Эпоха возрождения и развитие картографии в европе. Картография


В глубокой древности человек хорошо знал окружающую его местность и умел ее изобразить с помощью острых обломков камней и костей на песке, снегу, бересте, написать на папирусе. По этим картографическим рисункам древний человек определял пути Кочевок, места охоты и т. д.

До нас дошли карты рабовладельческого Вавилона. Чтобы строить каналы, собирать налоги, нужны были чертежи местности. Вавилоняне писали не на папирусе, а на мягкой глине. На одной из глиняных табличек изображено разветвление реки, которая протекает между двумя горными цепями. На карте видны города. Эта карта была создана 4500 лет назад. Еще большая территория изображена на вавилонской карте VII в. до н. э. На ней в виде плоского круга нарисованы Вавилония и Ассирия. Сверху вниз течет Евфрат, по обоим берегам которого раскинулся величественный Вавилон. Карты были известны древним египтянам. После каждого разлива Нила специальные чиновники фараона восстанавливали смытые границы полей. Здесь уж без карты нельзя было обойтись. Карты рисовали на папирусе. Но папирус боится малейшей сырости и быстро превращается в труху. Вот почему до наших дней дошла только одна древнеегипетская карта. Она вычерчена почти 3400 лет назад. На ней показаны рудоносные горы, бассейн для промывки золота, жилища и храм, где хранится драгоценный металл.

Большого развития достигла картография в древней Греции. Многочисленные бухты и острова, изрезанность побережья способствовали развитию мореплавания. Уже 2500- 3000 лет назад греки плавали в дальние страны. Они побывали во многих заморских землях. Древние греки представляли себе Землю в виде выпуклого диска, со всех сторон омываемого рекой Океаном. Об этом свидетельствует вырезанная 2500 лет назад на медной доске карта Гекатея. Дальнейшее развитие картографии связано с изменением представлений о форме Земли.

Предположение древних греков о том, что Земля плоская, сменяется учением о ее шарообразной форме. Вслед за этим появляется понятие о картографических проекциях, меридианах и параллелях. Особенно много в области картографии сделал знаменитый ученый древности, географ и астроном Клавдий Птолемей. Он жил во II в. в египетском городе Александрии. Птолемей составил подробную карту Земли, какой до него еще никто не создавал. Во многом его карта мира была фантастичной, и все же вплоть до XV в. никто не создал лучшей. На этой карте изображены три части света: Европа, Азия и Африка.

До Скандинавии на севере, за истоки Нила на юге, до Китая на востоке простирается известная ему земля. Западные берега Европы омывает Атлантический океан, с неведомых гор катит свои волны в Каспийское море р. Ра (Волга), мощные, причудливо извивающиеся потоки образуют Нил. Индийский океан выглядит на карте Птолемея в виде огромного озера, окруженного со всех сторон сушей. Восточные берега Азии близко подходят к европейским. Возможно, что из-за ошибки Птолемея Колумб смело пустился в плавание через Атлантический океан на поиски «близких» восточных берегов Азии. Карта Птолемея была снабжена градусной сеткой.

Древний Рим вел многочисленные войны с соседними и отдаленными странами. Поэтому для военных, а также административных целей были составлены дорожные карты. Этими картами пользовались в пути, поэтому их и называли дорожными. Были карты до 7 м длины, а шириной - всего 33 см. Разворачивал путник такой свиток и видел, сколько времени ему еще идти до нужного места. До наших дней сохранилась дорожная карта, вычерченная более 1700 лет назад. На этой карте изображен маршрут от Англии до Индии. На юге и севере землю омывает океан. Неважно, что моря и реки вытянуты с запада на восток, а берега тоже искажены. Главное было показать дорогу: она-то уж обязательно приведет к нужному месту.

В средние века достижения науки античного времени были забыты. Церковь вступила в борьбу с научными представлениями о строении и происхождении мира. Строго преследовалось церковниками учение о шарообразной форме Земли. Совершенно фантастическим становится изображение Земли.

На карте Землю вычерчивали в виде прямоугольника, окруженного со всех сторон океаном. За океаном находится недоступная для людей земля - рай.

Основным видом средневековых карт становятся монастырские. Эти карты иллюстрировали богословские сочинения. Они были далеки от действительности и лишены научной основы. На большинстве карт того времени восток изображался наверху. Такое расположение основывалось на религиозных представлениях - на востоке находятся святые места и он как бы венчает собой карту. По монастырским картам можно было «найти» дорогу только в «рай» или в «ад». Понятно, что они были совершенно непригодны. Упадок картографии в этот период объясняется тем, что тогда образовалось множество не связанных друг с другом государств. Чуть ли не в каждой деревне было свое государство. Точно высокой каменной стеной были отгорожены друг от друга эти владения. Между ними часто не существовало дорог. Ни к чему были и точные карты. Тогда больше всего ценились красивые карты. Они изготовлялись в одном-двух экземплярах. Больше и не требовалось. Такие карты рассматривали как дорогие картины. Их раскрашивали яркими красками, океаны украшали рыбами и кораблями.

В XIII - XIV вв. в Европе появляются компас и навигационные морские карты -портоланы. Они помогали мореплавателям в открытом море или при плавании близ берегов. На этих картах очень точно изображались берега. Вместо меридианов и параллелей на них чертились компасные сетки, которые указывали положение стран света.

Внутренние части стран мореплавателей не интересовали, поэтому их оставляли пустыми или же заполняли сценами из жизни населяющих их народов.

В эпоху великих географических открытий, с конца XV в., мореплаватели отправлялись в дальние страны. Не редкостью стали путешествия в Африку, Азию, Америку. Мореплаватели стали нуждаться в точной географической карте с параллелями и меридианами, чтобы можно было определить, где находится корабль, сколько ему еще плыть, какие земли возможно встретить в пути. Только такие карты могли служить путеводителями отважным путешественникам.

В этот период картографы изобрели много новых способов построения географических карт. Наибольшую известность приобрела проекция голландского картографа XVI в. Герарда

Меркатора. Свое собрание карт Г. Меркатор назвал в честь мифического Атласа. На титульном листе «Атласа» Меркатора 1595 г. мы видим Атласа, занятого своим любимым делом - изготовлением глобусов. И теперь собрание карт мы называем атласом.

С каждым годом все больше и больше уточняются карты. Все меньше и меньше места остается для картинок с диковинными зверями, рыбами с человеческими головами, одноглазыми циклопами. Наконец, в XVIII в. они навсегда исчезают с географических карт.

В XVIII и XIX вв. разрабатываются научные основы картографии. Особое внимание уделяется картографическим проекциям. Прежде чем нарисовать карту, проводятся математические расчеты.

Применение в наше время методов аэрофотосъемки намного облегчило создание карты. Аэрофотосъемка позволила нанести на карту очертания малодоступных для человека мест.

Развитие российской картографии

Первые робкие шаги картографии нашей страны следует отнести к III тысячелетию до н. э. Во время раскопок у г. Майкопа (Северный Кавказ) нашли серебряную вазу. На ней изображена горная цепь, откуда берут начало две реки, впадающие в озеро. На горах растет лес, вокруг озера и у подножия гор бродят различные животные. Уже по этой карте древний человек узнавал, где он найдет богатые охотничьи угодья.

Когда в Европе еще господствовала отсталая средневековая география, больших успехов достигла картография в Армении. В VII в. появилась «Армянская география», использовавшая карты Птолемея и местные материалы. Интересные карты были вычерчены несколько позднее нашими среднеазиатскими географами.

В XV в. Московское государство освободилось от гнета монголов. В XVI в. оно стало многонациональной страной. Хозяйственная деятельность государства требовала создания подробной карты. Такая карта под названием «Большой Чертеж» была вычерчена, вероятно, во второй половине XVI в. К сожалению, она не сохранилась, до нас дошло только приложение к этой карте - «Книга Большому Чертежу». Из «Книги Большому Чертежу» мы знаем, что на карте было изображено много поселений, оборонительных сооружений, рек, до-

рог. «Большой Чертеж» охватывал огромную территорию: от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Днепра и Западной Двины до Оби. На карту были нанесены Каспийское и Аральское моря.

В XVII в. сильно расширилась территория Русского государства. Очень интересовала русских богатая неведомая Сибирь. Уже к середине этого века отважные землепроходцы и промышленники прошли вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана и вошли в воды Тихого океана. Множество сибирских

Чертеж всей Сибири, составленный С. У. Ремезовым в 1698 г.

рек исходили они. Во время путешествий составлялись описания и чертежи. Но нужна была карта, на которой можно было увидеть всю обширную Сибирь. По указу царя тобольский воевода П. И. Годунов составил в 1667 г. общую карту Сибири. Это первый известный нам чертеж Сибири. На этой карте не найти Таймыра, Чукотки, Камчатки. В то время эти земли не были известны. На карте мы видим могучие сибирские реки, озера, волоки, соединявшие реки, по которым шли на восток отважные русские люди. По карте можно было узнать и о населяющих Сибирь народах.

По расспросам «памятных бывальцев», «достоверных писцов», по отдельным картам «искусный чертежщик» Семен Ремезов вычертил в 1698 г. «в меру убравши» (т. е. в одном масштабе), по компасу «Чертеж всей Сибири». Карта была очень больших размеров: «в вышину трех аршин, поперек четырех аршин» (около 2 х 3 м). В 1701 г. Ремезов выпускает «Чертежную книгу Сибири». Это был первый русский географический атлас из 23 карт.

Трудами Семена Ремезова заканчивается первый этап в истории русской картографии. За очень короткий срок на карту была нанесена громадная территория России. Эти карты открыли всему миру нашу необъятную страну.

С начала XVIII в. в России начинает быстро развиваться картография. Петр I стремился овладеть берегами Азовского и Черного морей. А для этого нужны были карты р. Дона и побережий этих морей. Петр лично участвовал в съемке Дона.

По всей стране разослали «съемщиков». Их можно было видеть на берегах Балтики, Каспия, в Средней Азии, на Камчатке. Благодаря работам «съемщиков» очень быстро составлялась карта всей страны. Картографию петровского времени подытожил замечательный русский картограф Иван Кирилов, выпустивший в 1734 г. «Атлас Всероссийской империи». В это же время началась очень большая работа по составлению карт внутренних частей страны. В 1745 г. вышел «Атлас Российской», изданный Академией наук. В нем есть карта всей страны и 19 карт отдельных частей России.

С именем М. В. Ломоносова связан новый период в истории русской картографии. Он уделял много внимания обучению картографов. В одной из рукописей М. В. Ломоносова сохранилась карта Северного Ледовитого океана, на которой намечен морской путь через «Океан Сибирский» на Камчатку.

Часть чертежа города Кунгура, составленного С. У. Ремезовым.

Мечта М. В. Ломоносова об освоении этой трассы была осуществлена только в советское время. В XIX в. составлением новых карт России занималось в основном военное ведомство. В 70-х годах русские картографы начали заменять устаревшие карты новыми, очень точными топографическими картами. Накануне революции 1917 отечественные картографы вычертили топографические карты чуть ли не половины России. Такими масштабами работ не могла похвалиться ни одна другая страна.



Европейская картография

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Европейская картография
Рубрика (тематическая категория) История

Картография в средние века (V-XVII века)

Лекция 2

Древний Рим

Античная Греция

Древние греки установили, что Земля имеет шарообразную форму, её размеры, на базе чего ими создавались первые картографические проекции. Οʜᴎ ввели понятие меридианов, параллелœей то есть создавали карты – в научном смысле этого термина. Этому способствовало колониальное движение (VIII-VI века до нашей эры). Походы А.Македонского расширили географический кругозор греков. Начиная с VI века до нашей эры греки создают картографическое изображение Земли (Обитаемой Земли) назвав данный труд – ʼʼОбход Землиʼʼ.

Форма и размеры Земли изменялись в представлении греков. Аристотель (384ᴦ. до н.э.) вычислил длину земной окружности – 400 тысяч стадиев это примерно 60 тысяч км, ᴛ.ᴇ. в полтора раза больше реальной.

В эллинистические времена (III-I века до н.э.) были заложены научные основы картографии и географии.

Эратосфен (276-194гᴦ. до н.э.) – великий астроном и географ в своем труде ʼʼГеографияʼʼ привел данные о размерах, форме Земли, нанес экватор, параллели (7 параллельных прямых линий) . Зная, что в Сиене (Асуане) в день летнего солнцестояния лучи падают отвесно, и в Александрии аналогично, предположил что эти города расположены на одном меридиане. Определив дугу между Сиеной и Александрией, как 1/50 часть всœего меридиана, а расстояние между ними составляет 5тысяч стадий (стадия -157,5м), вычислил длину земного меридиана – 39,7 тысяч км (действительная 40009 км).

На его карте семь параллелœей приурочены к семи известным по положению пунктам.

Гиппарх астроном (II век до н.э.) предложил строить сеть меридианов и параллелœей определяя положение точек земной поверхности по широте и долготе, заимствуя у вавилонян делœение круга на 360 градусов, далее на минуты, секунды.

Страбон (63г до н.э.-20г н.э.) в своей ʼʼГеографииʼʼ изложил цели географической науки, систематизировал большой объём фактического материала. Он утверждал, что для изображения Земли нужен большой шар (глобус), не менее десяти футов, или же на плоской доске крайне важно спроецировать в виде прямых линий - параллели и меридианы – по сути цилиндрическую проекцию.

Развитию картографии в Древнем Риме способствовали растущие вместе с размерами империи запросы военного и административного аппарата. При Юлии Цезаре (I век до н.э.) существовали дороги с каменными столбами с указанием расстояний (всœе дороги ведут в Рим). Карты дорог и населœенных пунктов стали актуальны и существовали в виде рулонов. К примеру Пейтингирова таблица представляла собой свиток длиной – 7 м, шириной 33см, отражая вытянутую территорию римской империи до устья Ганга. Ресурсы Римской империи позволяли проводить землемерные работы (съемку земель) для новых посœелœений, в колониях, разбивку земельных участков, для прокладки дороᴦ. Землемеры составляли карты со всœеми географическими объектами, часто на бронзе.

Расцвет картографии в Древнем Риме проявляется в работах Клавдия Птолемея (90-168 гᴦ. н.э.) греческого астронома, картографа. Он создал ʼʼРуководство по географииʼʼ в 8 книгах. Понимая, что перенос сферической поверхности на плоскость влечет за собой неизбежные деформации (цилиндрическая проекция), он предложил 2 новые проекции: коническую, псевдоконическую. Шесть томов его трудов посвящены описанию Земли в пределах известных Птолемею. В странах перечислены: населœенные пункты, горы, реки и т.д.; определœены их координаты; указаны племена и народы заселяющие их (итого 8000 географических объектов). На 27 картах изображены крупные части Земли (атлас). Меридиан у Птолемея составлял – 37800 км.

Картография эпохи феодализма. ʼʼМонастырские картыʼʼ. Развитие картографической культуры Средней Азии. Влияние мореплавания и торговли для развития морской картографии в Европе. Великие географические открытия. Начало съемочных работ. Картографические мануфактуры. Меркатор.

После падения Римской империи (V-VIвека н.э.) наступили темные средние века, господство церкви задушило развитие светской культуры – наследие Греции и Рима. Византия – наследница Римской империи развивалась в условиях феодального строя, наука была поставлена на службу христианской церкви. В случае если знания не согласовывались с догмами богословского учения – они подвергались гонению и преследованию.

В арабских же странах и Армении география, картографическая наука развивались успешно.

Господство натурального хозяйства, с замкнутыми владениями, ограниченными внешними связями создали условия для развития картографии в монастырях – богатых собственниках, владеющих большими по площади землями. Создавались так называемые ʼʼмонастырские картыʼʼ. При их создании исходили из представлений о плоской форме Земли. Οʜᴎ часто иллюстрировали положения богословских учений. Крестовые походы несколько расширили представления европейцев об остальном мире.

Начинаяя с эпохи Возрождения (XI-XIIIвека) развитие торговли, мореплавания потребовали пособия, компас, навигационные карты ʼʼпортоланыʼʼ, сначала в Италии.

В более позднем средневековье (X-XVвека) в связи с консолидацией и экспансией христианства, основании национальных государств и ростом городов появились работы научного плана в монастырях. Церковная картография приняла традиционную форму римской карты – круга, что отвечала библейским канонам. Эти карты были схематичными, маленькими. Наиболее содержательна – Эбсторфская карта (1284 была3,5м в диаметре. Надписи на ней были на латыни, частично на местных диалектах (нижнегерманском). Mundi – земля, description – карта. Карты чаще были овальной формы, затем сменились прямоугольными.

В 741-752 годах под покровительством папы Захария начался золотой век церковной картографии. В каждой монастырской библиотеке имелись карты, поясняющие текст. Οʜᴎ были ориентированы на восток (сверху – восток, снизу – запад) и делились на 3 группы:

1. Карты римского типа , где на круглом диске Азия занимает верхнюю половину, а Европа и Африка нижние четверти, горизонтальная линия отделяет Азию по данной линии расположены Дон (Танаис), Азовское, Черное, Мраморное, Эгейское моря. Вертикальная линия нижней части круга – Средиземное море. Получился Т-Образный перекресток, из-за которого они получили название карты типаТ-О или колесные карты (рисXXIV, 2 стр39).

2. Карты Кратеса – названы по глобусу Кратеса. Οʜᴎ отличались зональным делœением. Некоторые из них были ориентированы на север.
Размещено на реф.рф
Среди этих карт были зональные климатические карты (7 климатических зон). (рис.3,4 стр40)

3. Карты промежуточного типа Ориентированы на восток, очень схематичны, известны из манускриптов Беатуса. (рисXV,XVI, 5 стр43).

В целом развития картографической науки в течение этого периода не наблюдалось. Т-О карты исходят из библейского делœения на 3 части – по одной на каждого из сыновей Ноя. Наиболее ранние из них сохранены в манускриптах VIII века, в Иерусалиме. На неизвестных землях могли помещать изображения животных, растений, мифические племена и т.д.

Разложение феодальных отношений в XVI-XVII веках возникновение капитализма способствовало развитию картографической науки и производства. Началась системная съемка суши.

Европейская картография - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Европейская картография" 2017, 2018.

Как известно из курсов истории, после падения Римской им­перии рабовладельческий строй в Европе сменился феодальным. Началась новая историческая эпоха - средневековье (средние века), длившаяся с V в. примерно до середины XVII в. Раннее средне­вековье (V-XIV вв.) в Европе характеризовалось господством церкви.

Основным видом картографических произведений в этот период становятся так называемые монастырские карты, которые состав­лялись в монастырях и служили как иллюстрации к богословским сочинениям. Их авторы монахи не стремились к правильной пере­даче географической действительности. Основная задача состояла в наглядной передаче на картах религиозных представлений о мире, библейских мифов и легенд . На таких картах обычно в центре по­мещался Иерусалим, на востоке - рай. Шарообразность Земли отвергалась . Земля считалась плоской.

В тот же период средневековья в странах Арабского Востока и в Армен ии картография и география достигли определенных успехов.

Немалую роль в этом сыграли переводы «Руководства по географии» Птолемея. Арабские и армянские ученые составили карты с изображением известных им земель, которые по сравнению с евро­пейскими монастырскими картами отличались несравненно боль­шей реалистичностью и по форме, и по содержанию . К этому периоду следует отнести и успехи в составлении географических описаний и карт в Китае .

История китайской картографии показывает, что изготовление карт на шелке было освоено учеными этой страны еще до начала нашей эры. Они применяли также картографические проекции . Кроме того, прообраз компаса в виде намагниченной иглы , плавающей на кусочке дерева в сосуде с водой , датируется III в. до н.э . Знакомство с достижениями китайских ученых было ограничено вследствие языковых трудностей и малодоступности страны для иностранцев.

Подъем в развитии картографии в Европе относится к периоду позднего средневековья, когда возникла большая необходимость в географических картах, отвечающих растущим потребностям и прак­тическим интересам общества. Карты оказались необходимыми преж­де всего для развития торговли между Востоком и Западом по Средиземноморью и Черному морю. В связи с этим уже в конце XIV в . получили широкое распространение специальные морские карты - портоланы (от итальянского слова porto - гавань), слу­жившие для ориентировки при движении по морю.

На этих картах с довольно большой подробностью показывались основные очертания береговой линии морей с выделением замеча­тельных мысов, бухт, прибрежных островов, портов и пр.



На сухопутной части портоланов обыч­но было нанесено несколько рек и один-два города. Названия прибрежных городов и других береговых объектов всегда распо­лагались под прямым углом к береговой линии "на суше", с тем чтобы прибрежные воды оставались чистыми для прокладки кур­са. Все пометки, предназначенные для мореплавателей, разме­щались в прибрежной полосе, повторяющей очертания береговой линии, и выполнялись нетопографическими знаками. В них со­общались более или менее подробные сведения о мелях, опасных местах, волноломах, приливах и отливах, ветрах, расстояниях.

Главными центрами изготовления портоланов были портовые города Италии Генуя, Венеция, Амальфи, а производство геогра­фических карт было сосредоточено в Западной Европе и Сканди­навии.

В более поздний период (XV-XVI вв.) следует выделить в первую очередь португальские портоланы , которые выполнены на хорошо выделанной шкуре - пергаменте, поскольку должны были выдерживать многократное использование во время про­должительного плавания.

В истории картографической съемки Земли портоланы зани­мают особое, несколько необычное место. Они обладают высоки­ми художественными достоинствами, несомненно, знаменуют значительный прогресс в распространении сведений о географии новых, ранее неизвестных стран .

Вместе с тем портоланы лише­ны точной математической основы, разработанной еще в антич­ные времена Птолемеем, - рационально выбранной проекции, географической градусной сетки и географических координат. В более поздних, особенно в португальских, портоланах уже отме­чено такое явление, как конвергенция (схождение) меридианов, состоящее в том, что при изображении на плоскости Земли, име­ющей форму шара, линии меридианов по мере продвижения на север все более сближаются. Примерно с 1520 г. на портоланах стали наносить линии долготы.



Портоланы использовались для обеспечения мореплавания на протяжении 2-3 столетий. Портолан и магнитный компас были единственными инструментами навигатора.

Для удоб­ства прокладки курса корабля на таких картах вычерчивались специальные сетки компасных линий (с направлениями до 28 рум­бов) . Особенностью портоланов являлось также наличие на них графического (линейного) масштаба, что позволяло не только ориентироваться в пути, но и измерять расстояние .

Позднее, когда европейцы стали отправляться в дальние плавания через океаны, подобные компасные карты, естественно, уже удовлет­ворить не могли. Необходимыми были морские мировые карты. На первых порах, когда еще не были созданы такие карты, мореплава­тели обратились к глобусам, которые с этой целью стали изготовлять­ся в конце XV в.

Один из первых глобусов был создан (в 1492 г.) немецким карто­графом и астрономом М. Бехаймом, на котором использованы ре­зультаты открытий, сделанных к этому времени. Глобусами в тот период пользовались и картографы при составлении карт и разра­ботке проекций.

Большое влияние на развитие картографии оказало изобретение в XV в. гравирования и печатания карт , что существенно снизило их стоимость и сделало возможным более широкое распространение. До этого карты размножались рукописным путем.

Изготовление карт концентрировалось первоначально в городах СевернойИталии , позднее - в Нидерландах .

Расцвет культуры и науки в эпоху Возрождения оказал силь­ное воздействие на развитие картографии.

В свою очередь, карто­графия , развитие знаний о Земле не могли не оказать влияния на мышление европейца, на формирование самого духа Возрож­дения.

Необходимо упомянуть о двух выдающихся научных дос­тижениях , имевших первостепенное значение для развития кар­тографии и всей европейской науки в целом.

Первое из них - великие географические открытия в XV--XVI вв. В ходе их постепен­но обнаруживались вполне понятные ошибки и неточности в картах, составленных Птолемеем, что вызвало необходимость в их исправле­нии и замене новыми.

Португальцы высадились в Сеуте (Северо-Западная Африка) в 1415 г., затем проникли на юг вдоль Западного побережья Африки. Христофор Колумб открыл Америку (1492), Васко да Гама - морской путь в Индию (1497-1499), Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие (1519-1521), доказав на практике правильность представления о шарообразности Земли.

Вторым научным достижением стало установление истинно­го места , занимаемого Землей во Вселенной , - создание Никола­ем Коперником (1473-1543) гелиоцентрической системы мира . Н.Коперник учился в Италии как раз в то время, когда Х.Колумб совершал свое путешествие. Италия эпохи Возрождения пере­живала в ту пору небывалый расцвет духовной жизни. В это же время для развития картографии в Европе важное значение имело открытие и перевод на латинский язык «Руководства по географии» Птолемея . Этот труд, впервые изданный в 1477 г., быстро приобрел огромный авторитет благодаря богатству и научности описательного и картографического мате­риала. Уже к концу XVI в. число его изданий достигло 40. Именно эти идеи о Земле и дали в руки Н.Копернику ключ, которым он "открыл небесные врата".

В конце XV и начале XVI в. съемка Земли и составление карт на основе полученных данных стали для европейцев делом первостепенной важности. Составлением карт занимались вели­чайшие художники и ученые - Альберт Дюрер (1471-1528), Ле­онардо да Винчи (1452-1519), Николай Коперник .

Вместе с раз­витием науки в целом совершенствовались и развивались карто­графические науки, инструменты и методы съемки Земли.

В результате дальних экспедиций было получено много но­вых географических сведений. Настало время отразить их на обзорных картах.

Во второй половине XVI в. получают распространение систематические собрания карт, выполненных по аналогии с собранием карт Птолемея в его «Руководстве».

Подобное собрание карт в 1570 г. издал в Антверпене А. Ортелий (1527-1598 гг.) под названием «Обозрение шара земного». В дальнейшем при переиздании своего труда Ортелий улучшил карты и дополнил новыми, включая также и исторические карты, что оказало большое влияние на развитие исторической географии и картографии.

Особая роль в развитии картографии в XVI в. принадлежит фламандцу Герарду Меркатору (1512-1594 гг.). Его не зря называют отцом картографии Нового времени.

Герард Меркатор (1512-1594), Абрахам Ортелий (1527-1598) и их колле­ги создали первые атласы, ставшие значительными вехами в гео­графической науке. Картографы, быть может, с некоторым пре­увеличением называют период, длившийся с середины XVI до середины XVII в., столетием атласов.

Почетный титул "отца современной картографии" он получил потому, что составил много замечательных карт, создал несколько проекций, в том числе цилиндрическую равноуголь­ную проекцию карты мира, носящую его имя.

На основе тщатель­ного анализа и отбора имеющихся в то время картографических материалов Меркатор подготовил большое собрание карт, дав ему название «Атлас». Это название дано Меркатором по имени героя античной мифологии Атласа, поддерживающего над Землей небесный свод.

Такое название с тех пор употребляется для всех собраний карт подобного рода. Атлас Меркатора отличается богатством содержания, внутренним единством, строгостью матема­тической основы, качеством оформления.

Проекция Меркатора используется и ныне. Она обладает хоро­шим свойством: сохраняет углы, или, что то же самое, направления.

Например , если на карте соединить прямой Лиссабон с Нью-Йорком и измерить угол, образуемый этой прямой с направ­лением на север, то, следуя курсом, пересекающим под этим уг­лом географические меридианы, можно приплыть из Лиссабона в Нью-Йорк. Именно сохранение углов позволило положить про­екцию Меркатора в основу всех морских, а позднее и авиацион­ных навигационных карт. Недостаток проекции Меркатора - каж­дый полюс уходит в бесконечность и разворачивается в линию.

Г.Меркатор оставил заметный след и в истории создания ат­ласов, выпустив в своей проекции карту мира на 18 листах (1569), которая пригодна для использования в морской навигации. По-видимому, при работе над картой мира у Меркатора и зародился замысел создать атлас, над воплощением которого он трудился вместе со своим другом картографом А.Ортелием . К 1578 г. было закончено почти 100 листов, охватывавших значительную часть земного шара. При жизни Меркатора замысел не был осуществ­лен. Полный атлас на 107 листах вышел лишь в 1595 г., уже после смерти Меркатора, под названием "Атлас, или космогра­фические размышления".

Широкую известность приобрел также атлас, составленный в 1570 г . А.Ортелием , - "Театр (или зрелище) земного шара". Боль­шинство карт в "Театре..." Ортелия выполнено другими карто­графами в различных проекциях и масштабах, но в отличие от обычаев того времени на остальных картах указано имя ее соста­вителя.

Оба труда ("Атлас..." Г.Меркатора и "Театр..." А.Ортелия) были столь значительными событиями в истории картографии, что за последующие 100 лет переиздавались 41 раз

Последующий рост спроса на карты привел к изданию в Нидер­ландах довольно объемистых атласов во многих томах большого формата. Они, помимо карт, включали и обширные тексты географи­ческого и исторического содержания.

В то же время начинают выходить атласы , содержание которых имело определенное специальное назначение . Среди них большое распространение получил двухтомный атлас морских навигационных карт Вагенера , изданный впервые в 1584-1585 гг . Известно 18 из­даний этого атласа на нескольких языках.

В связи с формированием в XVI в. в Европе крупных феодальных государств, охватывавших большие территории, возникла потреб­ность в более подробных картах этих территорий.

С указанной целью во второй половине XVI в. и в начале XVII в . были начаты круп­номасштабные съемки в ряде стран Европы (первона­чально в Баварии). Эти съемки выполнялись с помощью простейших инструментов - компаса, шнура или мерного колеса . Измерения расстояний и углов поворотов производились только по дорогам (мерным ходам ), а все окружающие объекты местности изобража­лись глазомерно . Вполне понятно, что получаемые на основе таких данных карты были весьма схематичны .

Вместе с тем в начале XVII в . были сделаны крупные успехи в практической астрономии и геодезии , что послужило основой даль­нейшего развития картографии.

К этому времени относятся изобрете­ния Галилеем астрономической зрительной трубы (1609 г.) - одной из основных частей всех геодезических угломерных и дальномерных приборов.

А в 1616 г. голландский ученый Снеллиус произвел первые градусные измерения на основе изобретенного им способа триангуля­ции.

К этому времени была уже изобретена мензула. Все это создавало предпосылки для проведения более точных градусных измерений , создания подробных топографических карт на геодезической основе.

Картография в России

Картография в России в допетровскую эпоху . Русская карто­графия имеет свою самобытную историю. Как известно, монголо-татарское иго существенно задержало экономическое и культурное развитие России, что, естественно, отразилось на географической и картографической изученности страны. Положение изменилось лишь в последней четверти XV в., когда образовалось Русское централи­зованное государство и стала ощущаться острая необходимость в изучении страны и в создании ее подробных карт.

Многочисленные географические описания и карты, или, как их тогда называли, «чертежи», начали создаваться на различные терри­тории государства. Составление таких чертежей поощрялось госу­дарством и осуществлялось силами служилых людей в результате непосредственного ознакомления с местностью . Чертежи собирались и хранились в соответствующих учреждениях государства (в Разрядном приказе, ведавшем обороной страны, и в Посольском приказе).

К сожалению, сами чертежи оказались утраченными, но сохранились их описи, из которых видно, что в XV и XVI вв. в России имелись многочисленные достаточно подробные планы городов и пригранич­ных крепостей, границ с соседними государствами и схематиче­ские карты обширных внутренних районов страны.

Все эти «чертежи » служили затем исходным материалом для составления сводных карт территории России . Есть документальные основания предполагать, что первая сводная карта Русского госу­дарства была составлена еще в начале XVI в.

Но основным достиже­нием русской самобытной картографии того времени явился «Боль­шой Чертеж всему Московскому государству», который охватывал обширную территорию, простиравшуюся на востоке до р. Оби . Он был составлен около 1600 г. (вероятно, в 1598 г.) в Разрядном при­казе . По своему содержанию и назначению это была своего рода обзорная стратегическая карта государства. В 1627 г.«Большой Чертеж» был выполнен вновь. К его второму экземпляру написана «Книга Большому Чертежу», которая представляет собой обстоя­тельное географическое описание государства. В 1627 г. в дополнение к "Большому чертежу" была составле­на карта, называвшаяся "Чертеж украинским и черкасским го­родам от Москвы до Крыма". Она охватывала огромную территорию от Москвы на севере до Крыма на юге и от Киева на западе до Воронежа и реки Дона на востоке.

Сам «Большой Чертеж» не сохранился, но «Книга Большому Чертежу» сохранилась в нескольких копиях. Судя по ней, на «Боль­шом Чертеже» подробно изображались населенные пункты, тракты и особенно подробно речная сеть, причем при сопоставлении с совре­менными картами выясняется большая для того времени точность «Большого Чертежа», особенно в центральных частях карты. Окраи­ны изображены с меньшей точностью, особенно только что присоеди­ненная к Русскому государству Западная Сибирь.

«Большой Чертеж» и другие русские картографические материа­лы имели существенное значение для развития картографии в Европе в XVI-XVII вв. Они сделали возможным значительно уточнить изображение Восточной Европы на издаваемых в Европе картах.

Присоединение Сибири, сопровождаемое выдающимися географи­ческими открытиями русских землепроходцев, требовало географического изучения ее территории. В связи с этим сибирским землепроходцам поручалось составлять описания и чертежи посещаемых и осваиваемых ими новых земель.

Вместе с тем Русское государство очень нуждалось для управления такой огромной территорией, как Сибирь, в ее подробных сводных картах такого же типа, каким был «Большой Чертеж».

Потребность в подобных картах всей Сибири была настолько велика, что их составление предписывалось спе­циальными правительственными указами. С этой целью многочис­ленные описи и чертежи, составляемые землепроходцами, собирались в воеводских канцеляриях крупных сибирских городов того времени (Иркутск, Тобольск и др.).

XVI и XVII вв. для русского государства характеризуются многими открытиями и большими территориальными изменени­ями.

Поход Ермака (1581) положил начало более широкому изуче­нию русскими Сибири. Одна за другой снаряжались экспедиции, исследовавшие обширные пространства и открывавшие миру скрытую до этого покровом легенд огромную часть Азии.

Иван Москвитин, в 1639 г . добравшись до Охотского моря , обследует его побережье.

Василий Поярков в 1643-1646 гг . проходит по Амуру к Охотскому морю.

Семен Дежнев в 1648 г. проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыв пролив между Азией и Америкой.

Владимир Атласов в 1697-1699 гг. прошел Камчатку.

Каждая экспедиция составляла карту на весь свой маршрут. Все эти экспедиции и множество других дали ценнейший картографический материал. Отдельные карты, или чертежи, как их тогда называли, часто сводились в общие карты, охватывав­шие значительные территории.

На основании полученных материалов первую сводную карту всей Сибири составил в 1667 г. тобольский воевода П. Годунов. На этой карте (ориентированной на юг ) доволь­но подробно изображена речная сеть с озерами и волоками, соеди­няющими отдельные сибирские реки, по которым шли на восток русские люди, осваивавшие Сибирь.

Карта Годунова впервые нагляд­но отразила территорию Русского государства на ее обширном востоке.

Особого внимания заслуживают труды по описанию и картогра­фическому изображению Сибири тобольского уроженца Семена Ульяновича Ремезова. Его труды по своему характеру и содержанию как бы подводят итоговую черту под самобытным развитием всей русской картографии XVI-XVII вв. Обширные материалы, собран­ные русскими землепроходцами, позволили Семену Ремезову в. составить на их основании карту Сибири .

Среди многочисленных работ Ремезова наиболее известна «Чертежная книга Сибири», начатая в 1699 г . и закончен­ная им вместе со своими сыновьями к началу 1701 г. Эта «книга» - первый русский географический атлас из 23 карт большого формата дошедший до нашего времени. Масштабы на картах не обозначены, но в отдельных их частях указаны расстояния (в верстах или днях пути).

Масштабы карт различные, часть из них имеют масштабы, близкие к 1:200 000, 1:250 000, 1:400 000. В таких масштабах Реме­зов мог дать на картах много мелких подробностей, полезных при непосредственном пользовании картами на местности.

Большой интерес представляют и два других сохранившихся сборника картРемезова, в которых он поместил, помимо карт, рисун­ки характерных местностей и жителей Сибири и описания к ним.

Карты Ремезова для известных тогда и освоенных районов Сиби­ри и в наши дни поражают обилием и детальностью сведений, особен­но в отношении гидрографической сети, которая при отсутствии картографических сеток служила своего рода основой для построе­ния и сводок карт.

По сравнению с картами, издаваемыми в то время в Западной Европе, карты Ремезова отличались более разно­сторонней характеристикой природных особенностей местности, богатством сведений хозяйственного, этнографического и военно-политического значения. Труды Ремезова явились вершиной раз­вития самобытной русской картографии XVI и XVII вв.

Сам Ремезов по праву считается выдающимся картографом своего времени, крупным знатоком картографии, географии и истории Сибири.

▼Характерным для русской картографии XVI и XVII вв., необхо­димо особо отметить ее государственную направленность. Русские карты XVI-XVII вв. являлись с самого начала государственным достоянием и не служили, как это было в тот же период в странах Западной Европы, предметами частной собственности.

КАРТОГРАФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Со второй половины XVII в. (в исторической науке отсюда идет отсчет истории нового времени) в Западной Европе получают даль­нейшее развитие капиталистические отношения, экономические свя­зи, колонизация новых открытых территорий, что увеличивало потребность в новых видах карт различных масштабов и назначения, внедрения более точных и надежных методов съемок, построения и использования самих карт.

К числу важных работ , которые начали выполняться уже во второй половине XVII в., относятся градусные измерения во Франции.

Применяя в способе триангуляции более совершенный угломерный прибор, чем Снеллиус, французский ученый Пикар получил довольно точную длину одноградусной дуги меридиана (для Земли в виде шара).

П озднее Парижская академия наук организовала несколько градусных измерений, в частности в Перу и в Лапландии, которые подтвердили высказанную Ньютоном гипотезу о сжатии Земли с по­люсов : длина одноградусной дуги меридиана в приполярных странах оказалась больше, чем у экватора.

В конце XVIII в. французские ученые Ж. Деламбр и П. Мешен изме­рили дугу меридиана от Барселоны до Дюнкерка. На основе этих изме­рений были получены одни из первых точных данных о размерах земно­го эллипсоида и принята мера длины линий - метр, как одна десятимил­лионная часть четверти дуги Парижского меридиана.

С 1740 г. под руководством астронома Ц. Кассини развернулась большая работа по созданию сети опорных пунктов триангуляции на всю территорию Франции . На основе построенной сети под руководством Кассини была произведена мензульная съемка в масштабе 1:86 400 на всей тер­ритории Франции, которая закончилась в 1789 г . Издание топогра­фической карты на основе этой съемки (182 листа) было завершено полностью лишь в 1815 г .

И спользование триангуляции для создания геодезической основы топографических карт существенно увеличило их точность.

Опыт подобного использования триангуляции получил затем широкое распространение в других странах Европы, что определялось возросшей необходимостью в точных топографиче­ских картах для военных целей . Острая потребность в таких картах стала ощущаться уже на рубеже XVIII-XIX вв. в связи с новой системой тактики ведения боевых действий.

В начале XIX в. в армиях многих стран Европы были организова­ны специальные военно-топографические подразделения, которые затем приобретали значение государственных картографо-геодезиче­ских служб.

В результате их деятельности уже в середине XIX в. ряд европейских стран уже опубликовали топографические карты своих территорий

Историю атласной картографии по праву можно считать одним из важнейших разделов истории картографии и в целом истории человечества. Создание атласа в любое время требовало долгой предварительной аккумуляции знаний об окружающей территории, акватории, геотории, а также высокого уровня развития соответствующих технических средств для составления этих монументальных произведений. По словам Т.Г. Сватковой, атласы отражают уровень развития и культуры тех стран, в которых они были созданы . Атласы действительно дают глубокое представление об уровне научного и культурного развития их создателей. Однако основное значение атласов все-таки заключается не просто в накоплении и отражении всех имеющихся достижения и знаний в области картографии, географии и других смежных наук, что безусловно очень важно, но в представлении этих знаний в некотором систематизированном обобщенном генерализованном виде. «Атлас представляет собой картографическую энциклопедию – систематизированный свод знаний и сведений о территории на современном уровне ее изученности» – говорит А.М. Берлянт . Действительно, одно из главных свойств атласа заключается в систематизированности представляемой информации, что делает атласы с одной стороны высокоинформативными источниками, с другой отличает их от иных картографических произведений. Всё это приводило к тому, что создание атласа требовало больших затрат. Именно из-за выше указанных причин: трудоемкости производства, необходимости систематизации и генерализации информации и востребованности в больших массивах информации атласы появляются гораздо позже многих других картографических произведений и крайне редко составлялись вплоть до XVI-XVII веков. Таким образом, создание любого атласа – важная веха в истории развития любого человеческого сообщества, выступающая индикатором состояния его науки и культуры. По этой же причине атласы представляют собой, как говорит Т.Г. Сваткова, ценнейшие исторические источники, позволяющие не только установить пространственные и временные рамки для тех или иных явлений в истории человечества, но и установить глубину познаний природных и социально-экономических процессов .

Резкий взлет атласной картографии произошел в Европе в XVI веке. Именно тогда появилось само слово «атлас». В 1570 году выходит в свет труд Авраама Ортелия «Зрелище шара земного» – собрание из 53-х карт, в последующем множество раз переиздававшееся . В это же время в Антверпене появляется портативный дорожный атлас , в 1572 в Кельне печатают атлас «Города Земного шара» . В 1575-1579 годах был изготовлен комплект карт четырех континентов – суммарно 42 листа . К концу 1581 года были закончены работы над Галереей географических карт в Ватикане . Герардом Меркатором было издано собрание карт в 1585 году под названием «атлас» . Буквально в это же время выходит и первый морской атлас Вагенера «Зеркало мореплавания» , а в 1592 году атлас «Сокровище мореплавания» . Параллельно с этим развивается и область атласного картографирования, ориентированная на создание атласов европейских государств: атлас Италии Маджини (1620) , атлас Голландии («Описание городов и земель его величества, его пределов и границ», 1573) , атлас Франции Мориса Бугеро (1594) , атлас «Театр Британской империи» (1612) и др. Такой внезапный рост количества издаваемых атласов не мог быть случайным явлением, в особенности учитывая факт того, что он произошел практически с нуля. До второй половины XVI века в Европе имели распространение только прообразы атласов – собрания портоланов (морских навигационных карт). Картографические материалы также широко использовались в иных печатных изданиях, таких как «Начала для послушников» (Любек, 1475), «Isolario» (Венеция 1485) – 49 карт, «Странствия по Святой Земле» (Майнц, 1486), Нюрнбергская хроника 1493 года и «Вновь напечатанная смесь» (Париж, 1522) . То есть атласы как будто появляются внезапно во второй половине XVI века и на первый взгляд сложно указать причины этого явления. Эпоха Великих географических открытий, увеличившая роль картографии, началась более чем за 70 лет до этого, изобретение книгопечатания, серьезно упростившего процесс распространения атласов, произошло за 120 лет до издания атласа Ортелия. Развитие капиталистических отношений и частного предпринимательства, позволивших организоваться первым картографическим мануфактурам, вообще берут свое начало чуть ли не в Средние века. Так почему же атласы появляются столь поздно? Широкое распространение атласы смогли получить только тогда, когда на них появился спрос, когда инновационные технологии упростили производственный процесс и отрыли возможность тиражирования атласов. Как уже было сказано, создание атласа требует больших трудозатрат, а значит становилось либо делом всей жизни составителя, либо могло было быть выполнено рабочим коллективом. И если в первом случае инициатива могла исходить от самого создателя атласа, то во втором только от заинтересованного заказчика. Почему таковые появляются только во второй половине XVI – первой половине XVII века – вот ключевой вопрос, ответ на который позволит понять, почему атласы стали широко распространены в Европе столь поздно. А значит необходимо обнаружить комплекс предпосылок, сформировавший спрос на атласы.

В XV – XVI веках Старый свет подвергался ряду масштабных фундаментальных преобразований, многие из которых имели свое отражение в развитии картографии в европейских странах. Произошли изменения в науке и технике, были открыты и изучены новые территории, менялись экономические отношения, европейские страны становились колониальными империями. Все эти преобразования с точки зрения развития атласного картографирования можно разделить на «внешние» и «внутренние». Так, к внешним необходимо в первую очередь отнести Великие географические открытия и связанное с ними становление колониализма. Эффективное изучение новых территорий, их экономического потенциала не могло вестись без соответствующего картографического сопровождения, детализированное изображение империй отныне нельзя было представить на одной единственной карте, так как дискретное распределение колоний на больших расстояниях друг от друга и от метрополии не позволяло создать карту приемлемых масштабов при сохранении необходимого уровня детализации. Возникла прямая потребность в создании сводов карт. Однако это не объясняет появление страновых атласов и атласов отдельных регионов Европы. На то была несколько иная причина. В период XVI-XVII веков происходило явление, которое можно обозначить как уплотнение геопространства. Уплотнение геопространства заключалось в том, что на одной и той же отдельно взятой территории или акватории росло количество объектов и связей между этими объектами. Действительно, если сравнить, к примеру, численность населения Англии и Франции на 1500 и на 1600 годы, то видно, что рост составил где-то 40 % и 30 % соответственно (эта цифры еще более выразительны, если сравнить 1400 и 1600 годы). Увеличение численности населения повлияло в свою очередь на его плотность, выросла нагрузка на сельскохозяйственный комплекс. Естественный ландшафт все более преображался под действием усиливающегося антропогенного фактора. В итоге развивалась сеть транспортных путей и городов, под нужды человека использовались все новые земли. Уплотнение геопространства не позволяло как прежде отразить все антропогенные и естественные объекты в пределах одной карты приемлемого масштаба без соответствующей картографической генерализации. Появившуюся проблему могла решить только атласная картография. Атласы позволяли отразить все населенные пункты, транспортные пути и административные единицы государства в доступном для визуального восприятия масштабе в единственном целостном издании без необходимости их генерализации. Именно поэтому в конце XVI – начале XVII веков появилось столько атласов европейских стран. Альтернативы атласам в визуальной передаче информации обо всех объектах на территории любой крупной европейской страны не было.

Другой внешней по отношению к атласному картографированию причиной можно назвать подъем капиталистических отношений на Западе и связанного с этим развития частного предпринимательства и торговли. Поскольку участие правительств государств в проведении картографических работ в XVI – начале XVII веков было сравнительно невелико, то в условиях благоприятной экономической обстановки и формирующегося спроса на картографические произведения стали появляться частные картографические предприятия . Эти предприятия прошли путь от цехового способа производства, превалировавшего вплоть до середины XVI века, к более совершенной организации картографической мануфактуры, что благоприятно отразилось на качестве продукции и позволило выполнять более трудные производственные задачи . Также развитию картографии и атласного картографирования способствовал ряд технических усовершенствований и новшеств. Изобретение книгопечатания избавило картоиздателей от необходимости ручного производства карт, при котором создание любого атласа требовало колоссальных усилий. С другой стороны, трудоемкость атласов и стоимость создания этих произведений имело для них самих и положительное значение. Атласы стали предметом роскоши, их дарили королям, герцогам, императорам, папам и высшей аристократии. Появилась своеобразная мода на атласы, обеспечившая картографические предприятия заказами. Интересен и другой факт – картографический метод в эпоху Возрождения стал применяться в научных исследованиях. Л. Браун приводит пример, когда развитие навигации и морской картографии шло параллельно, и любое открытие в одной из этих отраслей давало импульс для развития другой . Применение картографического метода в различных исследованиях также положительно сказалось на появлении спроса на продукцию картографических мануфактур, в том числе и на атласы.

Необходимо отметить и внутренние предпосылки развития картографии и атласного картографирования в XVI веке. К ним относятся создание большого количества новых картографических проекций, в числе которых и равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора . В практику вводится градуировка . Появляются специализированные карты и атласы , например карта климатических зон, напечатанная в Лувене еще в 1483 году . Отныне атласы могли составляться не только из карт соседствующих территорий, но и из карт разных тематик. Проводятся систематические картографические съемки суши c применением компаса, колеса и мерного шнура, появилась новая профессия съемщика. В первой половине XVI века изобретаются мензулы и прообразы теодолитов . Гравировка печатных форм и создание оттисков отныне позволяла с гораздо большей точностью, чем при ручном копировании, повторить передачу визуальной информации, что крайне важно для такой точной науки, как картография . Все это прямо и косвенно способствовало становлению атласного картографирования в европейских странах. Таким образом, только к середине-второй половине XVI века сформировался благоприятный «климат» для создания атласов и развития атласного картографирования, выражавшийся в комплексе сложившихся внутренних и внешних предпосылок. Появился спрос на атласы, который в тоже время позволил возникнуть картографическим мануфактурам и улучшить качество продукции, что в свою очередь создало конкурентные преимущества перед другими категориями товаров (например, географическими картами). Благодаря уникальному стечению обстоятельств появились впервые со времен Птолемея европейские атласы Ортелия и Меркатора.

Развитие атласного картографирования в Европе в XVI – XVII веках с одной стороны являлось следствием серьезных изменений в устройстве европейского общества и развития науки и техники, а с другой поддерживало и сопровождало эти же самые изменения. Таким образом, осуществлялась коэволюция атласной картографии и ряда общественных систем, государств. Любые изменения в темпах развития европейских стран имели свое отражение в научной сфере и в атласной картографии в частности. А так как региональные и страновые тренды регулярно изменялись, то и развитие атласной картографии не было гомогенным в пространственно-временном континууме. Атласная картография не шла по простому линейному пути, в ее развитии в период XVI-XVIII веков можно выделить несколько этапов (см. таблицу 1). Первый этап длился с самого начала XVI века (его начало было положено Великими географическими открытиями) вплоть до середины XVII века. Кульминацией этапа стало появление атласа Меркатора в 1585 году. Это был не просто колоссальный научный прорыв, само слово «атлас» появляется только в это время. Центры картографии на протяжении всего первого периода постепенно смещались из Португалии и Италии в Нидерланды и к концу XVII века Нидерланды стали ведущей «картографической державой». Затем в первой половине – середине XVII века наступил второй этап, выражавшийся в некотором кризисе в развитии европейской картографии и в частности атласного картографирования. Темпы развития атласной картографии замедлились из-за отсутствия качественных сдвигов в отрасли, о чем говорит К.А. Салищев: «Не было новых, действительно ценных научных идей, которыми раннее выделялись работы Меркатора» . Оно также ограничивалось и отсутствием обмена научной информацией между различными странами и колониальными кампаниями, географическая информация и картографические материалы были строго засекречены. На это указывает в частности тот факт, что о существовании Торресова пролива стало известно европейской общественности только через 163 года после его открытия . Кризис возник и из-за распространения коммерческой практики Лафрери, заключавшейся в комплектовании атласа под запросы клиента из любого набора карт (причем часто разных картоиздателей). Такая коммерциализация отрасли привела к упадку атласной картографии , поскольку при подобном механическом формировании наборов карт терялось одно из главных свойств атласа – системность в представлении визуальной информации, не говоря уже о том, что возникало огромное количество противоречий между различными картами в пределах одного набора. Тем не менее и этот период отмечается значимыми произведениями атласной картографии – в первую очередь атласом Блау 60-х годов XVII века. Данный атлас содержит 609 двухстраничных карт . Публиковали свои атласы также семьи Янсон и Хондиус . К счастью, второй этап длился не долго, во второй половине XVII века наступил третий этап, ознаменовавшийся перемещением центров развития картографии из Нидерландов во Францию, Англию, а также Германию. Новые атласы вновь приобрели свойство систематичности, восторжествовал критический подход. Атласная картография демонстрировала новый подъем. Прорыв был осуществлен Николаем Сансоном в 1650 году – именно тогда вышел в свет большой атлас «Обозрение Франции» . Атласы Сансона пользовались популярностью вплоть до конца XVII века . Они отличались строгим критическим сопоставлением содержащихся карт и не менее строгой оценкой источников . Благодаря подходу, введенному Сансоном, удалось решить проблему простого механического составления атласов. Методы Сансона использовались в последующем и другими французскими картографами – Делилем и д`Анвилем . Третий этап завершился лишь в первой половине XVIII века.

За каждым из трех этапов и в особенности за первым скрывается спектр из уникального сочетания «внешних» и «внутренних» факторов, позволивших атласной картографии стать сложившейся полноценной отраслью буквально за несколько десятков лет. Уплотнение геопространства, географические открытия, создание колониальных империй, подъем капиталистических отношений, изобретение книгопечатания, создание новых картографических проекций, начало ведения систематических съемок местности, появление мензул и теодолитов, начало применения картографического метода в научных исследованиях – все эти факторы сложились лишь к XVII веку, когда и произошел взлет атласной картографии. Позднее некоторые из этих предпосылок трансформировались, эффект от одних из них был исчерпан, другие наоборот не претерпевали изменений. Всё это в совокупности влияло на спрос на атласы и карты, делая его гетерогенным в пространстве и во времени, что позволяет сегодня выделить три этапа в развитии европейской атласной картографии в период до XVIII века. Наглядное представление о коэволюции атласной картографии и общественных систем европейских стран дает временная трансформация центров атласной географии. Сначала Испания и Португалия, затем Нидерланды, потом Англия, Франция и Германия – именно в такой последовательности менялся баланс сил в Европе. В каждой из этих стран на момент её максимального могущества образовывался наиболее полный «букет» факторов и максимальный спрос (связанный в том числе с экспансией и колонизацией), позволившие данному государству стать центром атласной картографии. Атласы сопровождали развитие и экспансионистские устремления европейских стран, а это в свою очередь требовало высокого уровня развития картографии и атласного картографирования. Таким образом, атласы были там, где проявляли свою активность колониалисты, предприниматели, купцы, завоеватели, короли и императоры.

XVI и XVII века дали в сумме огромное количество различных атласов, несущих в себе не только важную географическую информацию, но и позволяющих представить уровень развития картографии, науки и культуры для каждого из трех периодов. В каждый атлас вложен немалый труд, порой это становилось делом всей жизни. Над атласами работали великие ученые-картографы, целые мастерские и мануфактуры, атлас был одним из ценнейших подарков, какой можно было только представить. XVI и XVII века были поистине одним золотым веком европейской атласной картографии.

Таблица 1 – Этапы развития картографии в XVI-XVIII веках

Краткая характеристика

Периодизация

Ведущие центры

Наиболее значимые произведения

XVI век – первая половина XVII века


Библиографический список
  1. Сваткова Т.Г. Атласная картография: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. 203 с.
  2. Картоведение: Учебник для вузов / А.М. Берлянт, А.В. Востова, В.И. Кравцова и др.; Под ред. А.М. Берлянта. М.: Аспект Пресс, 2003. 477 с.
  3. Кильдюшевская Л.К. Атлант мировой картографии //Наука из первых рук. 2012. №. 4 (46). С. 106-115.
  4. Салищев К.А. Картоведение. М.: Издательство Московского государственного университета, 1976. 439 с.
  5. Маркова С. Г., Корнилов И. К. Атласы, карты, глобусы: полиграфический аспект //Вестник Московского государственного университета печати. 2014. №. 1. C. 61-70.
  6. Багров Л. История картографии / пер. с англ. Н.И. Лисовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. 319 с.
  7. Паолуччи А. Галерея Географических Карт. Рим: Tipografia Vaticana, 2012. 128 с.
  8. Голдстоун Дж. Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850 / пер. с англ. М. Рудакова; под ред. И. Чубарова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. 224 с.
  9. Браун Л. История географических карт / пер. с англ. Н.И. Лисовой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 479 с.
  10. Свет Я.М. Предшественники и современники / Вступительная статья; Джеймс Кук Первое кругосветное плавание. М.: Эксмо, 2008. С. 8-22.
Количество просмотров публикации: Please wait

Картография в средние века (V-XVII века)

Лекция 2

Древний Рим

Античная Греция

Древние греки установили, что Земля имеет шарообразную форму, её размеры, на основе чего ими создавались первые картографические проекции. Они ввели понятие меридианов, параллелей то есть создавали карты – в научном смысле этого термина. Этому способствовало колониальное движение (VIII-VI века до нашей эры). Походы А.Македонского расширили географический кругозор греков. Начиная с VI века до нашей эры греки создают картографическое изображение Земли (Обитаемой Земли) назвав этот труд – «Обход Земли».

Форма и размеры Земли изменялись в представлении греков. Аристотель (384г. до н.э.) вычислил длину земной окружности – 400 тысяч стадиев это примерно 60 тысяч км, т.е. в полтора раза больше реальной.

В эллинистические времена (III-I века до н.э.) были заложены научные основы картографии и географии.

Эратосфен (276-194гг. до н.э.) – великий астроном и географ в своем труде «География» привел данные о размерах, форме Земли, нанес экватор, параллели (7 параллельных прямых линий) . Зная, что в Сиене (Асуане) в день летнего солнцестояния лучи падают отвесно, и в Александрии аналогично, предположил что эти города расположены на одном меридиане. Определив дугу между Сиеной и Александрией, как 1/50 часть всего меридиана, а расстояние между ними составляет 5тысяч стадий (стадия -157,5м), вычислил длину земного меридиана – 39,7 тысяч км (действительная 40009 км).

На его карте семь параллелей приурочены к семи известным по положению пунктам.

Гиппарх астроном (II век до н.э.) предложил строить сеть меридианов и параллелей определяя положение точек земной поверхности по широте и долготе, заимствуя у вавилонян деление круга на 360 градусов, далее на минуты, секунды.

Страбон (63г до н.э.-20г н.э.) в своей «Географии» изложил цели географической науки, систематизировал большой объем фактического материала. Он утверждал, что для изображения Земли нужен большой шар (глобус), не менее десяти футов, или же на плоской доске необходимо спроецировать в виде прямых линий - параллели и меридианы – по сути цилиндрическую проекцию.

Развитию картографии в Древнем Риме способствовали растущие вместе с размерами империи запросы военного и административного аппарата. При Юлии Цезаре (I век до н.э.) существовали дороги с каменными столбами с указанием расстояний (все дороги ведут в Рим). Карты дорог и населенных пунктов стали актуальны и существовали в виде рулонов. К примеру Пейтингирова таблица представляла собой свиток длиной – 7 м, шириной 33см, отражая вытянутую территорию римской империи до устья Ганга. Ресурсы Римской империи позволяли проводить землемерные работы (съемку земель) для новых поселений, в колониях, разбивку земельных участков, для прокладки дорог. Землемеры составляли карты со всеми географическими объектами, часто на бронзе.


Расцвет картографии в Древнем Риме проявляется в работах Клавдия Птолемея (90-168 гг. н.э.) греческого астронома, картографа. Он создал «Руководство по географии» в 8 книгах. Понимая, что перенос сферической поверхности на плоскость влечет за собой неизбежные деформации (цилиндрическая проекция), он предложил 2 новые проекции: коническую, псевдоконическую. Шесть томов его трудов посвящены описанию Земли в пределах известных Птолемею. В странах перечислены: населенные пункты, горы, реки и т.д.; определены их координаты; указаны племена и народы заселяющие их (итого 8000 географических объектов). На 27 картах изображены крупные части Земли (атлас). Меридиан у Птолемея составлял – 37800 км.

Картография эпохи феодализма. «Монастырские карты». Развитие картографической культуры Средней Азии. Влияние мореплавания и торговли для развития морской картографии в Европе. Великие географические открытия. Начало съемочных работ. Картографические мануфактуры. Меркатор.

После падения Римской империи (V-VIвека н.э.) наступили темные средние века, господство церкви задушило развитие светской культуры – наследие Греции и Рима. Византия – наследница Римской империи развивалась в условиях феодального строя, наука была поставлена на службу христианской церкви. Если знания не согласовывались с догмами богословского учения – они подвергались гонению и преследованию.

В арабских же странах и Армении география, картографическая наука развивались успешно.

Господство натурального хозяйства, с замкнутыми владениями, ограниченными внешними связями создали условия для развития картографии в монастырях – богатых собственниках, владеющих большими по площади землями. Создавались так называемые «монастырские карты». При их создании исходили из представлений о плоской форме Земли. Они часто иллюстрировали положения богословских учений. Крестовые походы несколько расширили представления европейцев об остальном мире.

Начинаяя с эпохи Возрождения (XI-XIIIвека) развитие торговли, мореплавания потребовали пособия, компас, навигационные карты «портоланы», сначала в Италии.

В более позднем средневековье (X-XVвека) в связи с консолидацией и экспансией христианства, основании национальных государств и ростом городов появились работы научного плана в монастырях. Церковная картография приняла традиционную форму римской карты – круга, что отвечала библейским канонам. Эти карты были схематичными, маленькими. Наиболее содержательна – Эбсторфская карта (1284 была3,5м в диаметре. Надписи на ней были на латыни, частично на местных диалектах (нижнегерманском). Mundi – земля, description – карта. Карты чаще были овальной формы, затем сменились прямоугольными.

В 741-752 годах под покровительством папы Захария начался золотой век церковной картографии. В каждой монастырской библиотеке имелись карты, поясняющие текст. Они были ориентированы на восток (сверху – восток, снизу – запад) и делились на 3 группы:

1. Карты римского типа , где на круглом диске Азия занимает верхнюю половину, а Европа и Африка нижние четверти, горизонтальная линия отделяет Азию по данной линии расположены Дон (Танаис), Азовское, Черное, Мраморное, Эгейское моря. Вертикальная линия нижней части круга – Средиземное море. Получился Т-Образный перекресток, из-за которого они получили название карты типаТ-О или колесные карты (рисXXIV, 2 стр39).

2. Карты Кратеса – названы по глобусу Кратеса. Они отличались зональным делением. Некоторые из них были ориентированы на север. Среди этих карт были зональные климатические карты (7 климатических зон). (рис.3,4 стр40)

3. Карты промежуточного типа Ориентированы на восток, очень схематичны, известны из манускриптов Беатуса. (рисXV,XVI, 5 стр43).

В целом развития картографической науки в течение этого периода не наблюдалось. Т-О карты исходят из библейского деления на 3 части – по одной на каждого из сыновей Ноя. Наиболее ранние из них сохранены в манускриптах VIII века, в Иерусалиме. На неизвестных землях могли помещать изображения животных, растений, мифические племена и т.д.

Разложение феодальных отношений в XVI-XVII веках возникновение капитализма способствовало развитию картографической науки и производства. Началась системная съемка суши.

Домино