Ролевые игры. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ

Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающемуся:

1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях;

2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;

3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.

Ролевые игры классифицируются по нескольким основаниям.

По назначению они подразделяются на ролевые игры:

– по диагностике личностных качеств;

– по тренировке социально-ролевого поведения (в том числе с элементами психо- и социодрамы);

–по развитию коммуникативных и организаторских качеств.

В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые игры дифференцируются на игры:

– со слабо обозначенным сюжетом;

– с достаточно полно обозначенным сюжетом;

– с жестко заданным сюжетом.

Характерные признаки ролевой игры:

– наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры получает определенную роль;

– различие ролевых целей при решении поставленных задач. Участники ролевой игры принимают решения в соответствии с задаваемыми им социальными ролями;

– взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Оно происходит по вертикали и горизонтали;

– наличие общей цели у коллектива. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении;

– многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций;

– наличие управляемого эмоционального напряжения. Оно возникает благодаря тому, что социальные роли выполняются участниками в контексте конфликтной ситуации; эта ситуация невольно сопровождается вынужденной активностью игроков;

– система индивидуального и/или группового оценивания деятельности игроков.

Процедура проведения ролевой игры:

1. Подготовка к проведению игры . Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство.

2. Непосредственное проведение игры . Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.

3. Подведение итогов игры. Суть данного этапа – осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между

участниками игры.

Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие.

1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему?

2. Какие переживания вы испытали в ходе игры?

3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно?

4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках

компромисса?

5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни?

В комментариях не должно быть оценок ни самого человека, ни его поступков, слов и манеры общения. Продуктивная обратная связь не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может присутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер (или наблюдатель), о чем он думает и как может поступить в данной ситуации. Например, его высказывание может быть следующим: «Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу».

Приложение 6

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЭКЗАМЕН»

Источник: Жуков Ю.М. Эффективность делового общения / Ю.М. Жуков. – М.: Знание, 1988. – С. 53-64. 49

Сюжетно-ролевые игры проводятся по предварительно разработанному сценарию, имеют развернутые инструкции для всех участников игры с описанием их предметных и даже межличностных позиций. Сюжетные игры основаны на задачах, которые ведущий ставит перед собой заранее, планируя весь учебно-тренировочный цикл. Они ориентированы на анализ наиболее типичных коммуникативных проблем, которые, по мнению ведущего, свойственны большинству членов группы. В таких играх моделируются сложные коммуникативные ситуации, закладывается механизм развертывания достаточно длительных коммуникативных процессов, что требует определенных временных затрат и в учебном процессе.

Описание игры

Сюжетно-ролевая игра «Экзамен моделирует сложную коммуникативную ситуацию с конфликтом целей. В ней участвуют персонажи: Студент и преподаватели кафедры физики (Ассистент, Доцент и Профессор – Заведующий кафедрой). Конфликт целей основных персонажей (Студента и Заведующего кафедрой) задается тем, что, пытаясь решить свои актуальные (сиюминутные) проблемы, эти участники игры хотят добиться разных результатов экзамена: Студент – получить «неуд», а Заведующий кафедрой – поставить положительную оценку.

Игра предназначена в первую очередь для анализа стратегической составляющей коммуникации, а также выяснения причин выбора коммуникативных стратегий. В то же время она может быть использована для работы с тактической и технической составляющими коммуникативной компетентности участников.

Основные персонажи игры имеют аналогичные проблемы – проблемы зависимости от других. Особенность сюжета этой игры состоит в том, что свои проблемы участники не могут решить с помощью закрытой стратегии. При этом не важно, кто добился своих целей, – проблемы зависимости не прорабатываются и в решении этих проблем никто не продвигается. Эффективно разрешить проблему зависимости участники могут, только отказавшись от закрытой стратегии и вступив в кооперативное взаимодействие. Но это требует от них (особенно, от Заведующего кафедрой) выхода из ролевой позиции.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выбор метода тренинга

ролевой тренинг игра информация

Одна из основных проблем, возникающих при подготовке тренинга, - проблема выбора метода, при помощи которого передается информация участникам.

Существует большое количество разнообразных видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи программы, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

В распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Подобно тому, как разные дороги ведут к одному пункту назначения, существует ряд различных подходов, способствующих достижению целей тренинга. Ни одна из дорог не является единственно верной, и какая-нибудь незаметная тропинка может оказаться кратчайшим путем к достижению целей обучения.

Тренеру не следует ограничиваться лишь одним методом на протяжении всего курса. Использование разнообразных техник не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения. Например, если надо разобрать важный практический пример с использованием только что изученной процедуры, чтобы оценить, хорошо ли усвоили ее участники, можно с равной эффективностью использовать либо метод моделирования, либо метод кейсов с последующей дискуссией и оценкой.

Ролевые игры

Описание

Ролевая игра - способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуаций, в которой предлагается принять роль кого-либо из участников и выработать способ, позволяющий привести ситуацию к завершению.

Лекционная форма работы позволяет контролировать время занятия. Не всегда возможно оценить, сколько времени займет та или иная сессия вопросов и ответов, но можно с большой точностью подсчитать, сколько времени будет длиться вся лекция.

Подход

Для того чтобы получить максимальную пользу от ролевой игры, предлагаемые ситуации должны быть как можно более близкими к реальности. Необходимо выделить время для подготовки краткого описания задействованных персонажей и удостовериться, что создаваемые условия игры максимально соответствуют специфике основной деятельности участников.

Инструкция к ролевой игре должна детально описывать все аспекты ситуации.

Вместе с тем, эта инструкция не должна ставить жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях,

Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в ролевой игре, - создание модели поведения, характерного в повседневной жизни для реальных людей.

Именно поведение, а не проявлению талантов выступающих будет основой последующей дискуссии.

Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены. Тем, кто не принимает участия в игре, следует предложить занять роли наблюдателей и записывать особенности поведения участников и его последствия.

Наблюдение может стать еще более полезным, если сделать видеозапись ролевой игры и в случае необходимости использовать ее для обеспечения обратной связи или индивидуальных консультаций.

1. Тщательная подготовка плана.

Грамотное проведение ролевой игры приносит неоценимую пользу ее участникам. Подобные упражнения следует использовать ближе к середине курса, когда группа уже способна преодолеть сопротивление, которое может возникать в начале тренинга.

2. Использовать ролевые игры корректно.

Эффективность ролевой игры обусловлена ее жизненностью и новизной переживаний. Это значит, что этот метод следует использовать осторожно. Если проводить игры при каждом удобном случае, их ценность может быстро сойти на нет.

3. Лучше делать группы маленькими.

Процессу преодоления сопротивления группы можно помочь, ограничив численность группы до десяти человек. Небольшая численность участников способствует созданию спокойной неформальной обстановки, необходимой для успешности упражнения.

Возможности для использования ролевой игры в качестве части программы тренинга остаются и тогда, когда в группе больше десяти человек, большие группы можно разделить ни несколько малых, в каждой из которых будут свои наблюдатели, наборы ролевых игр и инструкции. Время в таких случаях рассчитывается так, чтобы все члены малых групп смогли обсудить результаты деятельности своих коллективов в общем кругу.

4. Применять ролевые игры надо творчески.

Нет причин изолировать ролевые игры от других методов обучения. Лучше всего строить процесс так, чтобы после теоретической части следовала ролевая игра, дающая возможность на практике применить только что изученные принципы.

В случаях, когда всем участникам тренинга необходимо справиться с некоторой практической ситуацией, можно устроить ролевую игру для всех. В этом случае нужно разделить одну большую группу на несколько малых. Каждая из них разыгрывает свою ситуацию.

Преимущества ролевых игр

1. Приобретенный опыт сохраняется надолго.

«Обучение через действие» - один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.

2. Удовольствие.

В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков.

3. Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди.

Ролевая игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.

4. Безопасные условия.

Использование ролевой игры и содержит в себе элемент риска, но он, главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Ролевая игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения. Преимуществом здесь является среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.

Недостатки ролевых игр

1. Искусственность.

Суть успешной ролевой игры - создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий игры нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна, и цели обучения не будут достигнуты.

2. Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.

Если цели упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.

3. Элемент риска.

Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся «потерять лицо», участвуя в игре, или стесняются самого процесса, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение.

Группа не должна быть слишком большой, чтобы не создавать дискомфорт. Ролевую игру можно применять только тогда, когда члены группы справились со своей тревожностью, и чувствуют, что их самооценке ни что не угрожает.

Применение

Ролевая игра наиболее часто применяется в тренингах, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия, необходимых для успеха в таких сферах, как интервьюирование, предоставление обратной связи и оценки, переговоры, продажи и даже проведение тренингов.

Нет логической причины, согласно которой этот метод нельзя было бы применять и в остальных тренингах.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения. Состав и технология ролевой игры в обучении диалогу. Специфика обучения и учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся старших классов.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2010

    Новообразования дошкольного возраста (память, мышление, воображение) и их значение для игровой деятельности. Психологические особенности ролевой игры, ее содержание. Эволюция действий ребенка по Д.Б. Эльконину. Применение игровых терапевтических техник.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2013

    Вхождение нового сотрудника в организацию. Роль работника в ней. Ролевой конфликт как вид внутриорганизационного конфликта. Типы ролевых конфликтов. Ситуации и факторы, порождающие ролевые конфликты. Причины ролевых конфликтов и способы их устранения.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2008

    Ролевая игра как форма межличностного взаимодействия. Результаты исследования типов межличностного взаимодействия у участников ролевых игр и не участвующих в играх. Воздействие на коммуникативность человека применения успешных ролевых установок.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2016

    Природа ролевых игр и ее проявление в компьютерных играх. Основные виды компьютерных ролевых игр и их влияние. Эмпирическое формирование компьютерной зависимости у людей с разными типами акцентуаций характера. Понятие кибераддикции и ее проявление.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2012

    Психология игрока, играющего в ночные городские экстремальные игры (на примере игры Encounter). Эмпирическое исследование влияния ролевых ночных городских экстремальных игр на личностные характеристики игроков. Обзор полученных результатов исследования.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2015

    Ролевая теория личности как подход к ее изучению. Стадии освоения ролевых функций. Понятие социальных ролей и их разновидности. Ролевое ожидание и ролевое исполнение в формировании социальной роли. Ролевой конфликт как столкновение ролевых требований.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Анализ факторов, влияющих на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни. Исследование особенностей распределения семейных ролей. Изучение взаимосвязи ролевых ожиданий молодежи и установок от брака в паре. Смещение ролевых обязанностей.

    реферат , добавлен 22.10.2015

    Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Анализ сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Разработка схемы современных сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2015

    Сущность памяти как психического явления, ее содержание, психологическое и физиологическое обоснование, типы и формы, развитие в старшем дошкольном возрасте. Содержание сюжетно-ролевых игр в старших возрастных группах, оценка их влияния на память.

Игровая программа может рассматриваться как совокупность разнообразных видов игровой деятельности, объединенных сюжетным ходом, обеспечивающую активизацию и развитие личности. Непременным условием успеха является целостность программы: композиционное построение, взаимодействие структурных компонентов, динамика развития игровой задачи и способы достижения педагогического результата(что станет итогом, какие изменения произойдут с ребенком, какие переживания, стремления вызовет то или иное действие, о чем ребенок вспомнит после программы), единое музыкальное и художественное оформление.

Игровые программы отвечают общим принципам театрально- постановочного искусства. Выбор темы в них должен отвечать интересам и потребностям целевой аудитории. Имея ввиду, что ориентация ведется чаще всего на детей, необходим учет их возраста при выборе темы и дозировке нагрузок в ходе игры.

Композиционное построение сценария: завязка, развитие действия, кульминация. Сценарный ход. Игровой эпизод как первоначальная ячейка сценария.

Для игры особенно важны:

1. Занимательность и интрига, неожиданность поворотов, которые программируются при построении композиции

2. Возможность разной реакции участников, что требует готовности к экспромту в ходе проведения игры

3. Предоставление играющим возможности самостоятельного принятия решения в ходе общих правил игры.

Сегодня созданию игр, вовлекающих в свое действие большое число участников, уделяется особое внимание. Придуманы полномасштабные длительные игры со своими особенностями. Они названы их сценарными играми, потому что такие игры, как правило, имеют определенную сюжетную линию (сценарий) и все задания в игре (цели) соответствуют этой сценарной основе. Такие игры, как правило, проходят на достаточно большой территории, в них участвует одновременно большое количество игроков, разделенных на две или более стороны (команды) с четкой иерархической системой управления внутри команды, и длятся они сразу несколько часов подряд.

Такие игры популярны не только в детской аудитории, поэтому некоторые из них являются развлечением, основанным на коммерческой основе.

Для реализации сценарного хода необходимы четкие правила, а также наличие беспристрастного жюри (арбитра), который следит за выполнением участниками правил.

Основными идеями современных сценарных (тактических) игр являются реконструкции баталий минувших дней либо фантастические битвы будущего рожденные фантазией организаторов. Хорошие организаторы сценарной игры всегда стремятся к тому, что бы по возможности исключить опасные участки на территории, где будет проходить действие и ограничить размеры этой площадки. В ряде случаев необходимо особое внимание уделять безопасности игроков и учесть их импровизаторские возможности.

Композиционное построение игровых программ

(Фрагмент работы «Драматургическая основа игровой программы».

Режим доступа: http :// bibliofond . ru / detail . aspx ? id =30192)

Сценарий - подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической (например. «Эй, славяне!»): спортивно-цирковой («Сильные, смелые, ловкие»); литературной («В гостях у пушкинских героев»); музыкальной («До-ре-ми»): развлекательной («Эх. Семеновна!»).

Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны бытъ художественно исследованы в сценарии. Понятие «тема» в «Толковом словаре» В.Даля трактуется так: «тема-задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждается».

Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Например, тема - «Широкая Масленица». Идея - эмоциональная разрядка, ощущение русского духа и удальства. Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде.

Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п. Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа. Следующая проблема - поиск приема подачи игрового материала.

Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры это преодоление препятствий. Суть игрового конфликта противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Благодаря напряженному конфликту и интересному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором.

На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкальные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке.

В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр. непосредственно не связанных друг с другом. Однако организаторы отдыха предпочитают такое построение программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на единый сюжетный стержень.

Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов:

    Конфликт ведущего с одним игроком (или двумя), а все остальные являются зри гелями игрового соревнования.

    Конфликт ведущего с группой, например: Как вы знаете русский язык? Проверим: я называю предмет в единственном числе, а вы - - во множественном. Попробуем? И т. д.

    Конфликт равных по численности сторон. Например, «Проворные носильщики».

Кто быстрее перенесет мячики от настольного тенниса из одной корзинки в другую с помощью китайских палочек.

В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов. К ним относится не только противоборство 2-х команд. Иногда это «Ловушки» - споры («повтори 3 раза скороговорку»), либо игровые диалоги, шуточная ссора персонифицированных ведущих (клоунессы с клоуном).

Когда нет конфликта - это дивертисмент. У концерта нет конфликта. Он развивается за счет композиционного построения.

Композиционной основой сценария является сюжет. В понятии «сюжет» в разное время вкладывался различный смысл. Первоначально сюжетом называли основной предмет изображения. В.И. Даль в «Толковом словаре» определяет сюжет не только как «предмет и содержание», но и как «завязку сочинения». Позднее сюжетами стали называть произведения, изображающие логически связанные между собой события.

Сюжет должен обеспечить динамичность действия, развивающегося по законам драматургии: от экспозиции, завязки, через нарастание действия и кульминацию к развязке. Наиболее рациональное построение сюжета то. которое большую часть времени отдает под нарастание действия и кульминацию. С кульминацией должна быть предельно сближена короткая, ударная развязка. Это позволит не снимать вплоть до финала напряженного накала действия и наиболее эмоционально, эффективно воздействовать на зрителя.

В театрализованных представлениях и праздниках под сюжетом сценария следует понимать драматургическую расстановку «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу исследования.

Выбор места проведения игровой программы. Желательно чтобы зал, где проводится игровая программа, был празднично украшен (если же конечно она проводится не на открытом воздухе). Из возможных вариантов целесообразно использовать оформление воздушными шарами, либо цветами. Цветы значительно дороже, однако утонченней, но шары позволяют с большей фантазией организовать пространство и обычно становятся наиболее приемлемым решением. Гирлянды, цепочки, панно, сводчатые арки - знающий дизайнер предложит несколько десятков вариантов.

Немаловажен также момент освещения. Наличие хотя бы минимального сценического и, так называемого, дискотечного света крайне желательно. Вспомните эстрадный театр или ночной клуб и попробуйте представить, что там, вместо софитов, сканеров и стробоскопов, включили обыкновенный «домашний» свет. «Праздничность», «карнавальность» атмосферы теряется.

Приемы и методы работы над материалом к сценарию. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала.

Первый способ . Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. У П. Валери, французского литературоведа и эссеиста, есть выражение «Лев состоит из съеденной баранины». Что бы ни питало ум, воображение и фантазию сценариста (баранина), он создает нечто новое по отношению к изученному материалу, оставаясь в творчестве самим собой (львом).

Второй способ . Сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным (компиляция, от лат. compilatio, - собирать).

Но чаще всего в драматургической работе присутствует смешанный вариант. В этом случае в сценарии наряду с авторскими текстами возникает документ, рядом с оригинальной песней - известный кинофрагмент.

В различных формах театрализованных представлений пропорции обрабатываемого и нетронутого материала различны. Скажем, в сценарии театрализованного концерта оригинальный текст минимален, основную же часть занимают номера, подготовленные специалистами жанров, без предварительной ориентации, на общий замысел. В конкурсной программе наоборот. Главное - авторские игровые придумки и текст ведущего, а концертные номера, пронизывающие представление, занимают довольно скромное место.

В практике работы организаторов праздника имеет место и формальная компиляция. Соединение эпизодов сценариев, посвященных одной теме и принадлежащих перу разных авторов, в новом драматургическом варианте. Такого рода операция мало плодотворна и кроме смысловой и стилистической мешанины ни к чему не ведет.

Однако как бы не интерпретировался в будущем художественный и документальный материал, вначале возникает проблема его отбора. Следовательно, есть смысл рассмотреть главные требования к нему.

Первое . Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).

Второе . Стилистическая совместимость материала. Речь идет о том, что в рамках одного сценария соседствование литературных текстов разных авторов почти всегда порождает безвкусицу. Причин этому несколько. Разный художественный уровень используемых произведений, авторская индивидуальность.

И тем не менее, какие-то тексты живут рядом, несмотря на то, что их разделяют целые эпохи (по времени написания), а какие-то отторгают друг друга, невзирая на тематическую близость. Это же явление мы наблюдаем в других видах искусств и даже, как ни странно, в документалистике.

Третье . Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (головой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий кочуют одни и те же литературные фрагменты, одни и те же вокальные произведения, одни и те же художественные и документальные киноролики. Более того, после второго, третьего, четвертого выступления начинают «тускнеть» реальные герои. Все это приводит к стандартным драматургическим решениям, а значит и обесцениванию театрализованного представления.

Четвертое . Художественный материал должен быть высокого качества. Не стоит злоупотреблять стихами из календарей, рассказами из второсортных газет и журналов. Убогий материал рождает убогий сценарий.

Пятое . Документальный материал должен быть правдив. В первую очередь это касается сведений, которые добываются эксклюзивным путем. Здесь вступают в действие законы журналистики. По поводу каждого спорного факта следует выслушивать мнения нескольких сторон, знакомиться с разными точками зрения.

Сбор материала и дальнейшая работа с ним зависят от замысла и способа создания драматургической основы театрализованного представления. Если задуман сценарий на оригинальную тему и весь текст его будет авторским, а способ создания аналогичен способу создания театральной пьесы (развитие драматургического конфликта от события к событию, воплощенное в сценических образах), отношения между творцом и «сырьем» традиционны. В основе работы живые наблюдения, изученная литература, собранные документы, переплавленные в горниле авторской фантазии. Совсем иные заботы возникают у сценаристов, решивших идти путем заимствования. Тогда персонажи, отдельные элементы сюжета, лексика фольклорных и литературных произведений становятся основой замысла.

Этот способ, как ни странно, сегодня наиболее популярен. На праздничные площадки из русских сказок пришли: Иван-Царевич (или дурак), Емеля, Василиса Премудрая, Баба-яга, Кащей Бессмертный, Леший, Водяной; из европейских: Белоснежка. Золушка, Красная Шапочка. На школьной эстраде хозяйничают персонажи детской литературы: Незнайка, старик Хоттабыч, Мэри Поппинс, Карлсон, лиса Алиса, кот Матроскин и т.д. На клубной сцене живут и здравствуют: Чичиков, Остап Бендер, Василий Теркин.

Заимствованные персонажи давняя и прочная традиция народного театра и в этом нет ничего предосудительного. Все эти герои уже давно обрели статус маски с устойчивой социальной и нравственной аурой.

Метод иллюстрации и театрализации. Для того чтобы выстроить мероприятие драматургически, мало разбираться в законах драматургического построения досугового мероприятия, понимать специфику той или иной конкретной формы клубной работы, необходимо уметь использовать возможности приемов иллюстрирования или театрализации.

Каковы же потенциальные возможности двух существенных для драматургического решения приемов - иллюстрирования и театрализация? Подчеркнем, что это два принципиально различных приема, но довольно часто происходит подмена полного понятия другим.

Иллюстрирования и театрализация - это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).

Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия.

Теперь попробуем определить своеобразные границы между театрализацией и иллюстрированием. Задача приема иллюстрирования - усилить восприятие содержания мероприятия, путем привлечения различных выразительных средств (документальный материал, поэзию, прозу, музыку и т. д.).

Задача всех используемых в структуре массового мероприятия выразительных средств состоит в том, чтобы усилить его воздействие на зрителя, превратить, говоря современным языком, информацию о том или ином, явлении или событии - в «эстетическую информацию», то есть такую, которая вызывает особое чувство переживания, радости, наслаждения.

Этой же цели служит, но совершенно иными средствами, и другой прием - театрализация. Его педагогическую значимость высоко оценивала Н. К. Крупская, подчеркивая возможность использования его для «воздействия» на эмоциональную сторону мероприятия.

Подлинная суть театрализации в современной клубной практике -в создании единого «сквозного действия» на массовом мероприятии, которое не только бы объединяло и подчиняло себе все используемые компоненты (выступления поэтические, прозаические, музыкальные, кинофрагменты), но и создавало бы необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на этом мероприятии. Иначе говоря, именно театрализация превращает зрителя-слушателя, зрителя-наблюдателя в зрителя-участника, то есть «актера» (он выполняет несложные сценические задачи, обусловленные замыслом организатора).

Выбор организатором приема иллюстрирования или театрализации драматургического материала зависит от правильно найденной гармонической взаимосвязи между содержанием и формой проводимого мероприятия.

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Карымской СОШ

Иркутской области

Сорокина Ирина Алексеевна

Использование ролевых и деловых игр
Современные преобразования в обществе , открытость общества, информатизация и

динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапною воспроизведения.

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Однако среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые. Игровые технологии относятся к активным формам обучения.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной, монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры - это всегда

осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым и деловым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации. Причем, в большинстве случаев, ребенок в ходе данных игр выполняет роли взрослого человека. Зачем нужно проводить ролевые и деловые игры в начальной школе? Какие ролевые игры можно проводить в начальной школе?

Включаясь в такую деятельность, школьникам приходится:

  • выполнять различные социальные роли;
  • выражать разные гражданские позиции;
  • организовывать или влиять на поступки других участников;
  • устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;
  • решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.

В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.

Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений

Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:

  • готовность к сотрудничеству;
  • толерантность;
  • терпимость к чужому мнению;
  • умение вести диалог;
  • умение находить компромиссное решение.

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести .

Психическое развитие детей

Огромную роль имеет игровая деятельность для процесса психического развития детей. Немаловажное значение имеет и эмоциональная составляющая игрового процесса, ведь самый яркий след в нашей памяти оставляют именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию.

Таким образом, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Ее можно назвать творческой лабораторией самообразования, «школой жизни» для ребенка.

Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры

Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.

Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.

Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:

  • определен круг ролей, которые должны играть школьники;
  • указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
  • описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
  • существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.

Что такое ролевая игра?

Ролевые игры — это всегда игра «во что-то» или «в кого-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети должны «примерить» на себя. Возможны такие разновидности ролей:

  • конкретных взрослых или детей;
  • представителя определенного типа профессий;
  • семейные роли;
  • этнографические;
  • роли сказочных или литературных героев.

Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:

  • предметное воссоздание содержания деятельности;
  • выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.

Виды ролевых игр в начальной школе

Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:

  • созидательные;
  • связанные с профессией;
  • связанные с открытием;
  • маршрутные, т.е. путешествия;
  • связанные с искусством;
  • военизированные;
  • сказочные;
  • фантастические.

Включение детей в сюжетно-ролевую или деловую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.

Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе

Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.

Игра «Планета друзей»

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

  • Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
  • Составить правила совместного проживания на планете.
  • Описать, какие события происходят на планете.
  • Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.

«А вдруг?» Ольга Тихомирова

После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.

В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.

Школьникам нужно описать:

  • какую ситуацию они проиграли;
  • какую тему затронули;
  • как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.

Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.

Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.

Игра «Зоопарк»

Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:

  • фигурки различных животных;
  • материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);
  • природный материал для создания эффекта парка;
  • кассовые билеты.

Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.

Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.

Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.

Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.

Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.

Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.

На мероприятиях, посвященных изучению Правил дорожного движения можно проводить ролевые игры «Дорожное движение», «Я иду домой», «Мы на пешеходном переходе» и т.д.

Игра «Журналисты»

Сначала объявляется название и тематическая особенность журнала. Среди учащихся класса выбирается главный редактор. Он может быть назначен или определен путем голосования всех членов коллектива.

Также нужно рассказать детям о том, что в редакции журнала существуют несколько тематических отделов и объяснить особенности работы каждого из них. Школьники должны подумать, в каком отделе им будет интереснее работать. Распределение по отделам можно также провести в виде полноценной ролевой игры, когда детям нужно написать заявление на работу, пройти собеседование и получить приказ о назначении.

После выполнения всех организационных моментов необходимо приступать к имитации работы редакции. Детям предлагается тема выпуска и каждый отдел должен подготовить материал и подать его в печать. Обязательно должна быть выбрана редколлегия, которая будет проверять соответствие материала теме и требованиям по оформлению.

Результатом проведения такой игры должен стать выпуск печатной продукции. Предлагая детям такую игру, стоить подумать о ее практической значимости. Поэтому тема выпуска должна быть подобрана в соответствии с изучаемой темой на уроках или внеурочном занятии. Изготовленный журнал должен быть использован на итоговом коллективном мероприятии. Причем, недостаточно просто его показать, нужно просмотреть и проанализировать каждую страницу. В конце следует поблагодарить всех работников редакции и, возможно, «выплатить» им зарплату.

Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, в пиццерии, в парикмахерской, в магазине, поликлинике или на почте. С помощью данных игр школьники поймут особенности каждой профессии.

Примеры игр на уроках в начальных классах

Математика

Сюжетные игры на профессиональную тематику могут быть и не такие сложные, а воспроизводить только отдельные элементы трудовой деятельности. Например, на уроке математики можно предложить детям поиграть в игру «Рыбаки». Они получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди школьники вылавливают рыбок, на которых написаны примеры. После удачного улова нужно выполнить полученное задание.

Русский язык

Еще один пример использования деловой игры на уроке русского языка. Это игра «Почтальон». В класс заходит почтальон и сообщает, что у него есть письма для учеников класса. Дети получают письма (можно воспроизвести ситуацию получения заказного письма). Потом школьники вскрывают конверты и достают карточки с заданием для самостоятельной работы.

Приглашаем сказочного героя

Детям нравится принимать участие в играх со сказочным или фантастическим сюжетом. Самый простой способ использования подобных игр — приглашение в класс сказочного героя, который предлагает ребятам выполнить его задания. Например, Незнайка может попросить научить его придумывать стихотворения. Красная Шапочка может раздавать школьникам пирожки, на которых написаны задания (слова с пропущенными буквами, термины, значение которых нужно объяснить и т.д.).

Драматизация

Есть и более сложный вариант проведения таких игр. Например, игра «Снимаем сказку». Детям нужно познакомиться со сценарием, распределить роли, подготовить костюмы и декорации. Следует дать время на репетиции.

Цель такой игры не в простой инсценизации сюжета сказки, а в анализе ее морального аспекта. После постановки учитель должен предложить школьникам обсудить, как ребята чувствовали себя в роли своих героев. Акцент нужно сделать на тех поступках, от которых дети испытывали неловкость, считают их несправедливыми. Такая беседа заканчивается формулированием правильных норм и моделей поведения.

Сюжетно-ролевые и деловые игры обладают огромным потенциалом по формированию у младших школьников готовности к самостоятельной деятельности в реальной жизни. Их использование в начальной школе позволяет увлечь детей, способствовать их развитию, раскрытию талантов и индивидуальных качеств.

Шашки