Подвижные игры по программе Васильевой М.А. Подвижные игры для детей младшей группы Малоподвижная игра «Голос животного»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Горскинский детский сад комбинированного вида « Радуга»

Подвижные и малоподвижные игры

для физического развития детей

во II младшей группе

Составила:

О. В. Климова

С. Горскино

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

  • «Бегите ко мне»
  • «Бегите к флажку»
  • «Воробышки и кот»
  • «Догони мяч»
  • «Кролики» (I, II вариант)
  • «Лягушки»
  • «Мы топаем ногами»
  • «Мыши в кладовой»
  • «Найди свой домик»
  • «Найди свой цвет»
  • «Наседка и цыплята»
  • «Поезд»
  • «Пойдём в гости»
  • «Поймай комара»
  • «По ровненькой дорожке»
  • «Птичка и птенчики»
  • «Птички в гнездышках»
  • «Трамвай»
  • «У медведя во бору»
  • ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

  • «Найди цыплёнка»
  • «Угадай, кто кричит»
  • Подвижная игра «Бегите ко мне».

    В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении, одновременно всей группой. Убрав рейки (или шнуры), воспитатель предлагает детям встать к стене так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону зала и говорит: «Лужи высохли, бегите ко мне, все, все бегите!» дети бегут, воспитатель приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда малыши соберутся, она переходит на другую сторону зала и вновь говорит: «Бегите ко мне». Игра повторяется 3-4 раза. Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «бегите ко мне».

    Подвижная игра «Бегите к флажку».

    Игра проводится по типу игры «Бегите ко мне». В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении, одновременно всей группой. Убрав рейки (или шнуры), воспитатель предлагает детям встать к стене так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону зала и говорит: «Лужи высохли, бегите ко мне, все, все бегите!» дети бегут, воспитатель приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда малыши соберутся, она переходит на другую сторону зала и вновь говорит: «Бегите ко мне». Игра повторяется 3-4 раза. Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «бегите ко мне».

    Подвижная игра «Воробышки и кот».

    Дети стоят вдоль стен комнаты на больших кубах (высота 15-20 см) или скамейках. Это воробышки на крыше или в гнездышках. В стороне сидит кошка, роль которой исполняет ребенок. «Воробышки полетели»,- говорит воспитатель. дети спрыгивают со скамейки, отводят руки в стороны - воробышки машут крыльями - и бегают врассыпную по всей комнате. Кошка просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка к себе в дом (дети пропускают одно повторение игры). Игра повторяется 3-4 раза.

    Подвижная игра «Догони мяч».

    Воспитатель катит мяч вдоль зала и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2-3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.

    В данной игре, как и в предыдущей, воспитывается умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.

    Подвижная игра «Кролики» (I вариант).

    На одной стороне площадки ставятся дуги (или обручи). На противоположной стороне ставится стул дом сторожа, на стуле сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов - луг. 4-5 детей становятся в кружки. «Кролики сидят в клетках»,- говорит воспитатель, малыши присаживаются на корточки. Сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов: «Погуляйте, поешьте травки». Кролики пролезают в обруч (под дугу), бегают, прыгают. «Бегите в клетки»,- говорит сторож. Кролики убегают, каждый возвращается в свою клетку, снова пролезая в обруч (дугу). Затем сторож вновь выпускает кроликов, и игра повторяется.

    Подвижная игра «Кролики» (II вариант).

    На одной стороне площадки ставятся дуги (высота 50 см), около каждой из них располагаются дети небольшими группами. «кролики сидят в клетках»,- говорит воспитатель, дети присаживаются на корточки. Воспитатель, выполняющий роль сторожа, поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов. Они подлезают под дуги, бегают и прыгают по всей площадке. Неожиданно воспитатель говорит: Бегите домой!» Кролики бегут к своим клеткам и снова подлезают под дуги. Игра повторяется не сколько раз.

    Подвижная игра «Лягушки».

    На середине площадки или зала воспитатель раскладывает толстый шнур в форме круга. дети стоят за кругом. Воспитатель говорит:

    «Вот лягушка по дорожке

    Скачет, вытянувши ножки.

    Ква-ква, ква-ква-ква!

    Скачет, вытянувши ножки».

    Дети, повернувшись друг за другом, подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. По окончании четверостишья воспитатель хлопает в ладоши - пугает лягушек; малыши перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки лягушки прыгают в болото. Игра повторяется 2-3 раза.

    Подвижная игра «Мы топаем ногами».

    Играющие становятся в круг на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель медленно читает стихотворение, дети действуют, согласно его содержанию.

    «Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головами.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы руки подаем».

    Дети соединяют руки, образуя круг.

    «И бегаем кругом,

    И бегаем кругом».

    Все бегут, воспитатель говорит: «Стой!» Малыши останавливаются. Игра повторяется.

    Подвижная игра «Мыши в кладовой».

    Дети-мыши сидят в норках - на стульях или на скамейках, расположенных вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута веревка на высоте 40-50 см - это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку.

    Воспитатель: «Мышки, мышки, выходите.

    Порезвитесь, попляшите,

    Выходите поскорей,

    Спит усатый кот злодей!»

    Мыши: «Тра-та-та, тра-та-та,

    Не боимся мы кота»

    Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Они убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Игра возобновляется. После неоднократного, проведения игры роль кошки исполняет ребенок.

    Во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение кошка ловит мышей, пойманные пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), при последующем повторении снова играют.

    Подвижная игра «Найди свой домик»

    Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдем гулять»,- говорит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3-4 раза.

    Если вначале дети недостаточно ориентируются в пространстве, можно разрешить садиться на любой стул. Потом вводится правило - занимать только свой домик.

    Подвижная игра «Найди свой цвет».

    У детей в руках платочки трех цветов (зеленые, желтые, красные). В трех углах комнаты цветные флажки на подставках. По сигналу «идите гулять» дети расходятся по площадке, по сигналу «найди свой цвет» бегут к флажку соответствующего цвета.

    Подвижная игра «Наседка и цыплята» .

    Дети изображают цыплят, а воспитатель - наседку. На одной стороне зала или площадки огорожено место (веревка или шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50 см) - это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспитатель говорит:

    «Вышла курочка – хохлатка,

    С нею цыплятки.

    Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко!» (приближается к кошке)

    На скамейке, у дорожки,

    Улеглась и дремлет кошка.(цыплятки подходят к кошке близко)

    Кошка глазки открывает… Мяу –мяу!

    И цыпляток догоняет.».

    Все цыплята бегут домой. Игра повторяется 3-4 раза.

    Подвижная игра «Поезд»

    Дети строятся в колонну по одной стороне зала или площадки, первый, стоящий в колонне,- паровоз, остальные - вагоны. Воспитатель дает гудок. Дети начинают двигаться вперед (без сцепления): вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить («чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», говорит воспитатель. Все по замедляют шаг и останавливаются воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.

    Педагог во время игры регулирует темп и продолжительность движения детей. Вначале он сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка. Когда дети хорошо освоят игру, т. е. движение в колонне друг за другом. Тогда можно ввести усложнение - после остановки поезда малыши идут гулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки (если игра проводится зимой, то дети ловят снежинки, делают снежки, бросают их и т.д.). Услышав гудок, все бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Вначале дети могут строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне - находить свой вагон.

    Подвижная игра «Пойдем в гости».

    Воспитатель подходит к первой подгруппе детей, предлагает им встать и пойти вместе с ней в гости. Подойдя ко второй подгруппе, малыши здороваются, а на слова «дождик пошел!» бегут к своим домикам и занимают любые места. Затем воспитатель приглашает детей второй подгруппы пойти в гости. Игра проводится 2 раза.

    Подвижная игра «Поймай комара».

    Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру.

    Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут (длиной1-1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) картонным «комаром». Воспитатель обводит прутом (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

    Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.

    Игра продолжается 4-5 мин.

    Подвижная игра

    «По ровненькой дорожке».

    Дети сидят на стульях, на скамейках или траве. Воспитатель предлагает построиться в колонну по одному и пойти гулять.

    «По ровненькой Дорожке,

    По ровненькой дорожке

    Шагают наши ножки:

    Раз, два, раз, два.

    По камешкам, по камешкам...

    В яму - бух!»

    Дети идут, на слова по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, на слова «в яму - бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,- говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы продлить тот или иной вид движения детей, воспитатель может повторять каждую строчку стихотворения большее число раз. Вначале воспитатель сам ведет колонну. Потом отходит в сторону и следит за тем, как дети согласуют свои движения стиха

    Подвижная игра «Птичка и птенчики».

    «Я буду птица, а вы – мои птенчики», - говорит воспитатель, чертит большой круг (можно выложить круг из шнура). «Вот какое большое гнездо у птицы! Заходите в него!». Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели, птенчики, зернышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица-мама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики, домой» дети бегут и круг. Игра повторяется несколько раз.

    Подвижная игра

    «Птички в гнездышках».

    В разных концах зала устраивается 3-4 гнезда из обручей большого диаметра или строительного материала. Дети-птички размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд - перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям,- клюют зерна. Затем вновь бегают и по сигналу «птички, в гнезда» дети убегают в гнезда, перешагивая через препятствия. Все птицы занимают свои гнезда. игра повторяется 4-5 раз. При повторении игры можно предложить детям выпрыгнуть из круга на двух ногах. При проведении данной игры важно, чтобы педагог, не сокращая время бега, умело чередовал двигательную активность и отдых детей.

    Подвижная игра «Трамвай».

    Дети стоят вдоль стены зала в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они берутся за шнур, концы которого связаны, один ребенок держится правой рукой, другой - левой. Воспитатель в одном из углов комнаты держит три цветных флажка желтый, красный и зеленый. Когда поднят зеленый флажок, дети бегут - трамвай двигается. Когда поднят желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут. Если желающих играть много (имеется в виду не на занятии, а в свободное время на прогулке), то можно устроить остановку, на которой часть детей ждет прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие - входят.

    Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно изменить название игры.

    Подвижная игра

    «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

    Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

    У медведя во бору
    Грибы, ягоды беру!
    Медведь постыл,
    На печи застыл!

    Вариант»:

    У медведя во бору
    Грибы, ягоды беру!
    А медведь не спит,
    Все на нас глядит.

    Медведь просыпается. Выходит из берлоги, медленно идёт по поляне. Неожиданно быстро. Он бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

  • Медведи выходят из берлоги только после того, как дети споют песенку.
  • Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
  • Указания к проведению.

    Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).

    Игра малой подвижности

    «Найди цыпленка».

    Воспитатель прячет цыпленка так, чтобы дети не видели. Все ходят по залу и ищут его.

    Игра малой подвижности

    «Угадай, кто кричит».

    Дети сидят полукругом на ковре. Перед детьми ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени и тот идет за ширму. Педагог договаривается с ребенком, находящимся за ширмой, какое животное или птицу он будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки, крик петуха и другие звуки. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

    Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

    Если ребенок не знает, какому животному или птице поражать, - воспитатель ему помогает.

    Продолжительность игры 4-6 мин.

    Игры используются для программа "От рождения до школы" в соответствии с ФГТ.


    Климова Оксана Владимировна

    Ирина Федянина
    Картотека подвижных игр для детей младшей группы

    Карточка 1

    Подвижная игра «Кошки – мышки»

    На одной стороне площадки отгораживают домик «мышек». На противоположной стороне на стуле сидит выбранный ребенок «кошка».

    Инструктор: Кошка мышек сторожит, притворилась, будто спит (у кошки закрыты глаза).

    «Мышки» выбегают из домика и бегают перед кошкой.

    Инструктор: Тише мышки не шумите, кошку вы не разбудите.

    «Кошка открывает глаза бежит за «мышками» и ловит их. Пойманные дети – «мышки» считаются проигравшими и садятся на гимнастическую скамейку. Игра повторяется 2 – 3 раза.

    III ЧАСТЬ: Ходьба на носках в колонне по одному руки на поясе.

    Карточка 2

    Подвижная игра «Жуки»

    Под звон бубна инструктора: «Жуки полетели!» дети бегут, жужжат, руки за спиной, бегут по всему залу. Инструктор: «Дождик!» «Жуки» ложатся на спину и делают произвольные движения руками и ногами. Инструктор: «Жуки полетели!» Дети встают. Игра повторяется 2-3 раза.

    IIIЧАСТЬ: Ходьба в колонне, кто тише пройдет.

    Карточка 3

    Подвижная игра «Лохматый пес»

    Одного ребенка назначают собакой, которая садится в конце площадки на стульчик и притворяется, будто спит (закрывает глаза). Все дети идут к псу с противоположной стороны площадки из-за черты и говорят:

    Вот лежит лохматый пес,

    В лапы свой уткнул он нос.

    Тихо, смирно он лежит,

    Не то дремлет, не то спит,

    Подойдем к нему поближе

    И услышим, как он дышит.

    После этих слов пес просыпается и бежит, лая, за детьми. Дети убегают за линию. Игра повторяется 2-3 раза.

    IIIЧАСТЬ: Ходьба в колонне по одному за инструктором, у которого в руках щенок.

    Карточка 4

    Подвижная игра «Птички в гнездышках»

    На одной стороне зала раскладываются обручи – это гнездышки, в которых живут птички.

    Инструктор: Полетели!

    Дети выбегают из обручей и бегают по залу, имитируя полет птиц.

    Инструктор: прыгают с ветки на ветку.

    Дети прыгают на двух ногах.

    Инструктор: Клюют зернышки, пьют воду.

    Дети садятся на корточки, имитируя клев и питье воды.

    Инструктор: Птички в гнездышки!

    Дети бегут, садятся в свои гнездышки- обручи.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    IIIЧАСТЬ: Ходьба в колонне по одному.

    Карточка 5

    Подвижная игра «Догони мяч»

    Дети сидят или стоят в одном конце зала. Рядом с детьми стоит инструктор и держит в руках корзину с мячами. Инструктор высыпает мячи из корзины, дети бегут за ними и ловят. Пойманные мячи дети кладут обратно в корзину, которую держит инструктор на уровне вытянутой руки ребенка.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    III ЧАСТЬ : Ходьба по кругу за инструктором.

    Карточка 6

    Подвижная игра «Пузырь».

    Дети встают с инструктором в маленький круг и со словами: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся!» начинают расходиться в большой круг.

    Затем со словами: «Он летел, летел, летел и за веточку задел!» дети бегут по кругу в одном направлении.

    Со словами: «Ш-ш-ш-ш-ш» дети останавливаются, садятся на корточки, опуская руки.

    Игра повторяется со сменой направления бега 2-3 раза.

    IIIЧАСТЬ: Ходьба за инструктором «змейкой» между предметами.

    Карточка 7

    Подвижная игра «Самолеты»

    Дети сидят на стульчиках.

    Инструктор: Зашли в самолет! (встали, сделали шаг вперед) Завели моторы! (выполняют круговые движения руками вперед, согнутыми в локтях).

    Инструктор: Полетели!

    Дети разводят руки в стороны на уровне плеч и бегают в разных направлениях.

    Инструктор: На посадку!

    Дети садятся на свои места.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    III ЧАСТЬ: Ходьба за инструктором с перешагиванием через предметы (кубики).

    Карточка 8

    Подвижная игра «Поезд»

    Дети встают друг за другом, инструктор впереди – паровоз, дети – вагончики. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение, сначала медленно, затем, убыстряя ход (бег переходит с медленного на быстрый).

    Инструктор: Остановка!

    Дети останавливаются со словами: «Чух- чух- чух!»

    На остановке можно собирать грибы, ягоды, цветы, погулять.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    III ЧАСТЬ: Спокойная ходьба за инструктором.

    Карточка 9.

    Подвижная игра «Солнышко и дождик»

    На площадке на полу лежат лужи, вырезанные из цветной бумаги. Дети идут за инструктором.

    Инструктор: Солнышко!

    Дети спокойно ходят по площадке, гуляют.

    Инструктор: Дождик! (дети бегают по залу, перепрыгивая лужи).

    Как только инструктор раскрывает зонтик, все дети бегут к инструктору под зонтик и слушают, как капает дождик, тихо говоря: «Кап, кап, кап, кап».

    Игра повторяется 2-3 раза.

    III ЧАСТЬ : Спокойная ходьба по кругу за инструктором.

    Карточка 10.

    Подвижная игра «Огуречик, огуречик»

    Выбирается один ребенок – это мышка. Он садится на стульчике в конце спортивного зала.

    На противоположной стороне зала ограждается огород, а все остальные ребята огурцы.

    Дети – «огурцы» идут со словами в сторону мышки:

    Огурчик, огурчик,

    Не ходи на тот конечик:

    Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

    После этих слов «мышка» бежит за «огурцами», последние убегают от «мышки» в свой огород. Кого мышка поймала, тот становится на её место.

    Игра повторяется 2-3 раза с другим мышонком.

    III ЧАСТЬ: Ходьба в колонне за самым быстрым ребенком – «мышонком».

    Карточка 11.

    Подвижная игра «Воробушки и кот»

    Один из детей назначается котом, он сидит в конце спортивного зала на стульчике.

    Остальные дети – воробушки на противоположной стороне зала.

    Инструктор: Полетели воробушки!

    Дети бегают, машут руками, имитируя полет птиц.

    Инструктор: Прыгаю с веточки на веточку, клюют зернышки, пьют водичку.

    Дети прыгают на двух ногах садятся на корточки, смотрят по сторонам.

    Инструктор : Кот!

    Дети «воробушки» убегают от «кота» на свою сторону площадки.

    Игра повторяется с другим котом.

    III ЧАСТЬ :

    Малоподвижная игра «Голос животного»

    Инструктор: Лошадь.

    Дети : Иго-го, иго-го, иго-го.

    Инструктор: Собака.

    Дети: Ав-ав, ав-ав.

    Инструктор : Корова.

    Дети: Му-у-у-у, му-у-у.

    Инструктор: Кот.

    Дети: Мяу, мяу, мяу.

    Инструктор : Гуси.

    Дети : Га-га-га-га.

    Карточка 12.

    Подвижная игра «Цапля и лягушки»

    На середине площадки выкладывается круг из каната – это болото. Дети садятся в круг на корточки-лягушки, один ребенок – цапля, стоит далеко от круга.

    Инструктор : Лягушата!

    Дети выпрыгиваю из круга и прыгают по площадке недалеко от него.

    Инструктор: Цапля!

    Дети быстро должны запрыгнуть в круг, а цапля ходит, высоко поднимая колени, и смотрит, нет ли лягушат. Обойдя круг, цапля уходит на своё место.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    III ЧАСТЬ:

    Малоподвижная игра «Найди лягушонка»

    Инструктор показывает маленькую игрушку- лягушку, и предлагает детям закрыть глаза. Дети закрываю глаза, инструктор в это время быстро прячет игрушку. По команде инструктора: «Открыли глаза!» дети открывают глаза и начинают искать лягушонка. Кто первый найдет игрушку, несет её инструктору.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    Карточка 13.

    Подвижная игра «Волк и козлята»

    Инструктор напоминает детям сказку «Волк и семеро козлят»: двери никому не открывать. А то может прийти волк и забрать козлят.

    На полу лежит большой обруч - это дом козлят. Один ребенок выбирается на роль волка, остальные козлята. Козлята стоят внутри обруча, а волк стоит не далеко от них.

    Инструктор: Мама-коза ушла в город за молоком, а волк подслушал, что козлята остались одни, и решил к ним наведаться.

    Волк подходит к дому козлят, стучит и тоненьким голосом говорит: «козлятушки, ребятушки, отопритесь, отворитесь, ваша мать пришла, молока принесла».

    Козлята (хором): Ты волк, а не наша мама, уходи, мы тебе не откроем дверь!

    Волк уходит (встает за обручем).

    Посмотрели козлята, что волк ушел, отворили дверь и поскакали гулять (бегают по всей площадке).

    Инструктор: Увидел волк,что козлята гуляют одни, и начал за ними охотится.

    Волк бегает за козлятами: кого поймал, тот становится волком.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    III ЧАСТЬ:

    Малоподвижная игра «Покажи повадки животных».

    Карточка 14.

    Подвижная игра «Переселение лягушек».

    Инструктор разделяет детей на две команды. Каждая команда встает в шеренгу лицом друг к другу на расстоянии 5-6 метров. Ребята приседают на корточки, руки на коленях. По сигналу инструктора: «Вперед!» ребята обеих команд прыгают вперед, как лягушки, стараясь первыми встать на линию, где находились соперники. Побеждает группа, участники которой быстрее выстроятся на противоположной стороне.

    Игра повторяется 2 раза.

    IIIЧАСТЬ: ходьба в колонне по одному по кругу.

    Карточка 15.

    Подвижная игра «Ручеёк».

    На полу чертят две линии или выкладывают или выкладывают из канатов шириной 20-30 см.

    Дети должны перепрыгнуть, отталкиваясь двумя ногами, через ручеек. Инструктор регулирует ширину ручья в зависимости от физических возможностей детей.

    Игра повторяется 2- раза.

    IIIЧАСТЬ: ходьба «змейкой» в колонне по одному за инструктором, между кубиков.

    Карточка 16.

    Подвижная игра «Лошадки».

    Инструктор распределяет детей по парам: один – лошадка, другой всадник. На лошадку надевают вожжи (шнур, веревку или скакалку, пропуская их под мышками. Игроки выстраиваются в одну линию. По сигналу инструктора: «Скачки начинаются!» надо проскакать на лошадке до противоположного края площадки и вернуться обратно. Победителями объявляется пара, сумевшая выполнить задание быстрее других.

    III ЧАСТЬ: Ходьба парами, впереди – самая быстрая лошадка и скакун.

    Карточка 17.

    Подвижная игра «Зайцы и морковь».

    На полу чертят большой круг диаметром 3-4 метра. В круг кладут 10 камешков – это морковь, а круг – огород. Выбирается сторож, все остальные игроки-зайцы. По сигналу инструктора зайцы должны попытаться, прыгая на двух ногах, украсть морковку. Сторожу разрешается бегать и ловить зайцев только в пределах круга. Когда будет поймано 5 зайцев, выбирается новый сторож.

    Игра продолжается 2-3 раза.

    III ЧАСТЬ : Ходьба за сторожем, который поймал больше всего зайцев.

    Карточка 18.

    Подвижна игра «Коза рогатая».

    Инструктор показывает детям, где находится их домик, куда можно спрятаться, не быть пойманными. После чего инструктор изображает козу, выставив около головы указательные пальцы, как рога. Она приближается к детям, приговаривая:

    Идет коза рогатая за малыми ребятами.

    Ноженьками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.

    Кто каши не ест, молока не пьет –

    Того забодаю, забодаю, забодаю!

    Дети убегают в домик, а инструктор пытается их поймать.

    Игра повторяется 2-3 раза, на роль козы выбирается кто-нибудь из детей.

    III ЧАСТЬ: Ходьба в колонне по одному по кругу за самой быстрой козой.

    Кто дальше бросит (мяч, мешочек)
    Описание: дети стоят по одной стороне за начерченной линией или положенной веревкой. Все получают мешочки и по сигналу бросают их вдаль. Каждый должен заметить куда упал его мешочек. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мешочках и становятся возле них; двумя руками они поднимают мешочки вверх над головой. Воспитатель отмечает тех детей, которые дальше бросили мешочек.
    Указания: дети бросают то левой, то правой рукой. Количество играющих может быть разным, но не более 10-12 человек. Вес мешочка 150 грамм.

    Подбрось повыше
    Описание: один ребенок или несколько детей берут по мячу и становятся на свободное место. Каждый подбрасывает мяч вверх, прямо над головой двумя руками и старается его поймать.
    Указания: мячи берутся диаметром 12-15 см. Одновременно выполняют 10-15 человек.

    Карусель
    Описание: положив на пол длинный шнур, воспитатель говорит детям, что это будет карусель, на которой можно покататься. Он предлагает обойти карусель вокруг, побегать около нее, медленно походить. Затем дети, остановившись, берут шнур двумя руками. Воспитатель показывает, как нужно заводить карусель – поднимать шнур и опускать его. Затем, предложив крепче держать за шнур одной рукой, воспитатель ведет карусель, произнося слова:

    Еле-еле, еле-еле
    Завертелись карусели.
    Скорость шага увеличивается, постепенно переходит на бег:
    А потом кругом, кругом
    Да бегом, бегом, бегом!
    Заканчивается:
    Тише, тише, не спешите,
    Карусель остановите!
    Указания: Ира повторяется до 6 раз то вправо, то влево.

    Солнышко и дождик.

    Все дети солнышко, один ребёнок тучка, у которого в руках мишура (дождик). Дети выполняют движения по тексту, в конце дети убегают на свои места, а тучка догоняя их задевает их мишурой. Кого дождик намочил остаётся сидеть на стульчиках, а другие дети продолжают играть дальше.

    Стало солнцу потягиваются

    Скучно в небе влево-вправо

    Позвало оно машем руками

    Соседей слева и справа

    Эй вы, тучи руки ко рту

    Прилетайте (рупор)

    И со мною прижимаем ладо-

    Поиграйте ни к груди

    Тучи быстро руки вверх

    Прилетели качаем руками

    Поиграть они из стороны в

    Хотели в сторону

    Только солнце пожимаем

    Потеряли плечами

    Горько-горько кулачками трём

    Плакать стали глаза

    Дождь пошёл хлопаем в ладо-

    Как из ведра ши и убегаем

    Разбегайтесь на стульчики

    Кто куда.

    Воронята и собачка

    Дети-воронята сидят на стульчиках и делают вид будто спят. Взрослый произносит слова. Затем воронята начинают летать по комнате и выполнять движения по тексту, а в конце выбегает собачка и воронята убегают на стульчики.

    Воронята крепко спят,

    Все по гнёздышкам сидят,

    А проснутся на заре,

    Будут каркать во дворе.

    Полетели, полетели

    Воронята полетели: "Кар-кар"

    Вышла тётя на дорожку,

    Воронятам сыплет крошки.

    Воронята прилетали,

    Всё до крошки поклевали:

    "Тук-тук-тук, тук-тук-тук"-

    Клювами стучали.

    Тузик по двору гулял,

    Воронят он испугал:

    "Гав-гав-гав!"

    Раз, два, три - лови!

    Дети становятся на одной стороне комнаты и говорят: "Раз, два, три - лови!" - и бегут к противоположной стене комнаты. Водящий, который находится в центре комнаты, должен успеть поймать игроков, пока они не добежали до стены.

    Автомобили

    Каждый из игроков назначается "автомобилем", его гаражом может быть стул или обруч. По команде "автомобили"ездят по комнате и стараются не врезаться друг в друга. По сигналу "автомобили в гараж" - все должны как можно быстрее занять свой домик.

    Можно усложнить задачу - положить на пол широкую доску (мост), поставить препятствия в виде коробок, кеглей и т.п.

    Солнечные зайчики

    Взрослый включает фонарик и показывает детям лучик на стене и поясняет, что это "солнечный зайчик" и предлагает детям поймать его.

    Правила: если лучик на стене - ловим его ладошками, если на полу - ножками.

    Скачут побегайчики

    Солнечные зайчики,

    Мы зовём их - не идут,

    Были тут - и нет их тут.

    Прыг, прыг по углам,

    Были там - и нет их там.

    Где же зайчики? Ушли,

    Мы нигде их не нашли.

    Баба яга

    Дети стоят в кругу и повторяют за взрослым слова и движения.

    В тёмном лесе ладошки домиком

    Есть избушка над головой

    Стоит задом- поворачиваемся

    Наперёд вокруг себя

    В этой маленькой приседаем

    Бабушка яга живёт встаём

    Нос пальцы растопыре-

    такооой ны возле носа

    Глаза пальцы растопыре-

    такииие ны возле глаз

    И поломана колено поднято и

    Нога стучим по нему

    Ах ты, бабушка яга грозим пальцем

    Не боимся мы тебя

    Уходи, уходи машем руками

    Больше к нам прогоняя

    Не приходи.

    Зайка беленький сидит

    Дети стоят в кругу и выполняют движения за взрослым по тексту:

    Сидят на корточках, ладошки возле ушек, сгибаем ладошки поочерёдно (ушами шевелит);

    Трём ладошку о ладошку, затем хлопаем в ладошки;

    Встаём на ноги и прыгаем на месте;

    Убегаем от лисы в свой домик.

    Зайка беленький сидит

    И ушами шевелит

    Вот так, вот так

    Он ушами шевелит

    Зайке холодно сидеть

    Надо лапочки погреть

    Вот так, вот так

    Надо лапочки погреть

    Зайке холодно стоять

    Надо зайке поскакать

    Вот так, вот так

    Надо зайке поскакать

    Вдруг лисичка прибежала

    Нашу зайку испугала.

    У медведя во бору

    Все дети находятся в одной стороне комнаты, а ребёнок-медведь - в другой стороне (спит). Дети, проговаривая слова текста, идут в сторону медведя имитируя сбор грибов и ягод. В конце текста медведь просыпается и догоняет детей, а дети убегают к себе в домик (на другую сторону комнаты). Кого медведь поймал тот выбывает из игры или становится медведем.

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру,

    А медведь не спит

    И на нас рычит.

    Светофор и машины

    Все дети шофёры, взрослый - светофор (в руках любые предметы: флажки, кубики и т.п., красного, жёлтого и зелёного цвета). Когда взрослый поднимает флажок зелёного цвета - все шофёры начинают движение и ездят по всей комнате. Когда взрослый поднимает флажок жёлтого цвета - все шофёры останавливаются и ждут следующего сигнала. Когда взрослый поднимает флажок красного цвета - все шофёры стоят на месте.

    Для малышей можно одновременно с поднятием вверх флажка произносить цвет и слово: "поехали", "стоп машина".

    Огуречик

    Ребёнок-мышка сидит на стульчике в одной стороне комнаты, а дети-огуречики находятся в другой стороне комнаты. Взрослый произносит текст, а дети-огуречики на носочках подбегают к мышке, мышка ловит детей. Игра повторяется с новым водящим (ребёнок-мышка), у старших детей пойманные мышкой ребята выбывают из игры, игра повторяется до тех пор пока мышка не поймает всех огуречиков.

    Огуречик, огуречик,

    Не ходи на тот конечик.

    Там мышка живёт,

    Тебе хвостик отгрызёт.

    Строители

    Дети стоят в кругу или хаотично и выполняют движения по тексту за взрослым. можно использовать как физ. минутку во время игры или занятия.

    Мы строители лихие маршируем

    Будем строить

    Новый дом.

    Дом построим мы руки вверх ,

    Высокий потянуться

    И построим приседаем ,

    Низкий дом руки вперёд

    А ещё широкий дом руки в стороны

    И конечно узкий ладони перед

    грудью

    Оглянитесь повороты влево -

    Все вокруг вправо

    Вырос новый город руки вверх

    Вдруг руки вниз

    Картотека подвижных игр для младшей группы

    «Пройди – не задень» (игры с ходьбой и бегом)

    На полу расставляются кегли (булавы) в два ряда. Расстояние между рядами – 35-40 см, а между кеглями одного ряда – 15-20 см. Дети должны пройти или пробежать по коридорчику, не задев кегли.

    «Пройди – не упади» (игры с ходьбой и бегом)

    Инструктор кладет на пол доску шириной 25-30 см, а за ней раскладывает кубы, бруски на расстоянии 25-30 см один от другого. Предлагает детям пройти по трудной дорожке, сначала по доске, стараясь не оступиться, затем перешагивая через кубики, бруски, не задевая их.

    «Бегите к флажку» (игры с ходьбой и бегом)

    Дети сидят или стоят на одной стороне комнаты. На противоположной стороне, на расстоянии 6-8 м от них, на стульях или на скамейке разложены флажки (кубики). Дети по предложению инструктора идут к флажкам, берут их и направляются к инструктору. Затем по его сигналу бегут к стульям, кладут флажки и возвращаются обратно.

    «Кот и мыши» (игры с ходьбой и бегом)

    Дети сидят на скамейке – это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты сидит кот, роль которого исполняет инструктор. Кот засыпает (закрывает глаза, а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.

    «Птички в гнездышках » (игры с ходьбой и бегом)

    Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, - это гнездышки. По сигналу инструктора все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу инструктора «Птички, в гнездышки! » возвращаются на свои места.

    «Воробышки и автомобиль» (игры с ходьбой и бегом)

    Дети садятся на скамейку на одной стороне площадки – это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне встает инструктор. Он изображает автомобиль. После слов инструктора: «Полетели воробышки на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

    По сигналу инструктора «Автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на места). Автомобиль возвращается в гараж – воробышки полетели.

    «Найди свой домик» (игры с ходьбой и бегом)

    Инструктор предлагает детям выбрать домики. Это могут быть стулья, скамейки, кубы, обручи, начерченные на земле кружки. У каждого отдельный домик. По сигналу инструктора дети выбегают из домиков, расходятся по площадке и резвятся до тех пор, пока инструктор не скажет «Найди свой домик! ». По этому сигналу дети бегут в свои домики.

    «Лохматый пес» (игры с ходьбой и бегом)

    Дети сидят или стоят на одной стороне зала. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, изображает собаку. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а инструктор в это время произносит:

    Вот лежит лохматый пес,

    В лапы свой уткнувши нос,

    Тихо, смирно он лежит,

    Не то дремлет, не то спит.

    Подойдем к нему, разбудим

    И посмотрим: «Что-то будет? ».

    Дети приближаются к собачке. Как только инструктор заканчивает чтение стихотворения, она вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, собачка гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, собачка возвращается на место и опять ложится на коврик.

    «Пройди и не сбей» (игры с ходьбой и бегом)

    На полу в один ряд расставляют несколько кеглей или кладут кубики на расстоянии не менее 1 м один от другого. Дети должны пройти на другую сторону комнаты, огибая кегли (змейкой) и не задевая их.

    «Трамвай» (игры с ходьбой и бегом)

    3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие - левой. Это трамвай. Инструктор стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный - останавливается. Инструктор поднимает зеленый флажок - и трамвай едет: дети бегут по краям зала (площадки). Если инструктор поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается.

    «Такси» ( игры с ходьбой и бегом)

    Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1м, держат его в опущенных руках: один - у одной стороны обода, другой - у противоположной, друг за другом. Первый ребенок - водитель такси, второй - пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

    «Огуречик, огуречик.» (игры с ходьбой и бегом)

    Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка (инструктор или кто-либо из детей). Все идут по площадке по направлению к мышке и произносят:

    Огуречик, огуречик,

    Не ходи на тот конечик:

    Там мышка живет,

    Тебе хвостик отгрызет.

    С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.

    «Мы топаем ногами» (игры с ходьбой и бегом)

    Инструктор вместе с детьми становится в круг на расстоянии выпрямленных в сторону рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы руки подаем.

    С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

    И бегом кругом,

    И бегаем кругом.

    Через некоторое время инструктор говорит: «Стой! » Дети замедляют движение, останавливаются. При выполнении бега можно предложить детям опустить руки.

    «По ровненькой дорожке» (игры с прыжками)

    Дети вместе с инструктором на одной стороне площадки намечают место, где у них будет дом, и отправляются в путь. Инструктор произносит текст, в соответствии с которым дети выполняют разные движения: идут, прыгают, приседают.

    По ровненькой дорожке,

    По ровненькой дорожке

    Шагают наши ножки,

    Раз-два, раз-два! (Идут.)

    По камешкам, по камешкам,

    По камешкам, по камешкам

    В ямку – бух! (Прыгают.)

    По ровненькой дорожке,

    По ровненькой дорожке

    Устали наши ножки,

    Устали наши ножки.

    (Дети идут, а затем приседают на корточки.)

    Вот наш дом,

    Здесь мы живем.

    (Все бегут в дом.)

    «С кочки на кочку» (игры с прыжками)

    На площадке инструктор чертит круги диаметром 30-35 см. расстояние между ними примерно 25-30 см. Это кочки, по которым нужно перебраться на другую сторону болота. По кочкам можно перешагивать, перебегать, перепрыгивать.

    «Через ручеек» (игры с прыжками)

    На площадке чертятся две линии на расстоянии 15-20 см – это ручеек. В помещении можно положить на пол два шнура на таком же расстоянии один от другого. Нескольким детям предлагают подойти поближе к ручейку и перепрыгнуть через него, оттолкнувшись двумя ногами одновременно.

    «Лягушки» (игры с прыжками)

    Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга – это болотце. Дети-лягушки располагаются по краю болотца, а другие дети садятся на стулья, расставленные вдали от болотца. Инструктор вместе с детьми, сидящими на стульях, говорит следующие слова:

    Вот лягушки по дорожке

    Скачут, вытянувши ножки,

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

    Скачут, вытянувши ножки.

    Дети, стоящие по кругу, прыгают, продвигаясь вперед, изображают лягушек. По окончании текста дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши – пугают лягушек; дети-лягушки прыгают через черту – в болотце и садятся на корточки. Затем игра повторяется.

    «Поймай комара» ( игры с прыжками)

    Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Инструктор находится в середине круга. В руках у него прут длиной 1-1, 5 м, к которому шнуром привязана фигурка комара (из бумаги или материи). Инструктор кружит шнур немного выше голов играющих – комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Поймавший комара говорит: «Я поймал».

    «Кот и воробышки» ( игры с прыжками)

    Дети встают на скамеечки или кубики (высота 10-12 см, лежащие на полу в одной стороне площадки, - это воробышки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», - говорит инструктор, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.

    «Зайчата» (игры с прыжками)

    Все дети – зайчики. Они располагаются на пригорке. Им может служить горка на площадке или в комнате. Инструктор говорит:

    В поле на пригорке

    Зайчики сидят,

    Свои лапки греют,

    Ими шевелят.

    Дети делают соответствующие движения (хлопают в ладоши, шевелят руками). Через некоторое время инструктор и дети говорят:

    Крепче стал мороз никак,

    Мы замерзнем, сидя так.

    Чтоб согреться поскорей,

    Будем прыгать веселей.

    Дети сбегают с горки, начинают бегать, подпрыгивать, постукивать лапкой о лапку. По сигналу инструктора возвращаются на горку.

    «Кролики» (игры с прыжками)

    В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга, - это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине – лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Два – три ребенка встают сзади стульев, по указанию инструктора присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Инструктор-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу инструктора «Бегите в клетки! » возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

    Рекомендации. Инструктор должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стулом, не задевали его спиной. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или палки, рейки, положенные на сиденья стульев.

    «Зайцы и волк» (игры с прыжками)

    Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу инструктора: «Волк идет! » - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.

    В игре можно использовать небольшой текст:

    Зайки скачут: скок, скок, скок,

    На зеленый на лужок.

    Травку щиплют, кушают,

    Осторожно слушают,

    Не идет ли волк?

    Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

    «Проползи – не задень»

    Дети располагаются в одной стороне комнаты. На расстоянии 3-4 м от них ставятся стулья, на их сиденьях – гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.

    «Пробеги, как мышка, пройди, как мишка» (игры с ползанием и лазаньем)

    Дети располагаются у одной стены комнаты. Инструктор ставит перед ними две дуги: первая дуга высотой 50 см, за нею на расстоянии 2-3 м вторая, высотой 30-35 см. Инструктор вызывает одного ребенка и предлагает ему пройти под первой дугой на четвереньках, как мишка, т. е. опираясь на ступни ног и на ладони. Под второй дугой – пробежать, как мышка (на ладонях и коленях, затем вернуться на свое место.

    «Наседка и цыплята» (игры с ползанием и лазаньем)

    Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки сидит большая птица. Наседка зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм, приседают, наклоняются, перебегают с места на место. По сигналу инструктора «Большая птица летит! » птица ловит цыплят, а те убегают от нее и прячутся в доме.

    «Мыши в кладовой» (игры с ползанием и лазаньем)

    Дети стоят за стульями (скамейками) или сидят на них на одной стороне площадки – это мышки в норках. На противоположной стороне, на высоте 40-50 см, натянута веревка, за ней кладовая. В стороне от играющих сидит инструктор, исполняющий роль кошки. Когда кошка засыпает, мышки пробираются в кладовую, подлезая под веревку. В кладовой они находят себе лакомства, приседают, грызут сухари, перебегают с места на место, чтобы найти что-нибудь вкусное. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают из кладовой (подлезают под веревку) и прячутся в норки (кошка не ловит мушей, она только делает вид, что хочет поймать их). Не поймав никого, кошка возвращается на место и засыпает. Игра продолжается.

    «Подбрось – поймай»( игры с бросанием и ловлей)

    Один ребенок или несколько детей берут по мячу и встают на свободное место на площадке. Каждый подбрасывает мяч прямо над головой двумя руками и старается его поймать. Если ребенок не сможет поймать мяч, то поднимает его с пола и снова подбрасывает.

    «Поймай – прокати» (игры с бросанием и ловлей)

    Напротив ребенка на расстоянии 1, 5-2 м от него стоит инструктор. Он бросает мяч ребенку, а тот ловит его и катит обратно к инструктору.

    «Сбей булаву (кеглю) (игры с бросанием и ловлей)

    На полу или земле чертят линию или кладут веревку. На расстоянии 1-1, 5 м от нее ставят две-три большие булавы (расстояние между ними 15-20 см). Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить булаву. Прокатив три мяча, ребенок собирает их и предает следующему играющему.

    Дети стоят на одной стороне зала или площадки за начерченной линией или положенной веревкой. Все по сигналу инструктора бросают мячи вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мяч. По сигналу инструктора дети бегут к своим мячам, останавливаются возле них, двумя руками поднимают мячи над головой. Инструктор отмечает тех, кто бросил мяч дальше всех. После этого дети возвращаются обратно за линию.

    «Попади в круг» (игры с бросанием и ловлей)

    Дети стоят по кругу на расстоянии двух-трех шагов от лежащего в центре большого обруча или круга диаметром 1-1, 5 м. В руках у них мешочки с песком, по сигналу инструктора они бросают их в круг, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.

    «Брось через веревку» (игры с бросанием и ловлей)

    Дети располагаются на стульях вдоль одной стены зала. На высоте примерно 1 м от пола натягивается веревка. Веревку длиной 3 м с грузиками на концах можно повесить на спинки двух стульев для взрослых или на стойки для прыжков. На расстоянии 1, 5 м перед веревкой кладется на пол шнур. Около него лежат один – два мяча диаметром 12-15 см. Один или двое детей подходят к шнуру, берут мячи и бросают их, пробегают под веревкой; догнав мячи, возвращаются обратно.

    «Найди свое место»

    Каждый играющий выбирает себе домик – место, где он может укрыться. В помещении это может быть стул, скамейка, куб; на участке можно нарисовать кружки. Дети находятся на своих местах. По сигналу инструктора выбегают на площадку, бегают легко в разных направлениях. По сигналу «Найди свое место! » возвращаются на свои места.

    «Найди, что спрятано» (игры на ориентировку в пространстве)

    Дети стоят по кругу или в шеренге. Инструктор кладет на пол перед ними три – пять предметов (кубики, флажки, погремушки, мячи, кольца) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу инструктора поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Инструктор прячет один или два предмета и говорит: «Раз, два, три! Повернись и посмотри! ». Дети поворачиваются лицом к предметам и, внимательно присматриваясь к ним, вспоминают, каких нет. Инструктор предлагает детям найти эти предметы в комнате. Когда предметы будут найдены, игра повторяется.

    «Угадай, кто и где кричит» (игры на ориентировку в пространстве)

    Дети встают в круг спиной к центру. Инструктор стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга. Кому-то из детей предлагают прокричать, подражая какому-либо домашнему животному или птице: кошке, собаке, петуху. Ребенку, стоящему в центре круга, надо отгадать, кто и где кричал.

    «Найди свой цвет» (игры на ориентировку в пространстве)

    Инструктор раздает флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов инструктора «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда инструктор скажет: «Найди свой цвет», дети собираются у флажка соответствующего цвета.

    «У медведя во бору» (народные игры и забавы)

    На одной стороне площадки чертится круг – это берлога медведя; на другой – обозначается дом, в котором живут дети. Инструктор выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда инструктор скажет: «Идите, дети, гулять! », они выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек. Они произносят хором:

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру,

    А медведь сидит

    И на нас рычит.

    После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией дома детей ловить нельзя.

    После того как медведь поймает нескольких играющих, игра возобновляется. На роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

    «Прятки» (народные игры и забавы)

    Инструктор предлагает нескольким детям спрятаться (за беседку, за кусты, а сам закрывает глаза, чтобы не видеть, куда они прячутся. Через некоторое время спрашивает: «Готово? ». Дети отвечают: «Готово! ». Инструктор идет искать их. Он заглядывает в разные места, делая вид, что никак не найдет детей. При этом может произносить такие слова: «Куда же спрятались дети? Где же наши детки? ». Иногда малыши не выдерживают и, довольные тем, что инструктор их не может найти, выбегают из укрытия и подбегают к нему. В этом случае инструктор с радостью привлекает их к себе и говорит: «Вот они, наши дети! ».

    «Жмурки» (народные игры и забавы)

    Инструктор предлагает детям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: осторожно передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Инструктор спрашивает: «Где же наши дети? ». Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот они, наши дети! ».

    «Мыльные пузыри» (народные игры и забавы)

    Для игры надо приготовить пластмассовые трубочки или соломинки по количеству детей, развести мыльную воду в небольшом блюдце. Все дети получают соломинки и делают попытки выдуть мыльный пузырь. Если это удается, они с увлечением пускают мыльные пузыри, наблюдают за тем, как они летают, бегают за ними, следят, чей пузырь летит дальше и не лопается.

    «Шарик»
    Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом: медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул»:дети медленно в расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш

    «Зернышки»

    Воспитатель: Посадили зернышки в землю.(Дети садятся на пол, сжимаются в комок.)Полил дождь,а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки.(Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх -и поворачиваясь к «солнышку»).

    «Пузырь»

    Дети вместе со взрослым стоят в кругу взявшись за руки.
    Воспитатель:


    Надувайся пузырь.
    Надувайся большой.
    Оставайся такой
    Да не лопайся.
    Дети постепенно отходя назад расширяют круг.

    На слова «Пузырь лопнул» опускают руки и произносят «ш-ш-ш».

    «Ква-ква-ква»

    Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.
    Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку:
    "Вот лягушка по дорожке
    Скачет, вытянула ножки,
    Увидала, комара, Закричала..
    "На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя.
    Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-ква-ква". Ведущий должен назвать имя этого игрока.
    Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе ведущий все повторяет.


    «Кошечка»
    Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову(кошечка пьет молоко).
    Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого, под стулом,взбирается на диван, ложится, мурлычет.

    «Шалтай-болтай»

    Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево(руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы).
    Воспитатель:

    Шалтай-балтай
    Сидел на стене.
    Шалтай- болтай.
    Свалился во сне.

    Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.

    «Холодно-тепло»
    Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки.
    Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно.(Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)
    По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло»дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза.

    «Найди пару»

    Найди пару – игра развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.
    На стол выкладывают предметы, которые сочитаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Ребенку предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить потом почему он считает эти предметы парными.

    Правила игры

    1. Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.)
    2. Раскладывают предметы на столе и перемешивают.
    3. Ребенка сажают за стол.
    4. Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или
    ребенок выбирает предмет самостоятельно).
    5. Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.
    6. Берут следующий предмет и повторяют тоже самое.
    7. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам.

    «Найди по описанию»

    Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.
    Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).
    Правила игры:
    1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
    2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет

    «Молчанка»
    Первенчики, червенчики
    Зазвенели бубенчики.
    По свежей росе,
    По чужой полосе.
    Там чашки, орешки,
    Медок, сахарок.
    Молчок!
    После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами, потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

    «Девочки и мальчики»
    Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.
    Правила игры
    1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.
    2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек
    3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе.
    4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

    «Парк аттракционов»
    Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.
    Текст: Движения:
    Мы на карусели сели, Держась за руки, кружиться.
    Завертелись карусели.
    Пересели на качели. Держась за руки: один игрок стоит,
    То вниз,то вверх летели. другой приседает. Держась за руки,
    А теперь мы с тобой вдвоем качаться: вправо-влево, вперед-
    Мы на лодочке плывем. назад.
    Мы на берег выйдем с лодки.
    И поскачем по лужайке,
    Будто зайки, будто зайки. Прыжки в двух ногах.

    «Море волнуется»
    По числу играющий ставится стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. Водящий говорит: «Море волнуется». Играющие встают и бегают вокруг стульев. «Море утихло»-говорит водящий и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места так как один стул занимает водящий.Тот кто прозевал идет водить.

    "Найди флажок"

    Дети сидят на стульях в разных местах комнаты (площадки). По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей). «Пора искать флажок»,- говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья, и игра начинается снова. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок. Хорошо проводить эту игру в лесу на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

    "Поезд" Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне -«паровоз», остальные - «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции»,- говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей. Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка. Вариант игры. После остановки поезда дети идут погулять. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне - находить свой «вагон».

    Котята и ребята.

    Подгруппа детей изображает котят, остальные- их хозяева (у каждого 1-2 котенка). Котята на заборчике- на второй-третьей перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока»,- говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают - просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята - хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть нач¬нет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью. Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом; - убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика).


    "Попади в воротики"

    Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики - из кубиков, кеглей или прутиков. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота. Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).


    "Попади в круг"

    Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть. Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться по¬пасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.
    "Подбрось повыше"

    Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12-15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска. Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.

    "Попади в цель"

    Воспитатель ставит или подвешивает 2-3 вертикальные цели-это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5-2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2-3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие. Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.

    "Через болото"

    На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15X20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3 м. Расстояние между кирпичиками 10-15 см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам. Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола: до¬ходить до конца дорожки.
    "Мишка идет по мостику"

    На землю кладут доски (ширина 25 см, длина 2-2,5 м). За ними на высоте поднятой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца доски. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке-медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется. Правила: идти по скамейке на четвереньках (на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.


    "Кружись - не упади!"

    В играх с ходьбой «Нам весело», «Парами на прогулку», «Солнышко и дождик» вводится кратко¬временное медленное кружение на месте.

    "Шире шагай"

    На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи (пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60 см), в каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

    Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не вы¬ходя за его края, не задевать за обручи.


    "Солнышко и дождик"

    Дети встают по кругу.- «Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу. Светит в нашу комнатку».
    «Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.
    Очень рады солнышку.
    Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на
    Топ-топ-топ-топ! месте.
    Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши,
    Хлоп-хлоп-хлоп
    На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.

    "Парами на прогулку"
    На одной стороне площадки из шнуров (стульев, стоек) образуют ворота. Дети, держась за руки, встают парами (произвольно, кто с кем хочет), воспитатель помогает им в этом. На сигнал «идем гулять» дети парами проходят через ворота, а затем расходятся по площадке. Здесь они могут попрыгать, присесть - «собираем ягоды, цветы». На сигнал «идем домой» малыши снова встают парами и проходят через ворота.
    Правила: идти парами, держась за руки; согласовывать свои движения, не отставать и не опережать; уступать дорогу, проходя ворота.
    Усложнение: сделать еще одни ворота и предложить проходить в те ворота, которые окажутся ближе при сигнале «идем домой

    «Найди свой домик »
    Дети сидят вдоль стороны площадке или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.

    «Догони меня»
    Дети сидят на стульчиках, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догони меня»,- предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем. Стараясь поймать его. Затем воспитатель снова говорит: «Догони меня», - и бежит в противоположную сторону. А дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стульчиках и отдыхают. Затем игра возобновляется.
    Игру лучше проводить с небольшим количеством детей.

    «Лошадки»

    Дети становятся парами. В паре один – «лошадка». Другой – «возчик». Используются вожжи, или дети держат друг друга за поясок. Воспитатель говорит:
    Поехали, поехали, с орехами, с орехами
    К детке по репку, по пареньку,
    по сладеньки, по горбатеньки.
    С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под проговаривание воспитателя: «Гоп, гоп». бегу до тех пор пока воспитатель не скажет: «Тпру- у»


    «Конники»

    Группа детей становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длинной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы, оборудование находящиеся на площадке.
    Во время игры воспитатель может предложить детям двигаться быстрее или медленнее в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования.


    «Зайцы и волк»
    Дети- зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет»- зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой тест:
    Заики скачут скок скок
    на зеленый на лужок.
    Травку щиплют кушают.
    осторожно слушают,
    Не идет ли волк.
    Дети выполняют действия о которых говорится в стихотворении. С окончанием появляется волк и начинает ловить зайцев.
    Ребенок, исполняющий роль волка. Должен быть подальше от кустов, где прячутся дети.

    «Где звенит колокольчик»


    Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит их отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком прячется от них, например за шкаф. Воспитатель предлагает послушать на звук где звенит колокольчик, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около воспитателя. Тем временем няня переходит в другое место – и игра повторяется.
    Дети не должны смотреть, куда прячется няня. Для этого воспитатель собирает его около себя и отвлекает их внимание. Звонить в колокольчик сначала надо тихо потом громче.


    «Не опаздывай»


    Воспитатель раскладывает на полу кубики. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу «Не опаздывай!» бегут к кубикам. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному предмету, постепенно они привыкать занимать свое место. При повторение игры можно предложить бегать детям как лошадки
    Во время игры воспитатель следит, чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.



    « Куры в огороде»


    Посередине площадки ограничивается большое пространство – огород. С одной стороны его дом сторожа, с другой – курятник, в нем куры дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур в огороде и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая «кыш-кыш». Куры убегают, подлезают под шнур прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой. Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч …. По сигналу дети выбирают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.
    Дети должны бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться; не подбегать к домику до сигнала «Скорее в круг»
    На площадке чертят круг диаметром 4 метра в середине – круг поменьше диаметром 2 метра. дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит воспитатель. На сигнал скорее в круг дети стараются вбежать в маленький круг, воспитатель ловит их, пойманные останавливаются на месте. Затем они снова становятся в круг.
    Усложнение: воспитатель выбирает себе помощника.

    «У ребят порядок строгий»


    По первому сигналу играющие разбегаются из шеренги врассыпную и произносят речевку6 «У ребят порядок строгий, знают все свои места, ну, трубите веселее: тра-та та, тра-та- та». По второму сигналу все быстро строятся в шеренгу.


    Сначала можно вставать на свободные места, но к концу года на свое место.

    «Мой веселый звонкий мяч»


    Дети становятся в круг воспитатель с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносим слова:
    Мой веселый звонкий мяч
    Ты куда помчался вскачь
    Красный, жёлтый, голубой
    Не угнаться за тобой
    По окончанию слов воспитатель подбрасывает мячи в верх так что бы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.


    «Ровным кругом»

    Дети взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:
    «Ровным кругом друг за другом
    Мы идем за шагом шаг, стой на месте!
    Дружно вместе,сделай вот так!»
    С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель, например повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.


    «Тишина»

    Дети ходят врассыпную по залу. Воспитатель говорит следующие слова:
    «Тишина у пруда не колышется вода
    Не шумит камыш, засыпает малыш».
    Как только воспитатель закончил говорить слова, дети ложатся на пол и имитируют сон.
    Воспитатель ходит между детьми и отмечает, кто крепко спит.

    Пасьянс Коврик