Развитие диалогической речи дидактические игры и приемы. "речевые игры для развития диалогической речи"

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Игра - важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:

  • Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
  • Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:

Соблюдать очередность в разговоре;
- выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
- не говорить с полным ртом;
- говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Поэтому необходимо:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

2. Развивать диалогическое общение в сюжетно - ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявлены требования к содержанию образовательных областей, так как содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Результаты практической деятельности по реализации технологии О.В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» подтверждают необходимость ее реализации педагогами дошкольных образовательных учреждений в речевом развитии дошкольников, так как все занятия в данной технологии выстроены в игровой форме, а игра, как известно, является основным видом деятельности дошкольников. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка.

Диалогическая речь - наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Целенаправленное использование игровых приемов помогло повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

Исходя из эффективности в реализации технологии О.В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», я рекомендую педагогам дошкольных образовательных учреждений использовать в практической деятельности указанную технологию.

Список литературы

    Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. №5. - с. 51-61.

    Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. №10. - с. 82-90.

    Бизикова О. Развитие речи дошкольников в игре. М: издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136с.

    Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. №12. - с. 91-93.

    Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Современность, 1999. - 363с.

  1. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. М.: Академия, 1999. - с.204-208.
  2. Колодяжная Т.П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. - 32с.

    Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. - 223с.

    Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994. - 63с.

  3. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 237с.

«АТЕЛЬЕ»

1. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя - осенняя, летняя - весенняя) .

2. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.

3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.

Игровой материал:

1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др. (рис. 7).

2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).

Ход игры на занятии

(1 вариант)

Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Выставляет перед ними на доске конверты с изображениями-- пальто, блузки и др. и говорит, что такую одежду можно заказать в ателье. Каждый ребенок получает прямоугольник с наклеенной - на него тканью. Педагог объясняет: « Я пришла в ателье, чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Вы работники ателье и должны предложить мне подходящую ткань: для того изделия, которое я буду заказывать. Я покажу вам, что хочу сшить, а вы определите, для, какого времени года это изделие предназначено, и тот, у кого есть подходящая ткань, предложит мне ее и расскажет о ней. Например, если я закажу зимнее пальто, то о ткани для него можно рассказать так: для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая.

А если я закажу летнее платье, о ткани для него можно рассказать так: для вашего нарядного летнего платья подойдет вот эта шелковая ткань. Она светлая, тонкая и блестящая».

Далее, воспитатель говорит детям, что для одного и того же изделия у них есть несколько образцов ткани: «Т. е. у кого имеется, например, ткань для пальто, будут по очереди выходить к доске и рассказывать о ней. Я остановлю свой выбор на той ткани, о которой будет полнее рассказано».

Выбранную ткань воспитатель вставляет в конверт, чтобы дети при описании использовали больше прилагательных, можно за удачно подобранное определение давать фишку.

Воспитатель ставит на полочки доски конверты с изображениями предметов одежды, а на своем столе раскладывает образцы ткани (картонные прямоугольники с наклеенной на них тканью). Объясняет детям: «Теперь вы будете заказчиками, а я работником ателье. Вы будете приходить в ателье, чтобы заказать себе одежду, для теплого или, холодного вpeмени года, и сами подбирать к ней подходящую ткань. Нужно взять конверт, подобрать к своему изделию ткань и потом сделать заказ, например: «Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени из теплой пушистой полосатой байки». Если вы все понятно и подробно объясните закройщику, то получите свое изделие- конверт с вставленной в него тканью!»

Воспитатель раскладывает прямоугольники с тканью на полочки, доски (или вставляет их в наборное полотно) и рассказывает: «В нашем ателье решили сделать три цеха: один по пошиву теплой дежды для зимы, другой по пошиву одежды для весны и осени, третий - цех летней одежды. Нам нужно рассортировать ткань - распределить ее по цехам».

«НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ»

Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровое правило. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки.

Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди!- заканчивает воспитатель.

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал:

Раз, два, три! Одинаковых найди!

Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

Раз, два, три! Одинаковых найди! - говорит педагог.

Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух

одинаковых матрешек. Воспитатель привлекает чаще к этой игре детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить, не подумав.

УЗНАЙ, ЧТО ИЗМЕНИЛЬСЬ

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; воспитывать наблюдательность, активное запоминание; развивать речь и активизировать словарь.

Игровое правило. Называют изменения в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия. Перестановка за ширмой предметов так, чтобы дети не видели; отгадывание с использованием кукольного персонажа.

В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Веселый и озорной, он все время что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

Дети, к нам в гости пришел Петрушка хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Петрушка, расскажи детям!- начинает игру воспитатель.

Петрушка появляется из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя.

Дети, сейчас мы будем с вами играть,- говорит Петрушка.- Я принес сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша? Посередине стола.

А пирамидка?

Справа от нее,- отвечают дети.

А как можно сказать, где стоит матрешка?

Она стоит слева от Маши.

Запомнили, где стоят игрушки? Вова, скажи, где стоит

Матрешка?

Она стоит слева от Маши.

Правильно. А где стоит пирамидка? Правильно. А кукла

Маша межу ними. Так, ребята? А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?

Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади нее оказались рядом пирамидка и матрешка. Петрушка обращается к детям:

Что изменилось здесь? Где стоит сейчас Маша? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы! Вова, скажи, где стоит сейчас Маша?

Она стоит впереди.

А матрешка с пирамидкой где? Скажи, Оля!

Они стоят сзади куклы Маши.

Правильно, ребята. А сейчас я опять что-то переставлю, и вы отгадаете.

Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана. Петрушка говорит;

А сейчас кто назовет, что изменилось? Что я переставил? Дети недоумевают:

Ничего не переставил.

Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше, говорит Петрушка.

Дети повторяют:

Они так истаяли: Маша впереди, а матрешка и пирамидка сзади.

Петрушка за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает с боку, а пирамидка с матрешкой остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева.

Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения ориентироваться в пространстве. Петрушка повышает интерес к выполнению правила: отгадать изменение в расположении игрушек, помочь ему найти нужную игрушку.

Усложняя игру, воспитатель увеличивает количество игрушек,

а также усложняет правила игры: рассказать обо всех изменениях, которые произошли с игрушками (в одежде, положении рук, ног куклы, величине пирамидки, матрешки и др.).

ЧТО ИГРУШКА РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ?

Учить детей умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ.

Игровые правила. Вынимать игрушки па одной из коробки; рассказывать все об игрушке, что знаешь и видишь (другие дети дополняют) .

Игровые действия. Поиск предмета, одинакового с описанным. Кто первым нашел, тот берет следующую игрушку для описания.

Для этой игры воспитатель подготавливает два комплекта игрушек (па паре каждой из игрушек). Один комплект он кладет в коробку, игрушки из другого комплекта раскладывает в комнате так, чтобы их надо было искать. (Это он делает еще до того, как дети сели играть.)

В начале игры воспитатель приносит и ставит на стол коробку. Дети еще не знают, что в ней, но появление коробки, загадочный тон педагога вызывают у них интерес к игре. Интерес еще больше усиливается, когда воспитатель предлагает угадать, что в коробке.

Воспитатель предлагает двум-трем детям вынуть из коробки все игрушки. Ребята рассматривают игрушки, расставлены на столе, по желанию берут их в руки.

После того как непосредственный интерес к игрушкам удовлетворен, воспитатель объясняет правила игры:

Дети, мы уже играли по-разному: в магазин, «чудесный

мешочек», а сейчас пои граем в игру, которая называется «Что игрушка рассказывает о себе?». Игра эта трудная, но я надеюсь, вы с ней справитесь. Вот, смотрите: что это? (Показывает знакомый детям синий шар, потом толкает его, и шар катится по столу).

Дети отвечают:

Шар, синий шар. Он катится.

А как вы узнали? - спрашивает воспитатель. Да видно сразу! - весело отвечают дети.

Правильно, шар сам рассказывает о себе, что он круглый, синий, катится,- подтверждает воспитатель.- Вот мы и будем смотреть на игрушки, можно даже постучать ими, сравнить их, взвесить на ладошке и сказать что игрушка рассказывает о себе. Один будет рассказывать, а все слушать и замечать, все ли сказано. А потом мы пойдем по комнате и будем искать такую же игрушку, совсем, совсем одинаковую. Кто первым найдет и принесет ее на стол, тот возьмет игрушку из коробки и расскажет о ней.

Воспитатель уточняет, что приносить игрушку надо только одинаковую и искать ее по всей комнате. Кто первым увидел игрушку, бежит к столу, ставит ее, остальные возвращаются на свои места.

Молодец, Костя, ты был очень внимательным. Выбирай теперь игрушку и расскажи ребятам о ней,- говорит педагог.

В начале игры воспитатель дает образец описания, преднамеренно опуская один из признаков, чтобы дать возможность кому-нибудь из детей дополнить. Во время описания игрушек детьми в случае затруднения он помогает:

Боря, возьми в одну руку мяч, в другую шар. Что можно сказать о шаре еще?

Шар легче мяча,- догадывается мальчик.

Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки «расскажут» о себе и всем будет найдена пара.

Двигательная активность в игре предупреждает утомление детей, повышает их эмоциональный тонус, активизирует мышление, внимание и речь.

ГУСИ-ГУСИ

(Народная игра)

Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило. Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка в другом, волк - в стороне.

Слова хозяйки гусей:

Гуси! Гуси! Есть хотите? Ну, летите! Почему?

Ответы гусей:

Га-га-га! Да-да-да! Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

ПОТЕРЯЛСЯ ПОЯСОК

1. Упpажнять детей в различении большого количества оттенков (пяти-шести) одного цвета.

2. Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.).

Игровой материал. Таблицы с наклеенными на них платьями (пятью- шестью), пальто или куртками вырезанными из бумаги одного цвета, но разных оттенков. (Одежда разного фасона, их можно взять из журналов мод.); 3 бумажных пояса, подходящих по oттeнкy к одному платью, к одному пальто и одной куртке.

Воспитатель вывешивает перед детьми одну из таблицу, пример с изображениями шести платьев синего цвета, разного оттенка, и рассказывает:

В магазин одежды привезли из швейной фабрики платья. Когда их вешали на плечики у одного платья потерялся поясок. Вот (показывает дeтям бумажный поясок), попробуйте найти нужное нам платье. Если найдете, опишите егo: назовите цвет, оттенок, расскажите о фасоне (какие у платья рукава, есть ли воротник, карманы, строчка, застежки и т. д.).

Аналогично проводятся упражнения с другими таблицами, нa которых изображены куртки или пальто.

ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ

Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета. Учить детей рассказывать об одежде кукол, используя в речи сложноподчиненные предложения типа: Шапочка на кукле темнее а сапожки светлее, чем пальто.

Игровой материал.

1. Панно с четырьмя куклами в зеленом, красном, коричневом в синем пальто. Волосы и чулки у кукол вырезаны из фланельки или бархатной бумаги.

2. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто; остальные более темных. С обратной стороны шапочки и пальто обклеены бархатной бумагой или фланелью.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы еще не полностью одеты для прогулки: надо надeть на них шапочки и сапожки: Выставляет фланелеграф, на нём - шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красное пальто, подобрав для нее сапожки, которые светлее пальто и шапочку, которая тоже светлее пальто. Вызванный, peбёнок выбирает шапочку, сапожки и надевает их на куклу, а потом, рассказывает, как она одета: на кукле красное пальто, шапочка и сапожки тоже красные, светлее, чем пальто.

Далее педагог приглашает к столу сразу троих детей они подбирают шапочки и сапожки для остальных кукол. Затем задания, видоизменяются: троим детям предлагают нaдeть на кукол более темные шапочки и сапожки, чем пальто.

В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто, и наоборот. (На кукле шапочка темнее, сапожки светлее, чем пальто»).

ДBE СЕСТРЕНКИ

1. Развивать у детей связную речь: умения описывать внешность, одежду, использовать в рассказах сравнения.

2. Уточнить в речи детей названия предметов одежды, и их частей.

3 Выяснить, знают ли дети названия основных и дополнительных цветов.

Дидактическое пособие. Панно с изображением двух девочек. Посередине на уровне шеи и немнoгo выше колен прикреплены листы бумаги в виде страниц альбома, на которых нарисованы предметы одежды (майки, трусики, 2 платья разного фасона; 2 платья с фартуками; юбка с блузкой, I сарафан с блузкой; блузка- безрукавка и юбка; свитер, надетый поверх сарафана; пальто и куртка). При перелистывании страниц альбома девочки меняют наряд.

Ход игры на занятии

(1 вариант)

Воспитатель предлагает детям познакомиться с двумя сестренками Томой и Светой. Рассказывает:

Это Тома. Она темноволосая и кареглазая. А это Света. У нее светлые волосы и голубые глаза. Я начну рассказывать о сестренках, а вы будете помогать - описывать одежду девочек, сравнивать ее. Kaждoe утро Тома и Света делали зарядку. Они надевали..:?» (открывает первую страницу и предлагает одному из детей продолжить рассказ).

После зарядки сестренки умывались,- снова говорит воспитатель, надевали платья и шли завтракать (переворачивает страницу и предлагает ребенку рассказать о платьях).

У Томы платье красное с розовым воpoтником, а у Светы розовоe с красным воротником. Томино платье с короткими рукавами, а платье Светы без рукавов, с пуговицами.

После завтрака сестренки всегда сами мыли посуду. Чтобы не запачкать платья, они надевали фартуки,- педагог переворачивает следующую cтраницу и предлагает кому-либо из детей продолжить рассказ.

У Томы фартук белого цвета, - рассказывает ребенок,- у Светы он тоже белый. Но на фартуке Томы пришиты два кармашка, а у Cветы фартук с одним карманом.

Собрались Тома со Светой на прогулку. Выглянули в

окно, а на улице:ветер, солнце за тучу спряталось. Прохладно.

Надо потеплее одеться. (воспитатель переворачивает страницу).

Кто -то из детей продолжает:

Надела Тома юбку с кофточкой, а Света сарафан с кофточкой. Кофточка у Томы зеленая, с длинными рукавами,и манжетами, а у Светы коричневая, тоже с длинными рукавами, но без манжетов. Тамарина- кофточка с воротником, а Светланина кофта без воротника, но с бантиком.

Посмотрела мама, как оделись ее дочки на прогулку, и велела одеться потеплее (включается в рассказывание воспитатель переворачивает очередную страницу).

Toмa надела серую безрукавку, а Света желтый свитеp,- продолжает ребенок.- На безрукавке черная отделка, а на свитере- узор на груди.

Долго гуляли девочки. Стал покрапывать мелкий дождь, но сестренкам не хотелось уходить с прогулки. Сбегали они домой и надели:

Тома надела фиолетовое пальто, а Света - сиреневую куртку.

(11вариант)

Воспитатель обращается к детям: я вам буду показывать двух сестренок - Свету и Тому, а вы будете paccкaзывать об одной из них, не называя имени. Надо рассказать сначaла о внешности девочки, о цвете ее волос, глаз, потом о том, как она одета: назвать одежду, обувь, цвет вещей. А все ребята должны узнать Тому или Свету по описанию.

Воспитатель открывает ту или иную страницу, названный ребенок рассказывает, Например: Эта девочка, темноволосая, c карими глазами. Она в фиолетовом демисезонном пальто - с воротником и кармашками. На ногах у нее оранжевые гольфы с фиолетовыми носками и серые ботинки. Это Тамара. Воспитатель, побуждает детей при описании внешности девочек употреблять разнообразные слова и словосочетания: кудрявые волосы, голубоглазая, светлоглазая, светловолосая.

Вера Надырова
Сборник дидактических игр по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Игры с предметами (телефоном)

Заказ такси по телефону

Дидактическая задача : учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок в такси)

Игровая задача : помочь зайке вызвать такси, чтобы поехать в поликлинику

Ход игры

Воспитатель вовлекает детей в игру , сообщая, что к вам за помощью обратилась зайка, она заболела и ей нужно вызвать такси на 10 часов утра, чтобы добраться до поликлиники.

Поможем зайке вызвать такси?

Сейчас я буду звонить в такси, а ваша задача внимательно слушать, как я буду вести диалог (набирает номер, имитирует звонок) .

Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

На какое время вам нужна машина?

На 10 часов утра.

Ваш адрес.

Куда поедете ?

В детскую поликлинику.

Назовите ваш телефон.

Такси скоро будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

Спасибо. До свидания.

Кто желает вызвать такси для зайки?

Дети по желанию имитируют звонок в такси, воспитатель помогает построить диалог , исправляет, дополняет их диалог

Звонок на работу маме (папе)

Дидактическая задача : закрепить навыки ведения культурного диалога по телефону ; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Игровая задача : помочь своего товарищу

Ход игры

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации : «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

Спасибо.

Алло, Алеша, что случилось?

Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

Что с бабушкой?

Она простыла, и у нее болит голова.

Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

До встречи , сынок.

Звонок в поликлинику

Дидактическая задача : закрепить навык ведения диалога по телефону (звонок в поликлинику)

Игровая задача : помочь Буратино вызвать врача на дом по телефону

Ход игры

1. Беседа.

К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

Врача вызывают, если у больного высокая температура, когда он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

Ребята, сегодня когда я шла в садик, на крылечке я нашла письмо от Буратино, он пишет, что Мальвина очень сильно заболела, у нее высокая температура и сильный кашель, и просить у вас помощи : «Ребята помогите вызвать врача Мальвине, а я в это время буду помогать Мальвине справляться с кашлем и температурой»

Готовы помочь Буратино вызвать врача Мальвине?

Да, готовы!

Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику.

Кто желает вызвать врача Мальвине по телефону? (Дети предлагают свои кандидатуры )

Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст , адрес.

2. Демонстрация вызова врача.

Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

Да. Здравствуйте.

Я бы хотела вызвать врача на дом.

Что случилось?

У нас заболела Мальвина. У нее очень высокая температура и сильный кашель.

Нет ли насморка и головной боли?

Нет, только кашель.

Ваш адрес?

Наш адрес ул. Ленина 56

Врач придет во второй половине дня.

Спасибо. До свидания.

Всего доброго.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2-3 раза) . Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

Словесные игры

«Угадай, кто я»

Дидактическая задача : учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Игровая задача : угадать о каком сказочном герое говорит ведущий

Ход игры

Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту) . Остальные дети отгадывают.

Например :

Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.

Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей .

Нет. Я не девочка, а мальчик.

Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

Я думаю, что ты – Жихарка.

Правильно.

Угадавший ребенок становится ведущим.

«Да и нет»

Дидактическая задача : познакомить с вопросом как формой получения информации , знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал : семь-восемь предметов различного назначения - игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры

Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит : «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет» . Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?

Его надевают на тело?

ОН лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? - Он круглый? Он коричневый? И т. п.

Нужно придерживаться определенной логики : от назначения предмета - к его расположению - к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы ».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой - свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

«Будь внимателен!»

Дидактическая задача : учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Игровая задача : поддержать радость или сочувствие воспитателя

Ход игры

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают : «Я рад (а) за тебя (вас) », «Очень приятно» , «Я горжусь вами (тобой) ». На невеселое сообщение следует сказать : «Я сочувствую тебе (вам) » или «Мне очень жаль» .

Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

Я еду в гости.

Я победила в конкурсе воспитателей.

У меня сегодня очень сильно болит голова.

Я купила себе красивое платье.

Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

«Передай письмо»

Дидактическая задача : активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Материал : разноцветные конверты, набор картинок.

Ход игры

В игре участвуют 5-7 детей . Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит : «Письмо Саше» . Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами : «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения : «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.» .

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы , используемые в игре :

Если тебе нетрудно. - Будь добр.

Ты не мог бы.? - Я тебя очень прошу,.

Сделай доброе дело, передай.

Передай, пожалуйста.

«Ошибка»

Дидактическая задача : развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры

Воспитатель : «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так : «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.» .

Примеры суждений :

Карлсон жил в маленьком домике у леса.

Пятница идет после среды.

Буратино - один из жителей цветочного городка.

Мыть руки вредно для здоровья.

Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

Если на деревьях есть листья, то это лето.

«Волшебный ключ»

Дидактическая задача : закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т. п.) . Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит : «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу : «Добрые слова замки открывают» . Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы : «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?» .

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения :

Разрешите пройти.

Разрешите, пожалуйста.

Позвольте пройти.

Пропустите меня, пожалуйста.

Вы не могли бы пропустить меня?

Если можно, пропустите, пожалуйста.

Извините, я могу пройти?

Подвижные игры

ГУСИ-ГУСИ (русская народная игра)

Дидактическая задача : развивать у детей диалогическую речь , добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило : убегать от волка только после слов : «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия : имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры : при помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка в другом, волк - в стороне. Слова хозяйки гусей : -Гуси! Гуси! Есть хотите? Ну, летите! Почему?

Ответы гусей : -Га-га-га! Да-да-да! Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает

Елена Румянцева
Развиваем диалогическую речь в игре

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи .

Овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений :

Умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения : отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое - либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;

Умения вступать в диалог с окружающими различными способами : четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т. д.

Умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге , а также употребление средств речевого этикета).

Наблюдения за детьми выявили недостаточный уровень развития вышеназванных умений.

В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми. Но это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов.

Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.

Этапы работы по развитию диалогической речи старших дошкольников, используя игры и игровые приемы :

На первом этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик . При этом используется склонность детей к подражанию.

К источникам речевого подражания относится речь окружающих людей , художественная литература, кукольные спектакли, фильмы. Используя художественные средства, привлекается внимание детей к диалогам героев , для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра спектаклей при помощи обращений к детям выделяют :

Инициативные диалогические реплики : «О чем хотел узнать слоненок? Как он об этом спросил?» , «Листопадничек смотрел на птиц и мечтал полетать. Как своей мечтой он поделился с мамой?».

- ответные высказывания : «Что ответил попугай слоненку?» , «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?» .

Особая роль отводится художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

Например, читая по ролям потешку про зайца, они усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение – реакция на побуждение.

Ну-ка, зайка, поскачи – поскачи!

Отчего не поскакать? Поскачу!

Лапкой, зайка, постучи – постучи!

Отчего не постучать? Постучу!

В этом диалоге дети учатся шутливо реагировать на побуждение.

В других стихотворных текстах заимствуются вежливые формы побуждений.

Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Диалогическое единство вопрос – ответ представлено в потешках («Кисонька – мурысонька» , «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и во многих стихотворения (Е. Благинина «Черемуха» ; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

Диалогическое единство сообщение – реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях (А. Барто «Я знаю, что можно придумать.» , С. Маршак «Перчатки» и др.). Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы , но поддающиеся преобразованию в диалогический текст . Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно разделить на отдельные реплики по две строки, содержащие законченное суждение.

Морозы жестокие в этом году!

Тревожно за яблоньки в нашем саду!

- Тревожно за Жучку : в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему .

Формы диалогического взаимодействия можно заимствовать из дидактических и подвижных игр с готовыми диалогическими текстами .

Диалогическое единство вопрос – ответ присутствует в играх «Почта» , «Фанты» , «Маковое зернышко» , в подвижных играх «Лиски» , «Краски» и др.

Реплики из пары сообщение – реакция на сообщение присутствует в играх «Садовник» , «Колпачок» , «Как у тетушки Ирины» , «Пчелки и ласточки» и др.

Реплики из пары побуждение – реакция на побуждение присутствует в словесных («Передай письмо» , «Волшебный ключ» ) и подвижных играх («Змея» , «Волк» , «Хлоп-хлоп, убегай!» и др.).

На втором этапе работы задача обучения диалогической речи усложняется . Для этого используются такие игры, в которых нужно оперировать не только заученными (репродуктивными, но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами.

Для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих используются такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений.

Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары , а позднее – произведения, где разные диалогические пары переплетаются . Используются народные сказки и литературные произведения : «Как лечить удава?» , «Хочу быть слоненком» Г. Остера; «Божья коровка» , «Неладно скроен, да крепко сшит» К. Ушинского и др.

На данном этапе дети также учатся вести диалог по телефону , для чего используются игры, связанные с телефонными переговорами : звонок другу (маме, бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и т. д.

На третьем этапе работы используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик : словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами.

Особая роль отводится словесным играм, т. к. они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них осуществляется в играх «Да и нет» , «Вопросы с подсказкой» , «Запрещенные слова» , «Смешинка» , «Турнир знатоков» . Участие в них требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. д.

Например, в игре «Да и нет» дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» и «нет» , догадаться, что спрятано в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представления ребенка о признаках предметов или живых существ и т. д.

Умению ставить вопросы в разной форме содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов. Так, карточка с изображением цветных пятен ориентирует на вопрос о цвете предмета, с изображением геометрических форм – о форме предмета и т. д. Изображение кружков в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане) – символ вопросительного слова «где» , изображение часов – «когда» , изображение цифр – «сколько» .

Умение давать реплики из диалогической пары сообщение – реакция на сообщение закрепляется в играх «Кто кого запутает?» , «Небылицы» , «Отгадай, кто я?» , «Любимые места города» и др.

С помощью этих реплик дети учатся высказывать свою точку зрения, свое мнение и т. п., а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.

Так, в игре Любимые места города» одни дети описывают какую-либо достопримечательность города, не называя ее, а другие высказывают предположения, которые либо отклоняются, либо принимаются. Дети высказывают свои догадки, при необходимости уточняя какие-либо детали, и стараются отгадать, о чем идет речь .

Игра «Кто кого запутает» провоцирует столкновение мнений, одно из которых неверное. Чтобы вести этот диалог , дети опираются на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида животного, предмета.

Закрепление умений формулировать побуждения и вежливо реагировать на них происходит в играх «Сумей отказаться» , «Поручение» , «Назови родителей» , «Угощение» и др.

В игре «назови родителей» один из игроков берет картинку с изображением какого-либо животного и, образуя слово, называющее его детеныша, побуждает кого-то из детей назвать его маму и папу. Правильно ответивший берет следующую картинку и продолжает игру.

В игре «Угощение» дети учатся выражать благодарность, принимая угощение или вежливо отказываться от него. Один игрок берет карточку с изображением животного, а другой – с изображением угощения. При этом присутствует элемент случайного выбора (ребенок не знает, какая ему попадется карточка) .

Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы :

1) формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик) ;

2) отражать естественную логику формирования речевых умений : восприятие и заимствование образцов диалогических реплик , их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов самостоятельную речевую практику.

Игры и упражнения на развитие диалогической речи у дошкольников

Упражнение «Давай знакомиться»

Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт.

Звучит спокойная музыка. Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я - Дима, а ты?» После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку.

Игра «Паша - Наташа - Юля»

Цель: закреплять умение обращаться к сверстникам по имени.

Дети стоят по кругу. В руках воспитателя находится мяч. Он начинает игру и называет маршрут, по которому будет бросать мяч: «Таня - Женя» и перебрасывает мяч детям, чьи имена были названы. Можно называть более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, участники договариваются использовать другие варианты имён.

Упражнение «Просьба»

Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить. Педагог выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке дети по очереди обращаются к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает фишку.

Игра «О чём спросить при встрече?»

Цель: учить детей вступать в контакт и поддерживать общение. Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков - передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ.

Примерные вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?

На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать педагог, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).

Упражнение «Вопрос - ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?»:- «Ловишки» и т. д.).

Игра «Вежливые слова»

Цель: учить детей вежливо заканчивать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации.

Дети сидят по кругу и, передавая друг другу привлекательный предмет, называют слова, которые чаще всего используются при завершении диалога (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи и т. д.). Педагог обращает внимание на то, что прощаясь (уходя домой из детского сада, после окончания разговора и в других ситуациях) необходимо посмотреть другу в глаза. Умение отрабатывается в естественных ситуациях общения.

Игра «Приглашение»

Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.

Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с педагогом обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой - принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.

Приглашение можно сопровождать вручением красивой открытки.

Игра «Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог - поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.

Шахматы