Цель: научить детей находить среди многих одну опре деленную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о гео метрических фигурах.

Стимулъный материал: 28 карточек, на каждой поло винке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.

Карточки выкладываются на стол фигурками вниз. Пос ле объяснения ребенку правил игра начинается выкладыва нием карточки «дубль-пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке необходимой фигуры, он подыскивает картинку с этой фигурой из общего числа карточек. Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет пра ва на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек

2. «Распутай путаницу»

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пира мидки, мячи и т. д.).

Все игрушки расставляются на столе в определенном по рядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет располо жение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспом нить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок мо жет и сам создавать путаницу, придумывая самые неверо ятные ситуации.

3. «Подбери пару»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз меру, цвету, назначению.

Материал: геометрические фигуры или тематические под борки изображений разных предметов, которые можно объеди нить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и та кие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

В зависимости от того, какой у вас стимульный матери ал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеть ся, помоги собрать урожай и т. д.

Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару

4. «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред метов.

Стимулъный материал: карточки с изображениями ча шек и ручек к-ним разных цветов.

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Да вайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данно го задания, покажите ему, каким образом необходимо ис кать парные карточки. Затем это задание выполняют само стоятельно.

5. «Найди предметы похожего цвета»

Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Стимулъный материал: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нит ки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: фла жок, мишка, мяч и т. д.).

На двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоя тельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.

6. «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометри ческими образцами.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круг лой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (ку бики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Разложить на две кучки геометрические фигуры и пред меты. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть пред меты. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ре бенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

7. «Волшебные круги»

Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.

Стимулъный материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов).

«Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг».

8. «Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное рас положение геометрических фигур, воспроизводить в точно сти такое же расположение при выкладывании орнамента.

Стимулъный материал: 5 вырезанных из цветной бу маги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь поста райся из вырезанных геометрических фигур выложить та кой же орнамент».

Затем предлагается следующая карточка. Задание оста ется прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

9. «Игра с кругами»

Цель: научить детей обозначать словами отношения предметов по величине («самый большой», «меньше», «больше»).

Стимулъный материал: три круга (нарисованных и вы резанных из бумаги) разной величины.

Предлагается внимательно посмотреть на круги, разло жить их перед собою, обвести на бумаге по контуру. Далее предлагается ребенку сравнить 2 круга, затем другие 2 кру га. Постарайтесь, чтобы ребенок назвал величину всех трех кругов.

10. «Шары»

Цель: развивать и закреплять умение устанавливать от ношение между элементами по величине (больше - мень ше, толще, длиннее, короче).

Стимулъный материал: набор из пяти палочек, равно мерно уменьшающихся по длине и ширине, набор из пяти кругов, которые так же равномерно уменьшаются в соответ ствии с палочками.

«Посмотрим, что получилось. На улице добрый дедушка Федот продавал шары. До чего же они красивые! Всем нра вились. Но вот вдруг откуда ни возьмись поднялся ветер, до такой сильный, что все шары дедушки Федота оторва лись от своих палочек и разлетелись кто куда. Целую неде лю добрые соседи приносили назад шары, найденные ими. Но вот беда! Не может дедушка Федот понять, к какой па лочке крепился какой шарик. Давай ему поможем!»

Вначале вместе с ребенком на столе раскладываются па лочки по величине от самой длинной и толстой до самой короткой и тонкой. Затем по этому же методу раскладыва ются «шары» - от самого большого до самого маленького.

12. «Умный гость»

Цель: развивать умение обследовать форму предметов, давать и понимать их сложное описание.

Стимульный материал: детская пластмассовая посуда, мешок.

Игрушки рассматриваются участниками, затем склады ваются в мешок. Ребенок садится спиной к играющим. Те по очереди подходят к нему, стучат по плечу и говорят: «Ане нужно что-то такое, но я не скажу, как называется, но объясню тебе, что оно... (И далее следует описание предме та. Например, чашка: «круглая, с выпуклыми боками, невы сокая, внизу узкая, сверху - шире, сбоку - ручка»).

Когда ребенок найдет на ощупь нужный предмет, он его вынимает из мешка; далее оценивается, правильно ли вы полнено задание.

13. «Веселый человечек»

Цель: формировать у детей умение расчленять опреде ленную фигуру на элементы (геометрические фигуры) и, на оборот, из отдельных элементов, соответствующих геометрическим образцам, составлять предметы определенной за данной формы.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (1 тре угольник, 1 полукруг, 1 прямоугольник, 2 овала, 4 узких прямоугольника, рисунок «Веселого человечка»).

«Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек. По смотрите, какой он забавный! Давайте постараемся из гео метрических фигурок, которые лежат на столе, сделать та кого же человечка».

14. «Палочки»

Цель: Учить детей последовательному расположению элементов разной величины.

Стимулъный материал: 10 палочек (деревянных или картонных) разной длины (от 2 до 20 см). Каждая последу ющая палочка от предыдущей отличается размером на 2 см. Чтобы выполнить данное задание верно, нужно каж дый раз брать самую длинную полоску из тех, которые вы видите перед собой. Используем данное правило и выкла дываем палочки в ряд. Но если хотя бы один раз будет до пущена ошибка, будь то перестановка элементов или примеривание палочек, игра прекращается.

15. «Найди домик»

Цель: формировать целенаправленное зрительное вос приятие формы.

Стимулъный материал: два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом комплекте. Три из этих

фигур (квадрат, круг, треугольник) являются основными, а три остальных (трапеция, овал, ромб) - дополнительными. Дополнительные фигуры необходимы для различения и правильного выбора основных фигур. Также необходимы контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках (контуры можно вырезать, сделать «окошки-до мики»). В каждый комплект стимульного материала вхо дят шесть-восемь карточек с контурами каждой фигуры. Карточки можно раскрасить различными цветами.

Детям показываются три основных фигуры (круг, квад рат, треугольник). Затем показывается карточка с изобра жением одной фигуры (например, треугольника). «Как вы, ребята, думаете, в этом домике какая фигура живет? Давай те подумаем вместе и «поселим» сюда нужную фигуру. А теперь, ребята, давайте поиграем все вместе. Вы видите, на двух столах лежать разные фигуры (подзывается двое де тей). Вот вам карточки. Какие фигуры живут в этих доми ках?» После того как задание выполнено, даются две другие одинаковые карточки. Если ребенок затрудняется в выпол нении задания, ему предлагается «рамку» фигуры обвести пальчиком, затем нарисовать ее контур в воздухе, что облег чит воспроизведение формы.

16. «Покажите такое же»

Цель: научить ребенка строить образ предмета заданной величины.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (квад рат, круг, треугольник, овал, шестиугольник) разных разме ров. Количество наборов геометрически фигур зависит от количества детей. В наборе необходимо по 3-4 варианта каждой фигуры. «Такие же фигуры есть и у меня. Я вам показываю фигуру, а вы должны в своем наборе отыскать такую же. Будьте очень внимательны!»

После того как дети отыскивают и показывают фигуру, ведущий «примеряет» их выбор к своей фигуре. Если ребе нок убеждается в ошибке, ему разрешается самостоятельно исправить ее, заменив выбранную фигуру на другую.

17. «Что принесла нам кукла?»

Цель: учить ребенка на ощупь определять форму пред мета и называть его.

Стимулъный материал: кукла, мешок, всевозможные небольшие игрушки, которые должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы (ма шинки, кубики, игрушечная посуда, игрушки-животные, ша рики и т. д.). В мешок желательно продернуть резинку, что бы ребенок не смог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

«Ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она для нас принесла игрушки. Хотите узнать, что нам принесла кукла? Нужно по очереди подходить к мешку, но не заглядывать в него, а только руками выбирать себе пода рок, затем сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем».

После того как все игрушки вытащены из мешка, игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются обратно и дети снова по очереди достают себе игрушки.

18. «Веселые шары»

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Стимулъный материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок.

«Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные - красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

19. «Найди фигуры»

Цель: развивать зрительное восприятие геометрических форм.

Стимулъный материал: чертежи геометрических фигур.

«Посмотрите на эти рисунки. Найдите геометрические фигуры. Кто больше найдет фигур, и, главное, быстрее, тот и выиграл.

Игры на ориентировку в пространстве и времени на ориентировку на листе бумаги.

20. «Где находится?»

Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Стимульный материал: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямо угольник, треугольник) разного цвета, Можно геометричес кие фигуры заменить различными изображениями живот ных (медведь, лиса, заяц, корова), видами транспорта (ко рабль, самолет, машина, камаз), игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг.

«Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисо ван круг?, овал?, квадрат?, треугольник?, прямоугольник?

Покажи, что нарисовано справа от круга?, слева от круга?

Что изображено в правом верхнем углу?, в левом ниж нем углу?

Что нарисовано выше круга?, ниже круга?»

21. «Лево - право»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.

«Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

В. Берестов

Стоял ученик на развилке дорог

Где право,

Где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!» - раздался

Ликующий крик.

Где право,

Где лево,

Узнал ученик!

Как ученик узнал, где право, где лево? Какой рукою ученик почесал в голове? Покажите, а где у вас правая рука? Левая рука?

22. «Зайчик»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:

Зайчик, зайчик - белый бок,

Где живешь ты, наш, дружок?

По тропинке, вдоль опушки,

Если влево мы пойдем,

Там и мой родимый дом.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой. * * *

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть:

Лапки вверх,

Лапки вниз,

На носочки поднимись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках

Скок - скок - скок.

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки!

23. «Куда?»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Стимульный материал: на белом листе бумаги изобра жение машин, деревьев (рис. 11).

«Посмотри внимательно на рисунок. Покажи, какие ма шины едут вправо, какие - влево? Посмотри внимательно на деревья. Как ты думаешь, куда дует ветер?

24. «Что получилось?»

Цель: развивать умение пространственной ориентиров ки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

«Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа - три клетки вправо, поставьте точ ку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую.

Например: одна клетка вправо, одна - вниз, одна клет ка влево, одна вверх.

Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.

Например: одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, одна - вверх, одна клетка - вправо, две - вверх, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, две - вниз, одна - вправо, одна - вниз, одна впра во, одна - вверх, одна - вправо, две - вверх, одна - впра во, одна - вверх».


Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Игра «Правильный счет».

Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

: мяч.

Описание : дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Игра «Кто где».

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание : расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Игра «Много-мало».

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных - 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

Игра «Отгадай число».

Цели : способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Счетная мозаика».

Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Игра «Точка-путешественница».

Цели : познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособи я: тетрадь в клетку, ручка.

Описание : воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

Игра «Читаем и считаем».

Цели: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

02.06.2016 Viktoria Soldatova

Приветствую всех родителей, заботящихся о развитии своих детей в интерактивной форме. Сегодня мы с вами обсудим математические игры для дошкольников. При этом затронем разные их варианты. Уже не раз говорилось, что все дети индивидуальны, именно поэтому вам уважаемые родители, нужно подобрать вид игры, который заинтересует вашего дошкольника. Ведь только увлеченность занятием даст стимул к развитию математических способностей.

  1. Дидактические
  2. Подвижные
  3. Настольные

Давайте с вами вспомним что такое игра и почему она так важна нашим детям. В ней участвуют два или более игроков, которые применяют смекалку, выстраивают стратегии, соблюдая при этом правила. Конечный результат зависит от поведения и применения знаний всех игроков в данных направлениях. Помимо развлекательного характера подобные забавы несут очень серьезную обучающую функцию. Во взрослой жизни математические игры находят применение в таких профессиях как экономист, политик, юрист. Очень советую почитать о теории игр на Википедии .

Организуя жизнь детей в игре, родители развивают многогранную личность дошкольника. Таким путем дети узнают новое, учатся сосредотачивать внимание, развивают память, творческие способности, логическое мышление, воображение.

Дидактические математические игры для дошкольников

Развивать математическое мышление можно с раннего детства. Для этого существует множество игровых способов, одним из которых являются дидактические игры. Они содержат в себе: поставленную задачу, действие по правилам, результат. Задания усложняются в соответствии с возрастом. Если в 2 года ребенку показываете логическую цепочку из 2 предметов, то старшему дошкольнику в 5 лет можно ее выстраивать из 4-5 предметов. Условия подобных игр – выполнение учебной цели и их проведение в интерактивной обстановке.

Дидактическая игра – Геометрическая мозаика

У нас она живет уже очень давно, но не теряет своей актуальности. Подобный материал можно подготовить самостоятельно, вам нужно будет вырезать из цветной бумаги множество разных геометрических фигур. Затем подготовить карточки с узнаваемыми ребенком объектами. То и другое заламинировать.

Поначалу ребенок просто копирует то что видит на готовом рисунке, при этом учится сопоставлять детали по форме и цвету, тренирует внимательность. Затем сам начинает фантазировать и уже может создать свои изображения без опоры на образец. Теперь включается воображение, наглядно-образное мышление. В обоих случаях развивается мелкая моторика.


Источник фото maam.ru

Наша дидактическая геометрическая мозаика покупная. Она хранится в удобном чемоданчике, все детали деревянные с магнитом на обратной стороне. Таким образом мой дошкольник может собирать сюжеты не только на стенках чемоданчика, но и на магнитной доске висящей и нас на стене. Прилагаются карточки с 50 изображениями разного уровня. Вот такую простую чашку можно собрать на начальном уровне.

На сегодняшний день моему сыну 5 лет 7 месяцев, и порой он все еще хочет работать по образцу, используя более сложные модели. Но чаще его можно застать за сборкой собственного рисунка. Прелесть подобного приобретения не только в компактности хранения и уверенности, что детали не потеряются. Но также в возможности принести собранное родителям и показать что получилось.

Если мама принимает непосредственное участие в занятиях, то в процессе ненавязчивого называния фигур, ребенок обязательно их усвоит. Вместе можно составлять сказку из получившихся персонажей. Более подробно об можно прочесть в отдельной статье. Со временем попробуйте поиграть в “Угадай что это”. Дошкольник самостоятельно собирает рисунок, а родитель должен угадать что на нем изображено. Создавайте шедевры поочередно. Еще интересней если пришли маленькие гости, тогда развлечение обеспечено всем.

Наш набор я приобрела в Амазон, он выпущен компанией Imaginets . Это действительно качественный продукт. Но если вы не проживаете за пределами России, можно посмотреть подобные мозаики в Интернет-магазинах. Обращайте внимание на разнообразность геометрических фигур и наличие карточек с образцами.

Дидактическая игра – Что неправильно?

В нее можно играть как с предыдущими магнитными фигурами, также и с объемными. Дидактическим материалом могут быть любые игрушки в наборе, счетные мишки разных цветов, природный материал – шишки и желуди, например. Играть лучше с несколькими детьми, чтобы присутствовал соревновательный эффект, тогда действительно получается весело. Игроки отворачиваются, родитель быстро расставляет логическую цепочку в которой нарушен ход. Это может быть фигура другого типа, другого цвета, ее отсутствие в логической цепочке или наоборот излишнее присутствие. По команде игроки поворачиваются и быстро произносят увиденную ошибку. Выигрывает тот, кто больше раз определил ее.

Лучше договориться заранее до какого счета играть, мы обычно соревнуемся до 10, а потом хочется повтора . Александр соревнуется с папой, а я устанавливаю логические цепочки. Что развивает эта детская дидактическая игра:

  • Внимательность;
  • быструю реакцию;
  • словарный запас (нужно точно выразить свою мысль);
  • знание точных названий геометрических фигур или цветов (в зависимости от выбранного варианта).

На моем блоге уже были описаны интереснейшие математические игры с дидактическими материалами, которые я делала своими руками, в статье .

Подвижные математические игры для дошкольников

Движение важно всем детям, но именно средним и старших дошколятам оно жизненно необходимо. И если девочки могут спокойно сидеть и собирать мозаику в течении 15-30 минут, то мальчикам это просто не дано природой. Поэтому, планируя математические игры для дошкольников я не могла обойти такой важный их вид как подвижные. Наблюдая за детьми, могу сказать, что подобные занятия приносят удовольствие и мальчикам, и девочкам.

Мои постоянные читатели уже знакомы с Эстеллой, подружкой Александра, которая по понедельникам приходит к нам в гости. Я всегда стараюсь организовать досуг ребятам и предлагаю им мои игры, когда вижу перерыв в их собственных. Дети с удовольствием воспринимают предложения поиграть, я в этих развлечениях участвую только как комментатор и арбитр.

Подвижная игра – Собери правильный предмет

Нам понадобилось:

  • 4 стула;
  • несколько видов геометрических фигур;
  • 2 емкости куда складывать.

Эту математическую подвижную игру я проводила на террасе. Четыре стула поставила попарно друг от друга на приличном расстоянии. В одном конце выложила геометрические фигуры, в другом поставила емкости для принесенных трофеев. Объяснила детям правила игры:

У каждого на стуле есть геометрические фигуры по 8 штук каждой. Взяла их в руки и мы назвали виды – это нужно сделать, чтобы убедиться, что все игроки их знают. Дети становятся около стульев с корзинками, на счет 3 бегут к стулу с фигурами и берут только одну из заданных. Возвращаются, чтобы положить ее в емкость и так до тех пор пока не соберут все 8 штук. Выигрывает тот кто собрал первый.

Итак, мною были подготовлены: квадраты, круги, цилиндры, треугольники, прямоугольники, кубы. Все предметы я выбрала из имеющихся игрушек, стараясь, чтобы геометрическая фигура была сразу узнаваемой. Три вида фигур положила на стул каждому ребенку. В первом раунде предлагалось перенести в корзинку Александра – квадрат и Эстеллы – треугольник. Во втором, круг и прямоугольник, а в конце оставшиеся цилиндр и куб. В завершении игрокам уже не нужно выбирать правильную фигуру, но азарт подвижной соревновательности продолжает присутствовать.

Если вы уверены, что ваши дошкольники знакомы с объемными геометрическими фигурами, то игру можно усложнить выбрав только их. Также можно подобрать предметы похожие на определенную форму. Например лопатка или пластмассовое деревцо напоминающие треугольник, мячик – шар, колба для экспериментов – цилиндр. Оглядитесь вокруг и уверена, что вы найдете подходящие предметы.

Подвижная игра – Соедини точки с цифрой

По стилю проведения она похожа на предыдущую. Но в этом случае игрокам нужно положить карточку с цифрой на карточку с таким же количеством точек. У нас все еще остался набор “Математика с пеленок” от компании Умница, именно им я и воспользовалась. Подобные карточки легко сделать самим, так как вам понадобится небольшое их количество. Точки можно проставить от руки или наклеив липкие кружочки, как на товарах со скидкой.

Подобные подвижные математические игры для дошкольников развивают знание цифр, их сопоставление с количеством, внимательность, соревновательность и стремление к победе. Эстелле был подготовлен набор карточек от 0 до 10, Александру от 20 до 30. Сразу стало понятно, что у девочки ноль вызвал затруднение, а мальчик не смог в быстром темпе определить на глаз большое количество точек. Объяснить понятие нуля не составило труда, а вот Александру мне пришлось заменить карточки от 11 до 21. Дети играли 4 раза, счет 2:2 .

Чтобы разместить большие карточки с точками, мы перешли в квартиру. Сдвинув обеденный стол в сторону, удалось получить 4 метра разбега . Описанные мною две математические игры, дали детям возможность не только подвигаться, но также было видно, что они воспринимаются ими как развлечение.

Настольные математические игры для дошкольников

Я опишу только несколько математических настольных игр, которые у нас есть в наличии и заслуживают внимания. Чем они хороши? Во-первых, настольные игры увлекают всех членов семьи, что имеет большую вероятность совместного времяпрепровождения. Во-вторых, их не нужно подготавливать, как те о которых я написала выше. В-третьих, они направлены на развитие разных аспектов: знания состава числа, умение складывать числа, развивают логику.

Чтобы завершить рассказ об играх детей у нас дома, напишу сразу о напольной игре. Хотя если у вас есть длинный стол, то она может стать и настольной . Richard Scarry’s Busytoun – такого ее название и конечно же она будет любима детьми, которые знакомы с книгами этого автора: Город добрых дел, Книжка про машинки , Книжка о хорошем поведении. Возрастная категория игроков 3+, с этим я абсолютно соглашусь, но и ребята старшего дошкольного возраста тоже с удовольствием в нее играют. Я приобретала ее в Амазон, если вы введете в русский поисковик название, то увидите эту математическую игру для детей на русском рынке.

Я бы сказала, что это первый шаг в счете, так как здесь игрокам после прокручивания стрелки, нужно сделать определенное количество шагов на пути к цели. Ребята развивают умение играть по правилам, соблюдать очередность, внимательность – это здесь один из главных факторов, знакомятся с песочными часами. Суть заключается в следующем:

Игроки выбирают себе персонажи из любимых книжек, всего их 4. По очереди крутят стрелку и в зависимости от ее остановки, применяют действия: отсчитывают шаги принимая решения по выбору дороги, ищут указанный объект. Персонажи двигаются к острову на котором расположен пикник с едой. На острове сидят поросята, которые как известно, очень прожорливы. Если стрелка остановилась на поросенке, то одно из блюд “съедается” противниками. Цель – прибыть на остров до того как поросята всё съедят.

Необычность игры в том, что проигравшего игрока здесь нет, так как играют против поросят. Это командный выигрыш или проигрыш. Вы наверное заметили уважаемые родители, что дошкольникам сложно дается проигрыш. Многие дети плачут и даже отказываются от участия. В данном случае подобное не происходит. Отмечу еще один плюс: когда стрелка выпадает на Золотого жука с лупой, нужно взять одну карточку из колоды, на которой изображен объект поиска. Переворачиваются песочные часы и дети начинают искать указанные предметы в городе. Это отлично развивает внимательность, а если вы изучаете английский язык, то послужит отличной практикой, так как рисунки на карточках подписаны на английском.

Продолжая тему деток, которые не любят проигрывать, расскажу об этой замечательной настольной игре. Она была куплена мною, когда ребенку было 4,5 года. Рекомендация 6+ меня не смутила, так как Александр уже давно усвоил счет в пределах десятка. До этого мы играли в несколько настольных игр и ни с одной не было подобной ситуации. Но в этой развивается не только сложение в пределах десятка, если быть точной до 9, а также быстрая реакция и внимательность. Ребенок не мог считать так быстро как я, а поддаваться не имеет воспитательного смысла. После нескольких проигрышей, он плакал и начал отказываться от участия. Пришлось выдержать паузу, затем объяснить, что если что-то не получается так как хотелось бы, то это можно улучшить только путем практики.

Наш вариант коробки сверху на фотографии и он абсолютно идентичен с русским. В итоге, через 2-3 месяца Александр вышел на фантастический уровень сложения в пределах 9 и стал меня обыгрывать! Прилагающийся звонок производит на детей завораживающее впечатление, мы стали использовать его и в наборе Фрукто 10, который будет описан ниже. Однозначно, говоря про математические игры для дошкольников, Халли Гали стоит на ведущем месте в практике на сложение, доведение его до автоматизма.

Очень похожа на предыдущую, но воспринимаются они совершенно по разному. Игроков может быть от 2 до 5, смысл сводится к тому же: как можно быстрее найти число 10 путем сложения. Допускаются варианты игры по цветам и по типу изображенных фруктов. Во Фрукто 10 не получается работать так быстро как в Халли Галли. Напряженная работа ума в этой игре идет не только на поиск цифр и их сложение, но и на сортировку фруктов по типу, а их на каждой картинке по 4. Чему научился мой дошкольник играя в эту настольную игру – получать 10 складывая несколько чисел. Например: 2+2+6 или 3+4+3. Подобные вычисления нужно произвести быстрее соперника и мой сын меня обыгрывает!

Даный набор выпущен компанией “Банда умников”. Проанализировав обе математические игры на сложение, я посоветую начать с Халли Галли и через время вводить . Которая хотя и рекомендуется детям 7+, но имеет множество вариантов, поэтому идеально подойдет старшим дошкольникам.

Настольная игра Калах семейства Манкала

Признаюсь, что в нашей семье ее называют просто Манкала. Это логико математическая игра на двух игроков, которая прекрасно подойдет дошкольникам и школьникам. Покупала я ее из-за деревянной коробки, представляя какие развивающие занятия смогу с ней организовать. Но придя домой и разобравшись с правилами, поняла, что ее применение будет по назначению. Она развивает логику, выстраивание стратегии, просчитывание ходов наперед. В ней нет случайных победителей, если ошибся с расчетом, то проиграл. Папа с Александром увлекаются ею очень часто – понравилась обоим. Муж видит потенциал и глубокий смысл игры.

Мне она чем-то напоминает Нарды, только кубики здесь бросать не нужно. Обязательно прочитайте об истории возникновения Манкалы , люди не могли ошибаться веками . Не советую приобретать пародии типа 2 в 1, берите именно классический Калах. Если не найдете в деревянной коробке, то есть еще картонный вариант , он будет в разы дешевле.

Ну что же дорогие друзья, надеюсь что описанные мною математические игры для дошкольников пригодятся вам в развитии детей. А настольные помогут провести совместное время с семьей весело и полезно. Напомню, что у меня уже описаны наши и игры с . Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в соц. сетях. Прошу вас не копировать текст целиком, лучше воспользоваться кнопочками ниже.

Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!

Вас также может заинтересовать:

Комментарии

    Татьяна

    Июнь 3, 2016 в 05:17

    Надя и Лука

    Июнь 3, 2016 в 05:21

    Людмила Власова

    Июнь 3, 2016 в 06:57

    Katrin

    Июнь 3, 2016 в 07:14

    Елена

Пасьянс Солитер