Сюжетно-ролевые игры в старшей группе доу. Проект развития сюжетно-ролевой игры для дошкольников

«

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин»

Старшая группа

Разработала и провела

воспитатель: Каримова Г.Р.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

Цель: Расширить знания детей о работе продавца в магазине.

Задачи: 1. Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца.

2. Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.

Предшествующая работа:

1. Экскурсия в ближайший магазин с целью наблюдения за работой продавца.

2. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»

3. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

4. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

5. Дидактические игры: «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».

6. Рисование «Магазин продуктов»

7. Лепка «Овощи-фрукты для магазина»

8. Ручной труд: изготовление кассы, чеков, денег для игры «в магазин»

В магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты.

Продукты взвешивают на весах.

Продавец вежливо разговаривает с покупателями.

Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку.

Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки.

Продавец получает чеки и взвешивает продукты, отпускает товар.

Магазин игрушек – выбираем самую красивую игрушку, продавец показывает, как с ней играть.

Магазин готовой одежды – примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом.

Магазин посуды – выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее.

Магазин тканей – правильно называем ткань, которую хотим купить. Продавец отрезает ткань, заворачивает покупку, принимает деньги от покупателей.

Магазин обуви – примеряем сыну или дочке обувь, правильно называем ее. Продавец вежлив с покупателями.

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

д/с «Росинка» с. Новобелокатай «Детский сад « Теремок» с. Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Сюжетно-ролевая игра

«Парикмахерская»

Старшая группа

Разработала и провела

воспитатель: Каримова Г.Р.

Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Цель: Обогатить знания детей о труде парикмахера.

Задачи : 1. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

2. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа,

фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.

Предшествующая работа:

Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».

Экскурсия в парикмахерскую.

Наблюдение за работой мастера.

Чтение рассказов Б.Житкова «Что я видел», С.Михалкова «В парикмахерской»

Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески, фасоны причесок (рисунки)

Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.

Воспитатель и дети проговаривают игровые действия, распределяют роли.

Стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок.

Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Мастер расчесывает волосы, стрижет.

В парикмахерской мамы с дочками.

Мастер вежлив с клиентами. Он причесывает, стрижет, сушит феном волосы, предлагает посмотреть в зеркало.

Мастер мужского зала – стрижет, бреет, освежает одеколоном. Разговаривает вежливо, приветливо. Клиент платит деньги в кассу.

Мастер детского зала - стрижет, причесывает, заплетает девочкам косы. Клиенты благодарят за работу.

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

д/с «Росинка» с. Новобелокатай «Детский сад « Теремок» с. Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Сюжетно-ролевая игра

«Пароход»

Старшая группа

Разработала и провела

воспитатель: Каримова Г.Р.

Сюжетно-ролевая игра «ПАРОХОД»

Цель: Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта.

Задачи: 1. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что перевозят.

2. Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта.

3. Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы, пристань, мачта.

Предшествующая работа:

Чтение рассказов о моряках, о водном транспорте.

Рассматривание иллюстраций о водных видах транспорта.

Просмотр слайдов или мультфильмов («В порту») о пароходах и работе речного транспорта.

Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.

Дидактическая игра «На суше, на небе, на воде»

Настольная игра-лото «Транспорт»

Аппликация «Пароход на реке»

Ручной труд: изготовление бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, бескозырок.

Воспитатель и дети проговаривают игровые действия, распределяют роли.

Пароход строят из кубиков, блоков, кирпичиков, веревки, стульчиков.

Пассажиры отправляются в путешествие по реке.

Капитан отдает команды, смотрит в бинокль.

Штурвальный ведет пароход, крутит руль.

На остановках все выходят на берег, гуляют, ходят на экскурсии.

Моряки на пароходе убирают трап, моют палубу, выполняют команды капитана.

Повар-кок готовит обед для команды.

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

д/с «Росинка» с. Новобелокатай «Детский сад « Теремок» с. Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Сюжетно-ролевая игра

«Семья»

Старшая группа

Разработала и провела

воспитатель: Каримова Г.Р.

Сюжетно – ролевая игра «Семья» в старшей группе.

Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья».

Задачи:

Обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – вызов скорой помощи или врача на дом больному, осмотр больного врачом;

Побуждать к самостоятельному распределению ролей; (Познавательные УД)

Развивать игровые умения по сюжету; (Познавательные универсальные действия)

Учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.

Развивать ролевую речь; (коммуникативные действия)

Побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (вызов скорой помощи на дом, покупка лекарств в аптеке). Регулятивные действия.

Формировать доброжелательные взаимоотношения. Личностные универсальные учебные действия.

Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.

Предварительная работа:

Рассказы о профессиях мед. работников, «Скорой помощи».

Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.

Чтение худ. лит-ры: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».

Экскурсия в мед. кабинет в д.с.

Дид. игры: «К какому врачу нужно обратиться мишке?»;

Дидактическая игра "Кому, что нужно для работы?” Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача?» и др.

Работа с родителями : изготовление атрибутов для игры.

Материалы:

Игровой уголок «Семья», кукла Маша, машина «Скорая помощь», игр. мед инструменты, белый халат для врача и аптекаря, атрибуты, игруш. телефоны, игрушки - заменители.

Ход игры:

1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».

Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы? Какие обязанности у мамы? Что делает их ребенок? Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей).

2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.

Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.

Как вы думаете, с чего мы начнем игру?

3. (Распределение ролей по желанию детей)

А что еще нужно для игры? Правильно, надо выбрать место для игры. (Выбор места игры) Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.

Автопарк машины «Скорой помощи» будет находиться вот здесь.

4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.

Что делает утром мама? (готовит завтрак) Что делает папа? (занимается с ребенком).

Доченька Машенька капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки вос-ль)

Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)

Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.

Что- же предпринять, ребята, папе и маме? (Вызвать «Скорую помощь»)

Папа берет телефон и вызывает «Скорую помощь».

По какому номеру вызываем «Скорую помощь»? (03)

Диалог папы с врачом «Скорой помощи».

Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.

Врач: Назовите ваш адрес?

Врач: Ждите, выезжаем.

Приезжает врач.

(Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)

Дети, что сначала должен сделать доктор? (Помыть руки)

Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра).

Мама укачивает дочку.

Папа идет в аптеку за лекарством.

Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке?

Здравствуйте. У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)

Да. 4 рубля. Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)

Возьмите лекарство.

До свидания

Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.

5. – Дети, вам понравилась игра? Были ли у вас такие случаи дома? Что делали врачи «Скорой помощи»? Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

д/с «Росинка» с. Новобелокатай «Детский сад « Теремок» с. Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Сюжетно-ролевая игра

«К нам гости пришли»

Старшая группа

Разработала и провела

воспитатель: Каримова Г.Р.

Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли»

Цель : обогащать знания детей о традициях гостеприимства башкир.

Задачи:

формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование : все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д. с элементами башкирского орнамента.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций башкирского быта.

Чтение рассказов башкирских писателей.

Беседа о традициях башкир.

Ход игры:

Роли распределяются по желанию.

Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения.

Все хлопочут об устроении праздника.

Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол.

В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Дети проговаривают правила поведения во время обеда; в гостях. Воспитатель напоминает особенности башкирского гостеприимства.

Cюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью ребенка начиная с 4-х летнего возраста. Дети готовы играть в сюжетно-ролевые игры бесконечно, тем более что поле для сюжетов — обширное. Все, что требуется от родителя и воспитателя — обеспечить ребенка соответствующую развивающую среду, которую ребенок сможет приспособить под выдуманные обстоятельства.

В игре детей среднего дошкольного возраста можно выделить несколько любимых тем.

Сюжетно-ролевая игра: МАГАЗИН

Магазин является одним из самых эффективных и многофункциональных пространств для сюжетно-ролевой игры. Дети могут исполнить роль продавца, покупателя, кассира, менеджера, поставщика продуктов – и этим перечень доступных ролей не ограничивается. Именно в уголке магазина в детском саду можно организовывать самые разные игры, в которых дети будут учиться важнейшим социальным навыкам.

Отдельная и очень важная функция, которую позволяет реализовать сюжетно-ролевая игра в магазин – это обучение счёту и усвоение основных экономических понятий и представлений о финансово-денежных отношениях. Для того чтобы это стало возможным, плюс к прочим игрушкам необходимо приобрести такие игрушки, как кассовый аппарат и, обязательно, игрушечные деньги.

Считая деньги, ребёнок не только активно тренирует свои математические навыки, но и усваивает понятия о деньгах, как о важнейшем элементе быта современного человека. Именно финансовая сторона сюжетно-ролевой игры в магазин делает её такой привлекательной и наделяет выдающимся развивающим эффектом.

Сюжетно-ролевая игра: ПАРИКМАХЕРСКАЯ

Салон красоты или парикмахерская есть в обязательном порядке в каждой группе детского сада. Как правило приобретается детская мебель и заполняется всеми необходимыми аксессуарами. Приобретенные игрушки в магазине можно дополнять различными баночками из под шампуня, крема, ватными дисками, расческами, бигудями, зеркальцами с небьющимся стеклом и многим многим другим, что подходит под тема парикмахерской и салона красоты.

Важным элементом является — пелерина для клиента и фартук для сотрудника парикмахерской. Через эти предметы дети перевоплощаются в свои роли и начинают проигрывать их в сюжете. Несложные костюмы можно приобрести в специализированных магазинах для ДОУ или сшить самим.

Уголок Парикмахерской в детском саду — это островок женственности и красоты. Каждая девочка обратит на него внимание и будет играть там с большим удовольствием.

На фото вы видите «Набор Парикмахер» в который входит все необходимое: аксессуары из пластмассы, накидка парикмахера. Упакован он в розовый чемоданчик. Этот набор мы нашли в магазине «Детский сад»

Сюжетно-ролевая игра: ДЕЖУРНЫЙ уголок

С дежурства в детском саду начинаются понятия о дисциплине и о ведении хозяйства. Так как обучение и развитие в детском саду происходит в условиях специально организованного быта, необходимо создать из этого педагогически эффективную ситуацию. Другими словами, ни в одном детском саду нельзя положить ответственность на организацию быта детей полностью на плечи взрослых. Даже самые маленькие дети в меру своих возможностей должны быть причастны к важнейшим бытовым вопросам, потому что эта деятельность заключает в себе важнейший воспитательный элемент.

В уголке дежурного в детском саду дети должны ознакомиться с элементарными правилами ведения бытового хозяйства, а также научиться обращаться с самыми разными элементами бытовой техники. Специально из соображений безопасности, для детей разрабатываются игрушки, максимально похожие на настоящие предметы быта и техники, но, однако, являющиеся лишь имитацией их. Однако это не снижает результативности воспитательного процесса, целью которого стоит привитие детям умений и навыков по ведению хозяйства, а также воспитание ответственности и любви к порядку.

На фото набор под названием — Игровой набор Золушка №4. Его выпускает старинная фабрика пластмассовых игрушек «Совтехстром». Качество у игрушки хорошее, цена очень доступная!

Уголок для игры в БОЛЬНИЦУ

Одни из самых популярных сюжетов у детей — это поликлиника, больница, стоматологический кабинет. Уже с детства малыши понимают всю важность такой профессии, как доктор. Игра в больницу — это неотъемлемая часть детского игрового досуга.

Как правило для организации уголка необходима специфическая мебель: детская кушетка и шкафчик с красным крестом. Если ент возможности организовать кушетку, то шкафчик должен быть обязательно. Что туда необходимо положить, я думаю, догадаться не сложно — муляжи медицинских инструментов, баночки, вату, бинт и другие предметы, которые у детей ассоциируются с больницей. Так же хорошо заготовить бланки для рецептов и назначений, которые будет выписывать ваш доктор. Наборы врача продаются в любом магазине, приобрести их не сложно и не дорого. Отличный и широкий выбор есть у «Полесья» от докторских тележек — до самых простых и бюджетных наборчиков.

Сюжетно-ролевая игра: НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Каждый возраст в жизни человека приносит нам новые открытия. Для дошкольника весь огромный окружающий мир полон загадок и секретов, и долг взрослых – всеми силами способствовать тому, чтобы познание окружающей действительности для ребёнка происходило в увлекательной игровой форме.

Уголок экспериментирования в детском саду откроет для детей двери в мир элементарных знаний из области физики, химии, биологии и других естественных наук.

Сила эксперимента в том, что он наглядно демонстрирует детям важнейшие законы природы в действии. Так как дошкольники ещё не обладают достаточно развитым абстрактным и логическим мышлением для того, чтобы постигать законы реальности по формулам и научным выкладкам, именно эксперимент для них становится проводником в мир действительно полезных и актуальных научных знаний, адаптированных к детскому восприятию.

На фото вы видите «Магнитный Жезл». Уникальное оборудование для детских садов, чтобы обьяснить силу магнита, его действия и другое. Это увлекательно, интересно и полезно! «Магнитные жезлы» — это иностранное оборудование, которое еще только сегодня начало появляться в детских садах.

Сюжетно-ролевая игра: БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ

Уголок мира в детском саду (или бюро путешествий) активно способствует тому, что ребёнок усваивает важные географические и политико-экономические понятия. Для детей, которые никогда не были в других странах, бывает действительно сложно понять настоящие масштабы мира, и уголок путешественника с успехом решает эту проблему. Кроме того, игра в путешествие является сильнейшим стимулятором интереса к познанию окружающего мира. К тому же, в бюро путешествий можно организовать игровую программу по путешествию даже в космос или на дно океана.

Ещё одна уникальная функция уголка мира в детском саду – это возможность привязки его к изучению иностранных языков, что, несомненно, очень актуально. Для дошкольника, который изучает иностранный язык, важно ознакомиться не только с алфавитом и начальными правилами грамматики, но и познать культуру и традиции других стран, что также с успехом реализуется в пространстве уголка мира в детском саду.

На фото вы видите говорящий плакат «Живая география». С ним детям легче изучать и понимать природу нашей Земли. Это современное оборудование для дома и детского сада. На второй фото: Глобус Земли физический, д-250 мм.

Сюжетно-ролевая игра: ПОЧТА

Мы живём в эру господства информации.

Именно благодаря тому, что люди научились сообщаться между собой сквозь огромные пласты времени и многочисленные километры пространства, человечество смогло сделать огромный шаг в своём развитии.

Несмотря на то, что сейчас в мире информация уже способна передаваться с одного края земного шара на другой за доли секунды, мы не должны забывать о том, что всё началось с почты. И что, несмотря на современные технологии, эта область человеческой деятельности до сих пор функционирует и процветает.

Играя в почту, ребёнок в детском саду не только познакомится с увлекательными процессами обмена информацией, но и поймёт, насколько важны эти процессы.

Подписывая открытки и отправляя письма по почте, малыш не только обучится верно формулировать свои мысли и пожелания, но и поймёт, что, благодаря почте, на огромные расстояния могут передаваться не только тексты или изображения, но и человеческие эмоции и чувства.

На фото: детский сюжетно-ролевой костюм «Почта». В него входит фуражка, накидка и сумка с надписью «Почта». Это недорогой и практичный костюм. Он сделан из плащевки, поэтому легко моется.

Сюжетно-ролевая игра: ТЕАТР

Сложно перечислить все достоинства театра, как важнейшей развивающей деятельности для дошкольника.

Когда дети участвуют в спектакле или даже просто смотрят его, происходит целая серия важнейших в педагогическом и психологическом плане процессов, начиная от тренировки умения сопереживать и понимать эмоции и чувства других людей, и заканчивая эстетическим воспитанием и культурным развитием.

Недаром А.С. Макаренко сделал именно театрализованные постановки в своей системе воспитания мощнейшим и одним из самых главных средств, позволяющих воздействовать на детей в педагогических и воспитательных целях. Пожалуй, самая важная функция театрализованных представлений в условиях детского сада – это психотерапевтическая. Играя роль персонажа, или же просто сопереживая ему, ребёнок может избавиться от различных проблем в эмоциональной, чувственной и социальной сфере, которые неизбежно возникают даже в дошкольном возрасте.


На фото: вязанный пальчиковый театр, производитель ИП Никулина. Отличного качества! Персонажи легко одеваются на пальчик. Они связаны вручную. На втором и третьем фото: персонажи шагающего театра. Разработка российских производителей дидактического оборудования «Наивный мир». Пальцы вставляются в специальные петельки, которые пришиты к кукле сзади. Шевеля пальцами — вы шевелите ногами куклы. Очень интересная разработка. Наборы по сказкам и просто отдельные куклы продаются в специализированных магазинах для детских садов.

Сюжетно-ролевая игра: ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ МОТИВАМ

Народную игрушку от современной отличает одно – огромный опыт наших предков и их бесконечная мудрость, которая воплощается в каждом народном изделии.

Обратите внимание на то, что народная игрушка практически бессмертна – дети разных поколений играют с ними на протяжении сотен и тысяч лет, и никакие современные технологии не смогут оспорить и превзойти их эффективность.

Кроме того, мудрость народа наделяет игрушки огромным символизмом, который, несомненно, воспринимается детьми хотя бы на подсознательном уровне.

К примеру, матрешки символизируют святость материнства и продолжения человеческого рода, а причудливая русская народная декоративная роспись, которая украшает практически все народные игрушки, доносит до ребёнка сведения об устройстве мира, зашифрованные в визуальных и цветовых символах.

Таким образом, русская народная игрушка в детском саду – это большее, чем средство воспитания патриотизма. Это ещё и возможность передать детям опыт, накопленный людьми за огромный период времени.

На фото: наша традиционная развивающая игрушка — матрешка.

Сюжетно-ролевая игра: СПОРТ

Спорт и здоровый образ жизни – это то, что больше всего необходимо современным детям.

Сейчас, когда общество сталкивается со множеством проблем, таких как гиподинамия (недостаток движения) у детей и взрослых, проблема наркомании и алкоголизма, проблема неправильного питания – спорт является настоящим чудесным средством профилактики и искоренения этих негативных социальных явлений. Поэтому спортивный уголок в обязательном порядке должен присутствовать в каждом детском саду и в каждой семье.

Детство – чудесное время, когда человеческое тело ещё лёгкое, гибкое и послушное, когда у ребёнка ещё достаточно сил, энергии и желания вести активную деятельность, неважно, на свежем воздухе или в спортивном зале.

Наш долг – дать детям всё необходимое для спортивного развития и стимулировать их интерес и любовь к спорту, к движению, к здоровому образу жизни. Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух.

На фото: дартс с липучками. Отличная интересная спортивная игра! Задача попадать в различные цифры на щитке с героями мультфильмов шариками с липучками. Шарики прилепают!

Наталья Кочурова
Конспект сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория» в старшей группе

Развитие и активизация сюжетно – ролевой игры

«НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ » в старшей группе .

Задачи :

1. Развитие сюжета :

Развивать сюжет на основе знаний , полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, телепередач.

Совершенствовать умения и навыки, полученные в средней группе .

2. Развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат) :

Совершенствовать способы предыдущей группы .

3. Формирование взаимоотношений :

Способствовать становлению в игре положительных отношений и их усвоению.

Формировать правила взаимоотношений детей в коллективе.

4. Формирование самостоятельности и творчества :

Учить самостоятельно организовывать игру.

Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры , проявлять творчество в игровых способах.

Методика руководства сюжетно – ролевой игрой

1 компонент

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности детей (обогащение реального опыта) .

1)Наблюдение :

1. Экскурсия в медицинский кабинет (рассказ медсестры о некоторых опасных болезнях, существовавших ранее (чума, оспа, корь, скарлатина и т. д.) и об изобретении вакцины против этих болезней) «Учёные в медицине» .

2. Просмотр научно -познавательной программы «Наука» ,

3. Просмотр научно -познавательной программы «Лаборатория » ,

4. Просмотр видеоролика из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» .

2)Чтение художественной литературы :

1. «Знаменитые учёные и их достижения» (П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин - первая в мире электрическая лампочка, А. С. Попов - радио, Н. И. Лобачевский - Математик Н. И. Лунин - доказал, что в организме живых существ есть витамины; В. К. Зворыкин (первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание) А. Энштейн, И. Ньютон, С. Королёв – физики; Д. И. Менделеев - химик);

2. стихотворения А. Введенский «Ученый Петя» ,

3. А. Чехов «Письмо к ученому соседу» ,

4. К. Ушинский «Ученый медведь» .

3)Рассматривание :

1. «Атрибуты ученых» ,

2. Фотографий знаменитых учёных,

3. Научные изобретения в прошлое и настоящее время «Работа учёных» .

Рассматривание картинок по развитию речи : «Профессия – учёный» .

4)Беседы воспитателя : об учёных (о том какую пользу приносят их научные открытия и технологии) «Открытия учёных» .

5)Занятие (НОД) :

1. Рисование «Лаборатория »

2. Аппликация «Лаборант » ,

3. Конструирование «Воздушный змей» .

6)Просмотр презентации :

1. «Научные открытия » ;

2. «Воздух» (свойства воздуха,

3. «Правила поведения в лаборатории » ,

4. М/ф «Ивашка из дворца пионеров» .

5. М/ф «Сид-маленький ученый» .

2 компонент

Обогащение игрового опыта. Дидактические игры .

1)Дидактические игры :

1. «Найди пару» , 2. «Чудесный мешочек» , 3. «Разноцветная капля» .

2)Дидактические сюжетно-ролевые игры :

«Проводим опыт» .

3) Театрализованная игра : «В стране невыученных уроков» .

4)Строительно-конструктивные игры : «Лаборатория » .

5)Игры этюды : «Опыт с водой» .

6)Игры фантазирование : «Бабочки – лаборантки » .

7)Инсценировка :

1. «Опыт» , 2. «Разработка нового лекарства» .

8)Подвижные игры :

1. «Займи своё место» , 2. «Успей на помощь» .

3 компонент

Обогащение игровой среды.

1)Сюжетные игрушки :

1. Микроскоп, 2. колба, 3. пипетки, 4. белые халаты и шапочки.

2)Игрушки заменители : кукла.

3)Воображаемые игрушки : спички.

4)Игрушки, сделанные с детьми родителями :

1. заготовка бейджиков с именами детей и названием должностей в лаборатории , 2. химикаты.

5)Игрушки сделанные воспитателем с детьми :

1. глобус, 2. огнетушитель.

4 компонент

Руководство в ходе самостоятельной игры ребенка .

1) Создание проблемных ситуаций : «В городе новый вирус, необходимо разработать новый препарат»

2)Помощь в распределении ролей :

1. заведующий лабораторией (руководит лабораторией , координирует работу лаборантов , проводит самые сложные опыты);

2. заместитель заведующего лабораторией (помогает заведующему, подносит инструментарий, следит за работой лаборантов и их помощников ); 3. лаборанты (проводят опыты и эксперименты, делают выводы, фиксируют результаты опытов);

4. помощники лаборантов (ассистируют лаборантам , готовят инструментарий для опытов, убирают его на место, помогают фиксировать результаты опытов).

3) Участие воспитателя в игре по просьбе детей

Предложение-обращение : «Разрешите мне быть заведующим научной лаборатории » , «Пожар! Ликвидируем возгорание!» , «Возвращаемся к работе» .

4) Напоминание (совет) :

1. Что наблюдали, смотрели, слушали.

2. Что читали, рассказывали.

3. Что рассматривали, сравнивали.

4. О чем беседовали.

5. Что рисовали, клеили, конструировали .

6. Какие презентации смотрели.

5)Анализ игры :

1. В какую игру играли,

2. кто кем там был,

3. понравилось ли играть в эту игру,

4 .как дети справились с взятой на себя ролью,

5. что можно добавить в игру в следующий раз,

6. как ещё можно поиграть,

7. кто ещё может быть в игре.

Воспитатель помогает продумать перспективы игры .

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» в старшей группе Цели и задачи: -учить детей принимать на себя роль сотрудника детского сада; - развивать воображение в использовании предметов- заместителей.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Мы - пожарные» в старшей группе детского сада Конспект сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Задачи по развитию игры: Формировать у детей умение.

Задачи: Продолжать учить детей составлять план сюжета игры, распределять роли, действовать в соответствии с общим игровым замыслом, согласовывать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» в старшей группе Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Салон красоты». Задачи: - помочь создать игровую обстановку - наладить.

Проект «Сюжетно-ролевая игра «В научной лаборатории».

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатель
Вид проекта : исследовательско - игровой
Продолжительность проекта : краткосрочный проект
Сроки реализации : февраль – март
Актуальность: В Проекте нового закона «Об образовании» и ФГТ говориться об изменении, содержания образования, в результате которого развитие детей должно идти с опережением, а это значит, что детей необходимо знакомить с информацией и простейшими технологиями, которые пригодятся им в будущем. Воспитанников нужно вовлекать в исследовательские проекты, в ходе которых они научаются самостоятельно добывать необходимые знания, делать выводы.

В ходе реализации проекта « Космос» у воспитанников группы возникли вопрос: Что такое Академия наук? Чем занимаются учёные? Кто такие исследователи? и другие.

В группе были созданы условия для опытнической и экспериментальной деятельности детей, но этого оказалось недостаточно, согласно поставленной проблеме. Возникла необходимость создания центра « Наша лаборатория», дополнительных атрибутов и оборудования для игр « Мы юные учёные».

Актуальность . Учёные - педагоги доказали, что потребность детей дошкольного возраста в новых впечатлениях и знаниях является основой его познавательного и психического развития.

Новые требования к системе дошкольного образования предоставляют такую возможность реализации исследовательского потенциала дошкольников. В проекте Нового закона « Об образовании» предлагает переориентировать содержание образовательного процесса на « обеспечение самоопределение личности, создание условий для её самореализации».

Процесс экспериментирования исследования вызывает у дошкольников повышенный интерес. В процессе самостоятельной исследовательской, познавательной, игровой, продуктивной деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, воплощает знания в реальные продукты.

Именно в сюжетно- ролевой игре ребёнок реализует свои знания, свой жизненный опыт, замысел, осваивает на себе роль учёного, передаёт образ, простейшие трудовые действия.

Цель : Развитие познавательных процессов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности; приобщение через игру к научно- исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Создать условия для игровой деятельности.


2.Дать детям понятие « наука», «учёные - исследователи».
3.Расширять представления детей о профессиях взрослых, познакомить с профессиями исследователь, конструктор, геолог, биолог, химик, физик, математик, агроном.
4.Познакомить детей с простейшими трудовыми действиями учёных в различных областях науки , с орудиями труда.
5.Формировать у детей умения отображать в игровой деятельности полученные знания и свой жизненный опыт; самостоятельно задумывать сюжет.
6.Развивать у детей мышление, самостоятельную активность, целеустремлённость, коммуникативные навыки.

Ресурсы проекта

1. Информационные: получение знаний из различных источников (энциклопедии, интернет, просмотр детских научных программ, беседы).

2. Материально – технические: приобретение и изготовление атрибутов для игр, использование технических средств.

Этапы реализации проекта



План мероприятий организационного этапа

План мероприятий основного этапа

План мероприятий заключительного этапа

Положительные результаты проекта .

  1. Созданы условия для игр детей.

  2. Дети ориентируются в понятии « наука», « учёные».

  3. Воспитанники имеют представление о профессиях исследователь, конструктор, геолог, биолог, физик, химик, математик.

  4. Углублены знания детей о простейших трудовых действиях работников науки.

  5. Дети самостоятельно организовывают игру, готовят необходимые атрибуты для игры.

  6. У детей развиты коммуникативные навыки , воображение.
Образовательная деятельность. ФЦКМ.

Тема « Кто такие учёные».


Цель: Формировать у детей понятие о науке, об учёных, их деятельности.
Задачи:

  1. Углублять знания детей о профессиях взрослых.

  2. Познакомить с профессиями учёных разных областей науки.

  3. Дать детям представление, что такое лаборатория, первичные представления о трудовых действиях учёных.

  4. Прививать дошкольникам интерес к научным знаниям, к процессу экспериментирования.
Материал: иллюстрации, энциклопедии, оборудование мини- лаборатории.
Содержание:

  1. Рассматривание иллюстраций.

  2. Беседа воспитателя, чтение энциклопедий.

  3. Экскурсия в мини - лабораторию.
Продуктивная деятельность.

Изготовление атрибутов для игр.

Цель: Формировать у детей к экспериментально- исследовательской деятельности; желание изготавливать необходимые атрибуты для игр.
Содержание: Изготовление коробочек, дневников наблюдения, геометрических эталонов, эмблем.

Экспериментирование

Цель: Уточнение свойств и признаков предметов и объектов; взаимосвязь объектов и явлений; формирование эмоционально - чувственного опыта.

Задачи:


    Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.

  1. Формировать умения подбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

  2. Использовать результаты исследования в бытовой и игровой деятельности.

  3. Соблюдать правила техники безопасности.
Содержание: Темы для экспериментирования.

  1. Материалы, из которых изготовлены окружающие нас предметы- исследование свойств материалов (прочность, прозрачность, применение).

  2. Природные явления (круговорот воды в природе, дождь, снегопад, солнце).

  3. Ориентировка во времени(смена частей суток, времён года).

  4. Агрегатные состояния воды (дождь, снег, град, лёд, иней, туман, роса, радуга).

  5. Мир растений (необходимые условия для роста и развития); рассматривание и сравнивание веток (цвет, форма, расположение почек).

  6. Геометрические эталоны (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар)- соотнесение с реальными предметами .
Сюжетно - ролевая игра

Цель: закреплять знания детей о науке, об учёных, их трудовых действиях.


Задачи:

  1. Закреплять знания детей людей, работающих в разных областях науки.

  2. Передавать в игре простейшие трудовые действия, осваивать на себе роль учёного, передавать образ в игровых действиях.

  3. Воспитывать у детей доброжелательность, развивать умения распределять роли по желанию и по возможности каждого ребёнка.
Предшествующая работа: образовательная деятельность, чтение энциклопедий, беседы воспитателя, поиск информации в

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ»

«Игра ребенка не есть простое воспоминание о
пережитом, а творческая переработка пережитых
впечатлений, комбинирование их и перестроение
из них новой действительности, отвечающей
запросам и влечениям самого ребенка».
Л.С. Выготский.

Одной из интересных ярких и творческих игр детей мы считаем должна стать игра «Центр здоровья». Она является доступной для детей дошкольного возраста, так как с рождения у ребенка заложен генетически неосознанный интерес к профессии врача, к самому себе, к своим частям тела, органам и их функциям. Психологически маленький ребенок уже готов играть в игру, но в силу недостаточности жизненного опыта и знаний он не может развернуть достаточно яркую, последовательную сюжетную линию.
Сюжетно – ролевая игра «Центр здоровья» - творческая игра, свободная от регламентации, игра, которая позволяет ребенку выразить свои фантастические желания, свои мечты. Здесь ребенку открывается широкий простор для проявлений творчества, активности и смекалки, фантазии, любознательности, для самореализации. Сделать это могут дети старшего дошкольного возраста.
В этой игре ребенок не только отражает реальную жизнь, но и перестраивает её, эта игра имеет и развивающее значение. Здесь в комплексе можно решить задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей.
Данная игра требует от ребенка полноценных знаний об окружающем мире, о своем организме, о строении своего тела, органах, о способах их лечения, о лекарственных травах и медикаментах. В процессе игры ребенок уточняет и закрепляет знания о профессии врача, фармацевта, физиотерапевта, о работе скорой помощи, МЧС. Кроме того, эта игра учит детей успешно жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу. Здесь развивается чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности за свои действия, коммуникативные качества.
Игра «Центр здоровья» нацелена на воспитание любви к ближнему, сочувствие к больному человеку, доброе и ласковое отношение к ним.
Проблема выбора детьми тематики игр стоит очень остро. Недостаточное оснащение атрибутами, неполный объем знаний и не совершенное создание условий приводит к тому, что детские сюжетно – ролевые игры становятся однообразными и скудными по тематике и развитию сюжетных линий, ограничиваясь играми в семью, в школу, в больницу, в детский сад.
Данные методические рекомендации к игре «Центр здоровья» помогут воспитателям и педагогам ДОУ использовать их в своей работе, разнообразить и обогатить содержание игры, за счет внедрения ролей врачей – специалистов узкого профиля: лор- врач, окулист, хирург,стоматолог и т.д.

Цели и задачи игры
1. Познакомить детей с понятиями «здоровье», «медицина».
На этой основе дать детям возможность реализовать свои потребности, интерес к данной теме через развитие игрового сюжета «центр здоровья».
2. Расширять знания детей о здоровье человека, влияния образа жизни на состояние здоровья, об особенностях функционирования организма.
3. Развивать игровой опыт ребенка через обогащение его впечатлений о социальном мире, труде взрослых (врача, медицинской сестры, фармацевта, спасателей МЧС и др.).
4. Активизировать фантазию, речевое общение и творческое воображение в создании новых сюжетных линий.
5. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
6. Способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Этапы возрастного развития игры «Центр здоровья»

Словарный минимум
Профессии:
Главный врач, врач, медицинская сестра, педиатр, терапевт, хирург, окулист, отолоринголог, стоматолог, кардиолог, аллерголог, массажист, санитарка, лаборант, косметолог, невропатолог, фармацевт, провизор.
Орудия труда:
Медицинские инструменты, шприц, скальпель, фонендоскоп, щипцы, градусник, вата, марля, бинты, шпатели, молоточек, лейкопластырь, грелка, тубусный кварц, капельница, пробирки, тонометр, весы, ростомер.
Дополнительные профессионально-значимые понятия:
Температура, ангина, отит, ОРЗ, ОРВИ, гипс, травма, рана, травмпункт, насморк, кашель, головная боль, зубная боль, кариес, озноб, головокружение, насморк, перелом, солнечный удар, ожог, анализ, процедурный кабинет, флюрография, рентген, ЭКГ, УЗИ, пломба, операция, справка, больничный лист, рецепт, карточка, направление, госпитализация.
Название трудовых действий:
Лечит, взвешивает, оперирует, перевязывает, осматривает, направляет, принимает, выписывает, ведет прием, наблюдает, слушает, ставит диагноз, измеряет давление, исследует, изучает, спасает, проверяет, делает уколы, делает массаж, накладывает гипс.

Этапы разработки и проведения проекта сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья»
1. Постановка целей игры, наличие мотивации.
2. Вовлечение детей в решение этой проблемы (обозначение «детской» цели).
3. Создание плана игры (на основе поддержки детей).
4. Обсуждение плана с детьми.
5. Творческий поиск (сбор информации, материала).
6. Проведение основных мероприятий, предварительная работа - занятия, наблюдения, игры и т.д.
7. Домашние задания родителям.
8. Самостоятельная творческая работа с детьми.
9. Презентация проекта (КВН, праздник, открытое занятие, составление альбомов).
10. Результат работы - сюжетно-ролевая игра «Центр здоровья» - организованная, длительная игра.

Примерные игровые действия:
1. Приход в поликлинику, регистратура;
2. Прием у врача;
3. Выписка лекарства;
4. Вызов «Скорой помощи»;
5. Госпитализация, размещение в палате;
6. Назначение лечения;
7. Обследования;
8. Посещение больных;
9. Выписка.

Варианты и сюжеты игры «Центр здоровья» (новые сюжетные линии)
1. Лечение в санатории.
2. Наступил праздник «День медицинского работника».
3. Косметологическая лечебница.
4. Научно-медицинская лаборатория.
5. МЧС.
6. Туризм.

Роли в игре
Врачи – 6 человек:
Педиатр
Окулист
Лор – врач
Хирург
Кардиолог
Физиотерапевт
Медицинская сестра в регистратуре – 1 человек
Фармацевт – 1 человек
Медицинская сестра в фитобаре – 1 человек
Процедурная медсестра – 1 человек
Лаборант – 1 человек
Санитары на скорой помощи – 2 человека
Врач скорой помощи – 1 человек
Водитель скорой помощи – 1 человек
Пациенты – 5 и более человек

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья»
Регистратура
1. Ширма «Регистратура»
2. Халат, шапочка медсестры
3. График работы врачей
4. Направления к врачам – специалистам
5. Карточки
6. Журнал
7. Больничные листы
8. Печать
9. Телефон.
10. Бейджики для врачей
Хирург
1. Халат, шапочка.
2. Журнал врача – хирурга
3. Бланки для рецептов
4. Операционный стол
5. Медицинский столик хирурга
6. Медицинские инструменты: капельница, шприцы, ножницы, вата, молоточек, бинты, лейкопластырь, скальпель, зажим, пинцет
7. Ширма «Изолятор»
8. Кроватка
9. Простыни
10. Одеяло
Окулист
1. Халат, шапочка.
2. Журнал врача – окулиста
3. Бланки для рецептов
4. Таблица букв
5. Таблица рисунков
6. Набор «Оптика»
7. Глазок окулиста.
Аптека
1. Ширма «Аптека»
2. Халат, шапочка фармацевта
3. «Лекарства»
4. Телефон
Лор
1. Халат, шапочка
2. Журнал лор - врача
3. Бланки для рецептов
4. Шпатели
5. Глазок лор - врача
6. Трубочки
7. Трубка
Педиатр
1. Халат, шапочка
2. Ростомер
3. Весы
4. Пеленальный стол
5. Сантиметр
6. Журнал педиатра
7. Бланки для рецептов
8. Шпатели
9. Градусники
10. Фонендоскоп
11. Тонометр
Кардиолог
1. Халат, шапочка
2. Журнал врача – кардиолога
3. Бланки для рецептов
4. Медицинский столик ЭКГ
5. Медицинские инструменты
6. Кушетка
7. Простыня
Физиотерапевтический кабинет
1. Халат, шапочка
2. Журнал физиотерапевта
3. Бланки для рецептов
4. Тубусный кварц
5. Кушетка
6. Простыни
7. Тренажеры
Процедурный кабинет
1. Халат, шапочка процедурной медсестры
2. Журнал медицинской сестры
3. Медицинские инструменты: инструменты для забора крови, пробирки, ватные тампоны, шприцы, ножницы, бинты, лейкопластырь, пинцет, груша, градусник, грелка
4. Мыло
5. Полотенце
6. Простыни
Фитобар
1. Барная стойка
2. Кислородная коктейлерная
3. Миксер для взбивания коктейля
4. Набор лекарственных трав
5. Чайник
6. Чайный сервис
7. Стаканчики
8. Трубочки
9. Муляжи фруктов
10. Муляж «Кумыс»
11. Муляжи коктейлей
Скорая помощь
1. Машина «Скорая помощь»
2. Чемоданчик с медикаментами для скорой помощи и МЧС
3. Носилки
4. Телефон
5. Рация
6. Журнал скорой помощи

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Младший дошкольный возраст

ЗАДАЧИ:
Учить детей:
- умению принять на себя игровую роль и обозначить её для партнера;
- умению осуществлять специфичные для роли условные предметные действия;
- умению войти в образ и удержаться в нем определённое время;
- умению изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; умению менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета;
- умение развертывать ролевой диалог.
Приучать к соблюдению в процессе игры элементарных правил поведения.
Развивать речь, обогащать словарь детей.
Поддерживать стремление узнавать больше о профессии врача.
Побуждать детей заботиться о своем здоровье.
Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих.

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1 БЛОК Познавательное развитие и развитие речи
1. Чтение произведений:
«Петушок и бобовое зернышко» рус. нар. сказка (в обр. О. Капицы), К. Чуковский «Айболит».
2. Рассматривание иллюстраций по врачебной тематике: картины с изображением врачей, медицинского персонала, медицинского оборудования, медикаментов; обратить внимание на труд врача - чем занимается, обозначить виды деятельности, профессии.
3. Отгадывание двигательных загадок типа: «Что я делаю?» (забинтовываю, делаю укол, слушаю и пр.)
4. Разрешение проблемных ситуаций на основе незатейливых историй: «Таня простудилась», «Кукла заболела».
5. ТРИЗ - используя компонентный подход системного анализа рассмотреть системные свойства больницы (надсистема - система - подсистема).
6. Занятие.
«Рассказывание о работе врача».
Программное содержание: учить детей составлять с помощью взрослого короткий рассказ о работе врача; обобщить знания детей о профессии «врач».
7. Организация ежедневных ролевых диалогов (1-2ребёнка) по типу: «Разговор по телефону» - Я как будто главный врач. Я звоню и узнаю, как работают врачи. Чем из атрибутов они пользуются? Что им нужно для работы ещё? и т.п.
8. Знакомство детей с игровыми атрибутами и показ профессиональных действий с ними: (внешние знаки: халат врача, колпак, фонендоскоп, шпатель, градусник, шприц, бинт, лекарство, тонометр, вата и т.д.)
9. Рассказы воспитателя о том, как она будучи совсем маленькой играла в "больницу". «Я надевала мамин белый халат и очки, ставила рядом стол и два стула, для врача и пациента. А ещё у меня был чемоданчик с инструментами (шприцем, фонендоскопом, бинтом, ватой, молоточком, градусником, шпателем). Я очень любила лечить своих кукол и родителей.
10. Познавательные опыты:
- наблюдение за работой врача и медсестры в мед. кабинете.

II БЛОК Художественно-продуктивная деятельность
Рисование и аппликация: «Витамины»
Программное содержание: познакомить детей со свойствами и значением витаминов в жизни людей, продолжать учить рисовать округлые предметы и закрашивать их.

III БЛОК Трудовая деятельность
Совместная с родителями поделка атрибутов для игры в домашних условиях.

IV БЛОК Игровая деятельность
1. Дидактическая игра «У Ляли болят зубы» упражнять в четком произношении звукоподражательных слов, звука [О].
2. Дидактическая игра «Найди предмет по описанию». Задача: Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить описывать предмет, не называя его. (А. К. Бондаренко, «Дидактические игры в детском саду»).
4. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда; воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
5. Сюжетно-дидактическая игра «Больница» углублённое ознакомление с трудом врача; развитие умений действовать с предметами.

V БЛОК Развлечения
Кукольный театр
К. Чуковский «Айболит» (инсценировка отрывка) - показ способа действия с игрушками и игровыми материалами.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА»
Ролевые атрибуты:
1. Кукла Врач
2. Набор медицинских инструментов
3. Муляжи медикаментов
4. Белый халат и шапочка врача
5. Куклы-пациенты
Роли в игре:
1. Врач
2. 1 -я семья мама и дочка
3. 2-я семья папа и сын
Варианты, сюжеты игры
Врач ведет приём.
В больницу заходит мама с дочкой.
Дочка стонет: «О-о-о».
Мама: У меня заболела дочь.
Врач: А что у неё болит?
Мама: У неё болит голова.
Врач: Сейчас мы полечим голову, и дочка ваша престанет плакать. Открой рот, пожалуйста (берет шпатель и смотрит в рот). О, да у неё болит горлышко. Давайте измерим температуру (ставит градусник). И температура у неё высокая. Вот вам таблетка (витамин). Послушаем сердце, очень хорошо! Теперь нужно сделать укол (берет шприц, промокает вату кипяченой водой и делает укол). Как вы себя чувствуете?
Дочь: Спасибо, хорошо (смеется).
Врач: Вот она и здорова, смеется.
В больницу заходит папа с сыном.
Сын плачет: «А-а-а».
Врач: Здравствуйте. Что с вами случилось?
Папа: У меня заболел сын.
Врач: А что у него болит?
Папа: У него болит зуб.
Врач: Сейчас мы полечим зуб, и сынок ваш престанет плакать. Открой рот, пожалуйста (берет шпатель и смотрит в рот). О, да у него болит зуб. Давайте измерим температуру (ставит градусник). А температура у него нормальная. Вот вам таблетка (витамин). Послушаем сердце, очень хорошо! Теперь нужно сделать укол (берет шприц, промокает вату кипяченой водой и делает укол). Как вы себя чувствуете?
Сын: Спасибо, хорошо (смеется).
Врач: Вот он и здоров, смеется. До свидания.
Папа и сын: До свидания.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(Планирование воспитательно-образовательной работы)
Старший дошкольный возраст

ЗАДАЧИ:
Развивать умения совместного комбинирования разнообразных событий. Стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием.
Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни, о труде врачей, о функционировании организма. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с их интересами и мнением; справедливо решать споры.
Продолжать работу по активизации и уточнению словаря, развитию речи. Активизировать детей на ролевые диалоги, развивая связную речь, вести работу по развитию творческого воображения.

Блок 1. «Познавательная деятельность»
1. Беседа «Что такое здоровье и как его сохранять»
Цель: Закрепить знания детей о том, как надо сохранять здоровье, укреплять его, какие правила безопасности соблюдать, чтобы не навредить здоровью; развивать любознательность, внимание к собственному организму, ощущениям.
2. Беседа о труде взрослых
Цель: Познакомить детей с профессией врача. Раскрыть ее значимость для общества. Раскрыть нравственные качества, характеризующие врачей. Вызвать уважительное отношение к профессии врача.
3. Экскурсии: в поликлинику, в регистратуру, в аптеку, в медицинский кабинет

4. Просмотр диафильмов, фильмов о медицине
Цель: Расширять представления детей о медицине. Вызвать интерес к этой сфере деятельности
5. Чтение произведений: К.И. Чуковского «Айболит», отрывок из стихотворения «Кем быть» В. Маяковского, «На взморье» Я. Райниса (Отрывок «Кукла заболела»), «Наш доктор» А. Кардамовой
Цель: Продолжать знакомить детей с профессией врача.
6. Рассказ воспитателя о врачах, их деятельности
Цель: Расширять представления детей о врачах, их деятельности. Вызвать интерес к профессии врача.
7. Комплексное познавательно-физкультурное занятие «День здоровья»
Цель: Сформировать привычку к здоровому образу жизни; удовлетворить потребности детей в двигательной активности; закрепить знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье.
8. Занятие «Что такое здоровье и как его сохранить и преумножить»
Цель: Закрепить понятие «Здоровье»; расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, травм.
9. Занятие «Скорая помощь»
Цель: Рассказать о профессии «врач»; познакомить детей с номером телефона «03»; научить вызывать «скорую медицинскую помощь», называя свое имя, фамилию и домашний адрес.
10. Занятие «Как устроено тело человека»
Цель: Познакомить детей с тем, как устроено тело человека.
11. Занятие «Как работает сердце человека»
Цель: Познакомить детей с назначением и работой сердца.
12. Занятие «Как мы дышим»
Цель: Познакомить детей с органами дыхания.
13. Занятие «Как движутся части тела»
Цель: Познакомить детей с назначением мышц, суставов, их ролью в строении тела человека.
14. Занятие «Микробы и вирусы»
Цель: Рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях.
15. Занятие «Личная гигиена»
Цель: Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур.
16. Занятие «Здоровье и болезнь»
Цель: Научить детей бережно относиться к своему здоровью, заботиться о нем, избегать ситуации, приносящие вред здоровью.
17. Занятие «Отношение к больному человеку»
Цель: Воспитывать чувство сострадания, соучастия к больным, немощным; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.
18. Занятие «Витамины и полезные продукты»
Цель: Познакомить с понятием «витамины», рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
19. Занятие «Здоровая пища»
Цель: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
20. Занятие «Спорт»
Цель: Познакомить детей с различными видами спорта, формировать понятие о здоровом образ жизни, о значении спорта для здоровья человека.

Блок 2. Трудовая деятельность



Домино