Геометрические фигуры дьенеша. Логические блоки Дьенеша: учимся, играя

Светлана Бабурова

«Учимся - играя (логические игры с "Блоками Дьенеша ")

Без игры нет , и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх , - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игра – есть деятельность , в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей : «Социально - коммуникативное развитие» ; «Познавательное развитие» ; «Речевое развитие» ; «Художественно - эстетическое развитие» ; «Физическое развитие» . Игра является основным видом деятельности детей, а так - же формой организации детской деятельности в детском саду.

Уважаемые коллеги и родители я хочу познакомить Вас с логическими играми «Блоками Дьенеша » , которые использую в своей работе.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине) . Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) .

Логические «Блоки Дьенеша » представляют собой набор из 48 геометрических фигур :

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ;

б) четырех цветов (красный, синий, желтый) ;

в) двух размеров (большой, маленький) ;

г) двух видов толщины (толстый, тонкий) .

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками : формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры!

Спектр решаемых задач :

* Знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развитие пространственного представления.

* Развитие логического мышления , представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

* Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

* Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развитие познавательных процессы, мыслительные операции.

* Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

* Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

* Развитие речь.

* Успешное овладение основами математики.

Все игры и игровые упражнения я разделила на 4 группы с постепенным усложнением :

Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

Для развития действий классификации и обобщения;

Для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения , за исключением четвёртой группы (логические , не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст . Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.

Сначала предлагаются самые простые игры .

1. «Найди такие же» (не такие) .

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые такие, как эта, по цвету.


2. «Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме» .

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые такие, как эта, по цвету и форме.


"Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру.

"Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

3. "Цепочка"


Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету : красный, синий, желтый, (можно чередовать по форме, размеру и толщине) . Предложите ему продолжить ряд.

Дети выкладывают фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком : цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета) .

Выкладываем дорожку по заданным условиям

(по схеме) .

4. "Второй ряд"

Предложить выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера) ; такой же формы, но другого цвета (размера) ; другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

5. "Домино"

В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот , кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному : фигурами другого цвета (формы, размера) .

6. "Раздели фигуры"


Для игры понадобятся игрушки : кукла, матрешка, тигренок. Предложите детям разделить фигуры между куклой, матрешкой и тигренком так, чтобы у куклы оказались все синие фигуры у матрешки все желтые, а у тигренка все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы :

Какие фигуры оказались у куклы? (Все синие) .

А у матрешки? (Все желтые) .

А у тигренка? (Все красные) .

Попробуйте разделить фигуры по-другому :

а) чтобы у куклы оказались все круглые;

б) чтобы матрешке достались все большие;

в) чтобы тигренку достались все желтые и т. д.

7. Конструирование



8. Моделирование по схеме.


Использование «Блоков Дьенеша » в дальнейшем даст определенно положительный результат при усвоении программного материала в ДОУ, достаточно подготовит воспитанников к изучению математики, геометрии и информатики в школе. Преемственность детского сада и школы будет достаточно на хорошем уровне.

Если вы еще ничего не слышали об этой популярной системе, то приглашаем вас познакомиться с ней и узнать, что такое блок Дьенеша. На самом деле это еще одна система раннего развития ребенка, работающая наравне с методикой Монтессори и многими другими. Она имеет свои отличия, так как способствует погружению в мир логики, причинно-следственных связей, чисел и ребусов, тогда как многие другие делают упор на общем знакомстве с миром. Именно поэтому так интересен блок Дьенеша. Начинать занятия можно с самого раннего возраста. К уникальному набору стимульного материала можно подобрать столько разнообразных игр, которые будут отличаться по уровню сложности коренным образом, что он будет полезен как для годовалого малыша, так и для младшего школьника.

История создания развивающей игрушки

Разработал и воплотил в жизнь ее уникальный человек, математик и психолог, Золтан Дьенеш. Он впервые смог создать совершенно простую и недорогую игру (блок Дьенеша), которая умещается в небольшой коробочке, но никогда не надоедает, поскольку вариантов игр с ней огромное множество. Чтобы родители не переживали, смогут ли они каждый день придумывать разные задания, им предложено несколько красочных альбомов, каждая страница которых предлагает отдельно, яркое и красочное занятие. Задачей создания этой игры было сделать математику более близкой и понятной, преподать азы сложной науки посредством увлекательных игр. Так и родился блок Дьенеша.

Как происходит изучение математики?

Золтан Дьенеш изучал особенности познавательных процессов детей и отмечал интересную деталь. Основы математики постигают практически все, но как только дело доходит до более сложных операций, где требуется логическое мышление, большинство школьников перестают понимать суть. Они пытаются действовать по шаблону, но решение каждый раз разное. Тогда ученый сделал вывод, что такова первая стадия изучения математики: хаотичный поиск решения и неизбежные ошибки. Это стадия свободной игры, но каждая из таких игр должна содержать правила. Их изучение - это важная задача.

Только после этого дети приходят к выводу, что определенные действия приводят к одинаковым результатам. И уже потом приходит осознание того, что выводы, сделанные в процессе, могут быть теоремами. На такую базу легко ложится программа средней школы и не только.

Что представляет собой игра?

Открывая коробку, вы можете быть несколько разочарованы. Логические блоки Дьенеша представляют набор деревянных фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма, здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Кроме того, они отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Блоки Дьенеша для самых маленьких уже представляют большой интерес, их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга.

С детками постарше уже сложнее. Если доставать фигурку и говорить о том, что перед ребенком большой красный квадрат, через 5 минут он займется другими делами. Именно поэтому разработчики создали целый атлас, руководство по использованию, который содержит огромное количество красочных заданий и игр. Малышу не будет скучно, ведь задания каждый день будут разными, от простого к сложному.

Для кого предназначена игра?

Возрастной диапазон - от 2 до 8 лет. Каждое задание имеет несколько уровней сложности, проходя которые, малыш будет расти и развиваться. Это не та игрушка, которая будет пылиться в шкафу. Логические блоки Дьенеша - это отличная система для развития не только логического мышления, но и познавательных процессов. Это память, внимание, восприятие и воображение. Мозг ребенка еще до школы освоит такие операции, как сравнение, анализ, классификация и обобщение. Малыши в игровой форме быстро усвоят цвета.

Не забывайте перед занятиями давать ребенку возможность поиграть с фигурами, построить из них дом, башенку, чтобы плавно перейти к обучению. А при выборе игр учитывайте возраст и интеллектуальные возможности малыша.

Блоки Дьенеша своими руками

Если у вас нет возможности приобрести готовые пособия, то не расстраивайтесь. Большинство игр можно организовать и с плоскими фигурами. Дело в том, что сами деревянные фигурки - это лишь часть игры. Набор «Давайте поиграем» содержит плоский вариант блоков, с которыми можно с успехом заниматься. А еще его можно скачать, распечатать, вырезать и обклеить скотчем. Так, весь набор обойдется вам максимум в 200 рублей. Блоки Дьенеша своими руками делать совсем недолго и несложно.

То же самое относится и к альбомам, которые содержат все задания. К набору приложена инструкция, в которой есть несколько базовых игр, но надолго этого не хватит. В этом случает тоже можно поискать решение в специальных магазинах или на сайтах, посвященных дошкольному развитию (блоки Дьенеша). Альбом, как и остальные пособия, можно распечатать на цветном принтере.

Играем с самыми маленькими

Можно начинать занятия уже с года, но показывая материал только для ознакомления. Ближе к двум годам уже можно будет приступать к освоению первого альбома. Это блоки Дьенеша для самых маленьких. Суть этой работы - познакомить ребенка с основными свойствами предметов и понятиями, которые их обозначают. Совсем скоро ваш малыш будет свободно ориентироваться в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина. Кроме того, он учится вычленять обобщающие признаки, объединять предметы в группы и др.

Основные игры

Если вы делали блоки Дьенеша своими руками, то будут недоступны понятия «толстый-тонкий», так как фигуры выполнены на плоскости, если только папа не согласится выпилить малышу фигуры из дерева. В остальном они абсолютно идентичны оригинальному набору. Самая первая игра - это "Найди предметы". Все, которые желтого цвета, квадратной формы, большие и так далее. Когда вы научитесь с этим справляться, усложните задание, действуя от противного. Например, попросите найти все не красные фигуры. Не забывайте хвалить и подбадривать.

Исключение лишнего - это еще одна увлекательная игра. Выложите цепочку из красных фигур, добавив в нее одну синюю, и попросите убрать лишнюю. Это занятие можно модифицировать до бесконечности, создавая «паравозик» в определенной последовательности. Например, синий кружок, красный кружок, снова синий и красный, затем синий, а продолжит сам ребенок. Комбинацию можно постепенно усложнять. Можно собирать пары - большой и маленький треугольник, синий квадрат и круг и так далее. Заканчивать занятие всегда весело составлением рисунка из фигур. Это может быть человек, цветок или машина. Блоки Дьенеша для самых маленьких - это потрясающий способ весело проводить время и познавать мир.

Дополнительные карточки

Когда ваш ребенок освоит все варианты этих игр, пора переходить к новому этапу. Для этого огромное количество возможностей приготовили блоки Дьенеша. Задания будут усложняться раз за разом, не давая скучать. Теперь нужно купить или распечатать новый альбом, который содержит набор карточек. На них в символической форме зашифрованы признаки фигуры.

  • Цвет обозначается пятном в виде облачка.
  • Размер - это силуэт домика, он может быть большой или маленький.
  • Форма - черный контур фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Толщина - забавный человечек, толстый или худой (тонкий).

Такие ребусы очень любят дети. Но здесь есть подвох. Помните про нахождение фигурок от противного? Это сохраняется и в шифрах. То есть карточка может содержать два пятна, красного и желтого цвета, каждый из которых перечеркнут линией. Значит, искомый объект не красный и не желтый, а синий. Если, кроме этого, на карточке есть контур квадрата, то решение найдено. Нам нужен синий квадрат.

Логические кубики

Это отдельный материал, который продается вместе с набором, но можно сделать его и самостоятельно, скачав схему, вырезав и собрав кубик по пунктирным линиям. Это обычный кубик, на гранях которого располагаются признаки предметов, подобно тому, как это вы видите на карточках, описанных выше. Всего 5 кубиков, каждый из которых посвящен таким признакам, как размер, форма, толщина, цвет, и символам отрицания свойств. Также есть цифровой кубик.

Это игровой элемент, он вносит в занятие долю случайного выбора, когда вы подбрасываете кубик, а он за вас выбирает признаки предмета, с которым дальше придется взаимодействовать. Это очень любят дети.

Игры - приключения

Серьезные занятия могут не прийтись по сердцу вашему малышу. Тогда не настаивайте, а просто расскажите сказку. Например, о том, что каждый из вас - королевский садовник, и король дал задание высадить на клумбу цветы. Теперь, подбрасывая кубик, вы определите, что за цветы будут расти у каждого из участников игры. Возможно, король даже одарит своих садовников.

Подобным образом можно подбирать угощенье для медвежат и бельчат, определяя, какие признаки должно иметь печенье для одних и для других. Инструкция приводит еще целый ряд игр, которые обязательно подойдут вашим детям. Деткам постарше понравится собирать различные схемы. Блоки Дьенеша - это игра, которая никогда не надоедает.

Игры с карточками

Эти пособия открывают совершенно новый мир, ребенок чувствует себя настоящим разведчиком, отправляющимся в приключение. Но постепенно пыл охладевает, тогда мы можем предложить поиграть в новые игры. Например, спрячьте под одной из фигур наклейку с изображением любимого животного и скажите ребенку, что кошка (или собачка) находится в беде и спасти сможет ее только он сам. Теперь предъявите карточку, которая является картой. Например, наклейка под большим красным квадратом. Тогда вам понадобится карточка с красным пятном, большим домиком и контуром квадрата. А чтобы его запутать, усложните задание, найдя карточку с описанием некоего не синего, не маленького предмета.

Работа с детьми 5-8 лет

Для этого служат три красочных альбома: «Спасатели приходят на помощь», «В поисках затонувшего клада», «Праздник в стране блоков». Работа с блоками Дьенеша на этом этапе развивает логическое мышление, учит выявлять определенное свойство предмета. Вы можете обучать ребенка счету, выкладывая в два ряда разное количество блоков, и просить определить, какой из них больше, и, например, уравнять их. Новыми заданиями становятся различные таблицы, классическая сетка для «крестиков-ноликов», в которой часть ячеек заполнена изображениями фигур, а в остальных стоят знаки вопроса. Нужно уловить логику. Еще одно задание - построение дорожки по схеме, в которой заданы свойства предметов. Ребенок должен не только разгадать, но и выложить в правильной последовательности.

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера - это еще одна методика, которая помогает познакомиться с миром чисел. Она представляет собой набор палочек, каждая из которых цветом и длиной выражает определенное число. Сегодня есть прекрасные пособия, объединяющие эти две методики. Если альбом «Посудная лавка» предназначен для работы с палочками, то «Страна палочек и блоков» - это еще более глубокое погружение в мир логики, математики и веселых игр. Это дает возможность осваивать первые арифметические задачи, оперировать понятиями «больше и меньше», «плюс», «минус», «равно». Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - это большой мир математики для маленького ребенка.

Сегодня в России широко используются блоки Дьенеша в ДОУ. Это позволяет выпускать детей более подготовленными и способными не только пройти заурядную школьную программу, но и сохранить пытливый исследовательский интерес и жажду знаний. Судя по отзывам, эта методика нравится и детям, и взрослым обилием вариаций и отсутствием жестких рамок. Это гораздо лучше, чем купить малышу десятую куклу или машинку. Единственный «недостаток», по сравнению с обычными игрушками - родителям придется принимать участие в игре.

Во многих странах большой популярностью пользуется методика математической логической игры З. Дьенеша или, как её ещё называют, блоки Деньеша, для раннего развития способностей к гибкому, свободному мышлению у дошкольников и младших школьников. В последнее время (с 90-х годов налажено российское производство дидактического материала) эта система игровых упражнений, а также авторский комплекс наглядных пособий успешно практикуется отечественными педагогами в целях реализации задач познавательного и интеллектуального развития детей. Накоплен положительный опыт практического внедрения педагогической системы в коррекционных и разновозрастных группах.

Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей

Золтан Дьенеш - знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить важнейшие интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.

Личный педагогический опыт и познания в области возрастной детской психологии помогли З. Дьенешу изобрести и внедрить концепцию шести шагов изучения математики для самых маленьких. Кроме того, теория получила оригинальное методическое оснащение комплексом дидактических материалов в форме дополнительных игровых пособий и наглядных логических блоков, которые стали эффективным инструментарием для развития творческого и мыслительного потенциала детей. Методика применяется как в официальной педагогике, так и в системе самообразования.

Идея шести шагов освоения математических знаний и умений прошла успешную практическую апробацию и доказала свою результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:

  1. Свободная творческая игра. Содержание этой фазы состоит в постановке ребёнку какой-то конкретной задачи педагогом. В поиске решения малыш перебирает спонтанные варианты, экспериментальным путём находит правильный ответ. Это этап знакомства ребёнка с заданием, которое необходимо разрешить. Так начинается обучение ребёнка математическим премудростям.
  2. Правила игры. Преодолев этап проб и ошибок, малыш приступает ко второй фазе - изучение правил игры. Для воспитателя или родителя важно правильно и понятно донести до сознания ребёнка важнейшую информацию о правилах достижения необходимого результата.
  3. Фаза сопоставления. Делая третий шаг, ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения. Автор метода предлагает взрослым апробировать в игре с детьми идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала играем в блоки, затем вырезаем фигурки зверьков или выкладываем геометрические формы. Мы должны увидеть, что ребёнок самостоятельно разгадывает алгоритм правильного достижения цели, независимо от игрового материала. Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия малыша осмыслены, а не являются результатом механического запоминания и автоматического воспроизведения. Этот этап необходим для развития способностей абстрактного мышления.
  4. Знакомство с абстрактным символом числа. На четвёртом этапе востребованы будут различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел.
  5. Символический этап. Пятый шаг подводит ребёнка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий.
  6. Этап самостоятельных выводов. Итоговый этап будет самым продолжительным. Малыш с помощью взрослого изучает смысл терминов аксиома и теорема, самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт.

Возможности пособия не ограничиваются занятиями по формированию элементарных математических знаний, можно играть в игры Дьениша при изучении английского языка. Дошкольники выкладывают изображения, выбирая нужные фигуры и комментируя свои действия («big blue triangle», «little yellow square»)

Дьениш разработал свою методику для детей возрастного диапазона от двух до восьми лет, беря во внимание интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические уроки воспринимаются с энтузиазмом и увлечённостью. Взрослым необходимо проявить терпение в изучении теоретической части метода, а также разобраться с набором дидактических пособий. Развитая способность малыша быстро и свободно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.

Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп

Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша :

  • Знакомство с основными геометрическими фигурами, а также понятием эталона формы, формирование умения определять цвет и размер объекта, развитие представления о множестве;
  • Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;
  • Активизация памяти, развитие способности концентрировать и удерживать внимание, а также психических процессов воображения и речи;
  • Формирование пространственного мышления, навыков моделирования и конструирования;
  • Актуализация творческого потенциала;
  • Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.
  • Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:

Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину).

  • Первая младшая группа (2–3 года) – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитатель постепенно включает блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам, таким образом, расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение детей. Для большей комфортности и эффективности проведения занятий рекомендуется распределять детей в небольшие подгруппы.

Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе

Навыки сопоставления по признакам.

  • Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки. Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.
  • Средняя группа (4–5 лет) – в течение года дети овладевают навыком определения и сравнения трёх характеристик. Постепенно в речевой лексикон вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации когда каждому ребёнку выдают три карточки-символа и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения здания или строительства дороги, детской площадки и т. д.

Совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации .

  • Старшая и подготовительная группа (5–7 лет) – продолжается практика использования карточек на три свойства, к концу учебного года вводится четвёртое свойство. Задача педагога - приучить детей строго соблюдать правила игры, закрепить в сознании ребёнка понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться необходимого результата. Диапазон игровых упражнений становится более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.

Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования

В проведении итоговой диагностики успешности педагогической деятельности по методике З. Дьенеша следует ориентироваться на такой прогнозируемый результат:

  1. У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности.
  2. Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей.
  3. Дети проявляют больше самостоятельности и активности.
  4. Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.

Дидактический материал З. Дьенеша

  • Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
  • Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.

Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Основная цель - научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам Плоский вариант блоков Дьенеша. Комплекты могут быть широко использованы при: ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами Кубики, стороны которых содержат кодированные свойства (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак) Кубики, стороны которых содержат свойства, отрицание свойств, а также цифры от трёх до восьми Карточки содержат кодированную информацию о свойствах объекта Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок Схемы для приготовления пирожных Выбранный блок ребёнок размещает на схеме изображения предметов под цифрой, которую определил в результате решения примера на карточке Игра «найди домик для заблудившейся фигурки», в некоторых домиках может жить одна фигурка, в некоторых - несколько Каждый шарик подбирается путём решения карточки-символа Правильное раскодирование информации позволит подобрать нужные блоки и фигуры Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу 1 вариант - предложить заселить по одному жителю, 2 - по два жителя в каждую квартирку. Такую схема легко можно начертить самостоятельно Вот так можно нарисовать карточку-символ от руки В домашних условиях альбом можно заменить обычной разукрашкой Схема для изготовления логических фигур Параметры сторон логических фигур

Математические блоки

Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:

  • Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
  • Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
  • Два параметра толщины: толстый, тонкий;
  • Два параметра размера: большой, маленький.

Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков.

Видео: логические блоки Дьеньеша

Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.

Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.

Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.

  • Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
  • Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
  • Сформирует навыки счёта в уме.

Альбомы, алгоритмические схемы

Цель - научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.

В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.

Материалы З. Дьениша своими руками

Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.

Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» - в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталей

Картотека игр

В начале занятия необходимо объяснить ребёнку, что собой представляет дидактический материал и как его можно использовать и игре. Высыпаем перед малышом содержимое набора и позволяем потрогать, посмотреть, поиграть. Объекты из дидактического набора З. Дьенеша малыш в игровой деятельности использует по-разному: раскладывает, заменяет один блок другим, переставляет, прячет, находит, распределяет между игрушечными персонажами и т. д.

Определение свойства объекта - игры для самых маленьких

  • Коробочка для игровых элементов может стать импровизированным «домом» с «окошками», соответствующими форме блоков. Малыш с интересом и азартом будет собирать блоки через специальные лунки.
  • Элементы из набора складываем в непрозрачный пакетик или тканевой мешок и просим ребёнка на ощупь определить и назвать объект заданной формы, аргументировать свой выбор, озвучивая признак, затем достать необходимый блок и убедиться в правильности результата.
  • Выкладываем все игровые элементы перед малышом и просим произвести системный отбор по свойствам, сортируя отдельно блоки в форме круга, квадрата и т. д., затем, при соблюдении условия обязательной готовности и желания ребёнка, можно усложнить задание, добавив ещё один признак, например, цвет.
  • Игра в последовательную цепочку, чередование блоков по определённому логическому признаку (цвет, форма или толщина). Задание может вариативно меняться, например, сначала просим продолжить логическую последовательность в соответствии с закономерностью, заложенной в упражнении, или убрать лишний предмет. Планку сложности этого задания также можно постепенно поднимать, добавляя новые условия игры.

Видео: игра с логическими блоками Дьенеша

Выявление свойств и проведение операции сравнения

  • Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок».

Цель упражнения: сформировать умение грамотно и точно формулировать вопрос, развивать навыки определения свойств объектов, а также сопоставления по различным параметрам.

Сценарий игры: Участвуют две команды игроков. Педагог в произвольном порядке раскладывает разноцветные блоки различной формы и размера и обращается к детям с просьбой задать вопросы, которые будут начинаться с фразы «Сколько…?». Каждый верно заданный вопрос получает один балл, побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

Возможные варианты вопросов: «Сколько маленьких блоков?», «Сколько красных фигурок во втором ряду?», «Сколько синих тонких фигур?» и т. д.

Простейшее логическое задание на законометности одного свойства Игра на изучение одного свойства Такие фигурки малыш с интересом сложит самостоятельно Также можно использовать карточки с геометрическими узорами Детям назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты - геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету Задача обруча очертить игровые зоны для выполнения задания по сортировке блоков

Блоки могут использоваться для образного замещения любого предмета в игровом сказочном или литературном сюжете, например, большой жёлтый круглый блок станет аппетитной баночкой мёда для Винни Пуха, а жёлтый треугольник фантазия ребёнка легко превратит в золотую рыбку.

Можно предложить ребёнку раздать подарки своим игрушкам, например, мишке понравится круглые подарки, а кукле - треугольные, таким образом, из всего набора нужно отобрать только нужные элементы. Игра станет интереснее, если в ней появятся новые друзья, например, у мишки - его маленький братик, для которого, соответственно понадобятся подарки меньшего размера, а у куклы - младшая сестра.

  • Игра «Маленькие садоводы любители»

Работа с символами

  • Игра «Украсим ёлку шарами».

Всего должно быть пять горизонтальных рядов по три шара в каждом. Цифра на картинке обозначает порядок расположения шара, считать начинаем с макушки ёлки. Пример заполнения второго ряда. Первый шар большой красный круг, второй маленький красный треугольник, третий большой красный прямоугольник. Аналогично размещаем остальные шары.

Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами

  • Игра «Подбери пару»

Цель: Совершенствование способности к зрительному запоминанию и удерживанию информации в памяти, развитие умения распознавать и оперировать символическими карточками.

В игре задействованы двадцать две картинки с символами без отрицания. Все карточки хаотично перемешиваются и затем выкладываются тыльной стороной по шесть карточек в каждом горизонтальном ряду. Таким образом, в самом нижнем ряду остаётся четыре.

Игрок переворачивает две самостоятельно выбранные карточки, если они одинаковые, то оставляет себе, после чего повторяет свой ход. Если символы карточек отличаются, то переворачивает тыльной стороной вверх и кладёт на место, стараясь запомнить изображение. Все дети внимательно наблюдают за манипуляциями с карточками, т. к. задача каждого игрока набрать максимальное количество парных карточек, а для этого необходимо запомнить расположение открытых ранее карточек. Каждый ребёнок, вступающий в игру, повторяет аналогичные действия, выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.

Видео: развивающие игры для детей с блоками Дьениша с использованием карты-схемы.

Игры на систематизацию и логические действия

Для проведения игры понадобятся цветные ленты или обручи, которые очерчивают область выполнения задания так, что на полу образуются два не пересекающихся круга разного цвета. Поясняем понятия «внутри», «снаружи». Задача ребёнка поместить в каждый круг блоки соответствующего цвета. Следующее задание будет относиться к классификации по форме, например, в круг помещаем только круглые блоки, а снаружи - треугольные. Усложнить упражнение можно создав зону пересечения обручей, таким образом, образуется три области: левая, правая и общая, в которой круги пересекаются. Просим ребёнка отсортировать блоки, например, красные должны оказаться в правой зоне, все круглые - в левой, а синие треугольные - в общей. Дополнительно можно попросить разместить все не красные блоки - вне кругов.

Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания

  • Игра «Малыш-архитектор».

Цель - развить навыки конструирования, декодирования, чтения схем и алгоритмических карт. Дополнительно понадобятся изображения перечёркнутых объектов («не свойства»), чертежи, схемы или готовые альбомы с картинками, которые состоят из комбинаций логических форм.

Рисуем схему-чертёж (или берём готовую) для построения здания, просим ребёнка подобрать строительный материал, согласно инструкции и пошагово выполнить задание. Например, для строительства первого этажа нам понадобится три не красных прямоугольных элемента, второй этаж будет состоять из двух не жёлтых и не круглых блоков и т. д.

Видео: развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша (с использованием альбома)

  • Игра «Цифровая мозаика»

Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок. Затем, например, такая карточка означает, что он должен взять красный толстый круг и положить на фигуру трактора, закрыв блоком контур под номером шесть.

Достоинства и недостатки авторского метода Дьенеша, отзывы педагогов и родителей

Достоинства:

  • Система исключает традиционный учебный подход к изучению математики с зубрёжкой правил из учебников и записями в тетрадях.
  • Занятия проходят в увлекательной игровой форме в непринуждённой творческой атмосфере.
  • Ребёнок приобретает понимание сложнейших математических навыков анализа, синтеза, кодирования, алгоритмизации не осознавая сложность этих мыслительных операций.

Недостатки, по мнению родителей, поскольку педагоги и методисты дошкольного образования недостатков метода З. Дьенеша не обнаружили:

  • Методика целенаправленно ориентирована на развитие и совершенствование математических способностей, не учитывая других способов мышления.
  • Ограниченность цветового диапазона и разнообразия в блоках З. Дьениша.
  • Детям старшей возрастной категории для разрешения более сложных упражнений мало одного набора.
  • Родителям часто трудно найти готовые альбомы и карточки символов в продаже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логические блоки Дьенеша –

универсальный дидактический материал.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие игры. Наиболее эффективным пособием являются Логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Золтан Дьенеш - венгерский теоретик и практик так называемой "новой математики" ("new mathematics"). Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя.

Золтан Дьенеш создал теорию шести стадий изучения математики.

На первой стадии большинство людей, встречаясь с незнакомой задачей, прибегают к методу проб и ошибок. Они просто пытаются делать что-нибудь. То есть какому-то систематическому перебору вариантов, обязательно предшествуют хаотические попытки решить задачу. Это стадия свободной игры , по мнению Дьенеша, - необходимое начало обучения. Так будущий ученик знакомится с ситуацией, которую ему предстоит разрешить.

После свободных экспериментов в попытках появляется какая-то повторяемость, " правила игры ". Это символизирует переход на вторую стадию . Как только становится понятно, что интересные занятия можно превратить в игру с помощью правил, человек делает большой шаг к созданию игры. У каждой игры есть правила, которые нужно изучить, прежде чем пройти от начала до конца. Изучение правил - важнейший обучающий трюк. Дети хотят поиграть, но без правил сделать это невозможно. В правилах - то и закодировала "математическая", самая сложная часть обучения. Та информация, которую учитель хочет донести до учеников непременно.

Третья стадия - стадия сравнения . Как только мы с детьми сыграли в пару математических игр, наступает момент обсуждения, сравнения игр друг с другом. Обязательно надо учить детей играть в игры со сходной структурой правил, но разным материалом, обыгрывая одну и ту же задачу то на кубиках, то на пуговицах, то в вырезании снежинок, или игре в "классики". "Сердцевина" таких игр будет в таком случае очевидна, играющие со временем поймут, что то, чем и как играем в конечном итоге не так важно. Гораздо важнее, что у занималок похожая структура. Понимание это - непременный шаг на пути к понимаю абстракций.

На четвертой - репрезентативной стадии ученик понимает абстрактное содержание чисел в разных играх, тут как нельзя кстати приходятся разного рода диаграммы и таблицы , помогающие понять то общее, что есть в играх. Можно нарисовать карту каждой игры.

Пятую стадию Золтан Дьенеш называет символической . На ней ребенок приходит к открытию, что две или несколько серии шагов приводят к одному результату. Чтобы описать карту игры, нужен специальный язык, как правило, это символы. Пытаясь экспериментировать с этим языком, можно создавать новые символические системы.

И, наконец , шестая стадия формализации длится дольше всех. На этом этапе можно предложить несколько вариантов описания карты, определить определенные правила, которые позволят сделать подобные выводы. В этом случае, мы делаем первые шаги к пониманию того, что первые описания могут быть АКСИОМАМИ, а другие - выводы к которым мы пришли, - ТЕОРЕМАМИ, и как, собственно, переходить от аксиом к теоремам .

Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий. Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные. Логические блоки представляют собой эталоны форм и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами. Маленьких детей больше привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др .) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования. А так же логические операции: "не", "и", "или" . В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме . С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала учатся выявлять и абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями сравнивать, классифицировать, анализировать и т.д. по двум свойствам, позже по трем, четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении легко менять степень сложности с учетом возможностей

детей. Например: несколько детей строят дорожки от избушки Бабы Яги, чтобы помочь Машеньке убежать домой. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету

(два свойства) и т.д.

В играх можно пользоваться плоскими логическими фигурами, но их развивающие возможности несколько уже. Они позволяют оперировать сразу не более чем тремя свойствами.

Очень важны карточки с отрицанием свойств: не синий, не желтый, не круглый и т.д. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые рассказывают о цвете, форме, толщине или величине предметов, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию. Выкладывая карточки, которые рассказывают о свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

А корточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал: игрушки, обручи, веревочки и пр.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть.

Можно выделить четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства

Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам.

Для развития действий классификации и обобщения,

Для развития способностей к логическим действиям и операциям.

Все игры, за исключением четвертой группы, не адресуются какому-либо конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии. Поэтому, прежде, чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.

Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одну - две игры. Если он не справился с заданием, предложите более простые и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение будет той ступенькой, от которой следует начинать движение вперед.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени, предложите ему игры следующей группы сложности. Но делать это можно только в том случае. если ребенок "вырос" из предыдущих, т.е. когда они для ребенка не составляют для труда. Если передержать ребенка на определенной ступени или преждевременно дать более сложные задания, интерес к занятиям исчезнет.

Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Мыслительные умения, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того, что бы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра содержит несколько игровых и практических задач. Например: проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку, помочь Буратино найти только красные фигуры (конфетки, печенюшки…), положи для бабушки Красной Шапочки в корзинку только большие пирожки и т.д.

Надо всегда помнить, что интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если помнить, что взрослый должен быть равноправным участником игр. Ни в коем случае не спешите указывать детям на их ошибки. Дайте ребенку время подумать и найти правильное решение.

Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно познакомится с блоками: рассмотрит их, обследует, использует по своему усмотрению в разных видах деятельности. Заострять внимание ребенка на термине «блок» не имеет смысла, проще пользоваться словом «фигура».

Затем начинаются игры на преобразование, группируют и классифицируют блоки. В играх на группирование дети разбивают множества по какому-либо одному признаку (по размеру или толщине и т.д.) на группы.

Постепенно усложняя задачи, надо дойти до игр на группирование по наличию/отсутствию трех-четырех свойств.

Примерные логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

1. Давайте познакомимся!

В гости к детям пришли блоки и называют свои «имена» (свойства). (Не подходит для знакомства с младшими дошкольниками, т.к. вызовет затруднения)

2.Что изменилось?

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

3. Волшебный мешочек.

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

4. Что лишнее?

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

5. Найди такие же (не такие).

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

6.Игра с кругом. Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

7.Покажи «не». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

8. Строим дорожки и цепочки.

Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Выкладываем дорожку по заданным условиям

(по схеме).

9. Найди пару. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

10. Найди клад.

Выкладываем перед ребенком несколько блоков и незаметно под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, маленькую картинку). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под желтым блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под синим блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку или мешочек одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

11.Посели жильцов в домики

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

12.Домино.

В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

13.Составь картинку.

Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

14.Уберем кубики.

Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

15. Группы.

Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

16. Угости игрушку . Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п. «Например: медвежонок любит синие печенюшки (кусочки колбаски…), а зайчик красные. Положи медвежонку печенье в красную тарелочку, а зайке в желтую.

17.Домики. Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.

Варианты: Поселите жильцов(например: инопланетян, которые прилетели на ракете) в домики, которые построили: Пятачок, Лиса и Заяц и т.д.

18.«Найди домик для игрушки». У дорожек, ведущих к домикам, лежат кодовые карточки с обозначением свойств (н-р: большой - маленький). Можно использовать готовые схемы разного уровня сложности. Дети расселяют блоки в соответствии с заданными свойствами.

Варианты игры: группирование по цвету, по толщине, форме.

Далее можно вводить игры на группирование по одному признаку с отрицанием. Лучше начинать с альтернативных свойств: большой-маленький (большой – не большой), толстый-тонкий (толстый – не толстый).

По аналогии можно организовать игру «Поставь машины в гаражи», «Отвези грузы на стройку» и т.д., добавив заданные условия для определенных машин, грузов.

19.Угадай-ка. Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

20.Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям . Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру. (Кубики есть в наборе «Давайте поиграем»)

Сейчас издается достаточное количество иллюстрированных пособий на разный возраст для игр с блоками Дьенеша, которые помогут воспитателям и родителям организовать и разнообразить игровой процесс.

Родителям следует помнить, что если у Вашего ребенка что-то не получается или он не понял задания, ни в коем случае нельзя ругать ребенка, сердиться на него. Тогда занятия принесут больше вреда, чем пользы!

Не относитесь к игре с ребенком, как к тяжелой обязанности! Пусть лучше игра будет короче, но принесет радость открытий вам и вашему ребенку. Игра должна быть желанной «конфетой» для малыша. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте разных детей. Сравнивать можно только успехи своего ребенка. Будьте доброжелательны и терпеливы. И тогда ребенок сам попросит: «Давайте поиграем!»


Совсем недавно наша семья познакомилась с замечательным учебно-игровым пособием — логическими блоками Дьенеша . Игра превзошла все наши самые смелые ожидания. Для меня и моей четырехлетней дочери Ани игра стала настоящим путеводителем в мир логики и математики.

Обычно вечером я часто говорю Ане:

— Давай поиграем в волшебника. Я загадываю фигуру, показываю чудо-карточки с ее свойствами, а ты отгадываешь.

— Давай. Только потом загадывать буду я. — отвечает Аня .

Так почему же логические блоки Дьенеша стали одной из самых любимых наших игр? Давайте разбираться.

Игра представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  1. Формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
  2. Цветом — красные, желтые, синие.
  3. Размером — большие и маленькие.
  4. Толщиной — толстые и тонкие.

Основная цель игры — научить дошкольника решать логические задачки на разбиение по свойствам.

Вместе с игрой мы приобрели замечательный комплект пособий для игр с блоками Дьенеша. Пособия рассчитаны на возраст от 2 до 8 лет. Они оказывают неоценимую помощь при игре с ребенком, делают игру интересной, сюжетной и яркой.

Итак, начинаем игру.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.


Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Где купить игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»

А теперь самое интересное. Стоимость игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» совсем не высока — примерно от 300 до 600 рублей (в зависимости от магазина).

Вот несколько ссылок на интернет-магазины, где можно купить это игровое пособие:

Игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» — замечательная игра. Если у вас в семье есть ребенок, которому от 2 до 8 лет, то смело приобретайте ее. Карточки (знаки-символы) можно сделать самим. В инструкции к игре вы найдете много полезных и увлекательных игр.

Огромное спасибо компании ООО «Корвет» (г. Санкт-Петербург, официальный сайт www.corvet-igra.ru) за замечательное игровое пособие!

Ольга Рыболовлева

Буркозел